TV Mag вспоминает дилогию «Брат» и пробует разобраться, почему она настолько актуальна и спустя 25 лет, анализирует грандиозный успех обоих фильмов и призывает не ждать наследников славы народного «благородного разбойника». многие сейчас перефразировали культовую реплику Сергея Бодрова-младшего, ожидая выхода фильма. "Брат" Алексея Балабанова. 20 лет назад на экраны вышел фильм режиссера Алексея Балабанова «Брат», ставший, пожалуй, народным.
Как снимали фильм "Брат", на какие деньги и при чем тут пять литров борща
Иронично относится к увлечениям Кэт, которая любит иностранную музыку. Лиза Джеффри и вовсе играет роль трофея: наш герой по всем законам колониального кино должен получить любовь экзотической девушки, но выберет он, конечно, русскую. Единственным сильным и ярким женским персонажем оказывается секс-работница Даша. Важен также контраст между героем и актером: интеллигентный Сергей Бодров с искусствоведческим образованием облагородил убийцу Данилу Багрова. Его застенчивая улыбка сразу же превратила недалекого и грубоватого маргинала в романтического и непонятого героя, который сбегает из суровой реальности с помощью песен Nautilus Pompilius. Даниле с лицом Бодрова мы верим и, кажется, теряем способность критически оценивать его взгляды.
Они запечатлели целую эпоху и отразили её страдания и надежды. Но, кажется, пытаясь создать зеркало страны, Балабанов сформировал новую идеологию. Конечно, нельзя запретить фильмы об убийцах. Но, романтизируя образ злодея, необходимо помнить о точке отстранения, которой в «Брате» не хватает. Так получилось, что даже сейчас зал рукоплещет на повторных показах не режиссёрским приёмам, а ксенофобным высказываниям.
Уже не первое поколение, очарованное улыбкой всесильного простого парня Данилы, по инерции повторяет за ним слова ненависти ко всему миру. Его история — это концентрация идей и настроений страшного периода в истории страны. Но прошло уже 20 лет, мир изменился. А футболки с цитатой «В чем сила, брат?
У Ивана-дурака всегда были старшие братья, отъявленные негодяи За эффект этой близости, почти родства, зрителя с персонажем отвечает фильм: главный, если не единственный, за все 90-е, исчерпывающе описавший и резюмировавший то переломное десятилетие.
И конечно, главный для Балабанова. В нем нет еще открыточной лубочности «Брата 2» и жестокого гиньоля «Груза 200», но уже не пахнет эзотерической задумчивостью «Счастливых дней» и «Замка». Зато есть то, что Балабанов позже определит термином «фантастический реализм», где неприкрашенная документальность граничит с крайней условностью. Жесткий, четкий, лихой, откровенный, наивный, поэтичный, музыкальный, не содержащий ни одного лишнего кадра или слова. С потрясающей актерской работой, своей органикой и энергией, выходящей далеко за пределы понятия «актерская работа», — как у де Ниро в «Таксисте» или Юппер в «Пианистке».
Идеально отвечающий определению «шедевр». Для меня это была первая рок-группа, под ее музыку мои ровесники и друзья наблюдали крушение СССР. Горькие и емкие стихи Ильи Кормильцева, отчаянный хрип Вячеслава Бутусова врезались в память надолго. Не случайно, когда герой фильма идет на концерт «Наутилуса», со сцены он слышит «Хлоп-Хлоп» единственную их песню советского периода, звучащую со сцены! Так себя в те времена ощущал, наверное, любой.
И точно — многие. Данила дембельнулся, обратно в армию и на войну ему не хочется. Что он делал там, в Чечне, узнать невозможно. Он вообще не хочет назад в систему, унаследованную от проржавевшей империи. Зовут в милицию — отказывается, из родного городка, где еще помнят его отца-зэка, уезжает.
И оказывается в Петербурге. Не родном и для Балабанова городе, но важнейшем из тех, что он описал. Мы могли слушать или не слушать «Наутилус», побывать в армии или нет, провести свою юность в Питере или другом городе.
Однако согласился на дальнейшее сотрудничество, и это вселяет надежду, что фильм как минимум небезнадежен.
Кстати, и актер Юрий Торсуев, когда рассказывал «МК», что вместе с братом Владимиром работает в двух необычных проектах, был оптимистичен: «Мы снимаемся в продолжении фильма «Приключения Электроника», где наши герои повзрослели, и в «Брате-3» Валерия Переверзева. Про него чего только не говорят, заранее ругают, но работа очень интересная. Мы вас еще удивим». Авторы нового проекта с первых дней заявляли, что их фильм никакого отношения к дилогии Алексея Балабанова не имеет, и накануне несостоявшейся премьеры разослали приглашение, где об этом тоже сообщалось.
Тогда зачем дублировать название? Казалось, что затеян безумный пиар на чужом успехе. Валерий Переверзев — прежде всего художник, создатель частных музеев телесных наказаний и проституции, например. Десять лет назад он начал снимать, но на звание кинематографиста не претендовал.
Его документальный фильм «Паноптикон: тюрьма на острове» получил в 2016 году главный приз на фестивале в Гонолулу. Так продолжалось до тех пор, пока на одном из фестивалей в США Джим Джармуш не сказал ему, что он — режиссер. Она также продюсер картины и сыграла одну из ролей.
В надежде на то, что Света может ответить на его чувства взаимностью, Данила приходит к ней. Видя, как её избивает муж, он стреляет мужчине в колено, но Света не благодарит его за спасение, а упрекает и велит уйти.
Вместо человека, без особых раздумий готового спустить курок и убить человека, она выбирает своего мужа. Тогда Данила ищет встречи с Кэт, но она вновь говорит о наркотиках, так что он просто даёт ей деньги и решает покинуть город. Перед отъездом он снова встречается с Гофманом и рассуждает о том, как большой город ломает и отдаляет людей друг от друга. Всё это время он искал семью, поддержку, заботу, дружбу и любовь, но здесь каждый оказался сам за себя. Полная разобщённость привела к тому, что человек стал одинок настолько, что начал искать собеседника на дне бутылки.
Вся та разруха и криминал, полыхавшие в девяностых, нашли точное отражение в фильме. Оцените статью.
Описание фильма Брат (1997)
«Брат» — грустный, депрессивный, но всё же выдающийся фильм, в который режиссёр и актёры вложили своё видение середины девяностых. «Брат», снятый в 1997 году, отражает атмосферу эпохи 90-тых годов, всю их нищету, разруху, разобщённость людей, переход от старого сознания к новому. После премьеры фильма «Особенности национальной охоты» в 1995-м люди снова потянулись в кинотеатры, а потом вышел «Брат».
Брат: Город – страшная сила…
Герой рэпера Птахи очень долго собирается на разборки. Закадровый голос называет это «едет жарить мясо» С другой стороны, нейминг может отсылать к традициям параллельного кино. Это художественное направление, которое возникло в СССР в 1970-х годах в противовес мейнстримному кинематографу. Представители этого направления насмехались над соцреалистическими тропами и деконструировали их. В «Брате 3» много сцен с видами города — он выглядит колоритно Яркий пример параллельного кино — фильм «Трактористы 2» Глеба и Игоря Алейниковых. Это злая абсурдистская комедия, построенная на фундаменте таких советских картин, как «Свадьба в Малиновке» и «Трактористы».
Балабанов, к слову, часто так делал, потому что считал, что озвучка — это вторая съемка фильма. Кадр из фильма «Брат» Знаменитый свитер Данилы Багрова художник по костюмам купила в питерском секонд-хенде за 35 рублей.
Говорят, настоящим криминальным авторитетам так понравилось, как актер сыграл, что они подарили ему новую машину, посчитав, что он не должен ездить на «пятерке». Кадр из фильма «Брат» Светлана Письмиченко специально для роли училась водить трамвай и в один день чуть не наехала на гримера. Кадр из фильма «Брат» Вячеслав Бутусов лидер той самой группы «Наутилус Помпилиус», которая очень нравилась Даниле Багрову предоставил свои песни для фильма совершенно бесплатно. Взамен Балабанов пообещал ему снять клип. Ее снимали на концерте группы «Чиж и Ко» в ДК им. Горбунова в Москве. А Вячеслава Бутусова потом сняли отдельно.
Всё изменилось вокруг. Но почему «Брат» до сих пор так интересен и так популярен? Её сложно не узнать в толпе. Заслуженная артистка России, звезда театра Ленсовета. Светлана Письмиченко. Но для каждого из нас она просто Света. Та, которая до сих пор считает «Брат» актуален и сегодня. Как никогда. Он действительно сделан честно.
Потому что в конце 90-х центральные телеканалы отказались финансировать фильм. Сценарий посчитали неполиткорректным. У продюсера Сергея Сельянова было всего 20 тысяч долларов. Для большого кино — это копейки, на которые смогли себе позволить купить лишь плёнку. Вернее, ее остатки от съемок «Анны Карениной» в главной роли с Софи Марсо. Вот так, просто и по-домашнему он шлифует свои деревянные стулья, которые сделал сам. Любимый оператор Балабанова Сергей Астахов. Теперь ведет другую, более размеренную и спокойную жизнь. Жизнь дачника, которая не так кинематографична, но не менее интересна.
И лишь иногда он пересматривает свои особенные работы. В которых, если присмотреться находит себя. Дублей было минимум. Потому что, как мы помним, плёнки было мало, а денег практически совсем не было.
И кто-то из них подарил ему новый автомобиль Buick LeSabre, чтобы актер больше не ездил на старой "пятерке". Также, по сведениям "Дома кино", крупные телеканалы финансировать "Брата" отказались, на съемки у Балабанова было всего 20 тыс. Поэтому для сцен использовались квартиры, машины и одежда съемочной группы и друзей. Многие актеры снимались бесплатно.
А знаменитый растянутый свитер Данилы Багрова жена режиссера отыскала в секонд-хенде за 35 рублей. Музыку для саундтрека картины Вячеслав Бутусов предоставил Алексею Балабанову совершенно бесплатно. Но режиссер пообещал за это снять клип для новой песни "Наутилуса Помпилиуса", указывается на adme.
«Брата-3» покажут уже в ноябре. О чём этот фильм и связан ли с предыдущими
А на память о съемках «Брата-2» актеру осталось другое пальто - мужское, недешевое, которое носил герой Бодрова. В начале 2003 года, через несколько месяцев после трагедии в Кармадоне, Сухоруков рассказывал в интервью «КП»: «Помнишь сцену в конце «Брата-2», когда Даша и Данила несутся по аэропорту? Серега - в темно-коричневой шляпе и шикарном светло-коричневом пальто. Он их мне подарил, сказав: «Не мой стиль... А ты, Витюша, человек солидный»...
Я никогда не надевал их. Мне казалось, что вся страна узнает и скажет: «Ой! Бодровское пальто носит! Журналисты попросили одеться классно.
И я надел Серегино пальто. Впервые за три года. Не зная, что в этот вечер у него был первый съемочный день в Кармадоне. А 20-го услышал по телевизору страшную новость.
И первая мысль - я ж пальто его вчера надел!
Зрителям обещают вернуть деньги за билеты, а потраченные на аренду столичного зала средства вряд ли удастся компенсировать. Можно только гадать, почему это произошло. Эрик Робертс в роли генерала. Его «Сказка» показана по всему миру, но в России ей отказано в выдаче прокатного удостоверения. И это становится нормой жизни, как и отзыв ранее выданных «прокаток». Кому-то из чиновников что-то пригрезилось, даже если этого и в помине нет, как это было с «Айтой» Степана Бурнашева, и судьба картины решена.
Упечь на полку неугодную картину — это уже мы проходили в советские времена. Да, «Брат-3» вызывает вопросы уже одним свои названием, но это не повод отказывать ему в выходе к зрителю. Те, кто картину видел, говорят, что это арт-фильм, по-своему любопытный. Создан он без господдержки на скромные средства мецената. Режиссер Валерий Переверзев рассказывает, что ему неоднократно угрожали, даже физической расправой. Но он упрямо настаивает на выбранном названии и неубедительно объясняет, почему решил его сохранить.
Но русскую съемочную группу местные приняли хорошо и даже согласились сниматься.
Кадр из фильма «Брат 2» Изначально в фильме «Брат-2» Данила Багров должен был прийти в программу «Взгляд» и пообщаться с Александром Любимовым, но тот в последний момент отказался. Из-за этого случая Балабанов вообще хотел отказаться от продолжения фильма. Но в итоге сцену сняли в «Останкино» в студии программы «В мире людей». Кадр из фильма «Брат 2» В той же сцене снялась настоящая жена Сергея Бодрова Светлана, она тогда работала в «Останкино». Кадр из фильма «Брат 2» Квартира Ирины Салтыковой, которую мы увидели в фильме — настоящая квартира певицы. Балабанов всегда стремился к тому, чтобы все было по-настоящему, поэтому очень часто снимал фильмы в квартирах своих друзей и знакомых. Кадр из фильма «Брат».
Пленка оказалась хорошая, свежая — "Кодак", никаких проблем с ней не было". Артист Сергей Мурзин, желавший получить роль бандита Круглова, приехал на пробы в малиновом пиджаке и крупной цепью на шее. Балабанов утвердил его сразу и не прогадал. Как поясняет портал "Дом кино" , после того, как "Брат" увидел свет, у Мурзина появились обеспеченные поклонники из криминального мира. И кто-то из них подарил ему новый автомобиль Buick LeSabre, чтобы актер больше не ездил на старой "пятерке". Также, по сведениям "Дома кино", крупные телеканалы финансировать "Брата" отказались, на съемки у Балабанова было всего 20 тыс. Поэтому для сцен использовались квартиры, машины и одежда съемочной группы и друзей.
«Брат» (1997)
Драма, криминал, боевик. Режиссер: Алексей Балабанов. В ролях: Сергей Бодров мл., Виктор Сухоруков, Светлана Письмиченко и др. Демобилизовавшись, Данила Багров вернулся в родной городок. Для съемок фильма «Брат» Алексею Балабанову выделили всего-навсего сто тысяч долларов. Кадр из фильма «Брат». Вячеслав Бутусов (лидер той самой группы «Наутилус Помпилиус», которая очень нравилась Даниле Багрову) предоставил свои песни для фильма совершенно бесплатно. Кадр из фильма «Брат». Вячеслав Бутусов (лидер той самой группы «Наутилус Помпилиус», которая очень нравилась Даниле Багрову) предоставил свои песни для фильма совершенно бесплатно.
Интересные факты о съемках «Брата»
«Фильм запретили»: «Брат-3», в котором снялся бывший мэр Архангельска, не покажут в кинотеатрах. режиссера Алексея Балабанова и продюсера. А уж фильм "Брат-2" с дополнительной ненавистью к американцам и украинцам вообще фурор произвёл.
Смысл фильма Брат 1998
Грабят на каждом шагу. Превращают нормальных людей в изгоев. В таком зачумленном пространстве питерская девочка из университета может стать только постриженной наголо зрительская метафора злокозненной чужеземной жизни придорожной шлюхой, обслуживающей дальнобойщиков. Алексей Балабанов, 2000 «Особый путь России», «Запад нас погубит» — тема старинная. Но — внимание — впервые в отечественном кино вроде бы между делом высказываются расистские идеи. Это уже не вполне объяснимая в эпоху кавказских войн прежняя реплика: «Не брат я тебе, гнида черножопая». Тут сюжет позабористей: «Все на защиту белой расы!
Из-за них, «черных, как сволочь», в Америке все так плохо. Тамошние же бледнолицые — уроды, олухи хоть полицейские, хоть пограничники, хоть бандиты, хоть миллионеры — ничего не умеют. Ни драться, ни стрелять, ни выслеживать противника. Таких идиотов в 40-е годы у нас показывали в фильмах про фашистов. Одна надежда на нашего белокожего, доброглазого, суперотзывчивого парня. Где же видано, чтобы в заснеженных просторах России негров ненавидеть?
Да прикол все это, стеб, качественный аттракцион для российских поклонников фанты и пепси-колы. Видите же: в Музее революции можно добыть фальшивые визы, человек с лицом питерского интеллигента по кличке Фашист продает трофейные боеприпасы, а «Вольво» используется в качестве тачанки для легендарного пулемета «максим». Постмодернистская бутафория и только. Смешны все реакции брата «татарина», как и других братьев — таксистов. Но в каждой такой шутке есть лишь доля шутки! На премьере в «Пушкинском» публика встречала бурными аплодисментами каждый сопровождаемый расистской прибауткой выстрел в черного американца или в украинца.
Алексей Балабанов, 2000 Комедия — тем более, как некоторые считают, черная — никогда не строится на мировоззренческих, а на совсем другого рода мифологемах. Так что жанровый ларчик «Брата 2» — с секретом. Под беспроигрышным коммерческим прикрытием комедии здесь идет специальная и очень содержательная игра в ценностные поддавки. Разве можно сейчас, в эпоху, так сказать, международного рынка ценных бумаг, всерьез относиться к примитивной до дури мысли: всему виной деньги? В Америке «вообще все просто так, кроме денег». Или проталкивать в модном кино сентенцию: «Сила — в правде.
У кого правда, тот и сильней»? Но ведь работает. Как и средневековое представление о зловредности чужой земли, о сверхмиссии русских. Вроде бы смешно.
Картина завоевала несколько призов на престижных кинофестивалях. Одной из наград было как раз финансирование нового фильма.
Режиссёр предложил сценарий будущего фильма "Про уродов и людей". Чиновники от кино, однако, дать денег на "провокацию" отказались: "Это же порнография! И Балабанов сказал: "Чёрт с вами, заработаю сам". Сергей Бодров и Алексей Балабанов. Там они и договорились о будущей работе. В результате сценарий делался уже под конкретного актёра.
Писался он всего дня три-четыре и в сентябре был уже готов. Энтузиазм против дефицита Тут на пути Балабанова появилось ещё одно препятствие: выделить даже минимальные средства на фильм центральные телеканалы в то время основные заказчики продукции отказались, сославшись на... Причём сделать не просто дешёвое кино, но и найти тех, кто согласился бы играть совсем бесплатно. Время было тяжёлое, работы - никакой, актёры слонялись без дела, и Алексей Балабанов набрал знакомых и родственных по духу людей и за сущие копейки, быстро - буквально за 31 день - снял фильм. Понятно, что в таких условиях денег не хватало катастрофически, даже играть приходилось в своей одежде: художник по костюмам Надежда Васильева попросила актёров принести вещи из дома - какие есть. Так актриса Светлана Письмиченко несчастная женщина, водитель грузового трамвая снималась в своей клетчатой рубашке.
Недостающие костюмы нашлись в секонд-хендах, наводнивших в 1990-х всё пространство бывшего Советского Союза. Именно там Васильева за 35 рублей купила запомнившийся многим свитер крупной вязки. В целях той же экономии снимали на собственных квартирах и дачах. С плёнкой, конечно, тоже чувствовался дефицит - делали не больше двух дублей, потому что третий был уже роскошью. Чтобы не тратить лишнюю плёнку, приходилось много репетировать. Причём режиссёру не нужна была "игра актёра".
Ему требовалась природа, естество!
ТВ «Первый канал» добавил в «Брата-2» сцену вместо титров. От программы «Время» не отличить, если бы не саундтрек 08 июня 2020 09:08 Мариам Григорян «Первый канал» заменил титры фильма «Брат-2» на кадры из репортажа о беспорядках в США. В прямом эфире под песню «Гудбай, Америка» были показаны протесты против полицейского насилия, начавшиеся из-за смерти Джорджа Флойда. И судя по комментариям от создателей, «пасхалку» с ними никто не обсуждал заранее. А ещё сотрудники телеканала решили на один вечер отказаться от цензуры — но под очень странным предлогом. Кадры из воскресного эфира «Первого канала» быстро разлетелись в соцсетях поздним вечером 7 июня. Телеканал устроил показ фильма Алексея Балабанова «Брат-2» — ему исполнилось ровно 20 лет.
Но вместо привычной версии киноленты зрители увидели «расширенную».
Закадровый голос называет это «едет жарить мясо» С другой стороны, нейминг может отсылать к традициям параллельного кино. Это художественное направление, которое возникло в СССР в 1970-х годах в противовес мейнстримному кинематографу. Представители этого направления насмехались над соцреалистическими тропами и деконструировали их. В «Брате 3» много сцен с видами города — он выглядит колоритно Яркий пример параллельного кино — фильм «Трактористы 2» Глеба и Игоря Алейниковых. Это злая абсурдистская комедия, построенная на фундаменте таких советских картин, как «Свадьба в Малиновке» и «Трактористы». Лента братьев Алейниковых — не сиквел классики сталинского периода, а попытка вступить с ней в диалог и переосмыслить на поле авангардного искусства.
«Режиссёр что-то знал?» Зрители о фильмах «Брат» и «Брат 2»
При этом, как мы помним, у бесстрашного парня с большими глазами нет никаких сверхъестественных способностей. Да чего там: в его времена с таким понятием практически никто из нас еще не встречался — по крайней мере, в кино. Но главный признак его супергероизма понятен почти всем: для Данилы буквально нет ничего невозможного. Убить главаря чеченской ОПГ и завалить банду питерского «пахана» Круглого — пожалуйста. Наехать на большого предпринимателя Белкина и слетать в США, не зная английского языка, а там разделаться с еще одной бандой и забрать деньги у влиятельного чикагского воротилы Мэйниса — да легко. Обольстить неюную замужную даму Свету, юную тусовщицу Кэт, знаменитую певицу Ирину Салтыкову и популярную ведущую американских ТВ-новостей Лизу Джеффри — дело техники. Ну и космического уровня нервы: положить ствол на стол и спросить у врага то самое «В чем сила? Начать хотя бы с кровопролития: за два фильма он «положил» несколько десятков человек и практически не колебался, спуская курок.
Особенно показательна сцена в ночном клубе, где вполне добродушный в мирное время Даня просто расстреливает всех подряд, уверяя себя, что все они — враги по умолчанию. Судя по военному прошлому, он наверняка пережил посттравматическое стрессовое расстройство, что сильно притупило его восприимчивость к страданиям. Вообще, что бы он ни делал, его невозможно остановить в принципе: Данила не ведает сомнений, а просто решает задачи, прописывая алгоритмы либо самостоятельно, либо с помощью друзей. И хотя сюжет держит в напряжении, перед нами не полновесная драма и не детектив, благо «Брат» не дает нам разгадки какой-то тайны, ровно как и не ставит грандиозных вопросов — разумеется, кроме невысказанных моральных. Но и другие основные герои «братиады» преимущественно неоднозначны. Про подловатого брата Витю и проститутку Дашу дополнительные комментарии не требуются, с армейским другом-хакером Ильей, высокомерной Ириной и блудливой Светой тоже всё ясно, не говоря уж о злодеях. В виде исключений в каждом из фильмов предстают лишь условные попутчики Багрова — божий человек Немец и простодушный дальнобойщик Бен: впрочем, они призваны лишь подтверждать общее правило человечьей мерзости.
На их фоне Данила выглядит не только симпатичнее, но и натуральнее: в жизни мы редко встречаем однозначно славных или дурных граждан. Автору данного материала в свое время довелось пообщаться с некоторыми участниками съемочного процесса, подтверждавшими, что актеры и персонал работали за творческую идею, но никак не во имя смешных денег.
К другой — «Бонни и Клайд» и «Тельма и Луиза», где убийства отнюдь не игра. Фильм Балабанова относится ко второй традиции, которая лично мне глубоко неприятна.
Я слышал мнение, что парня сделала убийцей чеченская война. Фильм не дает никаких оснований к подобным умозаключениям. Холодная деловитость и предусмотрительность, которую проявляет Данила, свойственны обученному убийце, а не забритому призывнику. Режиссер, имея все возможности простейшими приемами вызвать зрительское сочувствие к убиваемым во всяком случае, к первой заказной жертве младшего брата , вызывает сочувствие к убийце.
В жизнеподобную ткань картины вплетены будто само собой разумеющиеся всенародно любимые сентенции: «Черные с пушками — звери», «Оборзел, татарин», «Не брат я тебе, гнида черножопая», «Евреев я как-то не очень»… Используя уже опробованное обаяние Сергея Бодрова, обласканного и задушенного после «Пленника» премиями, которые удостоверяют его актерскую профпригодность, Балабанов заставляет своих молодых зрителей идентифицироваться с этим персонажем, именно его нагружая посконными мифологемами: «Теперь русских душат, значит, знают, что слабые мы сейчас», «Скоро вашей Америке кирдык»… Режиссер вроде бы уверяет меня, что бытовой, то есть естественный, как икота, шовинизм есть непременная черта русского человека вообще и современного в частности. Очень может быть, что автору так кажется. Но я — вовсе не сторонник политкорректности в кино в метро я за нее — отказываюсь в это верить и тем более принимать сей «реализм», «натурализм» и все его квазиобобщения. Хотя бы из-за их настойчивой тенденциозности.
Вначале, подобно Беккеру и Мельвилю, Алексей Балабанов расчищает пространство фильма от непосредственного насилия, которое он прячет за непроницаемой ширмой «зтм». Далее должна на- чинаться кропотливая работа по созданию некой «вторичной моделирующей системы», призванной рассказать о ситуации тотального насилия «Город — страшная сила» , не прибегая к непосредственной его демонстрации. Но, даже не успев испугаться сложности поставленной задачи, автор демонтирует первоначальную эллиптическую конструкцию и насыщает фильм элементами массовой мифологии, включая и плохо переваренную эстетику американской криминальной драмы. Таким образом, фильм становится ареной давней идеологической борьбы: европейская культурная традиция против заокеанской.
Покушение киллера на Данилу снято на западной оконечности острова, рядом с одним из домов по улице Кораблестроителей. Сцена погони после стрельбы на рынке снималась в одном из дворов Тучкова переулка. Съёмки проходили также в районе станции метро «Чернышевская», в окрестностях Сенной площади , на Сенном рынке сцена с убийством Чечена и на Петроградской стороне. На последней происходит беседа Данилы и Кэт в « Макдоналдсе ». Встреча бандитов и вагоновожатой Светы проходит на 22 линии Васильевского острова. По словам Светланы Письмиченко, пьяные фанаты группы чуть не задавили их с Бодровым в толпе [15]. Прокат[ править править код ] 17 мая 1997 года «Брата» показали во второй по значению — после основного конкурса — каннской программе «Особый взгляд».
Со слов очевидцев, на показе присутствовали около тысячи зрителей, которые устроили пятнадцатиминутную овацию. На видеокассетах фильм вышел в июне 1997 года. Первый показ состоялся в петербургском Доме кино. Увидев картину, критик Сергей Добротворский заявил [7] , что фильм Алексея Балабанова станет «главным событием страны». Премьера на телевидении состоялась 12 декабря 1997 года на телеканале « НТВ » [16]. Она сопровождалась обсуждением картины в прямом эфире с участием её создателей. По сведениям ведущих оптовых компаний, фильм замыкал список 50 самых продаваемых видеофильмов в 2000 году примечательно, что на вершине этого списка находился фильм « Брат 2 » [17].
Сайт вести. Продюсер фильма Сергей Сельянов признался, что «Мы не делали никаких прогнозов, но результат превзошёл наши самые смелые ожидания. Нас впечатлило, что зрители, которые по 10-20 раз видели оба фильма всё-таки пришли в кино. Вроде фильмы легендарные, удивляться нечему, но всё же поразительно» [20]. На 3 апреля 2022 года фильм в повторном прокате собрал 59,5 миллионов рублей или 577 тысяч долларов США при количестве зрителей 219 тысяч [2]. Смыслы[ править править код ] По словам продюсера Сергея Сельянова [9] , один из основных смыслов «Брата» заключался в фиксации перехода от « общинной системы жизни » при социализме к « индивидуальной ответственности » капитализма. Он отметил, что в «1990-х у отдельного человека появился шанс реализоваться максимально», но даже родственные связи, дающие объяснение названию фильма, перестали работать.
Балабанов хотел показать важность и ценность потерянных связей, хотя главный герой в одиночку противостоял всем обстоятельствам окружающего мира. Культурные аллюзии[ править править код ] Литературный критик и публицист Виктор Топоров , изучая первую версию сценария фильма, отметил, что он различными деталями и режиссёрскими цитатами связан с другими фильмами Балабанова, как предыдущими, так и последующими. Цельность Балабанова становится особенно очевидной в процессе чтения написанных им киносценариев, внутренние связи между которыми становятся здесь чем-то вроде единой системы кровообращения. Что, с одной стороны, увязывает её воедино да простится мне этот каламбур с обеими «порнодивами» из «Уродов» и с дочерью секретаря райкома из «Груза-200», а с другой, чисто по-фасбиндеровски, превращает в многострадальную матушку-Россию! Именно так, то есть не больше, но и не меньше.
Предлагающий потенциальным зрителям вовсе не заурядное развлечение по меркам транснационального мейнстрима, а фильм-концепцию. На фоне содержательной мути, мировоззренческой хляби и путаницы ельцинского десятилетия оба балабановских «Брата» дают жесткую и целостную картину мира, предельно ясную схему объяснения происходящего. Давно не представлявшуюся в нашем кино с такой убежденностью и откровенностью, о которой Суслов и Демичев могли бы только мечтать. Суть этой доктрины стара, много раз опробована и, к сожалению, неискоренима: все окружающие нас люди точно так же, как и в первобытном обществе, делятся всего на две категории — своих, наших они нам как родные братья и чужих, не наших, то есть врагов. Для российского человека, стоит чуть-чуть поковырять его глубинные мифологемы, состоятельный соплеменник всегда подозрителен. Он не то чтобы аморален хотя кто же с этим будет на Руси спорить , но как бы заведомо обречен. Подавляющее большинство убеждено: большие деньги наживаются у нас неправедным путем. Их здесь исключительно «хапают». С этим даже спорить глупо. Показательно, что двух главных злодеев-бизнесменов авторы фильма тем не менее не наказывают. Чуть менее противными, чем богатенькие, предстают в «Брате 2» люди знаменитые. Якубович, Пельш, Демидов, Салтыкова показаны без одобрения. Вечно торчат в телевизоре — тусовщики... Даже если они родились в Люберцах или Сызрани, в столице становятся черствыми, функциональными. Одним словом — бездушные москвичи. Но вот уж кто настоящие враги, так это инородцы. Евреи — вечные обманщики, болгарин-румын «какая разница» Киркоров, хохлы, работающие на чужих. Четвертый отряд врагов — самые иностранные из всех иностранцев — американцы. У них там, за океаном, почти все неправильно. Потому что не по-нашему. Некрасиво, загажено. Если приглядишься — нищета. Хваленый Чикаго — сущая помойка. Сидят люди в клубах, ширяются, торгуют оружием, развлекаются документальными съемками об изнасиловании русских девушек. Грабят на каждом шагу. Превращают нормальных людей в изгоев. В таком зачумленном пространстве питерская девочка из университета может стать только постриженной наголо зрительская метафора злокозненной чужеземной жизни придорожной шлюхой, обслуживающей дальнобойщиков. Алексей Балабанов, 2000 «Особый путь России», «Запад нас погубит» — тема старинная. Но — внимание — впервые в отечественном кино вроде бы между делом высказываются расистские идеи.