Крылатые ракеты Х-101 и Х-102 Предположительно прототипы или макеты КРБД Х-101 под Ту-95МС борт №317 (красный) г. это стратегические ракеты "воздух-земля". это стратегические ракеты "воздух-земля".
Упавшая под Винницей российская ракета Х-101 раскрыла свои особенности
Особенности конструкции крылатых ракет Х-101 и Х-102 и основные их характеристики. Ракеты Х-101 неоднократно применялись в ходе военной операции России в Сирии, ставшей первым их боевым применением. с обычной (Х-101) и с ядерной (Х-102) боевыми частями. Стратегические крылатые ракеты Х-101 (Х-102) неоднократно применялись в ходе контртеррористической операции на территории Сирийской Арабской Республики (2015-2017 гг.), где, собственно, и состоялось их боевое крещение. Уничтожение объектов ИГИЛ в Сирии крылатыми ракетами Х-101 с ракетоносцев Ту-95МС.
Х-101 — русский «Томагавк», но только лучше
Крылатая ракета большой дальности Х-101 позволяет обеспечить российской авиации и ВМС огромнейшее превосходство ввиду новых вызовов и вероятных военных конфликтов. Вооруженные силы России обладают ракетой Х-101, дальность которой пока недостижима ни для одного конкурента, в частности для США. Речь идет о стратегической крылатой ракете воздушного базирования Х-101. Новые модификации крылатых ракет X-101 предназначены для того, чтобы обманывать радары зенитных комплексов, пояснил ИА Регнум военный эксперт, автор. Ракеты Х-101 неоднократно применялись в ходе военной операции России в Сирии, ставшей первым их боевым применением[12][13][14][15]. Новейшие стратегические ракеты Х-101, которые Дальняя авиация России использует для ударов по террористам в Сирии, обладают рядом уникальных преимуществ, рассказал ТАСС главный редактор журнала "Арсен.
Для ударов по объектам в Киеве были использованы ракеты Х-101 дальней авиации РФ
Однако «Циркон» — не сугубо противокорабельное оружие, как могло показаться изначально. В конце мая 2022 года практически одновременно произошло два любопытных события. Во-вторых, впервые появились официальные сообщения о разработке берегового ракетного комплекса под новую гиперзвуковую ракету.
Недавнее внедрение двойной боеголовки в Х-101 свидетельствует о неустанной адаптации Россией своего арсенала к требованиям современных боевых действий. Следует отметить, что стратегические бомбардировщики, такие как модернизированные Ту-160М и Ту-95МСМ, оборудованы для перевозки Х-101 и предлагают широкий выбор боеголовок, включая фугасные, проникающие фугасные и суббоеприпасы. На Х-101 установлен двухконтурный турбореактивный двигатель, созданный на базе модели Р95ТМ-300. При активации двигатель выдвигается из корпуса, а хвостовое оперение разворачивается, что позволяет корректировать траекторию ракеты в полете.
Первый этап проектных работ завершился в 1997 году , после чего разработчики приступили к изготовлению опытной партии, пуск ракет из которой совершался в 1997- 1998 годах. Основные испытания завершились к 2010 году , после чего началась подготовка к серийному производству новых ракет [4]. Лётные испытания проходили в Ахтубинске [6]. На создание новейшего комплекса, испытания и ввод в строй ушло около 20 лет, ракета была принята на вооружение только в 2013 году [5].
Описание При разработке ракеты большое внимание было уделено использованию технологий снижения радиолокационной заметности [7].
Аналогичная схема была применена и на Х-55. Навигация в ходе полета обеспечивается инерциальной системой, которая использует заранее подготовленные цифровые карты местности, что дает возможность следовать по заданному маршруту с максимальной точностью. Кроме того, ракета оснащена модулем связи с системой спутниковой навигации «Глонасс». Коррекция по высоте выполняется с использованием оптико-электронного лазерного дальномера. Наведение на цель на завершающем этапе выполняется головкой самонаведения.
По разным данным, она может быть как радиолокационной, так и телевизионной с оптико-электронным модулем распознавания. Режим полета задается обычно еще на аэродроме допускается также перенацеливание уже после запуска — в ходе следования к цели текущая высота 101 может изменяться от 30 до 6000 метров. Конструкция Двигатель расположен внутри ракеты. Ракета выполнена на новой технологической основе, имеет исключительно российские комплектующие. Использует комбинированную систему наведения: инерциальная система с оптико-электронной коррекцией; на конечном участке используется головка самонаведения. Может получать комплексную информацию и по маршруту, и по координатам цели.
В отличие от ракет предыдущего поколения, имеется принципиальная возможность смены цели, когда ракета уже находится в полёте. Ядерный вариант Х-102 несёт боеголовку мощностью, по различным сведениям, в 250 килотонн или 1 мегатонну. По результатам испытаний ракета имеет круговое вероятное отклонение КВО 7 м на дальности 5500 км. Ракета способна уничтожать подвижные цели с точностью попадания до 10 м. Удары по позициям террористов нанесли стратегические бомбардировщики Ту-95МС именно на этих машинах проходили испытания ракеты в 1990-е и 2000-е годы. Пуски были выполнены из акватории Средиземного моря.
Х-101 применялась в САР несколько раз в течение 2016 и 2017 годов и в основном поражала укреплённые командные пункты боевиков.
Ракета Х-101 / Крылатая ракета Х-101 / Крылатая ракета характеристики
Интересны имеющиеся данные о точности новой ракеты. Согласно отечественным источникам, круговое вероятное отклонение Х-101 находится в пределах 10-20 метров. По понятным причинам, обе версии информации о точности на данный момент не получили официального подтверждения, равно как и не были опровергнуты. В некоторых источниках упоминается третий вариант перспективной крылатой ракеты для дальней авиации. Боеприпас с условным названием Х-СД должен иметь среднюю дальность полета, что заметно расширит возможности разрабатываемого семейства ракет. В то же время, такая разработка на базе Х-101 последний раз упоминалась несколько лет назад, что можно толковать по-разному. В частности, нельзя исключать вариант, при котором заказчик отказался от крылатой ракеты средней дальности и все работы по ней были свернуты. Открытые данные о времени и ходе испытаний также отсутствуют. В разных источниках упоминаются разные даты начала таких работ, от второй половины девяностых до середины двухтысячных. Стоит отметить, основная масса фотоматериалов, на которых изображены самолеты Ту-95МС с новыми ракетами, появилась в течение нескольких последних лет.
Это может говорить об интенсификации испытаний и завершающем их этапе. Более того, весной министр обороны А. Сердюков упомянул, что военно-воздушные силы уже получили новую ракету. Однако несколько месяцев спустя, в сентябре, в прессе появилась иная информация. Со ссылкой на замминистра обороны А. Сухорукова утверждалось, что в течение ближайших месяцев будет принят на вооружение новый боеприпас для дальней авиации. Вероятно, заявления обоих руководителей военного ведомства касались именно ракет Х-101 и Х-102. Таким образом, вероятно, в течение ближайшего времени арсенал стратегической авиации действительно пополнится двумя типами новых крылатых ракет с конвенциональной и ядерной боевыми частями.
Дальность действия ракет составляет несколько тысяч километров. Они могут быть запущены без проникновения в зону противовоздушной обороны противника. X-101 уже используется в специальных операциях. Она успешно атаковала важные военные объекты на территории противника, включая ретранслятор в Киеве в марте этого года и цех на киевском заводе, где ремонтировалась бронетехника ВСУ, в июне. X-101 — крылатая ракета большой дальности; длина X-101 составляет около 7,5 м, размах крыла — около 3 м. Стартовая масса превышает 2,3 тонны. Ракета имеет стреловидное крыло в центре, которое разворачивается во время запуска. Выдвижная гондола в хвосте оснащена турбореактивным двигателем, способным развивать высокую дозвуковую скорость на различных высотах — от десятков метров до 7-10 км.
Ее разработка начата в 1995 году, а на вооружение отечественных ВВС она поступила, по имеющимся данным, в 2013 году. Ракета является дозвуковой и оснащена двухконтурным реактивным двигателем Р95ТМ-300, который выдвигается из ракеты на специальном пилоне сразу после пуска. Аналогично после пуска раскладывается и крыло ракеты. Самолеты Ту-160 несут до 16 подобных ракет во внутренних контейнерах во фюзеляже, а Ту-95МС после специальной доработки до 8 ракет на внешней подвеске. Сообщается, что Х-101 выполнена с применением технологии «Стелс», о чем говорит и треугольное сечение ее фюзеляжа.
Все Ту-160 должны быть модернизированы до варианта Ту-160М к 2020 году, что позволит в два раза увеличить его боевую эффективность. Есть информация о том, чтобудет обеспечена их установка и на фронтовые бомбардировщики Су-34 до 2 шт , и модернизированные дальние бомбардировщики Ту-22М серии до 4 шт.. Ту-160 сможет нести до 12 ракет в двух отсеках для вооружения. Многоцелевые атомные подводные лодки пр. Важно, что ракета имеет собственную станцию постановки активных помех и устройство для пуска ловушек. Благодаря большой дальности полета, носитель может производить пуски, не заходя в зону поражения вражеских средств ПВО, и не будучи обнаруженным радарами противника. К моменту поражения ракетой цели пилоты уже могут в безопасности обсуждать прошедший полёт за чашечкой кофе на родной авиабазе. Как видите, российским специалистам удалось подготовить достойную смену советской крылатой ракете Х-55. Крылатая ракета большой дальности Х-101 позволяет обеспечить российской авиации и ВМС огромнейшее превосходство ввиду новых вызовов и вероятных военных конфликтов.
Крылатая ракета Х-101 показала высокие характеристики на испытаниях в Сирии
Тип: Стратегическая крылатая ракета В конце 80 - х годов начались работы над сверхзвуковой КР воздушного базирования Х - 90, однако после нескольких испытательных пусков программа была приостановлена. Она является аналогом американской КР AGM - 129 - малозаметной крылатой ракета большой дальности, предназначенной для несения ядерной или обычной боеголовки. В октябре 1999 года прошли испытательные пуски новейших стратегических крылатых ракет Х - 101 и Х - 555, вслед за этим правительство приняло решение развернуть их серийное производство. Увеличенная длина ракет по сравнению с Х-55 делает невозможным их размещение во внутреннем отсеке Ту-95МС. Модернизированные стратегические бомбардировщики Ту - 160 смогут нести по 12 КР Х - 101 в двух отсеках вооружения.
NRoss 14. Подозреваю, это еще легко сказано. Помнится, первые робототизированные ПКР "Гранит", по оценкам самих же военных, стоили как новенький в то время Су-27. Советы часто деньги не считали на оборонку, но такая цена за ракету была оправдана, разве что только с специальноми исполнении. Во сколько же, интересно, встаёт эта малютка, вместе с термоядром на борту.... Амеры, например, в 90-е выдали цену 1 томагавка в более миллиона баксов, но в то время они у них были в большой серии. Не понятно только занижение точности на 102-м изделии. Вероятно, в боевых условиях приоритет инерциальной системы наведения будет выше спутникового ГЛОНАС, но в качестве пи-ара могли бы их и уровнять. Sergey1987 14. Интересен вариант с контейнерами, за счёт части взрывчатки, РЭБ, РЭП, теле-фотоаппаратуры, он то может кружится над районами в течении нескольких часов, поговаривают до 10 часов, с высотой полёта, от минимальной, до 6 км, по другим данным до 10 км... Но ещё более интересный вариант, Х-102, он то и основной... Вообщем весь спектр воздушной компоненты сразу на голову пендосиков...
По оценкам экспертов, Х-101 показала себя хорошо, так что можно с уверенностью сказать, что усилия наших специалистов не пропали даром. При дальности полета ракеты 5500 километров, возможное отклонение от цели на максимальной дистанции составляет всего лишь 5 метров. Восьмиметровый снаряд невидим для радаров и в зависимости от обстановки может менять высоту полета от 30 метров до 10 километров. Свой маршрут ракета корректирует при помощи инерциальной навигационной системы, лазерного высотомера, перед целью включается головка самонаведения. Масса боевой части Х-101 400 килограммов, в зависимости от поставленной задачи она может быть осколочно-фугасной, проникающей, кассетной и объемно-детонирующей. У ракеты есть термоядерный близнец Х-102 с мегатонной боеголовкой. Стратегические бомбардировщики приобрели ключевое преимущество Носителями крылатых ракет Х-101 Х-102 являются стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160. Самолеты оснащены новой подсистемой, позволяющей перенацеливать ракеты даже после запуска. Благодаря новой подсистеме в бортовом радиоэлектронном комплексе, самолет стал способен перенацеливать свои ракеты, пишет The National Interest со ссылкой на неназванных экспертов в области боевой авиации. Жуковский Московской обл.
Пуски были выполнены из акватории Средиземного моря. Х-101 применялась в САР несколько раз в течение 2016 и 2021 годов и в основном поражала укреплённые командные пункты боевиков. Однако Министерству обороны было важно испытать в реальных боевых условиях нашу дальнюю авиацию и новую ракету. Со своими задачами Х-101 прекрасно справилась, подтвердив заявленные разработчиком характеристики», — пояснил Кнутов. Носителями этого боеприпаса выступают стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Некоторые эксперты полагают, что в перспективе Х-101 вооружат Ту-22М3. Ту-95МС способен нести на внешней подвеске до восьми крылатых ракет, а Ту-160 на револьверных пусковых установках располагаются внутри корпуса самолёта — до 12. А учитывая модернизационный потенциал этого высокоточного оружия, можно смело утверждать, что X-101 будет служить нашей авиации несколько десятилетий», — подытожил Кнутов. Медленно и опасно Высокоточные дозвуковые крылатые ракеты большой дальности стали реальной угрозой в 1980-х годах. Наиболее известным воплощением этой угрозы давно и прочно является американский «Томагавк» — крылатая ракета морского базирования, выпускающаяся в различных модификациях до сих пор. Все версии «Томагавка», предназначенные для поражения наземных целей, роднит следующее: относительно небольшие габариты — ракета выполнена в калибре 533 мм, что позволяет запускать ее через торпедные аппараты подлодок; относительная простота конструкции — это дозвуковой летательный аппарат с турбореактивным двигателем, не испытывающий в полете сильных перегрузок; развитая система управления, обеспечивающая полет в режиме огибания рельефа местности и высокую точность попадания, а в последних модификациях — еще и возможность перенацеливания в полете. Запуск крылатой ракеты «Томагавк» с борта американского эсминца USS Barry США произвели несколько тысяч ракет этого типа, и сотни «Томагавков» были использованы во многочисленных локальных конфликтах, начиная с войны в Персидском заливе в 1991 году и до наших дней. Однако в 1980-е годы эта ракета предполагалась в том числе и для уничтожения целей на территории СССР — считалось, что маловысотный полет и высокая точность делают ее серьезной угрозой даже для плотной советской ПВО, несмотря на относительно низкую скорость полета, а возможность применения ядерной боевой части в сочетании с высокой точностью позволяла уничтожать в том числе хорошо защищенные малоразмерные цели. Эта угроза воспринималась всерьез: американские крылатые ракеты нового поколения еще на ранних стадиях разработки в начале 1970-х стали одним из главных стимулов обновления ПВО СССР, приведшего к созданию зенитных ракетных систем семейства С-300 и истребителей-перехватчиков МиГ-31, а для обеспечения возможности перехвата маловысотных и малозаметных целей потребовался серьезный скачок в развитии отечественной военной радиоэлектроники. Читайте также: Воздушка МР-512 "Мурка" - обзор хардбольной пневматической винтовки Боевое применение Первые реальные цели были поражены при помощи Х-101 17 ноября 2015 года. В этот день 16 крылатых ракет воздушного базирования, выпущенных с бомбардировщиков Ту-160, поразили ряд ключевых объектов, принадлежавших различным террористическим группировкам, действовавшим на территории Сирии. В 2017-м году эти же бомбардировщики вновь применяли против террористов новые ракеты — 5-го июля и 26-го сентября. Наземная подготовка ракеты Х-101 Всего в ходе Сирийской кампании было использовано более пятидесяти четырех ракет Х-101. По официальной информации Министерства обороны России, все они успешно попали по назначенным целям, в том числе и по подвижным. Террористы попытались видимо, с подачи своих тайных иностранных спонсоров принизить боевые качества российского оружия, но представленные ими «доказательства» мало кого убедили. Особенности носителей ракет, бомбардировщиков Ту-160М и Ту-95МСМ Хотя испытательные пуски прототипов Х-101 выполнялись со стратегического бомбардировщика Ту-95МС, для практического использования новых ракет он уже не подходил. Потребовалась модернизация, в ходе которой самолет был доработан следующим образом: Установлены двигатели с улучшенными характеристиками; Бомбардировщик получил современный прицельно-навигационный комплекс; Установлена новая радиолокационная станция «Новелла-НВ1. Этой модернизации были подвергнуты несколько бомбардировщиков субмодификации Ту-95МС-16. Новый вариант самолета получил обозначение Ту-95МСМ. Он может нести до восьми Х-101 под своими крыльями. Ту-95МСМ запускает ракету Х-101 Иногда ошибочно говорится о том, что количество ракет может быть доведено до 16, но это не так — в этом случае вес боекомплекта составил бы более 35 тонн, что более чем в полтора раза превышает реальную грузоподъемность самолета. Ту-95 действительно способен поднять в воздух 16 ракет, но только Х-55.
Что изменилось в российской ракете Х-101
Жуковский Московской обл. Система разработана по теме модернизации прицельно-навигационного оборудования фронтовых бомбардировщиков типа Су-24М шифр темы — «Метроном». Система расширяет спектр доступных тактических приёмов при поиске цели, выходе на цель, прицеливании и применении оружия по наземным целям. По утверждению производителя, эффективность удара свободнопадающими боеприпасами возрастает не менее, чем в три раза, за счёт увеличения дальности обнаружения цели, её классификации опознавания , и улучшению точностных характеристик. Также производитель утверждает, что доработка самолёта может производиться в условиях эксплуатирующей организации ТЭЧ за срок 7 рабочих дней. С ее помощью обычные бомбы превращаются в высокоточные. Аппаратура учитывает скорость и высоту полета бомбардировщика, силу и направление ветра, массу других параметров и выдает точку сброса, с которой бомба попадет точно в цель.
Нечто подобное придумано и для стратегических ракетоносцев. Ракеты Х-101 и так высокоточные от природы и хорошо зарекомендовавшие себя в Сирии. Однако, с помощью дополнительного модуля в оборудовании самолета крылатые ракеты дальнего радиуса действия могут быть теперь перенацелены уже в воздухе.
Загрузка крылатой ракеты X-101 в бомбардировщик-ракетоносец. Разработка боеприпаса стартовала в 1990-х годах. Первые испытания прототипов начались в 1998 году, серийное производство развернулось в 2002 году.
Однако ракета не принималась на вооружение до 2012 года. Ракета производится в двух вариантах. Х-101 — боеприпас с обычной осколочно-фугасной боевой частью мощностью около 400 кг в тротиловом эквиваленте. Х-102 — ракета с термоядерной боеголовкой мощностью от 250 килотонн до 1 мегатонны. Длина ракеты составляет 7,45—7,6 м, масса — 2,2—2,4 т, размах крыла — 4,4 м, диаметр корпуса — 0,75 м, вес боевой части — 400 кг. Особенность ракеты заключается в малозаметности, которая достигается за счёт специальной аэродинамической конструкции и использования радиопоглощающих материалов.
По словам Кнутова, в сочетании с современным комплексом РЭБ, средствами оптической и тепловой защиты российская ракета становится практически неуязвимой. Наиболее реальный способ перехватить ракету — это визуальное обнаружение специально приспособленными для этого истребителями. Теоретически это, конечно, возможно, но на практике — чрезвычайно трудоёмкая задача», — отметил Кнутов.
Примерно 10 лет опытные изделия проходили всестороннюю проверку и доработку, после чего получили рекомендацию к принятию на вооружение [4]. Х-101 принят на вооружение в 2013 году. Описание Крылатая ракета Х-101 имеет такой же двигатель Р95-300, как и у ракеты Х-555, но при этом отличается лётными характеристиками. Х-101 оснащён крыльями стреловидной формы, которые до запуска сложены под корпусом ракеты низкоплан , в отличии от Х-555, у которой крылья выдвигаются из корпуса и имеют прямую форму.
Дальность полета ракеты Х-101 была увеличена до 5500 км, в отличии от Х-555 с максимальной дальностью в 2500 км. Это было достигнуто за счёт увеличения массы топлива до 1250 кг.
Потому пришлось вернуться к внешней подвеске — под крыло смонтировали четыре балочных держателя на две ракеты каждый. Испытания показали рост аэродинамического сопротивления, но с учетом почти двойного увеличения дальности полета ракеты боевой радиус системы вырос, к тому же модернизированный Ту-95МСМ теперь нес их восемь против шести в прежнем варианте. Возможность использования всех вариантов АКР Х-55 была сохранена. Отсеки вооружения Ту-160 позволяли такие ракеты размещать без переделок, и на модернизированных Ту-160М появилась лишь возможность установки новых многопозиционных катапультных устройств и новое программное обеспечение системы управления вооружением.
Хотя испытания новых ракет и их носителей шли не просто, были проблемы с кадрами и средствами на проект на предприятиях-участниках, уже в начале 2000-х гг. К началу 2010-х гг. Дубна и пошла доработка носителей на ремзаводах МО РФ, а в 2013 г. Между тем, высокие боевые качества, точность и эффективность ракет Х-101 с неядерными БЧ подтвердили боевые действия в Сирии.
Ракета Х-101 / Крылатая ракета Х-101 / Крылатая ракета характеристики
Х-101 (Х-102 в исполнении с термоядерной боеголовкой), — стратегическая крылатая ракета «воздух-земля» с использованием технологий снижения радиолокационной заметности. Недавно крылатая ракета класса «воздух-земля» X-101 получила новый бортовой комплекс обороны, что сделало её практически неуязвимой от воздействия существующих средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Уничтожение объектов ИГИЛ в Сирии крылатыми ракетами Х-101 с ракетоносцев Ту-95МС. Обзор стратегических крылатых ракет Х-101 и Х-102 история создания, технические характеристики, конструкция, модернизация носителей, принцип действия, боевое применение. Х-101 (Х-102 в исполнении с термоядерной боеголовкой), (произносится «ха сто один») — стратегическая крылатая ракета «воздух-земля» с использованием технологий снижения радиолокационной заметности.