Новости громница славянский праздник

Языческий праздник Громница – один из старинных славянских праздников, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы, праздновался 1-2 февраля. Праздник Громница называется так потому, что 2 февраля можно впервые услышать гром и увидеть сверкание молний.

СТРЕТЕНИЕ — ГРОМНИЦА 2 ФЕВРАЛЯ

Обережный праздник Громница обычно отмечается славянами 1 или 2 февраля. Славянский праздник Громницы. Наши славянские предки почитали своих богов, считая их своими прародителями, приписывали им определенные качества, наделяли могуществом. Подробнее рассмотрим такой славянский праздник, как Громница или Сретенье Господне. ГРОМНИЦА (Громницы, Сретенье, Зимнее Перунье) — отмечается 2 лютеня/февраля-месяца. ГРОМНИЦА (Громницы, Сретенье, Зимнее Перунье) — отмечается 2 лютеня/февраля-месяца. Громница – это единственный зимний день, во время которого может случиться полноценная гроза с громом и молниями.

Громница. Сретение. Встреча зимы с весной

Этот Славянский Ведический праздник посвящен Додоле – Перунице. Его празднуют 2 февраля, через 40 дней после Рождества Божича Коляды. Громница – один из старинных славянских языческих праздников, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы, праздновался 1-2 февраля. Празднование народного праздника Громница 15 февраля: главные традиции и обряды дня. Громница — Сретение считается единственным зимним днем, когда случается первая гроза. Громницы (Сретенье) — праздник народного календаря у славян, отмечаемый 2 (15) февраля. Рассказываем, что за праздник Громницы и зачем славяне делали свечи и сжигали соломенное чучело 15 февраля.

Различия языческого и христианского праздников

  • Сретение и Громница: удивительные события в один день
  • Когда и как празднуют Сретение Господне?
  • Содержание
  • Когда и как празднуют Сретение Господне?
  • Народный праздник Громница 15 февраля, славянское Сретенье: почему свечи были главным символом дня

Громницы. Традиции праздника

При его отсутствии, по некоторым данным, такую задачу выполняла женщина вдова. Свеча была обязательно большой — около 10 ладоней в высоту. Ее относили на капище, там зажигали и приносили в дом. Если капища поблизости не было, то ставили в «красный» угол — на домашний алтарь, после того, как мужчина обошел с ней дом, двор, подворье и своих домочадцев. Свечу тушили и оставляли на алтаре, зажигая по большим праздникам. Славянские народы верили, что огонь такой свечки защищает жилище, привлекает благополучие, дает здоровье. Девичья «косичка» Такую свечу изготавливали девушки. Это можно было сделать и заранее — в последнюю субботу перед Громницей, а освятить и заговорить в праздник. Громничная девичья свеча изготавливалась в виде косички — три тонких восковых свечи сплетались между собой.

Громничная девичья свеча изготавливалась в виде косички Для этого нить макали в растопленный воск до тех пор, пока на ней не образовывался нужный слой. Девичьих свечей могло быть несколько, но все они обязательно заговаривались. Заклички Весны и «продажа» ребенка Народные обычаи, известные на сегодняшний день, не оканчивались изготовлением громничных свечей. В этот день февраля закликали весну. В обряде принимали участие только девушки и дети. Они собирались в доме или во дворе и тихонько пели обрядовые песни, призывая весну: Девушки и дети собирались в доме или во дворе и тихонько пели обрядовые песни, призывая весну Чтобы ребенок вырос здоровым и счастливым, матери приглашали знахарку.

Также, как и Доля она выступает богиней Судьбы и Удачи иногда до полного отождествления. Как Перуница — она женщина воин, воплощение победы, удачи в состязании, как Додола —она воплощение нежности, красоты, любви, достатка и счастья. Как Перуница огненная, сжигающая, пылкая как Победоносное проявление она дарует: раскрытие состояние могущества и силы духа, бесстрашие; обезоруживание врага; принятие верного решения, правильного выбора, прояснение ситуации; победа над своими страхами, темными силами, смутой в душе молнии, огонь, сжигание, очищение дает удачу на охоте и в состязаниях привлечение любви, телесной любви секса , любовной удачи, страсти, оргазма, единения пар. Как Додола додающая, поддерживающая, наполняющая как воплощение плодородия и додающая подающая благо: усиление привязанности, нежности, красоты, удачи, богатства и успеха. Совокупно она Богиня плодородия и любви, достака и удачи, войны, сражений и соревнований. Является покровительницей продовольствия, приплода, подательница обильных урожаев, творящая победу и правосудие, покровительница семейной жизни. Считается одной из великих богинь Матерей Рожаниц. Додола также Богиня-Покровительница перевоплощений, дарующая право человеку избавиться от совершенных ошибок и выполнить свое Предназначение. Защитница и покровительница всех людей, растительности, плодородия, особенно девушек и женщин. Молодую девушку княгиню праздника Перуна в честь Додолы украшают богатыми венками и гирляндами их трав и цветов. Додола в этом аспекте родственна Живе. Она обладает стихией активной небесной оплодотворяющей воды, именно она может вызвать дождь, наполняющий Матерь Землю Макошу. Когда ведические славяне стремятся вызвать дождь, то обращаются именно к Додоле, кумир которой обрядово обливают водой из ведер.

В народе существует такая примета, что если на Сретение холода будут, то весна будет холодной и поздней, а тихий и облачный денёк на Сретенье к хорошему урожаю. Если на Сретенье видно небо звёздное, то весна не скоро придёт. Кроме того, в этот день вечером заклинали Солнце. Так если солнце выглядывало перед закатом, значит морозов больше не будет, а если Солнце не показывалось весь день, то ожидали лютых Власьевских морозов 11 февраля. Данный праздник Громница, в разгар зимы, напоминает нам о том, что даже переживая самые страшные бедствия мы должны надеяться на лучик света, как эта яркая молния лютой зимой. Поэтому и славится Маланьица, за надежду на скорый приход красавицы весны. Этот день имеет глубокий смысл, и считается днём годового круга, в котором мы видим скорое наступление тепла и даже лета, которое придёт к нам через полгода, и которое живёт в нас уже сегодня, как часть нас и нашей жизни, данной нам выше по праву рождения и по долгу проживания. Другими словами, год рождается как единое целое, как, впрочем, и каждый другой ритм, который имеется в четырёхмерном мире, именно поэтому осязая данный ритм-объект в одном пересечении, мы можем видеть и дотягиваться к другой его стороне, той, что находится, напротив. Таким образом, в середине зимы, нам вдруг отражается скорое лето, полное радостных событий, которые происходят по мере того, как Солнце начинает излучать свой первый импульс, в виде первого грома, что приходиться на этот праздник. Данный день не какая - то пустая сказка, Сретенье является могущественной встречей противоположных качеств, и это явление более значимое и реальное, чем большинство наших пустых проблем и переживаний. В круговом же круге всё реально, и если на Громницу потеплело и грянул гром, это значит, что мы по-настоящему пересеклись с противоположной стенкой года.

Пробуждается Воздух Поэтому, когда пробуждается Воздух, в момент пробуждения духов маги прошлого — волхвы и друиды — сотворяли ритуалы единения с ними, кормили пробудившиеся силы, привечали их тем, что имели сами, как бы показывая: мы одна семья; коли нам всем предстоят испытания, то будем вместе. Отсюда ясно, что ритуальные подношения Трёхликой матери — это кормление всех тех, из кого она состоит своим воздушным ликом, — из всех ветров, духов воздуха, сильфов, фейри и птиц вещих. Их присутствие рядом с миром людей будет в течение года помогать сохранять порядок, не даст свершиться непоправимому. Они отведут беду общую, удалив причину проблемы локально: накажут одного, но спасут всех. Но если духи отвернутся от человека, то ошибка одного может погубить всё племя. Древние маги, понимая истинную силу детей Бригитт, детей Матери-Земли, проводили обряды, которые должны были стать гарантией безопасности всего народа, всего племени. Люди же своим простым участием, подношениями и дарами выполняли простую, но очень важную работу — отключали сопротивление своего сознания и усиливали заклинания и обряды мага согласием с общим законом Природы: единства всего со всем. В славянской традиции Имболк назывался Громница. Считалось, что только в этот день может греметь гром на небе что, кстати, правда, и поверье работает до сих пор. С этого момента считается, что «тёмный период» закончился и начинается новый цикл. Не празднуя Громницу так широко, как кельты свой Имболк о причинах сего будет рассказано ниже , тем не менее в общемировых обрядовых процессах славяне участвовали тоже. Но если ритуальная часть сонастройки со стихией Воздух касалась только касты волхвов, то весь прочий добрый люд входил в процесс соединения с природой своим способом: чистили и мыли жилище, окуривали скотину, почитали бога Велеса — бога, соединяющего собою миры, бога, следящего за порядком как в мире людей, так и не-людей. Ну и конечно, духов — нашу родную русскую нечисть. Сразу после праздника Имболк, как точки силы, в славянской традиции Громница дошёл до сегодняшнего дня как вытекающий из него праздник — Кудесы, день рождения домового. Домовой — это домашний дух у кельтов — брауни, у скандинавов — ниссе , имеющий воздушную природу, который тоже пробуждался в этот период. Кудесы назначались на 10 февраля, и в этот день было принято уже задабривать «своего родного» домового — подарками, подношениями, добрыми словами также показывая ему, представителю стихийного благого дома: будь с нами, дедушка, мы тебе не враги, мы семья твоя. Домовой, как связь между миром людей и не-людей, мог и защитить от неблагих сил, и мог привлечь благие.

2 февраля Громница: как празднуем?

Среди них Громница — Сретение. В разных конфессиях праздник отмечают в разные дни: католики 2-го, армянские христиане 14-го, православные 15 февраля. Различия языческого и христианского праздников Языческая Громница славила несколько богов: громовержца Перуна, его верную спутницу Перуницу Диву-Додолу, Маланьицу , Лелю и Морену — богинь Весны и Зимы. В христианстве в роли громовержца выступает Илья-пророк. Признание в ребенке Спасителя символизирует встречу человечества со Всевышним. Главный атрибут Громницы — ритуальная свеча, или громница, из воска, обязательно большого размера до полуметра, чтобы сильнее привлекала удачу и принесла больше счастья. Накануне праздника ее отливал хозяин семьи, а затем зажигал на капище, где женщины исполняли ритуальный танец Огнедеву. Свечу, напитанную энергией молитв, приносили в дом. С ней обходили жилье, подворье и хлев.

Громницу оставляли не догоревшей до конца и хранили в домашнем алтаре, потому что она обладает мощной магией. Ее зажигали по большим праздникам, в сильную грозу, при рождении ребенка, давали тяжело больному во время чтении молитвы о выздоровлении, вставляли в руку покойника и обкуривали дымом пламени дом умершего.

На Громницу в саду трясут плодовые деревья, чтобы хорошо плодоносили. Считалось, что в этот день нельзя собираться в дорогу.

Хорошо в этот день поесть 7 раз, чтобы не голодать в будущем. Если в этот день петух напьётся воды, то весна будет ранняя и тёплая. Бабу ли ягу — Из-за гор-горы! Как она, лютая, Выгляни, солнышко, От весны ушла, До вешней поры!

От красной бегла, Видело ль ты, вёдрышко, В мешке стужу несла, Красную весну? Холод на землю трясла, Встретило ли, красное, Сама оступилась, Ты свою сестру? Под гору покатилась, Видело ли, солнышко, Встретимши весну Старую ягу? Солнцеву сестру.

Если закликаемое "солнышко-вёдрышко" действительно выглянет перед закатом своим "из-за гор-горы", то веселая гурьба ребят приносит в деревню весть об этом, равнозначащую примете, что прошли последние морозы". Громницы в Белоруссии Народное поверье гласит: на Стретенье зима с весною встречается — какова эта встреча, такова и весна. Рассуждали так: если в этот день оттепель, то весна будет ранняя и теплая; холода держатся — весна выпадет холодная; посыплет снег — к затяжной и дождливой весне. Как перед большими праздниками, местами белорусы отмечали «Сретенские Деды» белор.

Праздник сохранился с языческих времен и, скорее всего, был посвящён Громовнику, посылавшему на землю по весне животворные первые дожди. После суровой зимы веяло робким теплом. К этому дню белорусские крестьяне готовили большие восковые свечи, их-то и называли громницами. У кого были пчёлы — делал из своего воска.

Остальные воск покупали и «сучили» свечи длиной, в 10 вершков пол метра. В Громницы их носили в церковь для освящения. Считается, что обычай этот утвердился в Белоруссии во времена унии. Униатская же церковь переняла его от польских католиков.

Освященные свечи заменили языческие факелы. Иезуит Ленцкий в Катехизисе, который издала Виленская иезуитская академия в 1768 году, пишет: «Эти свечи громят силу бесовскую, дабы не вредила громами и молнией, проливными дождями и градом, легко низводимыми, по допущению Божию, чародеями или волшебницами; и потому верующие во время грозы зажигают сии свечи, дабы испытать плода молитвы; дают также умирающим в руки громницу — для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы». Если свечи, горя, трещали, летом можно было ждать гроз. В Виленской губернии крестообразно слегка поджигали волосы на голове сретенской свечой — «на счастье и здравие».

На территории современных Брестской, Минской и Гомельской областей в этот день зафиксирован обычай первой встречи весны песнями-веснянками, правда не такими громкими и массовыми, как на Благовещенье и Великдень. Чешские обряды. Чехи в этот день ожидали первый гром, и если слышали его, то опускались на колени и целовали землю.

Этот день также считается единственным зимним днем, когда возможна гроза — вспышки и раскаты грома сопровождаются молниями.

Именно поэтому сербы называют этот праздник «Свjетло». В этот день сконцентрированно происходило почитание Додолы-Маланьицы Молнии — богини молнии и питания детей, жены Перуна. Ведь Громница в самом сердце зимы напоминает о том, что даже в самые темные времена всегда есть светлый луч — как лучезарная молния среди морозной зимы.

В честь Перуна была принята титулатура — pharaon — фараон.

Древность существования четы Перун и Додола доказывает также и тот факт, что их почитание распространилось и в Древней Индии, где сопряжено с именем «индийского» громовержца Индры. А, как установлено генетиками и историками, древние русы завоевали Северную Индию в 3-м тысячелетии до н. Громница напоминает в разгар зимы нам о том, что даже среди самых страшных бедствий может быть лучик света — как ярая молния посреди лютой зимы. Всегда остается надежда.

Когда и как празднуют Сретение Господне?

  • Post navigation
  • Славянские боги и богини, которых чествуют в этот день
  • Славянские боги и богини, которых чествуют в этот день
  • Как славяне отмечали праздник Громница или Сретенье Господне?

Славянский праздник Громницы

ГРОМНИЦА (Громницы, Сретенье, Зимнее Перунье) — отмечается 2 лютеня/февраля-месяца. Громница — Сретение считается единственным зимним днем, когда случается первая гроза. ГРОМНИЦА (Громницы, Сретенье, Зимнее Перунье) — отмечается 2 лютеня/февраля-месяца. Славянский праздник Громницы. Наши славянские предки почитали своих богов, считая их своими прародителями, приписывали им определенные качества, наделяли могуществом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий