Советский солдат пьет воду из ведра местного жителя, Афганистан, 1986 год. Война в Афганистане с участием солдат Советской армии длилась уже полтора года.
«Тела забирали душманы»: истории военных из Татарстана, которые без вести пропали в Афганистане
Проект «Навсегда в плену» – фотографии и искренние истории советских военнопленных, для которых Афганистан стал войной, пленом и второй Родиной. 15 февраля последний советский солдат перешел мост, соединявший Союз и Афганистан. При этом советские солдаты и офицеры не только защищали объекты, но и способствовали строительству мирной жизни, обеспечивали развитие инфраструктуры. Большинство солдат Афганской войны были выходцами из среды рабочих и крестьян. После вывода советских войск из Афганистана прошло более 30 лет, но пропавшими без вести до сих пор числятся 264 участника этой кампании.
Родные погибшего в Афганистане солдата из РТ через 37 лет узнали подробности его последнего боя
Если сравнить американских и советских военнослужащих, то в Афганистане уверены, что войска СССР намного лучше. Советские солдаты возвращаются из Афганистана. Во время нахождения контингента советских войск в Афганистане немало наших солдат по разным причинам оказалось в лагере моджахедов.
Афганское наследие в правах военнослужащих. Памятные даты РАПСИ
В итоге было упущено драгоценное время для поисков, ведь он с самого начала числился погибшим. Как сложилась его судьба в итоге, мы не знаем. И когда ты собираешь всё это по крупицам, то понимаешь, что нельзя ничего однозначно утверждать. Были случаи, когда после гибели лётчиков в плену, а из-за бомбёжек их ненавидели больше всех, душманы отдавали уже буквально какие-то фрагменты тел, но никто же не делал тогда никаких анализов. Был ли это тот самый лётчик или кто-то другой — неизвестно. И таких случаев достаточно. Есть среди них те, что могут помочь с поисками пропавших? Очень продуктивно пообщались с французским журналистом русского происхождения Виктором Лупаном, который неоднократно бывал в стане моджахедов и поделился имеющимися у него уникальными материалами. Общались со знаменитым художником Михаилом Шемякиным, который тоже активно помогал освобождать наших пленных. Очень многообещающим выглядит знакомство с американским журналистом, фотографом, режиссёром и писателем Джеффом Хармоном, которого мы нашли в Лос-Анджелесе. У него за плечами множество военных конфликтов в разных уголках планеты, в том числе, и это уникальный случай, он смог поработать в Афганистане с двух сторон — сначала в лагерях моджахедов, где у него есть действительно уникальные и очень интересные для нас кадры, а затем, уже в эпоху гласности, ему дали возможность понаблюдать за работой нашего спецназа.
Он готов сотрудничать с нами, его очень интересует тема художественного фильма об Афганистане, который я планирую снять. Он хочет активно в нём участвовать. Тема наших пленных сама по себе его интересует меньше, но, чтобы поддержать наладившийся контакт, он нам с ходу назвал точное место, где он лично снимал ранее неизвестное место захоронения 12 пленных. На его кадрах, которые я вставил в «Ташакор», видно, как из земли торчит нога в китайских кедах. В то время в Афганистане их просто не было, это наш боец. Моджахеды сказали ему, что там 11 «шурави», то есть советских солдат и — неожиданно — один кубинец. Кто в их понимании кубинец, сказать трудно. А на вопрос, не осталось ли живых «шурави», командир отряда с досадой ответил, что если бы он пришёл чуть раньше, то ему бы их показали. Главарь сказал, что остался один, который молчит, и после того, как тот заговорит, его обезглавят. И показали Хармону вот этого человека в цепях, которого мы поместили на постер фильма.
Постер к фильму «Ташакор» — Да, это одна из самых жутких и в то же время завораживающих сцен вашей картины, даже не верится, что это документальные кадры. Известно, кем был этот человек? На записи моджахеды говорят, что он советский, но, как говорит Хармон, ему показалось, что это скорее был афганец. В итоге ему отрубили голову. Думаю, он снял эту сцену, но и в свой документальный фильм а он снял три картины по Афганистану эту сцену не вставил, и нам не дал. Надеюсь, дальнейшее знакомство с ним даст нам больше информации. Вообще, я составил целый список имён, разбросанных по всему миру, кто бывал в стане моджахедов и кто мог видеть там наших пленных. В основном творческая интеллигенция. Есть данные, что печально известный ПЗРК «Стингер» зачастую применяли в бою люди с европейской внешностью. По одной из версий, самолёт того же Пантелюка в 1987 году был сбит именно французом.
У меня есть видео, где слышна французская или английская речь. Я знаю об австралийце, японце — мастере боевых искусств, естественно, арабы и американцы. Был интересный итальянец Раффаэле Фаверо, который в итоге принял ислам и взял в руки оружие. Он погиб в 1983 году, пытаясь снять постановочный кадр в отряде моджахедов. Те захватили танк, возможно, афганский, и решили снять красивый проезд, посадив на броню «духов». А за рычаги, предположительно, посадили одного из наших пленных, так, во всяком случае, утверждала сестра Фаверо. Однако что-то пошло не так, и танк раздавил его с камерой в руках. Мне в руки попала видеозапись этого инцидента, это уникальный материал, но даже по ней трудно сказать, был ли этот наезд умышленным. Кем был этот механик-водитель танка, доподлинно неизвестно, на записи у него азиатский тип лица. Возможно, это афганец, но, возможно, и наш.
К сожалению, после наезда его немедленно казнили. Вывод ограниченного контингента советских войск из Демократической Республики Афганистан Исламская республика Афганистан РИА Новости «Советские военнопленные стали камнем преткновения» — Много лет не угасают споры о необходимости ввода наших войск в Афганистан. Что об этом думаете вы?
По моему мнению, эти две подготовки прошли успешно. Я бы смело пошел в бой с любым солдатом из тех подразделений. К тому же подготовленных взрослых людей, отслуживших 2—3 года, обучать было гораздо легче, чем 18-летних юношей. Чем быстрее это произойдет, тем больше шансов, что он успешно выполнит боевую задачу и сохранит свою жизнь. В Афганистане этот переход происходил следующим образом: после того, как ты пересекал границу и прибывал в Кабул, на аэродром, весь уставленный палатками, нужно было пройти на пересыльный пункт, где определяли, где тебе служить. На левой стороне Кабула был мир: люди ходили по ресторанам, клубам, выступали актеры, например тот же Иосиф Кобзон.
А на правой стороне стоял транспортный самолет Ан-12, прозванный «Черным тюльпаном», в который грузили цинковые ящики с телами наших солдат. Рядом находился медсанбат, куда постоянно привозили раненых и больных. Такая обстановка приготовила меня к понимаю того, что я попал в зону боевых действий. В обычной жизни я кушаю что хочу и когда захочу, а в армии ты и все остальные военнослужащие подчиняются строгому распорядку. Кому-то паек нравится, кому-то нет, но приходится есть, что дают. В этом и заключается переход. Я достаточно хорошо помню первый бой. Спустя четыре дня после того, как я приехал в Афганистан, нашей роте приказали выехать на помощь подразделению. Мне пришлось впервые вести колонну в городе, ехали мы ночью.
И в этот момент по нам начали стрелять моджахеды из автоматов и гранатометов. В первом бою всем страшно. Темно, ничего не видно, а кругом свистят пули, стучат по броне. Я сидел в командирском сидении, и тут со мной случилось нечто странное: то сяду, то выпрямлюсь, и так несколько раз. В конце концов, я пересилил себя, успокоился и продолжил командовать. Уверен, что в первый бой, образно говоря, «приседали» абсолютно все. В следующих боях мне тоже было страшно, но я к этому уже начал привыкать. Бояться на войне это нормально. В каких-то случаях страх нужно преодолевать, а порой он помогает тебе выжить в опасной обстановке.
Боишься — значит цепляешься за свою жизнь, постоянно думаешь, ищешь возможности. Кстати, у многих солдат она есть. Иногда ко мне приходили офицеры и сержанты и честно признавались: «Командир, накануне плохой сон увидел, не к добру это». Не только я, но и остальные командиры воспринимали это как сигнал — лучше на всякий случай усилить бдительность, перестраховаться. Не до конца изучен наш организм, так что игнорировать подобные вещи не нужно. Также важно использовать полученный опыт. Есть расхожее мнение, что мина или снаряд в одну воронку не падает. Что плохого в том, чтобы это знать? Если солдат спустится в нее или начнет перебегать от одной воронки к другой, менять позиции, то у него будет больше шансов выжить.
Так можно спрятаться от вражеского снайпера, например. Влияет и то, что друзья на войне становятся для тебя чуть ли не близкими родственниками. Если на гражданке после потери родственника люди могут поплакать, то в боевых условиях мужчины выражают горе по-другому. Внутри себя нормальный человек воспринимает потерю друзей очень тяжело.
Как они построили свою жизнь после возвращения на Родину? Эти человеческие истории затягивали, и вскоре стало ясно, что мы создаем один большой уникальный проект. Я понял, что должен увидеть войну глазами афганцев, и решил найти в том числе тех русских ребят, которые после плена остались жить в другой культуре, в другом мире.
Юрий Степанов на работе в цеху. Приютово, Башкирия. Юрий Степанов с семьёй. Рядовой Степанов попал в плен в 1988 году и считался погибшим. На деле принял ислам и остался жить в Афганистане. Вернулся в Россию в 2006 с женой и сыном. Живёт в Башкирии, село Приютово.
Поездка в Афганистан была сродни прыжку в холодную воду. Я впервые оказался в стране, которая воюет десятилетиями, где правительство сражается с большей частью населения, а иностранное вторжение воспринимается привычно, поскольку никогда не заканчивается оккупацией. Это фантастический мир, все краски которого можно разглядеть лишь в объектив фотокамеры. Поездки по Афганистану — как путешествие на машине времени. Покидаешь пределы Кабула и ты — в 19-м веке. В некоторых местах люди столетиями не меняют образ жизни. В Чагчаране о цивилизации напоминали только остовы БТР и оторванные башни танков вдоль обочин.
Местные подозрительно реагировали на человека с камерой, но пары слов на русском оказалось достаточно, чтобы встретить радушный прием. Здесь прекрасно помнят, что именно русские построили единственную больницу в округе и проложили дороги к нескольким аулам. Войну с Советами практически никто не обсуждает, да и сколько уже новых военных конфликтов прокатились по многострадальному Афгану с 80-х... А советская больница по-прежнему служит людям. Александр Ахмад Левенц. Геннадий Негмамад Цевма. Оба уроженцы юго-восточной Украины один из Луганской, второй — из Донецкой области , оба попали в Афганистан во время срочной службы.
Осенью 1983 года оказались в плену, приняли ислам, женились, а после вывода советских войск осели в городе Кундуз на северо-востоке страны. Геннадий — инвалид и передвигается с трудом. Александр работает таксистом. В Афганистане удивительно красиво и жутко небезопасно. Помню, на обратном пути из города Кундуз на самой высокой точке перевала у машины порвался ремень ГРМ. Часть пути мы просто катились под уклон, иногда подталкивая машину на ровных участках дороги. Поражались горным красотам и молились, чтобы нашу черепашью процессию кто-нибудь не подстрелил ненароком.
Трудоустройство совершалось быстро: прикрепление «сверху» на различные предприятия и заводы. Пожелания больного не учитывались. Условия проживания в Доме оставляли желать лучшего. В случае смерти над могилой ставили табличку с ФИО и датой, без отметки о том, что это могила героя войны. Человеческое отношение к инвалидам начало изменяться в положительную сторону только в поздний период развития Советского Союза.
В 1978 году была создана Инициативная группа защиты прав инвалидов в СССР, ее члены сотрудничали с западными организациями по защите прав инвалидов. Эксперты считают, что сейчас в России идет процесс, который рано или поздно должен привести к тому, что мы станем воспринимать людей с ограниченными возможностями как равных себе во всем. В частности, мэр Москвы Сергей Собянин вчетверо по сравнению с 2009 годом увеличил число бесплатных путевок для инвалидов войны. Тридцать лет спустя За последние 15 лет удалось преодолеть ряд социально-экономических трудностей, возникших в начале девяностых. Постепенно ветераны получили все полагаемые им льготы, а также добавились новые.
Согласно этим законам, ветеранам положен бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатное получение рецептурных лекарств, льготное санаторное лечение. Кроме того, во многих областях страны ветераны освобождены от оплаты транспортного налога. Участники военных действий в Афганистане также освобождаются от уплаты судебных пошлин и налогов на недвижимое имущество, получают льготы при подсчете подоходного налога и налога на землю. Бывшим солдатам доступны два вида пенсии — за выслугу лет и за участие в военных действиях. Инвалидам, в зависимости от тяжести увечья, полагаются добавочные субсидии.
Регионы предоставляют дополнительные льготы и выплаты. Например, в годовщину войны платят единоразовые пособия. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов создает новые законопроекты, направленные на разработку дополнительных мер социальной поддержки бойцов, побывавших в горячих точках см. Растут региональные выплаты семьям военнослужащих, погибших в Афганистане. В 2014 году президент подписал закон «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Война и мир сержанта Бодрова. Как возвращались домой солдаты-афганцы
Почетными гостями мероприятия стали: ветеран войны в Афганистане, фронтовая медсестра, кавалер медали «За боевые заслуги», дочь участника Великой Отечественной войны Наталия Юрьевна Чугунова, ветеран Афганистана, Таджикистана, Чечни Александр Николаевич Расков, руководитель поискового отряда «Боевая Слава», участник боевых действий на Северном Кавказе, ветеран органов внутренних дел, постоянный участник гуманитарных конвоев по доставке грузов военнослужащим в зону СВО Дмитрий Вильгельмович Шутов, участник войны в Афганистане и на Северном Кавказе, ветеран органов внутренних дел и наркоконтроля, полковник полиции в отставке, постоянный участник гуманитарных конвоев по доставке грузов военнослужащим в зону СВО Павел Евгеньевич Манджеголадзе. Встреча началась с минуты молчания в память о 27 миллионах граждан, погибших в годы Великой Отечественной войны. Студенты юридического факультета выступили с творческими, патриотическими номерами: «Бессмертный полк», исполнили военные песни, прочитали балладу о войне, показали видеохронику военных лет. Дети преподавателей кафедры гражданского права и процесса подготовили трогательное видеопоздравление.
На третьем этапе май 1985 — декабрь 1986 активные боевые действия Советской армии сменились разведывательными операциями. Также наши войска обеспечивали огневую поддержку правительственных войск. Советские мотострелковые, воздушно-десантные и танковые дивизии выступали в роли резерва войск Демократической Республики Афганистан ДРА.
По свидетельствам ветеранов Афгана, главное на войне было — выполнить задачу. Из-за одного моджахеда могли расстрелять весь кишлак. Согласно официальной статистике, за 10 лет войны погибли более 640 тыс. Спастись от войны мирное население могло только одним способом — бежать. Через снежные перевалы Пешавара афганцы уходили в соседний Пакистан. За время войны страну покинули сотни тысяч человек.
Нормальных рюкзаков, разгрузок и формы не существовало - спецназ носил костюмы от комплекта химзащиты, называемые «сетка» или «химьё». Нормальной обуви тоже не было - солдаты выкидывали дедовские кирзачи и обували кроссовки «адидас» либо кеды «два мяча» - их можно было купить в местных военторгах за рубли либо за чеки. В тоге солдаты такие штуки шили себе сами, из советских плавательных жилетов. Никакой «особенной боевой подготовки» у хваленого советского спецназа ГРУ в Афганистане не было. В большинстве своём это были обычные пацаны 18-20 лет, прошедшие месячный курс молодого бойца и побегавшие восьмикилометровые кроссы», - пишет автор.
Кишлак Руха бомбили газовым оружием, чтобы уничтожить всё живое вблизи советской заставы. А во время вывода войск «просто так» убили бомбами 1500 мирных жителей на перевале Саланг. Отмечается, что одним из наиболее известных командиров афганских моджахедов был Ахмад шах Масуд.
За время кампании в списки без вести пропавших занесли 417 наших солдат. Только 130 из них вернулись домой. Вывод войск из Афгана — четвертый этап кампании. Первые части начали покидать республику в январе 1987 г. Последние танки пересекли границу 15 февраля 1989 г.
За 10 лет в составе ограниченного контингента войск в ДРА прошли службу 620 тысяч военнослужащих. Еще 95 тыс. По официальным данным, за 10 лет войны в Афганистане погибли 15 тысяч советских солдат. Ранеными и контужеными вернулись с войны 53,7 тысячи человек.
Солдат, последним покинувший Афган
Его отправили в лагерь у крепости Бадабера и посадили в подвал, где уже находились два узника из афганской армии. От них он узнал, что в лагере содержатся десять советских военнопленных, они делают кирпичи из глины и возводят крепостные стены. Позже к ним перевели сошедшего с ума от рабского труда и издевательств казаха по имени Канат. Главным среди советских пленников считался Абдурахмон - крепкий, высокий, с прямым пронзительным взглядом, он часто дерзил моджахедам и демонстрировал свое превосходство над ними. За несколько дней восстания Абдурахмон вызвал на поединок командира охраны лагеря - с условием, что, если он одержит победу, русские получат право сыграть с моджахедами в футбол. Схватка была короткой. По словам Рустамова, Абдурахмон бросил командира моджахедов через себя с такой силой, что тот… заплакал. На футбольный матч болеть за моджахедов собрались все курсанты учебного центра. Замышляя побег, Абдурахмон, очевидно, хотел с помощью игры в футбол выяснить, сколько сил у противника.
Матч, кстати, закончился со счетом 7:2 в пользу шурави. И вот в начале марта в лагерь завезли 28 грузовиков с оружием - снарядами для реактивных минометов, гранатами, автоматами Калашникова и пулеметами. Абдурахмон, подставляя плечо под тяжелый ящик, ободряюще подмигивал: «Ну что, мужики, теперь есть чем воевать... Пришлось ждать больше месяца, прежде чем появились грузовики с боеприпасами. Во время традиционной пятничной вечерней молитвы, когда в крепости оставались два охранника, в мечети погас свет - заглох генератор в подвале, где содержались наши пленные. Охранник спустился с крыши посмотреть, что случилось. Абдурахмон оглушил его, взял автомат, запустил генератор и дал ток в мечеть, чтобы моджахеды ничего не заподозрили. К восставшим присоединились и выпущенные из-за решетки офицеры афганской армии.
Часовых обезоружили и закрыли в камере. Стояла отчаянная стрельба, минометные разрывы перемежались очередями из крупнокалиберного пулемета и треском автоматов. Наши пленные пытались выйти в эфир с помощью радиостанции, захваченной у моджахедов, но неизвестно, принял ли кто-либо их сигнал о помощи. На снимке в брезентовой палатке от палящего солнца прячутся три фигуры в униформе песочного цвета. Рядом - женщина в шелковой юбке до пят. Это Людмила Торн, бывшая советская гражданка. Она приехала в Пакистан по линии американской правозащитной организации Freedom Нousе взять интервью у трех советских военнопленных. Главное условие - чтобы никто не знал, что они находятся в Пакистане.
На этом фото - плененный в афганистане советский солдат. Ему, как и нашим бойцам, предлагали отречься от Родины. Большинство отказались пойти на это. Арутюнян на самом деле был Варваряном, а Басаев - Шипеевым.
Но имени ее сына среди них нет. В 82-м Константин исчез, сопровождая конвой.
И почти 40 лет Ада отказывается принять потерю. Вот и сейчас, когда забрезжила надежда вызволить пропавшего в 1987-м Сергея Пантелюка, к бывшим афганским пленникам приковано особое внимание. Для 80-летней Антонины Степановны Пантелюк — мамы Сергея — эта новость как гром среди ясного неба. За все годы ни разу свечки за упокой души не поставила. Только за здравие. Хотя с исчезновением сына Сергея, признается мать, хорошие новости в ее жизни закончились.
За 30 лет можно так изувечить человека, что и мать родная не узнает. Вот только ее сына Сергея чужбина, кажется, не сильно изменила. Однажды он попал в объектив фотокамеры. Да не кого-нибудь, а всемирно известного скульптора и художника Михаила Шемякина. Живущий в Париже мэтр согласился рассказать историю этого уникального снимка только нашей телекомпании. На фотокарточке моджахед со славянской внешностью.
Снимок сделан в 92-м — тайком от сопровождавших Шемякина боевиков. Герой его фотоснимка находился в Пакистане явно не по своей воле. Наше расследование подтверждает: скорее всего, речь идет об афганском пленнике Сергее Пантелюке. По нашей просьбе эксперты сравнили фотографии, предоставленные родителями, и снимок Шемякина, опубликованный "Известиями". Драматическое десятилетие: с 79-го по 89-й. Когда теряли связь с сыновьями.
Когда исчезала надежда.
Да, наши люди воевали героически. За всю войну не было ни одного случая перехода на сторону противника. Необходимо отметить важнейшую роль особых отделов, обеспечивавших безопасность нашей армии. Например, подвиги Б. Соколова удостоенного звания героя Советского Союза, капитана А. Конташова, награжденного тремя орденами «Красной звезды» республики Афганистан. Помимо этого, они принимали участие в освобождении наших военнослужащих из плена.
Спасти удалось 113 человек, которых ждала участь рабов, превращенных в животных. Кстати, длительное время - почти шесть лет! Потом он написал об Афганистане несколько книг. Эти книги — буквально откровение, с ними должен ознакомиться любой изучающий афганскую войну. В конце концов, стало очевидно, что поддерживать Афганистан военными силами Советский Союз больше не может. Страну, находящуюся в средневековье, направить на путь социализма, минуя несколько эпох, невозможно. И, в соответствии с заключёнными 14 апреля 1988 года Женевскими соглашениями о политическом урегулировании положения вокруг ДРА, 15 мая 1988 года начался вывод советских войск из Афганистана. Но если ввести войска было просто, то вывод оказался очень сложной задачей.
Операция была тщательно подготовлена. Активное участие в этом принимали наши советники и сотрудники особых отделов. Пришлось договариваться с главарями бандформирований, контролировавших к тому времени две трети территории страны. Но благодаря нашей «дипломатии» при прохождении советских войск они прекращали боевые действия. В качестве дипломатических «аргументов» в том числе выступали продукты питания, обмундирование, обувь. Невероятно ценились сахар и керосин. Огромной популярностью пользовались наши галоши. На этом «фронте» специально работали десять советских фабрик!
Так или иначе, огромный контингент вывели практически без потерь. Последним 15 февраля 1989 года пограничную реку Пяндж на бронетранспортере пересек командующий 40-й армией генерал Громов. К сожалению, установленный нами режим не выстоял. Через три года власть Наджибуллы была свергнута, а самого его повесили на центральной площади Кабула.
Мы задумались о судьбе советских военнопленных, пропавших без вести в ходе войны 1979-1989 годов.
Оказалось, что их много, они живы, а их судьбы уникальны и не похожи одна на другую. Мы начали искать "афганцев", общались, договаривались о встречах. После первого разговора с бывшим военнопленным я понял, что уже не смогу остановиться. Захотелось найти всех, кого возможно, поговорить с каждым, услышать и понять их судьбу. Чем для них стал плен?
Как они справились с поствоенным синдромом и справились ли вообще? Что они думают о стране, которая послала их на войну и забыла вернуть обратно? Как они построили свою жизнь после возвращения на Родину? Эти человеческие истории затягивали, и вскоре стало ясно, что мы создаем один большой уникальный проект. Я понял, что должен увидеть войну глазами афганцев, и решил найти в том числе тех русских ребят, которые после плена остались жить в другой культуре, в другом мире.
Юрий Степанов на работе в цеху. Приютово, Башкирия. Юрий Степанов с семьёй. Рядовой Степанов попал в плен в 1988 году и считался погибшим. На деле принял ислам и остался жить в Афганистане.
Вернулся в Россию в 2006 с женой и сыном. Живёт в Башкирии, село Приютово. Поездка в Афганистан была сродни прыжку в холодную воду. Я впервые оказался в стране, которая воюет десятилетиями, где правительство сражается с большей частью населения, а иностранное вторжение воспринимается привычно, поскольку никогда не заканчивается оккупацией. Это фантастический мир, все краски которого можно разглядеть лишь в объектив фотокамеры.
Поездки по Афганистану — как путешествие на машине времени. Покидаешь пределы Кабула и ты — в 19-м веке. В некоторых местах люди столетиями не меняют образ жизни. В Чагчаране о цивилизации напоминали только остовы БТР и оторванные башни танков вдоль обочин. Местные подозрительно реагировали на человека с камерой, но пары слов на русском оказалось достаточно, чтобы встретить радушный прием.
Здесь прекрасно помнят, что именно русские построили единственную больницу в округе и проложили дороги к нескольким аулам. Войну с Советами практически никто не обсуждает, да и сколько уже новых военных конфликтов прокатились по многострадальному Афгану с 80-х... А советская больница по-прежнему служит людям. Александр Ахмад Левенц. Геннадий Негмамад Цевма.
Сколько советских солдат стало «душманами» во время Афганской войны
Так собеседник жил до вывода советских войск в 1989 году. Вывод Советских войск с территории Афганистана 1989 год. После афганской Лавров участвовал в чеченской и других военных кампаниях. Отовсюду вернулся без ранений. Воспитывает двоих детей. Вкус «Колы» и стрельбы Владислав Павлюков — мужчина на вид средних лет в джемпере веселого зеленого цвета. О войне рассказывает так, будто она случилась не с ним. Много улыбается, хотя помнит все в подробностях. Возможно, оттого, что подробности эти преследуют его во снах даже много лет спустя. Владислав Павлюков, ветеран афганской войны, бизнесмен: Я хотел в Афганистан.
Даже просто для того, чтобы побывать за границей. Это же совершенно другой опыт. Интересно было, что там, за «железным занавесом». Хотелось все попробовать, узнать "на зуб", как ребенок. Не помешал "исследованию" ни юный возраст 18 лет , ни псориаз. Прямо перед отъездом, в 1985 году, юноша покрылся проявлениями болезни почти полностью. Но на итоговой комиссии врач пропустил со словами: «Приедешь туда — через три дня будешь чистенький». Владислав Павлюков.
Замкнутый круг. Смерть подстерегала везде. Как-то наш майор зашёл в лавку, расположенную прямо напротив штаба дивизии. Там его саблей и зарубили… Но кому война, а кому.... Люди начали делать бизнес. На сторону продавалось всё: бензин, комплекты гаечных ключей с боевой техники, цемент, консервы, обувь… Фото: личный архив С наркотой там и до нас было всё в порядке, а с нашим приходом наркотрафик расцвёл. И пошёл в Советский Союз. Идеальный вариант — практически никакого таможенного контроля. Представьте, 150 машин в колонне. Кто их будет на границе держать? Наши военные принимали в транспортировке наркотиков самое непосредственное участие. Ну и сами употребляли. Одного нашего бойца на этой почве психоз случился. Ужас, кидался на всех. Примерно неделю мы ждали, когда его в госпиталь от нас заберут. Всё это время он сидел на цепи, в будке. А что нам с ним надо было делать? Кругом оружия навалом… Контрабандную водку в Афганистан везли ящиками. Опять же в военных колоннах. Там можно было всё что угодно провезти. Водка была только для советских, афганцы её не покупали. Водку покупали на валюту. Бутылка водки в Афганистане стоила 25 чеков советского Внешторгбанка. Джинсы В 1979 году в Советском Союзе можно было купить джинсы или с рук на барахолке, или за валюту в специализированных магазинах. Безумно модные и престижные джинсы носила в основном городская молодёжь. Деревенская просто не могла себе их позволить. Во-первых, очень дорого, некоторые джинсы стоили две месячные зарплаты советского инженера, а во-вторых, на селе их просто негде было купить. А теперь представьте молодого деревенского парня, приехавшего на танке в Кабул, где джинсы на каждом шагу и стоят копейки. Сколько этих американских штанов ввезли в Советский Союз из Афганистана, можно только догадываться. Много везли. А ещё были магнитофоны-кассетники. Это уже дорогая вещь, на неё надо было накопить. Или заработать: водку, бензин продать, запчасти… За взятку магнитофоном можно было выбрать себе хорошее место дальнейшей службы в СССР или в Европе, в странах соцлагеря. Через пять лет после Афгана я попал в Чернобыль. Я знаю, что мы делали в Чернобыле: мы буквально спасали мир. Что мы делали в Афганистане — я не знаю. Жильё не предоставили. Постановлений было много, а свободных квартир мало. Когда родился сын, мне дали отпуск. Я до сих пор помню свои впечатления. В Калининграде люди сидели в ресторанах, гуляли на улицах… Афганистан их совсем не волновал. Это было так далеко от них. Во всех смыслах далеко. А для меня война была реальной жизнью. Которую им не понять никогда. К той партизанской войне, которая там была, мы, советские офицеры, были не готовы. Ни вооружение, ни снаряжение, ни техника, ни люди… Нас готовили совсем к другой войне. Войне с регулярными армиями капиталистических государств. А здесь вся страна против нас была. Всё население, включая женщин и детей. Дети в нас тоже стреляли. Дали и пострелять — 12 патронов на человека. Вот тогда только уже какой-то навык появился. Генка Я обязательно должен рассказать про Генку. Очень неправильно, что его забыли. Гена Московкин. Два метра ростом, отлично физически подготовлен, отличный парень. Гена окончил военное училище в Орджоникидзе, в Афгане — командир разведроты. Воевал хорошо. Был тяжело ранен. Шесть раз к орденам представляли, дали только три Красных Звезды. Остальные три пришли, но их перекупили.
А под вторым имелись в виду те, кто попал в плен в бессознательном состоянии или в ходе боевых действий. Здесь все «понятно»: черное и белое. И в этих тонах выдержаны и публикации этих лет. Например, нередки были в первые годы газетные публикации типа: «Предатели в тогах героев». В этих статьях2 подчеркивается, что «о войне в Афганистане, мужестве и стойкости наших военнослужащих, их массовом героизме написано много. Есть публикации и другие — откровенно злопыхательские. Но нигде пока не удалось прочесть о... У этих людей-преступников появилась новая Родина, семья, дети. И, естественно, у них нет никакого желания возвращаться на Родину, даже невзирая на всепрощающую амнистию имеется в виду Указ Президиума Верховного Совета СССР — декабрь 1989 г. Абдул Касим — узбек. Родился в 1966 году, служил в Кабуле водителем. В плен сдался добровольно. Останусь со своими братьями до полного освобождения Афганистана. Затем уеду домой…» Еще пример. В конце декабря 1991 года в Москве побывал Михаил Шемякин. Он рассказал о своей недавней поездке в Афганистан и Пакистан. Он заявил: «Многие из наших военнослужащих давно служат в повстанческих армиях. При мне один из них, ныне командир роты, праздновал свадьбу. Родителям этот парень сообщил, что убит, дабы у них не было проблем. Личный телохранитель Ахмад-Шаха Масуда — Исламуддин — тоже советский паренек, принявший ислам. Оба они не собираются возвращаться…» Это — одна точка зрения. Есть и другие. Например, малоизвестное восстание советских военнопленных 12 человек , захвативших крепость Бадабер 35 км южнее г. Пешавар в Пакистане 26 апреля 1985 г. Несмотря на тщательно скрываемое пакистанской стороной и мажахедами, это восстание стало широко известно. Хекматьяра: «В плен русских впредь не брать, а уничтожать на месте захвата». Из этих примеров видно, что в нашей прессе, естественно, предпочтение отдавалось последним. Здесь использовалось для доказательства и творчество поэтов Востока: Если сердцу отчизна Если сердце любовь к ней Не грела, не жгла, — киньте В землю его, А не то оно станет орудием Зла Сулейман Лаек, афганский поэт. При анализе материалов средств массовой информации обращают на себя внимание и такие оценки: «... Большинство из уцелевших и все еще живущих в Афганистане советских солдат — это не захваченные в ходе боевых действий, а добровольно перешедшие на сторону противника. Причем переходили они к моджахедам, как правило, не потому, что осознали преступный характер войны, а потому, что не в силах были терпеть порядки, царившие в родном «ограниченном контингенте». Сослуживцы-интернационалисты били и унижали их так, что в какой-то момент каждый думал: хуже, чем в Советской Армии, нигде быть не может, И уходили в горы... Естественно, все эти три причины имели место. Вывод: не все, попавшие к моджахедам, проявили образцы стойкости, верности военной присяге. Были у нас и сломленные духом, и те, кто судьбу военнопленного выбрал по своей воле. Но ничтожно мало их, предателей, в сравнении с теми, кто, попав в плен по различным причинам, ничем себя не запятнал, кто честно на чужбине сложил голову. Среди них и наш земляк — Володя Каширов, стойко и мужественно сражавшийся в плену и погибший при попытке к бегству см. А как сегодня их делить? Как к ним относиться? Удивительно, что при наличии целого списка организаций, занимающихся освобождением пленных см. Она колеблется от 254 до 400 см. Если в первые годы преобладало стремление — освободить, вытащить всех, то в последние 1992 — 1994 гг. Государство, бросившее их в пекло войны, должно нести ответственность за каждого... Указ Президента России однозначно выводит за рамки реабилитации всех, кто добровольно сдался в плен и пошел служить врагу. Принятие этого документа окончательно закрепит положение России в числе цивилизованных стран, где вынужденный плен всегда рассматривался как тяжкое испытание для пленного, а вовсе не как основание для юридического или морального преследования. Свиридова: Патриот. Список организаций, частных лиц, фондов и т. Анализируя по материалам СМИ деятельность вышеперечисленных фондов, организаций и т. При подписании Женевских договоренностей по Афганистану вместе с решением глобальных вопросов никак не были оговорены, определены гарантии освобождения военнопленных. В связи с этим фактором в СМИ появились и оценки вроде следующей: «... Проблема заключается в том, что работа по розыску военнопленных имеет эпизодический, случайный характер, не направляется из единого властного организационного центра. Новой никто не создал.
Однажды после такой бури я увидел над своей кроватью скорпиона. Зрелище неприятное, конечно, пришлось снимать его. Было первое время страшно во время ночных ракетных обстрелов, потом привыкать начали. Снаряды попадали в столовую, в парк, где техника стояла, совсем рядом с палаточным городком. Правда, в Афганистане по сравнению с Тедженом нас кормили намного лучше. Привозили даже сладости: печенье, напитки, конфеты, шоколад, но были большие проблемы с хлебом. Очень многие болели теми болезнями, которых мы раньше не знали. Возможно, что вместе с песком приносило разные инфекции, еда или вода плохая была, не могу сказать. Я должен был идти, как у нас говорили, «на войну», но попал на три месяца в госпиталь с брюшным тифом и гепатитом. Даже и не знал, что уже был болен. Из старших не было земляков. Были хорошие друзья из Украины, Грузии. Очень жаль, что нет с ними связи. Многие привозили домой дембельские альбомы. А было ли такое в Афганистане? Это было и до нас. И я не раз "убаюкивал" "деда". Но наш призыв к молодому пополнению относился уже по-другому. Дедовщины, можно сказать, не было. Альбомы делали редко, не до этого было, да и фотографий было мало. А вот традиционным был «дембельский дипломат» с подарками родным. Я тоже его собирал. Как ты встретил его?
От осуждения к оправданию: как спустя 30 лет в России меняется отношение к Афганской войне
И только советские солдаты ушли отсюда сами с высоко поднятой головой. Советских солдат использовали на самых тяжелых работах, плохо кормили и избивали за малейшую провинность. В Афганской войне 1979-1989 гг. участвовало 620 тысяч советских солдат.