Мединский: учебник истории критикуют только несогласные с политическим курсом. Новые учебники по истории поступили во все регионы России. Учебник по истории для старших классов, соавтором которого был Мединский, вызвал в прошлом году негодование в некоторых регионах Северного Кавказа, так как в его содержании усмотрели некоторое оправдание депортации народов при Сталине. Владимир Мединский: Учебник дополнен историей повседневности и биографиями героев, например, рассказом о Герое России Александре Жихареве, погибшем в первые дни СВО.
Мединский: в новых учебниках по истории полностью переписаны разделы с 70-х по нулевые годы
- Войди через VK, чтобы смотреть решения из Премиум-учебника
- История россии 6 класс редакция мединского
- Новый УМК по истории России под редакцией Владимира Мединского стал доступен в полном объеме
- Учебник истории России: запахло большим скандалом
Учебник истории России: запахло большим скандалом
А к началу следующего учебного года будут готовы учебники для 5-9-х классов, таким образом, школы получат полную единую линейку истории. Напомним, что после распада Советского Союза этих линеек в школах стало множество, были и такие, где, скажем, истории Великой Отечественной войны уделялось несколько абзацев. Учителя, исповедуя разные взгляды, могли выбирать, какой извод преподавать детям, то есть решать, какие события сложного прошлого России могут быть, мягко говоря, пропущены. И до сих пор в школах существует несколько учебников истории от различных авторов и издательств. Теперь по новым учебникам будет учиться вся страна. Нынешний министр просвещения Сергей Кравцов выразился так: "Строим единую и суверенную систему национального образования.
Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. Политическая система и национальная политика СССР в 1930-е гг. Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Советское искусство 1930-х гг.
Повседневная жизнь населения в 1930-е гг. Русское Зарубежье и его роль в развитии мировой культуры.
Доставка по Москве и области: бесплатно до ПВЗ от 1500р.
Бесплатная доставка по Санкт-Петербургу и городам миллионникам при заказе от 2500руб. Доставка по городам миллионникам бесплатно до ПВЗ от 2500р. Доставка с 9.
Он уточнил, что для создания новых школьных учебников по истории Министерство просвещения РФ выбрало три наилучшие линейки учебников, уже существовавшие к 2023 году, и использовало их как базу, существенно модернизировав их содержание [4]. Было отмечено, что он начнёт использоваться с 1 сентября 2023 года всеми школами России, включая те, что расположены на территории аннексированных в 2022 году регионов Украины — ДНР , ЛНР и Запорожской и Херсонской областях. Мединский отметил, что это первый подобный учебник с распада СССР [6] [4]. Структура В учебнике представлен переработанный раздел, посвящённый современной истории России с 1970-х годов [10]. Был также добавлен раздел, охватывающий события на Украине в 2014 году и вторжение России на Украину. Мединский отметил, что в данном учебнике меньше статистики и больше рассказов о людях и событиях [8] [6]. Содержание учебника было идентично государственной пропаганде , звучащей на телевидении РФ [12] [5] , будучи основанным на систематических упрощениях, умолчаниях и мифологизации [13]. Также учебник призывал не доверять альтернативным источникам информации [9]. Владимир Мединский заявил, что проект учебника ставил перед собой задачу пересмотра структуры и содержания всемирной истории и истории России. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов подчеркнул, что в линейке будет отражено влияние России на глобальную историю.
Кравцов подчеркнул, что новые учебники имеют цель противостоять информационной войне против России. В свою очередь ректор МГИМО и соавтор учебника Анатолий Торкунов добавил, что разработчикам была поставлена задача освещения не только событий ХХ века, но и современной истории. Он подчеркнул, что не упомянуть Олимпиаду в Сочи, Чемпионат мира 2018 года и «СВО» было бы «чудовищным ханжеством» [4]. Трактовка изложенных в учебнике событий, по словам ректора МГИМО и соавтора учебника Анатолия Торкунова, исходит из современного «понимания того, что происходило и что происходит в настоящий момент» [14]. По словам Кравцова, в учебник по истории России впервые были включены QR-коды , которые позволят получать доступ к архивам, библиотекам и фильмам на государственных порталах, а также на платформе ВГТРК « Смотрим ». История СССР События 1960-х годов описываются в учебнике как «революция благосостояния», характеризующаюся повышением уровня бытового комфорта в городах. Тем не менее, авторы учебника указывают на различия между уровнем жизни в городах и развитых странах Запада, ссылаясь на иностранные кинофильмы и рекламные журналы, но не уточняют, какие именно журналы использовались [15]. Также в предыдущей версии учебника фраза «революция благосостояния» не встречается. Авторы рассказывают об эволюции индустрии и сельского хозяйства, а затем отмечают, что сложности в развитии животноводства и освоении неурожайных земель в начале 1960-х годов привели к дефициту мяса, молока и масла, а также к росту цен [2]. Относительно Михаила Горбачёва в учебнике представлена негативная оценка, подчёркивается его роль в распаде СССР , а он сам описывается как некомпетентный лидер.
Ему приписывают недостатки в понимании промышленности, армии, ВПК и внешней политики. Также указывается, что он не имел опыта работы на производстве, не руководил стройкой, не был директором крупного завода и не имел опыта министерской работы [15]. В учебнике также обсуждается рост национализма во времена Горбачёва. Особое внимание уделяется созданию «народных фронтов» как ключевому направлению демократизации политической системы. Предыдущая версия учебника также отмечала, что Горбачёв не всегда хорошо ориентировался в вопросах промышленности, армии и внешней политики, однако он «отличался от большинства высших руководителей не только возрастом, но и умением говорить без бумажки», а также «подкупал своей открытостью, готовностью к общению с людьми». Горбачёв также принимал меры для разрешения национальных конфликтов, включая обращение к народам Азербайджана и Армении. Старая версия учебника отмечала, что Горбачёв стал первым президентом, и введение института президентства считалось шагом к демократизации страны и установлению правового государства. Также упоминалось, что Горбачёв способствовал завершению холодной войны и инициировал диалог с США.
Войди через VK, чтобы добавить книгу в избранное
- Мединский представил учебник «Военная история России»
- Мединский заявил, что в новый учебник вошли истории о героях СВО
- Мединский о новом учебнике истории
- Чеченцы возмутились: в новом учебнике истории России оправдана их депортация
Учебник по истории россии 9 класс мединский
Помощник президента Владимир Мединский сообщил, что новые учебники истории для 5-9-х классов уже готовы и находятся на стадии рецензирования, передает ФедералПресс. Сейчас учебники для 5-9-х классов по истории готовы, по сути, потому что они сделаны на базе имеющихся учебников линейки [ректора МГИМО Анатолия] Торкунова и линейки вашего покорного слуги. История России 10, 11 классы Мединский, Чубарьян.
Новый учебник по истории России рассердил жителей Чечни. Что не так с творчеством Мединского
Учителя положительно отзываются о новом едином учебнике истории / Минпросвещения России | ГДЗ: готовые ответы по истории за 10 класс, решебник Мединский, Базовый уровень ФГОС онлайн решения на |
Опубликованы изменения в учебнике истории после критики Кадырова - МК | Новые учебники по истории для школьников 5-9-х классов будут готовы к 1 сентября 2024 года, сообщил ТАСС помощник президента России Владимир Мединский. |
Единые учебники по истории | Разделу об СВО в новом учебнике по истории России для 11-х классов выделили 29 страниц. |
Мединский начнет работу над едиными учебниками истории
История России Мединский §6 "Экономическое и социальное развитие в 1953–1964 гг". 11 класс Учебник Базовый уровень. История России Мединский §6 «Первые революционные преобразования большевиков». В России уже началась разработка единых учебников по истории для учеников с 5-го по 9-й классы. ГДЗ, учебники, презентации» История России» История России с древнейших времён до начала XVI в. 6 класс. Учебник соответствует ФГОС ООО (утверждён Приказом Министерства просвещения № 287 от 31.05.2021 г.), ПРП ООО по истории и Концепции преподавания учебного курса "История России" в образовательных организациях Российской Федерации. Ранее министр просвещения России Сергей Кравцов заявил, что причины начала Россией специальной военной операции на Украине включат в программу уроков истории в десятом и в одиннадцатом классах российских школ.
История России 1914-1945 гг., учебник 10 класс, Мединский, Торкунов ©
Он создавался под руководством Владимира Мединского авторским коллективом ведущих историков страны, ученых Российского военно-исторического общества, известных историков-публицистов. Это 4 издания: «История России» для 10 класса охватывает период с 1914 по 1945 гг.
Мединский уточнил, что учебники не будут введены по всей стране одновременно. Всё будет организовано постепенно путем апробации в разных регионах. По его оценке, это будут «лучшие учебники за последние 30 лет». Что касается научного фундамента, историк указал, что учебник для 5—9-х классов — это единый курс истории, состоящий из двух томов: Истории России и Всеобщей истории.
При этом в 5-м классе будет только Всеобщая история [Рим, Греция, Восточная Римская империя, Индия], в которую также будут вплетены знания из истории России: Херсонес, Аркаим, Фанагория, скифы, сарматы и первые славяне. Мединский также выступал автором дополнительного пособия для учителей по всей линейке от 5-го до 11-го класса.
Вопрос об учебнике истории для государственного идеологического строительства — ключевой. Осмысление прошлого проецируется на настоящее, воспринимаемого через призму исторической матрицы.
При желании предсказать политические конфликты в среднесрочной перспективе — обратитесь к национальным учебникам истории. Вначале разыгрываются войны памяти, и только потом политические войны. На учебник сразу же набросились критики с разных идеологических платформ. При этом критики чаще всего, как следует из предъявляемых обвинений, сам учебник не читали и в глаза не видели.
Необходимо было бы всё-таки обратиться к тексту, что мы далее и проделаем. И такое обращение позволяет обнаружить, как факт очевидного патриотического сдвига в нарративах, так и рецидивы прежних либеральных шаблонов. Но начнём с теории Презентованный новый российский учебник истории России — две книги — для 10 и 11 класса за авторством В. Мединского и А.
Торкунова как раз иллюстрируют то положение, что может представлять собой исторический нарратив без теории. В новом учебнике есть фактология и есть некоторые ценностные оценки, но нет методологии. А без методологии оценки оказываются вкусовыми, выглядят, как навязываемая позиция. Ожидания эти тем более усиливались, что на основании цивилизационного подхода оказался выстроен курс, вводимый с 1 сентября во всех вузах страны — «Основы российской государственности».
Но нет… Ни цивилизационный подход в новом учебнике не был заявлен, ни даже само слово цивилизация не было ни разу употреблено. В чём состоит вообще заявляемое философско-историческое видение учебника, понять сложно. С одной стороны, в нём есть компоненты прежней теории модернизации, с другой, она соединена с методологией политического реализма. Политический реализм основывается на представлении, что национальные государства, руководствуясь своими интересами, ведут борьбу друг с другом.
И эта борьба в новом учебнике нашла отражение в конфликте Россия — Запад. В новом учебнике, конечно, никакой толерантности быть не могло. В условиях СВО, о которой в учебнике есть впервые представленный отдельный раздел, это было бы, наверно, и невозможно. Запад оказывается константным противником России на всём протяжении рассматриваемого столетнего интервала истории.
Причём, в рассматриваемых конфликтах новый учебник защищает российскую позицию и обвиняет позицию противника. Запад — экспансионист, Россия отвечала на агрессию. Так, в противоречии с установками историко-культурного стандарта, оперировавшего понятием «Гражданская война» без второй компоненты конфликта, отражаемого в советской историографии — «Иностранной военной интервенции», новый учебник акцентировал внимание на экспансии и преступлениях интервентов. Более того, заявляется, что сотрудничество с внешними силами стало одним из главных факторов поражения «белых», оказавшихся объективно на антинациональной позиции.
Учебник фиксирует наличие внутри страны «пятой колонны», относя к ним в том числе часть диссидентов, выдаваемых прежде за героев борьбы за правовое государство. Впервые в противоположность прежней героизации диссидентства было зафиксировано, что «диссидентов плотно «опекал» Запад». При «непосредственном участии ЦРУ и правительства США» указывается в учебнике создавались также эмигрантские группы, цель которых состояла в трансляции идей национализма и сепаратизма в республики СССР. Раскрывались механизмы поражения суверенитета страны в перестроечные годы через антисоветскую пропаганду, осуществляемую под видом борьбы за свободу слова и направляемую из-за рубежа.
По словам Мединского, учебник будет носить статус единого госучебника по истории. В новом учебнике полностью переработан и переписан раздел, посвященный 1970-м, 1980-м, 1990-м и 2000-м годам и добавлен раздел о современном периоде, включая специальную военную операцию на Украине. В Минпросвещения РФ сообщили, по новым учебникам по истории ученики 10-11-х классов будут учиться уже с 1 сентября 2023 года.
История россии 6 класс мединский
Наряду с данными о хозяйственной и политической жизни стран и народов, значительное место уделено вопросам культуры и повседневной жизни людей. Для передачи «духа Средневековья» в книге используются отрывки из литературных произведений, а для расширения кругозора учащихся и формирования необходимых знаний, умений и навыков по предмету предусмотрены творческие задания, вопросы к параграфам, картам и документам.
Вводиться они будут постепенно в разных регионах и продолжат дорабатываться после публикации.
Теперь по новым учебникам будет учиться вся страна. Нынешний министр просвещения Сергей Кравцов выразился так: "Строим единую и суверенную систему национального образования. Учебники заканчиваются драматичными событиями последних лет, в частности, переворотом на Украине, превращением братской страны в анти-Россию, возвращением Крыма, специальной военной операцией. Помимо маститых авторов, а это академики РАН Александр Чубарьян и Анатолий Торкунов, помощник президента России, глава Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, в написании учебников принимали участие и школьные "учителя года". Что же в этих школьных книгах нового? Жестче, чем в перестроечных учебниках, дана оценка недавнему прошлому.
Всемирная история Мединский учебник. История России 10 класс Мединский. История России 10 класс учебник Мединский. Линия учебников Мединского. Военная история России книга Мединский. Мединский учебник истории 10 класс. Учебник по военной истории России. История России под редакцией Мединского. Учебники под редакцией Мединского. История России 21 век. История 20 века России. История России 10. УМК по истории России. Пособия по истории Курской области. Учебник 10 класса под ред Мединского. Книги по военной истории. Военная история России. Военная история России книга. Военная история России Мединский. Вишняков история России 9 класс. История России 9 класс. История России 9 класс учебник. История России начало 19 в. Владимир Мединский мифы. Книга Мединского мифы о России. Владимир Мединский мифы о России. Владимир Мединский книги. История 6 класс. Учебник по всеобщей истории. История средних веков учебник. Самые популярные мифы России. Популярный миф России. Мифы о России Мединский иллюстрации. Мединский стена подарочное издание. Военные учебники. Война учебник истории. История России 10 Мединский. Сахаров учебник по истории. История России школьный учебник.
Учебник по истории россии 9 класс мединский
Самые популярные мифы России. Популярный миф России. Мифы о России Мединский иллюстрации. Мединский стена подарочное издание. Военные учебники. Война учебник истории. История России 10 Мединский.
Сахаров учебник по истории. История России школьный учебник. Мединский в. Всеобщая история 11 класс Чубарьян. Долуцкий и. Учебник Долуцкого история России.
Чубарьян начало войны книга. Военная история России главное. Книга Военная история России главное. Военная история России главное Мединский. Книги по истории Российской армии. УМК: по всеобщей истории под ред.
Чубарьяна а. Программа по всеобщей истории. Рабочая программа по всеобщей истории. Программы по всеобщей истории 5-9 классы. Мединский учебники истории для школ. Всемирная история 5 класс Мединский.
История России Мединский 8 класс. Мифы о русском воровстве Мединский. Учебник Мединского. Всеобщая история Морозов. Учебник Всеобщая история 7. Новейшая история 7 класс учебник.
Школьные учебники истории. Учебное пособие по истории. Учебники по истории картинки. История России 7 класс учебник. История России 7 класс учебник 1 часть. Иллюстрации к учебнику истории России 7 класс.
Учебник истории 7 класс история России. Книга по истории 6 класс история России.
Вопросы и задания на стр. Какие меры предлагались для их преодоления? Были ли они в итоге преодолены? Какие диспропорции в развитии советской промышленности существовали в середине 1950-х — середине 1960-х гг.?
В чём они проявлялись? Соберите мнения специалистов, поддерживающих либо критикующих кампанию по освоению целины в СССР. Разделившись на группы, проведите в классе дебаты за и против освоения целинных земель. Во время дебатов подкрепите свою позицию мнением специалистов. Рассмотрите изображение. Подумайте, может ли оно служить иллюстрацией программы по освоению целинных земель.
Ответ аргументируйте. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социально-экономическое развитие СССР в 1953 —1964 гг. Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах. Подготовьте электронную презентацию не менее пяти слайдов на тему «Меры по решению жилищной проблемы в нашем регионе в середине 1950-х — середине 1960-х гг. В презентации обязательно используйте отрывки из воспоминаний современников и материалы СМИ тех лет.
Выступите с презентацией перед одноклассниками. Ниже приведена одна из спорных точек зрения. Период второй половины 1950-х — середины 1960-х гг. Приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно её опровергнуть. Приведите примеры трудностей в сельском хозяйстве СССР в середине 1950-х — середине 1960-х гг. Примеры трудностей в сельском хозяйстве СССР в середине 1950-х — середине 1960-х годов включают: Падение урожайности кукурузы и зерновых культур после эксперимента с внедрением кукурузы.
Проблемы с землепользованием и климатическими условиями на целинных землях. Снижение производства в животноводстве и продовольственных культурах. Неэффективность реформы МТС и проблемы с обслуживанием сельскохозяйственной техники. Меры, предлагаемые для их преодоления, включали в себя увеличение посевных площадей, повышение закупочных цен, реорганизацию МТС и другие социально-экономические меры. Некоторые из этих проблем были преодолены, но не все, и сельское хозяйство СССР оставалось подвержено некоторым недостаткам. Диспропорции в развитии советской промышленности в середине 1950-х — середине 1960-х годов включали в себя более быстрый рост военной и тяжёлой промышленности по сравнению с лёгкой и потребительской промышленностью.
Это проявлялось в неравномерном распределении ресурсов и инвестиций, что создавало дисбаланс в экономике. Александр Васильевич Чайковский, советский географ и доктор географических наук, высказывался о положительном влиянии освоения целины на экономику СССР. Он отмечал, что это позволило увеличить площади земель под сельскохозяйственные культуры и улучшить показатели сельскохозяйственного производства. Николай Иванович Вавилов, советский ученый-ботаник и академик, также поддерживал кампанию по освоению целины. Он считал, что это позволит увеличить производство зерновых культур и обеспечить страну продовольствием. Владимир Иванович Вернадский, российский ученый и основатель биогеохимии, подчеркивал важность освоения целины для улучшения экологической ситуации в стране.
Он отмечал, что это позволит предотвратить эрозию почв и улучшить их плодородие. Василий Иванович Ленин, советский географ и доктор географических наук, высказывался о негативных последствиях освоения целины. Он отмечал, что это привело к ухудшению экологической ситуации и разрушению природных ресурсов. Борис Николаевич Поршнев, советский историк и экономист, критиковал кампанию по освоению целины за ее экономическую неэффективность. Он считал, что ресурсы, затраченные на освоение целины, могли быть использованы более эффективно в других отраслях экономики. Лев Давидович Ландау, советский физик и академик, высказывался о негативных последствиях освоения целины для здоровья людей.
Он отмечал, что использование химических удобрений и пестицидов приводит к загрязнению окружающей среды и ухудшению здоровья населения. Программа по освоению целинных земель направлена на улучшение обеспечения населения СССР зерном и хлебом. На иллюстрации изображен хлеб их разных уголков страны. Так что да, картинка имеет отношение к программе по освоению целинных земель. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социально-экономическое развитие СССР в 1953—1964 гг. План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Экономическое развитие СССР в 1953—1964 гг. Социальное развитие СССР в 1953-1964 гг. Описание основных направлений социальной политики в этот период.
Это тогда казалось идеей даже отчасти экзотической, а ныне это принято в качестве стандарта, который будет осуществляться со следующего года — 2022-го», — рассказал на презентации советник председателя РВИО Андрей Назаров.
По его словам, вторая особенность новых учебников — принцип «синхронизации истории», подразумевающий раскрытие того, как события истории России коррелировали с историей мировой. Новый учебно-методический комплекс, состоящий из 11 книг, создавался издательством «Просвещение» в сотрудничестве с РВИО на протяжении последних пяти лет.
При этом мнение местных жителей не спрашивали. В те годы считалось, что не так важно в составе какой республики СССР находится та или иная территория. Но последствия этих решений оказались долгосрочными». Стало 3 : «В 1954 г. Мнения крымчан, абсолютное большинство которых составляли этнические русские, никто не спрашивал… В результате Крым на долгие годы оказался оторван от России.
Историческая справедливость была восстановлена только в 2014 г. Гагариным 1961 г. Однако в целом промышленность продолжала двигаться по привычному рутинному пути». Стало 3 : «Первый в истории человечества полёт в космос стал триумфом Советского Союза. Советского космонавта Юрия Гагарина восторженно принимали во многих странах мира. Авторитет СССР шагнул на космическую высоту». С 1970 по 1985 годы на два года уменьшилась средняя продолжительность жизни, и по этому важнейшему показателю СССР откатился на 35-е место в мире, по уровню детской смертности — на 50-е».
Стало 3 : «СССР достиг больших успехов в развитии науки, образования, здравоохранения. Это обеспечило положительную динамику роста населения, увеличение продолжительности жизни. По уровню образования СССР занимал передовые позиции в мире». О Топливно-энергетическом комплексе ТЭК эпохи застоя Было 1 : «Главный способ избежать экономического краха власти усмотрели в форсировании поставок на западный рынок энергоносителей, тем более что цены на них возросли только за 70-е годы почти в двадцать раз. За 1960—1985 гг. Внешняя торговля СССР приобретала отчётливо выраженный «колониальный» характер. Зато казна сказочно обогатилась за счёт сотен миллиардов нефтедолларов».
Стало 3 : «Разведка и обустройство сырьевых месторождений, строительство магистральных трубопроводов, распределительных и перерабатывающих систем и производств стало одним из наиболее масштабных проектов, к реализации которого были подключены все отрасли хозяйства СССР.
Мединский сообщил, что в новом учебнике историй переписали разделы с 1970-х до 2000-х
Серия книг История России Под ред ВРМединского6-9кл | издательство Просвещение/Дрофа | Лабиринт | Цитата сообщения Капочка_Капа Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество! 1.1 от Рюрика до Александра Невского. 1.2 от Рюрика до Александра Невского. 2.1 Возвышение Москвы. 2.2 Возвышение Москвы. 3.1 Русс. |
История за пределами учебников с Владимиром Мединским | Радио «Комсомольская правда» | Новый учебник новейшей истории для 10 класса под редакцией Мединского-Чубарьяна-Торкунова подвергся переделке. |
История России. Под ред. В.Р. Мединского. (6-9) (РВИО)
«Фонтанка» от корки до корки прочла только что вышедший учебник истории России XX — начала XXI века. Главная» История России» История России с древнейших времён до начала XVI в. 6 класс. Этими словам Мединский прокомментировал появление нового единого учебника по всеобщей истории и истории России для 10-х и 11-х классов. 76 видео. Смотреть в социальной сети Мой Мир.
Учебники для 6-го класса авт. Мединский В. Р.
А это значительно упрощает подготовку урока для учителя и позволяет более детально раскрыть тему самому ученику», — отметила учитель истории и обществознания Николаевской средней школы Камчатского края Виктория Скрипникова. С начала учебного года одиннадцатиклассники изучают курс всеобщей истории, а затем приступят к изучению истории России в период с 1945 года до наших дней. В новый учебник по истории России также вошел раздел, связанный с современными историческими событиями. Информация преподнесена грамотно, понятно, мы можем использовать материалы не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, при подготовке различных мероприятий, работе нашего школьного музея», — считает учитель истории и обществознания Бродковской школы Павловского района Алтайского края Елена Сенгилеева. В числе важных отличительных особенностей нового учебника — формат преподнесения материалов, наличие QR-кодов, понятный и доступный для всех стиль изложения, а также воспитательный аспект. В последнее время больше внимания уделяется формированию личности ребенка, его гражданской позиции, чувства патриотизма, сопричастности ко всему, что происходит вокруг. И конечно, учебник истории должен содержать верные акценты для того, чтобы эти личностные качества были сформированы.
По мнению педагогов, в условиях избыточной информации, которая не всегда достоверна и корректна, современный учебник по истории необходим для комплексного понимания ребятами ряда геополитических процессов и для патриотического воспитания детей.
Учебник, подготовленный в соответствии с историко-культурным стандартом, охватывает период отечественной истории с древнейших времен до начала XVI в. Содержание учебника направлено на развитие познавательных интересов учащихся.
Методический аппарат позволяет реализовать системно-деятельностный подход, способствует формированию умений учащихся самостоятельно работать с информацией и использовать её в практической деятельности.
Советскому Союзу в нём даются позитивные оценки, сообщается о выдающихся свершениях на каждом из этапов. Нет, как в прежних учебниках, однозначного осуждения Октябрьской революции. Много говорится о факторе массового энтузиазма и веры в будущее в развитии советского общества. СССР представляется как динамически развивающаяся система, и о предопределённости её к гибели, на чём настаивал историко-культурный стандарт, речи не шло. Выгодно отличает новый учебник и представление череды героев войны и труда, включая героев СВО, преемственных своим великим предшественникам советского времени. Но парадигмально советская модель жизнеустройства не принимается. Те оценки, которые даются в отношении преимуществ НЭП, те объяснения, которые предлагаются в отношении причин голода, интерпретации дискуссий о путях строительства социализма с симпатиями к бухаринской версии, к косыгинским реформам, критика повседневной жизни советского человека — всё это создаёт понимание, что авторами отвергается сама модель коммунистического жизнеустройства с позиций рыночной экономики. Российских школьников, судя по всему, будут по-прежнему учить, что рыночная экономика есть безусловное благо. А коли так, то и фундаментальных различий в экономическом устроении между Россией и Западом нет, и нерыночность СССР есть либо отставание, либо отклонение от столбового пути развития.
Национальный вопрос? Новые акценты были сделаны в учебнике в интерпретации национальной политики. Впервые на уровне учебной литературы осуждается политика «коренизации», приведшая к вытеснению русских из национальных республик. Особо много внимания уделяется генезису украинского сепаратизма и национализма, антирусской пропаганде на Украине. Укрепление русского государствообразующего ядра, пришедшаяся, в частности, на поздний сталинский период, оценивается в новом учебнике как позитивная тенденция, а вовсе не проявление великодержавного шовинизма, как трактовалось антисталинистами. Даже депортациям народов в годы Великой Отечественной войны не даётся однозначно осуждающая оценка, как в учебниках прежних генераций, и сообщается, что существовали реальные факты этнического коллаборационизма. Сталинские репрессии? Сохранился в новом учебнике и шаблон односторонней интерпретации сталинских политических репрессий. Их размах не преувеличивается, как это делалось в либеральных учебниках прежних генераций, но однозначность осуждения осталась прежней. Речь в данном случае не идёт о том, чтобы исключить из учебника информацию о репрессиях.
Но важно было бы зафиксировать, что среди репрессированных были и реальные враги советского государства, связанные в том числе с внешними противниками России. Были и невинно пострадавшие, но были и виновные. Исключение же виновных превращает репрессии в патологию режима, каковыми они не являлись. Характерными признаками повседневной жизни советского общества 1930-х годов указываются три индикативных элемента — карточная система, низкая заработная плата и высокая цена на дефицитные товары. Действительно ли все эти перечисленные элементы были характерными для рассматриваемого исторического периода? Карточки действительно использовались, как, впрочем, использовались они и в ряде зарубежных государств. Но в 1935 году они были отменены, и, таким образом, считать их характерным признаком тридцатых, то есть всего периода индустриализации, по меньшей не корректно. Столь же некорректен тезис о низкой заработной плате в СССР. Реальная заработная плата состоит не в номинальной величине, а в объёме товаров, которые можно на неё приобрести. Сравнительно невысокая заработная плата в номинальном выражении соотносилась с невысокими регулируемыми ценами на товары.
И кроме того, были категории кадров высокой квалификации, заработная плата которых и в номинальном, и реальном выражениях была достаточно высокой.
Значительное место в учебнике уделено вопросам истории духовной жизни общества, культуры и повседневности. Главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма.