Строящийся на Балтийском заводе второй серийный атомный ледокол проекта 22220 «Урал» поступит в распоряжение ФГУП «Атомфлот» в конце ноября. Если атомный ледокол «50 лет Победы» способен преодолевать лед толщиной 2,8 м, то атомоходы проекта 22220 — до 3 м.
Самые мощные ледоколы мира: как они работают и на что способны
Атомный ледокол проекта 22220 «Урал» возвращается на Северный морской путь после проведения планового гарантийного обслуживания. Отличается и их ядерная энергетическая установка: у мелкосидящих атомных ледоколов не два реактора, как у больших морских, а только один. На петербургском Балтийском заводе спущен на воду атомный ледокол «Якутия» — третий из пяти запланированных ледоколов проекта 22220, которые должны заменить в Северном ледовитом океане советские атомные ледоколы типа «Арктика» и «Таймыр». Атомный советский ледокол «Арктика» был введен в эксплуатацию в 1975 году (Балтийский завод в Ленинграде). 11. После первого атомного ледокола «Ленин» в СССР разработали серии тяжёлых и мелокоосадочных ледоколов.
Как ледокол ломает лед и какие особенности конструкции имеет?
Балтийский завод мог бы без проблем их сделать, уверен он. Мы только слушаемся и покупаем то, что он выбрал», — подчеркнул замруководителя проекта «Арктика». Для Игоря Чунихина места в шлюпке нет — он в этот раз во льды Заполярья не идет. Никогда там не был и очень хочет, но слишком много человек на борт не берут, условия испытаний пытаются приблизить к реальным. Надеется попасть в сдаточную команду следующих ледоколов: на достроечной набережной завода ждут своего часа — в 2021—2022 годах — «Сибирь», «Урал» всё того же проекта 22 220. С Балтийским заводом подписали контракт на строительство еще двух атомоходов: «Якутии» и «Чукотки». Их ждут к 2024 и 2026 годам соответственно.
Сейчас там трудится уже более 6000.
ЛК-60Я должен частично компенсировать эту проблему: его проходимость в восточной части СМП достигнет десяти месяцев в году, а в Карском море он сможет работать весь год. В месте столкновения со льдом предусмотрен так называемый «ледовый пояс» пятиметровой высоты толщиной 46 мм, в других местах толщина внешнего корпуса около 30 мм. Корпус покрыт полумиллиметровым слоем специальной краски «Инерта-160» для уменьшения трения. Балласт, как раз для изменения осадки, расположен между внешним и внутренним корпусами. Для защиты от обмерзания используется пневмообмыв. Все материалы корпуса проекта 22220 выбраны, исходя из суровых условий эксплуатации. Для высоконагруженных конструкций на толщинах более 18 мм — это набор бортов в районе ледовых усилений, на конструктивной защите при столкновении с другим судном и прочими объектами применяется листовая сталь PCD500W, PCE500W, PCF500W. Для крупных и нагруженных изделий, вроде кронштейнов бортовых гребных валов, кронштейна руля, противоледового выступа отливок форштевня, ахтерштевня применяется сталь 08ГДНФЛ.
Суммарная масса корпуса составляет более 60 тыс. Из-за большой спусковой массы пятиуровневую надстройку монтируют уже на плаву. Этот реактор имеет почти вдвое меньший вес, нежели у предшественников типа АК-900А, которые стояли на ледоколах прошлого поколения. Интегральная компоновка уменьшает материалоемкость и габариты установки, снижает риск утечек из первого контура реактора, облегчает монтаж и демонтаж установки. Четыре главных циркуляционных насоса расположены вокруг корпуса реактора. Назначенный ресурс оборудования установки «РИТМ-200» разработчик оценивает в 320 тыс. Назначенный срок службы основного оборудования — 40 лет против 25—33 лет , энергоресурс активной зоны — 4,5—7 Твч против 1,8 Твч , масса — 2,2 тыс. Управление осуществляется при помощи современных цифровых систем. Паротурбинную установку ПТУ-72 для ледокола разработал и поставил петербургский гигант «Киров-Энерго-маш».
Создание единой ГЭУ определило жесткие требования к системе регулирования, управления и защиты турбогенераторов, которые входят в состав ПТУ-72. Так, при движении ледокола во льдах паротурбинная установка должна удерживать частоту вращения турбогенераторов с точностью, требуемой для поддержания в судовой сети частоты 50Гц. Это потребовало радикальным образом изменить подходы к обеспечению быстродействия и надежности системы управления турбогенераторами. При ее разработке ПКБ «Автоматика» на порядок, по сравнению с энергоустановками советских ледоколов, увеличило давление рабочего масла в гидроаппаратуре и гидроприводах паровых клапанов: 170 атмосфер вместо 15. Наряду с проектированием, перед ЗАО «ПКБ «Автоматика» также стояла задача изготовления, проведения пусконаладки и предъявления Российскому морскому регистру судоходства двух гидростанций ГС-580 и силовых электрогидравлических приводов восьми паровых клапанов для обоих главных турбогенераторов ПТУ-72.
За это время он прошел расстояние, более чем втрое превышающее путь от Земли до Луны. Сейчас ледокол стоит на вечном приколе в центре Мурманска, у морского вокзала, там работает музей. Еще одна легенда атомного флота — ледокол "Арктика", он стал первым судном в активном плавании, которое достигло географической точки Северного полюса, это было 17 августа 1977 года.
Россия — единственная страна, пользующаяся этим направлением: в основном все плавают по Тихоокеанскому и Атлантическому направлениям, через Панамский и Суэцкий каналы.
Арктический вариант многократно выгоднее, поскольку позволяет экономить значительное количество времени. Ежегодно здесь перевозят свыше пяти миллионов тонн грузов. Ледоколы открывают возможность изучать моря северного побережья Российской Федерации. Арктический шельф обладает огромными сырьевыми и минеральными ресурсами, но доступ к ним возможен только по покрытому толстым льдом морю. Без ледоколов заниматься даже оценкой геодезии в этой области крайне невыгодно. Расширение военных баз Сейчас проводится активная работа по возвращению в Арктику российских стратегических баз. При всей своей мощности отечественный военный флот и многометровый лёд Крайнего Севера — понятия несопоставимые. Здесь в ход вновь идут ледоколы: благодаря им обеспечиваются поставки продовольствия, техники и многого другого, а также прохождение кораблей.
Добро пожаловать!
- «Арктика»: сверхледокол
- Двухосадочность
- Уникальные суда: каковы задачи ледокола "Якутия" и его "близнецов" — 22.11.2022 — Статьи на РЕН ТВ
- Главные по Арктике: история атомных ледоколов России - 03.12.2023, Sputnik Беларусь
Зачем Россия строит всё новые ледоколы
Изначально в рамках концепции развития атомного ледокольного флота было запланировано строительство пяти ледоколов проекта 22220. В составе национальной группировки сейчас 41 ледокол, в том числе 34 дизель-электрических и 7 атомных. В 1977 году атомный ледокол «Арктика» стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса.
Атомные ледоколы: зачем нужны и почему их производят только в России
Атомный ледокол проекта 22220 «Урал» возвращается на Северный морской путь после проведения планового гарантийного обслуживания. Головной атомный ледокол "Арктика" проекта 22220 был сдан Балтийским заводом в октябре 2020 года. Строящийся на Балтийском заводе второй серийный атомный ледокол проекта 22220 «Урал» поступит в распоряжение ФГУП «Атомфлот» в конце ноября. Новый российский атомный ледокол проекта 22220, который строится на верфи в Санкт-Петербурге, был назван «Сталинград». Суда проекта 22220 — атомные ледоколы «Арктика» и «Сибирь» — то, чем россияне по праву могут гордиться.
Как устроен атомный ледокол проекта 22220
Важным аспектом является наличие запасных частей и материалов на борту, а также установление тесного сотрудничества с судоремонтными предприятиями и поставщиками. Процедуры документирования и отчетности также неотъемлемы от успешной эксплуатации атомного ледокола. Экипаж ведет журналы и протоколы, фиксируя все мероприятия по техническому обслуживанию, ремонту и нарушениям безопасности. Эти данные анализируются для выявления системных проблем и определения мер по их устранению.
Следует заметить, что разработка и внедрение новых технологий и инноваций непрерывно влияют на эксплуатацию атомных ледоколов. Внедрение автоматизированных систем управления, современных материалов и оборудования снижает трудоемкость операций и повышает безопасность плавания. В заключение, стоит подчеркнуть, что эксплуатация атомного ледокола требует высокого уровня профессионализма экипажа, строгого соблюдения технических норм и правил безопасности, а также системного подхода к проведению технического обслуживания и ремонта.
Именно благодаря этим факторам атомные ледоколы успешно справляются со своими задачами и оказывают неоценимую помощь в освоении и развитии Арктики. История и перспективы развития История атомных ледоколов насчитывает более полувека, начиная с запуска советского ледокола «Ленин» в 1959 году. Россия, как наследница СССР, продолжает развивать и совершенствовать данную технологию, однако не стоит забывать о других странах, испытывающих интерес к ядерному ледокольному флоту.
Среди государств, разрабатывающих и эксплуатирующих атомные ледоколы, следует выделить Китай, который впервые в 2018 году представил проект своего атомного ледокола «Хуньмэн» Красный орел , а затем уже в 2021 году заложил его на строительство. Этот мощный ледокол будет способен разрушать ледовые преграды толщиной до 3 метров, обеспечивая проход для грузовых судов. Соединенные Штаты Америки, в свою очередь, серьезно рассматривают возможность создания собственных атомных ледоколов.
Они обращают внимание на угрозу растущего влияния России и Китая в Арктике и понимают, что такие суда могут быть важным инструментом для обеспечения национальных интересов. В перспективе развития атомных ледоколов можно выделить следующие направления: Создание новых моделей с улучшенными характеристиками: современные разработки направлены на поиск оптимальных форм корпуса и двигательных систем, позволяющих эффективно преодолевать ледовые преграды и снижать топливную зависимость. Внедрение автоматизации и цифровых технологий: автоматизированные системы управления, современные навигационные и связные комплексы, а также методы дистанционного мониторинга и анализа данных о состоянии судна могут существенно повысить эффективность эксплуатации ледоколов.
Развитие двигательной базы: исследования в области малых ядерных реакторов и их модификаций, усовершенствование системы охлаждения и энергетической эфффективности — все это способствует созданию более продвинутых двигательных установок для атомных ледоколов. Экологические аспекты: при проектировании новых ледоколов особое внимание уделяется снижению воздействия на окружающую среду. Разработки включают оптимизацию систем обработки отходов, минимизацию радиационного воздействия и снижение выбросов в атмосферу.
Международное сотрудничество: растущий интерес к Арктике стимулирует страны к укреплению партнерства и кооперации в области атомных ледоколов. Обмен опытом и технологиями, совместные научные исследования и разработки новых проектов могут привести к существенному продвижению в данной области.
Ледокол может автономно работать в Заполярье до полугода, а максимально — семь лет, если поставлять провизию вертолетом.
У «Арктики» есть одна вертолетная площадка и одна штатная «вертушка» с собственным ангаром. Сегодня утром он пустовал. Спасательные шлюпки, правда, оказались китайскими: их изготовила компания Jyangyin Wolong.
Каждая вмещает по 60 человек. Таким образом, «Арктику» оснастили шлюпками с четырехкратным запасом по отношению к численности экипажа. Разместиться в шлюпках можно, сидя по периметру в один ряд.
Запаса продовольствия должно хватать дней на десять.
В ближайшее время намечена закладка пятого серийного ледокола проекта 22220. Головной атомный ледокол "Арктика" проекта 22220 был сдан Балтийским заводом в октябре 2020 года. Ледоколы проекта 22220 предназначены для проводки судов в Арктике, на участках Енисея и Обской губы, для буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, а также решения других задач. Мощность каждого ледокола составляет 60 МВт.
Чтобы противостоять толстым паковым льдам, корпус ледокола обшивают стальными листами, а днище делают закругленным. Атомный ледокол Ленин Каким способом ледокол ломает лед зависит от его толщины. При незначительной толщине ледокол разрезает его носовой частью, а затем раздвигает, создавая позади себя свободное пространство. Мощный ледовый покров ледокол преодолевает, наползая на льдины и разламывая их за счет своего веса.
Существует несколько приемов создания проходов во льдах, в частности, с помощью крена и балластной цистерны. Преодоление льда с помощью крена Для современных российских атомных ледоколов класса «Арктика» совершенно не имеет значения какой толщины лед. Преодоление льда с помощью балластной цистерны В настоящее время эксплуатируются ледоколы двух типов дизель-электрические и атомные. Движение судна осуществляется по следующей схеме: судовой двигатель приводит в действие электрогенератор, а тот в свою очередь — электродвигатель, от которого вращаются гребные винты. Гребные винты атомохода 50 лет Победы Гребная установка ледокола также имеет ряд особенностей, поскольку ей приходится работать в гораздо более жестких условиях по сравнению с обычными судами.
Для ледокольных двигателей характерны резкие перепады нагрузки, что связано с заползанием ледокола на лед и отходом назад. Двигатели в этих условиях должны быстро набирать полные обороты.