Госдолг стал минимальным за последние 13 лет. Несмотря на беспрецедентные санкции, внешний долг России продолжает снижаться. Узнайте сумму внешнего долга России на 2023 год, сколько он составляет, что такое внешний и внутренний долг, как он появился, его структуру, размер госдолга, динамику и прогноз. На каком уровне Ситуация с внешним долгом России уже много лет подряд остается стабильной.
Внешний долг РФ: размер, график выплат до 2028 года
Внешний долг России обновил минимум с конца 2006 года | ЦБ РФ сообщил о снижении внешнего долга России на 33 миллиарда долларов с начала года. |
Внешний долг России достиг минимума с 2007 года | Внешний долг России впервые за 16 лет стал меньше $ 322 млрд — с момента начала спецоперации он сократился на $ 160 миллиардов. |
Уровень внешнего долга России к ВВП достиг исторического минимума | Аргументы и Факты | По данным ЦБ РФ на 1 октября текущего года внешний государственный долг России составляет 461 млрд долларов США. |
Госдолг России в 2024: сумма в рублях на сегодняшний день | По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2021 год составляет почти $56,8 миллиарда. |
Госдолг России составляет 20,9 трлн рублей — это сколько? | Уровень внешнего долга России по отношению к ее ВВП по итогам 2022 года опустился до минимума с 1993 года, сообщает РИА Новости со ссылкой на данные Центробанка. |
Внешний долг РФ: размер, график выплат до 2028 года
Подробный обзор что происходило с экономикой России в 2023 году: курс доллара к рублю, динамика ВВП, внешний долг, инфляция, уровень безработицы и другие данные. В 2022 году общая задолженность резидентов иностранных государств перед Россией возросла на 8,7%, или 2,3 млрд долларов. До лета 2020 года наш государственный долг был в отрицательных значениях – сумма на счетах двух суверенных российских Фондов (Резервном и Фонда национального благосостояния) превышала задолженность перед всеми кредиторами (внешними и внутренними). По итогам минувшего года России удалось сократить уровень внешнего долга по отношению к ВВП на 10 процентных пунктов, до 16,6%, что является минимальным значением с 2002 года (более ранней статистики в открытом доступе нет). Об этом в субботу сообщает РИА Новости.
Комментарии
- External debts’ stability of the Russian economy (1991-2014)
- Счетная палата: госдолг России вырос на 2,775 триллиона рублей
- Зачем Западу "технический дефолт" российской экономики и что будет дальше
- Оценка внешнего долга РФ на 1 января 2024 года снижена до $316,8 млрд
Размер внешнего долга России на 2024 год
Что значит технический дефолт для экономики России Сейчас Россия находится на пороге технического дефолта. Он отличается от реального дефолта тем, что при нем у страны имеются деньги на погашение долга, однако он все равно не выплачивается. По мнению экспертов, таким образом осуществляется экономическое давление на страну. Что касается наличия денег, то, судя по объему платежей за российский газ, средства действительно есть. В Минфине также говорили, что деньги есть и переведены, однако в связи с тем, что финансовый мост НРД разорван, технически платеж провести невозможно. Потому ведомство рекомендовало получателям российских средств, до которых они не дошли, обращаться с жалобами в европейскую расчетно-клиринговую систему Euroclear. Bloomberg сравнивает нынешнюю ситуацию с дефолтом 1918 года, когда большевики оказались выплачивать долги Российской империи. Но тогда у страны просто не было средств.
Что касается дефолта 1998 года - по внутреннему рублевому долгу - то тогда страдало население, а не иностранные инвесторы. Эксперты же подчеркивают, что нет даже повода объявлять этот дефолт. Агентство Bloomberg называет его "символическим". Более того, даже при официальном объявлении дефолта это не имело бы последствий. Дело в том, что иностранные владельцы еврооблигаций России не смогут арестовать российские активы за границей, поскольку Москва не отказалась от права на "суверенный иммунитет" при размещении обязательств. То есть иностранные суды конфисковать российское имущество не смогут.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации.
Эти институты оказывают финансовую поддержку тем странам, кто оказался в трудной экономической ситуации. Как правило, займы в международных финансовых институтах имеют низкие процентные ставки и более длительные сроки погашения по сравнению с другими источниками финансирования. Но с получателей требуют провести демократические реформы и принять антикоррупционные законы. Увеличение налоговых поступлений Сбор налогов с физических и юридических лиц — один из основных источников дохода государства. Собранные деньги могут использоваться как для покрытия текущих расходов страны, так и пойти на оплату госдолга. Когда госдолг становится проблемой Сама по себе сумма госдолга особенно ничего не значит. Но на что точно стоит обращать внимание, так это на соотношение госдолга и ВВП страны. Но в любом случае рост долга — это плохие новости. Когда госдолг начинает расти, то происходит следующее: Возникает риск финансового кризиса. В 1998 году Россия не смогла заплатить по внутреннему долгу, и произошёл дефолт. Рубль рухнул, инфляция молниеносно выросла, банки отказывали людям в выдаче их вкладов , происходили массовые задержки зарплат. Увеличение налогового давления. Для выплат по долговым обязательствам государство вынуждено увеличить налоговые сборы. А это негативно сказывается на экономике, так как уменьшает доступные доходы у населения и предприятий. Это может привести к снижению потребительского спроса и инвестиций, что, в свою очередь, может замедлить экономический рост. Снижение доверия к финансовой стабильности страны. Постоянный рост долга может породить сомнения у граждан и инвесторов. Ведь если правительство не способно эффективно управлять своими финансами и сокращать дефицит, то как оно вернёт деньги? Инвесторы могут даже увеличивать стоимость заёмных средств для правительства — то есть новые долги будут обходиться стране дороже. Долговые часы Бремена снова тикают. Мы будем тратить всё больше и больше на проценты и всё меньше и меньше на то, на что нам действительно нужно тратить деньги». И хотя речь шла об Америке, но актуально это и для нашей страны. То есть в 6 раз меньше.
Однако в 2021 году мы брали кредит только у Индии - задолженность России перед этой страной выросла за год в 3,2 раза. Впрочем, заимствования у других государств составляет лишь небольшой процент от внешнего долга страны. Обычно это частные компании и финансовые организации. А примерно пятая часть принадлежит держателям российских облигаций.
Государственный внешний долг Российской Федерации (2011-2024 гг.)
Минфин утверждает, что в соответствии с проектом «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов» в ближайший период не будет размещения гособлигаций на рынке в иностранной валюте. С учетом санкционных ограничений займы будут проводится в рублях и в сокращенном объеме. В проекте Счетной Палаты общий долг страны может составить на конец 2024 г 28765,1 млрд рублей, в том числе внешний 5238,4 млрд рублей и внутренний 23526,7 млрд рублей. В следующем 2025 году госдолг может увеличиться до 31939,7 млрд рублей. Рост произойдет в основном за счет внутренних заимствований до 26342,6 млрд рублей. Как санкции повлияли на размер долга? В настоящее время структура и размер долговых обязательств в значительной степени формируются под воздействием санкций.
Уже в начале века после стабилизации экономической ситуации в стране и в мире были прекращены крупные заимствования. Долговая политика сместилась в сторону внутрироссийского финансового рынка. Хотя к 2014 году доля внешней задолженности снова стала нарастать, ряд санкционных директив США после украинского кризиса в корне пресек тенденцию. В условиях ограничений Правительство было вынуждено сокращать займы извне и переходить к внутреннему долговому обороту. Снижение величины внешнего госдолга проходило на фоне падения цен на нефть, сокращения объема ВВП, импорта товаров и услуг. Санкции затронули основной банковский сектор, предприятия ВПК, нефтяные компании, то есть наиболее крупных заемщиков.
Остальные участники рынка с долей государственного капитала сохранили возможность привлекать международные финансы. В качестве суверенного заемщика Российская Федерация под воздействием санкций снизила активность в 2014-2015 гг. Внешний долг государства упал в 2 раза. В 2016 году Россия снова приступила к размещению еврооблигаций и к концу 2017 г вернулась к прежнему показателю. Таким образом, санкции привели к резкому изменению процентного отношения участия в формировании госдолга. Падение спроса на кредиты со стороны российских банков компенсировалось приобретением нерезидентами ценных суверенных бумаг.
Стабильной остается долговая политика компаний.
С начала 2000-х гг. Россия — надежный должник; внешней долг начал постепенно снижаться, сначала за счет списания и реструктуризации «советского» долга Лондонскому клубу, в последующие годы — в результате своевременного обслуживания обязательств по внешнему долгу. По договоренности с Лондонским клубом часть советского долга в размере 10,3 млрд долл. Оставшаяся часть задолженности была переоформлена в еврооблигации с купоном и со сроком погашения в 2010 г. По лондонской схеме была урегулирована и коммерческая задолженность бывшего СССР за поставленные товары, а также долг банкам бывших социалистических стран в размере 1 млрд долл. Часть советского долга странам, не входящим в Парижский клуб, была погашена поставками российских товаров и услуг.
В качестве средства погашения советских долгов иногда применялся выкуп долговых обязательств с дисконтом через посредников; в частности, обратный выкуп использовался для частичного погашения долгов Венгрии, Словакии, Чешской Республике. Среднегодовая мировая цена на нефть в 2005—2012 гг. Доходы от товарного экспор- та в 2002—2008 гг. В предкризисные годы Россия уверенно выполняла свои долговые обязательства перед внешними кредиторами и наращивала золотовалютные резервы, которые с избытком покрывали долговые платежи и трехмесячный импорт. К 2006 г. Россия полностью расплатилась с МВФ; в 2005—2007 гг. На 1 января 2013 г.
Таблица 1 Внешний долг Российской Федерации по внешней долговой устойчивости по состоянию на 1 января соответствующего года Показатель Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Внешний долг, млрд долл.
Кроме того, Россия стала обязанной списывать долги странам, относящимся к разряду «бедных» и «развивающихся». В итоге, после вступления в Парижский клуб оказалось, что Россия может претендовать на сумму менее 8 млрд долл. После принятия на себя в полном объёме долгов СССР Россия столкнулась с необходимостью соблюдения напряженного графика обслуживания внешнего долга. В течение четырёх лет 1992—1995 предстояло погасить почти 60 млрд долл.
Фактически тогда начались первые российские технические дефолты: кредиторы прежде всего, члены Парижского и Лондонского клубов все это время, не объявляя суверенного дефолта , предоставляли отсрочки платежей. Всего до заключения всеобъемлющих соглашений о реструктуризации только в рамках Лондонского клуба была предоставлена двадцать одна 90-дневная отсрочка платежей. В 1992 г. Из этой помощи Россия реально получила 13,6 млрд долл. Положительная оценка Западом российских реформ сказалась в целом на отношении кредиторов к реструктуризации.
Переговоры России с Парижским клубом кредиторов нашли отражение в Соглашении от 2 апреля 1993 г. Данная договоренность касалась только платежей, просроченных в 1992—1993 гг. После трехлетних переговоров со странами Парижского клуба в апреле 1996 г. По состоянию на начало 1996 года задолженность Парижскому клубу оценивалась примерно в 38 млрд долларов. Соглашение закрепило договоренность о реструктуризации накопленного долга и средний срок выплаты этих долгов увеличился от 19 лет до 24 лет.
В результате реструктуризации на период до 2020 г. При этом выплаты должны были начаться только после окончания льготного периода и осуществляться нарастающими платежами.
Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться — стороны решают свои финансовые вопросы. А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию. И с его утверждением нельзя не согласиться: даже коллектор с пенсионера мог бы взять больше, чем мы с африканского государства-должника. Журнал «Военное обозрение» наиболее полно прояснил ситуацию на своих страницах: «В обмен на прощённые долги Москва получает определенные преференции на рынках африканского континента. Ведь сегодня африканские страны являются третьим после Китая и Индии покупателем российского вооружения и военной техники… Кроме того, в ряде африканских государств есть свои интересы и у крупнейших российских компаний.
Например, в Гвинее работает российский «Русал», так как в этой африканской стране сосредоточено до двух третей мировых запасов бокситов. Россию интересуют и природные ресурсы ЦАР, ряда других африканских государств». Или вот: «выгода от участия, например, РЖД в развитии железнодорожного сообщения на африканском континенте может быть в разы большей, чем вся сумма прощённого всем африканским странам долга. Тоже самое касается и других компаний, которые имеют собственные интересы на африканском континенте».
Уровень внешнего долга России к ВВП достиг исторического минимума
Не к добру. Россия спешит избавиться от внешнего долга | Как менялся внешний долг? Графика компании "Меркатор". |
Копейка рубль бережет. Как Россия оказалась в лидерах по минимальному госдолгу | Самый «неподъемный» внешний долг по итогу 2022 года зафиксирован в европейских экономиках. |
Госдолг регионов по итогам девяти месяцев 2023 года вырос – рейтинг | Регионы России | РИА Рейтинг | Внешний долг России по состоянию на 1 января 2024 года составил $326,6 млрд, что на $57,1 млрд ниже, чем было зафиксировано в начале 2023 года. |
России вернут нефтяные долги только через сотню лет | Россия, в свою очередь, в 1996 году впервые начала выплачивать долги фонду – тогда она заплатила $0,5 млрд. |
Уровень внешнего долга России к ВВП достиг исторического минимума | Из сообщения регулятора следует, что внешний долг России снизился преимущественно благодаря погашению кредитов. |
Внешний долг России снизился на $57 млрд, до $327 млрд
Внешний долг России по итогам прошлого года снизился на 17,7% и составил 316,8 миллиарда долларов. МОСКВА, 13 июл — РИА Новости. Размер внешнего долга России сократился с начала года и оценивается в 347,7 миллиарда долларов, говорится в сообщении ЦБ, это самый низкий показатель с 2006 года. Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, млрд. рублей (начиная с 1993 года).
Госдолг: что это такое и какие виды бывают
Можно ли считать уменьшение внешнего долга России в прошлом году на 100 миллиардов долларов США победой или ситуация на самом деле не такая простая? До лета 2020 года наш государственный долг был в отрицательных значениях – сумма на счетах двух суверенных российских Фондов (Резервном и Фонда национального благосостояния) превышала задолженность перед всеми кредиторами (внешними и внутренними). МОСКВА, 13 июл — РИА Новости. Размер внешнего долга России сократился с начала года и оценивается в 347,7 миллиарда долларов, говорится в сообщении ЦБ, это самый низкий показатель с 2006 года. Внешний долг России это обязательства Российской Федерации, возникшие в иностранной валюте. Госдолг России формируется из ее внешнего и внутреннего долгов.
Внешний долг России снизился до $453,5 млрд
И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно. Россия занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран данные Всемирного банка. РБК констатирует: «…данные о долговых обязательствах основаны на отчётности, которую министерства финансов развивающихся стран передают во Всемирный банк.
Однако, по его словам, около 5 процентов всего объёма двусторонней задолженности развивающихся государств не распределено по странам-кредиторам. При экспортном кредите «живых» денег страна-бенефициар не видит: они идут на оплату поставок, услуг или работ российских экспортеров» данные РБК. Этим странам их долг, по имеющимся данным, нами пока не списан. В основном они брали кредиты еще у СССР, но есть и новые российские кредиты — у Замбии и Мозамбика, видно из статистики Всемирного банка.
Нашей стране как правопреемнице СССР, прежде всего отвечающей за долги бывшего Союза, не простили ни копейки. По крайней мере, об этом ничего не известно. Самый заметный долг Советского Союза — это обязательства перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов.
Напомним, что уровень внешнего долга по отношению к ВВП в РФ последние несколько лет стабильно снижается.
В 2020 году он составлял 31 процент, в конце 2021 года — 26,2 процента, в 2022-ом — 16,6 процента. Во втором квартале 2023 года уровень займа снизился и достиг показателя 14,96 процента. Доцент кафедры статистики РЭУ им. Плеханова Ольга Лебединская напомнила, что в 2018 году Россия заняла первое место по скорости сокращения внешнего долга и уверенно держит эту планку и до настоящего момента остается в лидерах.
Однако, по ее мнению, это вынужденное лидерство, поскольку оно связано с постепенным закрытием для страны рынков капитала с 2014 года — занимать стало либо очень дорого, либо невозможно в принципе. Отсюда и изменившаяся структура выплат: сокращение прямого инвестирования», — пояснила эксперт.
Максимальный уровень внешнего долга России к ВВП был зафиксирован в 1999 году. Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков сообщил , что ситуация в экономике России находится под абсолютным контролем. По его словам, в РФ зафиксировали достаточно хорошие макроэкономические показатели.
Дружественные страны, связанные долгами с Россией, могут серьезно помочь за счет увеличения товарооборота, показатели которого увеличиваются.
Биржа живет собственной жизнью. Любые долговые бумаги без высокого кредитного рейтинга, будь то национальные или корпоративные евробонды в долларах или евро, можно разместить разве что под очень завышенную, «мусорную» доходность в том числе, казначейские облигации России, которые растут в доходной форме, но теряют биржевую капитализацию — «МК». Каждая эмиссия таких долговых государственных бумаг вряд ли принесет существенный доход инвесторам — даже техническое обслуживание окажется дорогостоящим и невыгодным занятием. Минфин изучает возможность выпуска государственных облигаций, номинированных в валютах дружественных стран, например, в китайских юанях, но пока этот процесс усложнен различными техническими, координационными и политическими факторами. В том числе, по причине невозможности России повысить свой кредитный рейтинг от одного из международных рейтинговых агентств. При сегодняшнем росте нефтегазовых доходов наш Минфин с очень высокой вероятностью сократит программу заимствований, поэтому также вероятно, что вопрос о выпуске гособлигаций в валюте одной из дружественных стран скоро утратит актуальность.
Об извинениях и компенсациях перед отечественными инвесторами никто не заикнется? Удастся ли вернуть замороженные, а, фактически, украденные у России денежные ресурсы, непонятно.
Объем госдолга России вырос на 2,78 трлн рублей в 2023 году
Госдолг регионов по итогам девяти месяцев 2023 года вырос — рейтинг 10. Объем госдолга вырос в 74 регионах РФ, в 10 — снизился и в Республике Мордовия — не изменился. В абсолютном выражении госдолг вырос на 356,5 миллиардов рублей, и больше трети его увеличения пришлась на Москву и Московскую область. Большинство регионов продолжают наращивать объем госдолга На 1 октября 2023 года объем государственного долга вырос в 74 регионах РФ, в 10 регионах госдолг снизился, и в Республике Мордовия объем госдолга не изменился. Республиканские власти полностью расплатились с коммерческим кредитом, но выпавший объем частично компенсировали новым бюджетным кредитом. Во всех регионах объем госдолга вырос за счет наращивания задолженности по бюджетным кредитам. Но данные регионы входят в число лидеров по уровню долговой нагрузки и столь стремительное наращивание госдолга существенно не ухудшает долговое бремя регионов.
Гарантийные обязательства под внешние займы. Долги по операционным обязательствам на внешнеторговом уровне. Показатели по годам Рассматривая данные, которые имеются в соответствии со статистическими показателями, можно сделать один вывод, что в экономику страны государство пытается привлечь как можно больше финансовых средств. Но политика двигается в сторону сокращение внешнего и увеличения внутреннего займа. Динамика За последние 5 лет динамика продолжает нарастать, причем как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в зависимости от того, где берутся заемные средства. Это может свидетельствовать о том, что на сегодняшний день пытаются снизить влияние финансовых организаций на Россию извне, но при этом постараться сохранить темпы роста экономики. Прогноз Учитывая прогнозные данные, стоит отметить, что в ближайшие несколько лет будет увеличиваться внутренний долг и постепенно снижаться внешний.
Соответственно, их объем рос и после 1998 года достиг тогдашнего локального максимума в 188 млрд USD. Часть денег при этом была заимствована из МВФ : После достигнутого в 1998 году пика кризиса и прохождения дефолта российский внешний долг начал уменьшаться — в начале 2000-х благодаря росту нефтяных цен Россия оказалась в состоянии платить по счетом. Следом началась новая фаза роста долга — выправление финансового положения в стране в 2000-е сделало доступными зарубежные кредиты. В результате, упав к 2002-му до 146 млрд. Объемы российских внешних займов затормозились в том же 2008-м из-за мирового кризиса. Но всего через год показатель внешнего госдолга РФ опять продемонстрировал рост и продолжил свое восхождение. Однако на фоне общего внешнего долга эта сумма составила только 0. Боснии и Герцеговине. Новый пока не превзойденный максимум внешней задолженности России — свыше 700 млрд. USD — был отмечен летом 2014 года. После этого он стал быстро падать по причине западных санкций, наложенных на российское государства из-за присоединения Крыма и конфликта с Украиной.
Всего в прошлом году у России было только три суверенных кредитора. Кроме Индии, это Франция и Южная Корея. Снижение этого показателя наблюдается в течение нескольких лет.
Санкционная война против России дала дополнительный импульс позитивной динамике
- Читайте также
- Russia Debt Clock - National debt of Russia
- Внешний долг России — как Россия рассчитывается по обязательствам в 2024
- Что такое госдолг России и как он менялся за последние 20 лет
- Оценка внешнего долга РФ на 1 января 2024 года снижена до $316,8 млрд
Что такое госдолг
- Госдолг регионов по итогам девяти месяцев 2023 года вырос – рейтинг | Регионы России | РИА Рейтинг
- Зачем Западу "технический дефолт" российской экономики и что будет дальше
- ЦБ сообщил о снижении внешнего долга РФ в I квартале на $12,8 млрд
- ЦБ: внешний долг России за 2023 год сократился на $57 млрд, до $326,6 млрд
- ЦБ заявил о достижении минимальных значений внешнего долга РФ с 2007 года
- Виды государственных долгов:
Размер внешнего долга и государственного долга России
Но, когда говорится о внешнем долге, анализировать исключительно по нему ситуацию в стране — это не совсем верное решение. Структура долга Внутренний и внешний госдолг России представляют собой следующую структуру. Внутренний делится на: Гарантийные обязательства государства по ценным бумагам. Кредиты для банков и других типов кредиторов. Невыплаты компенсаций физ. Все эти обязательства могут быть как рыночными, так и нерыночными. Внешний разделяется на: По реализуемым и печатаемым ценным облигациям.
Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном. По теме.
Это и вызвало необходимость увеличить государственные заимствования, которые обеспечили необходимое финансирование бюджета», — пояснил в беседе с ForPost доктор экономических наук Иосиф Дискин. По его словам, рост российского госдолга пришёлся на первую половину года, но впоследствии этого уже не происходило уже с прежней интенсивностью. И налоговики, и таможенники рапортуют президенту о рекордах, поставленных их ведомствами для финансирования бюджета», — пояснил экономист. Читайте по теме: Россияне всё больше говорят о нехватке денег на обычные нужды Важен не объём По словам экономиста Иосифа Дискина, чтобы оценить, насколько выросший госдолг влияет на экономическую ситуацию в негативном ключе, нужно смотреть не на его объём, а на стоимость обслуживания: «Если темпы роста бюджетных доходов превышают рост выплат по национальному долгу, то никаких проблем нет. Потому что доля выплат по госдолгу не растёт, а при высоких темпах доходов бюджета даже снижается. И сегодня мы как раз и имеем ровно такую ситуацию. Темпы роста налоговых и таможенных поступлений, по моим оценкам, примерно в 1,5 раза превышают темпы роста стоимости обслуживания госдолга.
За год после объявления моратория на кредитование долг России уменьшился почти на 200 миллиардов долларов. Золотовалютные резервы России также значительно сократились. Однако величина активов была явно переоценена: размер только финансовых активов задолженность по советским кредитам, предоставлявшимся зарубежным странам — свыше 140 млрд долл. На практике надежды на финансовые активы оказались во многом не оправданными. Вступая в Парижский клуб в 1997 году, Россия имела в активе около 150 млрд долл. Кроме того, Россия стала обязанной списывать долги странам, относящимся к разряду «бедных» и «развивающихся». В итоге, после вступления в Парижский клуб оказалось, что Россия может претендовать на сумму менее 8 млрд долл. После принятия на себя в полном объёме долгов СССР Россия столкнулась с необходимостью соблюдения напряженного графика обслуживания внешнего долга. В течение четырёх лет 1992—1995 предстояло погасить почти 60 млрд долл. Фактически тогда начались первые российские технические дефолты: кредиторы прежде всего, члены Парижского и Лондонского клубов все это время, не объявляя суверенного дефолта , предоставляли отсрочки платежей. Всего до заключения всеобъемлющих соглашений о реструктуризации только в рамках Лондонского клуба была предоставлена двадцать одна 90-дневная отсрочка платежей. В 1992 году страны « семёрки » приняли решение о предоставлении России пакета западной помощи в размере 24 млрд долл. Из этой помощи Россия реально получила 13,6 млрд долл. Положительная оценка Западом российских реформ сказалась в целом на отношении кредиторов к реструктуризации. Переговоры России с Парижским клубом кредиторов нашли отражение в Соглашении от 2 апреля 1993 года.