В случае с Рижским мирным договором 1921 года произошло разделение страны и народа по живому, по границе, которую в тот момент практически занимали войска, и которая не имела отношения к этнической границе ни тогда, ни сейчас.
Рижский договор 1921 года
Результаты советско-польской войны и позднейшее заключение Рижского мирного договора 1921 г. как не странно устраивали в краткосрочной перспективе все заинтересованные стороны. «Рижский мирный договор, заключенный 18 марта 1921 года, зафиксировал существенное изменение советско-польской границы. Польша вспоминает столетие Рижского мирного договора. 18 марта в Риге было подписано соглашение, которое оформило окончание польско-советской войны 1919 — 1921 годов. Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР (за себя и по полномочию правительства БССР), УССР с одной стороны, и Польской Республикой — с другой[1]. Новости и события Российского исторического общества. Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР, УССР, БССР [комментарий 1] с одной стороны, и Польшей, — с другой.[1][2]. Подписан 18 марта 1921 года в Риге. блемы Рижского мирного договора 1921.
Новости и события Российского исторического общества
По их словам, речь идёт о Рижском мирном договоре, на основании которого Советская Россия должна была предоставить Польше 30 млн рублей золотом. Рижский мирный договор 1921 — между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой, о прекращении войны и нормализации отношений; подписан 18 марта. В ходе советско-польской войны 1920 (См. Советско-польская война 1920). Таким образом, Рижский мирный договор завершил военное противостоя-ние Советской России и Польши, однако рассматривался обеими сторонами как временное соглашение, которое так и не привело к установлению добрососед-ских отношений. Ниже представлены наиболее интересные, по моему мнению, статьи и приложения к Рижскому мирному договору 1921 года. Цена мирного договора. Десятки историков из разных стран встретились, чтобы переосмыслить трагический для Беларуси день 18 марта 1921 года – заключение Рижского соглашения. Рижский мирный договор был заключен в 1921 году по итогам Советско-польской войны.
Выставка "Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор"
О некоторых нюансах советско-польской войны и Рижского мирного договора — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости». 18 марта 1921 года был подписан Рижский мир, завершивший советско-польскую войну. Рижский мирный договор был заключен в 1921 году по итогам Советско-польской войны. Рижский мирный договор — договор между РСФСР (также от имени Белорусской ССР) и УССР, с одной стороны, и Польшей, — с другой, подписанный 18 марта 1921 в Риге и завершивший советско-польскую войну (1919—1921). Фундаментальное противоречие Рижского мирного договора национальным интересам Беларуси четко подметил в своем стихотворении «Беларускаму люду» Якуб Колас.
Рижский мир. Как большевики отдали Польше Западную Украину и Западную Белоруссию
В четверг, 18 марта, исполняется 100 лет со дня подписания Мирного договора, положившего конец польско-советской войне 1919-1921 годов. После продолжения главнейших противоречий и других расхождений во мнениях появилась возможность подписать мирный договор и соглашение о перемирии. 365 дней ТВ представляет | Историада | Выпуск № 94Рижский договор 1921 года и русско-польские отношения#365днейТВ #История #Историада #ИсторическиеФакты #Мир. В зале заседания польско-советской мирной конференции в г. Риге. 1921 г. Фотоснимок. В Выставочном зале федеральных архивов (Москва, Б. Пироговская, 17) демонстрировалась историко-документальная выставка «Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор».
Рижский договор 1921 года
Именно эту границу лорд Керзон, в своей ноте направил как правительству Польши, так и уже в Советскую тогда Россию. Тем не менее, к июлю 1920 года, военное счастье стало изменять Польше - и они милостиво согласились, чтобы британский представитель уладил вопрос с Советским правительством. Который, на минуточку, был тогда насквозь троцкистским - то есть, горел желанием непременно принести революцию хоть куда-нибудь и обязательно - на штыках. Однако, в основном благодаря уже тогда начавшей складываться "группе Сталина" была принята более нейтральная формулировка: лорду Керзону было заявлено, что в таких делах - третий явно лишний. В том смысле, что допрежь чем заключать перемирие и начинать заниматься демаркацией новой границы, хотелось бы послушать "начальника транспортного цеха" - саму Польшу.
Непосредственно и вживую. То есть, чтобы потом не было "Да я не то имел в виду, да меня неправильно поняли!
По словам Владимира Егорычева, Советский Союз недооценил силы польской армии, к тому же не имел достаточного военного опыта, поэтому под Варшавой советские войска потерпели поражение: — Армия Польши была полностью экипирована западными странами: почти вся польская армия готовилась на территории Франции, американцы давали свои самолеты, танки. Поскольку Советскому Союзу не хватило сил завершить эту войну в свою пользу, пришлось вступить в переговоры.
В итоге был заключен Рижский мирный договор, по которому западные территории Беларуси и Украины отходили Польше. Линия границы между двумя государствами проходила недалеко от Минска. Однако они официально и безапелляционно заявили в Лиге Наций, что ни один пункт этого договора выполнять не будут. В итоге на присоединенных белорусских землях активно проводили политику ополячивания, насаждали католичество.
К 1939 году на территории Западной Беларуси не осталось ни одной белорусской школы. К тому же белорусов жестоко преследовали за их попытки к самоопределению. Если в анкете в графе национальность человек писал «белорус», а не «поляк», ему грозило до 10 лет тюрьмы. По словам эксперта, так как проводилась явная политика ополячивания, то находились люди, готовые служить этому режиму.
Обеспечивали на присоединенных территориях порядок с оружием в руках «осадники» — бывшие польские военные.
Льжа, что в. Льжа и административной границе Люцинского, Режицкого и Двинского уездов с Опочецким, Себежским и Дриссенским уездами до Пазина на реке Осуница, далее прямыми линиями через оз. Белое, оз. Черное, озеро, что между Василева и Мосишки, через ф. Савейки к устью речки, впадающей в Западную Двину между Коськовцы и Ф. Новое Село, далее по реке Западной Двине до ф. К 14-му дню по ратификации мирного договора обе договаривающиеся стороны обязуются отвести свои войска к государственной границе на свои территории. Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от каких бы то ни было расчетов, вытекающих из прежней принадлежности Латвии к России, и признают, что государственное имущество разных наименований, находящееся на территории каждой из них, составляет неотъемлемую собственность соответственного государства. Право требования на Российское государственное имущество, которое после 1 августа 1914 года было вывезено с территории Латвии в пределы третьего государства, переходит к Латвийскому государству.
Равным образом к Латвийскому государству переходит право требования России на юридических лиц и третьи государства, поскольку эти права касаются Латвийской территории. К Латвийскому государству переходят все требования Российской казны, лежащие на имуществах, находящихся в пределах Латвийского государства, а равно и все требования на Латвийских граждан, но лишь в размере, не погашаемом встречными требованиями, подлежащими зачету. Право требования с малоземельных крестьян их долгов бывшему Российскому Крестьянскому Земельному Банку или другим, ныне национализированным российским земельным банкам, и недоимок, равно как и право требования долгов бывшему Российскому Дворянскому Земельному Банку или другим, ныне национализированным российским земельным банкам, лежащих на помещичьих землях, при переходе этих земель к малоземельным или безземельным крестьянам, — к Латвийскому правительству не переходит, но считается уничтоженным. Документы и акты, удостоверяющие указанные в сей статье права, передаются Российским правительством Латвийскому правительству, поскольку они находятся и фактическом владении первого. В случае невозможности исполнения этого в годичный со дня ратификации настоящего договора срок, таковые документы и акты признаются утраченными. Статья ХI.
На следующий день Временное правительство утвердило Положение о Ликвидационной комиссии по делам царства Польского , которой поручалось провести «выявление местонахождения и состояния имуществ государственных и общественных учреждений царства Польского, определение условий хранения и заведования ими впредь до передачи их польскому государству» [3]. Комиссией руководил М. Любавский , в её состав входили также Н. Бельчиков , С. Богоявленский и В.
Путин направил приветствие участникам проекта, посвященного польско-советской войне
С 24 мая по 11 июня 1921 года Ян Домбски исполнял обязанности главы Министерства иностранных дел, затем закончил работу в дипломатии. Леон Василевский 1870-1936 с 17 ноября 1918 г. Близкий сотрудник Юзефа Пилсудского. В 1920 году возглавил дипломатическую миссию в Эстонии. Леон Василевский был членом мирной делегации в Риге и возглавил польскую комиссию по делимитации восточной границы Польши. Адольф Иоффе - председатель российской делегации и Ян Домбски - председатель польской делегации вскоре после подписания Рижского мирного договора в Доме Черноголовых, Рига, 18 марта 1921 года Польский институт и Музей генерала Сикорского в Лондоне Польская делегация во время мирных переговоров.
Казимира Великого в Быдгоще, Архив семьи Познаньских.
Оно даже упало по сравнению с дореволюционным. Восток Белоруссии в девять раз экономически — промышленное производство, сельское хозяйство — превышал экономический потенциал Западной Белоруссии", — пояснил он.
Конфликтная Варшава. Польша натыкается острые углы истории Потому жители этих территорий, ущемленные этим режимом, с благодарностью принимали освобождение Красной армией. Несмотря на то, что в Советском Союзе проводилась политика коллективизации и индустриализации, заметил Мягков.
Национального, политического, экономического и религиозного, который был даже в какой-то мере хуже, чем в XVII веке, когда Богдан Хмельницкий поднял восстание запорожского казачьего войска против как раз тоже социального, экономического и религиозного гнета Речи Посполитой", — указал историк. Но ошибки и справедливость были восстановлены как раз 17 сентября 1939 года, иначе бы эти территории попали бы под оккупацию немцев. И геноцид народа со стороны гитлеровцев начался бы там намного раньше, чем на самом деле произошло.
То есть многие люди смогли сохранить свою жизнь. Я имею в виду еврейское население. Тех, кто потом эвакуировался вглубь Советского Союза благодаря вот этому решению, благодаря вступлению Красной армии", — заключил Мягков.
В феврале 1921 года советские лидеры пошли на уступки, чтобы ускорить процесс подписания мирного соглашения. Позже Владимир Ленин высказывался по этому поводу: «В последнее время мы решили еще пойти на некоторые уступки не потому, что считали это справедливым, а потому что считали важным делом сорвать интриги русских белогвардейцев, эсеров и меньшевиков в Варшаве, империалистов Антанты, больше всего стремящихся не допустить мира». Представители Белорусской ССР участия в процессе не принимали, от ее имени это сделала советская делегация.
Но советская сторона согласилась только на 30 миллионов и 300 паровозов европейской колеи, 435 пассажирских и 8100 товарных вагонов. Кроме того, Польша обязалась предоставить украинцам и белорусам языковые и культурные права, а те в свою очередь должны были вернуть все, что вывезли с ее территории начиная с 1772 года. В том числе военные трофеи, библиотеки и коллекции произведений искусства, архивы органов власти и общественных организаций, документы и карты, научные лаборатории и приборы.
Вплоть до колоколов и предметов культа. Также все стороны договорились в течение полутора месяцев начать торговые переговоры и немедленно установить дипломатические отношения.
Каждая из сторон предоставляла гражданам другой стороны полную амнистию за политические преступления ст.
Пожалуй, самыми тяжёлыми для советской стороны стали условия мира, выраженные в имущественных обязательствах. С одной стороны, обе стороны взаимно отказывались от требования возмещения расходов и убытков, связанных с ведением войны ст. С другой, выражая демонстративное превосходство Польши, половина документа была посвящена обязательствам Украины и России перед ней.
IX отсылала к соглашению о репорациях от 24 февраля 1921 г. Одна из самых пространных - ст. XI документа о возврате материальных ценностей гласила: Россия и Украина согласились возвратить Польше различные военные трофеи, все научные и культурные ценности, вывезенные с территории Польши, начиная с 1 января 1772 г.
XII - уточняла имущественные права. XIX Польша освобождалась «от ответственности по долговым и всякого рода иным обязательствам бывшей Российской империи» [Документы 1965: 529-532]. В содержании стст.
XIV - XVIII мы вновь наблюдаем практические односторонние обязательства в пользу Польши о реэвакуации железнодорожного имущества, имущества органов управления и самоуправления, юридических и частных лиц, о расчётах по фондам и капиталам и т. И только три следущие статьи, которым придавали несправедливо малое значение в историографии Рижского договора, закладывали основу мирного сосуществования соседей. Это договорённости: о взаимном признании документов; о предстоящих переговорах по вопросу заключения торгового договора и договоров о «компенсационном товарообмене»; «о заключении конвенций: консульской, почтово-телеграфной, железнодорожной, санитарной и ветеринарной...
Завершающие, протокольные стст. XXV-XXVI говорят о том, что договор составлен на польском, русском и украинском языках, тексты которых признаются аутентичными и о порядке ратификации. Подписание осуществлялось в порядке альтерната чередования - друг против друга.
Ещё одна особенность документа - личные печати на сургуче, которыми уполномоченные скрепили свои подписи. Постепенно личные печати должностных лиц в СССР стали вытесняться из сферы государственного делопроизводства и замещались казёнными. Договор вступил в силу после обмена ратификационными грамотами в Минске 14 апреля 1921 г.
Один из первых типографских экземпляров документа на трёх языках хранится в 5-ом фонде Российского государственного архива социально-политической истории [Мирный 2017]. Мирный договор был дополнен девятью приложениями, которые имели обязательную силу [Документы 1965: 540-551]. При публикации документа в сборнике 1944 г.
Они детализировали статью о возвращении Польше имущества, уточняли информацию по расчётам с ней, по реэвакуации в Польшу «казённого Яновского конного завода с его приплодом» и железнодорожного имущества, нормировали транзит товаров [Собрание 1944: 343-369].
В Москве открылась выставка, посвященная Рижскому мирному договору
И только три следущие статьи, которым придавали несправедливо малое значение в историографии Рижского договора, закладывали основу мирного сосуществования соседей. Это договорённости: о взаимном признании документов; о предстоящих переговорах по вопросу заключения торгового договора и договоров о «компенсационном товарообмене»; «о заключении конвенций: консульской, почтово-телеграфной, железнодорожной, санитарной и ветеринарной... Завершающие, протокольные стст. XXV-XXVI говорят о том, что договор составлен на польском, русском и украинском языках, тексты которых признаются аутентичными и о порядке ратификации.
Подписание осуществлялось в порядке альтерната чередования - друг против друга. Ещё одна особенность документа - личные печати на сургуче, которыми уполномоченные скрепили свои подписи. Постепенно личные печати должностных лиц в СССР стали вытесняться из сферы государственного делопроизводства и замещались казёнными.
Договор вступил в силу после обмена ратификационными грамотами в Минске 14 апреля 1921 г. Один из первых типографских экземпляров документа на трёх языках хранится в 5-ом фонде Российского государственного архива социально-политической истории [Мирный 2017]. Мирный договор был дополнен девятью приложениями, которые имели обязательную силу [Документы 1965: 540-551].
При публикации документа в сборнике 1944 г. Они детализировали статью о возвращении Польше имущества, уточняли информацию по расчётам с ней, по реэвакуации в Польшу «казённого Яновского конного завода с его приплодом» и железнодорожного имущества, нормировали транзит товаров [Собрание 1944: 343-369]. Рижский мирный договор 1921 г.
Рижский договор закрепил новую тенденцию в развитии международного права - готовность считаться с правом наций на самоопределение. Правда, в достаточно урезанном варианте - ограничиваясь религиозными и культурно-языковыми вопросами национальных меньшинств. Юридически, условия Рижского мирного договора 1921 г.
Существует несколько толкований как самого Рижского трактата, так и причин прекращения его действия. До 1 970-х гг. Несмотря на то, что договор, который в преамбуле текста назван «почётным» на самом деле демонстрировал вынужденные уступки и обязательства со стороны советских республик, Рижский мирный договор рассматривали как «крупнейшую победу советской 1 Первая попытка кодификации современного договорного права была предпринята только в 1924 г.
Вопрос был упорядочен в Венской конвенции 1969 г. До 1917 г. Подразумевая, что побеждённая агрессором сторона вынуждена выполнять договорённости.
Впоследствии подобное принуждение стало причиной для того, чтобы признать соглашение несправедливым.
Президент России Владимир Путин направил приветствие организаторам и участникам историко-документального проекта "Польско-советская война 1919-1921 годов. Рижский мирный договор". Текст опубликован во вторник на сайте Кремля. Путин напомнил, что польско-советская война была противостоянием двух государств, стремившихся к достижению амбициозных целей: Польша хотела восстановить прежние границы Речи Посполитой, а вожди большевиков мечтали о мировой революции. Договор, подписанный 18 марта 1921 года в Риге, затрагивал и территориальные вопросы, в этом плане во многом он был аналогом Версальского договора 1919 года.
Дмовский; соответствующие установки разделяли глава польской делегации на рижских мирных переговорах Я.
Домбский и представлявший польский сейм на переговорах Ст. Выступая за создание «сильной Польши», они считали, что в состав польского государства не следует включать территории с народами, ментально и культурно чуждыми польскому обществу. Что касается ССРБ, то ее позиция в отношении границы с Польшей была сформулирована в Декларации о независимости, принятой 31 июля 1920 г. В документе говорилось, что западная граница должна соответствовать этнографическому принципу [5, с. Итак, несмотря на принципиальные политические расхождения, в части определения западной границы белорусского государства подходы сторонников демократической и Советской Беларуси совпадали. В документе говорилось, что в основу мира следует положить «немедленное торжественное подтверждение как Польшей, так и Россией, независимости Украины, Литвы и Белоруссии и признание независимости Восточной Галиции», а также официальное признание государственного устройства в Литве, Беларуси и Украине [8, с. В заявлении подчеркивалось, что советская сторона готова признать в качестве польской границы линию, которая будет проходить значительно восточнее «линии Керзона».
Иоффе в десятидневный срок заключить перемирие с поляками даже ценой уступки полякам части территории Беларуси и Украины. После консультации с Москвой А. Иоффе заявил о предпочтительности второго варианта. Тогда же обе стороны договорились не рассматривать в качестве основы польско-советской границы «линию Керзона» и «борисовскую линию» т. Польша обязалась признать независимость Беларуси и Украины и подтвердила, что уважает их государственный суверенитет. В феврале 1921 г. Пилсудский, который заметил, что земли, отходящие к Советской России, не представляют для Польши существенного значения, а в дальнейшем границу можно будет изменить с большей выгодой для польского государства.
На заключительном этапе мирных переговоров делегация Советской России согласилась передать в состав Польши территорию в районе Полесья площадью в 12 тыс. Эта территориальная уступка была увязана с сокращением польских финансовых требований.
Если бы в Польше нашлись предметы, перечисленные в этом пункте, относящиеся к территориям, остающимся за Россией и Украиной, — Польша на тех же основаниях обязуется передать их России и Украине. Постановления пункта 5 настоящей статьи не распространяются: а на архивы, регистратуры и т. Обе договаривающиеся стороны, соглашаясь, что систематизированные, научно-обработанные и представляющие, законченное целое коллекции, являющиеся основой сокровищниц мирового культурного значения, не должны подлежать разрушению, постановляют нижеследующее: если изъятие какого-либо предмета, подлежащего на основании п.
Обе договаривающиеся стороны выражают готовность заключить специальные соглашения, касающиеся возвращения, выкупа или обмена предметов категории, перечисленных в п. России и Украина обязуются реэвакуировать в Польшу следующие-предметы, эвакуированные в Россию или Украину принудительно или добровольно с территории Польской Республики, начиная с 1 августа нового стиля 1914 года, т. Однако, предметы, возникшие до 1870 года или же жертвованные поляками, могут быть возвращены не в натуре, а возмещены в соответственном эквиваленте только при соглашении обеих сторон, в вышеупомянутой Смешанной Комиссии. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются на тех же основаниях реэвакуировать собрания и предметы, перечисленные п. Перечисленные в п.
Обязательство доказать, что предмет погиб или исчез, возлагается на возвращающее государство. Если указанные в п. Равным образом должны быть реэвакуированы по требованию владельцев предметы, перечисленные в п. Расход по возвращению и реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство. Возврат и реэвакуация должны быть произведены независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будут отягчены никакими пошлинами и налогами.
Каждая из договаривающихся сторон обязуется выдать другой культурные или художественные ценности, принесенные в дар или завещанные до 7 ноября н. Обе договаривающиеся стороны оставляют за собою право заключать впоследствии особые соглашения по вопросу о передаче вышеуказанных дарений или завещаний, совершенных после 7 ноября н. Статья XII. Обе договаривающиеся стороны признают, что государственное имущество всякого рода, находящееся на территории одного из договаривающихся государств или подлежащее на основании настоящего договора реэвакуации в это государство, составляет его неоспоримую собственность. Государственным имуществом признается имущество и имущественные права всякого рода как самого государства, так и всяких государственных учреждений, имущество и имущественные права удельные, кабинетские, дворцовые, всякого рода имущество и имущественные права бывшего царя и членов бывшего царствовавшего дома, наконец, всякого рода имущество и имущественные права, пожалованные бывшими царями.
Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от всяких расчетов по разделу государственного имущества, поскольку настоящий договор не постановляет иного. К Польскому Правительству переходят все права и требования Российской казны, лежащие на каких бы то ни было имуществах, находящихся в пределах Польши, и все требования на лиц физических и юридических, если таковые права и требования подлежат осуществлению и исполнению на территории Польши, и при том лишь в размере, не погашаемом встречными требованиями дебиторов, вытекающими из пункта 2 статьи XVII настоящего договора и подлежащими зачету. Документы и акты, удостоверяющие указанные в сей статье права, передаются Российским Правительством, поскольку они находятся в его фактическом владении, — Польскому Правительству. В случае невозможности исполнения этого в годичный со дня ратификации настоящего договора срок, таковые документы и акты признаются утраченными. Статья XIII.
В силу признанного договором о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 г. Статья XIV. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются на общих основаниях, предусмотренных в статье XV настоящего договора, возвратить друг другу государственное речное имущество суда, снаряды, береговые устройства и прочее имущество речного транспорта , а также имущество шоссейных управлений, поскольку и то и другое имущество находится или окажется в ведении правительственных или общественных учреждений возвращающего государства. Проведение в жизнь постановлений настоящего пункта, равно как и разрешение всех связанных с этим вопросов, возлагается на Смешанную Реэвакуационную Комиссию, предусмотренную статьей XV настоящего договора. Статья XV.
Россия и Украина обязуются по требованию Польского Правительства, основанному на заявлениях собственников, реэвакуировать в Польшу для передачи по принадлежности имущество органов самоуправления, городских управлений, учреждений, лиц физических и юридических, эвакуированное добровольно или принудительно с территории Польской Республики в Россию и Украину с 1 августа н. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются реэвакуировать по требованию правительства противной стороны, основанному на заявлениях собственников, имущество органов самоуправления, учреждений, лиц физических и юридических, эвакуированное на территорию другой стороны добровольно или принудительно после 1 октября н. Имущество, поименованное в п. Поскольку поименованные в п. Если указанное в п.
Равным образом должно быть реэвакуировано по требованию собственников указанное в п. Подлежащее реэвакуации на основании п. В частности, расчет этот должен охватывать, с одной стороны, субсидии, выданные на эвакуацию, ссуды и открытые кредиты, кроме обеспеченных ценными бумагами, а с другой стороны — расходы по эвакуации и претензии за сырье, полуфабрикаты, товары и капиталы, взятые возвращающим государством; равным образом в расчет этот должно быть включено возмещение за частичное или полное использование в процессе производства имущества, подлежащего реэвакуации. Правительства договаривающихся сторон гарантируют уплату по вышеуказанным расчетам. Расчеты эти не могут задерживать реэвакуации.
Расходы по реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство. Реэвакуация имущества, должна быть произведена независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будет отягчена никакими пошлинами и налогами. На обязанности этой Комиссии лежит, в частности, установление эквивалента в случаях, предусмотренных п. Как доказательство произведенной эвакуации допускаются не только приказы об эвакуации, но всякие другие документы и свидетельские показания. Обе договаривающиеся стороны обязуются оказывать означенной Смешанной Комиссии полное и всестороннее содействие в исполнении ею ее обязанностей.
Не подлежит реэвакуации имущество лиц физических и юридических возвращающего государства. Российскими, украинскими к белорусскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из Польши в Россию и Украину общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало российским, украинским и белорусским гражданам. Польскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из России и Украины в Польшу общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало польским гражданам. Государственная принадлежность акционеров или пайщиков к той или другой из договаривающихся сторон определяется на основе настоящего договора. Польша принимает на себя ответственность за все претензии третьих государств к России и Украине, которые могли бы быть к ним предъявлены вследствие реэвакуации в Польшу имущества, принадлежащего гражданам или юридическим лицам этих государств, причем Россия и Украина сохраняют по этому титулу право регресса к Польше.
Все требования о реэвакуации имущества должны быть заявлены Смешанной Реэвакуационной Комиссии в течение одного года со дня ратификации настоящего договора; по истечении этого срока никакие требования возвращающим государством приниматься не будут. Решение Смешанной Реэвакуационной Комиссии должно последовать в трехмесячный срок со дня поступления требования в Комиссию; реэвакуация имущества должна быть произведена в течение полугода с момента решения Смешанной Реэвакуационной Комиссии; истечение двух последних сроков не освобождает возвращающее государство от обязательства реэвакуировать то имущество, которое было своевременно затребовано. Статья XVI. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по фондам и капиталам, завещанным или пожертвованным для польских лиц юридических и физических и находившимся в силу обязательных постановлений на хранении или на счетах в государственных кассах или кредитных учреждениях бывшей Российской Империи. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по капиталам польских общественных учреждений, находившимся в силу обязательных постановлений на хранении или на счетах в государственных кассах или кредитных учреждениях бывшей Российской Империи.
Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по имуществам и капиталам польского происхождения, принятым в заведывание Российского Правительства, ликвидированным или слитым со счетами казны и принадлежавшим общественным, культурным, религиозным и благотворительным учреждениям и обществам, равно как предназначавшимся на содержание церквей и духовенства. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по специальным капиталам и фондам, а также по общеимперским капиталам социального обеспечения, находившимся в заведывании отдельных ведомств и связанным по своему происхождению и предназначению отчасти или целиком с территорией или гражданами Польской Республики. Сроком, на который должно быть установлено сальдо расчетов, предусмотренных в п. При производстве расчетов по капиталам, имевшим счета с государственным казначейством, должна быть произведена предварительная ликвидация этих счетов, причем суммы, ассигнованные из казны на усиление капиталов, не будут считаться долгом капиталов казне. По мере завершения расчетов, предусмотренных в п.
При производстве расчетов по капиталам и фондам, находившимся на хранении в казне или на вкладах в государственных и частных кредитных учреждениях бывшей Российской Империи, Россия и Украина обязуются учитывать в пользу Польши утрату российскою бумажно-денежною единицею части ее покупательной силы с 1 октября 1915 года по день окончания расчета. При производстве же расчетов по специальным капиталам и фондам, находившимся в заведывании отдельных ведомств и слитым со счетами казны бывшей Российской Империи, — изменение ценности денежной единицы не будет учитываться. При производстве окончательного расчета по специальным капиталам, фондам и имуществам Польше будет возвращено движимое имущество, поскольку оно окажется в заведывании Правительств России и Украины. В тех случаях, когда это имущество окажется ими ликвидированным, оно возмещается в соответственном эквиваленте; последнее не относится к русским ценным бумагам. Статья XVII.
Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по вкладам, депозитам и залогам польских лиц юридических и физических в российских и украинских государственных, национализированных или ликвидированных кредитных учреждениях, а также в государственных учреждениях и кассах. При возмещении претензий, возникающих на основании этого пункта, Россия и Украина предоставят польским юридическим и физическим лицам все те права, которые в свое время были признаны за российскими и украинскими лицами юридическими и физическими. В отношении же лиц физических при производстве вышеуказанных расчетов Россия и Украина будут учитывать в их пользу утрату российскою денежною единицею части ее покупательной силы с 1 октября 1915 года по день окончания расчетов. Разрешение вопросов о регулировании частно-правовых отношений между лицами физическими и юридическими договаривающихся государств, а также разрешение вопросов о регулировании основанных на юридических титулах претензий лиц физических и юридических к правительству и государственным учреждениям другой стороной и обратно, — поскольку таковые вопросы не разрешены настоящим договором, — передается Смешанной Расчетной Комиссии, предусмотренной в статье XVIII настоящего договора. Настоящим пунктом предусматриваются правоотношения, возникшие до момента подписания настоящего договора.
Сроком, к которому должны быть приурочены все расчеты, принимается 1 октября н.
В Москве открылась выставка, посвященная Рижскому мирному договору
Весной 1919 г. Польша, поддержанная странами Антанты, начала наступление вглубь советской территории. В 1919-1920 гг. Однако польское правительство, пользуясь поддержкой союзников со стороны Антанты, а также стремясь выиграть время и использовать сложившуюся в первый период войны обстановку, выдвигало тяжёлые для советской власти условия переговоров. В июне-июле 1920 г. Однако ряд ошибок, допущенных советским командованием, привёл к неудаче Львовской операции Юго-Западного фронта и поражению войск Западного фронта в Варшавском сражении. Советская сторона, добиваясь скорейшего заключения мира, пошла на уступки и согласилась в пользу Польши на отклонение от «линии Керзона», которая в декабре 1919 г.
Ганецкий советский гос. Квиринг советский гос. Коцюбинский украинский партийный деятель , Л. От Польской Республики: Я. Домбский и. Каузик польский политик , Э. Лехович польский юрист , Г.
Означенные заявления в те же сроки подаются и соответственным органам государства, где проживает данное лицо. Обе договаривающиеся стороны обязуются в течение одного месяца со дня подписания настоящего договора издать и распубликовать, а также довести до взаимного сведения: правила, определяющие, какие органы призваны принимать заявления об оптации. Вместе с тем стороны обязуются каждые 3 месяца доводить до взаимного сведения дипломатическим путем списки лиц, от которых поступили заявления об оптации, с сообщением, какие заявления признаны правильными, какие нет. Лица, сделавшие, заявления об оптации, не приобретают этим еще прав избираемого гражданства. Если лицо, сделавшее заявление об оптации, удовлетворяет требованиям п. Народный Комиссариат Министерство Иностранных Дел в течение месячного со дни передачи срока либо сообщает означенному представителю свое несогласие с его постановлением, и тогда вопрос разрешается дипломатическим путем, либо признает постановление представителя и препровождает последнему документ о выходе лица, оптировавшего из прежнего гражданства, со всеми другими его документами, кроме вида на жительство. Неполучение сообщения Народного Комиссариата Министерства Иностранных Дел в месячный срок признается за согласие с постановлением представителя. В случае, если оптирующий удовлетворяет всем укапанным в п. Производство оптации освобождено от гербовых, паспортных и всяких иных сборов, а также плат за публикацию. Лица, законно совершившие оптацию, имеют право беспрепятственного выезда в государство, в пользу которого они оптировали. Имущество, остающееся сверх разрешенной к вывозу нормы, может быть вывезено впоследствии при улучшении условий транспорта. Вывоз имущества освобождается от всяких, пошлин и обложений. До момента законно совершенной оптации оптирующие подчиняются всем законам, существующим в том государстве, где они проживают; после этого — признаются иностранцами. Если лицо, законно совершившее оптацию, находится под следствием или судом, либо отбывает наказание — оно, по требованию государства, в пользу которого совершена оптация, высылается в это государство со всем делопроизводством и под стражей. Лица, законно совершившие оптацию, во всех отношениях признаются гражданами того государства, в пользу которого они оптировали, и все без исключения права и привилегии, предоставленные настоящим договором, либо последующими договорами, гражданам этого государства, на равных правах признаются и за оптировавшими так, как если бы они были гражданами этого государства уже в момент ратификации настоящего договора. Статья VII. Польша предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальности, находящимся в Польше, на основе равноправия национальностей, все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнения религиозных обрядов. Взаимно Россия и Украина обеспечивают лицам польской национальности, находящимся в России, Украине и Белоруссии, все те же права. Лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше имеют право, в пределах внутреннего законодательства, культивировать свой родной язык, организовывать и поддерживать свои школы, развивать свою культуру и образовывать с этой целью общества и союзы. Этими же правами, в пределах внутреннего законодательства, будут пользоваться лица польской национальности, находящиеся в России, Украине и Белоруссии. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются пи прямо, ни косвенно не вмешиваться в дела, касающиеся устройства и жизни церкви и религиозных обществ, находящихся на территории другой стороны. Церкви и религиозные общества, к которым принадлежат лица польской национальности в России, Украине и Белоруссии, имеют право, в пределах внутреннего законодательства, самостоятельно устраивать свою внутреннюю церковную жизнь. Вышеозначенные церкви и религиозные общества имеют право, в пределах внутреннего законодательства, пользоваться и приобретать движимое, и недвижимое имущество, необходимое для выполнения религиозных обрядов, а также содержания духовенства и церковных учреждений. На тех же основаниях они имеют право пользования храмами и учреждениями, необходимыми для выполнения религиозных обрядов. Этими же правами пользуются лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше. Статья VIII. Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от возмещения своих военных расходов, т. Статья IX. Соглашение о репатриации, заключенное между Россией и Украиной с одной стороны, и Польшей — с другой во исполнение статьи VII, договора о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 года, подписанное в г. Риге 24 февраля 1921 года, — остаются в силе. Расчет и выплата действительных расходов на содержание военнопленных должны производиться каждые 3 месяца. Способ расчета и сумма издержек устанавливаются Смешанными Комиссиями, предусмотренными вышеупомянутым Соглашением о репатриации. Обе договаривающиеся стороны обязуются чтить и соответственно содержать могилы военнопленных, умерших в плену, а также могилы солдат, офицеров и иных военнослужащих, погибших в боях и похороненных на их территориях. Стороны обязуются впоследствии разрешать, по соглашению с местными властями, постановку памятников на могилах, равно как разрешать эксгумацию и вывоз на родину останков покойных по льготному тарифу и при соблюдении постановлений и правил внутреннего законодательства и требований народного здравоохранения. Вышеизложенные постановления относятся ко всем могилам и останкам заложников, гражданских пленных, лиц интернированных, беженцев и эмигрантов. Договаривающиеся стороны взаимно обязуются выдавать свидетельства о смерти вышеперечисленных лиц, а также довести до сведения о количестве и местонахождении могил всех похороненных без установления их личности. Статья X. Каждая из договаривающихся сторон предоставляет гражданам противной стороны полную амнистию за всякие политические преступления и проступки. Под политическими преступлениями и проступками понимаются деяния, направленные против государственного строя или безопасности государства, равно как и все деяния, совершенные в пользу другой стороны. Амнистия распространяется равным образом на деяния, преследуемые в административном или ином внесудебном порядке, а также и на проступки против правил, обязательных для военнопленных, гражданских интернированных и вообще граждан противной стороны. Применение амнистии, согласно п. Приостановление приведения в исполнение наказаний может и не иметь своим последствием освобождения из заключения, но в этом случае таковые лица должны быть немедленно выданы властям своего государства со всем делопроизводством. Однако, если данное лицо заявит о своем нежелании вернуться на родину, или же если отечественная власть откажется его принять, то таковое лицо может быть подвергнуто вновь заключению. Лица, привлеченные к ответственности, либо находящиеся под следствием или под судом за уголовные преступные деяния, а равно лица, отбывающие наказания за эти деяния, будут, по требованию государства, гражданами которого они являются, немедленно выданы со всем делопроизводством. Предусмотренная в настоящей статье амнистия распространяется на вышеуказанные деяния, совершенные до момента ратификации настоящего договора. Приведение в исполнение смертных приговоров за вышеуказанные деяния приостанавливается с момента подписания настоящего договора. Статья XI. Россия и Украина возвращают Польше следующие предметы, вывезенные в Россию или Украину со времени 1 января 1772 года с территории Польской Республики: а всякие военные трофеи например — знамена, штандарты, всякие военные знаки, орудия, оружие, полковые регалии и т. Обязательство возвращения не распространяется: а на предметы, вывезенные с территорий, расположенных на восток от границы Полыни, установленной настоящим договором, поскольку будет доказано, что эти предметы составляют продукт культуры белорусской либо украинской и что они в свое время попали в Польшу не путем добровольной сделки либо наследования: в на предметы, которые попали на территорию России или Украины путем добровольной сделки или наследования от законного их владельца, либо же были вывезены на территорию России или Украины самим их законным владельцем. Россия и Украина возвращают Польше вывезенные с территории Польской Республики, начиная с 1 января 1772 года и относящиеся к территории Польской Республики архивы, регистратуры, архивные материалы, дела, документы, реестры, карты, планы и чертежи, равно как печатные доски и клише, оттиски печатей и печати и т. Те же из вышеперечисленных предметов, которые, хотя и не относятся целиком к территории нынешней Польской Республики, но не могут быть разделены, возвращаются Польше. Россия: и Украина, передают Польше образовавшиеся в период с 1 января 1772 года до 9 ноября 1918 года во время российского управления землями, входящими в состав Польской Республики, — архивы, регистратуры, архивные материалы, дела, документы, реестры, карты, планы и чертежи законодательных учреждений, центральных, областных и местных органов всех министерств. Если бы в Польше нашлись предметы, перечисленные в этом пункте, относящиеся к территориям, остающимся за Россией и Украиной, — Польша на тех же основаниях обязуется передать их России и Украине. Постановления пункта 5 настоящей статьи не распространяются: а на архивы, регистратуры и т. Обе договаривающиеся стороны, соглашаясь, что систематизированные, научно-обработанные и представляющие, законченное целое коллекции, являющиеся основой сокровищниц мирового культурного значения, не должны подлежать разрушению, постановляют нижеследующее: если изъятие какого-либо предмета, подлежащего на основании п. Обе договаривающиеся стороны выражают готовность заключить специальные соглашения, касающиеся возвращения, выкупа или обмена предметов категории, перечисленных в п. России и Украина обязуются реэвакуировать в Польшу следующие-предметы, эвакуированные в Россию или Украину принудительно или добровольно с территории Польской Республики, начиная с 1 августа нового стиля 1914 года, т. Однако, предметы, возникшие до 1870 года или же жертвованные поляками, могут быть возвращены не в натуре, а возмещены в соответственном эквиваленте только при соглашении обеих сторон, в вышеупомянутой Смешанной Комиссии. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются на тех же основаниях реэвакуировать собрания и предметы, перечисленные п. Перечисленные в п. Обязательство доказать, что предмет погиб или исчез, возлагается на возвращающее государство. Если указанные в п. Равным образом должны быть реэвакуированы по требованию владельцев предметы, перечисленные в п. Расход по возвращению и реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство. Возврат и реэвакуация должны быть произведены независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будут отягчены никакими пошлинами и налогами. Каждая из договаривающихся сторон обязуется выдать другой культурные или художественные ценности, принесенные в дар или завещанные до 7 ноября н. Обе договаривающиеся стороны оставляют за собою право заключать впоследствии особые соглашения по вопросу о передаче вышеуказанных дарений или завещаний, совершенных после 7 ноября н. Статья XII. Обе договаривающиеся стороны признают, что государственное имущество всякого рода, находящееся на территории одного из договаривающихся государств или подлежащее на основании настоящего договора реэвакуации в это государство, составляет его неоспоримую собственность.
Уверен: она вызовет большой интерес у широкой общественности, придаст дополнительный импульс научно-исследовательской деятельности», — сказал он. На фото: Сергей Лавров В 2008—2013 годах сложные вопросы советско-польских отношений того периода были предметом пристального внимания российско-польской группы, созданной по решению руководителей двух стран, напомнил сопредседатель Российского исторического общества, ректор МГИМО Анатолий Торкунов. Если изучать исторические проблемы, опираясь на архивные документы, преследуя цель формирования более позитивного диалога, то такая исследовательская работа может сближать учёных, население, политические элиты. При условии, что последние не глухи к мнению исследователей. Это происходит также только тогда, когда историки и политики находят в себе желание и умение транслировать примирение и взаимопонимание в обществах своих странах. На фото: Анатолий Торкунов, Сергей Нарышкин В свою очередь открывшаяся выставка, по его мнению, как раз «работает» на сближение и диалог, а также способствует спокойному и полифоничному анализу прошлого нескольких современных государств Восточной Европы, которые исторически были частями Речи Посполитой и Российского государства в разных итерациях этих исторических доминант европейского континента. Сегодня такой анализ необходим, ведь, как сказал сопредседатель Российского исторического общества, академик РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян , польско-советская война продолжает оставаться в центре дискуссии историков России и Польши. Рижский договор, ознаменовавший завершение войны, имеет разные оттенки, отметил Александр Чубарьян, подчеркнув, что о негативных аспектах документа говорилось не раз. Он добавил, что договор представляет собой и исторический компромисс, который «лучше было бы осуществить без войны».
Латвия и Советская Россия на пути к миру. Рижский договор 1920 года
В день 100-летия заключения Рижского мирного договора рассуждаем о его роли в судьбе белорусского народа 18 марта 21 3467 Ровно 100 лет назад был заключен Рижский мирный договор, который предусматривал разделение территорий Беларуси и Украины и присоединение их западных земель к Польше. Для части белорусского народа, оказавшейся на оккупированных территориях, это событие стало крахом всех чаяний и надежд на сохранение своей культуры, национального самосознания и независимости, так как в составе нового государства белорусов ждали тотальная полонизация, обесценивание всех традиций, религии, языка и превращение территории Западной Беларуси в аграрный придаток Польши. Покушение на «беларускасць» 18 марта — скорбная дата в нашей отечественной истории, в том числе и по количеству неверных ее оценок, считает доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, кандидат исторических наук Владимир Егорычев. Однако сегодня в отношении нее историки употребляют другой термин — «польско-советская война». И это не случайно, ведь именно Польша в то время развязала боевые действия.
Надо сказать, что эта война прошлась по территории Беларуси, Украины, Литвы и также самой Польши. Белорусы оказывали ожесточенное сопротивление захватчикам, но гарантировать свою безопасность в виду разных обстоятельств не смогли. Много спекулируют и на том, что белорусская делегация официально не присутствовала на переговорах в Риге, но забывают, что у белорусов с Россией был военный договор, — подчеркивает эксперт. По словам Владимира Егорычева, Советский Союз недооценил силы польской армии, к тому же не имел достаточного военного опыта, поэтому под Варшавой советские войска потерпели поражение: — Армия Польши была полностью экипирована западными странами: почти вся польская армия готовилась на территории Франции, американцы давали свои самолеты, танки.
Поскольку Советскому Союзу не хватило сил завершить эту войну в свою пользу, пришлось вступить в переговоры. В итоге был заключен Рижский мирный договор, по которому западные территории Беларуси и Украины отходили Польше.
Под влиянием военных успехов большевики, говоря словами Ленина, решили «штыками пощупать - не созрела ли социальная революция пролетариата в Польше». Об охватившей большевистское руководство кратковременной эйфории свидетельствует представленный на выставке приказ И.
Сталина по прямому проводу от 23 июля 1920 г. Неверная оценка ситуации на фронте привела к тому, что советские войска потерпели поражение под Варшавой. Лишь вновь оккупировав большую часть Белоруссии и всю Западную Украину, захватив Виленский край Литвы, Варшава согласилась на перемирие. В Польше эти события трактуются как «чудо на Висле», которое позволило «спасти Европу от большевизма».
Однако сегодня очевидно, что не будь польской агрессии против ее восточных соседей, не состоялось бы и похода Красной армии в Польшу. Истощение воюющих сторон способствовало началу мирных переговоров. Активизировались усилия лидеров стран Антанты, прямо или опосредованно выступавших на стороне Польши в ходе всего конфликта. Ярким проявлением такой политики стала нота от 11 июля 1920 г.
Чичерину о необходимости заключения перемирия между Советской Россией и Польшей, большевиками и Врангелем, и восстановления мира в Восточной Европе.
Представители Белорусской ССР участия в процессе не принимали, от ее имени это сделала советская делегация. Но советская сторона согласилась только на 30 миллионов и 300 паровозов европейской колеи, 435 пассажирских и 8100 товарных вагонов. Кроме того, Польша обязалась предоставить украинцам и белорусам языковые и культурные права, а те в свою очередь должны были вернуть все, что вывезли с ее территории начиная с 1772 года. В том числе военные трофеи, библиотеки и коллекции произведений искусства, архивы органов власти и общественных организаций, документы и карты, научные лаборатории и приборы. Вплоть до колоколов и предметов культа. Также все стороны договорились в течение полутора месяцев начать торговые переговоры и немедленно установить дипломатические отношения. Ожидание и реальность Проблемы с выполнением пунктов Рижского договора возникли почти сразу после его вступления в силу. Вопреки статье о предоставления культурных прав белорусам и украинцам, Польша еще зимой 1920 года начала проводить политику полонизации насаждение польской культуры новых окраин.
Во-вторых, существующие интерпретации в основном представляют оценки случившихся событий. В работах польских историков и публицистов иногда можно встретить мнения о том, что Варшава «должным образом не позаботилась о том, чтобы огромные территории, оставшиеся на советской стороне границы, принадлежали Польше». Или о том, что «осенью 1920 года польские войска должны были двинуться на Кремль по следам гетмана Жолкевского, свергнуть большевиков и восстановить Речь Посполитую в границах, существовавших до раздела». В этой версии Рижский мирный договор представляется «политической глупостью» и «отложенным самоубийством». Польские окопы под Милосной, август 1920 года Как замечает одно из польских изданий, окончание польско-советской войны стало «проигранной победой». Новый геополитический порядок показал компромиссность и хрупкость сложившейся ситуации. Переговорные позиции Польши в Риге оказались намного слабее, чем до киевской экспедиции Пилсудского. Хотя маршал выиграл войну, он был отстранен от принятия наиболее важных решений. Пилсудский «справедливо опасался, что Советы скоро потребуют западные области Украины и Белоруссии». Международное положение Польши стало слабее, чем годом ранее — «референдумы на Вармии, Мазурах и в Повисле закончились неблагоприятно для Варшавы, а решение сверхдержав в Спа выделило Чехословакии большую часть Тешинской Силезии».