День рождения Шекспира — история, как отмечать День Шекспира, тема следующей статьи на Шекспир Уильям (William Shakespeare) (крещён 26.4.1564, Стратфорд-апон-Эйвон – 23.4.1616, там же), английский поэт, драматург, актёр. Родился в семье перчаточника, торговца шерстью и стратфордского олдермена. Шекспир родился и вырос в Стратфорде-на-Эйвоне, Уорикшире.
Творчество драматурга
- ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"
- «И всё это Шекспир». 460 лет со дня рождения английского поэта и драматурга
- Шекспир, Уильям — Википедия
- Популярное
- УИЛЬЯМ ШЕКСПИР - Биография - Поэты Ренессанса - Ренессанс
Уильям Шекспир: краткая биография и произведения
Уильям Шекспир (William Shakespeare) родился 23 апреля 1564 года в Стратфорде-на-Эйвоне, Великобритания. 1616) - английский поэт и драматург эпохи Возрождения. Родился в городе Стратфордон-Эйвон (графство Уорикшир) в семье зажиточного ремесленника-торговца. Главная» Новости» Юбилей шекспира в 2024. Шекспир по преданию родился 23 апреля 1564 года в Стратфорде-на-Эйвоне.
К 450-летнему юбилею – 20 малоизвестных фактов о Шекспире
Уильям Шекспир англ. William Shakespeare родился 23 апреля по другим данным — 26 апреля 1564 года в Стратфорде-на-Эйвоне Англия , в семье ремесленника. Отец его был перчаточником, пользовавшимся уважением в городе. Один раз отец даже был избран мэром. Уильям учился в грамматической школе, считавшейся одной из лучших; основными предметами в ней были английский, латинский и древнегреческий языки. В 18 лет Шекспир женился на дочери соседа-помещика. Жена его была старше на 8 лет, в семье было трое детей.
По закону и поныне женщины землю в Соединенном Королевстве не наследуют. Значит, имущество и недвижимость могут уплыть к ближайшему родственнику по мужской линии, и две дочери останутся ни с чем. Так что, Шекспир переживал, и еще как перживал! Несколько теорий о связи умершего сына и творчества Шекспира сосредоточены вокруг трагедии "Гамлет". Предполагали, что скорбь по умершему сыну послужила мотивом для создание трагедии.
Подтверждением служило мнение, что имена «Гамлет» англ. Hamlet и «Хемнет» Hamnet считались взаимозаменяемыми, и в завещании Шекспира имя Хемнета было записано как «Hamlett». Благодаря сохранившимся документам по сделкам с недвижимостью мы знаем, что 1599 году партнёрство членов группы построило новый театр «Глобус», а в 1608 году приобрело закрытый театр «Блэкфрайерс», который могли посещать избранные и очень состоятельные клиенты. Труппа сделала Шекспира богатым человеком. В 1597 году он купил второй по размерам дом в Стратфорде.
Дошедшие до нашего времени работы состоят из 17 комедий, 11 трагедий, 10 хроник, 154 сонетов, 5 поэм и 3 эпитафий. С 1592 по 1600 год Шекспиром написано более полутора сотен сонетов. В начале 1600-х в творчестве Шекспира главным жанром становится трагедия. Принято считать, что после 1606 года Шекспир писал мало, но именно в период 1608—1614 годов, перешагнувший сорокалетний порог Шекспир создает лучшие свои произведений: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». После 1613 года Шекспир прекратил писать пьесы.
Последние три пьесы он написал совместно с Джоном Флетчером как считают , который сменил Шекспира на посту главного драматурга труппы «Слуги короля».
Еще через несколько лет 1608 г. С этого времени поэт стал считаться одним из самых богатых людей Лондона. Судя по отчетам, свидетельствующим о покупке недвижимости, финансовое благополучие действительно пришло к драматургу после вхождения в труппу «Слуги лорда-камергера». В качестве доказательства этого приводится тот факт из биографии автора, что он в 1597 году приобрел один из самых больших по площади домов в Стратфорде. Что за годы творчества написал Шекспир За годы творческой деятельности из-под пера автора вышло немало литературных шедевров. Но британский поэт не зацикливался на каком-то одном жанре. Его произведения можно условно разделить на 4 категории. Что написал Шекспир: легкие комедии; трагедии; драматические сказки.
Первые литературные произведения Шекспира отличались легкостью, обилием иронии. Но с течением времени его пьесы становятся более серьезными, глубокими, содержательными. В XVI веке в Англии были популярны произведения, в основе которых лежит исторический сюжет. И Шекспир не упустил этот момент. Это были одни из его ранних работ. И их хорошо встретила местная публика. К сожалению, с датированием выхода произведений британского автора у ученых были и до сих пор возникают сложности. Слишком мало сохранилось достоверных источников, чтобы определить точный год выхода работ драматурга. Но исследователи, изучающие, жизнь и творчество великого мастера классической английской литературы, все же постарались выделить годы, в которые могла быть написано та или иная работа.
Например, трагедию «Тит Андроник», пьесы «Два венца» и «Укрощение строптивой», комедию «Комедия ошибок» принято относить к периоду раннего творчества Шекспира. Середина 1590-х — годы изменения стиля работ автора. Оставив в прошлом легкие и ироничные комедии, он начинает писать романтические произведения.
Словарь произведений драматурга содержит по разным данным от 17 до 29 огромная цифра тысяч словарных единиц, в произведениях поэта проявляется глубокое знание истории и литературы. Кого же считают возможными авторами бессмертных пьес? Фрэнсис Бэкон 1561—1626 , английский философ, историк, государственный деятель, подходит на эту роль по ряду параметров, в основном благодаря близости его философских идей взглядам Шекспира-драматурга. Возможно, Бэкон зашифровывал в текстах пьес важные тайны английского двора. В его стихотворениях есть сходство с поэмой Шекспира «Венера и Адонис». А ещё аристократ был хорошо знаком с дворцовыми интригами, описанными во многих пьесах У.
В 2011 году вышел художественный фильм «Аноним», реж. Эммерих , в котором развивается тема авторства Эдуарда де Вера, графа Оксфорда. Третий кандидат в авторы — драматург Кристофер Марло. Есть предположение, что он создал псевдоним «Шекспир», чтобы после инсценировки своей смерти в 1593 году продолжить творить под вымышленным именем. Ещё один претендент — Роджер Мэннерс, граф Рэтленд, который учился в Падуанском университете вместе с Розенкранцем и Гильденстерном персонажами пьесы «Гамлет». Пятое имя — Уильям Стэнли, граф Дерби. Его старший брат был владельцем актёрской труппы, в которой, по одной из версий, начинал свою карьеру актёр Уильям Шекспир. Так или иначе, вклад Шекспира-драматурга в развитие мировой литературы огромен. Многие театры Европы и мира росли и процветали благодаря его пьесам.
Значение его творчества невозможно переоценить и сегодня. Чьим творчеством вдохновлялся всемирно признанный классик? Шекспир был большим поклонником Гомера, древнегреческого прародителя эпической поэзии. Также его восхищали стихотворения «отца английской поэзии» Джеффри Чосера. Несколько стихотворений послужили источником сюжета пьес Шекспира. А по-настоящему открыли и полюбили его творчество в начале XIX века, в эпоху англомании, были сделаны десятки переводов. Помимо многочисленных театральных постановок, сюжеты Шекспира бессчётное число раз экранизированы, в том числе в СССР. В первую очередь стоит обратить внимание на фильмы Г. Козинцева «Гамлет» 1964 и «Король Лир» 1971 , а также фильм «Отелло» 1955, реж.
Юткевич , награждённый призом «За лучшую режиссуру» на Каннском кинофестивале. Фильм «Двенадцатая ночь» 1955, реж. Ян Фрид стал одним из лидеров проката 1955 года. Шекспироведение — отдельная область истории и теории литературы, огромная, неисчерпаемая, полемичная, местами эпатирующая и скандальная, но — примиряющая всех единой мыслью: как мы все богаты, что у нас есть наследие Уильяма Шекспира.
Хронологическая таблица Шекспира
Уи́льям Шекспи́р (англ. William Shakespeare, английское произношение: [ˌwɪljəm ˈʃeɪkspɪə(r)]; 26 апреля 1564 года (крещение), Стратфорд-апон-Эйвон, Англия — 23 апреля (3 мая) 1616. Однако, поскольку Шекспир родился по юлианскому летоисчеслению, то по григорианскому календарю датой его рождения является 3 мая. Родился Уильям Шекспир» на научно-популярном портале «Вокруг Света» в рубрике: История, 20 октября 2019 года, 04:01 | VOKRUGSVETA. Уильям Шекспир стал известен благодаря тому, что два близких друга собрали воедино все его произведения и опубликовали. Уильям был третьим из восьми детей, родившихся в семье Шекспиров. Загадка Шекспира Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в городе Стратфорд-он-Эйвон, скончался 23 апреля 1616 года.
К 450-летнему юбилею – 20 малоизвестных фактов о Шекспире
Однако, поскольку Шекспир родился по юлианскому летоисчеслению, то по григорианскому календарю датой его рождения является 3 мая. В течение многих лет Шекспир занимался ростовщичеством, а в 1605 году стал откупщиком церковной десятины. Уильям Шекспир родился в Стратфорде-на-Эйвоне, графство Уорикшир в Англии.
Уильям Шекспир (William Shakespeare)
Умер Шекспир в тот же день, что и родился, 23 апреля 1616 года в возрасте 52 лет в своем родном городе Стратфорд-на-Эйвоне. 1616) - английский поэт и драматург эпохи Возрождения. Родился в городе Стратфордон-Эйвон (графство Уорикшир) в семье зажиточного ремесленника-торговца. Великий драматург Англии эпохи Ренессанса, национальный поэт, получивший мировое признание, Уильям Шекспир появился на свет в городке Стратфорде, который находится севернее Лондона. 23 апреля умер Уильям Шекспир. И в этот же день, вероятно, родился. В 1582 году, когда Шекспиру было 18 лет, он совершил весьма рискованный шаг: женился на Энн Хатауэй, которая была старше его на 8 лет, что в ту эпоху порицалось обществом. Уильям Шекспир (англ. William Shakespeare; 26 апреля 1564 года (крещение), Стратфорд-апон-Эйвон, Англия — 23 апреля (3 мая) 1616, там же) — английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира.
Так был или не был Уильям Шекспир? Вот в чем вопрос, точнее, главная загадка мировой литературы
Но в этот ли день родился автор «Гамлета»? Точный день рождения Шекспира, в отличие от дня его смерти, неизвестен. В церковных книгах записано, что он был крещен 26 апреля — вот и все. Принято отмечать его день рождения 23 апреля — в тот самый день, в который он скончался 52 года спустя. И это — не единственная загадка и не единственное допущение, связанное с именем Шекспиром. Так что двести лет спустя, в эпоху рационализма, встал «шекспировский вопрос»: как мог сын зажиточного, но простого ремесленника, не получивший систематического образования, написать 38 пьес, способных взять за живое любого человека? Не прятался ли под маской простого актёра кто-то другой? И не просто другой, а более подходящий «другой»: из хорошей семьи, с хорошим образованием и т. Следить за перипетиями «шекспировского вопроса» — сама по себе пьеса в пяти актах. Которую мы сейчас перед почтеннейшей публикой и разыграем.
Шекспир — это королева Елизавета I 7 сентября 1533 — 24 марта 1603 Самая невероятная, но и самая эффектная версия гласит, что драматические и поэтические тексты, подписанные псевдонимом «Шекспир», принадлежат на самом деле перу королевы Елизаветы I, покровительницы культуры, искусства и театра, время правления которой не случайно называют золотым веком Англии. Немногочисленные верные сторонники этой теории уверяют, что королева, конечно, сама не выписывала каждую реплику, но была «инициатором» всех произведений, — а уже вслед за ней целая цепочка «шекспиров» или, как сказали сейчас — «референтов» обрабатывала для театра ее королевские тексты, а после ее смерти — реализовывала ее замыслы. Одним из таких возможных «посредников» называют крестницу Елизаветы графиню Рэтленд, жену графа Рэтленда. И отец и муж ее были поэтами причем отец — поэтом великим! Мало того: делаются смелые предположения, что сама графиня Рэтленд и была «Шекспиром». Еще одним аргументом в пользу того, что Шекспиром была Елизавета I, служит шаткое утверждение, что великая «королева-девственница» могла ассоциировать себя с богиней Афиной, считавшейся богиней целомудрия. Ведь помимо этого, Афина была и «Великой Воительницей, разящей копьем». Шекспир — это Фрэнсис Бэкон 22 января 1561 — 9 апреля 1626 В XIX веке кандидатом номер один на пост Уильяма Шекспира для всех любителей заговоров стал барон Веруламский — философ, государственный муж и великий ученый Фрэнсис Бэкон.
Еще одним аргументом в пользу того, что Шекспиром была Елизавета I, служит шаткое утверждение, что великая «королева-девственница» могла ассоциировать себя с богиней Афиной, считавшейся богиней целомудрия. Ведь помимо этого, Афина была и «Великой Воительницей, разящей копьем». Шекспир — это Фрэнсис Бэкон 22 января 1561 — 9 апреля 1626 В XIX веке кандидатом номер один на пост Уильяма Шекспира для всех любителей заговоров стал барон Веруламский — философ, государственный муж и великий ученый Фрэнсис Бэкон. Основной упор сторонники этой теории делают на аргументы криптографические, то есть на «тайные шифры» и коды, которыми первоиздания шекспировских пьес и сонетов якобы наполнены, как булки — изюмом. Ведь Бэкон великолепно разбирался в шифрах, и действительно во множестве оставил их в своих собственных произведениях. Именно на этой логике основана необычная книга известного норвежского писателя Эрленда Лу «Органист»: ее герой рассматривает под лупой первое «Фолио» Шекспира и, складывая буковки, чуть-чуть выбивающиеся из строчки, находит все, что хочет найти. Но еще в 1881 году некая Эшвуд Уиндл объявила, что сумела найти в каждой пьесе Шекспира тщательно разработанные «джинглы» — зацепки, позволяющие отождествить реального автора с Бэконом, а чуть позднее Айзек Халл Платт подметил, что кошмарное латинское слово honorificabilitudinitatibus из «Бесплодных усилий любви» можно считать анаграммой к «Hi ludi F. Baconis nati tuiti orbi», то есть «Эти пьесы, отпрыски Ф. Бэкона, сохраняются для мира». Кроме того, уверяют сторонники этой теории, в пьесах Шекспира-драматурга явно видно влияние идей Бэкона-философа. Но не проще ли предположить, что молодой и охочий до всего нового поэт был знаком с сочинениями модного философа? Но проблема «бэконианской» версии в другом: хотя Уильям Шекспир и уступает Фрэнсису Бэкону в научных познаниях, он все же значительно превосходит его в художественном творчестве. Как бы ни был богат язык и образный ряд сочинений Бэкона, он по всем показателям уступал богатейшему словарному запасу и образности Шекспира. Бэкон тоже пробовал себя на поприще поэта, но это были упражнения ученого и юриста, а не пробы пера будущего гения — и не заметить это просто невозможно. Многие сторонники «бэконианства» со временем поумерили свой пыл, тем более, что на горизонте появилась новая, еще более интригующая кандидатура на роль великого мастера слова. Шекспир — это Эдуард де Вер 12 апреля 1550 — 24 июня 1604 Эдуард де Вер, 17-й граф Оксфордский является одним из самых популярных кандидатов на роль истинного автора произведений, приписываемых перу Уильяма Шекспира. Потомок знатного древнего рода, лорд-камергер в 1562—1604 годах при дворе королевы Елизаветы I, путешествовавший по Италии, Германии и Франции, знавший несколько языков и все тонкости дворцового этикета, Эдуард де Вер, с традиционной точки зрения, как никто другой подходил под роль «истинного» Шекспира. Широкую известность в массовой культуре он получил благодаря версии, выдвинутой в 1920 году английским педагогом и церковным деятелем Джоном Томасом Луни в книге «Шекспир опознан», согласно которой именно руке 17-го графа Оксфорда и принадлежат все великие шекспировские произведения.
О том, что некий актер, «выскочка-ворона», «потрясатель сцены» shake-scene , смеет тягаться в искусстве сочинения пьес с профессиональными драматургами, говорится в памфлете под названием «На грош ума, купленного за миллион раскаяний», вышедшем в Лондоне в 1592 году. Автором его традиционно считают поэта, драматурга и писателя Роберта Грина, но им мог быть и другой человек, писавший от его имени. В абзаце про «выскочку-ворону» приводится аллюзия на строчку из третьей части «Генриха VI», исторической пьесы, автором или по меньшей мере одним из авторов которой был Шекспир, а также обыгрывается его фамилия — Shake-speare, «потрясающий копьем». Это считается одним из первых свидетельств появления в Лондоне нового драматурга, соперника и конкурента уже существующих, — и чуть ли не единственным отрицательным отзывом современника о творчестве Шекспира. Спустя шесть лет, в 1598 году, некий Фрэнсис Мерес издал книгу «Palladis Tamia, или Сокровищница ума», в которой несколько раз упомянул имя Шекспира, назвав его автором комедий, трагедий и «сладостных» сонетов. Он перечислил заголовки шести шекспировских комедий одна из них нам неизвестна — то ли впоследствии была утрачена, то ли опубликована под другим названием и шести трагедий четыре из них мы бы отнесли к жанру исторических хроник. Книга Мереса — важное свидетельство о том, что в театральных и литературных кругах Лондона репутация Шекспира как сочинителя была высока. Выпущенные им под собственным именем поэмы «Венера и Адонис» 1593 и «Похищение Лукреции» 1594 неоднократно переиздавались. Сохранилось также множество отзывов современников — поэтических и в частной переписке, — свидетельствующих о том, что сочинения Шекспира были хорошо известны и пользовались популярностью. В Shakespeare Documented их количество исчисляется десятками. Кроме того, при жизни драматурга были опубликованы 16 его пьес, некоторые — не по одному разу. В большинстве случаев имя автора на них не указывалось, но такова была общепринятая практика того времени — профессия драматурга еще только формировалась, изначально подобная продукция не имела высокого поэтического статуса и предназначалась для театров издатель обычно указывал, какой актерский коллектив играл ту или иную пьесу. Очевидно, имя Шекспира становилось привлекательным брендом и все чаще появлялось на обложках изданий его пьес — «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шума из ничего», обе части «Генриха IV», «Гамлет», «Король Лир», «Перикл». В 1609 году вышли «Шекспировы сонеты» — таким необычным названием издатель явно хотел подчеркнуть их принадлежность своему автору за десять лет до этого недобросовестный публикатор пытался приписать Шекспиру чужие сонеты. Шекспир, как известно, умер в 1616 году. Иногда замечают, что лондонские литературные и театральные круги никак не откликнулись на это событие, но это не совсем так. Он умер в Стратфорде, и известие о его смерти, которое, видимо, достигло столицы с опозданием, вызвало не взрыв эмоций, а твердое решение увековечить его память с помощью монументального книгоиздательского проекта — и в 1623 году появилось Первое фолио, «Мастера Уильяма Шекспира комедии, исторические хроники и трагедии», увесистая книга большого формата ин-фолио — типографский термин, означающий «в половину стандартного типографского листа бумаги». Издание открывали похвалы в адрес Шекспира от лица издателей и приглашенных ими поэтов. Бен Джонсон, друг и соперник Шекспира, в элегии, посвященной его памяти, называет покойного «Лебедем Эйвона» напомним, родной город Шекспира — Стратфорд-на-Эйвоне и сравнивает его с Эсхилом, Софоклом, Еврипидом. Перешагнем через несколько десятилетий. Всего в XVII веке вышло четыре шекспировских фолио. Каждый раз, начиная со Второго, их состав несколько менялся — в них включали те или иные пьесы других драматургов, но все они неизменно свидетельствовали о высоком статусе своего автора. Впрочем, о статусе классика тогда еще не было и речи. В середине века в Англии произошла пуританская революция, ставшая своего рода водоразделом, отделившим культуру елизаветинской и яковианской эпох с их любовью к театру и другим публичным подобного рода развлечениям от последующих столетий. Пуритане были давними врагами театров, и они закрыли их, как только захватили власть в Лондоне 1642. Драматическое наследие Шекспира и его современников осталось в прошлом, традиция постановок и представлений прервалась, авторские и суфлерские рукописи и другие важные материальные свидетельства были утрачены, «Глобус» был закрыт и вскоре разрушен... После реставрации монархии в 1660 году театры открылись вновь. Они нуждались в репертуаре, но английские драматурги полтора десятилетия ничего не писали, и актерам пришлось браться за старый материал.
Join 23 апреля 1564 года родился и 23 апреля 1616 года умер Уильям Шекспир Драматург и поэт, гуманист и человек Возрождения - Уильям Шекспир считается великим англоязычным писателем, национальным поэтом Англии и одним из лучших драматургов мира. Его пьесы переведены на все основные языки и ставят чаще, чем произведения других авторов. А киностудии снимают картины по произведениям Шекспира, которые актуальны сегодня не менее, чем во времена автора. Уильям Шекспир англ. William Shakespeare родился 23 апреля 1564 года в Стратфорде-на-Эйвоне Англия , в семье ремесленника. Отец его был перчаточником, пользовавшимся уважением в городе. Один раз отец даже был избран мэром.
Уильям Шекспир: рождение и смерть в один день
Такой выбор представляется едва ли не самым очевидным, как минимум, потому что Бэкон родился на три года раньше Шекспира, а умер на десять лет позже. Таким образом, у него было достаточно времени, чтобы написать великие трагедии, комедии и хроники, по которым учатся представители творческих профессий по сей день. Еще один важный факт заключается в том, что в работах Бэкона и Шекспиры прослеживается много сходств в политических и социальных взглядах. Пожалуй, самой любопытной теорией относительно настоящей личности, скрывающейся за именем Уильяма Шекспира, является предполагаемое авторство произведений Кристофера Марло. Между Шекспиром и Марло всегда проводится много параллелей, начиная с одинаковый среды, в которой родились оба поэта отцом Марло был сапожник, Шекспира — перчаточник , а также почти одинаковый возраст писателей с разницей всего лишь в два месяца.
Тем не менее, Марло, в отличие от Шекспира, провел около шести лет в Кембриджском университете и получил соответствующее образование. Правда, есть одна важная нестыковка, которая, на первый взгляд рушит всю теорию, — Марло умер в 1593 году в очень раннем возрасте и физически не смог бы успеть написать как свои произведения, так и под псевдонимом Шекспира. Но, как выясняется, многие ученые обернули этот факт в пользу своей теории. Кристофер Марло был убит в пьяной драке в таверне 30 мая 1593 года, а впервые произведение Шекспира было опубликовано через 13 дней после гибели Марло.
Это была поэма «Венера и Адонис», которая стала ответом на ранее вышедший памфлет, критикующий Марло и Шекспира.
Издание отмечено глубоким научным подходом, написано ясно и живо. Со страниц книги встает образ человека, живущего в ногу со своим временем, его тревогами, радостями и надеждами.
Богатый иллюстративный материал зримо воссоздает яркие черты эпохи. В книге Ю. Кагарлицкого «Шекспир и Вольтер» рассказывается о том, как крупнейший классицист XVIII столетия Вольтер сначала познакомил публику с Шекспиром, а потом, когда влияние английского драматурга стало укрепляться, выступил яростным его противником.
Автор раскрывает сложность и противоречивость отношения Вольтера к творчеству Шекспира. Режиссер Г. Козинцев, поставивший фильм «Гамлет» в 1962 году, в своей книге «Наш современник Вильям Шекспир», рассказывает о своей работе над фильмом, а также о постановках и фильмах, которые ему удалось повидать за рубежом.
Также на выставке представлены книги, которые будут полезны и интересны учащимся. Например, в книге З.
Среди них: Миранда, Оливия, Джессика, Корделия… 10. Судя по сохранившимся портретам Шекспира XVII века, великий драматург носил в левом ухе золотую серьгу. Уильям Шекспир — автор 154 сонетов. Его тело погребено на глубине 17 футов более 5 метров. В его трагедии «Ромео и Джульетта» слово «любовь» встречается 150 раз. На могиле драматурга в Стратфорд-на-Эйвоне выгравировано проклятье любому, кто решит потревожить кости усопшего. Весьма действенный метод, учитывая, что за последние 400 лет так никто и не покусился на прах Шекспира.
Согласно некоторым сведениям, Шекспир был тайным католиком. В 1613 году Бард окончательно покинул лондонской театр и вернулся в родной Стратфорд-на-Эйвоне.
Каждый спектакль заканчивался обязательно «джигой» — особого рода песенкой с пляской, исполняемой клоуном; сцена могильщиков в «Гамлете» во времена Шекспира была клоунадой, патетикой её наполнили потом. В шекспировском театре ещё нет резкой разницы между драматическим актёром и акробатом, шутом.
Правда, эта разница уже вырабатывается, ощущается, она в становлении. Но грани ещё не стерты. Связь, соединяющая шекспировского актёра с скоморохом, гистрионом, жонглёром, шутовским «чёртом» средневековой мистерии, с фарсовым буффоном, ещё не порвана. Вполне понятно, почему котельщик из «Укрощения строптивой» при слове «комедия» прежде всего вспоминает фокусы жонглера.
Верхняя сцена употреблялась, когда действие должно было изображаться логикой событий наверху, например, на стенах крепости «Кориолан» , на балконе Джульетты «Ромео и Джульетта». В таких случаях в сценарии имеется ремарка «наверху». Практиковалась, например, такая планировка — верх изображал крепостную стену, а отдернутый внизу занавес задней площадки означал одновременно городские ворота, открываемые перед победителем. Такой системой театра объясняется и структура шекспировских драм, не знающих ещё ни деления на акты деление это было проделано уже после смерти Шекспира, в изд.
Столь характерный для елизаветинских драматургов параллелизм фабул в одной и той же пьесе объясняется в последнее время своеобразным устройством сцены, открытой для зрителей с трёх сторон. На этой сцене господствует так называемый закон «временной непрерывности». Развитие одной фабулы давало возможность другой как бы продолжаться «за кулисами», чем заполнялся соответствующий промежуток «театрального времени» между отрезками данной фабулы. Построенное на коротких активно-игровых эпизодах действие с условной быстротой переносится с места на место.
В этом сказывается ещё традиция мистериальных сцен. Так новый выход того же лица, а то и просто несколько шагов по сцене с соответствующим текстовым объяснением обозначали уже новое место. Например в «Много шуму из ничего» Бенедикт говорит мальчику: «у меня в комнате на окне лежит книга, принеси её сюда, в сад» — это обозначает, что действие происходит в саду. Иногда в произведениях Шекспира место или время указано не столь упрощенно, а целым поэтическим описанием его.
Это один из его излюбленных приемов. Например в «Ромео и Джульетте», в картине, следующей за сценой лунной ночи, Лоренцо входя говорит: «Ясная улыбка зорькой сероокой Хмурую уж гонит ночь и золотит Полосами света облако востока…» Или слова пролога к первому акту «Генриха V»: «…Вообразите, Что здесь простерлись широко равнины Двух королевств, которых берега, Склонившиеся близко так друг к другу, Разъединяет узкий, но опасный Могучий океан». Несколько шагов Ромео с друзьями обозначали, что он перешёл с улицы в дом. Для обозначения места употреблялись также «титлы» — дощечки с надписью.
Иногда сцена изображала сразу несколько городов, и достаточно было надписей с названием их, чтобы зритель ориентировался в действии. С окончанием сцены действующие лица уходили с площадки, иногда даже оставались — так, например, замаскированные гости, идущие по улице в дом Капулетти «Ромео и Джульетта» , не уходили со сцены, а появление лакеев с салфетками означало, что они уже пришли и находятся в покоях Капулетти. Драма в это время не рассматривалась как «литература». Драматург за авторством не гнался, да и не всегда это было возможно.
Традиция анонимной драмы шла от Средневековья через бродячие труппы и продолжала ещё действовать. Так имя Шекспира появляется под названиями его пьес только в 1593. То, что писал театральный драматург, он не предназначал для печати, а имел в виду исключительно театр. Значительная часть драматургов елизаветинской эпохи была прикреплена к определенному театру и брала на себя обязательство доставлять этому театру репертуар.
Конкуренция трупп требовала огромного количества пьес. За период с 1558 по 1643 количество их исчисляют в Англии цифрой свыше 2 000 названий. Очень часто одну и ту же пьесу пользует ряд трупп, переделывая каждую на свой лад, приспособляя её к труппе. Анонимное авторство исключало литературный плагиат, и речь могла идти только о «пиратских» способах конкуренции, когда пьесу крадут на слух, по приблизительной записи и т.
И в шекспировском творчестве мы знаем ряд пьес, являвшихся использованием сюжетов ранее существовавших драм. Таковы, например, «Гамлет», «Король Лир» и другие. Публика имени автора пьесы и не требовала. Это в свою очередь вело к тому, что написанная пьеса являлась только «основой» для спектакля, авторский текст во время репетиций переделывался как угодно.
Выступления шутов авторы часто обозначают ремаркой «говорит шут», предоставляя содержание шутовской сцены театру или импровизации самого шута. Автор продавал свою рукопись театру и в дальнейшем уже никаких авторских претензий и прав на неё не заявлял. Весьма распространена была совместная и тем самым очень быстрая работа нескольких авторов над одной пьесой, например, одни разрабатывали драматическую интригу, другие — комическую часть, выходки шутов, третьи изображали всякого рода «страшные» эффекты, которые были тогда очень в ходу, и т. К концу эпохи, в начале XVII века, уже начинает пробиваться на сцену литературная драма.
Отчужденность между «учёными» авторами, светскими «дилетантами» и профессиональными драматургами становится все меньше. Литературные авторы например, Бен Джонсон начинают работать для театра, театральные драматурги в свою очередь все чаще начинают печататься. Вопрос периодизации Исследователи творчества Шекспира датский литературовед Г. Брандес , издатель русского полного собрания сочинений Шекспира С.
Однако в последние годы появилось мнение, что заключение о личности автора по его произведениям есть ошибка [13]. В 1930 году шекспировед Э. Чемберс предложил хронологию творчества Шекспира по жанровым признакам, позднее она была откорректирована Дж. Выделялись четыре периода: первый 1590—1594 гг.
Некоторые из шекспироведов, в том числе и А. Смирнов , объединяли первый и второй периоды в один ранний [14]. Первый период 1590—1594 Первый период приблизительно приходится на 1590—1594 годы. По литературным приёмам его можно назвать периодом подражательности: Шекспир ещё весь во власти своих предшественников.
По настроению этот период сторонники биографического подхода к исследованию творчества Шекспира определяли как период идеалистической веры в лучшие стороны жизни: «С увлечением наказывает молодой Шекспир порок в своих исторических трагедиях и с восторгом воспевает высокие и поэтические чувства — дружбу, самопожертвование и в особенности любовь» Венгеров. В трагедии «Тит Андроник » Шекспир в полной мере отдал дань традиции современных ему драматургов удерживать внимание зрителей нагнетанием страстей, жестокостью и натурализмом. Ужасы «Тита Андроника» — прямое и непосредственное отражение ужасов пьес Кида и Марло. Вероятно, первыми пьесами Шекспира были три части «Генриха VI».
Источником для этой и последующих исторических хроник служили «Хроники» Холиншеда. Тема, объединяющая все шекспировские хроники, — смена череды слабых и неспособных правителей, приведших страну к междоусобицам и гражданской войне и восстановление порядка с воцарением династии Тюдоров. Подобно Марло в «Эдуарде II» Шекспир не просто описывает исторические события, а исследует мотивы, скрывающиеся за поступками героев. По обычаю того времени, переделка пьесы современного английского автора, источником для которой стала комедия Плавта «Менехмы», описывающая приключения братьев-близнецов.
Действие происходит в Эфесе, мало похожем на древнегреческий город: автор переносит приметы современной ему Англии в античную обстановку.