По новому закону, навоз больше не будет считаться отходом, говорится в сообщении Госдумы. «Закон не распространяется на личные подсобные хозяйства, потому что проблема, на решение которой направлен новый закон, распространяется на правоотношения по обращению с навозом и помётом, которые возникают у юридических лиц.
В Совфеде разработают законопроект о навозе
В случае выявления нарушения проверяющие ограничатся разъяснением. Но с начала 2024 года полноценно заработает система штрафов. Продавать и передавать навоз можно только другим сельхозпроизводителям, которые к тому же смогут обеспечить экобезопасность в соответствии с новым законом. Оформление ВСД — ветеринарного сопроводительного документа — на переработанный навоз не требуется. Для перевозки навоза тоже предусмотрены специальные правила. На навоз животных пастбищного содержания например, оленей требования закона не распространяются. Источники: информационные памятки Россельхознадзора, на которого возложен контроль за соблюдением нового закона, и его теруправлений.
Теперь за нарушения в области хранения, переработки и продажи навоза как удобрения придется платить штрафы. В зависимости от статуса нарушителя, штрафы могут варьироваться: для должностных лиц они составят от 30 до 49 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — от 50 до 60 тысяч рублей, для организаций — от 250 до 350 тысяч рублей. При повторении нарушения размер штрафа увеличится.
Они описывают, как обращаться с навозом и пометом при хранении, обработке, переработке, транспортировке, реализации и использовании в качестве удобрения. Одним из поводов для введения такого регулирования стали жалобы представителей сельскохозяйственной отрасли, которые указывали на излишние требования к обращению с навозом, не учитывающие специфику рынка. Ранее для их перевозки от места производства до места использования нужно было разрешение для веществ третьего класса опасности, что означало десятки нормативных актов. Источник: Лента ру.
Фото: AP Ответственность Новый закон налагает ответственность за нарушение порядка обращения с ППЖ в виде отнесения их к отходам, их перечень установлен отдельным распоряжением. В свою очередь, нарушения правил обращения с отходами подпадает под действие другого ФЗ «Об отходах производства и потребления», которым предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность. Нарушением будет считаться, например, если аграрий разместит на полях непереработанный навоз, который содержит вредные бактерии, патогены. При этом, как отмечает Александр Тепляков, четких критериев оценки вреда почве и воде сейчас нет. Судебные тяжбы об ущербе Такая же проблема характерна и для судебных процессов между ведомствами и крупными агропредприятиями. Так, ущерб за негативное воздействие на окружающую среду птицефабрикой «Евсинской» прокуратура определила в 1,23 млрд руб, а Искитимский районный суд отказал во взыскании этой суммы, удовлетворившись проведенными птицефабрикой восстановительными мероприятиями и наложенными штрафами. По решению суда, предприятие должно рекультивировать почву в течение пяти лет, из которых три года уже прошло. В случае с птицефабрикой «Ново-Барышевской» ущерб был определен в сумме 550 млн руб, а оштрафовали фабрику на 55 тыс. На данный момент природоохранная прокуратура обратилась в суд о восстановлении нанесенного вреда, а предприятие разрабатывает проект рекультивации земель и готовится к возмещению вреда в натуральном виде. Последняя громкая история касается инцидента в Колывани — компании «Сибагро» сначала был вменен ущерб в 23 млн руб. Надзорные органы, требуя денежную компенсацию за негативное воздействие на окружающую среду, определяют ее размер слишком абстрактно — от десятков тысяч до миллиардов рублей, отметил старший юрист юридического бюро Sollars Евгений Карпов. По его словам, существует два сценария развития событий.
Сообщить об опечатке
- «Навозная вода» из крана
- Отчитаться за навоз: как новый закон скажется на фермерах?
- Путин подписал закон о штрафах за работу с навозом
- Что случилось и кого это коснется?
Сельхозкомпаниям разрешили использовать навоз в с/х производстве
Проблема обращения навоза и помета, решаемая законом, стоит только перед хозяйствами, где концентрируются, собираются и перерабатываются побочные продукты животноводства. После вступления закона в силу навоз будет относиться к побочным продуктам животноводства, которые призваны повышать плодородие земель. Как отмечает РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который устанавливает штрафы до 600 тыс. рублей за несоблюдение требований к обращению с побочными продуктами животноводства, если это привело к возникновению эпидемии. Несмотря на то, что навоз и помет – ценные органические удобрения, их неправильно использование может привести к серьезным экологическим проблемам: загрязнить воду, почву, воздух или даже привести к эпидемии. Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который устанавливает штрафы до 600 тыс. рублей за несоблюдение требований к обращению с побочными продуктами животноводства, если это привело к возникновению эпидемии. Это вещества, которые образуются при содержании сельскохозяйственных животных и применяются в сельхозпроизводстве (навоз, помет, стоки и пр.).
Путин подписал закон о штрафах за работу с навозом
Это могут быть специализированные площадки, требования к ним установлены подзаконными актами. Такие площадки могут быть например, бетонированными, выполнены из герметично сваренных пленочных материалов, также это может быть площадка с глиняной подушкой толщиной не менее 20 см. Главное, чтобы эксплуатация такой площадки не приводила к загрязнению окружающей среды, в том числе попаданию загрязняющих веществ в водоносный горизонт. Естественно, переполнение не допускается. К оборудованию специализированных площадок не установлены технические требования.
Также необходимо отметить, что закон не распространяется на личные подсобные хозяйства, а только распространяется на правоотношения по обращению с навозом и пометом, которые возникают у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей ИП и крестьянско-фермерских хозяйств КФХ. Требования закона не распространяются на случаи содержания животных в условиях круглогодичного или сезонного пастбищного содержания.
Эти данные будут нужны для проверяющих.
Как уведомить государственные власти? Об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства, об объемах побочных продуктов, о дате образования побочных продуктов и планируемых сроках их использования в производстве или передаче иным лицам и результатах таких использования или передачи, хозяйства должны уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору в сфере ветеринарии и в сфере надзора земель сельскохозяйственного назначения. Уведомление об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства в 2023 году направляется до 1 мая 2023 г.
В дальнейшем ЕЖЕГОДНО на предстоящий календарный год не позднее 31 декабря текущего календарного года то есть на 2024 год уведомление о решении работы с побочной продукцией животноводства подается до 31 декабря 2023 года. За что платят налоги и штрафы? Если хозяйство стало на учет и выполняет требования по хранению и переработке навоза, то навоз считается побочным продуктом.
Несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства при хранении, транспортировании, обработке, переработке, реализации побочных продуктов животноводства влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При этом повторное в течение года совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Если хозяйство не стало на учет, то навоз становится отходами с III умеренно опасным или IV малоопасным классом опасности.
Во-первых, изменения в законе предоставляют более простой способ утилизации отходов животноводства и инструмент для получения стабильного дохода. Важным плюсом является поддержка российского рынка органических удобрений. Теперь фермеры могут минимизировать собственные затраты на удобрения и легально использовать навоз бесплатно. Как следствие, более широкое использование органических удобрений в растениеводстве может повысить урожайность и плодородие почвы. Сельхозпроизводителям можно будет начать экспорт органических удобрений. За счет перестройки подхода к работе с навозом снижается нагрузка на себестоимость сельскохозяйственной продукции. Отмена системы лицензирования и огромных штрафов за несоблюдение требований снизит нагрузку на сельскохозяйственный сектор в целом. Но есть и минусы нового закона о навозе.
Как передают РИА Новости, в комитете по бюджету анонсировали разработку соответствующего закона. При этом в России уже действует «закон о навозе» от 2014 года. Но в Совфеде считают, что надо «определить, как с ним обращаться». В комитете признают, что работа над законодательством — «процесс длительный». Сложностей много: «Необходимо дать определение навоза, определить, как с ним обращаться, технологию обращения с ним».
Госдума приняла закон об обращении с навозом
Информация о законопроектах и законах по субъектам права законодательной инициативы. Штраф за неправильное обращение с навозом в 2023 году – что говорит закон? Федеральный закон от 14.07.2022 № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства» регулирует порядок обращения с навозом, пометом, подстилкой, навозными стоками, которые в соответствии с предыдущим законодательством признавались отходами, теперь.
Путин подписал закон о штрафах за работу с навозом
Хранение побочных продуктов животноводства до их обработки допускается только на специализированных площадках, которые не включаются в госреестр объектов размещения отходов. Передача ППЖ разрешается только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям ИП и крестьянским фермерским хозяйствам без образования юридического лица, которые специализируются на производстве сельхозпродукции. Закон также предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обращения ППЖ. Требования к обращению побочных продуктов животноводства Россельхознадзор как ведомство, которому предстоит осуществлять контроль за соблюдением нового законодательства, разместил на сайтах региональных представительств требования к обращению побочных продуктов животноводства, а также рассказал об аспектах их реализации и использования в сельхозпроизводстве. При нарушении этих требований ППЖ признаются отходами. Среди таких нарушений, утвержденных Правительством РФ, хранение необработанных, непереработанных ППЖ вне навозо и пометохранилищ, использование побочных продуктов, содержащих патогенные и болезнетворные микроорганизмы и паразитов, токсичные элементы и пестициды, а также их передача лицам, не осуществляющим деятельность по производству сельхозпродукции, и другие. Сельскохозяйственные производители обязаны уведомить Россельхознадзор об отнесении веществ, образуемых при содержании сельхозживотных, к побочным продуктам животноводства до 1 мая 2023 года. И далее направлять уведомления ежегодно не позднее 31 декабря — почтой или через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Как будет действовать новый закон о побочных продуктах животноводства Комментируя новый закон о побочных продуктах животноводства, Максим Синельников, заместитель руководителя Национальной мясной ассоциации, член Общественного совета при Россельхознадзоре расставил акценты на основных моментах, на которые стоит обратить внимание.
Так, требования не распространяются на случаи содержания животных в условиях круглогодичного или сезонного пастбищного содержания. Также эксперт уточнил, что законодательство допускает несколько статусов в отношении навоза и помета. Никто не отменял действующий режим в рамках законодательства о техническом регулировании, поэтому можно работать по нему. Для этого необходимо разработать стандарт организации или технические условия, разработать технологический регламент и проводить оценку соответствия продукта на требования, установленные в технической документации. Однако, как дополнил эксперт, правоприменительная практика показала, что есть риски разночтений со стороны контрольно-надзорных органов. Еще один статус — можно сразу признать навоз и помет отходами и работать с ними как с отходами, то есть оформить лицензию на обращение, вносить установленную плату за негативное воздействие на окружающую среду при их размещении и выполнять иные требования, установленные в отношении отходов.
На территории Республики Саха Якутия поголовье крупного рогатого скота составляет 225 062 голов, в том числе коров — 77 452, свиней — 19 158, лошадей — 239 994, северных оленей — 174 506, коз и овец — 1 541, кроликов — 2 924, птиц всех видов — 893 647. Согласно ст. В соответствии с п. К примеру, хранение необработанных, непереработанных побочных продуктов животноводства допускается только на специально оборудованных сооружениях и или местах, предназначенных для хранения и или обработки, переработки побочных продуктов животноводства, в том числе навозохранилищах, пометохранилищах далее - специализированные площадки , а также требование к ним. Согласно п.
Допускается временное размещение на период внесения побочных продуктов животноводства в почву не более 5 месяцев в буртах на землях сельскохозяйственного назначения, размещенных за пределами границ водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на верхнем плодородном слое почвы без его снятия, без соблюдения гидроизоляции. Обработка и переработка должны осуществляться способами, предотвращающими загрязнение окружающей среды и только на специализированных площадках. Способы обработки и переработки: накопление и выдерживание стоков или осветленных фракций на специализированных площадках; компостирование твердых фракций, в том числе в виде глубокой несменяемой подстилки; переработка с применением химических или биологических препаратов на специализированных площадках. Побочные продукты не должны содержать патогенные и болезнетворные микроорганизмы и паразитов, а содержание токсичных элементов и пестицидов не должно превышать нормативы. Соблюдение требований по содержанию патогенов, паразитов и токсичных элементов должны подтверждаться лабораторными анализами. На каждую партию навоза необходимо заводить журнал для фиксации требуемых данных. Из каждой партии отбираются образцы для лабораторных исследований. Полученные результаты обязательно должны соответствовать норме. Эти данные будут нужны для проверяющих. Как уведомить государственные власти?
По общему правилу, побочные продукты животноводства не являются отходами. Кроме того, не прошедшие обработку, переработку побочные продукты животноводства не являются и агрохимикатами. Побочные продукты животноводства признаются отходами при выявлении в ходе осуществления федерального государственного контроля надзора нарушений требований к их обращению. В таком случае собственник побочных продуктов животноводства должен исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду. Заявка Если вам необходима консультация, вы хотите записаться на встречу со специалистом или желаете обратиться к представителям компании с предложением, заполните данную форму. В течение 24 часов ваше сообщение будет обработано, и мы обязательно свяжемся с вами.
Эксперт разъяснил, как будет действовать новый закон о побочных продуктах животноводства
А закон о навозе действительно существует в России, при этом действует он уже достаточно давно. Максим Синельников: Нет, закон не распространяется на личные подсобные хозяйства, потому что проблема, на решение которой направлен новый закон, распространяется на правоотношения по обращению с навозом и пометом, которые возникают у юридических лиц. После вступления закона в силу навоз и помет при необходимой обработке будут относиться к побочным продуктам животноводства, повышающим плодородность почвы.
Совет Федерации займется «законом о навозе». «Необходимо определить, как с ним обращаться»
Закон также определяет условия оборота навоза, например запрещено загрязнять им почву, воду и лес, а хранить его до переработки можно лишь на специализированных площадках. Чтобы российский навоз и помёт стали товаром, предложенный проект закона также закрепляет права собственности на продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных. При этом за повторное нарушение закона штраф увеличится и достигнет для должностных лиц от 40 до 50 тыс. рублей, для индивидуальных предпринимателей — от 60 до 70 тыс. рублей, для юридических лиц — от 350 до 450 тыс. рублей. Федеральный закон от 14.07.2022 № 248-ФЗ "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". По их мнению, новым законом мы разрешаем животноводам бесконтрольное обращение с навозом, но это не так», – пояснил сенатор.
Штраф за неправильное обращение с навозом в 2023 году – что говорит закон?
Теперь за нарушения в области хранения, переработки и продажи навоза как удобрения придется платить штрафы. В зависимости от статуса нарушителя, штрафы могут варьироваться: для должностных лиц они составят от 30 до 49 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — от 50 до 60 тысяч рублей, для организаций — от 250 до 350 тысяч рублей. При повторении нарушения размер штрафа увеличится.
Установлены ли сроки хранения навоза и помета на таких площадках? Максим Синельников: Фактически хранение побочных продуктов животноводства не осуществляется, потому что одним из наиболее распространенных способов переработки является компостирование. То есть после образования сразу начинается процесс переработки. Практика сельхозпроизводства такова, что срок переработки зависит от сезонных факторов, поскольку удобрения в почву вносятся 2 раза в год: весной и осенью. Обычно компостирование длится около 5—6 месяцев. Кто-то выбирает более быстрый способ. Тогда используется специальная техника и оборудование. За счет перемешивания происходит ускорение процесса компостирования, и срок переработки сокращается до 1,5—2 месяцев.
Но самое главное — изготовитель должен подтвердить, что его продукт готов для внесения, проверив его в лаборатории на показатели, которые установлены в подзаконных актах. Будут ли штрафовать за нарушение требований обращения с побочными продуктами животноводства? Планируется, что законопроект рассмотрят и примут в весеннюю сессию. Скорее всего, 1 марта 2023 года, когда начнет действовать новый закон, поправки в КоАП еще не вступят в силу. Но предприятиям не стоит расслабляться. Закон о побочных продуктах животноводства не установил переходный период. Поэтому нет ничего страшного в том, что какое-то время не будет штрафов. Это время необходимо использовать предприятиям на подготовку, в этот же период нужно исправить ошибки, проконсультироваться с Россельхознадзором, если надо, привести свою документацию в соответствие с требованиями. Административные штрафы за нарушения требований будут введены после вступления в силу поправок в КоАП. Размеры штрафов планируется установить на уровне, который сегодня предусмотрен КоАП за нарушение законодательства об охране окружающей среды для отходов животноводства.
Важный момент: закон о побочных продуктах животноводства инновационный в той части, что помимо административного наказания побочные продукты животноводства могут принудительно признать отходами, если будет установлен факт нарушения при обращении с ними.
Способ переработки для себя определяет каждый владелец животных самостоятельно. В нормативном регулировании установлены показатели безопасности к переработанному продукту. Главное — исключить превышение по тяжелым металлам и патогенной микрофлоре. Таким образом, какой бы способ животновод ни выбрал, он должен достичь этих показателей безопасности. Чтобы подтвердить соответствие показателям безопасности, нужно провести исследования в аккредитованной лаборатории и запротоколировать их.
Причем это необходимо сделать до внесения веществ в почву. Какие штрафы? Несоблюдение требований к обращению ППЖ при хранении, транспортировании, обработке, переработке и реализации повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 30 тыс. Или административное приостановление предпринимательской и юридической деятельности на срок до 90 дней. Повторное правонарушение в течение года грозит штрафами для должностных лиц — от 40 до 50 тыс. Где брать информацию?
Минсельхоз России при участии Союзмолоко и других животноводческих союзов подготовил комментарии касательно наиболее популярных вопросов обращения с побочными продуктами животноводства. Россельхознадзор собирает все документы, касающиеся нового закона, на отдельной странице своего официального сайта. Помимо этого, ВНИИЗЖ предложил сельхозпроизводителям комплекс услуг: от разработки проекта технических условий на побочные продукты животноводства до получения экспертного заключения на готовый продукт. Что говорят эксперты? По мнению экспертов Россельхозбанка, новый закон будет стимулировать развитие рынка органических удобрений в России и даст животноводам дополнительный источник доходов. Аналитики банка подсчитали: небольшое предприятие по разведению крупного рогатого скота на 20 голов производит за год 292 тонны навоза.
Если владелец животных решит, что перерабатывать навоз он не собирается, то ему придется вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. По подсчетам аналитиков, расходы за год составят 418,5 тыс. Если же животновод решит перерабатывать навоз и помет, он сможет не только сэкономить, но еще и заработать. По оценкам экспертов, из 300 млн тонн навоза, которые образуются в стране за год, можно получить 60 млн тонн органических удобрений.
При несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов животноводства фермер может привлекаться к административной ответственности по части 10 статьи 6. Она подразумевает штраф от 70 до 90 тыс.
Такие продукты можно официально вводить в обиход сельскохозяйственных производств и частных подворий. Навоз можно будет отражать в бухгалтерском и налоговом учете, оформлять на него право собственности, и соответственно вы будете иметь законное право продавать и покупать его. Но если при обращении с отходами животноводства будут выявлены нарушения, то он вновь будет признан опасными, и вы будете нести ту же ответственность, что и сегодня. Навоз и помет можно будет хранить только на специальных площадках, исключающих загрязнение окружающей среды. Если вы собираетесь использовать навоз для удобрения полей или продавать его — то обязаны уведомлять госорганы о целях, методах и сроках планируемого применения. Фермеры смогут минимизировать собственные затраты на удобрения и легально использовать бесплатные навоз и помет.
Минусы нового закона Их значительно меньше, и о них говорят экологи. Специалисты считают, что недобросовестные фермеры могут загрязнять навозом и стоками водоемы и землю.
Неправильное обращение с навозом обойдется недешево
Главная» Новости» Сельское хозяйство» Эксперты/Сельское хозяйство» Отчитаться за навоз: как новый закон скажется на фермерах? Закон о навозе или побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. С 1 марта 2023 года в России вступят в силу законы о побочных продуктах животноводства и новом порядке выплаты компенсаций за изъятый скот.