Разумеется, Святослава нельзя рассматривать в роли византийского наёмника. Дунайские походы святослава. «Дипломатические игры» вокруг дунайской болгарии. В 967 г. византийский император Никифор Фока прислал в Киев своего посла знатного патриция Калокира. Дунайские походы князя Святослава – история, которая овеяла его имя легендой. Новости. Знакомства.
100 важных событий истории Украины
После покорения этого племени князь Святослав Игоревич отправился дальше. На этот раз на его пути был Хазарский Каганат. Раньше это было великое государство, распростертое между Волгой и Доном, но на ту пору Каганат уже утратил былое величие. Хазары это кочевники, которые промышляли главным образом скотоводством, земледелием, работорговлей и взиманием пошлины с судов. На территории Каганата, по рекам его пронзающим, проходили многие торговые пути, в частности путь Серебрян, по которому шел главный поток драгоценностей из Азии в Европу. Правление великого князя-воина началось именно с восточного похода, поскольку было крайне важным, чтобы этот торговый путь находился под контролем Киевской Руси. Это был важный момент, поскольку еще Олег построил крепость Тмутаракань, которая позволяла обходить судам Хазарскую территорию. Однако в ответ на это в 830 году была возведена Хазарская крепость Саркел, которая блокировала этот обходной путь. Походом на Саркел, начинались новые походы князя Святослава. В 865 году Святослав Игоревич захватил крепость Саркел, которую впоследствии переименовали в Белая Вежа.
Следующим пунктом движения армии русского правителя был северный Кавказ. На своем пути князь Святослав Игоревич разрушал Хазарские города. Кроме того, в этот период правления русичами были нанесены поражения племенам ясов осетин и черкесов. Восточные походы князя Святослава этого периода отличались своей успешностью.
В плен к победоносному киевскому князю попали два сына болгарского царя Петра — Борис и Роман. И вот тут наступил момент расхождения целей императора Никифора Фоки и Святослава.
Киевский князь решает обосноваться в Доростоле — наиболее крупном из захваченных городов. Кроме того этот город был церковной столицей — в нем находилась кафедра патриарха Болгарской автокефальной церкви. Как я уже говорил, такое решение Святослава вряд ли было спонтанным. По мнению ряда исследователей, мать Святослава, княгиня Ольга, была родом из Преславы, светской столицы Дунайской Болгарии и, возможно, имела отношение к царскому семейству Болгарии 4. Как бы там ни было, какая-то часть болгарского населения во время военных событий похода поддерживала Святослава, считая его меньшим злом, чем византийцев, возможно кто-то видел в нем законного претендента на царский трон Болгарии. Такой поворот событий, естественно, не устраивал Константинополь.
К печенежским ханам отправляются эмиссары императора с дарами и посулами взамен за поход печенегов на Киев. Получив известие о приближении печенегов к Киеву, Святослав немедленно выдвигается с войсками обратно оставив гарнизоны в Доростоле и других городах по Дунаю. Не сумев взять город, основная часть печенежских войск откочевала от города.
У поединка храбров был сакральный подтекст: гадали, на чьей стороне боги и судьба. Иногда поражение своего «храбра» вело к отказу от сражения, отступлению, а то и бегству целого войска. Но чаще такого не происходило, и в сражение вступали лучники. Они засыпали врага стрелами.
Серьезного урона противнику от этого не было, но лучники раздражали врага и подбадривали своих. Когда стороны сближались, легковооруженные пешие воины метали дротики. Далее все устремлялись вперед, желая опрокинуть врага и обратить его в бегство. Именно в ходе бегства противника наблюдалось наибольшее его истребление. Более или менее строем наступали тяжеловооруженные пешие дружинники. Они строились в три и более ряда, смыкали щиты, выставляли вперед копья, образуя своеобразную «стену». Конники поддерживали пешую дружину.
Могли наносить эффективные удары с флангов, еще более разрушительным оказывался удар конницы в конце битвы, когда противник ослабевал и был готов к отступлению. В ходе битвы отдельные дружинники стремились пробиться к предводителю «ратных», убить или ранить его, на худой конец опрокинуть стяг или другие символы врага. Памятник князю Святославу Все эти премудрости военной тактики и стратегии своего века к 20—22 годам в совершенстве познал князь Святослав. Судя по его действиям и речам, зафиксированным в исторических источниках, единственным мерилом его решений выступало мнение дружины. Не случайно на предложение матери княгини Ольги, принявшей христианство во время своего посещения Константинополя в 955 или 957 г. Одним из главных идеалов князя была слава беззаветно храброго воина, никогда не изменявшего дружинным традициям: «…и легко ходил, как пардус, — пишет о Святославе летописец, — собрал многих воинов. В походы не брал ни возов, ни котлов, не варил мяса, а тонко изрезав конину, зверину или говядину, запекал ее на углях и ел.
Не имел шатра, спал на земле, подстелив потник и с седлом в головах. Такими же были все его воины. Отправляясь в поход, посылал сказать: «иду на вы! Тогда его мать Ольга двинула киевское войско против древлян, виновников гибели ее мужа князя Игоря. Полки встали в поле напротив друг друга. Четырехлетний Святослав Игоревич бросил в сторону противника дротик. Копье пролетело между ушей лошади и упало у ее ног.
Главным геополитическим противником Руси в тот момент являлась Хазария. Вятичи, как мы узнаем из ПВЛ, и к 964 г. Однако хазары не готовы были так просто отказаться от прежнего обычая. Кроме того, они, являясь крупнейшим соперником Византии в торговых делах, мешали русско-византийской торговле — основе всех торговых предприятий Руси на пути «Из варяг в греки». Все это должно было толкать правителей Киевской Руси на войны с хазарами. Такие войны и шли с переменным успехом при Олеге и Игоре. Кстати, последнее до походов Святослава столкновение русов с хазарами оказалось неудачным.
В 941 г. Как истинный сын своего времени, Святослав должен был помнить о священном долге мстителя за обиды отца. Историкам остается лишь гадать, какой резон — жажда мести или помысел о контроле над Великим Волжским торговым путем были важнее для Святослава при проработке им замысла удара по Хазарии. С военной стратегической точки зрения его план оказался примером совершенства. Святославу всегда будут присуще наступательные действия. Однако в 964 г. Он двинулся на северо-восток.
Поднявшись по реке Десне, Святослав перетащил свои ладьи в верховья Оки и оказался в земле вятичей. Вятичи были воинственным союзом племен, при этом они являлись наиболее «первобытными» среди восточных славян. Придя некогда под предводительством легендарного Вятки с запада с земель, ставших в будущем Польшей , вятичи в непроходимых лесных дебрях с суровыми природно-климатическими условиями Волго-Окского междуречья потеряли навыки развитого земледелия. Вятичи стали жить, как и окрестные финно-угры, в основном промыслами: охотой, рыбной ловлей, собирательством. Они были не прочь напасть и ограбить оказавшихся в их владениях купцов и прочих заезжих путников. В свое время киевский князь Олег 880—912 принудил вятичей признать свое верховенство и обязал их платить Киеву дань. Однако сообразно родоплеменному менталитету вятичи на считали, что они часть Киевского государства.
Они считали себя в личной зависимости от Олега, победителя их князей. Со смертью Олега они посчитали свои отношения с Киевом законченными, и киевскому князю Игорю 912—945 пришлось мечом убеждать их в обратном. Со смертью Игоря история повторилась. До 964 г. Это было частью той великой внутренней политики по консолидации вокруг Киева всех восточнославянских племен, которую начал еще Олег, основатель Древнерусского государства, а завершит один из самых ярких князей периода расцвета единой Руси — Владимир Красное Солнышко 980—1015. С точки зрения внешнеполитических намерений Святослава, воевать с Хазарским каганатом, оставив у себя в тылу непокорных и воинственных вятичей, данников, а, следовательно, и формальных союзников Хазарии, было рискованно. Многочисленные полки Святослава объявились в землях вятичей в 964 г.
Обе стороны проявили дипломатические способности. Вятичи не отважились воевать. А склонный все решать мечом Святослав на этот раз пошел на переговоры. Он не стал требовать с вятичей дани, как делали его предшественники. Киевский князь просто дал понять вятичем, что его война с хазарами освобождает их на время или навсегда от необходимости платить дань хазарам, и вятичи пропустили дружины Святослава через свои владения. По Волге Святослав в 965 г. В ходе его тюркские народы, к которым относятся и хазары, создали обширный Тюркский каганат.
Однако он оказался непрочным объединением, и в VII столетии в ходе распада его западной части сформировалось Хазарское государство. В это время хазары контролировали степные просторы Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. От хазар зависели со второй половины VII в. К началу X в. Волжская Булгария была достаточно автономна от Итиля. Булгары приняли ислам и стремились к союзу с извечными противниками Хазарии арабами. В 922 г.
Состоявший при нем секретарем арабский ученый Ибн Фадлан оставил свои записки о Волжской Булгарии. В них находится знаменитый рассказ о похоронах на Волге знатного руса. Одни ученые видят в «русах» Ибн Фадлана описание восточнославянских воинов-купцов. Большинство же исследователей склонны считать «русов» Ибн Фадлана скандинавскими воинами-купцами, прибывшими для торга в Булгарию. К середине X в. Волжская Булгария была уже фактически независимым от хазар государством. Хазария и окрестные страны в X в.
Еще одна часть тюркского кочевого народа булгар, союз племен во главе с ханом Аспарухом, еще в конце VII в. Здесь Аспарух, соединившись с южнославянскими племенами, вступил в борьбу за балканские территории с Византийской империей. Население было преимущественно кочевым и тюркским, но также имелись и индоевропейские племена, в частности ираноязычные аланы, которые в Доно-Донецком междуречье вели оседлый образ жизни. В ходе налаживания транзитной торговли возникли в Хазарии города, где, помимо торговли, стало развиваться ремесло, а в городских окрестностях процветало садоводство. Религией большинства хазар было и оставалось язычество. Хазары поклонялись многим богам, а главным их божеством являлся бог неба Тенгри. Главу государства — кагана — хазары ассоциировали с проявлением покровительства Тенгри на земле.
Хазары считали, что истинный каган обладает особой жизненной силой, которая обеспечивает процветание всех хазар. При неудачах хазары могли решить, что их каган «неистинный», убить и сменить его. Такая трактовка кагана постепенно превратила его из реального правителя в бессильное в реальной политике сакральное полубожество, чья личная судьба зависела от состояния внутриполитических и внешнеполитических дел государства. Однако элита во главе с царем и сакральным главой государства — каганом — дважды меняла свои конфессиальные предпочтения. Как контролеры степных международных торговых путей хазары оказались конкурентами арабов. В 735 г. Каган и его приближенные ради мира приняли ненадолго ислам, который не получил распространения в массе населения Хазарии.
Внутри Хазарии при организации транзитной торговли все большую роль играли купцы-иудеи, связанные с еврейской диаспорой по всему миру, что в немалой степени содействовало налаживанию каганатом своих международных торговых связей. Под воздействием купцов-иудеев каган и вся хазарская элита приняли иудаизм. Под влиянием торговых отношений с Византией часть городского населения приняла христианство. В VIII в. Константинопольская патриархия даже открыла в Хазарии 7 епархий. Однако первоначально союзнические отношения хазар с ромеями на почве совместного противостояния арабам в IX—X вв. Ромейская империя, заинтересованная в подрыве торгового могущества Хазарии, исподволь натравливала на каганат окружавших его диких кочевников, в частности печенегов, которые с востока давили на хазарские рубежи, стремясь прорваться в Причерноморские степи.
К концу IX в. Не знающие государственности воинственные и независимые друг от друга печенежские союзы племен пробились через хазарские владения и стали заселять степи Нижнего Днепра, вытесняя оттуда к Дунаю осевших на время у Днепра мадьяров. Отношения с Хазарией восточнославянского мира до образования государства Русь складывались противоречиво. Как мы уже упоминали, часть восточных славян платили хазарам дань в течение 200 лет. Однако, поскольку хазары допускали всех своих данников до торговли, которую вел и контролировал каганат, в нее частично были втянуты и поляне, северяне, древляне, что, судя по археологическим раскопкам, способствовало их социально-экономическому развитию. Отдельные военные и торговые экспедиции скандинавов-варягов, ищущих торговые пути, ведущие из Северной Европы в Византию и на Восток через восточнославянские и финно-угорские земли, судя по археологическому материалу, начались в IX и продолжались в X в. Однако Великий Волжский путь оказался для варягов труднопроходимым и малодоступным, ибо Волжская Булгария и Хазарский каганат строго охраняли свою монополию на него.
После образования государства Русь освобождение восточных славян от хазарской дани стало одной из главных задач киевских князей. Ключевский, оказалась конкурентом Хазарии в деле международной транзитной торговли, что тоже вело к обострению русско-хазарских отношений. Внутреннее ослабление Хазарии, явно заметное к середине X в. Более подробную историю Хазарии можно найти в работах историков М. Артамонова, С. Плетневой, П. Голден и др.
Поход на Волжскую Булгарию и разгром Хазарии Вторжение в Хазарию войск под предводительством киевского князя Святослава с севера было неожиданным для каганата. Однако уже давно хазарские правители осознали угрозу со стороны русов. В середине X в. Иосиф искал союзников среди мусульманских владык и хотел представить дело так, что его контроль над Нижневолжскими степями — это и защита мусульманских интересов. Чуть позже хазары пытались получить помощь от среднеазиатского Хорезма. Но к середине 960-х гг. Она изнемогала в конфликтах с арабами и византийцами.
Попытки найти компромисс с частью арабского мира были эфемерны. Ее границы трещали от натиска тюрок-печенегов. Столкновения с Русью и даже отдельные победы над русами только готовили решительный натиск молодого растущего русского государства на дряхлевший Хазарский каганат. Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем каганом и сошлись биться, и в войне с ними одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов, и пришел в Киев». Из другого источника, сообщений современника событий арабского географа Ибн Хаукаля мы знаем, что, прежде чем обрушиться на Хазарию, Святослав воевал с Волжской Булгарией, победил ее войска, взял большую добычу.
Многие города, в частности Булгар, были разорены. Одолев булгар, по версии Ибн Хаукаля, киевский князь двинулся вглубь Хазарии. Арабский ученый относит походы к 358 г. Калинина Т.
Вот здесь-то и выявились истинные планы Святослава. Появление Святослава на Дунае ипоражение Болгарии встревожило Византию. Теперь рядом появился жестокий, удачливый и беспощадный соперник. Попытка византийской дипломатии стравить Болгарию и Русь и тем самым ослабить обеих не удалась.
Фотографии о событии
- КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ
- Черникова Т. В. Древняя Русь в X веке : правление Игоря, Ольги и Святослава.
- История Европы дохристианской и христианской
- 3 июля 964 года- День Великой Русской Победы!
- БАЛКАНСКИЕ ПОХОДЫ СВЯТОСЛАВА И ДИПЛОМАТИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Cвятослав Игоревич
О том, что русов на Балканы пригласила византийская сторона, ПВЛ молчит. А вот византийский автор второй половины X века Лев Диакон в своей «Истории» сообщает, что император Византии Никифор Фока возвёл в высокое достоинство патрикия некого «Калокира, мужа пылкого нрава и во всех отношениях горячего, и отправил его к тавроскифам, которых в просторечии обычно называют росами, с приказанием распределить между ними врученное ему золото, количеством около пятнадцати кентинариев, и привести их в Мисию Болгарию. Калокир прибыл к Святославу, завязал с ним дружбу, «совратил его дарами и очаровал льстивыми речами», а затем уговорил выступить против болгар3. В хронике византийца Иоанна Скилицы конец XI в. Разумеется, Святослава нельзя рассматривать в роли византийского наёмника. Значительной суммы в 15 кентинариев это более 450 кг золота было всё же недостаточно для найма той армии, которую согласно Диакону в августе 968 года Святослав повёл на болгар 60 тыс. Переданные через Калокира деньги могли быть скорее подарком от византийского императора русской знати6. И хотя Святослав, несомненно, появился на Балканах как союзник Византии, у него, как понятно из летописного текста, были здесь свои интересы. Лев Диакон пишет, что Калокир во время переговоров со Святославом затеял самостоятельную игру и уговорил русского князя «собрать сильное войско и выступить против мисян болгар.
За это Калокир обещал ему огромные, несказанные богатства из царской сокровищницы»7. Получается, что Святослав с самого начала был вполне самостоятелен и враждебен не только по отношению к Болгарии, но и к Византии, ведя одновременно войну и с греками, и с болгарами? Видимо, Святослав сходу прошёл сквозь всю Болгарию, хотя направление его движения не вполне ясно — придунайские области составляли лишь незначительную часть этой страны. Непонятно также, почему он начал брать «дань» с византийцев. Это летописное сообщение сомнительно, поскольку преувеличивать успехи русов на начальном этапе военной кампании не стоит. Диакон сообщает, например, что ещё осенью 969 года византийский император Никифор Фока, стремившийся сохранить видимость нейтралитета в русско-болгарском конфликте, отправил в Болгарию посольство, возглавляемое патрикием Никифором Эротиком и епископом Евхаитским Филофееем9. Судя по всему, византийские послы застали дела в Болгарии в большом расстройстве — болгарский царь Пётр был тяжело болен. Он умер 30 января 970 года — спустя несколько месяцев после появления в его столице — Великом Преславе патрикия Никифора и епископа Филофея.
Следовательно, к этому времени русы ещё не заняли болгарскую столицу, находившуюся в Северо-Восточной Болгарии, всего в ста километрах от г.
Дойдя до устья Дуная «поставил» город Переяславец Малый Переслав. Город так понравился Святославу, что он решил сделать его столицей Руси. По данным летописи он сказал матери: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей! Туда сходится все хорошее: из Греции золото, поволоки, вина и разные плоды, из Чехии и Венгрии серебро и кони, из Руси меха и воск, мед и рыбы». И даже есть данные, что он княжил в Переяславце и здесь же получил первую дань с греков.
Византийский император Иоанн I Цимисхий, находясь в сговоре с печенегами, был очень обеспокоен успехами военных походов Святослава и пытался ослабить соседей. В 968 году узнав об утверждении Святослава в Болгарии, Иоанн заставил печенегов напасть на Киев. Князь оставил Болгарию и вернулся в Киев, на защиту своего города, где правила его мать. Святослав разгромил печенегов, но вероломство Византии не забыл. Дети Святослава У Святослава было три сына: первый Ярополк — рожден от первой жены, дочь или сестра венгерского короля. По другим данным киевского боярина Предславы.
Второй Владимир. Считался незаконнорожденным. Прозван Красным солнышком.
Википедия приводит и другую версию, указывая дату 961 год.
Точного ответа нет по простой причине — о князе начали писать в летописях, когда он стал ходить в военные походы. Деятельность Святослава Политику каждого правителя принято делить на внутреннюю и внешнюю. Святослав является исключением из этого правила. Он вел очень активную внешнюю политику путем завоевательных походов.
Дипломатические миссии были ему чужды. О внутренней политике князя Святослава нет сведений. Государственными делами управляла его мать Ольга, которая провела крупные реформы. Все, что точно известно о его деятельности по управлению страной: он не допустил принятие христианства как единой религии.
Для этого Великий Киевский князь должен был сам принять крещение. Но он наотрез отказался это сделать. Однако и жесткого преследования православных не было. Им не запрещалось создавать христианские общины.
По приказу Ольги во время официального правления князя язычника было возведено много православных храмов. Военные походы Самые великие деяния Святослава Игоревича связаны с его внешнеполитической деятельностью. Ему приписывают известную фразу: «Иду на Вы! Князь не нападал внезапно, а отправлял гонца с предупреждением.
Славу великого полководца ему принесли успешные походы на: Византию, Хазарский каганат. В народе за ним закрепилось прозвище Святослав Храбрый. Это позволяет не путать его с другим историческим деятелем — князем Игорем Святославичем, описанным в «Слове о полку Игореве». В этом знаменитом произведении речь идет о волынском князе, который жил в конце 12 — начале 13 века и участвовал в походе против половцев в 1185 году.
Поход на вятичей С 964 года начинаются военные походы великого князя. О том, с кем воевал Святослав, известно из летописей. Первым его направлением было движение на северо-восток, к хазарским землям. На пути к цели жили непокоренные до сих пор вятичи.
Земли племени в среднем течении Оки были удобным плацдармом для хазар при набегах на Русь. Святослав прошел по землям вятичей, двигаясь к Хазарскому каганату. Опасное государство было главной мишенью полководца. Поэтому в тот год он вятичей окончательно не покорил.
После победы над Хазарским каганатом он совершил второй поход на вятичей в 966 году. Этот год отмечен присоединением земель племени к Киевской Руси и расширением ее границ в северо-восточном направлении. Наращивала мощь за счет грабежа соседних народов. Хазары постоянно совершали разбойничьи набеги, накладывали дань на покоренные племена, уводили людей в рабство.
Там он разбил камских болгар, но главной его целью было другое государство — Хазария. Русская дружина взяла крепости Саркел и Итиль. Войско царя Иосифа было полностью разгромлено. Столицу каганата разграбили.
Победители уехали с богатой добычей. Подробнее про разгром князем Святославом Хазарского каганата читайте в статье.
О своем намерении идти в поход против конкретного племени князь обязательно предупреждал, отправляя гонца с фразой «Иду на Вы».
Князь с дружиной Походы на хазар, вятичей Хазарский каганат был крупнейшим восточным соседом Киевской Руси. Продолжительный отрезок времени хазары взимали дань с северян и радимичей. Олег положил конец этому обычаю, заставив эти славянские племена платить дань Киеву.
Но набеги хазар на русские земли продолжились, и это послужило одной из причин похода Святослава на хазар. В 964 году Святослав собирает дружину для похода на хазар. Двигаясь в сторону хазарских земель, князь покоряет вятичей и облагает их данью.
Поход Святослава на вятичей не был запланирован, но был достаточно успешным. Войско, собранное для похода Святослава на хазар идет к Волге, где вступает в бой с отрядами, выставленными Волжскими Булгарами. Одержав очередную победу, дружина наносит сокрушительный удар по хазарам.
В 965 году, когда Святослав совершил поход на хазар, основные центры их культуры и торговли - города Белая вежа и Тмутаракань Тамань были покорены. Эта же участь постигла город Итиль. В результате похода Святослава Игоревича на хазар Прикавказье оказывается под властью Древнерусского государства, а Святослав возвращается в Киев.
В 967 году собирается войско для похода Святослава на Дунайскую Булгарию. Против князя было выставлено 30-тысячное войско, но Святослав все же захватил около 80 поселений и заставил греков платить дань. По его задумке захваченные земли должны были присоединиться к Древнерусскому государству, образовав русско-болгарскую державу, центром которой должен был стать Переяславец.
Болгарский царь Петр и его сын Борис стали вассалами подданными, зависимыми, находящимися в подчинении Киевской Руси. Задумка с созданием нового государства и переносом столицы не удалась, и второй раз на Дунае Святославу довелось побывать лишь в 969-972 годах. Дунайские походы Святослава 967-969 были более успешными, чем последующие.
Объединенные силы Святослава и болгарского царя Бориса взяли Пловдив болгарский город на греческий манер именуемый Филиппополем и постепенно продвигались к Царьграду, где в это время царствовал Иоанн Цимисхий. Император собрал значительное войско и разгромил недругов у Аркадиополя. Весной 971 года 45-тысячное войско императора окружило дружину Святослава, численностью до 10 тысяч человек в крепости Доростол.
Святослав оборонялся три месяца, но был вынужден заключить мир. По мирному договору Святослав получил дань на живых и мертвых воинов и войско его покинуло Болгарию, передав ее под управление греков. Дунайские походы Святослава завершились, поскольку князь был убит во время последнего дунайского похода.
Отношения с Византией Во время правления Святослава отношения с Византийской империей были напряженными. Мирный договор князя Святослава с Византией постоянно нарушался обеими сторонами. Византия являлась союзником Руси с 907 года.
Союз этот был выгоден обеим сторонам, но не защищал от периодически возникающих военных столкновений. В 957 году Византия призывает Святослава для совместного похода против Волжских Булгар. Киевский князь приводит с собой огромную армию, которой испугались не только сами болгары, но и византийцы.
Так началась русско-византийская война, закончившаяся поражением русского войска. Святослав, как и его предшественники, вновь заключил мир с греками и обязался поддерживать Византию во всех ее военных походах, стоять на страже общих рубежей. Греки обещали пропускать русских через Днепровские пороги.
Но возникшее между бывшими союзниками напряжение сохранялось вплоть до смерти Святослава и даже до начала княжения Владимира и крещения Руси.
Военные походы Великого князя Святослава
В случае нападения неприятеля пехота принимала на себя первый удар, что давало коннице время приготовиться к бою. Подступы к лагерю были защищены еще и искусно спрятанными ямами-ловушками с деревянными кольями на дне, разложенными в нужных местах металлическими шариками с четырьмя остриями, одно из которых торчало вверх. Вокруг лагеря натянули сигнальные веревки с колокольчиками и расставили пикеты первые начинались на расстоянии полета стрелы от холма, где расположились ромеи. Цимисхий попытался, но неудачно, овладеть городом приступом. Вечером же русы снова предприняли масштабную вылазку, причем, по летописным источникам византийцев, они в первый раз попробовали действовать в конном строю, но, имея дурных коней, набранных в крепости и не привыкших к бою, были опрокинуты греческой конницей. В отражением этой вылазки командовал Варда Склир. В тот же день подошел греческий флот в составе 300 кораблей, и расположился на Дунае против города, вследствие чего русы были окончательно обложены и не смели более выходить на своих ладьях, боясь греческого огня. Святослав, придававший большое значение сохранению своего флота, для безопасности приказал вытащить ладьи на берег и поставить у городской стены Доростола. Между тем в Доростоле находились все его ладьи, а Дунай был для него единственным путем отступления. Русская дружина атакует Понимая обречённость своего положения русы опять сделали вылазку, но уже всеми силами.
Руководил ей доблестный защитник Преславы Сфенкел, а Святослав оставался в городе. С длинными, в человеческий рост, щитами, покрытые кольчугой и броней, русы, выйдя в сумерки из крепости и соблюдая полную тишину, подошли к стану противника и неожиданно напали на греков. Бой длился с переменным успехом до полудня следующего дня, но после того, как был убит Сфенкел поражённый копьём, а византийская конница вновь угрожала уничтожением - русы отступили. Святослав, ожидая в свою очередь нападения, приказал вырыть глубокий ров вокруг городских стен и Доростол теперь стал практически неприступным. Этим он показал, что решил обороняться до последнего. Почти ежедневно происходили и вылазки русов, часто заканчивавшиеся для осажденных успешно. Цимисхий сначала ограничился лишь осадой, надеясь голодом заставить Святослава сдаться, но в скором времени русами, предпринимавшими постоянные вылазки, все дороги и тропинки были перекопаны рвами и заняты, а на Дунае флот усилил свою бдительность. Вся греческая конница была выслана для наблюдения за дорогами, ведущими с запада и с востока в крепость. В городе находилось множество раненых и наступал жестокий голод.
Между тем стенобитные машины греков продолжали разрушать стены города, а камнеметные орудия причиняли большие людские потери. Конный Дружинник X век Выбрав темную ночь, когда разразилась страшная гроза с громом, молниями и сильным градом, Святослав лично вывел из города около двух тысяч человек и посадил их на ладьи. Они благополучно обошли флот ромеев ни увидеть, ни даже услышать их из-за грозы было невозможно, да и командование флотом ромеев, видя, что «варвары» воюют только на суше, что называется, «расслабилось» и двинулись по реке за продовольствием. Можно представить себе изумление болгар, живших по течению Дуная, когда в их поселках вдруг вновь появились русы. Действовать необходимо было быстро, пока известие о произошедшем не дошло до ромеев. Спустя несколько дней, собрав зерновой хлеб, пшено и еще какие-то припасы, русы погрузились на суда и столь же незаметно двинулись к Доростолу. Ромеи так ничего бы и не заметили, если бы Святослав не узнал, что недалеко от берега пасутся лошади из войска византийцев, а рядом находятся обозные слуги, ко-торые караулили коней, а заодно запасали дрова для своего лагеря. Высадившись на берег, русы бесшумно прошли через лес и напали на обозных. Практически вся обслуга была перебита, лишь кое-кому удалось спрятаться по кустам.
В военном отношении эта акция не давала русам ничего, но ее дерзость позволяла напомнить Цимисхию о том, что от «проклятых скифов» все еще многого можно ожидать. Но эта вылазка привела Иоанна Цимисхия в ярость и вскоре Ромеи перекопали все дороги, ведущие к Доростолу, везде выставили стражу, контроль за рекой был установлен такой, что из города на другой берег не могла без позволения осаждающих перелететь даже птица. И вскоре для измученных осадой русов и еще остававшихся в городе болгар настали по-настоящему «черные дни». Конец июня 971 года. Во время одной из вылазок русам удалось убить родственника императора Цимисхия Иоанна Куркуаса, руководившего стенобитными орудиями. Из-за богатой одежды русы приняли его за самого императора. Кичась, они насадили отрезанную голову военачальника на копье и выставили ее над городскими стенами. Некоторое время осаждённые верили, что гибель василевса заставит греков убраться восвояси. В полдень 19 июля, когда византийская стража, разморенная зноем, утратила бдительность, русы стремительно атаковали и перебили ее.
Затем настал черед катапульт и баллист. Они были изрублены топорами и сожжены. Осаждённые решили нанести новый удар по грекам имевший, подобно Сфенкелу, свою дружину. Русы почитали его за второго после Святослава предводителя. Он был уважаем за доблесть, а не за "знатных сородичей". И первоначально в бою он сильно воодушевлял дружину. Но погиб в стычке с Анемасом. Гибель предводителя привела к паническому бегству осаждённых. Ромеи вновь рубили убегающих, а их кони топтали «варваров».
Наступившая ночь прекратила бойню и позволила уцелевшим пробраться в Доростол. Со стороны города слышались завывания, там шли похороны убитых, чьи тела товарищи смогли вынести с поля боя. Византийски летописец пишет, что было заколото множество пленников из мужчин и женщин. Тела, оставшиеся лежать на земле, достались победителям. К удивлению тех, кто кинулся сдирать с мертвых «скифов» доспехи и собирать оружие, среди убитых в тот день защитников Доростола оказались женщины, переодетые в мужскую одежду. Кем они были — болгарками, примкнувшими к русам, или отчаянными русскими девами — былинными «поленицами», отправившимися в поход наравне с мужчинами, — сказать трудно. Ратный подвиг. Герой Византии — араб Анемас. Одну из последних вылазок русов на греков возглавил Икмор — человек огромного роста и силы.
Увлекая за собой русов, Икмор крушил всех, кто оказывался на его пути. Казалось, равного ему в византийском воинстве не найдется. Приободрившиеся русы не отставали от своего предводителя. Так продолжалось до тех пор, пока к Икмору не устремился один из телохранителей Цимисхия — Анемас. Это был араб, сын и соправитель эмира Крита, за десять лет до этого вместе с отцом попавший в плен к ромеям и перешедший на службу к победителям. Подскакав к могучему русу, араб ловко увернулся от его удара и нанес ответный удар — к несчастью для Икмора, удачный. Опытный рубака отсек русскому вождю голову, правые плечо и руку. Увидев гибель своего предводителя, русы громко закричали, их ряды дрогнули, ромеи же, наоборот, воодушевились и усилили натиск. Вскоре русы начали отступать, а затем, закинув щиты за спину, побежали в Доростол.
Во время последней битвы под Доростолом, среди ромеев устремившихся на русов с тыла, был и Анемас, за день до того убивший Икмора. Ему страстно хотелось прибавить к этому подвигу новый, еще более яркий, — расправиться с самим Святославом. Когда внезапно напавшие на русов ромеи ненадолго внесли дезорганизацию в их строй, отчаянный араб подлетел на коне к князю и ударил того мечом по голове. Святослав повалился наземь, он был оглушен, но остался жив. Удар араба, скользнув по шлему, лишь сломал князю ключицу. Кольчужная рубаха защитила его. Нападавшего вместе с его конем пронзило множество стрел, а затем упавшего Анемаса, окружила фаланга врагов, а он все еще продолжал драться, погубил многих русских, но наконец пал изрубленный на куски. Это был муж, которого никто из современников не превосходил в геройских подвигах. Анемас, телохранитель императора Иоанна Цимисхия, ранил русского князя Святослава 21 июля 971 года.
Святослав собрал на совет всех своих военачальников. Когда некоторые заговорили о необходимости отступления, советовали выждать темной ночи, спустить в Дунай бывшие на берегу лодки и, соблюдая по возможности тишину, отплыть незаметно вниз по Дунаю. Другие предлагали просить у греков замирения. Святослав сказал: «Выбирать нам не из чего. Волей или неволей мы должны драться. Не посрамим же земли русской, но ляжем костьми — мертвые бо срама не имут. Если же убежим — срам будет нам. Так не побежим же, но станем крепко. И отвечали воины Святославу: «Где ты главу свою — там и мы свои головы сложим!
Наэлектризованные этой геройской речью, вожди решили победить — или умереть со славой... Последний кровопролитный бой под Доростолом завершился поражением русов. Слишком неравны были силы. Последнее сражение под стенами Доростола. Первый и второй этапы боя Святослав лично вывел поредевшую дружину на последний бой. Он велел накрепко запереть городские ворота, чтобы никто из воинов не помышлял искать спасения за стенами, а думал только о победе. Сражение началось небывалым натиском русов. Был жаркий день, и византийцы в тяжелых доспехах начали поддаваться неукротимому натиску русов. Для того чтобы спасти положение, император лично примчался на помощь в сопровождении отряда «бессмертных».
Пока он отвлекал на себя удар неприятеля, на поле боя удалось доставить мехи, наполненные вином и водой. Приободрившиеся ромеи с новыми силами начали наступать на русов, но — безуспешно. И это было странно, ведь преимущество было на их стороне. Наконец Цимисхий понял причину. Потеснив русов, его воины попали в тесное место все вокруг было в холмах , отчего «скифы», уступавшие им по численности, выдерживали атаки. Стратигам было приказано начать притворное отступление, чтобы выманить «варваров» на равнину. Увидев бегство ромеев, русы радостно закричали и устремились за ними. Добравшись до условленного места, воины Цимисхия остановились и встретили догонявших их русов. Натолкнувшись на неожиданную стойкость греков, русы не только не смутились, но стали нападать на них с еще большим остервенением.
Иллюзия успеха, которую создали своим отступлением ромеи, только распалила измученных доростольских сидельцев. Цимисхий был крайне раздосадован и большими потерями, которые несло его войско, и тем, что исход сражения, несмотря на все усилия, оставался неясен. Скилица рассказывает даже, что император «задумал решить дело поединком. И вот он отправил к Свендославу Святославу посольство, предлагая ему единоборство и говоря, что надлежит решить дело смертью одного мужа, не убивая и не истощая силы народов; кто из них победит, тот и будет властелином всего. Но тот не принял вызова и добавил издевательские слова, что он, мол, лучше врага понимает свою пользу, а если император не желает более жить, то есть десятки тысяч других путей к смерти; пусть и изберет, какой захочет. Ответив столь надменно, он с усиленным рвением готовился к бою». Бой воинов Святослава с византийцами. Миниатюра из рукописи Иоанна Скилицы Взаимное ожесточение сторон характеризует следующий эпизод сражения. Среди стратигов, командовавших отступлением византийской конницы, был некий Феодор из Мисфии.
Конь под ним был убит, Феодора окружили русы, жаждавшие его смерти. Стараясь подняться, стратиг, человек богатырского телосложения, схватил кого-то из русов за пояс и, поворачивая его во все стороны, как щит, сумел защититься от ударов мечей и летящих в него копий. Тут подоспели воины-ромеи, и на несколько секунд, пока Феодор не оказался в безопасности, все пространство вокруг него превратилось в арену схватки между теми, кто во что бы то ни стало хотел его убить, и теми, кто хотел его спасти. Император решил — направить магистра Варду Склира, патрикиев Петра и Романа последний приходился внуком императору Роману Лакапину обойти неприятеля. Они должны были, отрезав «скифов» от Доростола, ударить им в спину. Маневр этот был выполнен успешно, но и он не привел к перелому в сражении. Во время этого нападения Святослав был ранен Анемасом. Между тем отбившие тыловую атаку русы, вновь начали теснить ромеев. И опять императору с копьем наперевес пришлось повести в бой гвардию.
Увидев Цимисхия, его воины приободрились. В сражении наступал решительный момент. И тут случилось чудо. Сначала из-за спины наступавшего византийского войска задул сильный ветер, начался настоящий ураган, принесший с собой тучи пыли, забивавшей глаза русам. А затем пошел страшный ливень. Наступление русов остановилось, закрывавшиеся от песка воины стали легкой добычей для неприятеля. Потрясенные вмешательством свыше ромеи уверяли потом, что видели скакавшего впереди них всадника на белом коне. При его приближении русы якобы падали, как скошенная трава. Позднее многие «опознали» в чудесном помощнике Цимисхия святого Феодора Стратилата.
С тыла на русов давил Варда Склир. Растерявшиеся русы оказались в окружении и побежали к городу. Прорываться сквозь ряды противника им не пришлось. Судя по всему, византийцы использовали широко известную в их военной теории идею «золотого моста». Суть ее сводилась к тому, что для разбитого неприятеля оставлялась возможность для спасения бегством. Понимание этого ослабляло сопротивление противника и создавало максимально благоприятные условия для его полного разгрома. Как водится, ромеи гнали русов до самых городских стен, безжалостно рубя.
Летом 1079 г.
Снова заключив союз с половцами, он дошел вместе с ними до Воиня на Суле, но киевский князь Всеволод сумел договориться с половцами, и Роману пришлось отступить. Недовольные Романом половцы его убили 2 августа 1079 г. Летопись сообщает: «Суть кости его и досЪле [лежачее тамо], сына Святославля, внука Ярославля; а Олга емше [Козаре] поточиша и за море Цесарюграду. Всеволод же посади посадника Ратибора Тмуторокани» [15, стлб. Очевидно, что находившиеся в Тмуторокани хазары совершили переворот и перешли под власть киевского князя. Относительно роли половцев в военных предприятиях Святославичей Д. Расовский писал: «Помимо самостоятельных нападений на Русь, половцы стали проникать в нее благодаря приглашениям самих русских князей, искавших военной силы для своих междоусобных войн. Это давало и возможность безнаказанно грабить русские области.
С 1078 г. Этим событиям посвящена карта «Борьба Киева с тмутороканскими князьями и половцами в 1078-1092 гг. На карте представлены: оборонительные линии Руси; походы тмутороканских князей против Киева; поход Всеволода Ярославича против Бориса и Олега в августе 1078 г. Посадник Всеволода Ратибор недолго управлял Тмутороканью, уже в мае 1081 г. Но вскоре из Византии вернулся Олег Святославич, захватил в свою очередь Давыда и Ярослава, овладел Тмутороканью и казнил предавших его хазар. Олег затем отпустил на Русь Давыда и Володаря [15, стлб. Последнее, возможно, было сделано не без умысла, поскольку Давыд Игоревич и Володарь Ростиславич и его братья выступили с претензиями на западные земли Руси, следствием чего стала междоусобица в этих землях, продолжавшаяся с перерывами до 1100 г. Последний раз Тмуторокань упомянута в летописи под 1094 г.
Поход этот окончился удачно для Олега, которому Владимир Мономах уступил Черниговскую землю, что и было закреплено впоследствии на Любечском съезде князей в 1097 г. Плетнева показала путь Бориса и Олега на Русь из Тмуторокани в 1078 и 1094 гг. Однако было бы логичнее полагать, что князья двигались из Тмуторока-ни, как и ранее Мстислав в 1024 г. Как уже говорилось, 1094 г. К сожалению, точная датировка этого события отсутствует как в древнерусских, так и в византийских источниках. Белая Вежа просуществовала до 1117 г. Таким образом, датировать утрату Русью Тмуторокани можно между 1094 и 1118 гг. Так закончили свое существование древнерусские форпосты в Северном Причерноморье и Подонье.
Список литературы 1. Артамонов, М. Труды Волго-Донской археологической экспедиции. История хазар. Атлас истории СССР. Атлас офицера. Гадло, А. Предыстория Приазовской Руси.
Очерки истории русского княжения на Северном Кавказе. СПб: Изд. Зайцев, А. Избранные тр. Карышковский, П. Левченко, М. Очерки по истории русско-византийских отношений. Насонов, А.
Плетнева, С. Полное собрание русских летописей. Лаврентьевская летопись. Ипатьевская летопись. Разин, Е. История военного искусства. Расовский, Д. Черные клобуки: печенеги, торки и берендеи на Руси и в Венгрии работы разных лет.
Материалы и исследования. Исследования по истории кочевников восточноевропейских земель. Ромашов, С. Wiesbaden: Harrasowitz Verlag. Спицын, А. Тихомиров, М. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. Фасмер, М.
Этимологический словарь русского языка. Чхаидзе, В. Таматарха: Раннесредневековый город на Таманском полуострове. Bonnae: Weber, 1828. Litavrin G. Viae et regna. Lugduni Batavorum: E. Brill, 1873.
Brill, 1938-1939. References 1. Artamonov, M. Trudy Volgo-Donskoy arkheologicheskoy ekspeditcii, t. Istoriya khazar [The History of the Khazars]. Leningrad, Hermitage Museum Publication, 298-302. Gadlo, A. Sbornik statey k 60-letiyu professora V.
Leningrad, Leningrad State University Publ.
Первый Дунайский поход Дунайские походы князя Святослава — история, которая овеяла его имя легендой. История Дунайских походов началась в 967 году. Император Византии Никифор Фока задумал руками русского воинства подчинить себе Болгарию. Император отправил гонца - патриция Калокира. Калокир обещал Святославу богатую дань, если тот покорит для Императора Болгарию. Киевского князя привлекала война.
Он охотно согласился на условия Византии и отправился с дружиной в поход. Дружина по Днепру сплавилась в Черное море, оттуда отправилась в Болгарские земли. Болгарский царь Петр не ожидал появление киевских дружин. Кровопролитная, но короткая война закончилась победой Святослава. Второй дунайский поход князя Святослава датируется 969-971 годами.
Киевский князь решает обосноваться в Доростоле — наиболее крупном из захваченных городов.
Кроме того этот город был церковной столицей — в нем находилась кафедра патриарха Болгарской автокефальной церкви. Как я уже говорил, такое решение Святослава вряд ли было спонтанным. По мнению ряда исследователей, мать Святослава, княгиня Ольга, была родом из Преславы, светской столицы Дунайской Болгарии и, возможно, имела отношение к царскому семейству Болгарии 4. Как бы там ни было, какая-то часть болгарского населения во время военных событий похода поддерживала Святослава, считая его меньшим злом, чем византийцев, возможно кто-то видел в нем законного претендента на царский трон Болгарии. Такой поворот событий, естественно, не устраивал Константинополь. К печенежским ханам отправляются эмиссары императора с дарами и посулами взамен за поход печенегов на Киев.
Получив известие о приближении печенегов к Киеву, Святослав немедленно выдвигается с войсками обратно оставив гарнизоны в Доростоле и других городах по Дунаю. Не сумев взять город, основная часть печенежских войск откочевала от города. Войска Святослава нанесли поражение оставшимся и преследовали отступивших печенегов до границ княжества. Вернувшись в Киев, Святослав распределил уделы между своими сыновьями, приставив к ним дядек-воспитателей так как княжичи были еще малолетними.
История России
Поход на Дунай. Одна часть войска Святослава отплыла из Керченского пролива и, огибая Крымский полуостров, направилась к устью Дуная, другая спустилась в ладьях по Днепру и проследовала к месту встречи вдоль побережья Черного моря. Великий князь киевский Святослав Храбрый (942 – 972 года), разгромивший Хазарский каганат в ходе дерзкой десантной операции в 965 году [1], провел неудачную, но прославившую в веках русское мужество и стойкость в бою, десантную операцию в Болгарии Дунайской. Первый поход состоялся в 965 г. Святослав тогда захватил хазарскую крепость Саркел (найдите на карте 1), чтобы сделать её опорной базой для русских дружин. Первый поход состоялся в 965 г. Святослав тогда захватил хазарскую крепость Саркел (найдите на карте 1), чтобы сделать её опорной базой для русских дружин. Второй дунайский поход князя Святослава датируется 969-971 годами. Внутренняя политика князя интересовала мало, поэтому он отправился в Болгарию.
Военные походы Великого князя Святослава
Князь Святослав - День Великой Русской Победы.: stragasevera — LiveJournal | Поход на Дунай. Одна часть войска Святослава отплыла из Керченского пролива и, огибая Крымский полуостров, направилась к устью Дуная, другая спустилась в ладьях по Днепру и проследовала к месту встречи вдоль побережья Черного моря. |
Русь при Игоре, Ольге и Святославе | После волжских походов и разгрома Хазарии князь Святослав стал добиваться расширения границ Киевской Руси на западе. |
Святослав Игоревич – князь с царскими амбициями - 31.08.2023 Украина.ру | III. Дунайские походы Святослава «Дипломатические игры» вокруг Дунайской Болгарии В 967 г. византийский император Никифор Фока прислал в Киев своего посла знатного патриция Калокира. |
Дунайские походы Святослава. Изобразительные наглядности. Исторические картины | Но эти земли принадлежали Болгарии, и Святослав заручился нейтралитетом Византии во время его предстоящего похода на Дунай, а за это он обещал отступиться от крымских владений империи. |
СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ
Усилившийся натиск кочевников привёл к потере Болгарским царством в первой половине X в. его задунайских енно, с попытки Константинополя наказать строптивых болгар чужими руками и начались дунайские походы му князю были обещаны. Дунайские походы князя Святослава – история, которая овеяла его имя легендой. III. Дунайские походы Святослава «Дипломатические игры» вокруг Дунайской Болгарии В 967 г. византийский император Никифор Фока прислал в Киев своего посла знатного патриция Калокира.
К предыстории балканского похода русского князя Святослава
Второй дунайский поход князя Святослава датируется 969-971 годами. Под Адрианополем византийский полководец Варда Склир нанес Святославу поражение. Отряды наемных венгром и печенегов, присоединившихся ко Второму Дунайскому походу Святослава, предпочли покинуть его. За Волжскими походами 964–966 гг. последовали два Дунайских похода Святослава в 967–971 гг. В ходе их Святослав пытался создать огромное русско-болгарское царство с центром в Переславце на Дунае. Новости. Знакомства. Дунайские походы князя Святослава обозначены красными стрелками: первый поход 967 — 969 гг — от Киева по реке Днепр до границы Болгарского царства, затем, после известия о нападении на Киев печенегов. Скачать бесплатно презентацию на тему "Походы Святослава Поход на вятичей 964 г. Поход на Волжскую Булгарию 964-65 г. Разгром Хазарского каганата 966 г. Границы Киевской Руси в начале походов." в (PowerPoint).
История России
День, когда русские вернулись на Дунай | После этих удивительных событий в 967 году Святослав пошел на Дунай на болгар и одолев их, взял восемьдесят городов по Дунаю и сел там княжить «в Переяславци», «взимая с греков дань». |
Святослав Игоревич – князь с царскими амбициями | Походы Святослава Игоревича в Болгарию. |
Telegram: Contact @nvreport | Поход на Дунай. Одна часть войска Святослава отплыла из Керченского пролива и, огибая Крымский полуостров, направилась к устью Дуная, другая спустилась в ладьях по Днепру и проследовала к месту встречи вдоль побережья Черного моря. |
Болгарский поход Святослава | Дунайские походы святослава кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. |
Поход князя Святослава в Болгарию (начало Болгарской войны, 968 год)
Походы Святослава Игоревича в Болгарию. Походы Святослава Игоревича в Болгарию — походы великого князя киевского Святослава на Болгарское царство и Византию в 967—971 годах. Поход Святослава Игоревича на Волжскую Булгарию не упоминается в летописях, однако в труде арабского историка Ибн-Хаукаля под 968/969 годом сообщается о разорении русами города Булгар и находящихся южнее территорий населённых племенами буртасов. Поход Святослава Игоревича на Волжскую Булгарию не упоминается в летописях, однако в труде арабского историка Ибн-Хаукаля под 968/969 годом сообщается о разорении русами города Булгар и находящихся южнее территорий населённых племенами буртасов. Дунайский поход Святослава: неудача, что ценней иных побед. Византийскому императору Никофору Фоке знатно досаждали венгры, регулярно грабившие его владения.