Творческая активность Шостаковича обратила на себя внимание не только в Ленинграде: постепенно он утверждался как один из самых деятельных, талантливых молодых композиторов страны.
«Гимн мужеству Ленинграда» — Путин о премьере 7-й симфонии Шостаковича
Седьмую (Ленинградскую) симфонию Дмитрий Шостакович начал писать в сентябре 1941 года, когда вокруг города на Неве замкнулось кольцо блокады. В Гербовом зале Эрмитажа прозвучала 12-я симфония Шостаковича. Валерий Гергиев.
Блокадная симфония Дмитрия Шостаковича
Сегодня, спустя многие десятилетия Ленинградская симфония Шостаковича продолжает вызывать в новых поколениях самые сильные чувства», — добавил Путин. Шостакович смог дать новое развитие симфонии — этой довольно старой для искусства форме (два века — большой срок, это все равно что сказать новое слово в сонете). Овацию новосибирцы устроили и в тот вечер, в 1942 году, когда Седьмую симфонию Шостаковича исполнили в нашем городе впервые. Симфонию Дмитрий Шостакович начал писать в сентябре 1941 года, когда вокруг города на Неве замкнулось кольцо блокады. Ее часто обходят вниманием дирижеры, с удовольствием исполняющие другие симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Симфония войны
- Подпишитесь на рассылку
- Седьмую симфонию Шостаковича исполнили под открытым небом в Новосибирске
- В Новосибирске симфонию Шостаковича играли под дождём в День памяти и скорби -
- Ленинградскую симфонию Шостаковича сыграли в Пловдиве в рамках проекта «Музыка мира»
- Симфония 2. Октябрю (Дмитрий Шостакович) - скачать в Mp3 и слушать онлайн бесплатно
В Самарской области исполнили Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича
Это была симфония Говорова, благодаря которой ничто не отвлекло ленинградцев от прослушивания музыки Шостаковича. Параллельно с живым исполнением премьера транслировалась по всем громкоговорителям и радиоточкам. Немцы стали невольными слушателями, неприятно удивившись неожиданному воодушевлению и стойкости горожан. Они-то были уверены, что город фактически мертв. А в его сердце зазвучал оркестр, исполнивший необыкновенную музыку и провозгласивший тем самым поворотный момент в блокаде Ленинграда. Что Шостакович пообещал слушателям своей Симфонией Премьера в столице. Звуками, сложенными в смелые соло и аккорды, он доносил правдивую военную хронику и передавал великую народную силу, достойную великой победы. Симфония построена на 4 отличных в плане драматургии частях. Вторая часть несет в себе историю города в мирные времена и тоску по былой жизни. Третья, написанная в духе реквиема, выступает скорбью по погибшим.
Финал же набирается сил, утверждает светлое будущее и воспевает героев. Интересное о победоносной Симфонии Исполнение симфонии в блокадном Ленинграде. Имя «Ленинградская» произведение получило с легкой руки Анны Ахматовой. Симфонию дирижировали симфонические мэтры Рождественский, Баршай, Мравинский, Бернстайн. Музыка первой части симфонии стала сопровождением одноименного балета. В своей развернутой статье Алексей Толстой обозначил «Ленинградскую симфонию» торжеством мысли о человеческом в человеке, детально разобрав сочинение с точки зрения музыкальной науки.
Ему удалось добиться увеличения поставок боеприпасов с Большой земли, чтобы в его распоряжении была разведывательная корректировочная авиация", — подчеркивает Алексей Говоров. Операция "Шквал" Примерно за месяц до премьеры Говоров начал разрабатывать операцию, которая получила кодовое название "Шквал".
Заключалась она в том, чтобы, разведав цели противника, заблаговременно вывести артиллерийские части за пределы города и, начав шквальный огонь по противнику, отвлечь его на себя. К 80 минутам самой симфонии прибавлялось время театрального разъезда, когда публика собирается в филармонии и когда она разъезжается по домам. Таким образом советским батареям требовалось отвлекать внимание около двух с половиной часов. В день премьеры маршал с раннего утра обошел все позиции на передовой, раздал последние указания, а потом приехал на концерт в филармонию и занял место в зале вместе с остальными зрителями, давая понять, что ручается за безопасность каждого человека, находящегося в тот день в Большом зале филармонии. Элиасберг тогда не понял, о чем речь: он не знал об операции. Ни один снаряд во время исполнения симфонии действительно не потревожил ленинградское небо. И зажегся свет Вспоминавшие день премьеры все как один сходятся во мнении, что в зале был аншлаг. Несмотря на лето, в не отапливаемом всю блокадную зиму Большом зале филармонии было холодно.
Далеко не у всех была возможность выглядеть парадно, даже среди музыкантов. Кто-то был в кителе, кто-то в ватнике, единственный, кто был в традиционном фраке, — Элиасберг", — подчеркнул заместитель художественного руководителя Филармонии имени Шостаковича Евгений Петровский. Тем не менее обстановка была торжественной. Благодаря операции "Шквал" был отдан приказ светомаскировку не соблюдать. Сияли огромные, великолепные люстры Большого зала филармонии, создавая ощущение настоящего чуда. Просто они так переживали те события, а композитор это так выразил — гениально", — вспоминает свои беседы с Шостаковичем Олег Сердобольский. Значимость этого концерта хорошо иллюстрирует эпизод уже послевоенный. Оказалось, что это солдаты, которые участвовали в боях под Ленинградом и услышали по приемнику трансляцию 7-й симфонии из осажденного города, — рассказывал дирижер Олегу Сердобольскому в 1960-х годах.
Память Филармония имени Шостаковича каждый сезон открывает в день рождения композитора — 25 сентября, и обязательно его музыкой. По словам Петровского, после войны даже сохранялась традиция открывать каждый сезон именно Ленинградской симфонией. Память о великом подвиге хранят также и стены Дома Радио — именно здесь репетировал Элиасберг с оркестром, отсюда неоднократно звучал голос самого Шостаковича. Вопреки приставке "школьный" музей обладает крупной коллекцией — в его фондах около 20 тыс. Как рассказала директор музея Виктория Крылова, основал его учитель физкультуры Евгений Линд, который совместно с учениками создал настоящую точку исторического притяжения.
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, которую позже назвали «Ленинградской», прозвучала 80 лет назад в Лондоне, а спустя месяц в Нью-Йорке. Также сегодня в Памятном зале состоялся показ фильма режиссёра Захара Аграненко, снятого в честь 15-летия ленинградской премьеры Седьмой Симфонии. А вечером возле Ростральных колонн на Стрелке Васильевского острова пройдёт концерт.
Грозные контрбатарейные орудия прикрывали собой не менее грозное оружие — музыку Шостаковича. Ни один снаряд не упал на Площадь Искусств, но зато на головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух — первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу! Трансляция исполнения велась на весь Ленинград: по радио и через уличные громкоговорители. Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.
Загадка Шостаковича: вальс №2
Был ли международный резонанс? Чем в день премьеры в Ленинграде музыкантам помогла советская армия? На все эти вопросы отвечают Михаил Моруков и Татьяна Булавкина.
В Петербурге вновь прозвучала 7-я симфония Шостаковича в честь своего 80-летия — видео Вечером на Стрелке Васильевского острова пройдёт концерт. Фото: общественное достояние В Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда сегодня прозвучала аудиозапись легендарной 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича в исполнении Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Об этом сообщает корреспондент 78.
А до этого он дважды подавал заявление в военкомат с просьбой зачислить его в ряды Красной Армии. Композитору было отказано, но и эвакуироваться из родного города он не стал.
Вместо этого Шостакович записался на строительство оборонных сооружений в Ленинграде и совмещал написание симфонии с работой на улицах родного города. Писать симфонию получалось урывками, но композитор не бросал работу. В сентябре 1941-го пришел приказ об эвакуации. Шостаковича вместе с семьей отправили на Большую землю — сначала в Москву, а потом в Куйбышев, куда вскоре переехали все основные органы власти страны. Там композитор и закончил работу над Седьмой симфонией. Ее премьера состоялась 5 марта 1942 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета. Успех был настолько грандиозным, настолько ошеломляющим, что на следующий день партитура была отправлена самолетом в Москву, где 29 марта симфония была исполнена в Колонном зале Дома Союзов.
Уже через несколько дней после исполнения фотокопию партитуры по просьбе крупнейших мировых оркестров отправили в США и Великобританию. Ленинградскую симфонию, исполненную оркестром Нью-Йоркского радио транслировали на всю Америку. Ее услышало около 20 миллионов человек. Сборы Но с особым нетерпением свою "родную" симфонию ждали в блокадном Ленинграде. Но когда дирижер Карл Элиасберг открыл первую тетрадь, он не поверил глазам — вместо обычного состава три трубы, четыре тромбона, четыре валторны у Шостаковича значилось в разы больше. Да еще и добавились ударные. Эта партия вообще была одной из самых важных — именно малый барабан и создавал эту страшную атмосферу нацистского вторжения.
Выяснилось что для исполнения симфонии требуется около ста человек, а у Элиасберга было всего 15 музыкантов.
Его отец был известным музыкальным мастером и даже поставлял инструменты к королевскому двору. Сын сфокусировался на духовых и открыл небольшую фабрику в Париже. Мировую известность ему принесло усовершенствование, которому мастер подверг традиционный кларнет. Сакс заменил дерево металлом, приспособил более удобный мундштук и изменил сечение, сделав инструмент расширяющимся книзу. Так на свет появился «мундштучный офиклеид». Название облагородил и посвятил изобретателю лично Гектор Берлиоз. Композитор восторженно отозвался о саксофоне в газете «Журналь де Деба».
Дмитрий Шостакович
«80 лет назад в блокадном Ленинграде была впервые исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Он напомнил, что Шостакович начал писать симфонию в блокадном Ленинграде, ему самому пришлось пережить всю трагедию того периода. В ПРОГРАММЕ: Дмитрий Шостакович Симфония № 9 ми-бемоль мажор, соч. Позже Шостакович вернулся к событиям Октябрьской революции в своей Двенадцатой симфонии с подзаголовком "1917 год".
Седьмую симфонию Шостаковича исполнили под открытым небом в Новосибирске
Запись концерта покажут по телеканалам «Россия 1» и «Россия Культура» в 23:45. Билеты на мероприятия получили ветераны и жители блокадного Ленинграда из Дворцового округа.
Музыка этого раздела отличается четкой фактурой — аккордовой или имитационно-подголосочной, ясным ощущением тональности. Теперь оркестр просто аккомпанирует пению. Фото "Большевик".
Художник Борис Кустодиев 1878-1927. Государственная Третьяковская галерея в Москве. Последние записи:.
Ron Hubbard Library» «Библиотека Л. Минина и Д. Кушкуль г.
Пожаловаться Шостакович. Симфония No. Он загорелся идеей — создать по симфоническому монументу к каждой из знаменательных дат молодого государства. Это одночастное произведение, построенное в свободной форме.
В первые послереволюционные годы появилось массовое агитационное искусство. Оно вышло на городские улицы и площади.
Симфония № 2 (Шостакович)
Загадка Шостаковича: вальс №2 | Создание и исполнение Симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича стало одним из уникальных свершений Второй Мировой войны. |
Блокадная симфония Дмитрия Шостаковича | Первое исполнение в Москве Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича состоялось в Колонном зале Дома Союзов под руководством дирижера Самуила Самосуда, 29 марта 1942 года. Фото: РИА Новости/Иван Шагин. |
Седьмую симфонию Шостаковича исполнили под открытым небом в Новосибирске | Музыканты сыграли седьмую симфонию Шостаковича, которая олицетворяет подвиг советского народа. |
Другие альбомы исполнителя
- В Петербурге вновь прозвучала 7-я симфония Шостаковича в честь своего 80-летия – видео
- Шостакович. Симфония No. 2 («Октябрю»)
- Симфония 2. Октябрю (Дмитрий Шостакович) - скачать в Mp3 и слушать онлайн бесплатно
- Подробности
- Бывший адвокат Михаила Ефремова: "Шанс выйти по УДО есть! Даже после отказа!"
В Петербурге дали концерт к 80-летию премьеры Симфонии №7 Шостаковича
В Эрмитаже прозвучала 12-я симфония Шостаковича | Агитационный отдел музсектора Госиздата заказал Шостаковичу симфонию, посвященную десятилетию Октябрьской революции. |
Загадка Шостаковича: вальс №2 | В суровом 42-м Седьмую симфонию Шостаковича слушала вся страна. |
Фестиваль «Шостакович. XX век» (23 сентября – 2 октября 2022, Самара / Тольятти) | Седьмая ("Ленинградская") симфония Дмитрия Шостаковича является примером большого искусства, заявил президент России Владимир Путин в видеообращении к участникам концерта на стрелке Васильевского острова в Петербурге, которая посвящена. |
Седьмую симфонию Шостаковича сыграли у НОВАТа в Новосибирске в День памяти и скорби | 1 октября Шостакович вместе с семьей был все-таки эвакуирован — военным самолетом сначала в Москву, а затем в Куйбышев, где 27 декабря была и закончена симфония. |
Для Седьмой симфонии Шостаковича музыкантов вызволяли… из моргов
Вторая симфония Дмитрия Шостаковича | В День памяти и скорби, 22 июня, в Новосибирске, на ступенях НОВАТа, прозвучала «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. |
Загадка Шостаковича: вальс №2 | Два года, разделяющих Первую и Вторую симфонии, превратили Шостаковича из бунтаря в мыслителя. |
В Петербурге дали концерт к 80-летию премьеры Симфонии №7 Шостаковича | 22 июня, в День памяти и скорби, жители Новосибирска могли послушать живое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича. |
В Новосибирске симфонию Шостаковича играли под дождём в День памяти и скорби | Связанные новости. 10.08.2022, 00:35. Седьмую симфонию Шостаковича исполнили в Петербурге в день 80-летия ее премьеры. |
«Символ жизни и борьбы за жизнь»: Дмитрий Азаров о Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича | Шостакович смог дать новое развитие симфонии — этой довольно старой для искусства форме (два века — большой срок, это все равно что сказать новое слово в сонете). |
В Петербурге вновь прозвучала 7-я симфония Шостаковича в честь своего 80-летия – видео
5 марта 1942 года в Куйбышеве состоялась Премьера 7 симфонии Дмитрия Шостаковича Но с особым нетерпением свою Седьмую симфонию ждали в блокадном Ленинграде. Афиша Plus - 8 августа 2022 - Новости Санкт-Петербурга - В Самарской области исполнили Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича.
Симфония № 2 (Шостакович)
Шостакович постепенно раздвигает границы начального мотива сначала до объема тритона, а затем мелодическая последовательность в объеме ум. Вступления тубы, тромбона, валторны и трубы представляют собой следующий этап кристаллизации трагической интонации, с которой началась симфония. Стремление к «кристаллизации» довольно противоречиво сочетается с другим важнейшим свойством интонационного развития Пролога - ни одна интонация, ни одно тематическое образование не предстанут во Второй симфонии в структурно завершенном виде. В заключении первого раздела Пролога наступает фаза временного интонационного исчерпания.
Шостакович возвращается к исходной интонации. Предварительный процесс кристаллизации мотива-инварианта завершен. Но каким странным образом - в виде схемы.
Следующий раздел Пролога - революционный марш - жанр, блистательно претворенный Шостаковичем в Первой симфонии, где в первой части также появилась тема, адресующая нас к революционной песне-маршу ц. Что мешало Шостаковичу сочинить подобную тему во Второй симфонии? Уж не отвращение ли к стихам Безыменского?
Разумеется, нет! Этот маршевый эпизод есть все та же, пытающаяся оформиться теперь ритмически, смутная и мрачная стихия, представленная в начале симфонии. За такт до ц.
В момент, когда в судьбе этого мотива намечается своего рода местная кульминация, у валторн ц. Завершается пролог мощным tutti, построенном на трезвучии Ges-Dur4. Этот почти внезапный прорыв диатоники предвосхищает диатоническое начало Скерцо.
Открывающий основную часть скерцозного раздела симфонии материал солирующей срипки написан в тональности С-Dur! Но, достаточно вспомнить сколько потом будет у Шостаковича таких мажоров, искусственный свет которых не имеет тени и не дает тепла [7, с. Начало им положено в «Посвящении Октябрю».
Две главные особенности тематизма Скерцо разрушают стройность навязываемой произведению схемы. Во-первых, как и в Прологе, видим процесс постоянного интонационного обновления в отсутствие мало-мальски структурно оформленного материала. Та же, что и в I разделе симфонии попытка самоорганизации приводит лишь к «кристаллизации» ритмического инварианта.
Во-вторых, что касается выразительной стороны музыки, довольно скоро ку-кольно-ифантильная танцевальность сменяется все нарастающей агрессивностью. Неостановимое, постепенно хроматизиру-ющееся движение приобретает все более гротескный характер, предвосхищая знаменитый трагический гротеск Скерцо более поздних произведений Шостаковича. В первой кульминации Скерцо, когда мелодическое развитие практически исчерпывает свой ресурс и в оркестре слышна почти хаотически колышащаяся масса, вступают ударные, не оставляя никакого сомнения в характере звучности.
Это агрессивная, надвигающаяся на слушателя махина, образованная каскадом хроматических пассажей, высшей точкой которой является 14-ти голосная имитация. В сравнении с лаконичным, компактным, почти тезисным Скерцо Первой симфонии, тема Второй как таковая предстает в некоем «распылённом» по всему разделу виде. Кульминационную точку в данном эпизоде ставит оглушительный удар литавр 1 т.
Вслед за чрезвычайно драматическим монологом четырех валторн in aria последовательные попытки оформления тематического материала сходят на нет. Завершающее данный раздел соло скрипки на фоне жутковато звучащих трелей у скрипок и альтов по характеру мало вяжется с отображением победоносного пробуждения светлых сил. Скорее, данная кода создает явственное ощущение, что на наших глазах жизнь покидает данную территорию, так и не обосновавшись на ней.
Обращает на себя внимание сходство приемов, которыми композитор завершает I раздел Пролога и Скерцо. И в том и в другом случае Шостакович недвусмысленно указывает на исчерпанность на данном этапе интонационного развития: в завершении Пролога - возвращением в сугубо схематическом виде исходной интонации ум. В заключении скерцозного раздела -удар литавр - тоже своего рода схема.
Итог интонационного развития так и не становится его результатом. Двукратное обращение к этому драматургическому приему никак не свидетельствует о его спонтанности. Кроме того, обращает на себя внимание зеркальная регистровая «зарифмованность» окончаний I раздела Пролога и Скерцо.
В первом случае все завершается уходом в крайне низкий, с трудом различимый слухом регистр контрабасов и тубы, во втором - поступенное движение солирующей скрипки растворяется в безвоздушном пространстве стратосферы. Начало Финала содержит очередную драматургическую загадку Второй симфонии. Исследователи единодушны в негативной оценке Финала, а также в «немотивированности» его появления.
Между тем, именно в Финале становится очевидным все более увеличивающийся зазор между внешним, сюжетным и внутренним драматургическими планами произведения. Также как в Скерцо, Финал возвращает движение к его исходной точке. Но, в от-личае от Пролога и Скерцо, это движение в Финале предваряется неким событием, роль которого здесь выполняет Фабричный гудок.
Таким образом, два обстоятельства конкретизируют замысел «Посвящения Октябрю» в его Финальном разделе: 1 текст Безыменского; 2 событие-толчок, дающее начало движению. Внешне все выглядит более чем подобающе идее «приуроченного» сочинения: хор с патриотическим текстом, мажор, логичное, объяснимое начало и т.
Первый раз жители Новосибирска услышали её 9 июля 1942 года. Пребывающие в эвакуации музыканты Ленинградской филармонии под руководством дирижёра Евгения Мравинского сыграли произведение Шостаковича в клубе имени Сталина — нынешнем ДК Октябрьской революции.
Источник: nsknews.
Губернаторский оркестр второй раз выступает в Гербовом зале Эрмитажа. По словам Лубченко, там хорошая акустика для симфонической музыки.
Приехала на выступление и Анна Кикина, в честь которой в Новосибирске назван планетарий. Фото: Александр Ощепков.
В Петербурге дали концерт к 80-летию премьеры Симфонии №7 Шостаковича
Он понимал: пришло время песен, многие из которых тут же подхватывали миллионы людей на фронте и в тылу. Ведь только она способна передать эпическую глубину ленинградской трагедии и подвига. И он сочинял симфонию — иногда урывками, между дежурствами на крышах прифронтового города. Иногда — дни и ночи напролет, закрывшись в своей квартире на Большой Пушкарской улице. На титульном листе партитуры значилась надпись: «Посвящается городу Ленинграду. Дмитрий Шостакович». На полях нотных страниц частит пометка — ВТ, воздушная тревога.
Как война изменила социальный портрет Северной столицы Первую часть симфонии он завершил в начале сентября, а вскоре вокруг Ленинграда замкнулось кольцо. В середине сентября в городе уже считали каждую крошку хлеба, а Шостакович по радио объявил: «Два часа назад я окончил две первые части симфонического произведения. Для чего я сообщаю об этом? Я сообщаю об этом для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас боевую вахту». Выступление композитора попало в газеты всех стран, объединившихся против фашизма.
Наконец наступило время, когда композитор мог дома, за роялем, показать своим друзьям готовые фрагменты симфонии. В дневнике жены Шостаковича, Нины Васильевны, появились строки: «Вчера, под грохот зениток, в небольшой компании композиторов Митя... Как я молю Бога, чтоб он сохранил его жизнь». Эвакуационная премьера Ленинград перешел на осадное положение. Угроза штурма оставалась реальной. Ленинград уже покинули профессора консерватории — все, кроме Шостаковича.
Композитор не собирался покидать родной город, не собирался отрываться от симфонии, которую писал каждый день, но пришлось подчиниться постановлению горкома. Вместе с семьей Шостаковича вывезли в Москву, а оттуда их путь лежал в Куйбышев ныне Самара. Там он вернулся к работе над симфонией. Оставалось написать одну часть. Ее исполнил оркестр Большого театра под управлением знаменитого Самуила Самосуда. Найти музыкантов Это был триумф.
Но Шостакович говорил: «Моя мечта — чтобы Седьмая симфония прозвучала в моем родном городе, которому я ее посвящаю». Это казалось чем-то из области фантастики.
ХХ век». Организатор фестиваля — Самарский академический театр оперы и балета имени Дмитрия Шостаковича Шостакович Опера Балет , при поддержке Правительства Самарской области.
Автор концепции и художественный руководитель — Алексей Трифонов.
Успех был настолько грандиозным, настолько ошеломляющим, что на следующий день партитура была отправлена самолетом в Москву, где 29 марта симфония была исполнена в Колонном зале Дома Союзов. Уже через несколько дней после исполнения фотокопию партитуры по просьбе крупнейших мировых оркестров отправили в США и Великобританию. Ленинградскую симфонию, исполненную оркестром Нью-Йоркского радио транслировали на всю Америку.
Ее услышало около 20 миллионов человек. Сборы Но с особым нетерпением свою "родную" симфонию ждали в блокадном Ленинграде. Но когда дирижер Карл Элиасберг открыл первую тетрадь, он не поверил глазам — вместо обычного состава три трубы, четыре тромбона, четыре валторны у Шостаковича значилось в разы больше. Да еще и добавились ударные.
Эта партия вообще была одной из самых важных — именно малый барабан и создавал эту страшную атмосферу нацистского вторжения. Выяснилось что для исполнения симфонии требуется около ста человек, а у Элиасберга было всего 15 музыкантов. Часть находилась в эвакуации, часть на фронте. Многие погибли той страшной зимой 1941 года.
Мало того, на партитуре стояла приписка, сделанная рукой Шостаковича: "Участие этих инструментов в исполнении симфонии обязательно! И слово "обязательно" вдобавок подчеркнуто жирной линией. Начались сборы коллектива. По радио объявили, что городская филармония ищет музыкантов, которых просят явиться в Радиокомитет.
И люди откликнулись. Вот как вспоминает об этом флейтистка блокадного состава оркестра Галина Лелюхина: «По радио объявляли, что приглашаются все музыканты.
На все эти вопросы отвечают Михаил Моруков и Татьяна Булавкина. В выпуске можно услышать радиоэфир с голосом Дмитрия Шостаковича, воспоминания дирижера Карла Элиасберга и участницы оркестра Ксении Матус.