Новости название народного промысла

2022 год объявлен «Годом Народного искусства и нематериального культурного наследия». С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Зародился русский народный художественный промысел в Заволжье, а свое название получил по одному из сел Нижегородского округа – Хохлома.

Виды русских народных промыслов

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой – Самые лучшие и интересные новости по теме: Народный, Русской, промыслы на развлекательном портале Удивительные иллюстрации, посвященные русским ремеслам и народным промыслам, создает современная художница Мила Лосенко. Холуйская миниатюра — народный художественной промысел зародившийся в селе Холуй Ивановской области, после революции и запрещения иконописного ремесла.

Неотъемлемая часть русской культуры или всё, что нужно знать о народных промыслах

Путеводитель по народным промыслам России 30 Июл 2022 Новости Эта новость была добавлена более года назад. С тех пор прошло много времени и многое могло поменяться — учитывайте это. По всей территории России созданы уникальные центры народных промыслов, специализирующиеся на изготовлении удобных и красивых изделий.

Позже в доме мужа большой свадебный сундук порой служил жене спальным местом.

Чуть подогнув ноги, хозяйки, лёжа на своём приданом, отдыхали от домашних дел. В Макарьевском уезде Нижегородской губернии процветало производство сундуков из металла. Владимир Даль в своём толковом словаре, давая определение слову «сундук», упоминает и макарьевские сундучки, которые покупали торговцы со всей Руси, Закавказья, из Хивы и Бухары.

В своё время к Макарьевскому уезду относилось и село Раскаты. Там зародилась собственная традиция украшения свадебных сундуков: расписывали только переднюю стенку сундука. Делали это мастерицы-женщины, как правило, масляными красками.

Рисунок состоял из трёх частей, по бокам — геометрический орнамент. Как правило, это были ромбы, раскрашенные в разные цвета. В центре свадебного раскатовского сундука было изображение цветка, букета, дерева, стоящего на пригорке или обнесённого заборчиком.

Это был символ девичьей красы. Если замуж выходила женщина, в те времена чаще всего вдовая, то центр изделия украшал венок из цветов. Каждый свадебный сундук был уникален, росписи никогда не повторялись.

В наши дни народный художественный промысел раскатовских сундуков практически утрачен. Однако сейчас есть инициативная группа мастеров, пытающихся вернуть эту технику росписи металлических изделий к жизни. Варнавинская резьба по кости Искусство резьбы по кости более характерно для северных областей России, где в избытке есть материал для подобного творчества.

Тем не менее ещё в XVIII веке мастера из Павлова и Ворсмы украшали свои знаменитые ножи костяными рукоятками в виде фигурок драконов, воинов и птиц. Однако большого распространения в наших широтах косторезный промысел не получил. Дело решили исправить в XX веке.

В 1968 году в Горький приехал на тот момент уже известный на весь мир резчик по кости Парфён Черникович. Под его началом обучались первые группы резчиков из рабочего посёлка Варнавино.

В конце программы каждый гость может самостоятельно разукрасить шкатулку или панно по мотивам излюбленных федоскинских сюжетов: с изображением тройки лошадей, натюрмортов, чаепитий и пейзажей. Автор: Александр Кожохин Богородская резьба по дереву Cело Богородское — родина народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

Сначала крестьянские ремесленники продавали свои поделки у стен Троице-Сергиевой лавры. Но вначале XX века они объединились и открыли школу художественной резьбы по дереву. В дальнейшем артель «Богородский резчик» преобразовалась в фабрику.

Каслинское литье Чугунное литье в поселке Касли ныне город Челябинской области обязано своим появлением тульскому купцу Якову Коробкову, основавшему там в 1747 году железоделательный завод.

В начале XIX века очередной хозяин предприятия Лев Расторгуев начал выписывать скульпторов и художников из Санкт-Петербурга, так была заложена основа художественной школы. На заводе внедряли немецкие технологии художественного литья. Всю страну наводнили каслинские пепельницы, пресс-папье, статуэтки. Предприятие работает и сейчас.

В 1795-м крестьянин Иван Лабзин создал на базе промысла мануфактуру, 60 лет спустя его правнук Яков наладил производство набивных платков и шалей, почти не отличающихся от нынешней продукции фабрики. Революция производство национализировала, перестройка -- приватизировала, что не мешало сохраняться до 1970-х старинной технологии печати с помощью резных досок для шалей со сложным рисунком требовалось до 400 наложений доски. Теперь на фабрике узор печатают по сетчатому шаблону. Дымковская игрушка Свидетельства о том, что в слободе Дымково ныне часть города Кирова делали игрушки, начинаются с XIX века: глиняные свистульки были неотъемлемой частью старинного местного языческого праздника Свистопляски.

Так или иначе, свистульками дело давно не ограничивается. Среди стандартных сюжетов -- барыни, всадники, индюки, петухи, офицеры. В начале XX века промысел едва не угас: оставалась одна мастерица Анна Мерзина. Но после революции дымковскую игрушку стали популяризировать как народное искусство.

Производство перешло под крыло Союза художников и уютно себя чувствует под ним по сей день.

Гжельская роспись

  • Главное меню
  • Статьи, связанные с этой статьёй
  • 7 народных промыслов в России, доживших до нашего времени
  • Раскатовские сундуки

Что такое декоративно-прикладное искусство?

  • Путеводитель по народным промыслам России — Новости — Сетевое издание «Звуки Красок»
  • Русские ремесла, ставшие промыслами
  • Какие народные промыслы нижегородцы получили от предков
  • Гжельская роспись
  • Народные промыслы России!

Народные промыслы: путешествие по городам русского текстиля

Народные промыслы России Народный промысел. Важнейшие изделия народного творчества, отражающие культуру и традиции. В этой номинации ещё нет ни одного номинанта.
Мистическая керамика и свадебный сундук. Промыслы, которые не всем известны | АиФ Нижний Новгород Ведущие в русских народных костюмах познакомили гостей библиотеки с историей зарождения народных промыслов и их особенностями.

Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов

Если в Гжели вы бывали, То посуду там видали. Что за синие просторы! И картины, и узоры. Гжель Гжель — старинный народный промысел, название которого, вероятно, произошло от слова «жгель». Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт. Местность, в которой производили гжель, тоже стали называть Гжелью.

В Палехе картины не рисуют в рамах, В Палехе картины на шкатулках прямо. Русские мотивы о счастливой доле: Девицы и парни на гулянье, в поле... Палех Палех — русский народный промысел, который зародился в посёлке Палех Ивановской области [ где это? Палехские мастера покрывают чёрным лаком шкатулки, броши, кулоны и расписывают их. Весёлые тройки с нарядными ездоками, жницы в золотом пшеничном поле, праздничные хороводы, задорные пляски, сказочные сцены — все картинки озарены волшебным светом. Богородские игрушки: Тут клюют зерно пеструшки, Тут медведь и мужичок, Тут лошадка и ездок!

Каждое утро местные топили печи, и из-за постоянно поднимающего дыма поселение так и прозвали - Дымковская слобода. Там жили мастера гончарного дела. Из глины они делали посуду и дудки, которые впоследствии накаляли в печи. Свистки выполнялись в основном в виде зверей. Но это было сделано не только для развлечения детей. Вятский народ под свист дудок встречал бога солнца - Ярило. Дымковская игрушка - самый известный народный промысел Центральной России. Все знают, как она выглядит. Это глиняная русская баба в длинной юбке-колокол с ярким фартуком и черными бровями. Платье красавицы разрисовано различными узорами. Главное правило - она должна быть яркой и красочной. Гжель Народные художественные промыслы трудно представить без гжели. Раньше это название носило село, расположенное в 50 километрах от Москвы. Там проживали мастера, которые и начали создавать высокохудожественные изделия из фарфора. Их расписывали кобальтом. Позже появилась и полуфаянсовая посуда. Мастера собрали сотни различных образов, сейчас многие образцы хранятся в Эрмитаже. Гжельский народ еще издавна отвозил излишки посуды на рынки Москвы, часто мастера расписывали посуду на заказ.

Различают разные стили росписи: кудрина с использованием "кудрявого" орнамента золотого и черного цветов; травка, в которой появляется зеленый цвет листьев, изображение ягод; под-фон - растительный орнамент на черном фоне; а также редкие - древко и пряник. Семино Ковернинского р-на. Любимые мотивы художников - изображаемые "дамы" и "кавалеры" во время свиданий, чаепитий, застолий, прогулок в саду или по улице, поездки на лошадях, городецкий конь, птицы, стилизованные цветочные орнаменты с "розанами" и "купавками". Ярко, любовно, но вместе с тем условно и весело написан быт, окружение - кони с пышными гривами и хвостами, довольные коты, столы с яствами, домашние цветы, ходики с гирями. Свое начало роспись берет с резьбы и инкрустации по дереву: ею украшались донца городецких прялок, которые делались из мореного дуба, имевшего разные оттенки древесины. Однако запасы этого сырья подошли к концу, и в конце ХIХ в. Сейчас в Городце расписывают - мебель и кухонную утварь - отличают яркие краски с преобладанием красного, желтого, зеленого, и черного. Выполняется она анилиновыми красками с преобладанием ярко-розовой, желтой, зеленой, фиолетовой на предметах кухонной утвари, игрушках-тарарушках, небольших сувенирах, матрешках. Любимые темы - орнаменты из цветов, нарочито небрежно нарисованные условные деревенские пейзажи. В 1920-1930 гг. Село Полховский Майдан, ставшее в 1950-х гг. Сверкая радугой ярких анилиновых красок и лаком, чудесные игрушки отсюда расселились по многим городам России. Они сразу же полюбились детям своей яркостью, наивной простотой и свежим восприятием мира, где бегут по небесам розовые и голубые тучки, крутятся дивные мельницы, поют радостные птицы. Традиции полховско-майданской росписи сегодня продолжает ИП В. Их вытачивают и расписывают художники города Семенова на фабрике «Семеновская роспись». РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ Выразительной рельефной резьбой по дереву занимаются мастера Семенова и Городца: шкатулки, вазы, панно, сундуки и резные доски с фигурами животных, стилизованными лицами людей, традиционные пряничные доски с их помощью штампуются узоры на пряниках перед выпечкой во многом следуют образцам, которые оставили мастера прошлого. Традиции резьбы по дереву продолжают фабрика Городецкой росписи и Семеновской росписи. В Семенове вы можете встретиться с мастерами, занимающимися инкрустацией по дереву - они делают мебель и предметы утвари, украшая их узорами из наклеенной и покрытой лаком соломы различных оттенков. Но в то, что это именно солома, невозможно поверить, даже взяв в руки такую шкатулку или подсвечник. Выразительной рельефной резьбой по дереву занимаются мастера Семенова и Городца: шкатулки, вазы, панно, сундуки и резные доски с фигурами животных, стилизованными лицами людей, традиционные пряничные доски с их помощью штампуются узоры на пряниках перед выпечкой во многом следуют образцам, которые оставили мастера прошлого.

Так в 1918-м родился самый молодой из народных промыслов. Аналогичная история имела место в соседнем селе Холуй, и там богомазы перешли на шкатулки. И хотя палехскую роспись отличает большая строгость, это не мешает сейчас активно подделывать в Китае изделия обеих школ. Жостовские подносы Эта подмосковная роспись берет начало от менее известной, но более древней -- тагильской: на Урале с середины XVIII века рисовали цветочные композиции на железных подносах местной выплавки. Оба промысла дожили до наших дней, но различить их непросто, если ты не профессионал и не знаешь, что в Жостово помимо цветов рисуют еще и коней. С 1825-го схожие подносы стали делать и в ряде соседних сел Московской губернии, ныне относящихся к Мытищам. А после революции разрозненные артели объединили в одну под названием "Металлоподнос", позже ставшую Жостовской фабрикой декоративной росписи. Каслинское литье Чугунное литье в поселке Касли ныне город Челябинской области обязано своим появлением тульскому купцу Якову Коробкову, основавшему там в 1747 году железоделательный завод. В начале XIX века очередной хозяин предприятия Лев Расторгуев начал выписывать скульпторов и художников из Санкт-Петербурга, так была заложена основа художественной школы. На заводе внедряли немецкие технологии художественного литья. Всю страну наводнили каслинские пепельницы, пресс-папье, статуэтки. Предприятие работает и сейчас. В 1795-м крестьянин Иван Лабзин создал на базе промысла мануфактуру, 60 лет спустя его правнук Яков наладил производство набивных платков и шалей, почти не отличающихся от нынешней продукции фабрики. Революция производство национализировала, перестройка -- приватизировала, что не мешало сохраняться до 1970-х старинной технологии печати с помощью резных досок для шалей со сложным рисунком требовалось до 400 наложений доски.

Олеся Максимова, главный редактор портала «»: «Народные промыслы – неотъемлемая часть нашего культурного кода: особые художественные традиции столетиями развивались в разных частях страны. Что такое народные промыслы. Какие виды народных промыслов бывают. Какими народными промыслами и ремеслами славится Россия и где можно купить готовые изделия. Многие названия народных промыслов связаны именно с местностью происхождения (Дымковская игрушка – с. Дымково, Городецкая роспись – г. Городец и т. д.). В России множество народных промыслов — разные виды художественной росписи, резьбы по дереву. В Год культурного наследия народов России портал подготовил подробный путеводитель по народным промыслам России и серию подкастов о них. Народный промысел зародился в селе Хохлома Нижегородской губернии в XVII веке.

Художественные промыслы.

А родина этого промысла – село Гжель в Подмосковье, которое дало название целому направлению в росписи фарфора. Следующий вид народного промысла был завезен из Византии, известен он с XIII века, но наибольшее развитие получил только во второй половине XVIII века. Раньше это место славилось локальным традиционным народным промыслом – знаменитой ёрговской керамикой. особое творчество, сложившееся городах и сёлах России, чаще всего представленное фигурками или росписями на тему народного быта или фольклорных сюжетов.

История народных промыслов

Не говоря уже о том, что артели предоставляли своим членам ссуды на приобретение скота, инструмента и оборудования, строительство жилья. Такое положение дел продолжалось до 1956 года, когда артельщина была официально запрещена и в течение нескольких лет разогнана по укзанию хрущёвцев. Причём, стоит сказать, что не просто разогнана, а забрана появившимися таким образом «красными директорами» от партократии. Источник Первые советские ламповые приемники 1930 г. Одной из самых заметных черт брежневского социализма был постоянный дефицит товаров широкого потребления. Причина дефицита в брежневские годы общеизвестна: советская промышленность того времени являлась государственной, плановой и гибко реагировать на изменения спроса была не способна. В сталинский период времени ситуация была совершенно иной. В стране трудились десятки тысячи промкооперативов, сотни тысяч кустарей.

Все производственные артели и кустари относились не к государственной, а к так называемой «местной промышленности». Если в брежневские времена, например, в некоем городке не хватало конфет, то, чтобы удовлетворить спрос, нужно было вносить изменения в пятилетние планы. В сталинском СССР вопрос решался самостоятельно, на местном уровне. Через месяц город бы заполнили торговцы, изготавливающие конфеты кустарным способом, а через два месяца к ним присоединились бы производственные артели. Хрущёв в 1956 году «волевым решением» ликвидировал этот мощный сектор народного хозяйства вместе с приусадебными участками которые, кстати, при Сталине были до 1 гектара. Хрущёв постановил к 1960 году полностью передать государству тем самым «красным директорам» партократам все артельные предприятия. Исключение составляли только мелкие артели бытового обслуживания, художественных промыслов, и артели инвалидов, причём им запрещалось осуществлять регулярную розничную торговлю своей продукции.

Артельная собственность отчуждалась безвозмездно. Пайщики теряли все взносы, кроме тех, что подлежали возврату по результатам 1956 года. Ссуды, выданные артелями своим членам, зачислялись в доход бюджета. Торговая сеть и предприятия общественного питания в городах отчуждались безвозмездно, в сельской местности — за символическую плату. Причём отбиралась материальная, трудовая собственность артелей, созданная и накопленная не финансовыми спекуляциями, собственность в виде станков, машин и помещений, которые зачастую собственноручно строились самими артельщиками. По сути именно Сталин сформировал и вырастил эффективно работающую систему предпринимательства — честного, производственного, а не спекулятивно-ростовщического. И надежно защитил её, как от злоупотреблений и коррупции госчиновников, так и от ростовщического частного капитала.

Артели и кооперативы прививают принципиально иную этику, чем обычные частные предприятия, подрывается эксплуатация трудящихся. Работники, выступающие одновременно собственниками и выгодоприобретателями предприятия — отличная база для среднего класса, только не паразитического, а трудового. И даже в годы войны для артелей была сохранена половина налоговых льгот, а после войны их было предоставлено больше, чем в 41-м году, особенно артелям инвалидов, которых много стало после войны. В трудные послевоенные годы развитие артелей считалось важнейшей государственной задачей. Источник Оказывается, при Сталине не делалась разница между теми, кто трудился на государственных и частных предприятиях, всякий труд был почётен, и в законодательстве о правах, о трудовом стаже и прочем обязательно была формулировка «…или член артели промысловой кооперации». В 1960 году при Хрущёве в связи с ликвидацией промысловой кооперации основная масса предприятий художественных промыслов была присоединена к местной промышленности, а бывшие художественные артели были переименованы в фабрики и комбинаты. При этом художественные народные промыслы оказались смешаны с мелкой фабричной промышленностью, выпускающей изделия ширпотреба.

Чем артели не нравились некоторым руководителям? Они позволяли хорошо зарабатывать трудолюбивым, талантливым и предприимчивым людям. Зарабатывать гораздо больше чем, на госпредприятиях. Лучшие кадры уходили в артели. Да, там надо было работать не редко сверх нормы — 8 часов , но и платили много. Иногда квалифицированный рабочий в артеле зарабатывал больше чем директор госпредприятия, или чиновник, возглавляющий город. Уничтожение артелей вылилось в подпольное цеховое движение , привело к дефициту потребительских товаров, способствовало коллапсу плановой системы управления.

Управление предприятиями народных промыслов в 60—80-е годы С 1958 года предприятия по изготовлению художественных изделий были переданы из системы хозяйства промысловой кооперации в состав государственной промышленности местного значения.

Завершилось мероприятие викториной «Чудеса народных промыслов».

Посмотрите, сколько всего делали из долгунца на Русском Севере: от одежды до кораблестроения 4.

Шемогодская резьба Лапти, ступни, туеса, пестери, берестяники, канаты для рыболовных снастей — много всего делали на севере из бересты. А вот свободного времени на всякие безделушки у крестьян не было. Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них. Деревня Курово-Наволок Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии — место возникновения самого известного берестяного промысла России.

Шемогодская береста стала недорогим аналогом изделий из резной кости. Костяные шкатулки из «рыбьего зуба» — моржового клыка или бивня мамонта — ценились очень высоко, были в моде, но позволить себе такую вещицу мог не каждый. Другое дело — «деревянное кружево», берестяная шкатулочка, такая же ажурная и красивая, но на порядок дешевле. Чайницы и пеналы, блюда и портсигары, тарелки и сундучки и бессчетное количество шкатулочек, коробочек — все это покрывалось и растительными орнаментами, и сценками из дворянской жизни, и юмористическими картинками, и сказочными существами.

Шемогодскую резьбу узнают по традиционному симметричному растительному мотиву: изогнутая тонкая ветвь — «бегунок» с расходящимися в разные стороны побегами, розетками, ягодками, трилистниками... Узнайте больше о Шемогодской резьбе: из Великого Устюга 5. Резьба по кости Бивень моржа на севере зовется «рыбьим зубом». Его с давних времен добывали поморы в полярных морях.

А еще они собирали по берегам Северного Ледовитого океана бивень зверя, который жил здесь тысячелетия назад, — мамонта.

Возможно участие: - со 2 по 6 мая; - с 8 по 12 мая; - на весь срок выставки - со 2 по 12 мая 2024 г. Принимаются коллективные и индивидуальные заявки.

Сайты выставочного проекта:.

Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов

Сегодня серьезную конкуренцию шемогодским мастерам составляют изделия из Сибири, особенно из Томска и области. Кроме прорезных узоров по многослойной бересте сибирские мастера внесли в изделия местные мотивы — изображение веток кедра, глухаря и т. Большое развитие получают и берестяные картины с изображением местных достопримечательностей. Многослойная береста, прорезная резьба по бересте, Томск Самым известным промыслом, связанным с резьбой по кости, является холмогорский, распространенный в селах Холмогорского района Архангельской области. Промысел впитал в себя различные русские, европейские и северные традиции резьбы по кости и к XVIII веку сформировал собственный стиль. К нему относится, например, сочетание образованного сквозными отверстиями орнамента и рельефных сюжетных изображений, использование цветной гравировки, подкраска. Холмогорская резьба по кости Росписи и эмали Даже сам перечень русских промыслов, связанных с росписью, может занять очень много времени.

Не все эти промыслы одинаково известны и не все дожили до наших дней. Сама многочисленность расписных промыслов связана как с развитыми традициям народной живописи, так и с разнообразием материалов, с которыми работали мастера. Жостовская роспись Так, роспись по металлическим подносам зародилась на уральских заводах Демидова и только в первой половине XIX века распространилась и в Жостово Московская обл. Таким образом, в настоящее время самобытно развиваются два центра художественной росписи по металлу: Жостово и Нижний Тагил. Роспись производится чаще по черному фону. Основной мотив — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Поскольку подносы к XXI веку успели выйти из моды, мастера ищут другие объекты для росписи: шкатулки, украшения, миниатюры и т. Палехская лаковая миниатюра. Пытаясь приспособиться к новым условиям, мастера стали работать темперой по папье-маше. Расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, и т. Роспись обычно выполняется на черном фоне и расписывается золотом. В качестве сюжетов часто используются народные сказки, былины, произведения классиков литературы и бытовые сцены.

Недостатки оригинальной технологии, которую применяли первые мастера миниатюры, со временем приводят к повреждению работ 20-30-х гг. XX века. Холуйская миниатюра Близкими к Палеховской можно признать Федоскинскую и Холуйскую миниатюры. Главным отличием холуйской миниатюры является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Дополнительные оттенки применяются лишь для контрастного оживления рисунка. Золотой и серебряный цвет применяются редко, для изображения металлических предметов или в орнаменте.

В этом промысле использовалась не темпера, а масляные краски. В росписи использовались популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Также рисовались копии картин известных художников. Федоскинская миниатюра Еще в XVII веке под Костромой вокруг села Хохлома зародился промысел по росписи проолифленных деревянных изделий. По темному фону ведется роспись золотом, а также красным, желтым, оранжевым, реже зеленым и голубым цветами.

Тульский самовар.

В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные. Палехская миниатюра. Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров. Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Шемогодская резная береста.

Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

По другой версии, — правда, не подтвержденной документами, — вместе с мастерами приехали их жены, умевшие плести кружева и обучившие этому ремеслу местных жительниц. В 1880 году в Балахне трудились более тысячи кружевниц — почти каждая взрослая женщина из мещанского или духовного сословия. Летом женщины стояли за станком с 5 утра до 8 вечера, зимой — с 8 утра до полуночи. Тонкая работа требовала напрягать зрение, и со временем оно ухудшалось — приходилось носить очки. Отсюда поговорка: «Балахонки до слепу кружева плетут». Братья Брабец д. Поповка Муромского уезда. Из коллекции И.

Товарищество производства стальных изделий Л. Завьяловых с. Новоселки Муромского уезда. Почти всякий из нас обедает с павловским ножом и вилкою, чинит перо павловским ножичком, носит платье, скроенное павловскими ножницами, запирает свои пожитки павловским замком; с некоторых пор и бриться стали павловскими бритвами». Павел Мельников-Печерский. Черт задумал устроить ад на земле, обернулся немцем, явился к графу Шереметеву, который владел селениями в Павловском округе, и предложил устроить железный завод. Граф согласился, построил завод и как-то решил посмотреть на работу крепостных. Увидев чудовищные условия, Шереметев велел разрушить завод, чтоб «камня на камне не осталось от этого адского здания» В. Кустарное замочно-ножевое производство Павловского района. Материалы к изучению кустарной промышленности Волжского бассейна.

Приложение к изданию «Волга». Прежде чем выполнить приказ, крестьяне запаслись материалами — так в Павлове стал развиваться кустарный промысел по обработке металла. Первые кузницы появились здесь еще в XVI веке.

Ее продукция — шахматы, скульптурные композиции и отдельные фигурки, гребни, заколки, броши, бусы с резьбой и росписью на темы природы Нижегородского края.

Село Вареж — 16 км от г. Павлова имеется школа лозоплетения, куда приезжают учиться даже англичане и китайцы. Казаковцы освоили технику зерни - украшения поверхности наплавленными шариками металлов и филиграни - спаивания узоров из тонких проволочек, иногда в сочетании с эмалями, при которой рельефные металлические орнаменты оживляются вкраплениями ярких красок. Изящные вазы, подстаканники, панно, столовые приборы, кубки, броши, украшения, предметы церковного быта - работы казаковских мастеров ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий» очень популярны.

В Богородске при Доме ремесел создан уникальный музей современной керамики, где проводятся мастер-классы на гончарном круге, мастер-классы по обжигу и обварке керамических изделий и увлекательные экскурсии. В Городецком районе село Смиркино знаменито своими гончарным промыслом — здесь старинным способом делают кухонную посуду. В селе Жбанниково с давних времён делают игрушки-свистульки. Особая окраска, символизировавшая кровь, душу, жизненную силу, а также сам процесс игры на этих примитивных музыкальных инструментах тесно связаны с древними магическими ритуалами.

Мастерицы Городца использовали самую разнообразную технику, работы мастериц отличались богатым орнаментом и бузупречным качеством. Вышивкой украшали и одежду, особенно платки и душегреи. Традиции золотной вышивки сегодня продолжает ООО «Городецкая золотная вышивка» правоприемник фабрики «Татьяна». Не менее знаменита и вышивка, исполненная в технике «чкаловский» горьковский или нижегородский гипюр.

Традиции этой уникальной по технике исполнения вышивки «по выдергу» продолжает фабрика ОАО «Гипюр». В городе Балахне возрождается знаменитое искусство кружевоплетения. Лучшие изделия балахнинских мастериц находятся в экспозиции краеведческого музея, здесь же проводятся мастер-классы по плетению на коклюшках. Женщины нижегородских сел также занимаются кустарным ткачеством.

Известны тканные изделия Шахунской ткацкой фабрики. На базе этих кустарных промыслов сложились фабрики, работающие в Арзамасе и Неклюдове. Традиционно обработкой кож и шитьем обуви занимались кустари Богородска, в Княгинине и Большом Мурашкине шили тулупы.

Весенняя неделя народных мастеров. Вторник-ремесленник

По официальным данным, на территории области бытует почти треть всех сохранившихся народных художественных промыслов России. Статья о самых известных художественных промыслах России: хохломская, гжельская, городецкая росписи и др. В России существует несколько сотен народных промыслов, при этом, народные ремесла как и люди, рождаются и умирают. Мы составили список из 10 народных промыслов и городов, в которых можно узнать об их истории, а может и попробовать себя в роли мастера. Художественные, или народные промыслы делают культуру любой страны богатой и неповторимой. Русский народный промысел: имя, традиция или бренд?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий