Кадр из фильма и главная роль Вячеслава Тихонова в них: «17 мгновений весны», 1973 год (Штирлиц) / Фото: РИА Новости. Будущая жена Вячеслава Тихонова Нонна Мордюкова училась с ним на одном курсе, но поначалу он не обращал внимания на однокурсницу, пока их не пригласили на съемки «Молодой гвардии». 10 лет назад ушел в мир иной легендарный советский актер Вячеслав Васильевич Тихонов.
Дочь Вячеслава Тихонова: отец искренне любил свое Отечество
Наибольшую известность Вячеславу Тихонову, конечно, принес многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны», где он сыграл советского разведчика Исаева-Штирлица. Торжественно был открыт памятник всеми любимому артисту, нашему земляку Вячеславу Васильевичу Тихонову. Сам Вячеслав Васильевич потом вспоминал, что между изысканным князем и актером Тихоновым из Павловского Посада была настоящая пропасть, и все четыре года съемок он мучился с этим героем. Международный кинофестиваль «17 мгновений» имени Народного артиста СССР Вячеслава Тихонова проходит в подмосковном Павловском Посаде, на малой родине замечательного актера, с 24 по 28 апреля.
Вячеслав Тихонов - биография, новости, личная жизнь
Международный кинофестиваль «17 мгновений» имени Народного артиста СССР Вячеслава Тихонова проходит в подмосковном Павловском Посаде, на малой родине замечательного актера, с 24 по 28 апреля. 10 лет назад ушел в мир иной легендарный советский актер Вячеслав Васильевич Тихонов. Четырёхкратный олимпийский чемпион по биатлону Александр Тихонов заявил, что закон о наказании за допинг в России не работает в полном объёме. 10 лет назад ушел в мир иной легендарный советский актер Вячеслав Васильевич Тихонов. Вячеслав Тихонов до конца жизни винил в этой трагедии себя: он считал, что из-за постоянных съемок мало уделял ему внимания. Только в одном был счастлив великий Тихонов – за пару лет до смерти Вячеслав Васильевич снова обрел смысл жизни.
Вячеслав Тихонов: «Я все делал с душой»
24 апреля в Павловском Посаде торжественно открылся VIII Международного кинофестиваля "17 мгновений" памяти Вячеслава Тихонова. — Помнится, Вячеслав Васильевич, у господина Бользена, то бишь Штирлица, это получалось весьма элегантно и со сноровкой. Вячеслав Васильевич создал живой, сложный характер. Будущая жена Вячеслава Тихонова Нонна Мордюкова училась с ним на одном курсе, но поначалу он не обращал внимания на однокурсницу, пока их не пригласили на съемки «Молодой гвардии». Вячеслав Васильевич Тихонов – выдающийся актер, внесший неоценимый вклад в русскую культуру, ставший воплощением мужественности, чести и героизма.
В Павловском Посаде торжественно был открыт памятник Вячеславу Васильевичу Тихонову
Кадр из фильма и главная роль Вячеслава Тихонова в них: «17 мгновений весны», 1973 год (Штирлиц) / Фото: РИА Новости. российский актер театра и кино. Дорогие друзья, вчера открылся международный кинофестиваль "Семнадцать мгновений", который так назван в честь народного артиста СССР Вячеслава Тихонова, и проводится он в чудном городке Павловский Посад, где и родился Вячеслав Васильевич. Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич. Группа Вячеслав Тихонов в Одноклассниках. Мы решили, что, когда умирает человек такого ранга, как Вячеслав Васильевич Тихонов, государство должно показать свое лицо.
Состоялось открытие кинофестиваля «17 мгновений…» имени Вячеслава Тихонова
Звезда фильма «Семнадцать мгновений весны» умер в Москве 4 декабря 2009 года на 81-ом году жизни. Однажды он меня попросил привезти фильмы с Чарли Чаплином, я привез ему штук 10 кассет. Он любил пересматривать его фильмы. Помню, как-то я привез его в Центральную клиническую больницу в Москве с очередным сердечным приступом, он в реанимации лежал в одноместной палате, захожу к нему: он лежит и курит.
Тихонов сыграл роль тракториста Матвея Морозова. Эта роль принесла актеру зрительское признание. Во второй половине 1960-х годов Вячеслав Васильевич сделал большой шаг к вершинам актерского мастерства — была сыграна роль Андрея Болконского в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир».
Затем блестяще сыграл учителя Мельникова в фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника». В телесериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» Тихонов сыграл самую известную свою роль — разведчика Исаева-Штирлица. Похожую роль сотрудника советских спецслужб Вячеслав исполнил в телесериале «ТАСС уполномочен заявить…» по роману того же Ю.
И другие официальные лица» Тихонов снялся в центральной роли Иванова, руководителя советского внешнеторгового предприятия. Фрагмент Еще одной творческой удачей для Тихонова, по мнению критиков и зрителей, стала центральная роль одинокого пенсионера в трогательной мелодраме Ростоцкого «Белый Бим чёрное ухо», принесшая ему Ленинскую премию. Лента номинировалась на «Оскар» как лучшая киноработа на иностранном языке и была признана лучшим кинопроектом 1978 по опросу читателей «Советского экрана». На съемках фильма «Белый Бим черное ухо» В тот же период Вячеслав Тихонов единственный раз в карьере появился в комедийной ленте — в фильме «По улицам комод водили», снявшись в роли хозяина комода. А по просьбе самого Брежнева он начал читать на телевидении закадровый текст от автора документальной книги «Малая земля», написанной по воспоминаниям генсека.
Кадр из фильма «По улицам комод водили» В 1982 поклонники артиста могли увидеть его в ключевой роли политического обозревателя Лоссера в криминальной ленте «Европейская история», где дебютировала в роли дочери его персонажа настоящая дочь актера — Анна. В ленте Вячеслав предстал в образе руководящего сотрудника спецслужб, закрепив за собой образ безукоризненного разведчика, человека дела и чести. В том же году он перевоплотился в революционера Лепешинского в фильме-биографии «Нетерпение души». В 1988 — воплотил на экране образ архивариуса Шарлеманя в фильме-сказке Марка Захарова «Убить дракона», где его коллегами по съемкам были Александр Абдулов , Олег Янковский , Евгений Леонов. По сюжету его герой на отдыхе знакомится с молодой сотрудницей санатория Ириной Любовь Полищук и делает ей предложение.
Но молодая супруга вскоре узнает, что подпись мужа стояла под документом «коллективного осуждения» ее отца, на основе которого тот был репрессирован и расстрелян. Вячеслав Тихонов и Любовь Полищук Поздние роли Актер не был в восторге от начавшейся в 1987 перестройки. Он не принял новую идеологию, смену политической обстановки в стране и ценностей. Из-за внутреннего дискомфорта он отказался вести во ВГИКе мастерскую, не желал играть роли безнравственных генералов или нечистоплотных депутатов, считал неприемлемым появляться в сериалах с кровью, стрельбой и насилием. С 1989 он являлся художественным руководителем творческо-производственной студии «Актер кино», основанной им вместе с Юрием Чекулаевым.
Тихонов продолжал сниматься, но реже получал прежнее чувство удовлетворения от съемок. Среди его работ того периода следует отметить яркую роль архиерея Тихона в кинофильме «Бесы» по мотивам одноименного романа Федора Достоевского, запоминающийся образ бухгалтера Чугунова в детективной ленте Всеволода Шиловского «Кодекс бесчестия», а также роль Головина, дяди Маруси Ингеборга Дапкунайте в оскароносной картине Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Вячеслав Тихонов в фильме «Утомленные солнцем» В 1995 на экраны вышла мелодрама «Бульварный роман» с Анной Самохиной , снятая по повести Валентина Пикуля «Ступай и не греши», где актеру досталась роль Кандинского. Спустя год вышла лента «Милый друг давно забытых лет... Вячеслав Тихонов — последний герой уходящей эпохи В 1998 артист появился в роли директора детского дома в телесериале «Зал ожидания», а также в драме-гротеске «Сочинение ко Дню Победы», где сыграл одну из главных ролей — ветерана Моргулиса, которого, как и его фронтовых товарищей Дмитрия Олег Ефремов и Ивана Михаил Ульянов , не устраивала новая действительность.
Отчаявшись добиться справедливости, они улетели на авиалайнере в неизвестном направлении. Кадр из фильма «Сочинение ко Дню Победы» В 2002 роль ключевого персонажа дипломата Астахова артист сыграл в фильме «Берлинский экспресс». По сюжету его герой накануне Второй мировой войны возвращался из Берлина в Москву, а единственная очаровательная попутчица Рената Литвинова совсем не случайно оказалась его соседкой по вагону. В 2005 по просьбе дочери Анны Тихонов снялся в роли старика-ученого в фантастическом триллере ее мужа, режиссера Николая Вороновского, «Глазами волка». Жизнь без любви», созданном на основе биографии знаменитого датского писателя.
По словам актера, эту роль он играл с радостью, потому, что давно не снимался, соскучился по этой атмосфере, а еще потому, что картина интересная, и в основе ее — доброта. Последней ролью Вячеслава Тихонова стал Бог из фильма «Андерсен. Жизнь без любви» Личная жизнь Вячеслава Тихонова Женщины всего Советского Союза сходили с ума по артисту с лицом аристократа, статному воплощению благородства и порядочности. Он мешками получал письма с признаниями в любви, но оставался образцом нравственной чистоты. О нем никогда не ходило слухов о романтических отношениях на стороне.
По словам коллег, он был остроумным, душевно притягательным, но не очень счастливым в личной жизни человеком.
Толстовский герой виделся режиссёру в исполнении Иннокентия Смоктуновского. Но тут Григорий Козинцев предложил тому роль «Гамлета». Смоктуновский не раздумывая согласился. Бондарчуку пришлось искать нового исполнителя. Им стал Олег Стриженов, которого до этого утвердили на Анатоля Курагина. Но и тот сниматься не смог. Встретив однажды Бондарчука, она посоветовала ему обратить внимание на интеллигентного актёра.
Правда, так ему везло не всегда. Например, главную роль в фильме «Мёртвый сезон» вместо него сыграл Донатас Банионис. Хотя бывший резидент советской разведки Конон Молодый, история которого и показана в картине, мечтал, чтобы его героя сыграл именно Тихонов. Даже на роль Штирлица изначально планировался другой актёр. Режиссёр картины Татьяна Лиознова видела в роли разведчика Арчила Гомиашвили, с которым в ту пору у неё был роман. Однако его не утвердило киноначальство. По словам многочисленных партнёров Вячеслава Васильевича, работать с ним было одно удовольствие. Именно эти качества — внутренняя культура, порядочность и деликатность, принесшие ему уважение коллег, по мнению многих, и стали причиной тихоновских личных неудач.
Ещё новости по теме Звёздные войны Их роман с Нонной Мордюковой разгорелся на съёмках знаменитой картины «Молодая гвардия», где оба снимались. Более не подходящих другу другу людей трудно было себе представить. Тихий павловопосадский мальчик Тихонов и яркая, боевая казачка Мордюкова. Именно она, по собственному признанию, и стала инициатором их романа, позже переросшего в брак. Тихонов просто сдался под её напором.
Вячеслава Тихонова хоронили в долг
Такой деликатный вопрос…» — «Что случилось, Вячеслав Васильевич? Я хочу Боречку имея в виду моего мужа попросить быть крестным отцом моих внуков. Как ты думаешь, он согласится? Навстречу — Вячеслав Васильевич в каком-то старом садовом костюме. Говорю: «Это что такое? Вы почему не одеты?
Слава терпеть не мог, когда женщина употребляла алкоголь. Говорил, что для него пьющая женщина сродни сатане. А Нонна очень уважала водочку.
Он пытался ее урезонить, но все напрасно. Знаю, что изменяла она ему, Слава сам рассказывал, как выгонял из квартиры каких-то грузин с фруктами, когда Нонна устраивала посиделки со своей подружкой Людмилой Хитяевой. Последний раз мы встречались в 1982 году. Это был мой последний приезд в Москву. Рассуждали о политике, и Слава вдруг сказал: «Мы видимся в последний раз. Скоро все в стране поменяется. Ты, Улдис, меня переживешь. Когда узнаешь, что я умер, пойди в наше любимое кафе и выпей кофе с бальзамом».
Я посмеялся тогда, но он оказался прав. И как он мог все это знать за столько лет?! Сейчас я старый, больной человек, в Риге бываю редко, да и то кафе уже стало совсем другим. Но я помянул его бальзамом у себя дома. Надеюсь, Слава меня поймет и простит. Я решил пойти в артисты только потому, что хотел играть так же, как он. Со смертью Вячеслава Тихонова ушла целая эпоха. Таких артистов, как он, нет и больше не будет.
Но этот день я буду помнить всегда, потому что провел его с выдающимся человеком, а не просто с великолепным актером. Должен признаться, я искал встречи с Тихоновым. Втайне мечтал когда-нибудь пожать ему руку, потому что на фильмах с его участием вырос. Он был для меня недосягаемой величиной, кумиром. И вот на картине Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» мне представился такой случай. Я полагал, что Тихонов в силу своего положения будет держаться особняком от остальных актеров. Как же я ошибался!
Вячеслав Васильевич был таким приветливым, открытым. Ни о какой звездной болезни и речи не было.
И для Вячеслава Васильевича это было дело святое. У его родителей была очень крепкая семья, и отношения отца и матери он, как образец, пронёс через всю свою жизнь.
И мне он привил бережное отношение к семейным ценностям. Для меня и для всей нашей команды очень важно, чтобы фестиваль стал местом, куда люди могли бы приходить семьями, где всем было бы тепло и уютно, как в хорошем гостеприимном доме. А какие ещё взгляды на жизнь Вячеслава Васильевича Вы разделяете? Достаточно вспомнить постыдный Пятый съезд кинематографистов и расправу над Бондарчуком, Ростоцким и другими мэтрами нашего кино.
Разделяю любовь Вячеслава Васильевича к Родине; патриотизм в нашей семье — не пустой звук. Причем, не пафосный, а идущий из самого сердца. Мне очень нравится определение патриотизма, которое дал в своей книге кинорежиссёр Сергей Соловьев. У него зародилось чувство гордости за Родину, любви к ней после фильма «ЧП», где играл молодой Тихонов.
А я понял это сам всем сердцем, - пишет Соловьев. И мы, организаторы фестиваля, стараемся рассказывать нашим гостям о славных страницах истории России, знакомить их с сокровищами отечественного кинематографа, пробуждать в них гордость за свою страну, благодарность к ней, желание сделать что-то на её благо. Расскажите о программе фестиваля? Что ждет гостей?
Мы постарались, чтобы все гости нашли для себя что-то интересное. Кое-что из программы я уже перечислила. Помимо конкурсного показа будут представлены несколько разнообразных подборок фильмов. Важной частью фестиваля станет Третий конкурс актерской песни, жюри которого возглавит певица Ирина Шведова.
В течение всего фестиваля будет открыт детский мульткласс. Каждый день ребята под руководством известного мультипликатора Николая Шакина будут шаг за шагом делать свой оригинальный мультфильм, который покажут на закрытии фестиваля. Приятно отметить, что наш кинофестиваль завоевал популярность у жителей Павловского Посада. Все мероприятия проходят в переполненных залах, и многие горожане стараются выстроить свой жизненный график так, чтобы попасть на наши мероприятия.
Традиционной красной дорожки в этом году не будет, но встречи с известными актерами никто не отменяет. Я уже перечислила членов звездного жюри.
По воспоминаниям женщины, она была счастлива работать над одним проектом с народным артистом СССР. Тихонов был достаточно закрытый человек, даже замкнутый. Я его очень понимаю: я сама такой же человек в обычной жизни", — поделилась Остроумова в беседе с "Аргументами и фактами".
Вячеслав Тихонов: ссора с женой и нелюбимая роль Штирлица
Она "назначила" Тихонова на роль князя, и Бондарчуку пришлось согласиться. Сам Вячеслав Васильевич потом вспоминал, что между изысканным князем и актером Тихоновым из Павловского Посада была настоящая пропасть, и все четыре года съемок он мучился с этим героем. В результате были недовольны все — режиссер, актер, критики, а вот зрители приняли Болконского без сомнений. Однако Вячеслав Тихонов так переживал, что даже хотел бросить кино. Отговорил его все тот же Станислав Ростоцкий — он предложил актеру сыграть учителя в драме "Доживем до понедельника". Эта роль буквально спасла Тихонова от депрессии. Тогда и зритель поверит тебе". Горького Роль учителя истории в "Доживем до понедельника" Пригласив друга на роль переживающего кризис учителя, Станислав Ростоцкий не сразу понял, что эффектная внешность актера станет проблемой.
Сценарист Георгий Полонский не хотел видеть в этой роли молодого и красивого человека. Он представлял, что героя сыграет кто-то из "старой школы" — Зиновий Гердт или Борис Бабочкин. Не очень хотел сниматься и сам Тихонов — учитель истории с переживаниями по поводу возраста и педагогики казался ему безликим. После Андрея Болконского к выбору ролей Тихонов относился очень болезненно. Пришлось Ростоцкому шантажировать актера их дружбой. Ради друга Тихонов согласился, а ради сценариста ему сделали возрастной грим, добавивший сорокалетнему артисту десяток лет. Фильм сняли в рекордные сроки — Госкино посчитало "Доживем до понедельника" слишком острым и опасным и отправило письмо в Министерство культуры.
Пока письмо получали и рассматривали, Ростоцкий уже закончил работу и устроил закрытый показ на Всесоюзном съезде учителей. Бурные овации дали фильму дорогу на экраны без учета мнения Минкульта. Сам же Тихонов говорил, что эта роль дала ему силы для дальнейшей работы. Горького Легендарный Штирлиц в "Семнадцать мгновений весны" Выразительно молчал на пробах С режиссером телесериала "Семнадцать мгновений весны" Татьяной Лиозновой Тихонов познакомился еще на съемках "Молодой гвардии". Она была ассистенткой режиссера картины Сергея Герасимова. Но Лиознова поначалу не видела Тихонова Штирлицем. Претендентов на роль штандартенфюрера СС было несколько, и они нравились Лиозновой гораздо больше Тихонова.
Например, Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов и Юрий Соломин, но никто из них не был готов отдать проекту три года. Фаворитом, впрочем, был Арчил Гомиашвили — у Лиозновой в тот момент был с актером роман. Но против Гомиашвили восстало кинематографическое начальство: сочли, что грузин в роли русского, изображающего немца — это перебор. А Тихонова утвердили, сказав, что он умеет "выразительно молчать" перед камерой. Горького "Главное — глаза": как Тихонов придумал сцену встречи Штирлица с женой Умение Тихонова "выразительно молчать" особенно заметно в одном из самых пронзительных эпизодов "Семнадцати мгновений весны" — безмолвного свидания Штирлица с женой в кафе. Мало кто знает, что его придумал сам Тихонов. В сценарии, который был написан близко к тексту повести Юлиана Семенова, ничего подобного не было.
Еще когда актер читал сценарий, он поймал себя на мысли, что в Штирлице ему не хватает какого-то человеческого тепла. Тогда он вспомнил историю знакомого разведчика, который рассказывал, как во время пребывания в другой стране ему помогли встретиться с супругой. Тихонов предложил Татьяне Лиозновой показать зрителям, что умный и расчетливый Штирлиц умеет любить, страдать и переживать. Эта сцена — одна из самых сложных в фильме. Ее участники не разговаривают и практически не двигаются в кадре: пять с половиной минут они находятся в одной декорации без единого слова. Актеры полностью лишены инструментов выразительности, по сюжету фильма им даже нельзя показывать, что они знакомы. Иначе эпизод просто не нужен.
Главное — глаза, только они скажут больше, чем слова. Это нужно было представить: та женщина, которую любил, та, которая ждет, о которой ты только помнишь, она уже только образ… Я рассказал Лиозновой, и она решила попробовать эту сцену снять, не говоря пока ничего Юлиану Семенову.
Люда, как он подходит под твои глаза! Как тебе идет этот платок! Из-за этой скромности он даже не хотел ехать на крестины внуков.
И начинает издалека объяснять: — Мне надо с тобой посоветоваться. Такой деликатный вопрос…» — «Что случилось, Вячеслав Васильевич? Я хочу Боречку имея в виду моего мужа попросить быть крестным отцом моих внуков.
Как выяснилось позже, все это шло на алкоголь и наркотики. Тихонов винил в смерти сына себя. Владимир ступил на скользкую дорожку еще в подростковом возрасте, когда требовались твердое слово и сильная рука отца.
Но мальчик был лишен этой опоры в силу нескольких обстоятельств. И в том числе, из-за позиции Тамары. Конечно, Тихонов жалел, что пошел на поводу у супруги, пожертвовав ребенком. Впав в депрессию, он переехал на подмосковную дачу, совершенно перестав общаться с Тамарой Ивановной. В то время журналисты прозвали его отшельником, так как он отказывался от любых контактов. Так совпало, что один за другим в те годы ушли из жизни немногочисленные друзья Тихонова — Крючков, Никулин, Ростоцкий.
В полнейшем одиночестве Вячеслав Васильевич общался по телефону только с первой любовью — Юлией, которую специально отыскал. Они даже планировали встретиться, но их опередил инфаркт. Потом новый приступ, операция… В 2009 году жизнь Штирлица оборвалась. После его смерти вдова Тихонова пристрастилась к алкоголю, и дочери Анне даже пришлось определить мать в лечебницу, где за ней круглосуточно наблюдали. Поговаривали, что Тамара Ивановна пыталась свести счеты с жизнью. Она пережила супруга всего на 5 лет, все это время повторяя, что с уходом Славы не стало и ее.
Кстати, родные Тихонова так и не выполнили последнее желание актера быть похороненным рядом с сыном. Вячеслав Тихонов похоронен на Новодевичьем кладбище. Есть у меня читатель моих произведений. Он как-то в комментарии к ним на сайте «Одноклассники» написал, что я сочинил пасквиль на любимого всеми Леонида Броневого, который весьма нелестно отзывался о советской власти, которая дала ему все блага в жизни, даже подарила квартиру. Это я не выдумал из головы, все взято из открытых источников в интернете. И этот материал написан тоже не с бухты-барахты.
Даже в мирных фильмах есть война, ее отзвуки — например, в «Доживем до понедельника» и в «Белом Биме» — война. Как пули у виска — А вообще что любите смотреть по телевизору? Симпатично и умно. Что в этом плохого, ведь он очень профессиональный человек. Он интересно берется за разные темы… У Михаила Ефимовича отлично получается, хотя, конечно, не все выпуски равноценные — это неизбежно, когда программа регулярная. Так что, когда министр культуры предстает и в неминистерском амплуа, мне кажется, это только ему в плюс. Гораздо хуже обратная ситуация: телеведущий или артист идет в политику, путая трибуну с эстрадой. Вас ведь наверняка многие хотели бы видеть в своих рядах — не было желания пробиться в вожди?
Что до партийных, думских предложений, то, конечно, они были. И есть, причем с разных флангов. Какой от меня там толк — у меня же другая профессия… Когда я осенью лежал в больнице с инфарктом, естественно, никого, кроме близких, ко мне не пускали. Но Жириновский прорвался. Уговаривал, расписывал, как хорошо быть депутатом Думы от его партии, дескать, очередные выборы не за горами. Но у меня же все-таки был инфаркт, а не сотрясение мозга… — Но многие ваши коллеги охотно идут в политику. Как вы думаете — почему? Не хочу подозревать их в неискренности или, напротив, в наивности.
Что касается меня, то политика — большая ответственность, незнакомая сфера и совсем другие, часто меняющиеся правила игры. Зачем же я буду себя дискредитировать? Некоторые другие пришли в политику… И что? Не хочу размениваться: приходить туда, занимать место, а как потом людям в глаза смотреть? Меня же все-таки еще помнят. Я, кстати, не имел в виду ничего меланхолического, сказав «помнят». Это даже приятно: знание — день сегодняшний, а память — из будущего, так что применительно к нашей профессии она еще ценнее. Но вы это ощущение поймете, вернее, прочувствуете еще очень не скоро — оно не из молодости… Когда человек уходит из активной жизни, страшно, если ему нечего вспомнить.
Это еще страшнее, чем когда вспоминать не с кем… — Вам — есть? Хотя, все меньше. Таня Лиознова в больнице сейчас, очень плохо себя чувствует, не ходит… Грустно. Мы с ней относительно часто перезваниваемся, вспоминаем наших актеров, с которыми вместе работали. Некоторых, к сожалению, нет уже. Хоть и 50 лет после института, все равно учишься, все равно наблюдаешь, что-то пересматриваешь. Вообще, если это качество исчезает, все — надо уходить. Меня в этом смысле Бог миловал: мне всегда было интересно с партнерами по съемочной площадке.
А потом, опять же, оставались воспоминания, которые приятно «проживать», сидя вот тут, у камина. Часто что-то в сообщениях не совпадает, разные акценты, нюансы… Интересно анализировать, сопоставлять и додумывать — тоже, знаете ли, развлечение. Тем более что других особенно и нет: живу за городом, вдали от событий, без суеты. Это к вам относится? Вы знаете, если бы не подходило по внутренней интонации, я попросил бы Таню Лиознову переделать фразу. Так бывало — что-то переделывали, какие-то реплики просто дописывали… Дети и старики чем-то похожи: от тех и других не знаешь, чего ожидать. И еще… Долгая пауза. Те и другие беззащитны… Блиц-интервью — Какое качество вы больше всего цените в людях?
В 1950-м окончил актерский факультет ВГИКа. Дебютировал в фильме «Молодая гвардия» 1948, по А.
Тихонов раскритиковал судью за то, что она женщина. Комитет по этике, а где ты был?
А Вячеслав Тихонов вел собственную партию, независимо от того, в какую эпоху жил его герой Фото: Фотоархив журнала «Огонек» По многочисленным воспоминаниям о том, каким человеком был Тихонов, много говорит один эпизод. В «Белом Биме» на фото кадр из фильма самым сложным для актера было сыграться с чужой собакой — так, чтобы зрители поверили: эти человек и животное — единственные близкие существа в этом мире, одна семья. В конце ноября артист был госпитализирован в одну из московских клиник. Состояние пациента было тяжелым, операцию на сердце Вячеслав Тихонов, в 2007 году переживший инсульт, пережить не смог...
Встречам с известными и легендарными людьми: космонавтами, известными спортсменами, актерами.
Также состоится цикл мероприятий, посвященных творчеству Вячеслава Тихонова, чье имя неразрывно связано с историей современной России. Одним из ключевых событий юбилейного года станет очередной Международный кинофестиваль «17 Мгновений…», который пройдет на малой Родине Вячеслава Васильевича, в подмосковном Павловском Посаде. Чем он будет отличаться от предыдущих? Неизменным, главным направлением остается только патриотическая тематика кинолент.
В этом году эта тема особенно актуальна. Поэтому основу фестивальной программы составят киноленты, которые подчеркивают значение любви к своему Отечеству и гордости за свою Родину. Фестиваль откроется торжественной церемонией накануне Дня победы в Москве, на Арбате, в кинотеатре «Художественный». Конкурсные кинопоказы и закрытие фестиваля пройдут в Павловском Посаде после 19 мая.
Не хочу заранее загадывать, но думаю, что гости фестиваля будут неожиданно и приятно удивлены.
Оказывается, она меня искала и ждала, но тоже думала, что я уже женился. Вячеслава Васильевича мы поставили перед фактом, он сказал: «Зачем же ты уезжал в эту Америку так надолго! Жили мы в Москве отдельно от родителей. Анна Тихонова с супругом Вячеслав Васильевич был невероятно счастлив, когда у нас родились сыновья Георгий и Вячеслав. Он с ними возился, говорил: «Это мои лучшие годы, когда мы все вместе».
В СМИ пишут, что он был одинок и был отшельником, все это неправда. Каждые выходные мы проводили на даче. А последние 5 лет жили на даче, все праздники отмечали вместе. Часто мы оставались с ним вдвоем, Аня и Тамара Ивановна занимались домашними делами. Он с удовольствием слушал мои истории, а я его замечания. Вот выйдем на крыльцо, пока полпачки не скурит, в дом не идем, курил он очень много, я пытался его тормозить, но сам тоже немало курю.
Дочь Анна с сыновьями, внуками Тихонова У Вячеслава Васильевича никогда не было болезненного состояния, за 2 дня до того, как его увезли в больницу, я вышел на крыльцо, он курит, спросил, как здоровье, он ответил: «Все отлично! Однажды он меня попросил привезти фильмы с Чарли Чаплином, я привез ему штук 10 кассет. Он любил пересматривать его фильмы. За год до его смерти случилась такая ситуация: мы были на даче, он утром кричит: «Коля, Коля! Я прямо в тапочках его сажаю в машину, и мы едем в расположенный рядом с нашей дачей президентский реабилитационный центр. Сделали первую ЭКГ — инфаркт, вызвали скорую, она сделала повторную кардиограмму — инфаркт обширный.
Медики решили срочно везти его в ЦКБ, я попросил подождать меня, мне нужно было поехать на дачу переодеться. Но скорая сказала, что мы боимся его не довезти. Они уехали в больницу, а я поехал на дачу. Приезжаю и вижу, что по всей поляне растут поганки, причем вчера еще их не было! Я человек суеверный, взял косу и стал их рубить, пока все не срубил, не выехал в ЦКБ. Когда приехал в больницу, меня вызвали к главному врачу, он был изумлен: «У меня такое впервые: делали 2 кардиограммы — инфаркт, а на 3-й кардиограмме ничего нет».
Вообще у Вячеслава Васильевича много в жизни было мистических историй. Помню, как-то я привез его в ЦКБ с очередным сердечным приступом, он в реанимации лежал в одноместной палате, захожу к нему: он лежит и курит. И вдруг заходит главный врач, я испугался, что будет скандал.
С Нонной Мордюковой они стали супругами еще в студенческие годы. Будущий зять поехал свататься к матери актрисы на Кубань, и его кандидатуру одобрили. Первые годы семейной жизни были тяжелыми. Наладить отношения было сложно из-за жилищного вопроса. Молодые имели комнату в общежитии, рассчитывать на отдельную квартиру они не могли. Ребенка часто забирала к себе сестра Нонны, а также родители Тихонова. Владимир Васильевич мечтал, чтобы Нонна взяла на себя домашние дела и занималась семьей, но отказываться от карьеры и светских мероприятий звездная жена не собиралась. Шумные посиделки до утра с песнями и плясками становились тяжелым бременем для Вячеслава Васильевича, который мечтал выспаться в собственном доме, но никак не мог остаться с женой наедине. Как только вопрос с проживанием был решен, в квартиру семейной пары потянулись родственники Мордюковой. Братья, сестры, мать актрисы занимали все свободные места в доме. А Вячеславу Васильевичу зачастую было негде разместиться после трудного съемочного дня. Камнем преткновения становился не только разный подход к семейной жизни, но и к ведению бюджета. Тихонов откладывал средства на обеспечение больного отца, а молодая жена его в этом постоянно упрекала. Частые скандалы сопровождали знаменитую пару и с каждым годом обстановка накалялась все больше. Когда у Нонны начался период творческого застоя, она проявляла беспочвенную ревность. Объектом могло стать всё, что угодно — внимание поклонниц, новая роль, повышенная нагрузка в кино. Оснований для этого у артистки не было — Тихонов был примерным мужем и не давал поводов для сплетен. Жить вместе актерам становилось все тяжелей. В фильме «Простая история» снимался Василий Шукшин, с которым Нонна закрутила роман на съемочной площадке. Эта информация дошла до Тихонова от лица самой жены — скрывать отношения Мордюкова не посчитала нужным. Первый такой эпизод Вячеслав Васильевич простил. Но впоследствии увлечения артистки не прекратились и в очередной визит любовника, который случился на глазах Тихонова, было принято решение о разводе. Жилье Тихонов оставил бывшей жене, поэтому первое время ему часто приходилось ночевать у друзей. Испытывая вынужденные неудобства, Вячеслав Васильевич не мог чувствовать себя спокойно. Развод подкосил его и морально, и материально. О новой семье актер не думал, отвергая предложения приятелей. Те постоянно норовили сосватать Тихонову кого-нибудь из начинающих актрис и прервать затянувшуюся полосу неудач на личном фронте. Но волею судеб на озвучке французской киноленты «Мужчина и женщина» он заприметил 24-летнюю переводчицу Тамару, с которой позже у него завязались отношения. На тот момент женщина уже успела побыть замужем и имела жениха-иностранца, с которым планировалась свадьба. Но Тихонов решил не отступать. Большое чувство привело пару к свадьбе. Торжество отмечали в ресторане «Прага». А в 1969 году вторая жена преподнесла Вячеславу Тихонову великолепный подарок — родила актеру дочку Анечку. Она пошла по стопам отца, проявив себя в кинематографе — окончила ВГИК, снималась в кино до конца 90-х, выступила продюсером двух документальных лент о Тихонове. Муж Анны и отец их общих детей-близнецов Николай Вороновский — кинорежиссер, в 2005 году снял фильм «Глазами волка». Главную роль в кинопроизведении сыграл тесть Вороновского. Это плохо сказывалось на развитии ребенка. Не сумев положительно повлиять на парня, Тихонов отдал бразды правления в руки Мордюковой, а тем временем в его жизни появились наркотики и крепкие спиртные напитки, окончательно определив его несчастливую судьбу. Официальное заключение медицины — сын знаменитого актера скончался от сердечной недостаточности. Поговаривают, что видеться Тихонову с сыном украдкой все же удавалось. Но это были редкие, эпизодические встречи. Сложности возникли, когда помощь потребовалась второй жене покойного Володи и внуку артиста. Новая семья оказала существенное сопротивление порывам Вячеслава Васильевича. Но такое неприятие было обоюдным — Нонна Мордюкова тоже не делала первых шагов к примирению, и взаимное недовольство постепенно переросло в полное отчуждение. Но не тут-то было. Сдержанная Тамара Ивановна была полной противоположностью Нонны Мордюковой, но вместе с тем имела существенный недостаток, мириться с которым было трудно. Она держала мужа под жестким колпаком ревности и не давала шагу ступить без разрешения. Общение по телефону с молодыми журналистками, контакты с бывшей женой — осуждалось буквально все, что имело отношение к женскому полу. По словам их общей дочери Анны, и сам Тихонов мог вспылить, если Тамара отлучалась из дома. Время от времени ей приходилось ездить в командировки в качестве переводчицы и сопровождать иностранных гостей.
Похороны Вячеслава Тихонова
Вы меня даже не уговаривайте! Если я поеду, то все внимание будет приковано ко мне, а сегодня дети должны быть в центре…» Он не любил повышенного внимания, для него это было мучительно. Но я его все-таки уговорила, сказав: «Ну, раз вы не поедете — то и я останусь с вами здесь! Вячеслав Васильевич всегда в машине садился сзади и отворачивался от окна, чтоб его не увидели, не заглядывали в лицо. К счастью, в церкви никого не было и крестинам ничто не помешало». События на видео.
Бибикова и О. Пыжовой, и поступил работать в театр-студию киноактёра. Творческий импульс Тихонову дал фильм «Молодая гвардия». В отличие от большинства актёров-молодогвардейцев, после 1948 года почти 10 лет не получал в кино интересных ролей. Режиссёры использовали главным образом эффектные внешние данные Тихонова, не стремясь выявить актёрский потенциал. За эти годы актёр смог заявить о своём даровании в театре, сыграв Медведя в спектакле «Обыкновенное чудо», поставленном Э. Гариным в Театре-студии киноактёра. В этом же году на киноэкраны вышел фильм С. Эта роль принесла актёру зрительское признание. В фильме режиссёра Виктора Ивченко «Ч. После этих кинокартин в Тихонова поверили режиссёры, и за короткий срок ему был предложен ряд значительных, разноплановых ролей в фильмах: Станислава Ростоцкого «Майские звёзды» 1959 и «На семи ветрах» 1962 , Е. Ташкова - «Жажда» 1959 , М. Швейцера - «Мичман Панин» 1960 , Л. Лукова - «Две жизни» 1961 , С. Самсонова - «Оптимистическая трагедия» 1963. В фильме «Жажда» Тихонов впервые примерил форму немецкого офицера и роль советского агента - он играл разведчика, заброшенного в немецкий тыл во время войны. Во второй половине 1960-х годов Тихонов сделал большой шаг к вершинам актёрского мастерства - была сыграна роль Андрея Болконского в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». Роль потребовала от актёра полной самоотдачи, и Тихонов, подобно всем участникам съёмок, работал с неимоверным напряжением сил. Затем актёр с удивительной достоверностью сыграл учителя Мельникова в фильме Ростоцкого «Доживём до понедельника». Скромный, честный, порядочный учитель истории покорил зрительскую аудиторию. Вячеслав Тихонов На семи ветрах 1962 В 12-серийном художественном фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» Тихонов сыграл самую известную свою роль - разведчика Исаева-Штирлица, работающего весной 1945-го в логове фашистской Германии. Актёрская удача Тихонова принесла ему невиданную популярность. Показ фильма, снимавшегося с 1969 по 1972 год, должен был начаться ко Дню Победы, в мае 1973 года, но был отложен по политическим соображениям, из-за визита советского лидера Л. Брежнева в ФРГ. Первую серию картины зрители увидели 11 августа 1973 года. Это был самый триумфальный год в кинокарьере Тихонова.
Он ведь всю жизнь был окружен женщинами, а тут мужик появился рядом. Он мне говорил такие вещи, какие даже Ане не мог сказать. Наши сыновья безумно талантливы. Они профессионально занимаются футболом. Один из них в прошлом году стал лучшим форвардом Москвы и Московской области в своем возрасте и своей лиге «Воробьевы горы». Раньше они были в «Спартаке», потом перешли в «Крылья Советов». Мы живем в центре Москвы, поэтому удобно тренироваться в одной из лучших команд лиги «Воробьевы горы». Один наш сын еще и музыкой занимается, второй — режиссурой. Кто из них кем станет, пока не знаю. Гости, приезжавшие на открытие памятника, разъехались, а фестиваль имени Тихонова продолжается. В его программе впервые появился конкурс актерской песни. Его жюри возглавила Наталья Варлей. Она была женой сына Вячеслава Тихонова — Владимира Тихонова, своего однокурсника по Театральному училищу им. Их брак распался в 1978 году, а в 1990-м Владимира не стало. В вокальное жюри также вошел актер и режиссер, муж Анны Тихоновой Николай Вороновский. На фестивале покажут 10 игровых картин и 10 сериалов, поскольку Тихонова невозможно представить без многосерийного кино. Жюри полнометражного конкурса возглавил актер и режиссер Борис Токарев, несколько лет назад снявший фильм про Вячеслава Тихонова. Элеонора Шашкова перекрестила памятник Тихонову. Фото: Светлана Хохрякова Спецсобытием станет показ советско-венгерского фильма «Отпуск за свой счет» Виктора Титова, премьера которого состоялась 40 лет назад. В нем звучит закадровый голос Вячеслава Тихонова. Пройдет и его небольшая ретроспектива, в которую вошли фильмы 1950-1970-х: «Сердце бьется вновь» Абрама Роома, «Оптимистическая трагедия» Самсона Самсонова, «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука. В день открытия вручили учрежденный год назад приз «Мужчина и женщина» за лучшую историю любви. Достался он «Серебряным конькам» Михаила Локшина. А вручала его заслуженная артистка России Элеонора Шашкова. Факт передачи первой награды, отсроченной пандемией, показали на экране. Внук Юлиана Семенова, живущий в Париже, передал ее первому лауреату — режиссеру Клоду Лелушу, снявшему «Мужчину и женщину». С экрана французский классик в очередной раз вспомнил, как «заболел» кино, благодаря советскому кинорежиссеру Михаилу Калатозову и его фильму «Летят журавли».
Бибикова и О. Пыжовой, и поступил работать в Театр-студию киноактера. Творческий импульс Тихонову дал фильм «Молодая гвардия» 1948. В этом же году на киноэкраны вышел фильм С. Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Тихонов сыграл роль тракториста Матвея Морозова.