Юридический факт перехода канала к Панаме состоялся в указанный срок. В 1880 году Фердинанд де Лессепс возглавил «Всеобщую компанию Панамского межокеанского канала».
Панамский канал: актуальность и влияние на международную торговлю после 1945 года
Сегодня Панамский канал принадлежит Панаме и играет важную роль в морских перевозках. Доставка товаров через Суэцкий и Панамский каналы оказалась под угрозой срыва. История Панамского Канала восходит к первым испанским исследователям, прибывшим в Америку. Панамский канал это не только важнейший морской транспортный узел западного полушария, но и важнейший военный объект США, так как именно он позволяет американскому флоту оперативно маневрировать между Атлантическим и Тихоокеанским театрами.
ПАНА́МСКИЙ КАНА́Л
По состоянию на 2014 год Панамский канал принадлежит и контролируется Панамой. Со дня ввода в строй новых шлюзов Панамского канал прошло семь лет. Со дня ввода в строй новых шлюзов Панамского канал прошло семь лет. Во-первых, хоть Панамский канал официально и передан Панаме, но значительная доля прибыли от его эксплуатации продолжает уходить американцам. Канал управляется государственным органом Панамского канала (PCA), который работает с финансовой автономией и собственными активами. Человека, которому предстояло сыграть решающую роль в истории Панамского канала, звали Мануэль Амадор Герреро, и работал он врачом на Панамской железной дороге, по-прежнему принадлежащей одной из нью-йоркских компаний.
FT: Поставки товаров через Панамский и Суэцкий каналы оказались под угрозой
Многоканальная беда: Панамский канал останавливается, Суэцкий — под вопросом. Торговля через Панамский канал представляет собой мощный катализатор экономического роста и предоставляет беспрецедентный доступ к международным рынкам. Теперь Панамский канал принадлежит стране, в которой он и построен. договоры 1977 года о передаче Панамского канала от США Панаме после 1999 года.
Администрация Панамского канала сделала заявление по проходу российских судов
договоры 1977 года о передаче Панамского канала от США Панаме после 1999 года. The Panama Canal Authority has unveiled a series of measures aimed at optimizing transit operations while ensuring safe navigation through. До 31 декабря 1999 года Панамский канал полностью принадлежал США.
Многострадальный проект Никарагуа: похоже, что конкурента Панамского канала не будет
Welcome to the official account of the #PanamaCanal, the leader in global connectivity & driver of progress in Panama. Follow us on Twitter @thepanamacana. Обратимся к истории строительства Панамского канала и выясним, в какой части карты мира располагается Панамский канал. "Тогда шли такие новости, что якобы сотрудники компании Панамского канала отправляются в Панаму, беря с собой гробы", – отметил Дмитрий Елесеенко.
История Панамского канала. Досье
На его строительство потрачено примерно 400 млн долларов. Канал заменил долгий и опасный морской путь в обход мыса Горн. Первый пароход через Панамский канал прошёл 15 августа 1914 года. Панамский канал отличали совершенно новые в мировой практике средства безопасности. Было решено: суда не станут проходить через шлюз собственным движением, а их будут передвигать особые электрические локомотивы, ходящие вдоль шлюза. Общая длина канала 82 километра, его ширина колеблется от 150 до 300 метров, глубина — от 15 до 26 метров. Фарватер не прямой, а извилистый, поскольку в значительной мере следует прежнему руслу реки Чагрес. Обычно для прохода через канал судну требуется 8—9 часов. Пропускная способность канала — до 50 судов в сутки.
Ежегодно по Панамскому каналу проходит около 14 тысяч судов. Практически в самом центре канала находится гора Кулебра. Именно здесь и был самый трудный участок строительства, который потребовал больше всего усилий. Суда проходят 11 километров между двумя крутыми и отвесными склонами высоких холмов, возвышающимися на 50—60 метров.
Разрыхление грунта производится обыкновенно посредством взрывов. Для удаления грунта проложена сеть железных дорог. Выемка в районе горы Кулебра является самой большой, когда-либо исполнявшейся в мире. Ея размеры так громадны, что в высоту в неё поместился бы Кёльнский собор. С шумом, рёвом и свистом работают паровые лопаты и движутся поезда. Клубы пара и тучи дыма вырываются и проносятся в воздухе.
Вспоминаются описания Дантова ада. Глухие раскаты полуденных взрывов дополняют грозное впечатление… Во время моего посещения Панамского канала работы по постройке всех трёх групп шлюзов шли с большой интенсивностью. Наиболее импозантный вид имела группа Гатунских шлюзов. Материалы для изготовления огромных масс бетона привозятся издалека. Цемент доставляется из Нью-Йорка. Камень добывается в карьерах близ Портобело. Песок берётся по берегам Тихого и Атлантического океанов. Вес материалов, входящих в состав этого сооружения, потребовал для своей перевозки 320 000 вагонов…» Этот грандиозный проект осуществляли более 75 тысяч рабочих. Строительство Панамского канала закончилось к середине 1914 года. С этого момента Северную и Южную Америку разделили смешавшиеся в канале воды Атлантического и Тихого океанов.
На его строительство потрачено примерно 400 млн долларов. Канал заменил долгий и опасный морской путь в обход мыса Горн. Первый пароход через Панамский канал прошёл 15 августа 1914 года. Начало работы Панамский канал отличали совершенно новые в мировой практике средства безопасности. Было решено: суда не станут проходить через шлюз собственным движением, а их будут передвигать особые электрические локомотивы, ходящие вдоль шлюза. Общая длина канала 82 километра, его ширина колеблется от 150 до 300 метров, глубина — от 15 до 26 метров. Фарватер не прямой, а извилистый, поскольку в значительной мере следует прежнему руслу реки Чагрес. Обычно для прохода через канал судну требуется 8—9 часов. Пропускная способность канала — до 50 судов в сутки. Ежегодно по Панамскому каналу проходит около 14 тысяч судов.
Практически в самом центре канала находится гора Кулебра. Именно здесь и был самый трудный участок строительства, который потребовал больше всего усилий. Суда проходят 11 километров между двумя крутыми и отвесными склонами высоких холмов, возвышающимися на 50—60 метров. Подъём, а потом опускание судов на высоту 26 метров над уровнем океана производятся с помощью трёх ступеней шлюзов. Длина шлюзовых камер — 305 метров, ширина — 33,5 метра. Шлюзы двойные, так что по ним могут проходить одновременно суда в оба направления. Сегодня, как и много лет назад, суда проводят через шлюзы электровозы. Правда, они значительно изменились — их конструкция стала более совершенной. Стоимость одного такого «электромула», специально разработанного для нужд Панамского канала, — их производят в Японии — составляет 2 млн долларов. Число людей, обслуживающих работу Панамского канала, сравнительно невелико — всего 10 тысяч человек.
Плата за проход по каналу зависит от класса, размеров и типа судна. Зависит она и от объёма груза и от того, является ли корабль военным или морским госпиталем и т.
Даже в английской прессе появляются статьи о том, что идея канала, вполне возможно, не так уж и плоха. От Лессепса уже не отмахнуться, его принимает и с ним дискутирует даже премьер-министр Англии Пальмерстон, причем Лессепс в таких дискуссиях выглядит очень убедительно. Суэцкий канал, схема строительства и карта перепада высот. Это усиление собственных позиций дает возможность Лессепсу собрать в ноябре 1855 года в Париже цвет мировой инженерии и министров общественных работ и торговли ряда стран в числе которых Австрия, Пруссия, Франция, Англия и даже воюющая, пусть в это время уже — формально, с двумя последними, Россия — война войной, но здесь дела мировой значимости. Техническая элита обсуждает варианты проекта канала, а после, в полном составе, отправляется в Египет, где Лессепс выкидывает один из своих лучших фокусов: его переводчики и его сопровождающие на каждом шагу демонстрируют, как важен, значим и знаменит Лессепс в Египте, как одно его имя якобы «распахивает любые двери». Подогретая Лессепсом пресса описывает истории, вроде такой: когда министр Сардинии захотел посетить мечеть, в которую не мусульман не пускали, то проводник министра якобы сказал служащему мечети, что сам Лессепс просил провести для министра такую экскурсию: двери мечети были мгновенно распахнуты, а министра ожидал самый любезнейший прием.
Подобными случаями пестрит история поездки этой международной делегации, в течении которой якобы имя Лессепса отворяло двери и дворцов, и хижин, и все эти простые хитрости способствуют взлету и без того уже высокого авторитета Лессепса в глазах европейцев. Всем, благодаря прессе, становится известно, что на свете есть человек, могущество которого в Египте беспредельно. Впрочем, главную задачу этого шоу Лессепс видит в ином — «международная комиссия инженеров и ученых» и сделанные ими выводы — еще один очень важный шаг в направлении легализации идеи канала. Блок, посвященный юбилею Суэцкого канала, с памятной маркой, на которой изображены де Лессепс и Саид-паша. Лессепс выкручивает руки Саиду, получая для канала всё новые и новые льготы, в том числе и лично для себя он становится президентом акционерного общества по управлению каналом сроком на 10 лет. Общественное мнение европейцев понемногу качнулось в сторону Лессепса, но позиции правительства Англии, главного тормоза в строительстве канала, были незыблемы, даже смена правительства в Лондоне и Стамбуле не изменила ситуации. И Лессепс пускается на рискованный шаг: он объявляет о создании акционерного общества «Всеобщая компания Суэцкого канала». Выпускаются акции, 400 тысяч, стоимостью по 500 франков за штуку, что совпадает с оценкой строительства канала международным сообществом инженеров, посетивших Египет 200 млн.
Ценные бумаги акционерного общества Суэцкого канала. Лессепс буквально терроризирует рантье, раздувая через прессу патриотическую истерию: раз это не нравится Англии, значит, это хорошо для Франции, и каждый «настоящий француз» из «патриотического долга» обязан купить акции канала. Это помогает 207 тысяч акций распространяется во Франции , но вот с продажей в других странах дело идет туго. Россия, Пруссия и другие страны отважились на единичные покупки, и Лессепс в очередной раз вьет веревки из Саид-паши, объявляя его владельцем очень большого пакета акций — даже Саид, мягкая игрушка в руках своего хищного «друга», пробует сопротивляться, но, конечно же, как и всегда, уступает и позволяет себя использовать. Юридически акционерное общество должно было бы начинать действовать после покупки всех акций, вот только непроданными остаются более 100 тысяч. Может, это и остановило бы кого-то, вот только не Лессепса — он объявляет о том, что продажи закрыты и капитал сформирован, вторично пользуясь именем и мягкотелостью Саид-паши, и приступает к делу. Уже известный нам Алоис Негрелли, автор проекта канала, назначен главным инспектором строительства. Он успевает до своей смерти в 1858 году провести разметку канала, но после его смерти всеми работами самостоятельно руководит уже Лессепс, который решает массу технических и организационных задач, привлекая для решения задач технически грамотных инженеров.
Впрочем, именно с этого момента за Лессепсом закрепляется незаслуженная слава инженера, чему сам он очень рад, ему льстит, когда пресса именует его «инженером Лессепсом». Алоиз Негрелли, Суэцкий канал построен по его проекту. Начало, собственно, строительных работ в апреле 1859 года, при всей их ожидаемости, вызвало невероятный дипломатический скандал и поставило великие державы чуть ли не на грань войны. Англичане со спартанской прямотой объявили Саиду-паше, что «симпатии к Суэцкому каналу всерьез угрожают существованию Вашей династии». Турецкие власти прямо приказали своему вали Саиду прекратить все работы. Перепуганный Саид тут же транслирует запрет Лессепсу, но… но неугомонный француз просто игнорирует приказ своего египетского друга, что вовсе не означает, что Лессепс надеется на «авось» — он разворачивает довольно бурную дипломатическую деятельность, добиваясь полного одобрения его работы императором Франции. Наполеон III уже не просто «сочувствующий» проекту, он полностью в деле — в Египет и Константинополь направляются соответствующие, довольно грозные по содержанию, ноты, а Лессепс еще и добивается публичного выражения полной поддержки своему проекту в Австрии и Сардинии. Встретив столь категорический отпор, англичане несколько умеряют пыл: серьезные конфликты никому не нужны, у них хватает проблем в Индии, где в тот момент сконцентрирована значительная часть их армии.
Строительство началось, причем сама работа не кажется никому сложной, в Европе с некоторой иронией пишут, что надо всего-то прокопать очень длинную канаву. Для рытья этой канавы компания Суэцкого канала нанимает в Европе первых своих сотрудников, числом несколько более 2 тысяч — в основном, это инженеры и техники, хотя есть и неквалифицированные работники. Для рытья очень длинной канавы нужны рабочие руки, причем, учитывая полное отсутствие механизации — очень много рабочих рук. Современный Порт-Саид. Ну, может быть, и не «новый Константинополь», но — полумиллионный город, живущий вполне энергичной жизнью. Взять их неоткуда, места, через которые должен пройти канал, практически безлюдны несколько бедуинских кочевий и пара мелких рыбацких поселков , а нужны были десятки тысяч рабочих рук. Лессепс выкидывает очередной трюк — поселок строителей на берегу Средиземного моря он торжественно называет Порт-Саидом в «честь своего лучшего друга Саид-паши», смело обещая новому городу славу «нового Константинополя» ну, логично — коль строится «новый Босфор», то должен же быть и «Новый Константинополь». Этот «щедрый подарок» Лессепса египетскому вали был, понятно, сделан не просто так — от Саид-паши ожидалась ответная благодарность, и она, разумеется, не заставила себя ждать.
Вскоре на прокладке канала работает уже более 25 тысяч человек, это — бесплатная рабочая сила, отрабатывающая «барщину». Правда, их надо кормить и снабжать водой — доставкой воды в разгар строительства заняты более 6 тысяч верблюдов. Подобное — совсем не редкость в истории страны, даже за примером ходить далеко не нужно: только что построенная Стефенсоном-младшим железная дорога строилась именно так, силами феллахов. Строительство канала. Сведения об этом просочились в английскую прессу, которая громко заговорила о нечеловеческих условиях труда, на что Лессепс, естественно, ответил обвинениями в адрес англичан в том, что построенные ими в Египте железные дороги «вымощены костями невинных феллахов». В итоге соревнование в цинизме закончилось вничью и затихло само собой. Со статистикой смертей при железнодорожном строительстве и в самом деле не всё понятно, во всяком случае, она явно была ниже, чем при рытье «длинной канавы».
Для этого во Франции основали акционерное общество.
За 200 лет и 600 миллионов франков его руководители обещали сделать все в лучшем виде. Деньги взяли у обычных французов — в обмен на акции по 500 франков за штуку. По тем временам это было очень дорого. Купить ценную бумагу мог не каждый буржуа средней руки, что уж говорить о простых рабочих. И те акционеры, которые это сделали, посчитали, что этого должно быть достаточно, чтобы прорыть этот канал", — отметил политолог Алишер Захидов. Depositphotos Обманутые вкладчики Денег за продажу акций выручили даже в два раза больше, чем планировали — более миллиарда франков. Строить начали в феврале 1881 года. Однако очень быстро что-то пошло не так.
За три года канал прорыли всего на пять процентов, истратив на это больше половины собранных средств. Это требовало согласования с банками, это требовало согласования сената французского. Через банки шли огромные суммы на комиссии по обналичиванию средств, что тоже являлось одним из источников финансовых махинаций", — отметил ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин. Придумка не сработала, и спустя восемь лет после начала строительства акционерная компания по возведению межокеанского канала обанкротилась. На тот момент у нее было более 800 тысяч вкладчиков. Все они потеряли свои сбережения. Начался судебный процесс. Во время разбирательства выяснилось: из собранного 1 миллиарда 335 миллионов франков на строительство ушло только 600 миллионов.
Остальные исчезли. Потому что было куплено огромное количество журналистов, которые освещали, делали рекламу данному предприятию. Потому что для многих инвесторов было непонятно, зачем инвестировать в строительство канала на другом конце света", — пояснил Александр Камкин.
Проход кораблей по Панамскому каналу без очереди стоит до 4 миллионов долларов
Ее юристы и консультанты сопровождали сделки по регистрации и сопровождению деятельности десятков тысяч офшоров, клиенты полностью доверяли ей и делились той информацией, что не всегда раскрывали в налоговых декларациях. А инвестиционный фонд Blairmore Holdings, принадлежавший биржевому маклеру и мультимиллионеру Иэну Кэмерону, отцу британского премьер-министра Дэвида Кэмерона , с помощью Mossack Fonseca уклонялся от налогов. Из документов Mossack Fonseca также следует, что трое детей премьер-министра Пакистана Наваза Шарифа зарегистрировали на Британских Виргинских островах по меньшей мере четыре офшорных фирмы, которые владели минимум шестью роскошными домами в районе лондонского Гайд-парка стоимостью миллионы долларов. Там же говорится, что актер Джеки Чан владеет шестью офшорными компаниями, управляемыми этой же юридической фирмой. ICIJ подчеркивает, что доказательств использования Чаном офшоров в незаконных целях нет: «Владение такими компаниями не запрещено законом, а для cовершения некоторых международных деловых операций это логичный выбор».
Услугами Mossack Fonseca пользовались не только политики и их близкие: 33 человека и компании, фигурирующие в документах, находятся под санкциями США за то, что якобы вели бизнес с мексиканскими наркоторговцами, террористическими организациями и диктаторскими режимами, такими как Северная Корея и Иран. Что известно о Mossack Fonseca Становление самой Mossack Fonseca, по данным журналистов, можно связывать с одним из преступлений века — кражей 7 тыс. Один из основателей панамской компании Юрген Моссак помогал тогда отмывать похищенное, сказано в расследовании. Моссак родился в 1948 году в западногерманском Фюрте.
Фонсека родился в Панаме в 1952 году. Юрист по образованию, на досуге он занимается писательским делом и за всю жизнь опубликовал около дюжины книг. Дважды в 1994 и 1998 годах Фонсека становился лауреатом панамской литературной Премии имени Рикардо Миро. Основатель и глава Панамской книжной палаты, Фонсека лично знаком с президентом Панамы Хуаном Карлосом Варелой и является его советником.
Последняя работа Фонсеки вышла в 2012 году и называется «Мистер Политикус». Как политический триллер книга описывает «запутанные схемы, используемые беспринципными политиками для получения власти и достижения своих амбиций». Содружество непрозрачных государств Среди упомянутых в расследовании лидеры сразу нескольких постсоветских государств. Так, зарегистрированная в 2014 году на Британских Виргинских островах компания Prime Asset Partners Ltd стала холдингом для украинских и кипрских структур принадлежащей президенту Украины Петру Порошенко корпорации «Рошен», а сам глава государства — ее единственным владельцем.
Порошенко не указывал компанию в своих декларациях за 2014—2015 годы.
Степень их антиамериканизма зашкаливает. А теперь смотрим на карту еще раз: Никарагуа находятся в самом подбрюшье США. В случае необходимости, даже не выходя из портов подводные лодки могут отстреляться теми же «Цирконами», подлётное время которых до побережья США составит всего 8 минут. Впрочем, имея такую близкую и удобную базу, наши и китайские субмарины вполне могут бороздить просторы Карибского моря месяцами это ведь не то же самое, что в каждый поход отправляться с Камчатки или Находки. Подлётное время боеголовок сократится до минут или даже секунд.
Кроме того, наши самолеты получат в свое распоряжение непотопляемый авианосец всего в 1200 километрах от США. Это же будет настоящая головная боль для американцев, если не сказать — тихий ужас. Ну, и истерику же они тогда закатили… Забыли и про демократию, и про уважение чужого суверенитета. Просто взяли и заблокировали кубинцев, выставив жесточайший ультиматум. Их уж обошел Китай, а совместная военная мощь Китая и России не позволит американцам действовать так же, как они действовали в 60-х годах. Именно поэтому США понимают, что допускать Россию и Китай в Никарагуа нельзя никакими способами — выгнать нас оттуда они уже не смогут.
Ранее канцлер ФРГ Олаф Шольц констатировал, что экономика страны переживает не лучшие времена из-за зависимости от экспорта. Несмотря на то, что не один десяток лет Германия была локомотивом европейской экономики и причиной ее роста, в настоящее время возможен период слабости. Кроме того, Шольц отверг призывы субсидировать бизнесу цены на электроэнергию и увеличивать федеральные расходы.
Америке, пересекающий Панамский перешеек в его наиболее низкой части и связывающий Атлантич. Один из важнейших трансп.
Проходит в пределах особой зоны, находящейся под юрисдикцией США. Идея прорытия канала относится к нач. Панамы договор, по к-рому получили право беспошлинного транзита через Панамский перешеек.
Панамский канал 2.0: шире, глубже, мощнее
Панамский скандал | Canal de Panamá) — судоходный канал, соединяющий Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном, расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама. |
Панамский канал обрел своего хозяина | В Панамском канале обмеление с лета 2023 г. Проблема стоит настолько остро, что вводятся строгие квоты на количество судов, которые могут пройти через канал. |
От Суэца до Панамы. От гения до проходимца / Хабр | Строительство Панамского канала началась в 19 веке и продолжалось многие годы. |
Панамский канал - источник неисчерпаемого богатства. Какие страны получают выгоду от транзита
Например, на Гатун приходится почти 33 из 79 километров его длины. Использование подобной естественной долины позволило значительно сократить объем земляных работ. Впрочем, их масштаб все равно поражал. Американцам потребовалось переместить 130 млн кубометров грунта и горной породы, и это не считая 23 млн кубометров, уже вынутых французами. Безусловно, США использовали на строительстве все последние технические достижения того времени, включая 102 новых паровых экскаватора, которым помогали паровые краны, гигантские гидравлические горные дробилки, цементные миксеры и прочее оборудование, свидетельствовавшее о наступлении нового, прогрессивного века. Помимо необходимости сооружения массивных бетонных шлюзов, формирования дамбы, создания озер и прокладки собственно русла канала, строителей на его трассе ждало еще одно испытание — холмистая гряда, являющаяся частью американского континентального водораздела. В гористой цепи высотой 110 метров над уровнем моря необходимо было вырыть проход, получивший впоследствии название Кулебра. Фактически целый сегмент горы нужно было срыть практически до основания.
Французы понизили ее высоту до 59 метров, американцы — до 12 метров. В общей сложности для создания прохода длиной в 12,6 километра было перемещено 76 млн кубометров грунта и скалистой горной породы. На объекте работало 6 тыс. Кулебра сейчас В 1914 году «стройка века» была завершена. Эффективный менеджмент был показан во всей его красе. Зона Панамского канала являлась фактически частью Соединенных Штатов Америки до 7 сентября 1977 года. В этот день настойчивые усилия панамского правительства по возвращению себе контроля над частью территории страны наконец-то увенчались успехом.
Хотя панамцы не вложили в стройку ни цента и несмотря на то, что самим фактом существования государства они были обязаны американцам и возведенному им объекту, США согласились сначала установить над каналом совместный контроль, а 1 января 2000 года полностью передать объект и окружающую его зону Панаме. В 1914 году через Панамский канал прошло около 1000 судов, спустя столетие каждый год из Тихого океана в Карибское море и обратно с его помощью переплывают 15 тыс. Разумеется, стоимость проходки зависит от размеров судна, его нагрузки и срочности этого процесса. Поступления от эксплуатации канала сейчас составляют значительную часть бюджета Панамы. При этом само его существование выполняет для страны цивилизаторскую, прогрессорскую функцию. Благодаря доходам от объекта Панама сейчас является одной из самых благополучных стран Латинской Америки, щедро инвестируя их в развитие экономики. Здание администрации Панамского канала Столица Панамы благодаря поступлениям от эксплуатации канала выглядит современным городом И одним из главных инвестиционных проектов государства является расширение источника своего относительного процветания, достигнувшего пределов пропускной способности.
Ввод их в эксплуатацию ожидается в середине 2016 года. Строящаяся новая система шлюзов видна слева от действующей Это происходит на фоне реанимации старой идеи о возведении еще одного трансокеанского канала по старой никарагуанской трассе. Формально подготовка к сооружению этого дублера и конкурента Панамы началась в конце 2014 года, однако спустя почти год особых подвижек на данном объекте не видно. Особенно заинтересован в его появлении на свет Китай, зависящий от поставок танкерами венесуэльской нефти. В общем-то, и строительство его будет вестись в основном на китайские деньги. Левацкое правительство Никарагуа обещает своему народу уже через десять лет золотые горы, дополнительную работу двум сотням тысяч граждан страны, более широкий и глубокий, чем Панамский, канал — остальному миру. Выйдет ли из этих обещаний толк, пока можно только гадать.
Панаме же остается лишь благодарить США, Францию, Фердинанда де Лессепса, президента Теодора Рузвельта, погибших и выживших безвестных строителей, инженеров, собственных сепаратистов начала XX века, судьбу и движение литосферных плит за то, что стране повезло возникнуть в это время и в этом месте.
Первоначально они по-прежнему отдавали приоритет своему давнему никарагуанскому маршруту, но, проанализировав события во Франции, поняли, что могут перекупить у нее частично построенный объект за совершенно символические деньги. Это и случилось в 1902 году.
К реализации проекта США приступили со свойственными этому государству энтузиазмом и энергичностью. Для начала необходимо было получить соответствующую концессию у правительства Колумбии. Американцы, по своему обыкновению, решительно хотели полной собственности не только над будущим каналом, но и над зоной вдоль него.
Гордую Колумбию такой вариант развития событий не устраивал, и тогда правительство США во главе с президентом Теодором Рузвельтом инспирировало провозглашение провинцией Панама, где располагался желанный перешеек, независимости от Колумбии. Новая страна на политической карте мира появилась 3 ноября 1903 года кстати, Колумбия согласилась признать, что «Панама не наша», в 1921-м после определенной финансовой компенсации со стороны США. Спустя всего 15 дней после образования новорожденной страны ее правительство подписало необходимое соглашение с американцами.
Разобравшись с юридическими тонкостями, Соединенные Штаты приступили к решению следующих задач. Чтобы кардинально уменьшить смертность на стройке, американцы провели масштабную дезинсекцию зоны канала и ее окрестностей. Комары, разносившие смертельные малярию и желтую лихорадку, не просто уничтожались.
Американцы, руководствуясь современными принципами, ликвидировали причины их появления: осушались болота, проводилась их мелиорация, вырубались джунгли, выжигалась трава. Инфекции были успешно побеждены. Вопрос рабочей силы был снят не столь успешно.
Инженерно-технический персонал комплектовался из белых американцев. Однако вместо выходцев из Вест-Индии африканского происхождения, которых на неквалифицированных работах использовали французы, американская администрация первоначально хотела завезти европейцев из бедных южных стран: Италии, Греции и Испании. Оказалось, впрочем, что итальянцы или испанцы к началу XX века уже были развращены социалистическими идеями и прочим политическим брожением, а потому систематически устраивали неприятности на стройплощадке.
В конечном итоге США вновь обратились к безропотным афрокарибским работникам. На пике работ в зоне Панамского канала было занято более 40 тыс. Всего на американском этапе стройки поучаствовало более 75 тыс.
Определенное внимание администрация канала была вынуждена уделить и социальной инфраструктуре для рабочих. Первоначально культурно-развлекательные объекты ограничивались лишь салунами, где строители в основном выпивали, морально разлагались, а потом и вовсе, устав от такого образа жизни, возвращались на родину. В конечном итоге американцам пришлось построить для них сеть своеобразных домов культуры с библиотеками, бильярдными, боулингами и спортзалами.
Кроме того, был возведен и целый ряд полей для бейсбола. Это позволило существенно снизить текучку кадров. Наконец, новые собственники Панамского перешейка изменили сам проект канала.
Бесшлюзовая идея Лессепса была признана неперспективной, вместо этого предлагалось возвести объект по следующей схеме. Шесть шлюзов, расположенных у атлантического выхода канала, и столько же с тихоокеанской стороны поднимали и опускали корабли до высоты в 26 метров над уровнем моря. Здесь же создавались два глубоководных порта у городов Колон и Панама-Сити.
Сами по себе для начала XX века панамские шлюзы были выдающимися инженерными сооружениями.
Уже в начале ноября панамские власти снизили поток проходящих судов с 36 до 31 в день, затем — до 25, а к февралю 2024 года этот показатель должен составить 18 кораблей, а скорее и еще меньше. Очередь судов на проход через него уже настолько велика, что на рынках некоторых стран уже начались перебои с поставками товаров, а часть судовладельцев готова переплачивать сотни тысяч долларов за более длинный путь через Суэцкий канал, сообщило двумя неделя позже агентство Bloomberg.
Любопытно при этом, что власти канала как раз и не заинтересованы в ликвидации затора, поскольку он приносит большие деньги. Напомним, что нечто подобное происходило весной 2021 года, когда в другом важнейшем канале планеты — Суэцком застрял сухогруз Evergreen, надолго парализовав движение по этой транспортной артерии. Тогда, как писали «Новые Известия», там застряли более 350 судов и многие мировые компании, в том числе и нефтяные, понесли огромные убытки.
Подорожает газ, и, возможно, нефть То же самое происходит сегодня. Так, в середине ноября два газовоза постояли перед входом в Панамский канал и отошли от него, не дождавшись разрешения на проход. Ситуация ставит под угрозу торговлю энергоносителями, потребительскими товарами и продуктами питания, поскольку перевозчики вынуждены преодолевать тысячи дополнительных миль для осуществления поставок.
Но главное, что ситуация может вынудить крупные нефтяные танкеры полностью прекратить использовать Панамский канал, который является самым коротким путем из Атлантики в Тихий океан, продлевать свои рейсы на тысячи миль, идя вокруг Африки или Южной Америки, пишет Bloomberg. По прогнозам климатологов, в ближайший год Панамский канал не наполнится водой, то есть проблема его пропускной способности будет только возрастать.
Называется она Северный Морской Путь. СМП позволяет существенно экономить на перевозках и успешно соединяет Восточное и Западное полушария.
Но загвоздка в том, что владеет Севморпутем Россия. Что, естественно, не нравится Западу. Но не мешает Пути развиваться. Если в 2014 году через него провезли 4 миллиона тонн грузов, то в уже наступившем 2024 году планируют достичь отметки в 70 миллионов тонн, а к 2035 грузопоток должен составить 150 миллионов тонн.
Для обслуживания СМП необходимы ледоколы, и тут тоже Россия является лидером. По словам главы Минтранса Виталия Савельева, в состав национальной группировки входит 41 ледокол, в том числе 34 дизельных и 7 атомных. Отечественный ледокольный флот является крупнейшим в мире, а атомных ледоколов нет больше ни у кого. Зато в РФ они строятся один за одним.
За последние годы в строй введены сразу три ледокола проекта 22220 самые мощные ледоколы из существующих — «Арктика», «Сибирь» и «Урал». По плану в этом году в строй войдет «Якутия» — еще один атомоход проекта 22220 , а в 2026 и 2027 годах к ним добавятся еще два таких же: «Чукотка» и «Россия». В том же 2027 году в строй должен встать ещё более крупный и мощный «Лидер».