Новости что такое каторжные работы

КАТОРГА (каторжные работы), наказание за тяжкие преступления, включавшее тяжёлые принудит. работы и, как правило, строгий режим лишения свободы. Все каторжные работы в 18 — 1-й половины 19 вв. были связаны с ожесточёнными муками. Каторжные работы по этому уставу являются высшею, сравнительно с ссылкою на поселение, карательною мерою. Ка́торга, или каторжные работы — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими, с точки зрения государства, преступниками.

Русская каторга в конце XIX– начале XX века

ЗА Не искупят, зато хоть почувствуют А что такого в возрождении каторги? И какие возражения, кроме криков записных правозащитников: «Каторжный труд - это негуманно, мы так скатимся в Средние века... Почему все эти нелюди должны знать, что для их жизни нет угрозы, и растирать онемевшие от безделья бока? К примеру, тот гот, который убил и съел школьницу, а сейчас подает иск, оскорбившись словами ее матери, назвавшей его сволочью и моральным уродом. Почему он должен просто жить, жрать, а не ждать следующего дня со страхом, что его завтра выжмут до состояния мумии? Вообще-то я тоже против каторги.

Наполовину обритая голова позволяла безошибочно вычислить беглого арестанта. Этап из европейской части России в Сибирь, где находилось большинство каторжных тюрем, занимал несколько месяцев вплоть до появления железных дорог. В пути им подворачивалась возможность бежать, и кое-кто этим пользовался. Беглецов быстро находили именно по прическе. Даже если в бегах он умудрялся побриться налысо, одна половина головы у него в таком случае всегда была более загорелой, чем другая. Сами каторжники называли процедуру бритья ошельмованием. Бритье головы было отменено только в 1903 году. Каторжная иерархия Как и любое замкнутое общество, каторга имела свою строгую иерархию. На самом верху стояли иваны, они же иванцы, они же бродяги, они же родства не помнящие. Это были профессиональные преступники, рецидивисты, которые оказывались на каторге уже не в первый раз и проводили там большую часть жизни. При аресте они никогда не называли своего настоящего имени в надежде на то, что получат срок не за все свои грехи, а только за тот, на котором их поймали. Праздник Рождества в мертвом доме, 1862 Иллюстрация: К. Померанцев Удостоверения личности в те времена были не так распространены. Чаще всего они назывались Иванами и выбирали себе какую-нибудь звучную фамилию типа Бриллиантов. Нередко они и вовсе сказывались родства не помнящими и фамилии не имеющими. Влас Дорошевич в своей "Каторге" так описывал иванов: "Иваны" — это зло, это язва, это бич нашей каторги, ее деспоты, ее тираны. Лихо заломленный, на ухо сдвинутый картуз, рубашка с "кованым", шитым воротом, расстегнутый бушлат, халат еле держится на одном плече. Руки непременно в карманах. Дерзкий, наглый, вызывающий взгляд. Невероятно нахальный, грубый и дерзкий тон. Народоволец Петр Якубович, сам несколько лет проведший на каторге и описавший свой опыт в книге "В мире отверженных", свидетельствовал о том же: Бродяги — царьки в арестантском мире. Они вертят артелью как хотят, потому что действуют дружно. Они занимают все хлебные и доходные места: они старосты и подстаросты, повара, хлебопеки, больничные служители. Иваны правили каторгой за исключением нескольких образцовых тюрем. Но к концу XIX века их влияние стало ослабевать. Об этом свидетельствовал Дорошевич: Вместе с наступлением лучших для каторги времен наступают плохие времена для "Иванов". Они постепенно лишаются в глазах каторги своего обаяния. Их ужасная, их тираническая власть при последнем издыхании. Ослабление их власти подтверждал и Якубович: В последнее время бродягам, слышно, сломили рога. В конце XIX века администрация тюрем начала противодействовать бродягам и не допускать их на места старост. Со временем иванцов стали ссылать на Сахалин, откуда было трудно сбежать. Так их влияние в сибирских каторжных тюрьмах было подорвано, хотя и не уничтожено до конца. Ниже иванов стояли храпы. Им не хватало сил, лидерских качеств или дерзости для того, чтобы занять место иванцов, но они охотно принимали сторону сильнейшего и шли к нему в услужение.

А что касается оказательства участников форума на каторге, так это знаете ли, возможно, конечно и не только участников, потомуштаа, всегда будут те, кто сел по доносу и те, кто ентот донос настрочил. А тут уж все под стукачем ходим. Некоторым наказание в виде расстрела будет слишком мягким. Поэтому таких надо до конца их дней в кандалы и колодки, пусть камни перетаскивают с одного места на другое, тупо, без цели что-либо построить... Короче, завязывайте, народ, ему в твиттер писать.. Нет у нас тюрем для Березовских, Лужковых, министров, прокуроров - не построили еще тюрьмы для таких крупных воров.

Отбывать каторгу. Сослать на каторгу. Невыносимо тяжелый труд, мучительная жизнь разг. Домашняя к. Каторжные работы. Работает как каторжный сущ.

Смотрите также

  • Русская каторга в конце XIX– начале XX века
  • Каторжник в Российской империи: von_hoffmann — LiveJournal
  • В России собираются возродить каторгу
  • Нерчинская каторга: как была устроена система дореволюционных тюрем? - Православный журнал «Фома»
  • Наказания в историческом прошлом и современном мире

Что значит каторга и каторжный труд

Лихо заломленный, на ухо сдвинутый картуз, рубашка с "кованым", шитым воротом, расстегнутый бушлат, халат еле держится на одном плече. Руки непременно в карманах. Дерзкий, наглый, вызывающий взгляд. Невероятно нахальный, грубый и дерзкий тон. Народоволец Петр Якубович, сам несколько лет проведший на каторге и описавший свой опыт в книге "В мире отверженных", свидетельствовал о том же: Бродяги — царьки в арестантском мире.

Они вертят артелью как хотят, потому что действуют дружно. Они занимают все хлебные и доходные места: они старосты и подстаросты, повара, хлебопеки, больничные служители. Иваны правили каторгой за исключением нескольких образцовых тюрем. Но к концу XIX века их влияние стало ослабевать.

Об этом свидетельствовал Дорошевич: Вместе с наступлением лучших для каторги времен наступают плохие времена для "Иванов". Они постепенно лишаются в глазах каторги своего обаяния. Их ужасная, их тираническая власть при последнем издыхании. Ослабление их власти подтверждал и Якубович: В последнее время бродягам, слышно, сломили рога.

В конце XIX века администрация тюрем начала противодействовать бродягам и не допускать их на места старост. Со временем иванцов стали ссылать на Сахалин, откуда было трудно сбежать. Так их влияние в сибирских каторжных тюрьмах было подорвано, хотя и не уничтожено до конца. Ниже иванов стояли храпы.

Им не хватало сил, лидерских качеств или дерзости для того, чтобы занять место иванцов, но они охотно принимали сторону сильнейшего и шли к нему в услужение. Внутри этой группы существовали небольшие подгруппы, например, поддувалы — аналог современных "шестерок". В самом низу каторжной иерархии находилась шпанка — обычные люди, попавшие на каторгу по воле случая и не являющиеся профессиональными преступниками. Шпанку описывали так: Это те крестьяне, которые "пришли" за убийство в пьяном виде во время драки на сельском празднике; это те убийцы, которые совершили преступление от голода или по крайнему невежеству; это жертвы семейных неурядиц, злосчастные мужья, не умевшие внушить к себе пылкую любовь со стороны жен, это те, кого задавило обрушившееся несчастье, кто терпеливо несет свой крест, кому не хватило силы, смелости или наглости завоевать себе положение "в тюрьме".

Это люди, которые, отбыв наказание, снова могли бы превратиться в честных, мирных, трудящихся граждан. Иваны и храпы презирали шпанку и смотрели на этих людей свысока, называя их "от сохи взятые на время". Если иваны ощущали себя чем-то вроде элитного криминального ордена и имели своеобразную солидарность, как и храпы, пытавшиеся прибиться к криминальному миру, то шпанки были разобщены, не ощущали единства и не могли противостоять давлению более дерзких, хотя и малочисленных иванцов. Именно шпанки выполняли самые тяжелые каторжные работы, в то время как иваны старались занять самые выгодные места.

Вплоть до конца XIX века каторжане часто работали на рудниках и в некоторых сибирских шахтах и заводах. Однако позднее эта практика была прекращена. Запретные слова и действия Вопреки распространенным представлениям о криминальном мире, в дореволюционных каторжных тюрьмах за словами следили не слишком строго. Ругань и матерные перебранки между каторжанами были в порядке вещей и не приводили к серьезным последствиям.

Якубович вспоминал: Самая страшная перебранка для них в сущности не что иное, как пустое словопрение, своего рода артистический турнир. За несколько лет моего пребывания в Шелайском руднике не больше 2-3 раз пришлось мне наблюдать потасовки и мордобои, причиной которых были словесные оскорбления. Было лишь несколько оскорблений, которые могли повлечь за собой драку, а то и убийство, поэтому в перебранках и спорах они практически не употреблялись. Якубович перечислял их: Есть только два бранных слова, нередко бывающих причиной убийства: одно из них означает шпиона их обычно называли хамами — прим.

Дорошевич утверждал, что такое слово есть, но только одно: Все ругательные слова русского слова на каторге только обычная приправа к разговору.

Остальные ответы Лука Искусственный Интеллект 249135 16 лет назад каторга от позднегреческого katergon — галера , особый вид наказания за уголовные и политические преступления. Сочетала лишение свободы с особо строгим режимом и привлечением заключённых к тяжёлому физическому труду. Труд каторжан использовался при строительстве крепостей, флота, на рудниках и приисках Нерчинская каторга.

Россия в то время активно развивала Тихоокеанский флот, приходилось платить большие деньги за уголь, покупаемый в Китае и Японии. Наиболее качественный по высокой цене закупали даже в Англии. Уголь Сахалина по качеству не уступал английскому, был куда лучше китайского и японского. К тому же иные месторождения каменного топлива на российском Дальнем Востоке тогда были ещё не известны.

Уже осенью 1853 года на Сахалине матросы со шхуны «Восток» вручную добыли первые 30 тонн угля. Сначала сахалинский уголь добывался силами военных моряков, но вскоре решено было привлечь для этих целей дальневосточных ссыльных и заключённых. Чехов в книге «Остров Сахалин» пишет: «Существует мнение, что мысль избрать это место для ссыльной колонии пришла впервые самим каторжным: будто бы некий Иван Лапшин, осуждённый за отцеубийство и отбывавший каторгу в г. Николаевске, попросил у местных властей позволения переселиться на Сахалин, и в сентябре 1858 г. В апреле 1859 г. Маленькое село Дуэ и ныне находится на берегу Татарского пролива, здесь некогда работала самая старейшая угольная шахта Сахалина. Первые каторжники, добывавшие там уголь, работали фактически без охраны — бежать в совершенно диких краях было некуда, а казна платила им 2 копейки за каждый добытый пуд угля. Труд заключённых оказался крайне выгоден: добыча одной тонны сахалинского угля в итоге стоила казне 1 рубль 25 копеек, тогда как за тонну японского угля платили свыше 20 рублей, а британский уголь стоит вообще 68 рублей.

Неудивительно, что добыча угля каторжанами стала стремительно развиваться. В 1861 году на Сахалин, несмотря на все сложности с транспортировкой, прислали вторую партию — более 80 каторжников. Официально документ назывался «Положение Комитета об устройстве каторжных работ» — предполагалось, что каторжники будут осваивать далёкий остров и добывать уголь для создававшегося Тихоокеанского флота России. Каторга должна была ускорить освоение Сахалина, который считался «ничейной землёй» и на который тогда претендовали одновременно три империи: Китай, Япония и Россия. Правительство Александра II решило использовать английский опыт; к середине XIX столетия успех заселения Австралии ссыльными и осуждёнными стал как раз очевиден. Решено было перевести на Сахалин каторжников из Иркутской губернии и Забайкалья. Но до появления Транссибирской железной дороги оставалось ещё почти 40 лет, поэтому каторжники шли на Восток пешими этапами. Путь из Москвы в Забайкалье занимал больше года и обходился государству минимум в 125 рублей на одного заключённого.

Отправить каторжника из Иркутской губернии на Сахалин — больше двух тысяч вёрст только до Охотского моря — стоило ещё дороже, почти 150 рублей. За первые три года существования каторги на остров сумели доставить ещё 665 приговорённых, затем новых заключённых на Сахалин не поступало целых восемь лет: слишком дорогим, тяжёлым и долгим было пешее «этапирование» на край империи. Сахалинская каторга при всей нужде в местном угле могла завершится, так и не начавшись, но на помощь пришёл технический прогресс XIX века. Плавучие тюрьмы для СахалинаЧерез несколько месяцев после царского указа о создании каторги на Сахалине в Египте завершилось строительство Суэцкого канала, соединившего Средиземное море с Индийским океаном. Если ранее, чтобы добраться из Петербурга или Одессы до дальневосточных берегов России, нужно было обогнуть Африку, а путь этот занимал больше полугода, то после открытия Суэцкого канала оснащённое паровой машиной судно могло дойти из Чёрного моря в Охотское за два-три месяца. Решено было наладить отправку каторжников на Сахалин из Одессы через Суэцкий канал при помощи пароходов, переделанных в плавучие тюрьмы. Первый рейс, или, как тогда говорили, «сплав» плавучей тюрьмы на Сахалин состоялся летом 1879 года. Пароход «Нижний Новгород» за 52 дня перевёз на Сахалин 569 каторжников.

За следующие 20 лет на Сахалин через Египет было перевезено 22 642 заключённых мужского пола и 1838 женщин-каторжниц. Иногда вместе с ними или вслед за ними на тюремных пароходах добровольно отправлялись на каторжный остров члены их семей — за два десятилетия таковых было 1548 женщин и всего 6 мужчин. Именно эти «морские этапы» впервые в истории обеспечили массовый завоз заключённых на Дальний Восток. Большую часть плавания до Сахалина заключённые проводили в раскалённых тропической жарой трюмах, когда пароход шёл через Красное море и Индийский океан. Доктора тюремного ведомства оставили записки с ежедневными замерами температуры и влажности воздуха в трюмах с каторжниками. Страшная жара и духота — основной мотив всех дошедших до нас воспоминаний о плавучем «этапе» на Сахалин. Бывший студент петербургской Военно-медицинской академии Борис Еллинский, получивший за революционную деятельность 20 лет каторги, плыл на Сахалин в 1894 году и позднее описал быт раскалённого трюма: «Люди пораздевались донага. Пот лил со всех ручьями, как в бане.

Грудь сжимало и в глазах мутило. Казалось, что голова сейчас лопнет от боли. У многих все тело покрылось нарывами, из которых сочился гной. Это — так называемая тропическая сыпь. Появились смертные случаи от тепловых ударов… Как только с кем-либо случался обморок, кричали часовому; он давал свисток; являлись два санитара и уносили беднягу на палубу.

Рабочие расползлись, как черви, по параллелям, с головокружительной быстротой, слетели на спине по штрекам, зашлёпали чуть не по колено в воде по главной штольне и ушли в тюрьму…" Архивные документы позволяют представить, каков был упомянутый Дорошевичем «арестантский обед». В сутки сахалинскому каторжнику полагалось около килограмма хлеба, 160 грамм мяса или 400 граммов рыбы. К ним добавлялось 300 грамм крупы, картофеля и капусты. В основном каторжников кормили доступной на Сахалине рыбой — согласно тюремной инструкции рыбная «пайка» полагалась 208 дней в году. По свидетельству очевидцев ведро такой «баланды» стоило 5 копеек.

Тюремный врач Николай Лобас, проработавший на Сахалине 7 лет, в начале XX века писал осторожно, но недвусмысленно: «На каждом шагу можно увидеть, что пища сахалинского арестанта не восполняет трат его организма, если ему приходится выполнять тяжёлую работу, и он постепенно идёт к упадку…»За четверть века существования Сахалинской каторги заключённые добыли на острове почти 600 тысяч тонн угля. Подневольный труд здесь мог бы продолжаться и далее, но после русско-японской войны, когда южная половина острова отошла к Японии, Сахалинскую каторгу пришлось закрыть. Каторжные дороги ПриамурьяОднако и после закрытия каторги на острове Сахалин Дальний Восток не обходился без «арестантских работ», как тогда называли труд заключённых. В 1891 году Министерство путей сообщения Российской империи пришло к выводу, что на дальневосточных землях железнодорожное строительство невозможно без использования каторжников. В то время начиналось строительство знаменитого Транссиба — железной магистрали через весь континент от Урала до Владивостока. Но в Приморье и Приамурье с их малочисленным населением просто не хватало рабочих рук для столь масштабных работ, к строительству трассы пришлось привлекать солдат и наёмных рабочих-иностранцев из Китая и Кореи. Дополнительно решено было использовать и силы каторжников. Эта трасса, протяжённостью почти в 1000 вёрст, должна была соединить Владивосток с Хабаровском. Вскоре заключённые составили заметную часть железнодорожных строителей. К работам привлекались лишь те каторжане, которым оставалось отбывать наказание не более пяти лет.

За трудолюбие и хорошее поведение им предоставлялись льготы: сокращение срока заключения и разрешение после освобождения жить в Приморье, а не на острове Сахалин все «ссыльнокаторжные», как тогда именовали заключённых, отправленных на Дальний Восток, даже после отбытия каторги должны были пожизненно оставаться здесь, не имея права возвращаться в европейскую часть России. Из архивных документов известно, что в 1895 году на строительстве Уссурийской железной дороги было занято более 13 тысяч человек, из них всего 400 человек вольных рабочих. Остальные — солдаты, нанятые китайские бедняки и каторжники. Их рабочий день продолжался с 6:00 утра до 18:00 вечера, с двухчасовым перерывом на обед и отдых. Питание каторжан было столь же «скромным», как и у их собратьев по несчастью на Сахалинской каторге, но в качестве поощрения им четыре раза в месяц выдавали по чарке водки. Помимо железной дороги заключённые построили на Дальнем Востоке и первое шоссе — тогда оно называлось «Амурская колёсная дорога», а каторжники называли её просто «Колесухой». Эта дорога, длиною в 1035 км, соединяла Благовещенск с Хабаровском. Дорожные работы начались в 1898 году и шли целое десятилетие — ежегодно на них были заняты примерно две тысячи узников. Один из лагерей каторжников-строителей расположился на берегах реки Райчихи, впадающей в Амур. До 1905 года на строительстве работали исключительно уголовные преступники, но после событий Первой русской революции появилось и немало политических заключённых.

Благодаря их воспоминаниям можно узнать, как жилось и работалось дальневосточным каторжникам век назад. С марта по ноябрь каторжане жили в палатках посреди амурской тайги, а с наступлением холодов строили себе землянки. Но в отличие от советских времён, по законам царской России телесные наказания заключённых были разрешены официально. И администрация лагерей начала XX века активно пользовалась этим правом. Как вспоминал Юлий Соболь, за революционную деятельность оказавшийся на каторге и три года проработавший на строительстве Амурской дороги: «Нас бьют, когда идёшь на работу, бьют, идя с работы, во время работы. И мошкара — мелкая, злющая, тучами облепляющая лицо, руки, ноги…» «Мы живём в палатках, дырявых и грязных, куда легко и беспрепятственно проникает и дождь и ветер, — вспоминает каторжный быт бывший суфлёр Казанского театра оперетты Юлий Соболь. Да мы не одни — у нас и гости водятся: ужи приползают и греются. Сначала страшно, а потом привыкаешь: ничего, тварь безвредная, ведёт себя пристойно, и ничего не требует…»«В 4 часа утра нас выгоняют на работу, — рассказывает Соболь про каторжный труд, — только-только светает, когда мы вылезаем из палаток и двумя длинными шеренгами выстраиваемся вдоль палаток… Мы в рваных, грязных рубахах, многие из нас босиком… Солдаты вскидывают винтовки, мы — лопаты, и десятками выходим на дорогу, десяток за десятком шлёпаем по грязи, десяток за десятком отбиваем вёрсты, а их немало: 12 вёрст надо пройти, чтобы добраться до участка и те же 12 вёрст обратно, когда погонят домой…»Тяжкие условия труда провоцировали побеги в глухую тайгу. Юлий Соболь так вспоминает 1906 года на строительстве дороги: Однако Главное тюремное управление МВД Российской империи по итогам работ на «Колесухе» испытывало откровенную гордость за достигнутый результат, сообщая в докладе министру: «Примера подобного сооружения по его грандиозности, по тем затруднениям, с которыми сопряжена была прокладка дороги в пустынной, почти незаселённой и малодоступной местности, ещё не было в тюремной практике других государств…»«Достаточно сказать, — сообщали тюремные чиновники начальству, — что арестантам пришлось не только сделать своим трудом всё, что требовалось для дороги со всеми её станционными и мостовыми сооружениями, на протяжении нескольких сотен вёрст, но ранее того расчистить леса, провести временные пути сообщения, устроить жилища и организовать водоснабжение, доставку одежды, пищи и всех других материалов и запасов, при отсутствии возможности делать закупки на месте работ». Учитывая столь порадовавший тюремные власти опыт, министр внутренних дел Пётр Столыпин распорядился о строительстве силами заключённых не только шоссейной, но и железной дороги вдоль Амура — две тысячи вёрст в тайге от Хабаровска до Нерчинска.

Столыпин приказал строить эту дорогу без привлечения наёмных рабочих из Китая, поэтому основной силой вновь стали каторжане. Для поощрения заключённых был издан приказ, что «отличившимся в прилежании к труду и поведении сроки сокращаются по расчёту одного месяца действительного участия в работах за два». Для строительства бараков вдоль линии железной дороги у казны не хватило денег, арестантам вновь пришлось ютиться в старых палатках, привезённых со строительства «Амурской колесухи». Зимой, когда работы по сооружению дорожного полотна становились невозможными, арестанты занимались заготовкой шпал, дров, леса и другого материала для нужд железной дороги. Рабочий день начинался около 5 часов утра и заканчивался в 7 часов вечера. С учётом перерывов на питание каторжники работали в среднем по 11 часов в сутки.

Русская тюрьма. Каторга. Непростая жизнь каторжан

Пылает, еле освещая забой, несколько керосиновых факелов, — в забое, вместо воздуха, крутится какой-то вихрь керосиновой копоти. Люди одеты в невероятные лохмотья, сквозь которые на каждом вершке видно голое, чёрное тело. Только арестантские шапки остаются целы на рабочих и составляют резкий контраст с остальными лохмотьями. Пока инженер показывал мне устройство старого рудника, настал час арестантского обеда. Рабочие расползлись, как черви, по параллелям, с головокружительной быстротой, слетели на спине по штрекам, зашлёпали чуть не по колено в воде по главной штольне и ушли в тюрьму…" Архивные документы позволяют представить, каков был упомянутый Дорошевичем «арестантский обед». В сутки сахалинскому каторжнику полагалось около килограмма хлеба, 160 грамм мяса или 400 граммов рыбы. К ним добавлялось 300 грамм крупы, картофеля и капусты. В основном каторжников кормили доступной на Сахалине рыбой — согласно тюремной инструкции рыбная «пайка» полагалась 208 дней в году.

По свидетельству очевидцев ведро такой «баланды» стоило 5 копеек. Тюремный врач Николай Лобас, проработавший на Сахалине 7 лет, в начале XX века писал осторожно, но недвусмысленно: «На каждом шагу можно увидеть, что пища сахалинского арестанта не восполняет трат его организма, если ему приходится выполнять тяжёлую работу, и он постепенно идёт к упадку…»За четверть века существования Сахалинской каторги заключённые добыли на острове почти 600 тысяч тонн угля. Подневольный труд здесь мог бы продолжаться и далее, но после русско-японской войны, когда южная половина острова отошла к Японии, Сахалинскую каторгу пришлось закрыть. Каторжные дороги ПриамурьяОднако и после закрытия каторги на острове Сахалин Дальний Восток не обходился без «арестантских работ», как тогда называли труд заключённых. В 1891 году Министерство путей сообщения Российской империи пришло к выводу, что на дальневосточных землях железнодорожное строительство невозможно без использования каторжников. В то время начиналось строительство знаменитого Транссиба — железной магистрали через весь континент от Урала до Владивостока. Но в Приморье и Приамурье с их малочисленным населением просто не хватало рабочих рук для столь масштабных работ, к строительству трассы пришлось привлекать солдат и наёмных рабочих-иностранцев из Китая и Кореи.

Дополнительно решено было использовать и силы каторжников. Эта трасса, протяжённостью почти в 1000 вёрст, должна была соединить Владивосток с Хабаровском. Вскоре заключённые составили заметную часть железнодорожных строителей. К работам привлекались лишь те каторжане, которым оставалось отбывать наказание не более пяти лет. За трудолюбие и хорошее поведение им предоставлялись льготы: сокращение срока заключения и разрешение после освобождения жить в Приморье, а не на острове Сахалин все «ссыльнокаторжные», как тогда именовали заключённых, отправленных на Дальний Восток, даже после отбытия каторги должны были пожизненно оставаться здесь, не имея права возвращаться в европейскую часть России. Из архивных документов известно, что в 1895 году на строительстве Уссурийской железной дороги было занято более 13 тысяч человек, из них всего 400 человек вольных рабочих. Остальные — солдаты, нанятые китайские бедняки и каторжники.

Их рабочий день продолжался с 6:00 утра до 18:00 вечера, с двухчасовым перерывом на обед и отдых. Питание каторжан было столь же «скромным», как и у их собратьев по несчастью на Сахалинской каторге, но в качестве поощрения им четыре раза в месяц выдавали по чарке водки. Помимо железной дороги заключённые построили на Дальнем Востоке и первое шоссе — тогда оно называлось «Амурская колёсная дорога», а каторжники называли её просто «Колесухой». Эта дорога, длиною в 1035 км, соединяла Благовещенск с Хабаровском. Дорожные работы начались в 1898 году и шли целое десятилетие — ежегодно на них были заняты примерно две тысячи узников. Один из лагерей каторжников-строителей расположился на берегах реки Райчихи, впадающей в Амур. До 1905 года на строительстве работали исключительно уголовные преступники, но после событий Первой русской революции появилось и немало политических заключённых.

Благодаря их воспоминаниям можно узнать, как жилось и работалось дальневосточным каторжникам век назад. С марта по ноябрь каторжане жили в палатках посреди амурской тайги, а с наступлением холодов строили себе землянки. Но в отличие от советских времён, по законам царской России телесные наказания заключённых были разрешены официально. И администрация лагерей начала XX века активно пользовалась этим правом. Как вспоминал Юлий Соболь, за революционную деятельность оказавшийся на каторге и три года проработавший на строительстве Амурской дороги: «Нас бьют, когда идёшь на работу, бьют, идя с работы, во время работы. И мошкара — мелкая, злющая, тучами облепляющая лицо, руки, ноги…» «Мы живём в палатках, дырявых и грязных, куда легко и беспрепятственно проникает и дождь и ветер, — вспоминает каторжный быт бывший суфлёр Казанского театра оперетты Юлий Соболь. Да мы не одни — у нас и гости водятся: ужи приползают и греются.

Сначала страшно, а потом привыкаешь: ничего, тварь безвредная, ведёт себя пристойно, и ничего не требует…»«В 4 часа утра нас выгоняют на работу, — рассказывает Соболь про каторжный труд, — только-только светает, когда мы вылезаем из палаток и двумя длинными шеренгами выстраиваемся вдоль палаток… Мы в рваных, грязных рубахах, многие из нас босиком… Солдаты вскидывают винтовки, мы — лопаты, и десятками выходим на дорогу, десяток за десятком шлёпаем по грязи, десяток за десятком отбиваем вёрсты, а их немало: 12 вёрст надо пройти, чтобы добраться до участка и те же 12 вёрст обратно, когда погонят домой…»Тяжкие условия труда провоцировали побеги в глухую тайгу. Юлий Соболь так вспоминает 1906 года на строительстве дороги: Однако Главное тюремное управление МВД Российской империи по итогам работ на «Колесухе» испытывало откровенную гордость за достигнутый результат, сообщая в докладе министру: «Примера подобного сооружения по его грандиозности, по тем затруднениям, с которыми сопряжена была прокладка дороги в пустынной, почти незаселённой и малодоступной местности, ещё не было в тюремной практике других государств…»«Достаточно сказать, — сообщали тюремные чиновники начальству, — что арестантам пришлось не только сделать своим трудом всё, что требовалось для дороги со всеми её станционными и мостовыми сооружениями, на протяжении нескольких сотен вёрст, но ранее того расчистить леса, провести временные пути сообщения, устроить жилища и организовать водоснабжение, доставку одежды, пищи и всех других материалов и запасов, при отсутствии возможности делать закупки на месте работ». Учитывая столь порадовавший тюремные власти опыт, министр внутренних дел Пётр Столыпин распорядился о строительстве силами заключённых не только шоссейной, но и железной дороги вдоль Амура — две тысячи вёрст в тайге от Хабаровска до Нерчинска. Столыпин приказал строить эту дорогу без привлечения наёмных рабочих из Китая, поэтому основной силой вновь стали каторжане. Для поощрения заключённых был издан приказ, что «отличившимся в прилежании к труду и поведении сроки сокращаются по расчёту одного месяца действительного участия в работах за два».

Так, в 2017 году оно было назначено 587 раз, а в 2018 году на принудительные работы был отправлен уже 2501 осужденный. Еще более резкий скачок в статистике назначения принудительных работ — до более чем 7 тысяч осужденных — был в 2019 году, когда новые поправки в Уголовный кодекс позволили назначать принудительные работы в качестве замены наказания тем, кто уже сидит в тюрьме. Тюремное ведомство в 2019 году сообщало , что «около 190 тысяч заключенных колоний имеют формальные основания подать ходатайства о переводе на принудительные работы, и более 6,7 тысяч человек такие ходатайства уже подали». В 2020 году по статистике Судебного департамента при ВС к принудительным работам были приговорены 947 человек. За первое полугодие 2021 года — 527 человек.

Всего на учете состоят 7 907 осужденных к принудительным работам. Судя по приведенной выше статистике, большинство осужденных, отбывающих наказание в исправительных центрах, — те, кому было заменено наказание в виде лишения свободы. Но есть проблемы. Самая острая — вопрос о так называемом «обнулении» срока наказания для возможности условно-досрочного освобождения при замене наказания в виде лишения свободы на принудительные работы. Изначально администрации колоний сами подталкивали осужденных к тому, чтобы они подавали соответствующие ходатайства, мотивируя это тем, что в исправительных центрах более легкий режим, и по УДО будет выходить гораздо проще. В результате осужденные с идеальными характеристиками, которые могли бы им позволить освободиться по УДО, переводились на принудительные работы. Однако случился обман. Суды произвольно и совершенно неожиданно изменили трактовку закона. Оказавшись в исправительных центрах, люди при наступлении срока для УДО стали подавать ходатайства об этом, и зачастую получали отказ, потому что «срок для возможности условно-досрочного освобождения еще не наступил». Мотив — после изменения вида наказания с лишения свободы на принудительные работы срок отбытия наказания для подачи ходатайства об УДО исчисляется заново.

Один из осужденных — Илья Ерехинский — дошел с этой проблемой до Верховного Суда. В декабре 2019 года ВС передал его кассационную жалобу в 3 Кассационный суд общей юрисдикции, указав, что возникновение права на УДО возникает после отбытия определенной части всего срока наказания, назначенного приговором, а не обнуляется при переводе на принудительные работы. Однако весной 2020 года бывший заместитель генпрокурора Виктор Гринь подал по этому делу кассационное представление в ВС. Он указывал, что «государство уже минимизировало уголовную репрессию», и выход по УДО в такой ситуации «ведет к несоразмерному сокращению неотбытой части наказания в виде лишения свободы». Во второй раз Судебная коллегия по уголовным делам ВС встала уже на сторону Генпрокуратуры. Один из судей коллегии — Виктор Смирнов — не согласился с коллегами и выступил с особым мнением. Президиум позже также поддержал Генпрокуратуру. В этой ситуации оставалась надежда исключительно на Конституционный суд. Тем не менее, он не стал вступать в противостояние с Верховным судом и Генпрокуратурой. Исходя из его позиции, теперь у ФСИН окончательно оформилась возможность легально удлинять сроки отбывания наказания осужденным, которые были переведены на исправительные работы из колоний, где они отбывали наказание в виде лишения свободы.

Возможно предположить, что это окончательно демотивирует тех, кто мог бы претендовать на замену наказания, подавать соответствующее ходатайство. И в конечном счете в исправительные центры будут отправлять в большинстве случаев будут отправлять именно по приговору суда. Что творится в исправительных центрах? Принудительные работы по закону представляют собой более легкий и гибкий режим, чем лишение свободы. Например, осужденные выходят на работу без охраны, могут ходить в магазин, пользоваться медицинской помощью в поликлиниках, встречаться с семьей в свободное время. Им разрешено иметь при себе мобильные телефоны и пользоваться интернетом. Кстати, во многом благодаря этому мы знаем о проблемах, которые существуют в исправительных центрах. К примеру, по свидетельству осужденных к принудительным работам, в Угличе и Казани исправительные центры не предлагают рабочие места: им прямым текстом предлагают самостоятельно найти себе работу. Кроме того, например, оказалось , что сотрудники администрации исправительных центров и УФИЦ — выходцы из администраций исправительных колоний, которые слабо себе представляют, как можно предоставить осужденным возможность покупать продукты и ходить к врачу. По опыту осужденных, отбывающих наказание в УФИЦ при ИК-5 Ленинградской области, заявления на поход к врачу просто «теряются», или их никто не рассматривает, потому что «некогда» или «неприемный день», соответственно, они теряют возможность пойти в больницу.

Проблемы есть и непосредственно с условиями содержания. Например, по свидетельству осужденных из исправительного центра в Зеленограде, кухню могут открывать по расписанию, в результате чего люди не успевают приготовить себе еду, души и туалеты могут также быть закрыты. Что касается условий работы, трудовые договоры с осужденными не заключают, и, соответственно, лишают их минимальных социальных гарантий. Есть жалобы из Кабардино-Балкарии на то, что осужденным, работающим в ночную смену, не давали спать днем, поскольку распорядком дня исправительного центра это не предусмотрено. Осужденным, работающим в ночную смену, из-за распорядка не давали спать днем Как результат — принудительные работы вовсе не так привлекательны, как задумывалось, для осужденных.

Мы не хотим утверждать вслед за Марксом, что преступность есть продолжение классовой борьбы другими методами тем более, что и преступления различны по своему характеру , но очень сомнительно, чтобы власти воспользовались услугами убийц в массовом порядке. Войска комплектовались в 15-17 вв. Людей, конечно, не всегда хватало, особенно в период больших войн, однако государство не прибегало к массовому зачислению в солдаты убийц, которых, повторимся были не десятки и не сотни тысяч.

Нет более эффективного способа загубить дело, чем раздать оружие в руки неуправляемых и нелояльных персонажей. Даже Сталин в годы Великой отечественной войны не решился вооружить и использовать в боевых действиях осужденных по статье за убийство. Например в 1890 г. На 174 млн чел.

Почему он должен просто жить, жрать, а не ждать следующего дня со страхом, что его завтра выжмут до состояния мумии? Вообще-то я тоже против каторги.

Если вернут смертную казнь. Точнее, для ее коллективного бессознательного, прочно запутавшегося в причинно-следственной связи и считающего, что, «если гайки закрутили, а жить плохо, значит, их закрутили не до конца». Пока общественное мнение в своих настроениях где-то на середине. То есть до колесования, виселиц на площадях и порки шпицрутенами люди еще не дозрели осознавая, что на календаре не XVI век и мы хоть чуть-чуть, но европейцы , но с мыслью, что с преступниками надо объясняться на их языке - пуля за пулю, нож за нож, мучение за мучение, - они, похоже, родились.

Каторжник в Российской империи

После отбытия кaторжных рaбот в Сибирских рудникaх или нa зaводaх, его поселяют где-нибудь в Сибири. В системе наказаний каторжные работы долго занимали неопределённое положение, применяясь иногда как дополнительная кара или как следствие другого наказания. ные работы в истории. Каторжная работа имеет свое происхождение в России и достигла наивысшего расцвета в 18-19 веках. В современном уголовном законодательстве Российской Федерации такой вид наказания, как каторга либо каторжные работы, отсутствует. Каторга, каторжные работы.

Русская тюрьма. Каторга. Непростая жизнь каторжан

История каторги в России Последствия каторжной работы были катастрофическими для тех, кто попадал в это пучище унижений и страданий.
Каторга, каторжные работы Виды каторжных работ. Каторжная работа в концлагере. Каторжные работы нацистские лагеря.
КАТОРГА • Большая российская энциклопедия - электронная версия ные работы в истории.
Вы точно человек? Каторжные работы и ссылка определялись за торговлю русской обувью с дегтем, за несанкционированное ношение русского платья и бороды, за один или два разбоя, «если смертоубийства не учинили», за продажу «нездорового какого харча и мертвечины».
Каторга – что это такое? Каторга, каторжные работы (от греч. — катергон, большое гребное судно с тройным рядом весел; позднее такое судно стали называть галерой) — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими с точки зрения государства преступниками.

Что такое каторга? История русской каторги

В современном уголовном законодательстве Российской Федерации такой вид наказания, как каторга либо каторжные работы, отсутствует. Каторжник — это человек, который осужден на каторжные работы за совершение преступления. В 1714 году каторга как мера наказания стала назначаться и в отношении тех, кто беглых с нее укрывал, также предписывалось «не употреблять в мелочные работы» осужденных на такую меру. Каторжная работа — это особый вид труда, который выполняют люди, осужденные за совершение преступлений.

Каторга | Что такое и как это было?

КАТОРГА, -и, ж. 1. Самые тяжелые [пер-вонач. на галерах] принудительные работы для заключенных в тюрьмах или других местах с особо суровым режимом. Отправка на каторжные работы была крайне строгим наказанием, которое подразумевало тяжелый физический труд, малое питание, пытки и низкую продолжительность жизни. Каторжный труд – принудительные работы, выполняемые для нужд государства наиболее тяжкими законоотступниками. КАТОРГА, -и, ж. 1. Самые тяжелые [пер-вонач. на галерах] принудительные работы для заключенных в тюрьмах или других местах с особо суровым режимом. Каторгу и политическую ссылку стали массово применять в России с 17 века.

Что такое каторга? История русской каторги

Каторжник в Российской империи это вид труда, который предполагает вынужденное осуществление работы, часто в связи с совершенными преступлениями или политическими.
Нерчинская каторга: как была устроена система дореволюционных тюрем? - Православный журнал «Фома» Последствия каторжной работы были катастрофическими для тех, кто попадал в это пучище унижений и страданий.
Вы точно человек? Анализ каторги в СССР и царской России показывает, что положение осужденных к каторжным работам значительно ухудшилось.

История каторжных работ в России

Работа каторжных оплачивалась (по закону от 6 янв. 1886) в размере 1/10 дохода, полученного их трудом. Каторжная работа имеет свое происхождение в России и достигла наивысшего расцвета в 18-19 веках. Виды каторжных работ. Каторжная работа в концлагере. Каторжные работы нацистские лагеря. Значение слова Каторга на это каторга, или каторжные работы (от — катергон, большое гребное судно с тройным рядом вёсел; позднее такое судно стали называть галерой) — подневольный труд, отб. КАТОРГА (каторжные работы), наказание за тяжкие преступления, включавшее тяжёлые принудит. работы и, как правило, строгий режим лишения свободы. Cтатья Каторга, каторжные работы в Энциклопедическом словаре Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий