Есть в Петербурге и памятник поэту – в Таврическом саду, созданный Альбертом Чаркиным к 100-летию со дня рождения поэта. Есенин, по словам Чагина, «в присутствии Сергея Мироновича Кирова неповторимо задушевно читал новые стихи из цикла «Персидские мотивы». Санкт-Петербург Петербург Сергея Есенина.
«Знакомый ваш Сергей Есенин»: московский озорной гуляка и певец крестьянской жизни
Главная» Блог» Есенин и Петербург. Его стихи читают все — и высокопоставленные гости, и молодые авторы, и просто поклонники, пришедшие почтить память русского поэта. Сегодня Александр — уже современный поэт из Санкт-Петербурга — гастролирует по России, читает стихи Есенина и свои собственные.
Глава третья Есенин завоевывает Петроград (1915)
Есть в Петербурге и памятник поэту – в Таврическом саду, созданный Альбертом Чаркиным к 100-летию со дня рождения поэта. Однако, если следовать хронологии, первым, к кому Есенин обратился в Петербурге, был Александр Блок. Есенина – читали, переписывали от руки, пели на его стихи песни.
Есенин читает свои стихи, 1921 г.
А не Сити. И не Черемушки. Есенин не выбирал, где жить, все сделала «судьба», но выбор был не самым плохим. Между тем: «В то самое время, когда Сергей Есенин только начинает устраивать свою московскую жизнь, в городе уже гремит хулиган-футурист Владимир Маяковский.
Но Москва Москвой, а «пути двух поэтов пересеклись в Петрограде, куда Маяковский уезжает в январе 1915 года, а Есенин — в марте». Да, уже шла Первая мировая война, Петербург уже стал Петроградом. Поэты-хулиганы сражались за место под литературным солнцем.
Зазвучал и Есенин: «Петербург — город, где вышла в свет его первая книга, первый поэтический сборник «Радуница». Петербург — город, в котором он взошел на поэтический Олимп, в Москву — вернулся известным, признанным поэтом». Что было дальше?
Революция, куда без нее. Сбывшиеся и несбывшиеся надежды. Маяковскому Октябрь оказался ближе, роднее.
Есенин позволяет себе сомнения и политические капризы: «…в письме Александру Кусикову Есенин признается в крушении своих революционных надежд: «Теперь, когда от революции остались только хрен да трубка , стало очевидно, что ты и я будем той сволочью, на которой можно всех собак вешать… Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь…» Точнее не скажешь. Есенин рвался в революцию, хотел попасть на все большевистские корабли современности, на все коммунистические броневики, но тут уже капризничала гражданка революция: «И Есенин, и Маяковский стремились быть обласканными властью, были знакомы с некоторыми государственными деятелями, руководителями спецслужб.
Есенин и — в гораздо большей степени — Маяковский писали стихи о Ленине». Сам же вождь — Владимир Ульянов-Ленин — Есенина и вовсе мог не знать. Маяковского хотя знал и читал, но вряд ли любил.
Как-то раз похвалил, видя некоторую полезность, но не более. Есенина ценил Лев Троцкий. Но он и Маяковского уважил: «И на смерть Есенина, и на смерть Маяковского Троцкий откликнулся некрологом».
Лучшим и талантливейшим Маяковского назвал Иосиф Сталин. Фото автора И вознес его, тем и погубил.
Здесь состоится уличный праздник «Есенинские чтения». Горожане смогут прочитать свои любимые стихи поэта в рамках программы «Открытый микрофон», поучаствовать в викторине на знание стихов Есенина и фактов его биографии.
Есенин — один из любимых россиянами лирических авторов, его произведения входят в школьную программу. Каждый 10-й называет своим любимым одно из стихотворений Сергея Есенина.
Главным местом празднования в день 125-летия Есенина, собравшим поэтов и писателей Петербурга и любителей есенинского стиха, стал Таврический сад, где четверть века назад к столетнему юбилею Есенина был установлен красивый беломраморный памятник скульптора А.
Чаркина, полюбившийся жителям Северной столицы. Здесь не раз проходили поэтические вечера и собрания, и после полудня 3 октября по ставшей доброй традиции к памятнику стали стягиваться давно знакомые друг другу и новые поклонники поэта. Открыл памятный вечер председатель правления Санкт- Петербургского отделения Союза писателей России Борис Орлов, рассказавший не только о красоте стиха и значимости творчества Есенина, но и о том что есенинская поэзия особенно злободневно звучала в конце минувшего века, когда в России произошёл переворот, названный словом «перестройка», но «перестроить» наше мировоззрение, взращённое поэзией Сергея Есенина, невозможно.
Борис Орлов прочитал своё любимое стихотворение Сергея Есенина: Я иду долиной. На затылке кепи, В лайковой перчатке смуглая рука. Далеко сияют розовые степи, Широко синеет тихая река… И как подтверждение того, что настоящая, большая поэзия никогда не умирает, прозвучали такие строчки из стиха: Ах, перо не грабли, ах, коса не ручка — Но косой выводят строчки хоть куда, Под весенним солнцем, под весенней тучкой Их читают люди всякие года… Много замечательных стихов прозвучало у памятника Сергею Есенину в исполнении членов Союза писателей России, чтецов, актёров, художников, учителей и других.
Актёр Театра Антреприза им.
Основой взаимной критики поэтов была не личная неприязнь, а принадлежность к разным литературным направлениям, разные представления о роли поэзии и предназначении поэта. Он встанет у штурвала и уведёт зрителей в небывалое литературное путешествие. Его чуткая натура, умудрённость и эрудированность, слитые с сочувствием и искренностью, позволят оголить перед зрителями чарующую глубину стихотворений русских классиков. Психологическое образование Антона, однако, не определило его жизненный путь.
Есенина дважды вынимали из петли
Памятник Есенину был открыт в Санкт-Петербурге в 1995 году. Есенин прочитал ему свои стихи и получил рекомендательные письма для поэта Сергея Городецкого и влиятельного журналиста из «Биржевых ведомостей» Михаила Мурашова. Новости - Кино - Такое смягчение оценки С. Есенина в посмертной статье очевидно: «Держал себя со скромностью, стихи читал, когда его просили, — охотно, но не много, не навязчиво: 3—4 стихотворения. Мемориальная доска Есенину С. А. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 33 В этом доме. Есенина – читали, переписывали от руки, пели на его стихи песни.
125 фактов о Сергее Есенине и его жизни
Сегодня Александр — уже современный поэт из Санкт-Петербурга — гастролирует по России, читает стихи Есенина и свои собственные. Сергей Есенин читает свои стихи "Я покинул родимый дом". Стихи читает Сергей Безруков - YouTube. Есенина – читали, переписывали от руки, пели на его стихи песни. Помните эпизод, когда Есенин вдруг начинает читать Айседоре Дункан свое знаменитое стихотворение «Не жалею, не зову не плачу».
Жителям Фрунзенского района прочитают малоизвестные стихи Есенина
Кругом движенье, гомон, щебетанье, но у неё иной полёт, иной язык. А потом смотришь, вот она снова сидит на самой последней парте 7-й ряд и, склонив голову, читает книгу. Она неизменно читала или что-то писала на уроках, явно безразличная к тому, что происходит в классе; только изредка вдруг приподнимет голову, заслышав что-то стоящее внимания, иногда сделает какое-нибудь замечание и снова погрузится в чтение». В начале XX века заветной мечтой любого, кто хотел связать жизнь с искусством, было путешествие в Европу и в первую очередь — в Париж. Анастасия Цветаева, сестра поэтессы, писала в своих мемуарах, что грезила об этом и шестнадцатилетняя Марина. После окончания гимназии в 1909 году мечта сбылась: юная поэтесса отправилась в своё первое самостоятельное путешествие и в течение лета слушала курс по старофранцузской литературе в Сорбонне. Марина Цветаева с отцом Фото: библиотека Шадринского государственного педагогического университета Осенью, уже в Москве, Цветаева начала посещать литературные кружки и быстро обратила на себя внимание известных поэтов. Среди них был и вернувшийся из Парижа Максимилиан Волошин. В следующем, 1910 году он пригласил её в свой знаменитый «дом поэтов» в Коктебель.
Вращение в этой среде, постоянное обсуждение стихов и литературы, видимо, и стали литературными университетами Цветаевой, хотя писать она начала ещё в раннем детстве. Борис Пастернак Борису Пастернаку учёба давалась легко, он окончил гимназию с золотой медалью. Параллельно занимался музыкой по программе консерваторских курсов, даже написал две сонаты для фортепиано. Этому увлечению способствовало то, что мать Бориса была известной пианисткой, их дом посещали Рахманинов и Скрябин. Но дальше по этой стезе Пастернак не пошёл, а, как и многие другие его знаменитые коллеги по поэтическому цеху, стал студентом юридического отделения — в Императорском московском университете. Через год перевёлся на философское — и так увлёкся, что в 1912 году уехал слушать летний курс в Марбургский университет в Германии, где преподавал глава неокантианской школы философии. Пастернака О том, что философа из него не получится, будущий нобелевский лауреат понял в Марбурге, во время подготовки итоговой работы, хотя приступал он к ней с большим энтузиазмом. Пастернак писал потом, что «переживал изученье науки сильнее, чем это требуется предметом» и что именно этот пыл выдавал в нём не философа, но поэта.
В автобиографической повести «Охранная грамота» он очень эффектно отразил этот эпизод своей жизни: «… по мере писанья она [работа] обрастала всё сгущавшимся убором книжных цитат и сопоставлений. А так как при ограниченности срока мне в известную минуту пришлось отказаться от выписок, взамен которых я просто стал оставлять авторов на нужных мне разгибах, то наступил момент, когда тема моей работы матерьялизовалась и стала обозрима простым глазом с порога комнаты. Она вытянулась поперёк помещенья подобьем древовидного папоротника, налегая своими лиственными разворотами на стол, диван и подоконник». Пастернак попросил хозяйку квартиры, в которой снимал комнату, не убираться у него и не прикасаться к этому диковинному «папоротнику» из листов бумаги и книг. Папоротник продолжал расти и разветвляться, и чем больше он рос, тем яснее становилось, что работа не будет закончена. Накануне защиты, ещё раз взглянув на бесконечную вереницу книг, несостоявшийся философ засучил рукава и за полчаса самостоятельно всё разобрал. Вернувшись в Москву, Пастернак погрузился в литературное творчество. От Марбурга осталось лишь одно из его стихотворений 1916 года с аналогичным названием.
Осип Мандельштам Осип Мандельштам, в отличие от остальных звёзд Серебряного века, окончил не гимназию, а Тенишевское коммерческое училище в Петербурге. Это была частная средняя школа, дополненная специальными предметами — счетоводством, товароведением и так далее. Звучит скучновато, но на деле это было передовое учебное заведение с демократичной и творческой атмосферой и высоким уровнем преподавания всех предметов, в том числе гуманитарных. Фото: Российская государственная библиотека Младший брат Осипа, Евгений, в своих воспоминаниях объяснял, что именно по этим причинам мать и выбрала для них училище. Скорее всего, была и ещё одна причина — попасть туда еврейским детям было проще, чем в классическую гимназию. Тенишевское училище, по воспоминаниям другого его знаменитого ученика — Владимира Набокова — славилось ещё и безразличием к классовым, расовым и религиозным разграничениям. Но главным была атмосфера, весь дух школы, помогающий ребёнку найти себя и способствующий становлению личности. Конечно, и в них не всё было идеальным, но по сравнению с гимназиями, подчинёнными Кассо, министру просвещения, известному своей реакционностью, дети здесь росли в совершенно иных условиях», — писал об училище Евгений Мандельштам.
Осип ходил в училище с удовольствием. Брат сохранил отзыв преподавателя географии о будущем поэте: «Очень способный и необыкновенно старательный мальчик, правдив, очень впечатлителен и чувствителен к обиде и порицанию, владеет хорошо слогом…» Сильно повезло Осипу с учителем литературы — это был Владимир Васильевич Гиппиус, поэт и родственник поэтессы Зинаиды Гиппиус. Читал лекции, увлекая класс блестящим изложением интереснейшего материала», — вспоминал Евгений Мандельштам.
Они и в самом деле недалеко друг от друга: памятники тому и другому находятся на улице Горького ныне Тверская.
Маяковский, кроме того, возвышается еще и на Садовом кольце памятник ему стоит на пересечении Тверской и Садового кольца. Памятник Пушкину тоже не только на Тверской стоит, а там, где Тверскую пересекает Бульварное кольцо. А на Бульварном в одну сторону будет монумент Есенину, а в другую — Высоцкому. А еще памятники поэтам Александру Грибоедову и Абаю Кунанбаеву.
Поэтов посмертно у нас любят, памятники им ставят охотно. А Александр Сергеевич всех примиряет, всеми, так сказать, мудро руководит. И совсем рядом с автором «Евгения Онегина» стоят наши герои — Есенин и Маяковский. Тема, ею выбранная, — вечная, сверхпопулярная, неисчерпаемая: «Поэтическая дуэль Есенина и Маяковского началась со дня их знакомства и закончилась только после смерти обоих».
А может, и не закончилась. Потому что, например, очная закончилась, когда умер Есенин. Но Маяковский спорил и с мертвым уже автором «Черного человека». Когда же умер и автор «Облака в штанах», спор между ними перешел в иные сферы.
Однако все равно спорили между собой их поклонники и хулители, их друзья и знакомые, любовницы, жены, любовники и собутыльники. Спорили и спорят филологи и писатели, специалисты и любители. Книжка Степановой — конечно, об очном споре поэтов. Начинали они оба с Москвы.
В 1912 году он, полный надежд, творческих замыслов и веры в себя, только переезжает в Москву… Есенин поселяется в деревянном доме, принадлежащем купцу Н. Крылову, в общежитии для приказчиков мясной лавки купца. Долгие годы в этой лавке работал отец поэта — А. Есенин и жил по адресу: Б.
Строченовский переулок, дом 24. Сергей попадает, по словам краеведов, в совершенно особый мир — Замоскворечье… район купеческий, патриархальный, со строгим соблюдением традиций…» Замоскворечье даже сейчас — немного, но город, немного, но Москва. А не Сити.
Есенин проявлял особую любовь и уважение к классикам русской литературы, поэтому можно предположить, что он читал свои стихи в честь великих русских поэтов. Александра Пушкина он мог воспринимать как своего литературного прародителя, поэтому возможно, что Есенин посвящал свои выступления Пушкину. Александр Блок и Афанасий Фет были известными поэтами, жившими в Петербурге, и давали большое значение русской поэзии. Возможно, Есенин читал свои стихи перед этими поэтами, чтобы получить их мнение и одобрение.
Бабушка любила Есенина и баловала его. Дедушка Есенина был старообрядским начетчиком. Мать Есенина была неграмотной. Когда Есенину было три с половиной года, дяди посадили его на лошадь без седла и пустили в галоп. Есенин очень трепетно относился к младшей сестре Шуре, называя её Шурёнком и Шуревной. У Есенина была сестра Ольга, которая умерла в трёхлетнем возрасте. Первый сборник стихотворений Есенина назывался «Радуница». Есенин не принимал стихи Пастернака. Советский государственный и политический деятель Сергей Киров обожал творчество Есенина. Есенин крещён в Константиновской церкви Казанской иконы Божией Матери. Начал читать, когда ему было около пяти лет. Есенин посадил в Константинове тополь, которому скоро исполнится 100 лет. Есенин любил рыбалку. Оставался на второй год в третьем классе Константиновского земского четырехгодичного училища за плохое поведение. Наставником Есенина в Константинове был священник Иван Смирнов Первой любовью поэта стала внучатая племянница священнослужителя Анна Сардановская. Закончил это училище с похвальным листом. Закончил Спас-Клепиковскую церковно-приходскую второклассную учительскую школу и получил звание учителя грамоты. Живя в Константинове, Есенин много читал. После прочтения «Слова о полку Игореве» Есенин долго находился под впечатлением. Некоторое время посещал Университет Шанявского в Москве. Подрабатывал в конторе владельца мясной лавки купца Крылова, где приказчиком работал его отец. Рост Есенина был около 168 сантиметров. Одно время в Москве у него были трудности с жильём. Первый стихи его напечатали, когда Есенину было 19 лет. Есенин рассказывал, что когда впервые увидел Александра Блока, вспотел от волнения. Распространял среди рабочих социал-демократический журнал «Огни», но сам печататься в этом журнале не успевает, журнал закрывается. Во время объявления войны 1914 находился в Крыму. Работал в типографии помощником корректора. Зарплату в начале творческого пути Есенин тратил на книги, журналы, не думая о быте Есенина советовал своим обеим сёстрам прочитать произведения «Казаки» и «Хаджи-Мурат». Первую автобиографию он написал в 1915 году. Первого сына Есенина назвали Юрием. Из-за несвоевременного возвращения из увольнения был арестован на 20 суток. За участие в концертах для раненых воинов в царскосельском лазарете императрица Александра Феодоровна пожаловала Есенину золотые часы с цепочкой и изображением государственного герба были получены Д. Ломаном, но по назначению не переданы.