В том же 1762 г. После ликвидации Тайной экспедиции её функции были возложены на 1-й и 5-й департаменты Сената. (Указ Екатерины II «Об уничтожении Тайной Розыскной Канцелярии» от 19 октября 1762 года почти дословно повторял манифест Петра III.—. При Екатерине Великой Тайная экспедиция выполняла важнейшую роль при расследовании особо важных государственных преступлений. Уже Екатерина II, взойдя на престол в результате дворцового переворота, подтвердила указ о ликвидации Тайной канцелярии, но другим актом тут же утвердила Тайную экспедицию при при Екатерине II эта «спецслужба» достигла своего расцвета, став. При Екатерине Великой Тайная экспедиция выполняла важнейшую роль при расследовании особо важных государственных преступлений.
14 апреля. Юридический календарь: отмена пыток, цензурный комитет, рейхстаг Германии
Петр III ставит пытки вне закона. Учреждена Тайная экспедиция при Сенате | Главная» Новости» Плюсы реформы ликвидация тайной канцелярии. |
Петр III ставит пытки вне закона. Учреждена Тайная экспедиция при Сенате | 14 апреля 1801 года Император Александр I в Сенате объявил о ликвидации Тайной экспедиции и передаче следствия по политическим делам в учреждения, ведавшие уголовным судопроизводством, а также запретил пытки при допросах. |
14 апреля 1801 года Александр I ликвидировал Тайную экспедицию | Главная» Новости» Плюсы ликвидации тайной канцелярии ар. пете 3. |
14 апреля 1801 года Александр I ликвидировал Тайную экспедицию
Екатерина II 1762—1796, подтвердив указ о ликвидации Тайной канцелярии, другим актом от 19 октября 1762 года утвердила Тайную экспедицию при Сенате. С ликвидацией Тайной канцелярии (1726 г.) и Преображенского приказа (1729 г.) расследование дел по государственным преступлениям было передано в ведение Сената и Верховного тайного Совета. Главная» Новости» Плюсы реформы ликвидация тайной канцелярии. 14 апреля 1801 года император Александр I объявил о ликвидации Тайной экспедиции и передаче её функций учреждениям, ведавшим уголовным судопроизводством. В бумагах Тайной экспедиции сохранилась запись этого указа Петра, объявленного сенаторам 7 февраля 1762 года.
Тайные службы и тайные дела в России в восемнадцатом веке после Петра I. Часть четвёртая
14 апреля 1801 г - Сим-Портал | За две недели до официальной ликвидации Канцелярии тайных розыскных дел он подписал указ об учреждении при Сенате Тайной экспедиции и Московской тайной экспедиции при Сенатской конторе. |
14 апреля 1801 года Александр I ликвидировал Тайную экспедицию | Новости истории События Император Александр I ликвидировал Тайную экспедицию Сената и запретил пытки. |
Император Александр I упразднил Тайную экспедицию Сената и отменил пытки при допросах. | Подобно тому как в начале своего правления императрица Екатерина подтвердила решение Петра III о ликвидации Канцелярии тайных розыскных дел, так и одним из первых шагов ее внука стало упразднение Тайной экспедиции. |
Плюсы о реформе ликвидиции тайной розыска канцелярии | Екатерина II 1762-1796, подтвердив указ о ликвидации Тайной канцелярии, другим актом от 19 октября 1762 года утвердила Тайную экспедицию при Сенате. |
Плюсы о реформе ликвидиции тайной розыска канцелярии
Основное место в деятельности Тайной экспедиции, по традиции, занимали доносы и пытки. Причём главным доказательством вины считалось собственное признание подозреваемого, которого добивались всеми возможными способами. Экспедиция являлась максимально закрытым органом, что наводило страх на жителей империи.
Экспедиция была максимально закрытым органом, что наводило страх на жителей империи. Завершилась история этого органа с приходом на престол Александра I. С этого момента данные дела должны были рассматриваться местными судебными учреждениями «на тех же самых правилах, каковые и во всех уголовных преступлениях наблюдаются». Для лиц «простого звания» эти судебные решения утверждали губернаторы, а судьбу дворян окончательно решал Сенат. По материалам Calend.
Уже Екатерина II, взойдя на престол в результате дворцового переворота, подтвердила указ о ликвидации Тайной канцелярии, но другим актом тут же утвердила Тайную экспедицию при Сенате. Именно при Екатерине II эта «спецслужба» достигла своего расцвета, став центральным государственным учреждением России, органом политического надзора и сыска. Императрица лично руководила особо важными расследованиями, по которым приговоры утверждала сама, в том числе по делам Е. Пугачева, Н. Новикова, А. Радищева и других.
С этого момента данные дела должны были рассматриваться местными судебными учреждениями «на тех же самых правилах, каковые и во всех уголовных преступлениях наблюдаются». Для лиц «простого звания» эти судебные решения утверждали губернаторы, а судьбу дворян окончательно решал Сенат. Император Александр I уважал свободу людей.
9 октября 1801 года — отмена пыток в России
Екатерина II (1762-1796), подтвердив указ о ликвидации Тайной канцелярии, другим актом от 19 октября 1762 года утвердила Тайную экспедицию при Сенате. Новости истории События Император Александр I ликвидировал Тайную экспедицию Сената и запретил пытки. Екатерина II (1762–1796), подтвердив указ о ликвидации Тайной канцелярии, другим актом от 19 октября 1762 года утвердила Тайную экспедицию при Сенате. В бумагах Тайной экспедиции сохранилась запись этого указа Петра, объявленного сенаторам 7 февраля 1762 года. (Указ Екатерины II «Об уничтожении Тайной Розыскной Канцелярии» от 19 октября 1762 года почти дословно повторял манифест Петра III.—. 14 апреля 1801 года император Александр I объявил о ликвидации Тайной экспедиции и передаче ее функций учреждениям, ведавшим уголовным судопроизводством.
Император Александр I упразднил Тайную экспедицию Сената и отменил пытки при допросах.
Через пять лет после смерти Екатерины Великой Тайная экспедиция при Сенате была упразднена. Екатерина II 1762—1796, подтвердив указ о ликвидации Тайной канцелярии, другим актом от 19 октября 1762 года утвердила Тайную экспедицию при Сенате. ~ 02.04 – указ о ликвидации тайной экспедиции – органа политического сыска. Уже Екатерина II, взойдя на престол в результате дворцового переворота, подтвердила указ о ликвидации Тайной канцелярии, но другим актом тут же утвердила Тайную экспедицию при при Екатерине II эта «спецслужба» достигла своего расцвета, став.
Кто из российских императоров отменил пытки при допросах
Основное место в деятельности Тайной экспедиции, по традиции, занимали доносы и пытки. Причем главным доказательством вины считалось собственное признание подозреваемого, которого добивались всеми возможными способами. Экспедиция была максимально закрытым органом, что наводило страх на жителей империи. Завершилась история этого органа с приходом на престол Александра I. С этого момента данные дела должны были рассматриваться местными судебными учреждениями «на тех же самых правилах, каковые и во всех уголовных преступлениях наблюдаются». Для лиц «простого звания» эти судебные решения утверждали губернаторы, а судьбу дворян окончательно решал Сенат.
Например, при Петре I для данных дел был создан Преображенский приказ, в ведении которого находились все политические дела, ему подчинялись все учреждения, каким-либо образом связанные с политическим сыском. При Анне Иоанновне для этих целей была учреждена Канцелярия тайных розыскных дел 1731 , чья деятельность строилась на доносах и которая подчинялась императрице лично. Причем страдали от такой деятельности не только обычные люди, но и представители дворянства. Непопулярность Канцелярии в русском обществе была настолько велика, что Петр III ликвидировал её в 1762 году, но это было ненадолго.
Уже Екатерина II, взойдя на престол в результате дворцового переворота, подтвердила указ о ликвидации Тайной канцелярии, но другим актом тут же утвердила Тайную экспедицию при Сенате. Именно при Екатерине II эта «спецслужба» достигла своего расцвета, став центральным государственным учреждением России, органом политического надзора и сыска.
Тайная канцелярия была создана Петром I в 1718 г. В первые годы это ведомство существовало параллельно с Преображенским приказом, выполнявшим сходные функции, впоследствии оба учреждения слились в одно. Практика доносительства и обвинения кого-либо в государственном преступлении, чрезвычайно распространившаяся со времён императрицы Анны Иоанновны, открывала широкие возможности для сведения личных счётов и внесудебного произвола.
Произнесение кем-либо выражения «слово и дело» влекло за собой аресты и пытки, под которыми трудно было не признаться в любых «злоумышлениях». Новое слово в политическом сыске Большой проблемой для Петра I на определённом этапе его деятельности стало то, что его единственный до рождения сына у Екатерины наследник Алексей не поддерживал отцовских реформ и был настроен восстановить в России старые порядки. С рождением у царя в 1715 году второго сына — Петра Петровича — положение Алексея пошатнулось окончательно. После очередного выяснения отношений с отцом он в 1716 году под влиянием своего окружения бежал в Австрию, откуда Пётр сумел его выманить с помощью дипломата Петра Толстого, пообещав царевичу прощение. На самом деле царь прощать сына не собирался и очень сильно опасался собравшихся вокруг него сторонников старины, поэтому сразу по возвращении наследника в Россию в 1718 году отдал его под следствие.
Верный соратник царя Фёдор Ромодановский к этому времени умер, а наследовавший его должность сын Иван был ещё неопытен и относительно мягкосердечен. Поэтому Пётр принял решение учредить принципиально новый орган власти, предназначенный уже исключительно для политического сыска, — Тайную канцелярию, в которую вошли на правах «министров» вернувший царевича в Россию Толстой и преображенец, гвардии майор Андрей Ушаков. Ге 1871 Руководил следствием по делу царевича лично Пётр I. В ходе разбирательств по делу и пыток Алексея Тайная канцелярия вскрыла заговор, который плёл против Петра его соратник Александр Кикин, подговоривший царевича к бегству. Кикина казнили.
Сам же Алексей умер, по официальной версии, от удара сердечного приступа , а по слухам того времени — не выдержав пыток. Однако Тайная канцелярия не была распущена и продолжила свою работу как полноценный орган политического сыска, успев разобрать ещё несколько тысяч дел о государственных преступлениях. Реформы Петра подразумевали коренную перестройку государственной структуры, перестройку самого общества. Это привело к обострению социальных противоречий. Возникла необходимость в структурах, которые могли бы противостоять заговорам, попыткам противодействия петровскому курсу», — рассказал в беседе с RT доктор исторических наук, профессор СПбГУ Павел Кротов.
Кроме них, в состав новых органов входили: четыре советника, четыре асессора заседателя , секретарь, актуариус канцелярский служащий, регистрирующий акты или их составляющий , регистратор, переводчик, подьячие. Президент был первым лицом в коллегии, но он ничего не мог постановить без согласия членов коллегии. Вице-президент замещал президента во время его отсутствия; обычно же помогал ему в исполнении его обязанностей как председателя коллегии. Заседания коллегий проходили ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней. Начинались они в 6 или 8 часов утра, в зависимости от времени года, и продолжались 5 часов.
Материалы для коллегий готовились в Канцелярии коллегии, откуда передавались в Общее присутствие коллегии, где обсуждались и принимались большинством голосов. Вопросы, по которым в коллегии не удалось принять решение, передавались в Сенат — единственное учреждение, которому коллегии были подчинены. При каждой коллегии состоял прокурор, обязанностью которого было наблюдать за правильным и безволокитным решением дел в коллегии и исполнением указов как коллегией, так и подчиненными ей структурами. Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. На нем лежала ответственность за организацию делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию, докладывание дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, оформление решений и контроль за их исполнением, хранение печати коллегии.
Чёткое распределение ведомственных функций, единые нормы деятельности по Генеральному регламенту — всё это существенно отличало новый аппарат от приказной системы. Зачастую коллегии подменяли друг друга как когда-то приказы. Так, например, Берг, Мануфактур и Коммерц-коллегии могли выполнять одну и ту же функцию. Вне сферы контроля коллегий долгое время оставались важнейшие функции — полиция, просвещение, медицина, почта. Постепенно, правда, система коллегий дополнялась новыми отраслевыми органами.
Так, Аптекарский приказ, действовавший уже в новой столице — Петербурге, с 1721 года был преобразован в Медицинскую коллегию, а с 1725 года — в Медицинскую канцелярию. Уложенная комиссия Поддерживая связи с французскими философами, собственноручно подготовляя основные акты своего царствования, Екатерина II шла в фарватере внутренней политики, которую одновременно в Пруссии, Австрии, Швеции и других странах Европы проводили представители просвещённого абсолютизма. В течение двух лет ею была составлена программа нового законодательства в форме наказа для созываемой комиссии по составлению нового Уложения, так как Уложение 1649 г. Перед открытием Уложенной комиссии "Наказ" подвергся обсуждению и критике представителей крупного землевладельческого дворянства. Многое было исправлено и опущено автором.
В "Наказе" был обоснован принцип самодержавного правления. Гарантией от деспотизма, по мнению Екатерины, служило утверждение принципа строгой законности, а также обособление судебной власти от исполнительной и неразрывно связанное с ним преобразование судопроизводства, ликвидирующее устаревшие феодальные институты. В духе просветителей в "Наказе" намечена конкретная программа экономической политики. Екатерина II решительно выступала против сохранения монополий, за свободу торговли и промышленности. Программа экономической политики неизбежно ставила на первый план крестьянский вопрос, который имел важное значение в условиях крепостного права.
В первоначальном варианте Екатерина высказывалась смелее, чем в её окончательной редакции, так как именно здесь она от многого отказалась под давлением критики членов комиссии. Так, она отказалась от требования установить охрану крепостных от насилий и представить крепостным право собственности на имущество. Тайная канцелярия протокольным постановлением решает отправить указ астраханскому губернатору, чтобы тот все это дело исследовал и прислал ей результаты следствия. Мы знаем, как подобный порядок производства дел был несвойствен Тайной канцелярии при жизни Петра. Астраханский губернатор поступает, как ему велят: осуществляет следствие и присылает весь следственный материал со своей предположительной резолюцией о наказании попа, Тайная канцелярия в протокольной форме утверждает эту резолюцию и шлет указ в Астрахань об исполнении наказания.
Таким образом, несомненно, Тайная канцелярия иногда принимает обычные дела так, как это было до указа 1724 года; однако, с другой стороны, иногда такого же рода дела ею отвергаются. Когда в ноябре 1725 года были присланы из Старорусской ратуши колодники «по тайным делам», то Тайная канцелярия отказалась их принять с мотивировкой: «…понеже в прошлом 1722 году апреля в 28 числе по именному указа блаж. Его Императорского Величества хотя и поведено злодеев и прочих по делам их колодников из городов присылать, не расспрашивая, в Тайную Канцелярию или в Преображенский приказ за крепким караулом, но потом в 1724 году января 15 дня Его же Императорское Величество именным указом в Тайную Канцелярию колодников и дел присылаемых из губерний принимать не велено, а отсылать бы их в Преображенскую Канцелярию». Когда в 1726 году Артемий Волынский присылает из Пензы солдата-изветчика, Тайная канцелярия тоже отказывает в приеме этого дела, ссылаясь на царский указ от 25 января 1724 года и на указ Сената от 27 апреля того же года. Но если дело поступало по личному желанию и повелению императрицы, то тут Тайная канцелярия принимала и «следовала», конечно, беспрекословно.
Так, в 1725 году расследовалось дело о полковнике Ергольском. Началось все с маленькой записки, присланной кабинет-секретарем Макаровым, в которой говорилось, что Ергольский в Москве при двух сенаторах осмелился сказать: «…С чего де мне то взять, как писать титул Ее Императорского Величества» Следование об этих словах Макаров «указом Ее Величества» поручал Тайной канцелярии. Ергольского заключили под стражу, и Тайная канцелярия повела допросы свидетелей, уделяя главное внимание сенаторам гр. Матвееву и Дмитриеву-Мамонову, присутствовавшим при крамольных высказываниях; показания сложились для Ергольского очень благоприятно, и Тайная канцелярия определением обычной формы, за подписями Толстого и Ушакова, признала его невиновным. Около того же времени приехавший в Россию капуцин Хризолог возбудил какие-то подозрения в Екатерине, и Ягужинский запиской объявляет Тайной канцелярии указ императрицы арестовать Хризолога со спутниками, учинить обыск и следствие над ними.
Вся эта история, кажется, началась с доноса некоего архимандрита Афанасия, который обвинил католических монахов в желании тайно видеться с великим князем Петром Алексеевичем, будущим императором. Совершенно понятно, что подобного рода происшествие должно было взволновать Екатерину. Тайная канцелярия немедленно приступает к следованию, но лишь только выясняется, что ничего «важного» в деле нет, как Толстой тут же спешит под благовидным предлогом передать его в Синод архиепископу Феофилакту. Но Феофилакту и Синоду это, видимо, совсем не понравилось, и по докладу Феофилакта дело новым указом Екатерины было велено отослать обратно в Тайную канцелярию. Пришлось Толстому принять дело вновь.
Выждав приличествующее время, Тайная канцелярия вернее, Толстой опять определила отправить дело в Синод, но тот вскоре возвратил его. Тогда Тайная канцелярия вероятно, это был единственный способ покончить с надоедливым делом сделала определение о высылке капуцинов «за рубеж немедленно» и тем самым поставила точку. Из всего этого можно заключить, что, даже имея прямой указ императрицы, Толстой настойчиво искал благовидный предлог, чтобы не заниматься мелким, по его мнению, делом. Правда, у нас есть одно дело, которое Тайная канцелярия приняла по указу Сената в марте 1725 года без всяких препирательств и «следовала» с большим усердием. Это «важное дело» по поводу непристойных слов, сказанных неким Выморковым.
Он называл Петра антихристом и в письме, у него найденном, с бранью его проклинал. Дело запутывалось многочисленными оговорами Выморкова, которые приводили к бесчисленным допросам, очным ставкам и пыткам. Остается не совсем ясным, что побудило Толстого в данном случае столь ревностно взяться за «следование»; начато дело было не по прямому указу императрицы, а по указу Сената, с которым можно было бы при желании поспорить; на худой конец можно было попытаться передать дело куда-нибудь в другое место, как это было при расследовании дела капуцинов. Но нет: Тайная канцелярия без каких-либо оговорок тщательно занималась Выморковым. В результате из дела была сделана «выписка» и представлена Ушаковым императрице для постановления приговора.
К сожалению, причины столь исключительного отношения к этому делу неясны.
Дела Канцелярии передавались в Сенат. Тайная канцелярия была создана Петром I в 1718 г. В первые годы это ведомство существовало параллельно с Преображенским приказом, выполнявшим сходные функции, впоследствии оба учреждения слились в одно. Руководство Тайной канцелярией, также как и Преображенским приказом, осуществлялось Петром I, который нередко присутствовал при допросах и пытках политических преступников. Практика доносительства и обвинения кого-либо в государственном преступлении, чрезвычайно распространившаяся со времён императрицы Анны Иоанновны, открывала широкие возможности для сведения личных счётов и внесудебного произвола. Произнесение кем-либо выражения «слово и дело» влекло за собой аресты и пытки, под которыми трудно было не признаться в любых «злоумышлениях».
Император Александр I упразднил Тайную экспедицию Сената и отменил пытки при допросах.
Вязьмитиновым, в 1814 году его членом сделался А. Аракчеев [64]. По политическим преступлениям полиция и местные власти производили полицейские дознания, иногда — следствие. Таким образом, Комитет занимал место главного следственного органа империи по политическим делам. Одновременно Комитет руководил слежкой за подозрительными иностранцами и перлюстрацией их переписки, а также наблюдал за уголовными делами, рассмотрение коих требовало соблюдения особой секретности — главным образом это были дела о взяточничестве и растратах, когда виновными оказывались крупные чиновники. Одновременно с Комитетом в Петербурге при генерал-губернаторе и Москве при обер-полицмейстере существовала Особая секретная полиция, одновременно подчинявшаяся Министерству внутренних дел. В ее обязанности входил политический сыск. Московский обер-полицмейстер предписывал своим агентам из Особой секретной полиции выведывать и доносить начальству «все распространяющиеся в народе слухи, молвы, вольнодумства, нерасположение и ропот, проникать в секретные сходбища. Допускать к сему делу людей разного состояния и разных наций, но сколько возможно благонадежнейших, обязывая их при вступлении в должнцсть строжайшими, значимость гражданской и духовной присяги имеющими реверсами о беспристрастном донесении самой истины и охранении в высшей степени тайны, хотя бы кто впоследствии времени и выбыл из сего рода службы. Наивные карнавальные переодевания полицейских чинов не прекращались вплоть до Февральской революции, они лишь переместились от столицы в глубь империи.
Так рыцари славного ордена политического сыска в порыве верноподданнической страсти переодевались в женские платья и, не сбрив рыжих прокуренных богатырских усов, не снимая жандармских брюк с кроваво-красными лампасами, рыскали по злачным местам сонных городков в поисках крамолы [68]. Военный историк генерал-лейтенант А. Михайловский-Данилевский писал: Превосходно осведомленный чиновник декабрист Г. Батеньков писал о профессиональных сотрудниках политического сыска: Горе-сыщики дошли до того, что агенты столичного генерал-губернатора М. Милорадовича следили за всемогущим А. Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия, прекратил свое существование 17 января 1829 года. Первые три года своего существования Комитет собирался на заседания раз в неделю, но затем их количество резко сократилось [71]. Объясняется такое положение тем, что в 1810 году Александр 1 по проекту М. Сперанского учредил Министерство полиции, выделившееся из Министерства внутренних дел, и оно приняло на себя большую часть нагрузки Комитета.
Особенная канцелярия занималась производством политического сыска на всей территории Российской империи. Ее фактическим создателем и руководителем следует считать Я. Особенная канцелярия боролась с крестьянскими волнениями, общественным движением, осуществляла контрразведку, цензуру и расследование важнейших уголовных дел. Именно благодаря существованию Особенной канцелярии министр внутренних дел В. Кочубей назвал Министерство полиции Министерством шпионства. В записке на высочайшее имя он писал в 1819 году: Князь В. Кочубей Отец русской полицейской провокации первый министр полиции А. Балашов в начале войны 1812 года, сохраняя министерское кресло, перешел в действующую армию и там командовал военной полицией жандармерией. Современники Балашова в своих высказываниях о нем подчеркивали его природные качества сыщика при полном отсутствии нравственных начал.
Утратив массовое доносительство — извет как важнейшее средство получения информации о крамоле и пытку как надежный способ получения нужного признания в содеянном или несодеянном, имперская правоохранительная служба восприняла самое худшее из опыта европейской полиции — полицейскую политическую провокацию. Именно при изящном либерале Александре I на вооружении политического сыска начала появляться полицейская провокация, именно тогда началось ее постепенное внедрение в практику правоохранительных органов Российской империи. Министерство полиции было ликвидировано в 1819 году. Все его функции перешли в Министерство внутренних дел, а точнее — возвратились обратно. Влилась в состав Министерства внутренних дел и Особенная канцелярия во главе с талантливым сыщиком и образованным человеком М. Ее состав продолжал заниматься тем же, чем и ранее,— политическим сыском. Молодой Александр I желал показать всей Европе, что Россия при его управлении в состоянии обходиться без специальных учреждений, осуществляющих политический сыск. Но очень быстро император понял, что они крайне необходимы. К лицемерию, нерешительности и подозрительности монарха примешивался вечно преследовавший его страх за собственную жизнь.
Он превосходно знал, с какой легкостью вельможам удалось избавиться от неугодного им, непредсказуемого Павла I, его отца. Призрак удушенного отца и лица его убийц наяву, исходившая от них, как казалось ему, реальная опасность толкали Александра I к созданию все новых и новых учреждений политического сыска. Реформа Сената 17. Введение образовательного ценза для чиновников 1809 18. Ликвидация Непременного совета и учреждение Государственного совета 1810 19. Введение военных поселений и подавление выступлений военных поселян против их учреждения 20. Проведение политики протекционизма в завершающий период правления Александра I 21. Введение конституции в Царстве Польском 1815 22. Введение автономии в Бессарабии 1818 23.
Безуспешная попытка ввести конституцию в Финляндии 1819 Основные направления деятельности во внешней политике: 1. Присоединение Грузии 1801-1804 2. Война с Ираном 1804-1813 3. Участие России в третей и четвертой антифранцузских коалициях 1805-1807 4. Война с Османской империей 1806-1812 5. Война со Швецией 1808-1809 и присоединение к России Финляндии 6. Отечественная война 1812 и Заграничный поход русской армии 1813-1814 7. Участие России в деятельности «Священного союза» образован в 1815 г. Итоги внутренней политики: 1.
Неудавшаяся попытка частичного самоограничения самодержавной власти в пери-од активного сотрудничества Александра I с М. Укрепление само-державной власти правителя 2. Реформирование системы управление страной министерская реформа 3. Создание постоянно действующего законосовещательного органа Государственный совет 4. Частичная либерализация земельных отношений 5. Решение в два этапа крестьянского вопроса в Остзейском крае освобождение крестьян без земли и неудачная попытка решения крестьянского вопроса в Великороссии 6. Начало либерализации системы высшего, среднего и начального образования 7. Проведение непопулярной в обществе реформы по созданию военных поселений попытка удешевления содержания армии 8. Либерализация государственного устройства в Польше и Бессарабии 9.
Активное формирование в среде дворянской интеллигенции негативного отношения к самодержавной форме правления в России. Формирование тайных обществ Итоги внешней политики: 1. Усиление авторитета России как освободительницы от ига наполеонизма в послевоенной Европе 2. Проведение Россией во внешней политике идеологии Священного союза 3. Впоследствии приказ получил исключительное право на ведение дел о политических преступлениях или, как они тогда назывались, «противу первых двух пунктов». С 1725 года тайная канцелярия занималась и уголовными делами, которыми ведал. Но при малом количестве людей под его началом было не более десяти человек, прозванных экспедиторами тайной канцелярии охватить все уголовные дела такому отделению было не под силу. При тогдашнем порядке расследования этих преступлений колодники, уличенные в каком-либо уголовном преступлении, могли по желанию продлить свой процесс, сказав «слово и дело» и совершив донос; они немедленно забирались в Преображенский приказ вместе с оговорёнными, причем очень часто оговаривались люди, не совершившие никакого преступления, но на которых доносчики имели злобу. Учреждённая в феврале 1718 года в Петербурге и существовавшая до 1726 года Тайная канцелярия имела те же предметы ведомства, как и Преображенский приказ в Москве, и также управлялась.
Ведомство создавалось для следствия по делу царевича Алексея Петровича, затем ему были переданы другие политические дела чрезвычайной важности; впоследствии оба учреждения слились в одно.
Причем страдали от такой деятельности не только обычные люди, но и представители дворянства. Непопулярность Канцелярии в русском обществе была настолько велика, что Петр III ликвидировал её в 1762 году, но это было ненадолго. Уже Екатерина II , взойдя на престол в результате дворцового переворота, подтвердила указ о ликвидации Тайной канцелярии, но другим актом тут же утвердила Тайную экспедицию при Сенате. Именно при Екатерине II эта «спецслужба» достигла своего расцвета, став центральным государственным учреждением России, органом политического надзора и сыска.
Императрица лично руководила особо важными расследованиями, по которым приговоры утверждала сама, в том числе по делам Е. Пугачева, Н.
Пугачева, Н. Новикова, А. Радищева и других.
Следствие происходило часто с применением жестоких телесных наказаний.
Причём главным доказательством вины считалось собственное признание подозреваемого, которого добивались всеми возможными способами. Экспедиция являлась максимально закрытым органом, что наводило страх на жителей империи. Завершилась история этого органа с приходом на престол Александра I.