Родился Федор Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве, в семье Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. написал Фёдор Достоевский.
Книги-юбиляры 2023 года (Ф.М.Достоевский)
Фёдор Михайлович Достоевский в Викиновостях:n:ru:Категория:Фёдор Достоевский. Выставка создавалась к 150-летию выхода в свет отдельным изданием романа «Бесы» и была открыта сначала в Белгороде, затем успешно экспонировалась в музеях Ф. М. Достоевского в Москве и Санкт-Петербурге. Discover videos related to достоевский новости on TikTok. Фёдор Михайлович Достоевский в Викиновостях:n:ru:Категория:Фёдор Достоевский. Федор Михайлович Достоевский И то, что молодой, двадцатисемилетний Достоевский, написавший роман «Бедные люди», читал Письмо Белинского с волнением, с горящими глазами.
Топ-5 произведений Ф.М. Достоевского
Женившись второй раз, он снова уехал за границу, где продолжал безуспешно играть на рулетке. По возвращении в Петербург жена писателя Анна Григорьевна взяла в свои руки обустройство их жизни. Последние восемь лет жизни были наиболее удачными и светлыми годами Достоевского. В это время им написаны такие романы как «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и др.
Личная жизнь Женат дважды. Первый раз на Марии Дмитриевне Констант, вдове надзирателя Исаева. Второй раз женат с 1867 г.
От этого брака имел детей: Софью, умершую во младенчестве от воспаления легких; Любовь, писательницу; Федора, коннозаводчика; Алексея, умершего во младенчестве от эпилепсии. Смерть Умер в Петербурге. Род Достоевского продолжается, его потомки живут в Санкт-Петербурге.
Достоевский был отправлен на четырехлетнюю каторгу с последующей воинской службой в звании рядового. После каторги С января 1854 года он служил в Семипалатинске. В 1857 году Федору Михайловичу было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на Марии Исаевой, принимавшей еще до брака участие в его судьбе. В 1859 году Достоевский вышел в отставку и получил разрешение жить в Твери. В конце года писатель переехал в Петербург. В 1861 году он вместе с братом Михаилом основывает журналы "Время" и "Эпоха", где печатает романы "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома", "Записки из подполья".
В 1864 году скончались жена и брат Достоевского. Писатель продолжает издавать "Эпоху", принимая на себя долги умершего брата. Игрок В 1866 году был написан его знаменитый роман "Преступление и наказание", ставший одним из величайших произведений мировой литературы. Этот роман вызвал бурю восторгов и негодования. Но шумный успех не изменил тяжелого материального положения автора будучи еще в 1862 году первый раз на лечении в Германии, писатель увлекся игрой в рулетку. Достоевский уезжает за границу со своей второй супругой, Анной Сниткиной, где проведет четыре года. В этот период произошло много событий в их жизни.
За границей Достоевский еще больше пристрастился к рулетке. Это была настоящая болезнь.
В "Братьях Карамазовых" детективный конфликт закручивается вокруг отцеубийства, а дом, в котором произошло убийство, — это дом самого Достоевского. Чего уж там, Фрейд вывел центральное понятие психоанализа, комплекс Эдипа, анализируя отношения Достоевского с отцом. Михаил Андреевич Достоевский был штаб-лекарем в Московской Мариинской больнице для бедных ее еще называли "Божедомкой"; сейчас там музей Достоевского.
Он рано лишился жены, тяжело переживал утрату и, оставив врачебное дело, поселился с детьми в усадьбе Даровое. Достоевский запомнил отца как человека независимого, но угрюмого; он мог вспыхнуть в любую минуту и в то же время жить в ожидании новых несчастий. Спустя всего два года жизни в Даровом отец умер. По фольклорным записям и воспоминания родственников, его убили крепостные крестьяне, а по данным следствия, он умер от апоплексического удара. Михаил Достоевский, отец писателя.
П "Пушкинская речь" Достоевский произнес " Пушкинскую речь " 8 июня 1880 года по случаю открытия памятника Пушкину в Москве. Помимо Достоевского также выступали с речами Тургенев, Островский, Аксаков. Но именно его речь эмоциональнее всего воздействовала на слушателей. Он вспоминал Достоевский впервые дал портрет русского поэта-пророка, того, кто указывает народу, как жить. По Достоевскому, главная черта Пушкина — это национально-русский характер.
Этим характером была наполнена как его личность, так и пророческие идеи, указывающие на судьбу русского народа. Читатель XIX века не знал такого Пушкина. Можно сказать, что Достоевский открыл ему ранее неизвестного поэта. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем". Памятник А.
Пушкину в Москве, 1884 год. Р роман полифонический Самым известным исследователем творчества Достоевского остается отечественный философ и филолог Михаил Бахтин 1895—1975. Его главная книга о Достоевском в 1929 году получила название "Проблемы творчества Достоевского", а спустя более тридцати лет, в 1963 году, — " Проблемы поэтики Достоевского ". В ней Бахтин напоминает миру, что актуальной задачей литературоведения является изучение поэтики Достоевского, а не его религиозно-политических воззрений: "Часто почти вовсе забывали, что Достоевский прежде всего художник правда, особого типа , а не философ и не публицист". Бахтин именует Достоевского одним из величайших литературных новаторов.
Новаторство его выражается в создании полифонического художественного мышления. Суть его в том, что Достоевский не дает нам готовых характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского сознания, а показывает "множественность равноправных сознаний с их мирами". Голоса героев его романов — это самые живые голоса в литературе той поры. И несмотря на его антиевропейскую идеологическую заряженность, можно заключить вместе с Бахтиным, что романы Достоевского пропитаны фундаментальными принципами европейской эстетики. Михаил Бахтин, философ, культуролог и литературовед.
С старцы В мае 1878 года скончался младший сын Достоевского, Леша. Анна Достоевская вспоминала , что попросила Владимира Соловьева, друга семьи, поехать с Достоевским в Оптину пустынь. Ее посещение "было давнишнею мечтою Федора Михайловича". Оптина пустынь — старинный православный мужской монастырь. В нем возродился особый тип русского монашества — старчество.
Достоевский ездил туда вместе с Соловьевым в 20-х числах июня 1878 года. По воспоминаниям жены, он вернулся "как бы умиротворенный и значительно успокоившийся". Сказались встречи — в толпе и наедине — со знаменитым старцем отцом Амвросием. Правда, не все читатели романа соглашались с таким портретом знаменитого старца. Так, главный критик Достоевского среди консерваторов, Константин Леонтьев, писал философу Василию Розанову: Оптина пустынь — православный мужской монастырь в Калужской области.
В июне 1867 года в Баден-Бадене произошла их ссора, приведшая к окончательному разрыву. Достоевский зашел в гости к Тургеневу на разговор. Разговор продлился всего час. Тургенев, как и прежде, говорил, что "есть одна общая всем дорога и неминуемая — это цивилизация и что все попытки русизма и самостоятельности — свинство и глупость", а также добавил, что "пишет большую статью на всех русофилов и славянофилов". Раздраженный Достоевский ответил на слова Тургенева: "Я посоветовал ему, для удобства, выписать из Парижа телескоп.
Тургенев ужасно рассердился. Видя его таким, Достоевский тотчас съязвил насчет неуспеха его романа "Дым" и добавил, что немцы как народ "гораздо хуже и бесчестнее нашего, а что глупее, то в этом сомнения нет" хотя именно среди немцев Достоевский укрывался от отечественных кредиторов. Тургенев возразил ему, что в таком случае "считает себя за немца, а не за русского, и гордится этим". После этой словесной перепалки они расстались.
Федора Достоевского отправили на четырехлетнюю каторгу в Омск, а после — на службу рядовым в Семипалатинск. Писателя амнистировали в 1856 году, когда прошла коронация Александра II. Это произведение русской литературы стало одним из первых, рассказывающих о каторге и жизни заключенных, их быте и нравах. Для современников Достоевского «Записки из Мертвого дома» стали настоящим откровением. О жанре «Записок» литературоведы спорят до сих пор: с одной стороны, произведение строится на воспоминаниях автора и могло бы считаться мемуарами, с другой — Достоевский ввел в повесть вымышленного героя и не всегда придерживался фактической и хронологической точности. В следующие годы автор написал роман «Униженные и оскорбленные», рассказ «Скверный анекдот», публицистический очерк «Зимние заметки о летних впечатлениях», повесть «Записки из подполья». В 1860-е годы Достоевский издавал журналы «Время» и «Эпоха». Журналы пропагандируют «почвенничество» — специфическую идею славянофильства, попытку найти платформу, которая примирила бы западников и славянофилов. Там он увлекся игрой в рулетку, о которой позже напишет в своем романе «Игрок».
Федор Михайлович Достоевский
ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика | Читайте и слушайте книги автора Федора Достоевского: доступно 401 книга, отзывы и цитаты. На Литрес вы можете скачать электронные и аудиокниги в удобном формате или читать онлайн. |
Достоевский написал новую книгу – Радио Орфей (Москва 99,2 FM) | Достоевский написал стихотворение, посвященное коронации Александра II и заключению мира после окончания Крымской войны. |
Что есть Россия? Дневники писателя: краткое содержание, описание и аннотация
- Долитературная жизнь
- Последние издания книг Фёдора Михайловича Достоевского
- Все публикации автора Федор Достоевский
- Федор Михайлович Достоевский: афоризмы - Православный журнал «Фома»
- ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика
- Федор Михайлович Достоевский
Федор Михайлович Достоевский
Статьи тега Достоевский - Год Литературы | ТАСС воссоздал сцены из ключевых произведений Достоевского в аудиоперформансе. |
Топ-5 произведений Ф.М. Достоевского | После смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения. |
Достоевский написал новую книгу | русский писатель, мыслитель, философ и публицист. |
200 лет одиночества Достоевского: "Это о вечном и о проклятом" | Первый роман Достоевского «Бедные люди» был написан в 1845, опубликован Некрасовым в «Петербургском сборнике» (1846). |
Когда закончится Достоевский?
Достоевский: семья и ранние годы Федор Достоевский родился 11 ноября 30 октября по старому стилю 1821 года в семье разночинцев в Москве. Его отец, Михаил Андреевич, был штаб-лекарем Мариинской больницы для бедных, мать Мария Федоровна — дочь купца третьей гильдии. В семье бытовал патриархальный уклад, дети всего их было семеро воспитывались в послушании и набожности. По воскресеньям и церковным праздникам родители водили детей на службу в больничный храм, летом выезжали с ними в паломничество в Троице-Сергиеву лавру. Года в три, что ли, выдумал слагать сказки, да еще мудреные, пожалуй, замысловатые, либо страшные, либо с оттенком шутливости", — говорил Достоевский позже.
На ночь детям читали сказки народов мира, на семейных вечерах — произведения Карамзина, Державина, Пушкина. На Пасху всей семьей ходили смотреть на балаганы с "паяцами, клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами". Летом ездили гулять в Марьину рощу. Семья была дружная, радушная и гостеприимная, совсем не чуждая светской жизни.
Не случайно великий писатель вспоминал свое детство как лучшую пору в жизни. В юности Достоевский получил образование в элитном частном московском пансионе, а потом по настоянию отца поступил в Главное инженерное училище в Петербурге. Позже он назовет это обучение ошибкой, которая испортила его будущее. Первые произведения Достоевского Достоевский начал работать над собственными драмами и романом "Бедные люди", который закончил в 1845 году, уже прослужив год полевым инженерам-подпоручиком, и выйдя в отставку в чине поручика.
Роман восторженно принял критик Виссарион Белинский , а Некрасов назвал Достоевского "новым Гоголем". Однако следующее произведение молодого писателя, повесть "Двойник", разочаровало Белинского и его коллег. Но слава уже шагала впереди молодого писателя, благодаря ей он легко сошелся с новыми знакомыми, не менее выдающимися литераторами: критиком и поэтом братьями Майковыми, писателями Гончаровым и Григоровичем, поэтом Плещеевым и другими. Они стали друзьями на долгие годы.
На собраниях обсуждались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи Александра Герцена. В 1848 году Достоевский вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Николаем Спешневым, которое ставило своей целью "произвести переворот в России". Весной 1849 года писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. После восьми месяцев заключения он был признан виновным "в умысле на ниспровержение...
Уже на эшафоте ему объявили, что расстрел заменен четырьмя годами каторги с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты. Каторгу Достоевский отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников. В 1857 году он был восстановлен в правах. В 1859-м получил разрешение жить в Твери, а конце этого года переехал в Петербург и вместе с братом Михаилом стал издавать журналы "Время" и "Эпоха".
На страницах "Времени", стремясь укрепить его репутацию, Достоевский печатал свой роман "Униженные и оскорбленные" 1861. В течение следующих двадцати лет Достоевский напишет свои самые выдающиеся произведения, в том числе те, что войдут в его "великое пятикнижие" и в которых отразились нравственные, философские и социальные взгляды писателя. В них Достоевский изучает внутренний мир героев, путь к Богу, постижение истины. Полные психологизма и драматизма, романы потрясают силой и основательностью проникновения их создателя в потаенные уголки человеческой души и подсознания.
Произведения Достоевского 1866—1880-х годов После путешествия за границу лето 1866 года писатель провел в Москве и на подмосковной даче — писал "Преступление и наказание" и параллельно работал над романом "Игрок". Интересно, что причиной создания "Преступления и наказания" стало тяжелое финансовое положение Достоевского. Он написал письмо редактору журнала "Русский вестник" Каткову, описал сюжет будущего романа и получил 300 рублей аванса.
Писателя интересовали и темы, связанные с Крымской войной и Крымом, хотя сам он на полуострове не бывал», — написал политик. По следам героев Достоевского: из Петербурга в Скотопригоньевск Например, Достоевский пишет, что во время Крымской войны «шелудивые русские либералы» радовались успехам врагов и поражениям России. Так и многие современные российские либералы ненавидят Крымскую весну и выбор крымчан, желают поражения народу Донбасса, отметил Аксёнов.
Откройте любую книжку о Достоевском в замечательной серии «Современная западная русистика» — и во введении вы обязательно обнаружите ритуальные слова, что Достоевский как писатель гениален и достоин всяческого почитания, а вот Достоевский как публицист, конкретно — автор «Дневника писателя», до этого статуса не дотягивает. Например, Кэрол Аполлонио, президент Международного общества Достоевского, куда входят все более-менее почтенные достоевсковеды, не исключая и наших соотечественников, в своей недавно переведённой на русский язык книге пишет, что «историческая личность Достоевского не может служить нам ориентиром. Хотя он был гением, он был таким же слабым человеческим существом, как любой из нас хочется вторить в духе теории меньшинств: именно потому, что он был гением, он был слабым существом! Как этому антисемиту, милитаристу, противнику женской эмансипации и русскому империалисту, как некоторые читатели называют его, удалось создать такие великие произведения? Это выглядит несправедливым, это невозможно понять, и это не имеет значения. К счастью, мы читаем Достоевского не ради идей, озвученных им в «Дневнике писателя», а ради грандиозной художественной силы «Записок из подполья» и «Братьев Карамазовых». Иными словами, мы знаем, вернее, желаем знать только такого Достоевского, который творил в рамках своей уникальной художественной полифонии, который «прятался» за своими персонажами, который всегда стремился ко всему высокому и прекрасному и ставил перед нами только вопросы, никогда не давая ответов. Но вот как только писатель начинает говорить исключительно от своего лица, он — оголтелый шовинист, националист, империалист и всё такое нехорошее.
Ну разве что в женоненавистничестве, ко всеобщему несчастью, его обвиняют несправедливо — доказательство тому всё тот же «Дневник писателя», который, судя по всему, знаком некоторым исследователям только в пересказе. Женщины»: «Русский человек, в эти последние десятилетия, страшно поддался разврату стяжания, цинизма, материализма; женщина же осталась гораздо более его верна чистому поклонению идее, служению идее. Допустив искренно и вполне высшее образование женщины, со всеми правами, которые даёт оно, Россия ещё раз ступила бы огромный и своеобразный шаг перед всей Европой в великом деле обновления человечества». Обложка издания «Дневник писателя». Фото: Wikipedia Но вернёмся к странному противоречию между Достоевским-писателем и Достоевским-публицистом. Это противоречие объясняют по разному. Кто-то считает, что «Дневник писателя» создавался как вещь популярная, предназначенная для широких масс, а значит его текст неизбежно искажает всю глубину мысли Достоевского и брать «Дневник» в счет не стоит. Кто-то полагает, что Достоевский сам до конца не сознавал весь своей художественный гений, и когда он писал «Братьев Карамазовых», то на самом деле писал не он, а само Искусство, или демон, на манер сократовского, или, наконец, Святой Дух, потому Достоевский, собственно, и пророк.
Так однажды из-за убеждений Достоевский даже жестко разругался с другим великим русским писателем Иваном Тургеневым. Они впервые встретились в ноябре 1845 года и прониклись взаимным уважением друг к другу — Достоевский не стеснялся отмечать талант коллеги. Тургенев любил втягивать в спор Достоевского, насмехался над ним и доводил его до раздражения. На это почве писатели разругались и перестали общаться на 20 лет. Однако окончательно крест на их отношениях был поставлен чуть позже. После многолетней вражды, в начале 1860-х писатели вновь сблизились. Тургенев начал печататься в журнале Достоевского «Эпоха», а тот хвалил его «Отцов и детей».
«Стеклянные "Бѣсы": роман Ф. М. Достоевского в амбротипиях Павла Титовича»
По данным Юнеско Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) родился в Москве в. На этой странице вы найдёте список последних книг Фёдора Михайловича Достоевского. Пушкин в своё время написал, что гений и злодейство несовместимы. Достоевский сумел доказать обратное. Он, как никто другой, исследовал экзистенциальные бездны, в которых пребывает современный человек, как никто другой, сумел показать, что и там с кроткой любовью ждет человека Христос. Книги, статьи, лекции, фильмы и тв-программы о Достоевском. «Истории о Достоевском» в Некрополе мастеров искусств.
Фёдор Достоевский
До 16 лет жил с семьей в этом небольшом флигеле Марииинской больницы. А потом и сам, невольно, начал врачевать умы и души. На Достоевском научные труды строят психологи и психиатры. Самый цитируемый из русских классиков, Достоевский FM звучит на всех языках. Кэрол Аполлонио, профессор Дьюкского университета, председатель Североамериканского общества Достоевского: «Я влюблена в его тексты.
Я раздражаюсь иногда. Зачем он так много писал в этом месте, зачем этот человек так долго говорит. Я злюсь на него. Но разве это недостаток?
Специалисты насчитали в романе классика минимум 50 придуманных слов, «достовизмов», как забытых, так и вполне «сейчашных». Станислав Чернышев, преподаватель русского языка как иностранного: «Слово "срамец" мне прекрасно легло к "шлепохвостнице", потому что они составляют отличную пару. Слово "обшмыга" мы не используем часто, но мы все понимаем, что оно значит». Вот и получается, что и сегодня Достоевский, как сказали бы, мейнстрим.
Игрок по натуре, он, кажется, и весь мир приучил, его романы, каждый раз, словно игра, так азартно и лихо закрученная с читателем.
Так или иначе, но мысль эта прекрасно выражена, глубока и верна. Действительно, такие тексты, как упомянутый фрагмент из «Бесов», слово князя Мышкина о «русском Христе», монолог Версилова о «русских европейцах» из «Подростка» или же, наконец, Пушкинская речь самого Федора Михайловича, принадлежат к числу священных текстов отечественной словесности, наряду, скажем, с гоголевской «птицей-тройкой», тютчевскими «бедными селеньями» и целым ворохом сцен и авторских отступлений в «Войне и мире». Слово «священные» я употребляю, конечно же, метафорически, так же как и розановский армянин. В жизни любого народа есть события, лица, книги, которые с годами приобретают статус чего-то бесспорно авторитетного, не подлежащего сомнению. Ученые в таких случаях предпочитают говорить о «национальной мифологии», возможно, это более точно, но широкому читателю, не знакомому с трудами А. Лосева, К.
Юнга или К. Хюбнера, пришлось бы слишком долго объяснять, что современная гуманитарная наука не вкладывает в понятие «миф» негативного смысла, а, напротив обозначает им особую форму знания, равноправную научной, но отличающуюся от последней выходом за пределы рационализма. Иными словами, в основе мифа — вера, а не рассудок, но ведь не одним рассудком жив человек!
Вглядываясь через объектив старинной фотокамеры в лица своих современников, Павел Титович старался передать глубину созданных Достоевским образов, их вневременную суть. В своем творческом поиске он словно продолжил начатый писателем разговор «о самых больных и глубоких вопросах нашей текущей жизни».
В записанном для музея видеообращении белгородский фотограф поздравил с открытием выставки, рассказал о некоторых фактах создания фотообразов к роману «Бесы», выразил надежду на успех выставки у сибирского зрителя. В программе открытия прозвучали теплые слова благодарности создателям выставки от начальника отдела музейной и библиотечной деятельности Управления культуры и молодежной политики администрации города Новокузнецка Е. Болычевой и директора Литературно-мемориального музея Ф. Достоевского Э.
Как никто из русских писателей, Достоевский считается пророком. Я не очень верю в пророчества. Пророчествами называется то, что сбылось, быть может, случайно.
А о пророчествах, которые не сбылись, просто никто не помнит. Какие из предсказаний Федора Михайловича оправдались? Он меньше месяца не дожил до 1 марта 1881 года, дня убийства Александра II народовольцами, и это был бы день его, как ни странно звучит, торжества - ведь он об этом предупреждал в "Бесах"! А в "Преступлении и наказании" впервые описал "теоретическое убийство", то есть такое, которое совершается не из корысти, не из ревности или мести, а "от головы", от "теории". Людмила Сараскина: Не думаю, что Достоевский, доживи он до гибели царя от бомбы террориста, испытал бы торжество - его жена Анна Григорьевна Достоевская писала, что сердце Федора Михайловича, обожавшего царя-освободителя, при этом известии разорвалось бы мгновенно... Но он и в самом деле знал за собой эту особенность - "своим идеализмом пророчить даже факты". Каракозов, признав убийство законным средством достижения политических изменений, как раз и открыл эпоху терроризма в России.
Что сбылось и, возможно, еще сбудется? Людмила Сараскина: В 1921 году в столетний юбилей Достоевского в журнале "Печать и революция" появилась публикация, где утверждалось: все сбылось по Достоевскому. Переверзев, - все еще современный писатель; современность еще не изжила тех проблем, которые решаются в творчестве этого писателя. Говорить о Достоевском для нас все еще значит говорить о самых больных и глубоких вопросах нашей текущей жизни". Это и сценарий падения империи в лицах, и почерк политических убийств, и аристократы, пошедшие в демократию, и их инфернальные "подвиги". Оптика Достоевского, его способность предвидеть, помещая уже случившиеся события в горизонты предстоящего, была поразительной! Будущие итоги настоящих событий ему были ясны до подробностей.
Он чувствовал "химию и физику" грядущей революции, предвидел ее соблазны и последствия. Оптика Достоевского, способность предвидеть, помещая случившиеся события в горизонты предстоящего, была поразительной Политические скандалы, болезненный абсурд, хаос, жизнь в стиле беспредела, все то, что принято называть "достоевщиной", станет обыденностью. Крушение нравственных и духовных основ человека, снятие всех законов и правил, норм, границ, запретов, сдерживающих начал, разрушительное торжество антиморали, насилие, вырвавшееся на свободу, изгнание истины - все эти знаковые явления современности в совокупности своей сложатся в антропологическую катастрофу. Иван Бунин, не будучи поклонником художественной манеры Достоевского, вынужден был вслед за ним с болью и тоской свидетельствовать о расчеловечивании людей в эпоху революционных бесчинств, о неизбежном переименовании добра и зла. Его дневник "Окаянные дни" стал проверкой на практике того, что автор "Бесов" предвидел, а он, Бунин, увидел и пережил. Порой кажется, что история "после Достоевского" продолжает дописывать его, выдвигая новые невиданные сюжеты. Пять его романов, "пятикнижие", обрели репутацию диагноза всего следующего столетия, многоликой бесовщины ХХ века.
Вряд ли можно усомниться, что история исчерпана и ей нет продолжения в XXI столетии. Несбывшееся из предвиденного не доказывает ошибочность того, кто предвидел. Несбывшееся не сбылось ПОКА. История, описанная Достоевским "на вырост", еще аукнется и откликнется. Реальность Достоевского остается открытой, и это ее фундаментальное свойство! Кто будет жить, тот увидит. Как в мире отмечается 200-летие Достоевского?
Пандемия сильно изменила планы и форматы? Людмила Сараскина: Одними из первых юбилейный марафон начали литераторы Японии, предложив достоевсковедам написать эссе для спецвыпуска журнала "Современная мысль". Одна из тем - "Достоевский во время пандемии". Кажется, будто специально для нас, сегодняшних, был написан сон Раскольникова, которому пригрезилось, как неслыханная и невиданная моровая язва, пришедшая из глубины Азии в Европу, поражает мозг и души людей, отнимает разум, обрекает человечество на гибель. Очевидно главное: именно во времена глобальных бедствий аукается нам Достоевский, подает сигналы тревоги. Его "указующий перст" и напоминает, и предостерегает... Пандемия многое изменила, прежде всего в образе жизни - уже полтора года научное общение привыкает к дистанционному формату: в Сети даже появилось, в подражание Рене Декарту, утверждение: covido ergo zoom обыгрывается знаменитое изречение "cogito ergo sum" - "мыслю, следовательно существую", - Прим.
Сон Раскольникова в точности описывает то, что происходит сегодня. Но согласитесь, что дистанционные формы общения дают и новые возможности.
Достоевский стал самым издаваемым автором в России за первое полугодие
Достоевский, по собственному признанию, всю жизнь занимался «тайной человека» — исследовал душевную жизнь. Писатель родился в Мариинской больнице для бедных. В «Книге для записи рождений…» церкви Петра и Павла при больнице осталась запись: «Родился младенец, в доме больницы бедных, у штаб-лекаря Михаила Андреича Достоевского». Азартный человек. Игры на деньги сопровождали писателя почти в течении всей жизни. Фёдор постоянно находил утешения всем невзгодам в азартных играх, а именно в рулетке. Однажды на отдыхе в Баден-Бадене Достоевский проиграл так много, что забрал у своей подруги все наличные, за что ему было очень стыдно. Ради выплаты долгов Достоевский подписал договор с издательством на написание книги «Игрок» за 26 дней. Однажды, когда у Достоевского не шло с написанием романа, его жена отдала ему почти последние деньги 120 талеров. Она знала, что он проиграет, но это прибавит ему энергии для написания нового произведения. Достоевский проиграл 180, но написал жене: «Надо мной великое дело совершилось, исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти 10 лет.
Десять лет или, лучше, с смерти брата, когда я был вдруг подавлен долгами я все мечтал выиграть. Мечтал серьезно, страстно. Теперь же все кончено! Во время поисков информации я наткнулся на различные ресурсы, которые полны лжи! Некоторые пишут: «Достоевский был лудоманом всю жизнь».
Достоевский 1821—1881 Коллекция приурочена к 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского, прозаика, публициста и мыслителя. Творчество Ф. Достоевского явилось одной из вершин русской литературы второй половины XIX века и оказало огромное влияние на мировой литературный процесс. В коллекцию включены цифровые копии книг, архивных документов, изобразительных материалов и видеозаписей. Особую ценность представляют первые журнальные публикации произведений Ф. Достоевского: романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», повестей «Белые ночи» и «Вечный муж», рассказов «Господин Прохарчин», «Роман в девяти письмах», «Чужая жена и муж под кроватью», «Крокодил». Также в коллекции размещены записные книжки писателя и публицистические материалы, печатавшиеся на страницах издаваемых им журналов «Эпоха» совместно с братом М. Достоевским и «Дневник писателя».
В 1867 году Тургенев опубликовал роман «Дым», который до ужаса взбесил Достоевского. В новой работе писателя повествование велось от имени молодого помещика Григория Литвинова. Тот проводит время в Баден-Бадене и формирует негативное мнение о русской интеллигенции, да и о России в целом: многие соотечественники кажутся ему ничтожными. Такое отношение к русскому народу «убежденного западника», как сам себя называл Тургенев, вывело Достоевского из себя. В июне 1867 года писатели встретились в Баден-Бадене и во время обсуждения нового романа навсегда разругались. Достоевский назвал работу коллеги «Западнической клеветой на Россию», а его самого обвинил в незнании своей страны и порекомендовал сжечь роман. Однако в 1902 году подробности того разговора наконец вскрылись.
Достоевский назвал пушкинскую Татьяну Ларину "апофеозом русской женщины". Она выходит замуж за пожилого генерала, продолжает любить Онегина, но она "другому отдана" и будет "век ему верна". В контексте современной гендерной революции это звучит архиархаично. Что значит "отдана"?! Она - вещь, раба? Думаю, феминистки сегодня подали бы на него в суд "за оскорбление чести и достоинства". Людмила Сараскина: Между "Она отдана" и "Я отдана" лежит пропасть. Достоевский, обладая абсолютным слухом, оценил двойное "Я" как непреложный факт, что Татьяна выражает свою свободную волю, свой выбор. Вчуже его можно принимать или отвергать, уважать или презирать. Можно желать ей соединиться с Онегиным, бежать в Италию и стать Анной Карениной со всеми последствиями, включая поезд. Но героиня Пушкина выбрала иной путь - и, к счастью, гендерная революция пока не вмешивается в право замужней дамы на жизнь без адюльтера. Феминистки как личности, уважающие чужую свободу, должны принять это обстоятельство во внимание и сосредоточиться на себе. Какие мифы о Достоевском самые вредные и опасные? Людмила Сараскина: Самые опасные и зловредные мифы - это те, что основываются на заведомой лжи, на клеветническом вымысле, сочиненном ради громкого скандала, "идейного" или "клубничного". Едва Достоевский ступил на первую ступеньку литературного поприща, как узнал, что уязвим и беззащитен против собратьев по перу - народа немилосердного и бессердечного. Недавние друзья и единомышленники, лучшие люди из тех, кого он знал и любил, объединились и составили злые, наспех сделанные вирши, больно язвившие товарища. Клеветы преследовали его всю жизнь и не утихли после кончины - напротив, уход писателя развязал руки "доброжелателям". Что можно было сделать хуже для памяти только что ушедшего гения, чем письмо Николая Страхова, адресованное Льву Толстому, в котором автор "решается наконец открыть глаза" и "сказать всю правду" про великана покойного великану живущему! Страхов прекрасно понимал, что рано или поздно эпистолярное наследие Толстого станет известно всему миру, клевета обретет статус документа, и с Достоевским будет покончено раз и навсегда. К чести русской литературы, постыдная затея провалилась, однако отравленный источник до сих пор в активе у черных копателей... Ваш любимый памятник Достоевскому, любимая экранизация его прозы и лучший биографический фильм о нем? Людмила Сараскина: Мой любимый памятник Достоевскому живет не в камне и не в бронзе. Я вижу его в Полных собраниях сочинений, с комментариями и без, в отдельных изданиях его романов с умными предисловиями можно и без них , в разнообразных "Материалах и исследованиях", ему посвященных, во всем объеме литературы о нем и его сочинениях. Лучшее, что можно было для него сделать, это говорить, писать, спорить о нем. По поводу любимой экранизации выскажусь прямее. Мне удалось посмотреть почти все, существующие в мире, и написать книгу: "Литературная классика в соблазне экранизаций" 2018. Хочу назвать и легендарную японскую адаптацию романа "Идиот" Акиры Куросавы 1951. Россия, считает Достоевский, слишком активно, себе во вред, не считаясь с собственными интересами, бросалась в европейские распри, как в свое кровное дело Лучшего биографического фильма о Достоевском назвать не могу - такого, на мой взгляд, пока нет. О худших и совсем плохих в юбилейные дни говорить не хочется. Но был один замысел. После того как в 1966 году в "Андрее Рублеве" у Тарковского сыграл Анатолий Солоницын, режиссер задумал сделать с ним фильм о Достоевском. В дневниках Андрея Арсеньевича сохранилась запись: "О самом Ф. О его характере, о его Боге и дьяволе и о его творчестве. Толя Солоницын мог бы быть прекрасным Достоевским. Сейчас нужно читать. Все, что написал Достоевский. Все, что писали о нем, и русскую философию - Соловьева, Леонтьева, Бердяева и т. Тарковский даже придумал название будущей картины - "Голгофа". Собирал материалы, перечитывал дневники, вникал в детали: "Ф. Ламп не любил.
Достоевский
ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика | Достоевский: семья и ранние годы. |
Достоевский на каждый день📖 - YouTube | Федор Михайлович Достоевский И то, что молодой, двадцатисемилетний Достоевский, написавший роман «Бедные люди», читал Письмо Белинского с волнением, с горящими глазами. |
ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ | И то, что молодой, двадцатисемилетний Достоевский, написавший роман «Бедные люди», читал Письмо Белинского с волнением, с горящими глазами. |
ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ
Автобиографичное произведение Достоевский написал после четырёхлетней ссылки в Омске. Выставка создавалась к 150-летию выхода в свет отдельным изданием романа «Бесы» и была открыта сначала в Белгороде, затем успешно экспонировалась в музеях Ф. М. Достоевского в Москве и Санкт-Петербурге. Достоевский назвал работу коллеги «Западнической клеветой на Россию», а его самого обвинил в незнании своей страны и порекомендовал сжечь роман. В Сибири Достоевский написал повести "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели" (обе — 1859). Роман «Игрок» был написан Достоевским всего за три недели — писатель торопился получить гонорар и рассчитаться с долгами.