Новости когда христиане держат пост

В 2024 году главный праздник православных христиан в России приходится на 5 мая, а Великий пост будет длиться с 18 марта по 4 мая.

История и смысл Великого поста

Верующие слушают его, стоя на коленях. В основе текста — слова из 140-го псалма Давида. Смысл текста — просьба о даровании такой молитвы, которая действительно направится к Господу. Чтобы быть Им услышанной, наша молитва должна быть искренней, внимательной, глубокой. Вот об этом и просят верующие в дни Великого поста, когда молиться нужно больше, но при этом сохранять сосредоточенность бывает непросто. Богослужение Великого поста Богослужение Великого поста отличается от привычной церковной службы и по атмосфере, и по своему построению. Убранство храма и облачения клириков в этот период черные или темно-фиолетовые. В церкви царит полутьма. На самой службе меньше поют, больше читают. А вместо литургии часто бывают изобразительны служба, состоящая из чтения псалмов, молитв, отрывков из Священного Писания.

В будни литургию служат только в среду, пятницу или праздники, и она совсем другая. Об отличии от обычной говорит ее название — литургия Преждеосвященных Даров: верующие причащаются Дарами, освященными на последней полной литургии. В Великий пост полной она бывает в субботу — хорошо знакомая литургия св. Ионна Златоуста, и воскресенье — литургия Василия Великого, совершаемая всего десять раз в году, семь из которых приходятся на этот период. Отсутствие литургии, с одной стороны, напоминает о древней традиции монахов уходить в скиты или уединяться в кельях в дни Великого поста, не собираясь для совместного богослужения, и брать с собой запасные Дары, чтобы причащаться во время своего молитвенного подвига. С другой, литургия — это всегда торжество, а большая часть богослужений Великого поста настраивает на сокрушение о грехах. Еще одно богослужение, которое совершается только в Великий пост, — пассия. Это не обязательная служба, но во многих храмах она все же бывает вечером в четыре великопостных воскресенья. Во время пассии читается отрывок из одного из Евангелий, рассказывающий об искупительной жертве Спасителя, и акафист Страстям Господним.

Соборование в Великий пост Есть еще одно богослужение, совершаемое в храмах в этот особый период года. Оно не обязательное, и в каждом приходе его назначают на разные дни и время, и обычно храмы бывают полны, потому что многие верующие желают прийти на соборование в Великий пост. Соборование — одно из семи таинств Церкви. Во время него читаются определенные фрагменты апостольских посланий, Евангелия, специальные молитвы и особым образом совершается помазание верующих освященным маслом елеем. Традиционно это таинство совершается над больными, и во время него священник и сам верующий просят у Господа Божьего благословения и избавления от недугов — как телесных, так и душевных. Вряд ли сегодня хоть один человек сможет назвать себя полностью здоровым, тем более христианин, понимающий, как устроена наша душа и какие страсти в ней порой гнездятся. Именно поэтому в этот покаянный период люди, даже не особенно страдающие от телесных болезней, тоже прибегают к этому способу очищения души. Важно понимать, что соборование — это не волшебная манипуляция, а личный молитвенный труд. Оно не заменит таинств Покаяния и Причастия, но может дополнительно укрепить и поддержать человека на его великопостном пути.

Что читаем в Великий пост Немалое значение имеет, что мы читаем в Великий пост, так как во многом досуг влияет на фон нашей жизни. Очевидно, что нельзя требовать от современного человека проводить семь недель в информационной тишине. Но нужно постараться сократить потребление чисто развлекательного контента или вовсе отказаться от него. Освободившееся время стоит посвятить знакомству с книгами, прочтение которых в обычные дни откладывается. Речь не идет об обязательном для всех списке духовной литературы. Для кого-то изучение наследия святых отцов будет трудным, но радостным делом Великого поста, а другому подойдет составленный современными авторами сборник поучений или историй о святых. Не стоит отказываться и от нерелигиозной литературы. Протопресвитер Александр Шмеман подчеркивал: «Не все люди призваны быть богословами. Но в лучших произведениях литературы заложено столько богословских мыслей, а все, что обогащает наш разум, всякий плод настоящего творчества благословляется Церковью и, правильно воспринимаемое, приобретает духовную ценность».

Что читать в Великий пост, можно выбрать из специальной подборки или самостоятельно. Важно, чтобы это чтение не шло вразрез с тем настроем, который создается в эти дни с помощью поста и молитвы, а чтобы оно чему-то учило, воодушевляло, давало добрые побуждения. Именно тогда христиане взяли себе за правило воздерживаться от пищи в канун Пасхи, вспоминая о Страстях Спасителя. Этот пост мог длиться один день, сорок часов или целую неделю. Изначально общего правила о продолжительности воздержания не было. Пост в сорок дней вошел в обиход только к IV веку. В первом достоверно указывающем на многонедельный пост перед Пасхой источнике — послании святого Афанасия Великого — говорится о постных подвигах Моисея, Илии и Даниила, во время которых они были удостоены общения с Богом. Правила пищевого поста, закрепленные в уставе, сложились в монастырских условиях, отличных от современной жизни большинства верующих. Поэтому сегодня многим людям самим вместе со священником приходится определять меру своего гастрономического воздержания.

Неизменным и с ветхозаветных, и со времен первых христиан остается одно: пост должен сближать человека с Богом, а не отдалять от Него. Недаром святитель Афанасий напоминает о фарисее, которому правильное следование традиции не шло на пользу, потому что он превозносился. Великий пост у католиков В 2024 году Великий пост у католиков начинается 14 февраля и продлится до 30 марта включительно. Великий пост у католиков и православных отличается и датами, и традициями. Дело не только в том, что две конфессии рассчитывают дату Пасхи разными способами и отмечают Воскресение Христово с разрывом в пять, четыре или одну неделю, а соответственно, и пост приходится на разные числа. Даже если даты Пасхи совпадут так тоже бывает , поститься православные и католики все равно начнут в разные дни. У католиков период подготовки к главному церковному событию года начинается за 46 дней — не с понедельника, а со среды, которая носит название Пепельной. Этот первый день поста — день покаяния, для которого существует особый обряд посыпания голов верующих освященным пеплом или начертания на лбу пеплом знака креста. Пепельная среда и Страстная пятница — самые строгие и обязательные для ограничений в питании дни Великого поста у католиков.

Однако современные правила предпасхальной подготовки мало уделяют внимания еде, а рекомендуют больше сосредотачиваться на молитве, посещать богослужения и отказаться от каких-то материальных излишков в пользу церквей, школ и нуждающихся. Армянский Великий пост Прихожане Армянской Апостольской Церкви отметят Пасху в один день с католиками — 31 марта, но поститься будут перед этим 48 дней. То есть армянский Великий пост начнется в 2024 году 12 февраля. При этом в армянском церковном календаре есть еще один предпасхальный пост — Передовой. За десять недель до Святого Воскресения принято воздерживаться еще пять дней с понедельника по пятницу. Постятся армяне строго, отказываясь от любых продуктов животного происхождения, употребление рыбы не разрешено даже в праздничные дни. Но хотя устав и запрещает всякие поблажки, церковнослужители ААЦ всегда предупреждают, что меру поста нужно выбирать в соответствии со своим здоровьем и обстоятельствами жизни. Верующие армяне стараются хотя бы на время поста отказаться от вредных привычек, избавиться от озлобления и раздражения, при этом находить время на заботу о других и добрые дела. О том, что смысл поста не в гастрономическом воздержании, а в отдалении от греха, напоминают слова святого Армянской Апостольской Церкви Григора Татеваци: «Сатана тоже всегда в посте, ничего не ест, но не прекращает грешить и грешит без устали».

Важно понимать, что строгое соблюдение всех требований Великого поста обязательно только для священнослужителей, монахов и послушников. Если же вы ведете обычную жизнь и работаете пять дней в неделю, тем более если работа эта сопряжена с физическим трудом, полное воздержание от пищи или ее однократный прием могут быть просто опасными для здоровья. Поэтому всегда ориентируйтесь на свое состояние и потребности желудка — цель поста не в том, чтобы заморить голодом христиан и обеспечить их проблемами со здоровьем. Великий пост для православных христиан про совершенствование и духовный рост, поэтому если у вас от голода начинает болеть живот и кружиться голова, не нужно ждать вечера и терпеть. Кому можно не поститься Разумеется, соблюдать пост можно только здоровым людям без хронических заболеваний и проблем. Поэтому если у вас анемия, диабет или заболевания ЖКТ, не стоит пускаться во все тяжкие и через силу соблюдать все предписания Великого поста.

Также не советуют поститься детям до 14 лет, беременным и кормящим женщинам, пожилым людям. Если у вас есть особенности по здоровью, но все равно для вас важно соблюсти Великий пост, во-первых, посоветуйтесь со своим врачом, какие продукты вы можете безболезненно исключить из рациона. Также можете обратиться за советом к настоятелю церкви, в которую вы ходите. Даже если вы на период поста откажетесь от алкоголя, фастфуда, вечеринок и нецензурной лексики, проведете эти дни за чтением Библии и будете совершать пусть и маленькие, но добрые и искренние дела, это будет гораздо лучше, чем если вы просто будете изматывать организм голоданием. Какие еще есть правила на время Великого поста Во время Великого поста особенно ценно помогать тем, кто в этом нуждается. Если позволяет финансовое положение — помогайте деньгами малоимущим, переводите пожертвования в фонды или оказывайте помощь адресно.

Если у вас нет свободных средств, можете помогать делами — любому фонду всегда нужны волонтеры. Во время поста запрещено пить алкоголь за исключением выходных и только в малых дозах и курить. Если вы курильщик со стажем, конечно, резко бросать не стоит, это банально может быть опасно для здоровья, но стоит попробовать хотя бы сократить число никотина, который вы потребляете в течение дня. Также стоит ограничить посещение вечеринок или других развлекательных мероприятий, сократить время, которое вы проводите за просмотром роликов в соцсетях. Во время Великого поста нельзя ругаться, злиться, устраивать скандалы, вынашивать планы мести и что угодно, что может навредить духовному росту и что не подходит под понятие «светлого, доброго и вечного».

Во всех преданиях демоны представлены как существа, которые пытаются затянуть человека во тьму, заставить его нарушать правила поста. В то же время, в преданиях подчеркивается важность духовной борьбы и соблюдения постных правил, чтобы защитить себя от нападений духовных противников. Есть несколько суеверий, связанных с Великим постом. Многие считают, что нельзя начинать новые дела в первый день поста, играть свадьбы и отмечать дни рождения, курить и употреблять алкоголь, заниматься спортом и физической работой.

Кто-то говорит, что недопустимо обсуждать материальные вещи и делать покупки, кроме необходимых продуктов, и даже стричь волосы и ногти в первую неделю Великого поста! Так ли это на самом деле? Мнение, что нельзя начинать новые дела в первый день Великого поста, который называется "Чистый понедельник", разделяется многими. Однако, как говорят священнослужители, это не является обязательным правилом, установленным церковью, и не имеет корней в богословии или канонах православной традиции. Например, в народе считается, что нельзя делать операции во время поста. Однако в православии нет никаких запретов на это. Если хирургическое вмешательство необходимо для лечения и спасения жизни человека, то оно может быть выполнено в любое время, включая пост. Также церковь не возбраняет принятие лекарств и оказание медицинской помощи в любое время. Великий пост — время духовного преображения и покаяния, и многие верующие стремятся сосредоточиться на молитве и отказаться от светских забот и дел в это время.

Но если вы решите начать новое дело в первый день поста, это не будет неправильным или грешным по православному вероучению. Принято считать, что в Великий пост нельзя смеяться и шутить, это грех. Но в православии нет запрета на смех и шутки в этот период. Пост является временем духовного преображения, когда верующие стремятся сосредоточиться на молитве и покаянии, но это не означает, что нужно отказываться от юмора. Главное во время Великого поста — следовать духовным установкам и избегать греховных поступков, таких как клевета, злопыхательство, ложь, гнев. Однако умеренный смех и радость в кругу семьи и друзей не противоречат духу поста и не являются греховными поступками. В народе говорят, жениться во время поста — плохая примета, мол, такой брак счастливым не будет.

Он последовательно соединяет два поста: Четыредесятницу длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы и пост Страстной седмицы», — рассказал иеромонах Иов Гумеров. Период поста делится на: Святую Четыредесятницу пять седмиц и пять дней ; Лазареву субботу; Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье ; Страстную седмицу длится шесть дней, на седьмой наступает Пасха — Светлое Христово воскресение. Суть Великого поста У многих пост ассоциируется в первую очередь с ограничениями в пище и некоторых действиях, которые должен выдержать человек. Однако на самом деле суть заключается в очищении тела и души от всего, что может помешать приблизиться к духовному началу. В IV-V веках тех, кто не соблюдал Великий пост, отлучали от церкви на некоторое время Вероучение говорит, что видеть свои грехи — это не обыкновенная способность человека, а дар Божий. И в пост люди становятся способными к восприятию дара. Пост для верующего — время, когда можно ослабить тело воздержанием и сделать душу более восприимчивой к общению с Богом. В эту неделю православные чтят победу в иконоборчестве. Особое почтение воздают византийской императрице Феодоре Константинопольской, которая восстановила почитание икон в церкви после их запрета в VIII веке. Вторая неделя — святителя Григория Паламы. Он объяснил связь между Богом и миром. Церковь почитает этого святого за его учение и победу в богословских спорах. Третья неделя — Крестопоклонная. В это время поклоняются кресту. Четвертая неделя — преподобного Иоанна Лествичника. Этот святой — пример постнической и духовной жизни. Пятая неделя — преподобной Марии Египетской. Святую почитают за ее избавление от развратной жизни с помощью усиленного поста. Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим. Неделя Ваий — иное название Вербного воскресенья, происходящее от слова «вайи», пальмовых ветвей, которыми устилали путь Христа перед въездом в Иерусалим. В славянских странах альтернативой пальмовых ветвей являются ветки вербы. Седьмая неделя — Страстная седмица. В эту неделю вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа. Как подготовить организм к посту Во время Великого поста православные ограничивают привычный рацион. Поэтому перед постом нужно создать запас белков, чтобы организм не испытывал в них недостатка. Например, как советуют специалисты Роспотребнадзора , ежедневно съедать по яйцу и 150-200 граммов рыбы. Когда начнется пост, и от того, и от другого придется надолго отказаться. За время подготовки к посту нужно дать организму привыкнуть к большому количеству клетчатки в рационе. За две недели до поста а лучше еще раньше нужно постепенно сокращать количество продуктов животного происхождения и увеличивать долю пищи растительного происхождения в рационе.

Кому нельзя поститься

  • Священник рассказал, в каком случае можно нарушить диету во время поста
  • Пост в Библии: цель и значение поста в Новом Завете
  • СПЖ - новости Православия – Telegram
  • Как поститься впервые? Ответ священника

У православных верующих начинается Великий пост

Если хирургическое вмешательство необходимо для лечения и спасения жизни человека, то оно может быть выполнено в любое время, включая пост. Также церковь не возбраняет принятие лекарств и оказание медицинской помощи в любое время. Великий пост — время духовного преображения и покаяния, и многие верующие стремятся сосредоточиться на молитве и отказаться от светских забот и дел в это время. Но если вы решите начать новое дело в первый день поста, это не будет неправильным или грешным по православному вероучению. Принято считать, что в Великий пост нельзя смеяться и шутить, это грех. Но в православии нет запрета на смех и шутки в этот период. Пост является временем духовного преображения, когда верующие стремятся сосредоточиться на молитве и покаянии, но это не означает, что нужно отказываться от юмора. Главное во время Великого поста — следовать духовным установкам и избегать греховных поступков, таких как клевета, злопыхательство, ложь, гнев.

Однако умеренный смех и радость в кругу семьи и друзей не противоречат духу поста и не являются греховными поступками. В народе говорят, жениться во время поста — плохая примета, мол, такой брак счастливым не будет. Светские праздники, такие как дни рождения, именины и, конечно же, свадьбы, в это время действительно большей частью не справляются. В православии существует запрет на венчание во время поста, так как это считается неуместным и не соответствующим духу подготовки к Пасхе. Отказ от светских праздников и церемоний в этот период помогает верующим сосредоточиться на духовном росте. Однако строгого запрета и на это нет: например, если необходимость свадьбы связана с особыми обстоятельствами, то, как говорится — пусть так и будет, однако отмечать событие рекомендуется не так шумно и широко, как в другое время года. В экстренных случаях венчание могут разрешить, но с соблюдением определенных ограничений, например, с сокращенным венчальным обрядом.

Отдельная тема — зачатие ребенка в пост. В народе бытует страшилка, что такие дети родятся больными, психически неполноценными или обязательно станут грешниками. Но и это чистое суеверие. Православие не связывает зачатие ребенка с датами или любыми другими внешними обстоятельствами. Зачатие и рождение ребенка — это благословение от Бога, каждый ребенок является даром Божьим и уникальным творением.

То же самое говорится и о путешествующих. В ситуации, когда выбор пищи невелик, простительно отступить от правил, — поведал отец Максим. Батюшка предупредил, что пост — время воздержания от телесной близости между супругами. При этом он сообщил, что отказ от плотского общения позволителен только при обоюдном согласии мужа и жены — воздержание не должно портить семейные отношения. Он также отметил, что отказ от совместной постели должен усиливать духовное единение и дарить радость общения в доме, а также время для совместных молитв: — Во время поста супруги должны становиться ближе друг другу, а не наоборот! Отец Максим рассказал, что по церковным правилам в период поста не совершаются венчания. Он также сообщил, что в некоторых храмах, в соответствии с местными традициями, не принимаются записки на сорокоуст — проведение священнослужителями на протяжении 40 дней молитв о здравии и благополучии определенного человека во время богослужения с произнесением указанного подателем имени. Если в храме совершается чтение молитвы с именем при вынимании частицы просфоры во время литургии, в пост это сделать невозможно, — дополнил протоиерей. Отец Максим в заключение рассказал, что пост обновляет физические и духовные силы. Главное для новоначальных — пытающихся поститься в первый раз — правильно выбрать «меру» и не забывать, что пост представляет собой не только «диету», но и духовный труд. Важнейшая часть поста — примирение с ближними. Именно поэтому Великий пост открывается Прощеным воскресеньем.

То есть, прежде чем отказаться от чего-либо, человеку нужно размыслить о том, как будет, например, то или иное воздержание полезно для его телесного здоровья. Это очень индивидуальный вопрос. А так, конечно же, если ребенку уже есть 5 лет, думаю, его нужно приучать, что причастие требует подготовки: с утра, например, ничего не кушать и не пить. Читать вместе с ним Евангелие, объяснять ему, что причастие является великой святыней. Дети не совсем понимают, что значит тело Христова и кровь Христова. Плохо, когда родители говорят, что это мед, компот или водичка, это же кощунственно. Для ребенка теряется смысл самого причащения, ведь зачем ему придавать большое значение тому, что дают в храме, если это есть и дома. В таком случае можно просто сказать, что вкушаемое — это Великая Святыня. Если младенец этого сейчас не осознает, он подрастет и все поймет. Однако фактически он идет 48 дней. Также прибавляется Страстная Седмица, которая как раньше, так и сейчас не является частью Великого поста. У нас он заканчивается праздником входа Господа в Иерусалим — Вербным воскресением. А неделя, которая прибавляется к Святой Четыридесятнице, называется Страстной седмицей. В последние дни перед Пасхой совершается какая-нибудь память. Например, в понедельник церковь вспоминает ветхозаветную историю о том, как братья отреклись от Иосифа в Египте. Вторник — день обличение Господа Иисуса Христа фарисеев и саддукеев. Поэтому каждый день Страстной седмицы посвящен определенному событию. Даже есть в богослужебных книгах такое название «Последование страстей Христовых». То есть вся эта неделя, последняя, она рассматривается как последние дни жизни Иисуса Христа: предательство, распятие, тайная вечеря и воскрешение. В этот день вспоминают вход Иисуса Христа в Иерусалим. Можете рассказать о том, как правильно отмечать этот праздник? И каждый раз, когда совершается его память, читается Евангелие. В писании есть повествование о том, как Господь грядет на Свою вольную смерть. Фактически Христос добровольно идет на страдания, когда прибывает в израильскую столицу. Тем самым Он показывает, что никто Его не принуждает, не заставляет Его совершать такой искупительный подвиг. А Он сам идет на такую крестную жертву для спасения рода человеческого. В древности обычно великих полководцев встречали пальмовыми ветвями, как победителей со словами «осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». То есть благословенный тот, который грядет во имя Господне, они Его встречают как великого царя и пророка. Почему именно встречают?

То есть воздержание - пищевое ли, телесное - только средство. И оно может стать вредным и даже опасным, если существует само по себе. Если сердце не очищается исповедью, не обращено к Господу молитвой, не участвует в Таинстве Причастия, не погружено в молитвенный настрой богослужений, не готово отзывчиво откликаться на добрые дела, то при соприкосновении с этим невидимым миром оно оказывается незащищенным перед темными силами. Телесный пост - когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост - когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов... Телесный пост без поста душевного, считают святые, ничто. Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов - и какая им от того польза? Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения поститься не хотят. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают - и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но простирают их на мздоимство, хищение и грабеж чужого добра - и какая им от того польза? Истинный и прямой пост - воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти. Да постится ум твой от суетных помышлений. Да постится память от злопамятства. Да постится воля твоя от злого хотения. Да постятся очи твои от худого видения: "Отврати очи твои, чтобы не видеть суеты". Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических. Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова. Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра.

Священник рассказал, в каком случае можно нарушить диету во время поста

В эти семь дней перед началом Великого поста православная церковь отмечает неделю о Страшном суде, которому только ещё предстоит произойти после второго пришествия Иисуса Христа. Для нас это напоминание необходимо прежде всего для того, чтобы не предаться беспечности и нерадению о своём спасении в надежде на милость Божию. Церковь призывает нас уже сейчас покаяться и обратиться к Богу, пока это ещё не поздно сделать», — говорит иеромонах Алипий из Свято-Введенского Макариевского Жабынского мужского монастыря. В мясопустную неделю можно есть и любые молочные продукты, так же как яйца, выпечку и, конечно же, блины — главное блюдо следующей седмицы.

Придерживаясь поста, важно подходить к питанию осознанно, не поддаваясь чужим рекомендациям или излишнему поиску информации в интернете. Лучше всего ориентироваться на собственное здоровье, возможности тела и советы священника, к которому вы обращаетесь за духовным руководством. Он лучше других поймет ваше состояние и потребности. Пост не следует воспринимать как диету.

Если отказ от определенных продуктов, таких как мясо или молоко, дается тяжело, не стоит себя насильно ограничивать. Главное в посте — не физическое воздержание от конкретных продуктов, а внутреннее очищение и покаяние. В вопросе интимных отношений решение остается за самими супругами. Если оба соблюдают пост, они могут по обоюдному согласию ограничить себя в близости. Если же один из партнеров постится, а другой — нет и при этом настаивает на супружеских правах, важно сохранять гармонию и взаимопонимание в отношениях, возможно, идя на компромисс. Об этом упоминал еще апостол Павел: «Но во избежание блуда каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». Ведь пост не разрушит мир в семье, а наоборот, призван укреплять его.

Если человек никогда не постился, то выдержать 40 дней будет нелегко. Педагог посоветовала воздержаться от скоромной пищи и продуктов животного происхождения в первый день поста. А затем соблюсти аналогичный пост — обязательно избегая алкоголя и никотина — на протяжении Страстной седмицы. Собеседница «360» также предложила попробовать соблюсти полноценно Успенский пост , который приходится на лето. Он самый короткий: продолжительность — две недели. К тому же в летний период воздерживаться проще. Тем не менее необходимо помнить, что длительный отказ от каких-то продуктов может привести к чрезмерной нагрузке на организм.

Точных сведений о причинах и времени происхождения этого поста нет: армянская традиция возводит установление поста в IV веке к деятельности святителя Григория Великого , просветителя Армении, а несториане которые также соблюдали этот пост говорили, что пост был введен во 2-й половине VI века вследствие эпидемии чумы как средство для умилостивления Бога. У армян пост получил название «араджаворац», что значит «передовой», то есть первый пост в календарном году. Этот пост соблюдается до сих пор. Сам «передовой» пост не имел догматической окраски. Однако из-за того, что армяне не приняли IV Вселенский Собор, византийцы с течением времени пост «араджаворац» стали воспринимать как еретическую особенность. Греческие церковные писатели резко осуждали эту практику поста, в результате чего появилось противоположное предписание — проводить всю седмицу после Недели о мытаре и фарисее как сплошную, не постясь в среду и пятницу. Впервые об этом обычае упоминает Никон Черногорец, писатель XI века.

Скорее всего, изначально запрет поститься в среду и пятницу данной седмицы был адресован прежде всего тем христианам, которые жили в Палестине и Малой Азии поэтому это предписание вошло в Иерусалимский Устав , то есть на территориях, близких к Армении и где жило много армян. Целью этого запрета было стремление решительно отмежеваться от инославных. Вследствие распространения Иерусалимского Устава на всем Востоке и становится практика отмены поста в 3-ю седмицу перед Великим постом становится общецерковной. В нашем Типиконе описанная выше историческая причина кратко выражена в следующих словах: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси». Неделя о блудном сыне Появилась по тем же причинам, что и Неделя о мытаре и фарисее — как закрепление рядового чтения из Евангелия от Луки по причине его соответствия идее приготовления к Великому посту.

Неделя о блудном сыне была добавлена в IX веке; некоторые сохранившиеся древнейшие Триоди начинаются с Недели о блудном сыне; точно так же Устав Великой церкви IX в. Это означает, что на ранней стадии эта Неделя еще не имела своего привычного современного названия. Недели мясопустная и сыропустная Появляются уже в VI веке; в это время в предпоследнее воскресенье пред постом заканчивали есть мясную пищу, а, соответственно, последнее воскресенье было днем заговения на молочную пищу. В древней иерусалимской традиции в VII веке эти два дня уже имели особые чтения на литургии, о чем мы узнаем из сохранившегося грузинского перевода Иерусалимского Лекционария. Правда, те иерусалимские чтения отличались от нынешних, ибо современные чтения возникли позднее в рамках константинопольской традиции. Неделя 1-я Великого поста — Торжество Православия В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. Основным празднованием является воспоминание Церковью восстановления иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси.

В 842 году умер последний император-иконоборец Феофил и в этом же году был смещен с константинопольской кафедры Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик. Иконоборчество к этому времени уже изжило себя, да и принявшая власть по смерти Феофила его жена императрица Феодора еще при жизни мужа была сторонницей почитания икон. При ее поддержке началась подготовка к торжественному восстановлению иконопочитания, которая заняла около года; после того как в начале 843 года был избран Патриархом святитель Мефодий, в Константинополе впервые был совершен чин Торжества Православия. По стечению обстоятельств это произошло 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста то есть изначально не было стремления приурочить торжественное восстановление иконопочитания именно к 1-й Неделе поста. Однако этот прецедент положил основание той многовековой традиции, которая сохраняется и в настоящее время: праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжество Православия. Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия; в песнопениях службы основной акцент сделан на богословии иконопочитания. В частности, говорится о том, что именно Воплощение Христа является основой почитания Образа кондак , что, целуя икону, мы воздаем честь тому, кто изображен на ней «честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит», см.

Лишь на заключительном этапе развития Триоди память о торжестве иконопочитания была расширена к прославлению торжества Церкви над всеми лжеучениями. Так, во 2-й стихире на стиховне малой вечерни упоминаются ересиархи прежних времен: «Ариева нечистая упразднися прелесть, Македониа, Петра, Севира же и Пирра: и светит Свет трисолнечный». Второстепенной памятью Недели 1-й поста в нынешнем Уставе является память всех святых пророков. До середины IX века как минимум в Константинополе именно память пророков совершали в 1-й воскресный день Великого поста. В современной службе только пророкам посвящены следующие молитвословия: 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах…» великой вечерни, «славник» на литии, литургийные чтения и канон на повечерии в Неделю вечером.. Совершение Торжества Православия в Неделю 1-ю поста не сразу вытеснило более древнюю память пророков. Решающее влияние в утверждении праздника Торжества Православия оказал Студийский Устав, во всех редакциях которого данная память уже присутствует.

И эта связь закономерна: как Студийский монастырь был оплотом иконопочитания в период гонений императоров-иконоборцев, так он же способствовал распространению и возвышению праздника в честь восстановления почитания икон. Интересными памятниками-свидетелями «переходного» периода в богослужении Недели 1-й поста являются студийские Типиконы.

В Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения. Подтверждение этому тезису можно найти в некоторых молитвословиях дня: во-первых, на вечерне четверга в качестве паремии выбран фрагмент о гибели Содома, во-вторых, тропарь пророчества 6-го часа «Благоутробне, Долготерпеливе Вседержителю Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя» явно намекает на какое-то стихийное бедствие. На вопрос о связи между памятью о землетрясении и чтением Великого канона отвечают так: во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы. Монахини монастыря Святого Патапия в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Получается, что сначала Великий канон был прочитан случайно во время землетрясения, а впоследствии стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения. Само землетрясение случилось 17 марта 790 года и долгое время в Месяцеслове Константинополя именно 17 марта было датой, в которую воспоминали землетрясение. Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта.

Действительно, Великий канон как покаянное произведение образец покаяния был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние. Какое-то время память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. Впоследствии служба Великого канона была закреплена на 5-й седмице Великого поста в четверг. Суббота 5-я поста — Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия 610—641 , но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны каким было спасение Константинополя. О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго. Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта Студийско-Алексиевский Типикон , вторник 6-й седмицы Триодь из лавры святителя Афанасия или за 5 дней до Благовещения итальянская версия Студийского Устава.

Однако уже в X—XII веках наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях после XII в. Торжество Иерусалимского Устава, большинство рукописей которого относит пение Акафиста именно к субботе 5-й седмицы, послужило окончательному закреплению праздника Похвалы Пресвятой Богородице за указанным днем. Однако до сих пор пение многих Благовещенских песнопений в субботу 5-й седмицы Великого поста напоминает нам о древней связи этих двух празднований, и даже можно сказать, что событие Благовещения мы литургически вспоминаем дважды в году: в день самого праздника, то есть 25 марта, и в Субботу Акафиста. Можно думать, что раньше всего праздник возник в Иерусалимской Церкви, то есть там, где и происходили сами воспоминаемые события. Паломница Эгерия описывает, что уже в IV веке в Иерусалиме отличительным моментом богослужения в этот день было шествие с горы Елеонской то есть тем путем, которым шел Господь в Иерусалим, во время которого люди держали пальмовые ветви, а епископ ехал на осле. Однако большинство восточных и западных Церквей воспринимает этот праздник позднее. Именно к этому времени относятся два свидетельства о празднике: Антиохийский Патриарх-монофизит Севир говорит, что на Востоке праздник Входа Господня стали праздновать около 500 года, а епископ Эдесский Петр, согласно одной из хроник, лично в это время ввел этот праздник в своей епархии. Интересно отметить, что в средние века в Константинополе существенной особенностью праздничного богослужения было шествие, в процессе которого Патриарх восседал на жеребце. На Руси также практиковался чин «хождения на осляти».

Возник он сначала в Новгороде, где перед литургией совершали торжественный крестный ход, во время которого архиепископ ехал на «осляти» коне, который был обряжен в осла , держа в левой руке Евангелие, а в правой — святой крест. С 1558 года этот чин стали совершать в Москве, где на осляти восседал Московский митрополит впоследствии — Патриарх , символически изображавший Христа, а коня вели царь, «государев боярин» и «патриарший дворецкий». Богослужение седмичных дней поста: особенности В период Великого поста богослужения по особому чину называемому великопостным совершаются только в седмичные дни; в субботние и воскресные дни совершаются обычные службы. Какие службы совершаются в седмичные дни поста? На 1-й седмице в течение пяти дней утром совершается весьма продолжительное богослужение, состоящее из утрени с 1-м часом, 3-го, 6-го, 9-го часов, изобразительных и вечерни в среду и пятницу — литургия Преждеосвященных Даров. По вечерам с понедельника по четверг служится великое повечерие с Великим каноном преподобного Андрея Критского. На остальных седмицах вечером совершается великое повечерие и утреня с 1-м часом, а утром — 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерня иногда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров. Накануне суббот во все седмицы в том числе и в 1-ю субботу поста, совершаются великое повечерие в 5-ю субботу поста повечерие не служится и утреня с 1-м часом, в сами субботы — 3-й и 6-й час и литургия святителя Иоанна Златоуста. Какие отличительные особенности имеет утреня?

Канон совершается с пением великопостных библейских песней; тропари — только из Минеи и Триоди трипеснец. Есть примечательная особенность: 3-я песнь кроме среды и 6-я песнь всегда совершается без ирмоса так как ирмос Минеи «уходит» на катавасию. По 6-й песни канона в случае отсутствия кондака в Минее читается мученичен Октоиха По 9-й песни поются великопостные светильны гласа.

Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года

Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке[ править править код ] На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней.

Подобный же пост соблюдался и в других местах. Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении. В восьмую неделю до Пасхи «Сырную седмицу» уже соблюдается пост, хотя и лёгкий запрещено только мясо ; два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших».

Позднее, под влиянием монашеской практики , субботы и воскресенья тоже стали постными хотя и в более лёгкой степени , а великопостный период Великий пост теперь длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей [8] , в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота , Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы. Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон. Пищевой аспект Великого поста подробнее рассмотрен в следующем разделе, но общая схема такова: с понедельника по пятницу — сухоядение один раз вечером.

Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вино, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино [10] , но в любом случае даже и в Благовещение трапеза в эти дни разрешается только один раз. Если в первое время воздержание от пищи до вечера соблюдалось всеми, а не только монашествующими напр. Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются если не считать некоторых особо строгих монастырей у старообрядцев , тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления.

На Западе[ править править код ] На Западе развитие Великого поста шло иным образом. Постепенно утвердился обычай поститься шесть недель, однако, поскольку со временем на Западе в число постных дней вошла и суббота [11] , общая длительность поста составила 36 дней 6 недель по 6 дней, исключая воскресенья. Святой Григорий Великий 560—604 , а вслед за ним и многие средневековые авторы [12] описывал этот период, как «духовную десятину года», поскольку 36 составляет примерно десятую часть от числа дней в году.

Позднее, ради исполнения числа 40, добавили ещё 4 дня, в результате чего пост стал начинаться в среду, которая получила название Пепельной среды. Впрочем, следы прежней практики до сих пор остались в т. Что касается пищевой составляющей поста, то, в отличие от Восточной церкви, на Западе больший акцент был сделан на времени и количествах принятия пищи.

В 2024 году Великий пост продлится с 18 марта по 4 мая и завершится 5 мая — праздником Пасхи Христовой. Алексей Ерёмин Ещё больше новостей — в официальном телеграм-канале тульских «Вестей». Заходите, подписывайтесь и будьте уверены, что Вы в курсе всех происходящих в Тульской области событий. Сделай мир немного ярче — поделись статьёй с друзьями!

В православной традиции существует убеждение, что во время Великого поста, когда человек отказывается от многих земных наслаждений и погружается в духовную жизнь, его противники, демоны, могут проявлять себя изощреннее. Они пытаются сбить человека с пути духовного очищения. Согласно учению православной церкви, демоны стремятся соблазнить верующих на грех. Могут использовать различные методы для этого, такие, как умопомрачительная мысль, ложные обещания, сомнения, беспокойство и т. Наиболее распространенные виды искушений — пристрастие обжорству, материальным благам, сексуальным желаниям, гордыне, зависти. Может одолевать искушение совершить греховные действия, например, уклониться от поста или нарушить другие церковные заповеди.

Чтобы противостоять искушениям бесов, верующие используют молитву, чтение Священного Писания, могут обратиться за помощью к святым, архангелам и Богородице. Случаи искушений, внушенных демонами в этот период, и впрямь не редкость. Один из наиболее известных примеров — искушение Иисуса Христа, описанное в Евангелии. После того, как Иисус крестился, он отправился в пустыню на 40 дней, где он постился и молился. В это время к нему пришел сатана, который предложил ему показать свою божественность, сотворив чудо, и соблазнить народы мира. Однако Иисус устоял. Еще один пример искушений во время Великого поста можно найти в житии святого Антония Великого. Он был одним из первых отшельников в Египте и прожил большую часть жизни в пустыне, где подвергался сильным искушениям демонов. Они показывали ему самые причудливые и страшные видения, давали ложные обещания. Потусторонние сущности то пугали его в образах диких зверей и монстров, то представали в облике соблазнительных женщин.

Однако Антоний Великий преодолел все искушения. Но и обычные люди потусторонним сущностям весьма «интересны». Согласно святоотеческому преданию, они пытаются отвлечь человека от молитвы путем создания различных иллюзий и обманов, могут насылать кошмары. Во всех преданиях демоны представлены как существа, которые пытаются затянуть человека во тьму, заставить его нарушать правила поста.

Завершает православные посты Рождественский пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова. Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.

Рождественский пост не слишком строг к правилам питания. По понедельникам, средам и пятницам — сухоядение, горячая еда с растительным маслом разрешена по вторникам и четвергам, а рыба, масло и вино в выходные. Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. В Рождественский сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято есть сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Священник Александр Игнатов: «Пост — это ни в коем случае не вегетарианство, не голодовка. Не утруждай свое тело постом, если ты не умеешь прощать и если ты до сих пор не расстался со злом. Главная заповедь поста — не делать зла, совершенствоваться духовно. Пост, прежде всего, должен помочь людям обрести веру и возможность преобразить свою душу».

Однодневные посты в 2023 году 18 января — Крещенский сочельник. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения. Монастырский устав: cухоядение хлеб, овощи, фрукты. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна. Пища с растительным маслом. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого.

История и смысл Великого поста

Посты и их духовный смысл 18 марта начнется Великий пост. Он считается самым строгим многодневным постом года и продолжится вплоть до Пасхи (5 мая).
Как поститься впервые? Ответ священника новости Православия. Протоиерей Димитрий отметил, что православным христианам никто не запрещает жаловаться преступников, даже если они – госслужащие.

Священник рассказал, в каком случае можно нарушить диету во время поста

Первая неделя поста длится с 18 по 24 марта и называется "Торжество православия". Пост как подвиг во славу Божию берет на себя христианин на определенное время, это сугубое покаяние, то есть стремление к духовному и нравственному изменению души и, как следствие этого, изменению поведения. Пост – это сакральный период времени, когда христиане воздерживаются от пищи и других удовольствий, чтобы сосредоточиться на Боге.

Календарь православных постов на 2023 год: когда начинаются и заканчиваются, как их держать

Соблюдая пост, православные христиане символически повторяют подвиг Иисуса Христа, на сорок дней ушедшего в пустыню после Крещения — там, как гласит Священное Писание, он находился без еды и воды. Главный многодневный пост у православных христиан установили в память о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Пост – это время, когда душа должна становиться на страже, когда христианин очищает душу и не впускает зло в сердце. Календарь постов разных религий мира: христианские и мусульманские посты, например Великий пост у христиан, Рамадан у мусульман и другие периоды воздержания. В субботу, 27 апреля, православные христиане будут праздновать Лазареву субботу.

"Сосредоточьтесь на молитве". Епископ Феоктист (Игумнов)

  • Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск
  • Рождественский пост. Что можно и чего нельзя делать 28 ноября 2023 года
  • Календарь постов на 2024 год для православных
  • РПЦ призвала во время Великого поста отказаться от соцсетей, если от них есть зависимость

История и смысл Великого поста

Как правильно постится в Великий пост, какие дни наиболее строгие и в какие праздники разрешаются послабления в еде — в инфографике журнала «Фома». В пост христиане должны отказаться от продуктов животного происхождения, поэтому из рациона убирают мясо, яйца, молоко, рыбу и многие сладости. Те, кто не постился во время Четыредесятницы, могут держать пост в Страстную неделю, однако с осторожностью и без крайностей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий