Широко известные московские пожары 1547 года начались, вероятно, из-за длительной засухи, и в них сгорело около 30-35% всех зданий города, а погибло около 4000 человек. В столицу хлынул поток беженцев из окрестных городов и сел, потому что Борис Годунов организовал в столице бесплатную раздачу хлеба из государственной казны.
Московский пожар 1547 года
21 июня 1547 года – в Москве вспыхнул грандиозный пожар, в котором погибло более 2500 человек | Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 2 раза: Толькот второе, Бедствие в столице в июле 1547г. |
Годовщина «Великого пожара» в Москве: причины и исторические последствия | С апреля по июль 1547 года в Москве полыхали пожары. |
История криминальных событий. 9 июля
Летом 1547 года Москва сгорела почти дотла, огонь не пощадил и каменных зданий: страшная буря разносила огонь по всему городу, и горело все, что могло гореть, а что не могло – плавилось или рушилось. Московское восстание Бедствие в столице в июле 1547. Избранная Рада — неформальное правительство при Иване IV, существовавшее с 1547 по 1560. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — Московский пожар 1547 года — цикл пожаров, продолжавшихся в Москве с середины апреля по конец июня 1547 года. События истории России за 1547 год.
Московское восстание (1547). Московское восстание (1547) Восстание 1547
По возвращении в Москву царь нашел зачинщиков бунта и приказал казнить их. Некоторые историки считают, что причиной бунта стало недовольство московского боярства усилением позиций Глинских. Иван Васильевич подозревал что-то подобное и именно поэтому решился на массовые казни, хотя обстановка им не благоприятствовала. С его стороны это стало актом устрашения недовольных и демонстрацией силы. Социальные последствия пожара Иван IV, вернувшись в Москву, приказал Боярской думе обратить внимание на вопросы пожарной безопасности столицы. По его указу были проведены следующие мероприятия: перепланированы улицы с уменьшением плотности застройки; на крышах домов москвичам предписывалось держать бочки с водой; очаги и печи для приготовления пищи должны были строиться в огородах, на расстоянии от деревянных домов; печи для отопления на лето предписывалось опечатывать. Еще одна часть изменений коснулась церковной жизни.
В Москву, которая из-за пожара лишилась почти всех своих христианских реликвий, везли иконы из Новгорода, Пскова, Смоленска, Дмитрова. Так, например, в Москве оказался чудотворный образ «Устюжское Благовещение». В конечном итоге, пожары и народный бунт привели молодого семнадцатилетнего царя к мысли об укреплении собственной власти: он полностью отстранил от управления государством Глинских и ряд других боярский семей, освободившись от остатков опеки времен регентства. Как раз в это время на политической арене появились протопоп Сильвестр и А. Наступило время прогрессивных реформ Избранной рады. Недаром Н.
Карамзин написал, что «для исправления Иоаннова надлежало сгореть Москве». Смирнов И.
Страшно перепугавшись волнения черни, царь вынужден был пообещать, что проведет настоящий сыск и накажет виновников пожара. Он даже пообещал, что предоставит помощь в восстановлении домов всех восставших. Москвичи поверили царю и отступили назад в город. Замечание 1 Позже Иван IV признавался, что именно в тот момент «вошел страх в душу мою и в кости мои, и омрачился дух мой» В скором времени волнения в Москве прекратились, но общественное недовольство в стране продолжало расти. Отклики московского восстания отразились в волнениях в псковском пригороде Опочке летом того же 1547 г. Замечание 2 Конкретно в Опочку, чтобы усмирить горожан, пришлось даже направить поместное войско Городские низы, ставшие основной и самой массовой силой московского восстания 1547 г. Этот народный бунт очень сильно повлиял на юного царя Ивана IV.
Он на всю жизнь запомнил чувство унижения, за что после жестоко мстил каждому, кто ему не угодил в чем-либо. Вместе с тем возмущение москвичей натолкнуло Ивана IV на мысли о разработке и проведении политики реформ. Формирование «Избранной рады» Бурные события 1547 г. В скором времени вокруг молодого царя сформировалась особая группа приближенных к нему лиц, которую князь Андрей Михайлович Курбский, один из ее участников, впоследствии назвал на польский манер "Избранной радой". Замечание 3 Этот новоиспеченный «кружок» придворных и служилых людей возглавили Алексей Федорович Адашев костромской дворянин, представитель незнатного, но богатого рода и Сильвестр протопоп кремлевского Благовещенского собора В составе Избранной рады числились, в том числе, знатные князья А. Курбский, М. Воротынский, Н.
Покончив с Юрием, мятежники расправились с его людьми, а потом — и не с Глинскими, и даже не с их людьми, а с приезжими из Северской земли, откуда родом были Глинские: несчастных отлавливали по их выговору. По Москве бродили разгоряченные толпы, которые искали «колдовское отродье» и тут же учиняли расправы, и так длилось два дня. Старуху Анну Глинскую не нашли, поэтому рассудили трезво: колдовка бежала. Куда могла податься Анна Глинская? Конечно же, в Воробьево, в царский дворец. И толпа двинулась на Воробьево. Ивану донесли, что московский народ не желает видеть его царем и идет убивать. Юный царь страшно испугался. Он не знал, что делать. Вот в этот момент полнейшего отчаяния ему и явился спасительный монах Сильвестр, который сначала его еще больше испугал, а потом обрадовал. Сильвестр сказал, что Москву сжег Бог за грехи ее царя и его маловерие, и он привел убедительные для Ивана цитаты из Священного Писания, потребовал полного раскаяния, потому как иначе на Москве дело не кончится.
Темкина-Ростовского, Ф. Нагого и Г. Ход восстания Главную силу восставших составляли московские «тяглые» люди, нёсшие основное налоговое бремя. Волнения начались сразу после огромного пожара 21 июня 1547. Люд собрался на вече на Соборной площади, где разбушевавшаяся толпа растерзала Ю. Глинского, родственника царя. Оставшиеся после пожара дворы Глинских были сожжены и разграблены.
Остались вопросы?
После царского венчания царь совершил богомольную поездку к преподобному Сергию, а после вступления в брак царь, его брат и царица совершают пешее паломничество к Живоначальной Троице. Между тем приближалось лето, причём лето 1547 года оказалось весьма жарким и засушливым. Во вторник 12 апреля в 9 часов дня 8 с Никольского перекрёстка в Москве начался пожар, в результате которого пострадали Богоявленский и Ильинский монастыри. А Митрополита Макариа едва вызваша из церкви, великого для попущениа Божиа дымнаго духа мало не позадохшася в церкви; и поиде Митрополит из церкви, и с ним шел Кекса Татищев княже Владимиров яселничей, да священник съборной Пречистеньской же Жижелев Иван, и те оба згорели на площади, а Митрополит уйде на город на тайник к реке к Москве. В Кремле выгорели Чудов и Вознесенский монастыри, многие храмы, дома, строения, погибло много людей. Бедственные обстоятельства пожара нашли отражение в миниатюрах Лицевого летописного свода XVI века см. В Москве нередко случались пожары и только некоторые из них получили именование больших. О пожаре 1547 года мы узнаём из летописи, ему посвящено две Повести, подробно описывающие тяжёлое бедствие. В Повести имеются сведения, отсутствующие в летописи и дополняющие её.
В Успенском соборе был протопоп Гурий и много народа, творились молитвы к Богу и Пресвятой Богородице. Содержание Повести нашло затем отражение в Книге Степенной царского родословия, составленной по благословению святителя Макария 18.
Китай-город, где располагался городской торг — торговые ряды на Красной площади, или Пожаре, как она тогда называлась, кипел жизнью, оттуда слышались шум и гам, споры продавцов и покупателей, брань и крики подгулявших «гультяев».
Шумным и оживленным был Кремль в дневные часы. К царскому дворцу подъезжали степенные бояре, важные иностранные послы, которых встречали и провожали приставы. Слуги, сопровождавшие своих господ, забавлялись разговорами и задирали друг друга и прохожих.
В соборах и церквах шли службы, и верующие сновали туда и сюда, сдерживая обычную поспешность и суетливость. В торговых рядах, в лавках и мастерских торговцы и ремесленники изготовляли и сбывали разнообразные товары. В Кремле и других местах, около церквей, на площадях, улицах и перекрестках ходили и сидели прямо на земле или снегу многочисленные нищие, убогие люди.
Немало было в Москве людей, живших «черной работой», — батраков, ярыжек, казаков, а также множество калек, больных, питавшихся мирским подаянием, «ходя меж двор», «бога ради скитаясь». Многие из них умирали голодной смертью, замерзали на улицах, не найдя места, «где главы подклонить». В годы неурожаев, пожаров и эпидемий бедствия этой массы бездомных, обездоленных людей достигали трагических размеров.
Они погибали тысячами, десятками тысяч. Специально выделенные люди собирали по Москве «умерших… на пути, от глада изгибших» и вывозили за город. Но иногда, в годы особенно тяжких бедствий, некому и это было делать.
В 1571 г. Приезжие «долго розвозили» покойников во все стороны из опустевшей столицы. Народный гнев против жестоких правителей накапливался долгие годы.
Он прорвался наружу в 1547 г. Поводом послужил грандиозный пожар 21 июня. Еще в апреле от пожара сгорело много лавок на московском торге в Китай-городе.
Но этот пожар не шел ни в какое сравнение с новым — июньским. Современники называют его «великим пожаром». Загорелся сначала храм Воздвижения на Арбате.
Затем занялось все Занеглименье к западу от реки Неглинки. Пламя перекинулось через узкую Неглинку в Кремль. Здесь выгорели все деревянные строения — дворы бояр и князей, Оружейная и Постельная палаты, казна.
Занялись кровли царских палат, верх соборной Успенской церкви. В других церквах и соборах пожар уничтожил много ценных вещей, икон, в том числе несколько из них письма Андрея Рублева. Сгорели кровли над кремлевскими стенами — сами стены в некоторых местах «разорвашася» из-за взрыва пушечного «зелья», хранившегося в них.
Темкин-Ростовский, И. Федоров, Г. Захарьин, Ф. Нагой должны были разобраться в причинах пожара. Политические последствия пожара 26 июня в Москве вспыхнуло восстание. Народ искал виновных, и подозрения пали на бабку царя, княгиню Анну Глинскую.
Ее обвинили в колдовстве, поджоге города «Анна Глинская спалила Москву, сорокой обертаючись» , а семью Глинских — в государственной измене обвинили в пособничестве крымскому хану. Сам царь с женой Анастасией Романовной, бабушкой, братом Юрием Углицким и вторым дядей Михаилом Васильевичем находился в селе Воробьеве, куда перебрался из села Остров, где жил всю весну. Именно туда двинулись толпы, призывая выдать родственников. Иван Васильевич сам вышел к ним и, пообещав отставку Михаила, уговорил народ разойтись. По возвращении в Москву царь нашел зачинщиков бунта и приказал казнить их. Некоторые историки считают, что причиной бунта стало недовольство московского боярства усилением позиций Глинских.
Иван Васильевич подозревал что-то подобное и именно поэтому решился на массовые казни, хотя обстановка им не благоприятствовала. С его стороны это стало актом устрашения недовольных и демонстрацией силы. Социальные последствия пожара Иван IV, вернувшись в Москву, приказал Боярской думе обратить внимание на вопросы пожарной безопасности столицы.
Позже, в своем послании царь обвинял боярских правителей во многих бедах, постигших страну в его малолетство. Захватив власть, они подвергали людей "мучениям" и поборам, и под видом необходимости выплачивать жалованье детям боярским опустошили государственную казну. Из похищенного оттуда золота и серебра они ковали золотые и серебряные сосуды "и имена на них родителей своих возложиша, будто их родительское стяжание". Летом 1541 года Москва с тревогой ожидала нападения крымского хана Сагиб-Гирея. С татарской ордой в поход на русскую столицу шли "турского царя люди с пушками и с пищальми".
А в следующем 1542 году русская столица стала ареной настоящего военного переворота. Князь Иван Васильевич Шуйский, отстраненный противниками от руководства страной и посланный во Владимир "береженья для от казанских людей", сумел привлечь на свою сторону собранное здесь войско "многих детей боярских к целованию привел, что им быти в их совете" , "пришел ратью к Москве" и при содействии своих сторонников в столице захватил город и силою устранил своих противников. Вскоре, однако, произошли события, которые потрясли молодого монарха и заставили его резко изменить всю свою жизнь. Такими событиями стали московский пожар и последовавшее за ним восстание в Москве в июне 1547 года. В том, что произошло в это время, в известной мере оказался повинен сам царь. Он полностью доверил ведение государственных дел своим родственникам, которые оказались неспособными прекратить бедствия, терзавшие страну. За свое сравнительно краткое правление Глинские получили известность лишь расправами с людьми, вызвавшими их неудовольствие: особенно жестокой была казнь "повелением князя Михаила Глинского и матери его, княгини Анны", князя Ивана Федоровича Овчины-Оболенского, "которого посадили на кол на лугу за Москвою рекою". Постепенно любимцы царя, которых считали ответственными за положение в стране, возбудили к себе всеобщую ненависть, и нужен был лишь толчок, чтобы эта ненависть вырвалась наружу.
Таким толчком стали пожары, буквально уничтожившие Москву весной-летом 1547 года. Уже 12 апреля большой пожар охватил московский торг - "погореша лавки во всех рядех города Москвы со многими товары" и значительная часть посада на территории Китай-города; в одной из башен Кремля загорелся порох, и она взорвалась. Город еще не успел оправиться от последствий, когда 21 июня на Арбате начался новый пожар, охвативший большую часть Москвы: горел и Кремль, и Китай-город, и Большой посад. Как записал псковский летописец, "погоре вся Москва, город и посады все, церкви и торг". По сведениям так называемого "Летописца Никольского", в страшном пожаре погибло 25 000 дворов и 250 церквей. Он пошел от Воздвижения на Арбате и сжег все Занеглименье. Поднялась буря и погнала отсюда огонь на Кремль: там загорелся верх Успенского собора, крыша царских палат, двор царской казны, Благовещенский собор с его драгоценными иконами греческого и русского письма Андрея Рублева , митрополичий двор и царская конюшня. Погорели монастыри - Чудов и Вознесенский, и погибли все боярские дома в Кремле.
Одна пороховая башня с частью стены взлетела на воздух. Пожар перешел в Китай-город и истребил оставшееся от первого пожара. Василия, со многими храмами, причем погибла масса древних книг, икон и драгоценной церковной утвари. Около двух тысяч человек сгорело живьем, митрополит Макарий едва не задохнулся от дыма в Успенском соборе, откуда он своими руками вынес образ Богоматери, написанный святителем Петром. Владыка в сопровождении протопопа Гурия, несшего Кормчую книгу, взошел на Тайницкую башню, охваченную густым дымом. Макария стали спускать с башни на канате на Москворецкую набережную, но тот оборвался, и владыка так ушибся, что едва пришел в себя и был отвезен в Новоспасский монастырь. Царь с семьей и боярами уехали за город, в село Воробьево. Несколько тысяч человек сгорело в огне - цифра для средневекового города огромная.
Популярной среди народа была мистическая версия о том, что бабка Ивана Грозного, княгиня Анна будто бы вызывала пожар своим "чародейством". Будто бы разрывала могилы и из покойников сердца вынимала, высушив их, толкла, порошок сыпала в воду, а той водой, разъезжая по Москве, улицы кропила, от того -де Москва и сгорела: "з своими детми и с людми волховала: вымала сердца человеческие да клала в воду да тою водою ездячи по Москве да кропила", "княгиня Анна сорокою летала да зажигала". Современные исследователи полагают, что бояре действительно подстрекали народ, но их действия имели успех только потому, что Глинские до этого успели стать предметом общей ненависти. Долго накапливавшееся возмущение Глинскими вырвалось наружу. Москвичи, черные люди, "собравшись вечьем", то есть созвав собрание всех московских горожан - «вече», 26 июня ворвались в Кремль. Дядя царя, князь Юрий Васильевич Глинский был схвачен во время службы в Успенском соборе и убит. Труп его вытащили из Кремля и бросили перед Торгом, "иде же казнят" так обращались с трупами казненных за измены по приговору "мира". Другой царский дядя, князь Михаил, вместе со своей матерью бежал из Москвы и "хоронился по монастырем".
Несколько дней Москва находилась во власти восставших, которые "людей княже Юрьевых бесчисленно побиша и живот княжей розграбиша". Царь после пожара в Кремле, уничтожившего все дворцовые постройки, жил в одной из своих подгородных резиденций - селе Воробьеве, так что все происходившее в Москве его непосредственно не коснулось. Однако 29 июня "поидоша многые люди черные к Воробьеву и с щитом и с сулицы, яко же к боеви обычаи имяху то есть снарядившись как на войну ", и потребовали от царя выдать им Михаила Глинского и княгиню Анну, которые, по их убеждению, прячутся у царя. Эта встреча с вооруженным народом произвела очень сильное впечатление на царя. В речи на Стоглавом соборе в 1551 году, вспоминая о событиях 1547 года, царь говорил: "И от сего убо вниде страх в душу мою и трепет в кости моа".
«Великий Московский пожар» 1547 года - Что вы могли не знать?
16 января 1547 года произошло важное событие в русской истории: впервые Московский государь был венчан царским венцом в Успенском соборе1. Московский пожар 1547 года — совокупность нескольких пожаров, бушевавших в Москве с середины апреля по конец июня 1547 года[1], огнём была уничтожена 1/3 построек Москвы[2]. Погибло более 1 700 человек.[1],[3]. Проект предполагает проведение исторических исследований и разработку рекомендаций по улучшению жизни населения в период социальной нестабильности в столице в июле 1547г. 24 июня 1547 года. Московское восстание 1547 года и его последствия для развития государства. Московский пожар 1547 года — совокупность нескольких пожаров, бушевавших в Москве с середины апреля по конец июня 1547 года[1], огнём была уничтожена 1/3 построек Москвы[2]. Погибло более 1 700 человек.[1],[3].
Кто сжёг Москву? – Глинские!
Великий пожар 1547 года – это целый цикл пожаров в Москве при Иване Грозном, которые длились с апреля по конец июня, в результате чего погибло более четырех тысяч человек и была уничтожена одна треть города. Трагедия 1547 года заставила москвичей подумать о том, как обезопасить свои жизни в случае нового бедствия. В июле 1547 года в столице страны сложилась положительная динамика действий государства для преодоления бедственного положения. Трагедия 1547 года имела и серьезные политические последствия — в столице начались волнения среди горожан, лишившиеся крова люди искали виновных в поджогах и колдовстве. 16 января 1547 года произошло важное событие в русской истории: впервые Московский государь был венчан царским венцом в Успенском соборе. 9 июля 1547 года в Москве поднялся бунт.
Кто сжёг Москву? – Глинские!
Его стены продолжали свое кольцо за Москвой-рекой, охватывая центральные части Замоскворечья. При Михаиле Романове на месте сожженных в Смуту деревянных стен Скородома был насыпан земляной вал, в результате чего возник Земляной город. А в апреле 1649 года царь Алексей Михайлович издал «Наказ о градском благочинии», заложивший организационные основы профессиональной пожарной охраны в Москве. Связанные статьи.
Если же посмотреть, сколько времени в течение дня душа человека рассуждает о Небесном Царстве и идёт в ту сторону, то можно очень сильно разочароваться в своей жизни, потому что она может обессмыслиться вообще. Хочу предложить вам, дорогие братья и сёстры, этим постом поставить небольшой эксперимент на неделю.
Только честно. Для себя и для духовника. Нужно взять листочек бумаги и расписать, сколько времени и чему я уделяю. Всё расписать. И потом вспомнить слова Священного Писания: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». То есть, где сейчас моё сердце?
Такая духовная кардиология. Пройти диспансеризацию на грядущей седмице Великого поста и честно посмотреть, насколько за минувшую неделю мы продвинулись к этому Царству. Если не сложно, то поминутно посчитать: сколько времени в понедельник, во вторник, в среду, в четверг, в пятницу, в субботу я уделил вопросам, имеющим какое-то отношение к Небесному Царству. Почему это важно сделать на следующей неделе? Потому что после Пасхи это будет уже очень сложно. Сейчас какой-то огонёк теплится, если мы постимся, читаем и молимся усиленно.
Участвуя в Богослужениях, рассуждая о глубоком, о важном, мы пытаемся что-то понять, вместить. Но очень скоро на это не будет времени.
Эту догадку поддержал другой историк, Александр Клибанов [21]. Участники[ править править код ] Вопрос об участниках городских волнений 1547 года вызывает споры между исследователями.
Письменные источники эпохи правления Ивана IV менялись в зависимости от периода. Изначальное описание событий принадлежит ранним памятникам, как « Летописец начала царства » и Новгородская летопись по списку историка Николая Никольского. Последующие источники сформировались в поздние годы царствования Ивана Грозного и отражают точку зрения монарха во времена Опричнины , когда Грозный стремился обвинить ненавистных бояр и оправдать свои политические репрессии. Такие материалы рассматриваются современными учёными как наиболее идеологические, им меньше доверяют.
Согласно первой версии, восставшие действовали по собственной инициативе, второй — под руководством бояр, стремившихся узурпировать власть [9]. Советские историки полагали, что восстание носило классовый характер, а его основной движущей силой были низшие слои горожан — «чернь» [9] [22].
Сразу после московского пожара Иван отправился в свою столицу посмотреть на пожарище и успокоить погорельцев. Распорядившись возвести новые строения, он назначил Юрия Глинского тушить оставшиеся «очаги возгорания», а сам вернулся к прежнему загородному отдыху. Но успокоиться ему не дали два события: в самой Москве начался бунт, а в село Воробьево, где этот отдых происходил, явился монах Сильвестр. Московский бунт начался через пять дней после пожара. Недоброжелатели Глинских стали распускать слухи, что столицы просто так ни с того ни с сего не горят, и буря, вмиг превратившая город в головешки, просто так не возникла, а, верней верного, Москва сгорела колдовством.
Вера в колдовство в то время была повсеместной, так что стоило только упомянуть про колдовство, и все этому поверили. Поверил и сам Иван, которому было бы на руку обвинить в колдовских кознях своих врагов. Но общественное мнение обвинило во всем Глинских: «Княгиня Анна Глинская со своими детьми и со своими людьми вынимала сердца человеческие и клала в воду да тою водою, ездячи по Москве, кропила, и оттого Москва выгорела». Народ сразу же заволновался, погорельцы стали стихийно стекаться к Успенскому собору. На беду, у собора оказался один из братьев Глинских — Юрий, дядя царя. Поняв, что толпа совершенно обезумела, он бросился под защиту церковных стен, но ярость восставшего народа была настолько сильной, что существовавшее всегда правило «в церкви не убивают» не сработало.
Московский пожар 1547 года в воспоминаниях очевидца
В числе разрушенных построек оказались дом митрополита и Чудов монастырь, в котором погибли 18 старцев и восемь слуг или даже 56 человек, как указывалось в иных источниках. Сгорела также церковь Вознесения: «образы и сосуды церковные и животы люцкие многие, токмо един образ Пречистые протопоп вынес». Из горящего храма удалось вынести мощи чудотворца Алексея. При пожаре выгорели постройки Рождественского монастыря, впоследствии восстановленные по обету жены Ивана Грозного Анастасии Романовны. Во время молебна в Успенском соборе пострадал митрополит Макарий — «опалеста ему очи от огня». Святителя спасли из горящего собора и увезли в Новинский монастырь. Он спас икону Богоматери. К вечеру 21 июня буря закончилась, ночью стал утихать пожар. Узнав о трагедии, он приехал в Москву и совершил молебен в Успенском соборе, однако вскоре опять уехал в село. В отсутствие государя в столице начались волнения, оставшиеся без крова люди искали виноватых в поджогах и колдовстве. Народная молва обвинила в случившемся непопулярных Глинских — родственников матери великих князей.
Бабку царя, Анну Глинскую, обвиняли в том, что она наколдовала пожар: «вымала сердца человеческия да клала в воду да тою водою ездячи по Москве да кропила и оттого Москва выгорела». Говорили, что княгиня Анна по ночам превращалась в сороку, «летала да зажигала». Вскоре толпа двинулась в Воробьёво, требуя выдать им оставшихся Глинских. Летописи описывают, что «бысть смятение людем московским: поидоша многые люди черные к Воробьёву и с щиты и сулицы, яко к боеви обычаи имаху, по кличю палача». В последующей переписке царя Ивана с князем Курбским сообщалось, что целью толпы было расправиться с прочими Глинскими.
Предпосылки После венчания Ивана IV на царство в январе 1547 года, царская родня Глинские обрела большое влияние. Ещё в апреле пожарищем была выжжена часть Китай-города, а через неделю сгорели кварталы за Яузой-рекой.
А в конце июня, через полгода после коронации, Москву охватил новый, куда более сильный пожар. Свыше 3700 обгорелых трупов было найдено в городе жителей было около 100 тыс. Молва гласила, что княгиня Анна якобы разрывала могилы и вырезала сердца покойников, а высушив их, толкла в порошок и сыпала в воду, которой окропляла улицы и дома. Это была работа заговорщиков: царского духовника Ф. Бармина, князя Скопина-Шуйского, боярина И.
Так проясняются бедственные последствия пожара для Святителя. Во время приключившегося в Москве великого пожара святителю Макарию было 65 лет и невзирая на случившиеся бедствия Господь сохранил его Своим Божественным Промыслом. Впереди было ещё много плодотворных святительских трудов на благо Церкви: второй Макарьевский Собор 1549 года по канонизации святых, Стоглавый Собор 1551 года по исправлению различных недостатков в Русской Церкви и обществе, через год — торжественная встреча царя Иоанна Грозного после покорения Казани, затем завершение работы по созданию Успенской редакции Макарьевских Четьих Миней, а также создание царской редакции Великих Миней. В русской историографии появился принципиально новый памятник исторической мысли — Книга степенная царского родословия. Эти деяния Святителя стали достоянием отечественной истории и русской культуры. Повседневное архипастырское попечение о Церкви и пастве до конца дней жизни Святителя было наполнено также личными трудами, молитвами и подвигами. А в годовщину пожара, в память великого бедствия, в Русской Церкви было установлено поминовение всех православных христиан 34. Указ о совершении панихиды переписывался в древних Синодиках. Предлагаем его текст. В лето 7056 месяца иуниа в 21 день, на память святого мученика Иулиана Тарсянина, благоверный и христолюбивый государь царь и Великий князь Иоанн Василиевич, всеа Русии самодержец, по благословению отца своего преосвященнаго Макариа, Митрополита всеа Русии, уставил общую память благоверным князем и бояром и христолюбивому воиньству, и священническому и иноческому чину, и всем православным христиан ом, от иноплеменных на бранех и на всех побоищех избиенных и в плен сведенных, гладом и жаждою, наготою и мразом и всяческими нуждами измерших, и во всех пожарех убиенных и огнем скончавшихся, и в водах истопших, всех православных христиан.
Он спас икону Богоматери. К вечеру 21 июня буря закончилась, ночью стал утихать пожар. Как сообщает Никоновская летопись, «множество народа сгореша. Однако другие источники считают цифру заниженной, по некоторым данным, количество жертв могло достигать 4000 человек. Большинство москвичей остались без крова. Сразу же после пожара великий князь Иван IV издал закон, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки, наполненные водой. Для приготовления пищи предписывалось строить печи и очаги на огородах и пустырях вдали от жилых строений. Пожар имел и политические последствия — в столице начались волнения, лишившиеся крова люди искали виноватых в поджогах и колдовстве. Народная молва обвинила в случившемся непопулярных Глинских — родственников матери Ивана IV. Однако перебить всех Глинских московскому люду не удалось.