Подробности годового отчета Эльвиры Набиуллиной в Госдуме – в сюжете РЕН ТВ. Важнейшее выступление Набиуллиной в Госдуме. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина представляет годовой отчет Центрального банка России за 2023 год. Выступление Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы, посвященном рассмотрению Годового отчета Банка России за 2023 год: + По. В четверг, 9 ноября, председатель Центрального банка (ЦБ) Эльвира Набиуллина выступила на совместном заседании комитетов Госдумы по финансовой политике, по бюджету и налогам и по экономической политике.
Читайте также
- Выступление Набиуллиной в Госдуме не оставляет надежд - Новости Кирова и Кировской области
- Курсы валюты:
- Набиуллина выступит в Госдуме по основным направлениям денежно-кредитной политики на три года
- Что еще почитать
О чем говорила Набиуллина в Госдуме
Мы сохраняем приверженность плавающему курсу как к действенному стабилизатору для национальной экономики. Вмешиваться в работу валютного рынка мы считаем допустимым и необходимым только тогда, когда события на нем создают угрозу для финстабильности, как это было, например, прошлой весной». На Охотном Ряду уже предвкушают следующий отчет ЦБ. И все из-за цифрового рубля. Раскрыть результаты проекта по его внедрению в экономику предложено ровно через год. Заявлено, что речь пойдет о трансграничных операциях, но не только. Ведь чем интересен цифровой рубль? В перспективе он гарантирует, что все адресные выплаты и субсидии получит указанный адресат и только он, никакие махинации с этими деньгами будут в принципе невозможны.
В ходе обсуждения депутаты отметили, что такой продукт позволил бы избежать ситуаций, когда банки отправляют клиентов в МФО за дорогими займами. О криптовалютах ЦБ много спорил с Минфином о криптовалюте, но сейчас на эту тему ведомства "кажется, договорились" и вопросов со стороны ЦБ быть не должно", рассказала Набиуллина. Регулятор поддерживает развитие выпуска цифровых финансовых активов ЦФА в случаях, когда "есть ответственный эмитент", а права инвесторов защищены, а также использование крипты в международных расчетах. Необходимость ужесточения денежно-кредитной политики в релизе ЦБ объяснил тем, что текущее инфляционное давление значительно усилилось и складывается выше ожиданий регулятора. Регулятор 27 октября также обновил прогноз по годовой инфляции: теперь регулятор ожидает, что по итогам 2023 г.
Последнее, кстати, ведёт к снижению цен, так как выплаты по кредитам составляют существенную часть цены товара. Только за три месяца, за июль, август, сентябрь, корпоративный портфель кредитов вырос на 3,9 трлн рублей. Но Набиуллина в контексте этой цитаты выставляет этот процесс как генератор инфляции слишком много кредитов берут, увеличивая рублёвую массу и основание для повышения ключ. По её логике, замещения иностр. Но по мере выплаты иностр. Чтобы снизить спрос на валюту на бирже, Банк России развернул механизм рефинансирования в иностранной валюте по операциям валютного РЕПО. Тем самым он создал новый канал обогащения спекулянтов, теперь уже на повышении курса рубля. Есть ли у России шанс? Складывается впечатление, что ЦБ с радостью поддерживает своей денежной политикой атаки Запада на нашу экономику. После сокрушений о непомерном росте кредитования см. Первое, значительную часть экспортной выручки наши экспортеры получают в рублях. Второе, на что обратить внимание — это её слова по посл.
Главное из выступления Эльвиры Набиуллиной в Государственное Думе 10. Когда восстановление завершилось и начала быстро расти инфляция, мы повысили ключевую ставку на 8,5 процентных пунктов. Эльвира Набиуллина представляет годовой отчет Центрального банка России. Но мы видим, что это не так. Оперативные индикаторы показывают, что в первом квартале этого года экономика продолжала расти высокими темпами. Главное, что поддерживает оптимизм бизнеса, — это внутренний спрос и ожидания, что он будет расти и дальше. Это можно образно сравнить с марафонским забегом, где важно правильно распределить силы на всю дистанцию. Слишком быстро растущий спрос заставляет экономику бежать за ним все быстрее, и какое-то время она это может делать это на пределе возможностей. Но ценой будет зашкаливающий пульс, иначе говоря, ускорение инфляции, а затем — вполне вероятно, замедление или даже остановка роста экономики, когда ее силы будут исчерпаны. Если посмотреть на текущий рост цен, то есть от месяца к месяцу, то видно, что с июля по ноябрь этот показатель в пересчете на год был двузначным. Инфляционное давление было очень сильным.
Набиуллина допустила повышение ключевой ставки
- «Спекулятивный» капитализм никуда не исчез, а должен уйти
- Курсы валюты:
- Госдума разрешила Набиуллиной оставаться главой Центробанка до 2027 года
- Извините, но так надо. Набиуллина готовит россиян к высоким ценам: что нас ждёт
Хазин: Что бы Путин ни говорил, а Набиуллина и Силуанов разрушают Россию
Набиуллина в Госдуме дала прогноз будущего России «Нужно трезво смотреть на ситуацию, она может ухудшиться» Госдума приняла к сведению Основные направления денежно-кредитной политики на три года, которые представил Центробанк в лице Эльвиры Набиуллиной. «Высокой ставкой мы защищаем реальные доходы граждан»: о чём рассказала Эльвира Набиуллина в Госдуме Статьи редакции. Важнейшее выступление Набиуллиной в Госдуме.
Дефицит рабочих рук, повышение ставки и пик инфляции. О чем Набиуллина говорила в Госдуме
"Деньги вернут, потери компенсируют": Набиуллина отчиталась перед Госдумой Блокнот. | Эльвира Набиуллина выступила на Пленарном заседании Государственной Думы, посвященном рассмотрению Годового отчета Банка России за 2023 год. |
Выступление Набиуллиной в Госдуме | Такие данные привела сегодня Эльвира Набиуллина. Глава Центробанка представила в Госдуме основные направления денежно-кредитной политики. |
ЦБ обвинили в создании денежного голода. Что было с Набиуллиной в Думе | Аргументы и Факты | Навигация по записям. |
Выступление главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной в Госдуме. Главное - Финансы | Глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступила на пленарном заседании Госдумы по годовому отчету Банка России за 2023 год. |
Набиуллина против правительства России. Анализ её выступления в Госдуме.
Накануне выступления в Государственной Думе Эльвира Набиуллина встретилась с представителями всех парламентских фракций. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина представила в Госдуме традиционный отчет о работе регулятора в 2023 году. После представленного в Госдуме отчета Главы Центробанка России Эльвиры Набиуллина об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики. Об этом на пленарном заседании Государственной Думы заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Депутат Госдумы Александр Хинштейн: Нет ничего странного, что Генпрокуратура не нашла нарушений в организации охраны «Крокуса».
«Вы не справляетесь»: В Госдуме потребовали от Набиуллиной остановить рост цен
Глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина заявила, что не исключает повышения ключевой ставки, если процесс дезинфляции остановится. В четверг, 9 ноября, председатель Центрального банка (ЦБ) Эльвира Набиуллина выступила на совместном заседании комитетов Госдумы по финансовой политике, по бюджету и налогам и по экономической политике. Об этом заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина в ходе выступления в Госдуме.
«Деньги вернут, потери компенсируют»: Набиуллина отчиталась перед Госдумой
После голосования Набиуллина выразила благодарность Госдуме за поддержку: «Я уверена, что совместно, при конструктивном подходе, о чем многие говорили, — и я это разделяю — мы сможем пройти этот сложный период и решить задачи, чтобы наша страна жила лучше, жили лучше люди». Голосованию за повторное назначение Набиуллиной на пост главы ЦБ предшествовало ее выступление в Госдуме. На встрече с депутатами председатель Банка России, в частности, заявила, что РФ не грозит дефолт. Перед голосованием Набиуллина провела встречи со всеми думскими фракциями и профильными комитетами. Набиуллина заняла пост председателя Центробанка в конце июня 2013 года.
Она призвала перейти к адресным программам льготной ипотеки или как минимум дифференцировать программы по регионам в зависимости от состояния рынка недвижимости. Поэтому логично сделать ипотеку более точечной, говорит управляющий директор рейтингового агентства «Национальные Кредитные Рейтинги» Михаил Доронкин: Михаил Доронкин управляющий директор рейтингового агентства «Национальные Кредитные Рейтинги» «Фактически по рыночной ипотеке мы видим, что ставки уже близки к заградительному уровню, в то же время по льготной ипотеке продолжают действовать очень комфортные ставки начала года. Соответственно, ничего удивительного нет в том, что спрос будет частично уходить с рыночных программ и со вторичного жилья на первичный рынок, где действуют льготные программы. Конечно, это само по себе может продолжать добавлять рост цен на жилье на первичном рынке, даже в условиях ужесточающейся денежно-кредитной политики.
Вопрос исключительно в том, как долго это продлится, потому что ресурс этих программ так же ограничен, действует до середины следующего года, и сейчас, соответственно, поднимается вопрос о том, стоит ли продлевать такую программу в условиях того, что она приводит к общему росту цен, или все-таки ее стоит сделать точечной, оставить какие-то варианты семейной ипотеки, то есть когда это приобретается не любыми заемщиками, кто хочет, а все-таки ограниченно, то есть для семей с детьми либо, например, для каких-то определенных регионов». И все события, происходящие на сегодня, конечно же, не могли не сказаться на себестоимости.
Извините, но так надо. Набиуллина готовит россиян к высоким ценам: что нас ждёт cbr.
Тем не менее, она подчеркивает, что этот пик будет преодолен лишь осенью, как передает ресурс konkurent.
Мы и в предыдущие кризисы видели, как он принимает на себя шоки и помогает экономике адаптироваться к изменению внешних условий. Это происходит и сейчас. Большим риском в начале весны было резкое сокращение импорта, дефицит некоторых потребительских товаров, оборудования и комплектующих для предприятий. Нашим предпринимателям было очень непросто наладить новые каналы поставок, найти новых партнеров в странах, с которыми они раньше не работали. И укрепление рубля, которое произошло в II квартале, дает возможность восстанавливать объемы и потребительского, и инвестиционного импорта, несмотря на логистические издержки и повышение отпускных цен. То есть работает на переориентацию экономики, на новую географию международного сотрудничества, является предохранительным клапаном в ответ на ограничения по поставкам товаров в Россию. Второй фактор — это финансовая стабильность. Целью санкций было спровоцировать неуправляемый коллапс нашей финансовой системы. К такому внеэкономическому риску, как санкции, очень непросто подготовиться.
Его, что называется, не учесть в математических моделях. И расчет был именно на это. Но мы последовательно повышали устойчивость финансовой системы к шокам в целом, и это помогло. На рынке мы не оставили хронически неустойчивых банков, которые не выдержали бы такого испытания и могли бы вызвать эффект домино. А также именно поэтому банки создавали так называемые буферы — запас, который можно использовать в трудный момент. Мы эти буферы также распускали в пандемию, затем банки восстановили свою подушку безопасности. И использовали ее вновь весной. В итоге банки стабильны, кредитование растет хорошими темпами, отвечая на возросшие потребности экономики. Третий фактор — это самодостаточная финансовая инфраструктура. Для граждан платежи по картам — как «Мир», так и ушедших с российского рынка международных платежных систем — внутри страны работают на базе процессинга Национальной системы платежных карт.
Система передачи финансовых сообщений — это наш аналог SWIFT — бесперебойно обслуживает банки внутри страны. Система работала полноценно уже несколько лет, но в этом году, когда ряд банков от SWIFT отключили, трафик в Системе передачи финансовых сообщений вырос почти на четверть и может продолжать расти, для этого есть все необходимые мощности системы. У нас есть своя рейтинговая индустрия, национальная перестраховочная компания. И отказ от работы с нами международных компаний в этих сферах неприятен, конечно, да. Но не может оказать разрушающего воздействия и привести к остановке рынков капитала, подорвать систему регулирования. Как вы могли заметить, все эти факторы защиты финансовой системы, а значит, и экономики от санкций — это результат планомерной, многолетней работы. И сейчас, когда экономика проживает серьезную трансформацию, очень важно не отказаться от принципов, базовых подходов, которые работают и которые позволяют нам выбираться из почти, казалось бы, тупиковых ситуаций. Конечно, мы применяли и специальные меры по борьбе с кризисом. Это и уже упомянутое резкое повышение ключевой ставки для борьбы с инфляцией и рисками финансовой стабильности. В ответ на заморозку международных резервов были введены меры по ограничению движения капитала.
Это позволило стабилизировать валютный рынок. Но затем мы постепенно отказывались от лобовых мер с жесткими лимитами. Партнеры и инвесторы из тех стран, с которыми мы будем развивать сотрудничество, и — что даже еще более важно — наши собственные граждане и инвесторы будут больше в нас уверены, если мы не будем злоупотреблять административными мерами, когда острой необходимости в них нет. Чтобы легче произошла адаптация финансовой системы, мы ввели беспрецедентный по масштабам пакет регуляторных послаблений. Они позволили финансовому рынку быстрее переварить первый удар. К концу года из многих послаблений мы выйдем. Это тоже очень важно. Регулирование, если оно будет игнорировать реальные риски, реально изменившиеся условия, само по себе может стать внутренним фактором нестабильности. Такого, конечно, мы допустить не можем. В начале весны, вы, наверное, помните, на фондовом рынке у нас возникла очень сильная волатильность.
И мы вынуждены были временно приостановить торги и возобновляли их в ручном режиме, секцию за секцией. И в итоге, несмотря на то что было очень много недоброжелательных прогнозов, уже к концу марта мы смогли вернуться к нормальной работе фондового рынка. Кстати, у вас были большие тревоги по поводу того, как возобновлять торги ОФЗ, и тогда мы даже объявили о страховочном механизме со стороны ЦБ, чтобы участники рынка чувствовали себя спокойнее. Но в итоге нам даже не пришлось этим воспользоваться. И это показывает уверенность участников рынка, что инфляция на среднесрочном горизонте вернется в норму.
Хазин: Что бы Путин ни говорил, а Набиуллина и Силуанов разрушают Россию
Но, поверьте, все расчеты и весь наш опыт показывают, что если бы мы этого не сделали, если бы вовремя не отреагировали, то потери от этого и для граждан, и для бизнеса, и для государства были бы гораздо больше. Но некоторое время, которое нужно, чтобы затормозился маховик инфляции, чтобы экономика переварила рекордный объем уже созданного за последние 12 месяцев кредита, ключевая ставка некоторое время будет высокая». Что же касается ипотеки, то в Госдуме предложили привязать ставку по льготным программам к средней зарплате в регионах. Это сделает жилищные займы доступнее.
Как следует из материалов к заседанию, предусмотрен также содоклад главы комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолия Аксакова, ответы на вопросы от представителей фракций. Для определения траектории ДКП на прогнозный период до 2025 г. В базовом сценарии ЦБ предполагает, что введенные против российской экономики ограничения сохранятся на прогнозном горизонте, процесс подстройки экономики к ним может занять до полутора лет.
Затем, по мере перехода экономики в новое равновесие, экономическая активность начнет восстанавливаться. Темпы роста экономики в период структурной перестройки будут небольшими, но за пределами прогнозного горизонта они могут ускориться за счет формирования в экономике новых производственных взаимосвязей, повышения квалификации рабочей силы и эффективности использования капитала, ввода новых средств производства в эксплуатацию", - напоминается в материалах к заседанию. Основные риски для базового сценария связаны с ухудшением геополитического фона и ситуации в мировой экономике в целом.
После начала СВО западные страны заморозили часть российских активов. Это примерно половина, или около 300 миллиардов долларов золотовалютных резервов РФ. В качестве ответных санкций Россия заблокировала ряд находящихся в стране активов иностранных инвесторов. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявляла, что Брюссель стремится конфисковать российские активы. Однако, как уточнила она, «юридически это непросто» и предстоит много работы.
При этом лидеры европейских стран хотели передать эти деньги на восстановление Украины. В свою очередь юристы Еврокомиссии предупредили, что замороженные в ЕС российские активы придется вернуть обратно после окончания украинского кризиса.
Последние новости
- Эксперты предложили переобучить 25 млн россиян для утоления кадрового голода
- Глава ЦБ Набиуллина ответил на острые вопросы депутатов Госдумы! - YouTube
- «Деньги вернут, потери компенсируют»: Набиуллина отчиталась перед Госдумой
- Первые, кто спешат на помощь: стало известно, сколько зарабатывают медики скорой
- 7 тезисов из выступления Набиуллиной в Госдуме
- Сервисы и продукты Банкирос.ру
«Деньги вернут, потери компенсируют»: Набиуллина отчиталась перед Госдумой
10 апреля на пленарном заседании Госдумы с отчетом выступила Председатель Центробанка РФ Э.С. Набиуллина. Депутат Госдумы Александр Хинштейн: Нет ничего странного, что Генпрокуратура не нашла нарушений в организации охраны «Крокуса». Глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина заявила, что не исключает повышения ключевой ставки, если процесс дезинфляции остановится. Навигация по записям. В ходе выступления Эльвира Набиуллина также затронула тему роста дефицита кадров и рекордную загрузку производственных мощностей.
Заявление Набиуллиной: главное
Не стала скрывать председатель ЦБ РФ, что хочет побыстрее предложить цифровой рубль большему числу граждан. Итого Профильный комитет Госдумы положительно оценил отчет Эльвиры Набиуллиной, отметив, что Банк России провел очень большую работу. Глава Комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков отметил, что Банку России надо продолжить работу по обеспечению стабильности и устойчивого развития финансового рынка. Благодаря этому наш регулятор позволяет нашей стране спокойно работать и обеспечивать финансирование деятельности населения и предприятий», - резюмирует Аксаков. А его коллега - первый заместитель председателя Комитета ГД по финансовому рынку Вадим Кумин вообще назвал работу Банка России отличной. А первый замруководителя фракции «Единая Россия» Дмитрий Вяткин не забыл отметить, что Центральный банк весь год тесно взаимодействовал с Госдумой и правительством, что позволило принять целый ряд ключевых решений. Но у рядовых россиян наверняка осталось тревожное «послевкусие» после такого отчета.
Банки продолжают наживаться на россиянах. Запущенный пока как «пилотный проект» цифровой рубль одних настораживает, других пугает. Хорошо, что пока не повторяется ситуация по Салтыкову-Щедрину, который писал: «За наш рубль дают один полтинник, будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду».
RU - Госдума на заседании во вторник рассмотрит "Основные направления единой денежно-кредитной политики на 2023-2025 годы", с докладом перед депутатами выступит глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Как следует из материалов к заседанию, предусмотрен также содоклад главы комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолия Аксакова, ответы на вопросы от представителей фракций. Для определения траектории ДКП на прогнозный период до 2025 г.
Трансляция выступления идет на сайте Госдумы. Экономика может жить на запасах временно, уже во втором — начале третьего квартала Россия войдет в период структурной трансформации», — сказала Набиуллина. До этого в СМИ ходили слухи о ее скорой отставке.
После своего переизбрания Набиуллина заявила, что Центробанк не допустит « раскручивания инфляционной спирали ». Сохрани номер URA.
Финансовые пирамиды. К сожалению, интерес граждан к инвестициям, активный интерес граждан к инвестициям часто используют мошенники, причём их изобретательность не знает границ. Для запуска очередной пирамиды в Интернете не нужно больших затрат, и поэтому мы считаем крайне важным законопроект о запрете организациям, которые не поднадзорны Банку России, привлекать инвестиции граждан.
Эти законопроекты готовятся ко второму чтению, обсуждаем мы новые инициативы для защиты потребителей. Вы часто обращаете наше внимание на те или иные недобросовестные схемы продаж финансовых продуктов. Мы с ними боремся и видим определенный результат, в том числе по снижению числа жалоб. Жалобы на мисселинг на недобросовестные продажи сократились в два раза в прошлом году. Ну весь наш опыт последних лет говорит о том, что нужно все-таки повышать штрафы за нарушение прав потребителей финансовых услуг, чтобы нарушать было экономически невыгодно.
Сейчас во многих случаях это не так, особенно, например, если банк крупный, и для него миллион рублей — это копеечный штраф, не материальный штраф. Миллионы нарушений, мы выявляли такие случаи, и всего миллион, миллион рублей штрафа. И, на наш взгляд, штраф за обман потребителей, за нечестное обогащение, он должен быть кратно повышен, вплоть до одного процента от капитала, если банк не устраняет нарушения. У нас применяются такие штрафы в сфере антиотмывочного законодательства, на наш взгляд, они сработали хорошо, деньги банки считать умеют. Мы также вместе с вами обсуждаем и регулирование рассрочки.
Этим рынком граждане активно пользуются, он развивается очень быстро, и за прошлый год он практически удвоился. Мы отдаем должное удобству рассрочки, но видим недостаточную прозрачность этого сервиса. И здесь нужно найти баланс. Мы считаем, что вся платная рассрочка, когда гражданин платит за эту рассрочку, должна быть в виде кредита или займа, потому что по сути это кредит и есть, и права потребителя должны быть защищены не хуже, чем права заемщиков в банке. При этом, конечно, разумно сохранить и пространство для небанковских операторов бесплатной рассрочки, но отрегулировать их деятельность таким образом, чтоб потребитель все-таки видел все важные условия рассрочки и мог адекватно их оценить, и общая долговая нагрузка для него не стала неподъемной.
Хочу отметить, что в этот раз, при обсуждении нашего отчёта, было меньше вопросов по доступности ОСАГО, но всё же эта тема остаётся в центре общего внимания, есть изменения к лучшему. И если в 2022 году полисы подорожали, хотя и не так сильно, как запчасти, то в прошлом году по самой массовой категории подорожания не было. Средняя, средняя стоимость полисов на легковые автомобили, которые используются в личных целях, оставалась на уровне 7 тысяч 400 рублей. То есть реальная цена с учётом инфляции даже снизилась. Одновременно в четыре раза сократились жалобы на отказы в оформлении полисов.
Вы помните, какая это была большая проблема. Это и результат наших надзорных мер за страховыми компаниями, и эффект от перестраховочного пула, куда страховщики отдают, передают потенциально — убыточные полисы. И крайне важные меры по снижению мошенничества с ОСАГО, которые у нас сейчас принимают региональные рабочие группы, и пользуясь тем, что дистанционно представители регионов здесь есть, хотела бы тоже на это обратить внимание, хотя число регионов с высокими рисками в этой сфере, в сфере мошенничества, сократилось более чем вдвое: с двенадцати до пяти. И перед тем как переходить к завершению, скажу о том вопросе, который вставал на встречах с фракциями, как политика Центрального банка может повлиять на борьбу с бедностью, на снижение неравенства помимо того, что обсуждается с правительством по налогам, по бюджетной поддержке. Возвращусь к тому, с чего начала — это снижение инфляции.
Инфляция — это налог на бедных, они больше всего страдают от роста цен, которые съедают и так небольшие их доходы. Это усиление защиты людей от чрезмерной закредитованности. И я об этом тоже говорила, здесь мы готовы принимать все необходимые меры. Это борьба с мошенничеством на финансовом рынке, так как люди с невысокими доходами оказываются наиболее уязвимыми. Это меры поддержки граждан, которые оказываются в сложных жизненных ситуациях — это кредитные каникулы.
Ну вот предстоит решить вопрос комплексного урегулирования задолженности, когда человек берёт кредит сразу в нескольких банках и не может договориться о реструктуризации. Надо развивать финансовые продукты специально для людей с невысокими доходами, такие как социальный счет и социальный вклад. Я напомню, что законопроект об этом разработан в соответствии с рекомендациями Государственной Думы по итогам нашего отчета еще за 2021 год, когда ставки были низкие. Людям с небольшими доходами эта инициатива гарантирует возможность получать достаточно высокие проценты и на остаток по карте в пределах до 50 тысяч рублей, и по вкладу на такую же сумму, а кроме того, делать платежи без комиссий в сумме до 20 тысяч рублей в месяц. И по предварительным оценкам этой дополнительной поддержкой могли бы воспользоваться более 8 миллионов человек.
И, конечно, специальные программы финансовой грамотности, которые снижают риски людей, помогают им правильно ориентироваться на сложном финансовом рынке, использовать возможности финансового рынка для сбережения своих доходов, для приумножения их. Завершая, хочу поблагодарить Государственную Думу, потому что очень много из того, что я сказала, это результат нашей с вами совместной работы. Взвешенная макроэкономическая политика, здоровая и устойчивая финансовая система, законодательство, которое поощряет инновации и защищает потребителей — это работает только вместе. В прошлом году Государственная Дума приняла 57 важных для нас законов, и мы здесь работаем во взаимодействии с правительством, чтобы наши меры создавали условия для устойчивого роста и экономики, и уровня жизни людей. Прошлый год невозможно оценивать в отрыве от 2022 года.
За эти два года экономика прошла через кризис и набрала мощный импульс для роста. Вместе с вами мы будем и дальше работать над тем, чтобы финансовый рынок создавал опору для дальнейшего роста экономики, обеспечивал её ресурсами для развития. Я хочу поблагодарить за совместную работу, Центральный банк очень ценит эту совместную работу, мы открыты к диалогам, спасибо за те идеи и предложения, которые от вас поступают, за вопросы, которые вы задаёте и заставляете нас их решать. И благодарю за внимание. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, готова ответить на ваши вопросы.
Я даже сэкономила немного времени. Спасибо, Эльвира Сахипзадовна. Алимова О. Те же банки, а не застройщики, забирают себе государственные субсидии и ипотечные ставки. Застройщики находятся на проектном финансировании, и чтобы сохранить привычные доходы, создают искусственный дефицит предложений.
Почти 50, более даже 50 процентов новостроек стоят пустыми, что объективно ведёт к росту цен. Теперь к этому добавился рост банкротств подрядчиков, которым выкручивают руки, заставляя кредитоваться под огромные проценты и выполнять требования банков. Таким образом, на рынке новостроек у нас, с одной стороны, образовался ценовой пузырь, с другой стороны, застройщики, потеряв подрядчиков, будут постоянно сдвигать сроки сдачи объектов, что, конечно же, не устроит и тех людей, которые желают приобрести квартиры, банки останутся с плохими активами. Какие мены может предложить… Микрофон отключён. Набиуллина Э.
По ипотеке. Программы льготной ипотеки, когда вы говорите, что несколько квартир сразу применяются, но сами параметры устанавливаются с правительством, мы обсуждаем, и именно позиция Центрального банка была, мы всегда настаивали, что льготной ипотекой человек должен воспользоваться один раз для покупки одной квартиры. Это была позиция Центрального банка, и есть. Теперь в целом по проблеме. Я разделяю абсолютно вашу озабоченность с тем, что ситуация на рынке ипотеки должна приводить к улучшению доступности жилья, а не ценовым пузырям, потому что выгоды от низких ставок, они не должны съедаться ростом цен, как это происходит.
И по сути дела низкий процент, но увеличилась стоимость жилья, и увеличился объём кредитов, и люди тогда должны большие суммы, и это большая долговая нагрузка. И мы видим, что за четыре года вот такой массовой льготной ипотеки средние цены квартир выросли где-то в два раза на первичном рынке, это не увеличивает доступность, а зарплаты и доходы где-то в полтора раза, то есть рост цен на жильё опережает доходы. И поэтому наша позиция, вы помните, и в прошлый раз мы обсуждали, такая, что льготные программы должны быть адресными, адресными и направленными как раз на защиту тех, кто в них нуждается. При этом надо стремиться к тому, чтобы рыночная ипотека была доступной, без льгот. Я уже приводила пример вот 17-го, 18-го года, когда она начала расти.
Для этого как раз нужно уменьшение инфляции. Что касается ситуации застройщиков. Мы тоже смотрим, безусловно, за ней. В принципе они накопили неплохую финансовую подушку, потому что цены росли, и у них прибыль кратно выросла за четыре года. Мы здесь считаем, что у них есть возможность и для сокращения цен на жильё.
Они могут это выдержать. При этом проектное финансирование, которое применяют банки, оно как раз позволяет лучше контролировать финансовые потоки. И в целом по ипотеке сейчас работает межведомственная рабочая группа, Минфин отвечает за выработку параметров. Мы активно участвуем и, конечно, будем готовы это обсуждать, но нам нужно как раз перейти от массовой ипотеки к адресным, помогать тем, кому это нужно. Бабич И.
В прогнозах Центрального банка ключевая ставка снизится в рамках полутора-двух лет до 7-8 процентов и будет оставаться примерно в этих значениях, целевые показатели инфляции прогнозируются в рамках 4 процентов на те же периоды. Доходность же выпущенных Минфином облигаций на данный момент составляет 13 с половиной — 13,8 в виде постоянной купонной выплаты сроком погашения в диапазоне 10-17 лет, то есть по некоторым облигациям до 2041 года. По нашим оценкам, это приведёт к огромной дополнительной нагрузке на бюджет и тем самым к необходимости увеличивать налоговую нагрузку на граждан и, возможно, даже к отмене некоторых социальных программ. Как вы считаете, целесообразно ли выпускать бумаги со столь длительными условиями погашения? Может ли Центробанк каким-то образом помочь Минфину уменьшить количество выпускаемых на такой срок облигаций?
И как вы считаете, не создают ли такие выпуски… Микрофон отключён. И, конечно, стоимость заимствований, о которой вы говорите, играет важную роль в принятии этих решений. Но не только это, не только стоимость заимствований, но и необходимость финансирования бюджетных расходов, которые не покрываются его доходной частью или средствами из ФНБ. Насколько мы понимаем, Минфин учитывает рыночную конъюнктуру. Но что касается формирования стоимости заимствований, то, о чём говорили, уважаемый Иван Николаевич, конечно, на это влияют и ожидания будущей инфляции.
Вот я напомню, что, когда у нас инфляция была вблизи 4 процентов, то инфляционные ожидания были ниже, были ниже. Ставки ОФЗ были где-то на уровне 8 процентов, а сейчас всё правильно, это 13 процентов и выше. Поэтому наша политика по снижению инфляции, она непосредственно влияет на стоимость заимствований и на их доступность. И, конечно, второй здесь важнейший фактор — это сбалансированность и предсказуемость бюджета. Матвеев М.
И я думаю, каждый депутат сталкивался с такими несчастными, плачущими людьми, которые приходят к нему на приём и сами не понимают, как они оказались в такой ситуации, потому что сейчас, в соответствии с законодательством, да, эти микрофинансовые организации могут давать кредиты под 300 процентов годовых, при том, что банковские кредиты даются под 30-40 процентов. Если вы не хотите вообще убрать с рынка эти микрофинансовые организации, то почему бы не ограничить их процент, ну хотя бы для начала в два раза, допустим, до 150 процентов. Будет ли со стороны Центробанка какое-то движение в этом направлении?