Российские власти намереваются вернуть на улицы страны палатки, ларьки и иные формы нестационарной торговли. Поэтому депутаты от всех думских партий (кроме «Новых людей») решили подготовить поправки к законам «Об основах госрегулирования торговли» и «О защите прав потребителей», которые по задумке должны восполнить пробелы в правовом регулировании цифровых платформ. Новый закон закрепит за компаниями эту обязанность, а также даст право потребителям предъявлять им претензии в судах. Поправки в закон о торговле, которые предполагают закрепление минимальной доли российских товаров в торговых сетях, внесут в Госдуму весной 2023 года.
ФАС предложила поставщикам подтверждать заказы торговым сетям во избежание лишних штрафов
Важной задачей является нахождение баланса между всеми участниками рынка, включая маркетплейсы, покупателей и продавцов, особенно в условиях роста интернет-торговли. Однако этот законопроект вызвал дискуссии между его инициаторами и сообществом интернет-торговли. Ассоциация компаний интернет-торговли предложила ряд поправок к проекту, включая отмену запрета на продажу товаров, свободный оборот которых ограничен, а также изменение требования обязательной проверки возраста покупателя. В Госдуме отметили, что установление новых правил игры неизбежно, и маркетплейсам на тотальные уступки не стоит рассчитывать.
Законопроект предлагает внести изменения в закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", закрепив в нем понятия "агрегатор информации о товарах услугах маркетплейс ", "владелец маркетплейса", "продавец товаров на маркетплейсах", "пункт выдачи заказов ПВЗ " и другие. Это необходимо для того, чтобы закрепить в законодательстве специфику ecommerce, ее отличия от традиционного ритейла. Маркетплейсы должны будут размещать договоры оферты прямо на сайте маркетплейса. Менять их условия можно будет не чаще раза в год. При этом нужно будет получить согласие всех заинтересованных сторон и уведомить об изменениях как минимум за месяц. Если закон примут, это будет разительным контрастом с нынешним положением дел, когда маркетплейсы меняют оферту когда им заблагорассудится, сообщая об этом иногда и постфактум.
Маркетплейсы должны будут в договоре оферты подробно расписать все штрафы, которые могут применяться к контрагентам. Соответственно, новые могут появляться не чаще раза в год. При этом при начислении штрафа компания должна будет направить продавцу или владельцу ПВЗ полное мотивированное обоснование, по какой причине наложен штраф. Маркетплейсам запретят в одностороннем порядке блокировать личный кабинет продавца или владельца ПВЗ. Единственное исключение — "неправомерный доступ третьих лиц", то есть взлом или другие действия мошенников.
Это поможет избежать избыточных штрафов для поставщиков за недопоставки. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе ведомства. В случае отсутствия такого подтверждения, по мнению ведомства, поставщики не должны нести ответственность за полное или частичное неисполнение заказа", - говорится в сообщении ФАС РФ. Предложения подготовлены по результатам анализа рассмотрения обращений производителей. В ведомстве отмечают, что речь не идет о запрете для сетей взимать штрафы с поставщиков за неисполнение обязательств по договорам поставок в принципе, а о том, что штрафы должны налагаться только в случае срыва заранее подтвержденной поставки.
Но проблемы с доступом в крупные торговые сети у отечественных предпринимателей все равно остались. Поэтому в «Единой России» и решили заняться здоровым протекционизмом. Какие товары запрещено продавать магазинам в жилых домах Законопроект о «российских полках» коснется торговых сетей с оборотом более двух миллиардов рублей в год. И не затронет малую и среднюю розницу, которые и так поддерживают отечественных производителей, а также монобрендовые магазины, уточнила Татьяна Буцкая. По ее словам, законопроект предусматривает ряд обязательных условий.
Во-первых, товар должен быть произведен в России. Во-вторых, производитель должен быть российским физическим или юридическим лицом, не находящимся под контролем иностранных лиц.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
- Минсельхоз и ФАС поддержали изменения закона о торговле
- Возвращение ларьков: Минпромторг захотел возродить мелкую торговлю - МК
- Ozon и Wildberries раскритиковали законопроект об электронной торговле
- Проект обсудят осенью
- Для российских товаров предложили закрепить долю в торговых сетях
- Что вы узнаете
Власти планируют изменить закон о торговле для сдерживания роста цен
Есть и другая опасность. По словам Мантурова, места близ торговых комплексов должны предлагаться без проведения торгов, на льготных условиях и безвозмездной основе. Звучит красиво, но возникает вопрос: все ли небольшие предприниматели смогут получить личные киоски? А что, если руководство торговых центров или региональные чиновники решат раздавать «бесплатные» места только тем, кто им больше нравится? Напомним, что предложение Минпромторга — это только рекомендация, не указ с четко прописанными правилами игры. Следовательно, остается некий коррупционный зазор: когда вожделенное место кто-то сможет получить не по правилам, которых нет, а по степени близости к тем. Кто принимает соответствующие решения. Другая проблема — эстетическая. В голове сразу возникают картинки из далеких 90-х: бабушки, торгующие у входа в ТЦ всякой мелочью, люди, примеряющие одежду и обувь на картонке. Такое, конечно, в 2023-м мы вряд ли увидим.
И этот закон сейчас регулирует отношения поставщиков и торговых сетей в продовольственной сфере. Речь идет о федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». И за эти почти 15 лет, как действует закон, торговые сети начали понимать свою ответственность. А у всех маркетплейсов сейчас практически одни и те же грехи, и они почти слово в слово повторяют позицию торговых сетей начала 2000-х: мол, мы ни за что не отвечаем, мы просто связываем продавца и покупателя. Так же и торговые сети в свое время говорили: мы ни за что не отвечаем, мы только полку предоставляем. Но к сетям пришло понимание, и сейчас они прекрасно за все отвечают, научились все контролировать.
А на маркетплейсах этого нет.
Вместе с тем, законодатель также установил для продавцов и ряд дополнительных обязанностей. Новые обязанности для продавцов В их числе: Направление клиенту ответа в отношении любых заявленных претензий п. В Правилах не указано, в какие сроки продавец обязан отвечать на такие претензии. Правомерно говорить об актуальности сроков, определяемых по аналогии в соответствии со ст.
Также можно ориентироваться на семидневный срок, предусмотренный ст. Предоставление по просьбе покупателя товарного чека в сопутствие к кассовому, если во втором не отражены индивидуализирующие признаки товаров название, артикул, модель в отношении: товаров, относящихся к технически сложным; животных, растений; тканей, одежды, изделий из меха, обуви; мебели. Вместе с тем, рассматриваемая норма по сути содержит в себе и преференцию для продавца: если в кассовом чеке соответствующие индивидуализирующие признаки по товару есть, то чек товарный в этом случае оформлять необязательно в принципе. Продавцы ювелирных изделий в соответствии с новыми правилами торговли, как мы уже отметили выше, вправе не выдавать товарных чеков ни в каких случаях. При осуществлении торговли с помощью вендинговых аппаратов — доведение до сведений покупателя информации, раскрывающей: данные о продавце наименование хозяйствующего субъекта, ОГРН или ОГРНИП, адрес, режим работы, контактные данные ; раскрывающей правила пользования вендинговым аппаратом в целях заключения договора купли-продажи; порядок возврата денежных средств, уплаченных за товар, если аппарат не выдал его потребителю.
Можно также выделить потенциальное новое обязательство продавца, которое может возникнуть на основании нормы по п. Там сказано, что расходы на осуществление возврата товара ненадлежащего качества несет продавец, а в иных случаях то есть, при возврате товара надлежащего качества распределение расходов определяется офертой. В ней, таким образом, продавец на свое усмотрение может «прописать» себе обязанность по несению соответствующих расходов. Опять же, это может быть обусловлено политикой лояльности в отношении потребителей. Отдельные нововведения приняты в отношении интернет-магазинов: теперь уже речь пойдет о нормах, применяемых в отношении конкретной отрасли розницы.
Интернет-магазины в соответствии с новыми правилами торговли имеют право требовать от покупателя при возврате им ювелирных изделий, технически сложных товаров и средств транспорта п. И, соответственно, имеют право на отказ в приемке товаров, возвращаемых без соблюдения приведенных выше условий. Подтверждать факт заключения договора купли-продажи сразу после получения от потребителя сообщении о намерении совершить покупку п. Данное подтверждение должно включать номер заказа либо иной способ его идентификации, дающий возможность потребителю ознакомиться со сведениями о заключенном договоре купли-продажи, как и о его условиях. В общем случае — вручать товар любому лицу, которое предъявило продавцу в данном случае, скорее, его представителю — например, курьеру сведения с номером заказа, если иное не предусмотрено договором купли-продажи или положениями законодательства п.
Вместе с тем, как указывает Роспотребнадзор в недавних разъяснениях по применению новых правил торговли ССЫЛКА , продавец вправе предусмотреть в договоре купли-продажи условия, по которым возможности для получения товаров третьими лицами будут ограничены — например, если речь идет о доставке дорогостоящего товара. Вполне оправданная норма, и вполне применимая в рамках любой политики лояльности.
Обязать маркетплейсы предупреждать о штрафах и объяснять причины, а продавцам и владельцам ПВЗ дать право возражать против списания. Проект предлагает штрафовать нарушителей только с их письменного согласия, а это навредит потребителям, так как обычно финансовые санкции связаны с контрафактом и нарушениями прав покупателей. В Ozon предупредили: документ уравнивает маркетплейсы и торговые сети. Это может привести к тому, что агрегаторы будут нести ответственность за каждый проданный товар, а все партии придется проверять до продажи. Это противоречит самой бизнес-модели маркетплейсов, которые в итоге не смогут реализовать часть моделей продаж товаров, отмечается в письме.
В пресс-службе Ozon заверили, что маркетплейс ведет с профильными ведомствами и депутатами диалог, который позволит учесть все риски от текущей версии законопроекта. Масштаб рынка предопределяет необходимость сложной и качественной дискуссии о правилах его работы, убежден Алембаев. Репортаж Рост маркетплейсов и цифровой иммунитет: как развивается антимонопольное регулирование Но предложенные поправки не только отстают от уровня развития экономических отношений и потребностей рынка, но и угрожают существованию бизнес-модели товарных агрегаторов, считает Денис Косенков, партнер Косенков и Суворов Косенков и Суворов Федеральный рейтинг. Проект действительно содержит специфические правила и ограничения для владельцев всех маркетплейсов, соглашается с коллегой старший юрист антимонопольной практики Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. Эксперт вспоминает: ФАС давно пыталась отрегулировать работу маркетплейсов. В июле этого года, например, закон о защите конкуренции дополнили понятием «цифровая платформа», ввели критерии наличия у таких платформ рыночной власти и правила анализа товарных рынков. В то же время поправками вводится понятие маркетплейса, которое просто детализирует определение цифровой платформы, и презюмируется наличие у маркетплейса рыночной власти независимо от его оборота и других характеристик, обратила внимание Кот.
Законы для бизнеса в апреле 2024 года
Таким образом, норма содержит две составляющих: вознаграждение за приобретение товара; плата за оказание услуг по продвижению. Первое - вознаграждение - может быть включено в договор поставки и может исчисляться в процентах от цены товара. Второе - плата за оказание услуг - не может быть включена в договор поставки. Плата за оказание услуг должна оформляться отдельно - договором возмездного оказания услуг, и и их стоимость должна быть зафиксирована точной стоимостью. Если все услуги сети для всех поставщиков идентичны имеют одинаковое содержание и объем действий , то стоимость для всех должна быть одинаковой. И если рассчитывать стоимость этих услуг будут выражены в процентах от товарооборота, то сумма для разных поставщиков будет разной, а это противоречит закону, пишет ФАС.
Запреты на взимание платы Появились новые запреты: нельзя взимать плату за право поставок продуктов в функционирующие или открываемые магазины; нельзя взимать плату за изменение ассортимента продукции поставщика; нельзя взимать возмещение расходов в связи с утратой или повреждением после перехода права собственности от поставщика сети, если поставщик сам в этом не виноват; нельзя вообще взимать возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки и продажи. Если ФАС обнаружит, что кто-то что-то все-таки взимает, то возбудит дело об административных правонарушениях без проведения расследования. Новые методы борьбы с дискриминацией По новому закону запрещается: создавать препятствия для доступа на рынок; нарушать установленный порядок ценообразования; заключать договор с третьими лицами и передавать им товар на комиссию без передачи права собственности на этот товар, заключать договор поручения, агентский договор или смешанный. Делать это можно только при условии, что это одна группа компаний, и тогда в ФАС надо предоставить доказательства допустимости таких договоров; навязывать поставщику: - условия о запрете на заключения договоров поставки в другие сети на аналогичных условиях; - условия об ответственности за неисполнение поставки на более выгодных условиях, чем для другой сети; - условия о предоставлении поставщиком сведений сети о других договорах с сетями и их условиях; - условия о снижении поставщиком цены до уровня, который при установлении надбавки не превысит минимальную цену в другой сети; - условия о возврате нереализованной продукции, если такое не допускается законодательством; иные условия, не относящиеся к предмету договора. Ответственность за нарушения закона о торговле Основанием для привлечения к ответственности по статьям 14.
Как утверждают в АКОРТ, законопроект не позволит снизить или по крайней мере сдержать рост цен на эти продукты, поскольку увеличит логистическую нагрузку на поставщиков. По этой же причине сократится ассортимент, что может в перспективе привести к банкротству мелких и средних производителей. Ритейл же не сможет сдерживать цену на полку социально значимых товаров. Собеседник «Ведомостей» в одной из торговых сетей объяснил, что при принятии поправок оборачиваемость ряда продуктов на полке будет превышать минимальные сроки оплаты. Чтобы продавать партии быстрее и не терять оборотные средства, сети снизят объемы и ассортимент закупов, увеличив их частоту, что и повысит затраты на логистику, пояснил собеседник издания. Авторы законопроекта обосновывают его необходимость тем, что производители продуктов питания стали испытывать давление со стороны поставщиков сырья, перешедших на предоплату и сокративших сроки отсрочки.
Этот документ направлен на урегулирование деятельности маркетплейсов с целью обеспечения баланса интересов покупателей, поставщиков и самих платформ.
Согласно предложениям, маркетплейсы будут встроены в сегменты торговли и доставки. Важной задачей является нахождение баланса между всеми участниками рынка, включая маркетплейсы, покупателей и продавцов, особенно в условиях роста интернет-торговли. Однако этот законопроект вызвал дискуссии между его инициаторами и сообществом интернет-торговли.
В целом «пересчет цен прошел по принципу «все коммерческие условия — в скидку на товар», резюмирует директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков. У поставщиков возникают вопросы, говорит он: как продвигать продукцию, по каким критериям будут отбираться товары. Денег на телерекламу у большинства производителей нет, а без нее достаточно увеличить продажи не получается, поясняет он.
Теперь понятными критериями остаются самое привлекательное по цене предложение либо раскрученный бренд», — рассказал Востриков. X5 взяла на себя продвижение товаров поставщиков, но будет делать это по своему усмотрению. Х5 в ближайшее время откроет поставщикам доступ к специальному порталу, обещает представитель X5: поставщик сможет видеть, что делает ритейлер для продвижения его продукции, что повысит прозрачность и эффективность совместной работы. Другие опрошенные «Ведомостями» ритейлеры отказались обсуждать, как теперь будут продвигаться товары поставщиков.
Обновления закона о торговле в части договора поставки и новые запреты
Частью 4 ст. 9 Закона о торговле предусмотрено, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого торговой сети – не более 5 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. Сейчас закон о торговле обязывает сети оплатить поставщикам товар со сроком годности менее 10 дней не позднее 8 рабочих дней, 10-30 дней — не позднее 25 календарных дней, более 30 дней — не позднее 40 дней. Актуальные новости и статьи по теме: закон о торговле. Актуальные новости и статьи по теме: закон о торговле. Такие поправки в закон о торговле депутаты от «Единой России» собираются внести в Госдуму этой весной. Депутаты хотят внести в Госдуму в осеннюю сессию законопроект, который должен разрешить онлайн-торговлю алкоголем на маркетплейсах.
Власти не поддержали новый законопроект о маркетплейсах
Меры, которые позволят беспрепятственно встретиться добросовестному производителю, добросовестному продавцу и покупателю», - сказала она. Принятие поправок в весеннюю сессию - это реальная поддержка наших фермеров и производителей, решение для и в пользу людей», - заключила депутат.
Крупнейш ие торговые сети всегда рассматривают отдельные объективные случаи невозможности исполнения части обязательств со стороны добросовестных поставщиков, не применяя штрафные санкции и неустойки. Для решения подобных ситуаций у ретейлеров созданы соответствующие комиссии. В АКОРТ действует комиссия по урегулированию споров, ее работа демонстрирует положительные результаты для всех сторон, заключил Караваев. В четверг газета "Известия" сообщила, что ФАС РФ для подде ржки п оставщиков продуктов предлагает внести поправки в закон о торговле, по которым торговым сетям запретят штрафовать производителей за срыв заказов. По данным газеты, штрафы для поставщиков могут достигать десятков миллионов рублей, а зачастую и нескольких процентов от выручки.
Федор Вирин, партнер Data Insight. Что будет с интернет-магазинами в 2023. Проблемы в логистике и как их решить.
Выход на Avito: перспективы для малого бизнеса. Иван Кириллин, директор по продажам сервиса МойСклад. Дедлайны по маркировке в 2023 — какие товары ей подлежат, сроки и порядок действий, штрафы.
Позиция торговых сетей По мнению председателя президиума АКОРТ Игоря Кара ваева, механизм штрафных санкций за срыв договорных обязательств носит важный дисциплинирующий характер и позволяет обеспечить своевременное выполнение обязательств по поставкам в необходимом для потребителей объеме. Однако регуляторное закрепление моратория на постоянной основе приведет к дисбалансу рынка, как на стороне розничного звена, так и в системе поставок. Крупнейш ие торговые сети всегда рассматривают отдельные объективные случаи невозможности исполнения части обязательств со стороны добросовестных поставщиков, не применяя штрафные санкции и неустойки. Для решения подобных ситуаций у ретейлеров созданы соответствующие комиссии.
В АКОРТ действует комиссия по урегулированию споров, ее работа демонстрирует положительные результаты для всех сторон, заключил Караваев.
Возвращение ларьков: Минпромторг захотел возродить мелкую торговлю
Совет федерации в среду одобрил резонансные поправки к закону о торговле, ухудшающие положение российских продуктовых сетей. Группа депутатов Госдумы направила в Минсельхоз и Минпромторг предложения по изменению закона «О торговле». Торговля на маркетплейсах: проект о правилах взаимодействия ряда ее участников внесен в Госдуму. Руководитель региональной мониторинговой группы по закону о торговле, депутат Законодательного Собрания области Роман Заварин подчеркнул, что общими усилиями будет сделано все возможное, чтобы нововведения в закон выполнялись как торговыми сетями.
официальный сайт администрации Тяжинского муниципального округа
Календарь знаменательных дат Новости Видео Календарные планы мероприятий. Верховный суд расширенно толковал норму закона о торговле, которая запрещает сетям продуктовых магазинов с долей свыше 25% в населенном пункте открывать там новые точки. Реализацию закона о торговле в регионах возьмут под особый контроль. Бизнес - 28 апреля 2024 - Новости Архангельска -
Новый антимонопольный закон для маркетплейсов: всё, что нужно знать продавцам
ФАС в СМИ: ФАС усилит контроль за сделками агрегаторов и маркетплейсов | Поправки в закон о торговле должны защитить производителей товаров «от поборов, неоправданных трат и диктата со стороны федеральных торговых сетей», обещала один из авторов – депутат Ирина Яровая (цитата по сайту «Единой России»). |
ФАС предложила поставщикам подтверждать заказы торговым сетям во избежание лишних штрафов | «Пискаревскому» пока удается «в рамках закона о торговле находить общий язык» с сетями: у компании для всех контрагентов одинаковая цена, напоминает он. |
Дмитрий Козак поручил проработать поправки в закон о торговле - Retail Life! | Как закон коснётся продавцов на маркетплейсах: поправки в закон «О защите конкуренции» не позволят владельцам маркетплейсов устанавливать монопольные цены на товары. |
официальный сайт администрации Тяжинского муниципального округа
Такие поправки в закон о торговле депутаты от «Единой России» собираются внести в Госдуму этой весной. Календарь знаменательных дат Новости Видео Календарные планы мероприятий. Кроме того, свои предложения к закону "О торговле" еще должен внести депутат Госдумы Виктор Звагельский, сообщила РБК помощник депутата Татьяна Полякова. Законопроект, который предусматривает снижение срока оплаты продуктов питания до 4−10 дней, может привести к сокращению ассортимента социально значимых товаров на полках магазинов. Верховный суд расширенно толковал норму закона о торговле, которая запрещает сетям продуктовых магазинов с долей свыше 25% в населенном пункте открывать там новые точки. Главное по теме «Закон о торговле» – читайте на сайте