— Европа училась у советских мастеров, восстановивших послевоенный Ленинград и его пригороды. После полного снятия блокады, в марте 1944 г. вышло постановление правительства «О первоначальных мероприятиях по восстановлению Ленинграда». Послевоенное строительство Еще во время блокады был разработан план восстановления Ленинграда. В данной статье вы расскажете о восстановлении и реконструкции Ленинграда в послевоенные годы.
Принято Постановление о мероприятиях по восстановлению Ленинграда
Через два месяца после освобождения Ленинграда от вражеской блокады, 29 марта 1944 г., Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году». После снятия блокады Ленинграда, жители города освобождают памятник Петру l от защитных укрытий. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. Главная» Новости» Блокада ленинграда юбилей 2024.
Политолог сравнил восстановление Донбасса с возрождением послевоенного Ленинграда
Их демаскировку проводит команда альпинистов, в составе которой легендарная ленинградская альпинистка Ольга Фирсова. Именно она с товарищами проводила маскировку архитектурных доминант города в самые тяжелые дни блокады в 1942 году. На выставке можно увидеть личные вещи куртку и спортивные туфли и портрет Ольги Фирсовой под названием «Память», выполненный Борисом Лесовым в 1985 году. Дополняют экспозицию документы, которые свидетельствуют о вкладе органов власти и учреждений Ленинграда в восстановление жизненно важных и значимых областей экономики, культуры, образования города. Отдельный раздел выставки рассказывает о возвращении в Ленинград эвакуированных в годы блокады заводов и фабрик, театров и музеев, научно-исследовательских институтов и ВУЗов. О возрождении культурной жизни города, об открытии театров и музеев, о проведении спектаклей, концертов, выставок, спортивных мероприятий напоминают многочисленные афиши и фотографии тех лет. На выставке представлены архитектурные проекты из фондов музея, свидетельствующие о решении задач по восстановлению и дельнейшему архитектурному развитию Ленинграда. Сразу после освобождения Ленинграда перед архитекторами и скульпторами ставится задача увековечивания памяти о ленинградской блокаде и героической битве за Ленинград. Начинается проектирование и возведение памятников на местах боев.
В экспозиции демонстрируются изображения памятников, установленных в 1944 году в Ям-Ижоре, Ропше, Русско-Высоцком, Лигово, у деревни Ульянка.
За годы Великой Отечественной войны в Ленинграде были повреждены тысячи исторических строений, в том числе знаменитый Гостиный двор, Михайловский замок и Большой петергофский дворец. Но несмотря на дефицит квалифицированных кадров и строительных материалов здания старой архитектуры было решено восстанавливать полностью и в прежнем виде, напоминает Рудаков. Он считает важным, что сейчас идут работы по восстановлению исторических зданий освобожденного Мариуполя и других городов Донбасса. Поэтому во все времена сохранение исторического облика наших городов было для России важнейшим культурным приоритетом», — говорит эксперт, напоминая также про послевоенное восстановление Новгорода Великого, в рамках которого были найдены уникальные архитектурные решения и применялись самые передовые технологии градостроительства.
По всему городу были развешаны плакаты, которые вдохновляли строителей. Интенсивно шли восстановительные работы на Невском проспекте, где были воссозданы ряд домов на Гостином дворе. Но кое-что осталось на фасаде дома номер 14. Эта надпись в те годы кому-то спасла жизнь.
Из-за поврежденных коммуникаций не хватало света, тепла и воды.
А вот желание людей поскорее вернуться к мирной жизни было огромным. Ремонт на Дворцовом мосту. Уже всем было ясно — враг не сегодня-завтра будет отброшен от города. А значит, время не ждет, нужно оживлять производство. Всю блокаду пустым простоял цех штампов и приспособлений. Его построили перед войной, но оборудование вывезли в эвакуацию за Урал. В цех начали перевозить сохранившееся оборудование. Каждый станок был на счету. Из 2434 станков, которые не отправили в эвакуацию, не поврежденными оставались лишь 552. И среди них один уникальный, единственный в СССР — огромный «Линдер», кстати, немецкого производства.
Его берегли всю блокаду. Но только подвезли к цеху, начался обстрел. Один снаряд угодил в цех штампов. Ошарашенные рабочие чуть ли не грудью закрыли немецкий станок. Обстрел прекратился, но в углу цеха зияла двухметровая воронка. Это произошло 15 января 1944 года. И это был последний обстрел Кировского завода.
Как в послевоенном Ленинграде восстанавливали памятники архитектуры
Политолог сравнил восстановление Донбасса с возрождением послевоенного Ленинграда | Генеральный план 1948 года, прежде все-го, был направлен на восстановление народ-ного хозяйства и города после войны. |
Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады - YouTube | Восстановление послевоенного Ленинграда. Стремянная улица, 1946 г. Санкт-Петербург 07.11.2021. |
Восстановление и реконструкция Ленинграда в послевоенные годы | Парторганизации Москвы и Ленинграда возглавляли два ждановских выдвиженца — Попов и Попков, Ленгорисполком возглавлял Лазутин. |
Презентация на тему Восстановление Ленинграда | Парторганизации Москвы и Ленинграда возглавляли два ждановских выдвиженца — Попов и Попков, Ленгорисполком возглавлял Лазутин. |
Послевоенное восстановление | — Европа училась у советских мастеров, восстановивших послевоенный Ленинград и его пригороды. |
Tg: СОЛОВЬЕВ
От войны к миру | Статья посвящена истории возрождения музейной жизни в пригородных дворцово-парковых комплексах Ленинграда после Великой Отечественной Войны. |
Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады | Если вам понравилось бесплатно смотреть видео лекция восстановление ленинграда после великой отечественной войны онлайн которое загрузил SPbGASU 25 апреля 2022 длительностью 00 ч 53 мин 28 сек в хорошем качестве, то расскажите об этом видео своим. |
Восстановление Александровского дворца после Великой Отечественной войны. Утраты и приобретения. | это, прежде всего, восстановление от тяжелейшего удара - фашистской блокады. |
Жилищный вопрос после блокады Ленинграда: путаница с жильем и нехватка квартир
Переселение шло быстрее, чем планировало правительство: достичь 4-миллионного уровня собирались к 1985 году, а достигли уже к 1970-му. Зачем же ехали все эти люди в наш город? Ответ лежит на поверхности, но он не так прост, как кажется. Конечно, за лучшей, интересной жизнью - ради этого, ради перспектив они были готовы работать на непопулярных и вредных производствах, ютиться в общежитии в надежде получить отдельную квартиру. Середина 80-х - начало 90-х годов ХХ века уже достаточно далеко ушли в историю, и теперь можно со всей ответственностью заявить: очередной раунд противостояния новой волны приезжих и тех, кто считал себя «коренными», закончился «вничью». Приехавшие, особенно их дети, приняли тот же образ мысли, при этом они привнесли в жизнь города что-то свое, например, хаос и толкучку на автобусных остановках. Да, до середины 70-х горожане стояли на остановках в очередях. Но заново осознали себя уже «петербуржцами» все лишь под давлением новой волны мигрантов, совершенно непохожей на все предыдущие. О ней - в завершающей статье цикла.
Кузнецову «О работе военной промышленности», сообщается, что «после длительного перерыва возобновили, в течение 1944 года свою деятельность 13 заводов и 11 проектных и научно-исследовательских институтов». Среди них называются заводы им. Энгельса, «Знамя Труда», «Госметр» и другие. Этот документ был подписан зам. Для быстрого восстановления основных заводов военной промышленности 1944 года было заново организовано 3 строительно-монтажных треста наркоматовского подчинения с общим количеством 3543 человека рабочей силы. В нем так же расписываются экономические показатели того времени: «Если в январе месяце 1944 года валовый выпуск по предприятиям военной промышленности составлял 55,97 млн. Такая же картина увеличения объема производства и по товарному выпуску продукции: январь месяц — 47,2 млн. На заводах 9 наркоматов к этому времени работает 50 тысяч человек, в том числе около 32 тысяч человек рабочих, причем наибольший процент составляют женщины. Отмечается также, что большинство предприятий превысило уровень производительности 1940 года. Однако здесь необходимо учесть, что общий фонд рабочего времени в 1944 году значительно больше, чем он был в 1940 году. И поэтому при пересчете на одинаковые условия работы предприятий военной промышленности по существу не достигли производительности труда 1940 года. По отчетным данным этих предприятий за 8 месяцев 1944 г. Среднемесячная зарплата одного рабочего по предприятиям военной промышленности в 1940 г. Про хлеб Для просмотра полного размера — кликните по картинке Для просмотра полного размера — кликните по картинке Эти документы нам показались наиболее захватывающими. Ведь тема блокадного куска хлеба в 125 гр. Протокол совещания при отделе торговли Ленгорисполкома. Белого хлеба. Что будет в июне мес. Кордовский, зам. Самый сложный вопрос, который волновал Кордовского — это как избежать очередей. Именно поэтому принимается решение отоваривать хлеб по привычным карточкам. Еще Кордовского волновало воровство хлеба: «При продаже пшеничного хлеба к майским праздникам, к ноябрьским праздникам, мы имели большие безобразия, которые заключались в том, что контроль за продажей хлеба был организован неудовлетворительно. Получалось, что нас «подправляли» продавцы и работники столовых, которые разбазаривали хлеб, давали его знакомым и в результате основной покупатель не мог своевременно получить белый хлеб…У кого будет недоставать пшеничного хлеба, значит разбазарили и нужно будет делать соответствующие выводы. Имеются факты, когда люди продают своим знакомым белый хлеб, который им не полагается, а подчас бывают преступные сделки между работниками прилавка и преступным элементом, который скупает на рынке талоны, сдает талоны в булочную…а у нас учета отдельно по черному и белому хлебу не велся и получалось, что белый хлеб продавался на рынках, при чем не секрет, что рыночная цена белого и ржаного хлеба различная и люди использовали это положение». Для просмотра полного размера — кликните по картинке Про водку Строго секретно было издано постановление 28 февраля 1944 года о продаже по повышенным ценам водки, водочных изделий, виноградных вин и пива. Документом предписано с 1 марта 1944 года ввести свободную продажу данного алкоголя в предприятиях общественного питания, буфетах при кино, театрах, домах культуры и вокзалах. И установить отпуск в одни руки водки и вина не более 100 граммов, пива — не более 0,5 литра или 1 бутылки. Про еду 32006 тонн дополнительных ненормированных пищевых продуктов удалось произвести в Ленинграде с 1 января по 20 августа 1944 года, используя сое-бобы, технический казеин, альбумин, мелассу, соленое кишьсырье, жмых, белковые дрожжи, отруби, морские водоросли, дикорастущие пищевые растения. Об этом в августе доложили Тов. Жданову А. Далее в документе в таблице указано, что из дрожжей и жмыха за полгода было сделано 49584 тыс. Турнепс кормовая репа-ред. Ленинграде и Области». Согласно данному документу, в предпасхальные и пасхальные дни богослужение в г. Ленинграде производилось в 3-х соборах и 5 церквах по расписанию, установленному митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием. Освещение куличей по данному расписанию проводилось в субботу с 17 до 21 часа.
В 1940 году в результате советско-финской войны электростанция перешла к СССР. Проект был изменен к примеру, была увеличена высота плотины , и строительство продолжилось. В августе 1941 года гидростанцию захватили финские войска. Финские инженеры продолжили строительство электростанции по существующему проекту. Основные строительные работы были выполнены фирмой EGT, а в апреле 1944 года были проведены пробные пуски оборудования. Тогда же недостроенная ГЭС была занята советскими войсками, работы по ее строительству были закончены уже советским «Энсогэсстроем». Годом позже, 19 декабря 1945 года, здесь же, на Вуоксе, состоялся ввод в эксплуатацию восстановленной после Великой Отечественной войны Лесогорской ГЭС. В ходе боевых действий ГЭС была частично разрушена, сразу после освобождения начались работы по ее восстановлению. На базе Лесогорской и Светогорской гидроэлектростанций в августе 1949 года был образован каскад Вуоксинских ГЭС на реке Вуокса в Ленинградской области. К маю 1941 года в Карелии насчитывалось уже 150 действующих электростанций, включая дизельные и локомобильные, общей установленной мощностью 66,1 тыс. Перед началом Великой Отечественной войны выработка электроэнергии достигла 178 млн. Во время войны значительная часть объектов была разрушена или повреждена, однако в послевоенные годы энергосистему в кратчайшие сроки восстановили. Так, Кондопожская ГЭС уже в 1947 году заработала снова и сыграла значительную роль в росте промышленности Кондопожского района и Петрозаводска. Именно на базе Петрозаводско-Кондопожского промышленного узла произошло становление энергосистемы республики. Восстановление станции началось осенью 1944 года. Основное оборудование — генераторы и гидротурбины — были приобретены в Швеции и Финляндии. Полное восстановление станции закончилось в марте 1951 года с пуском третьего генератора мощностью 4,2 МВт. На параллельную работу эти ГЭС были включены незадолго до войны, в апреле 1941 года.
При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном. Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах. А сохраненное зерно помогло СССР быстрее вернуться к нормальной жизни после войны. Открытие Дороги жизни. Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни — транспортная магистраль через Ладожское озеро. По ней эвакуировали жителей осажденного города и доставляли продукты питания. Шоферы рисковали жизнями, так как машины могли провалиться под лед или попасть под снаряд. Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут. Тем не менее матч доиграли до финального свистка. Курсирование блокадного трамвая. В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена. Однако в марте 1942 года ценой неимоверных усилий трамвайное движение удалось восстановить. Трамвай курсировал по городу всю блокаду: перевозил пострадавших, продукты и другое. Открытие театра. Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся Театр имени В. Первым спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова "Русские люди" о мужестве советских разведчиков. Игравшие на сцене артисты сами были истощены и обессилены, но изо всех сил старались поднять дух людей. Подвиги вчерашних школьниц. Их батальон называли "девичья команда". Отважные девушки протянули километры проводов связи и обезвредили тысячи снарядов. Бесстрашная ленинградка Татьяна Яковлева была замужем за рабочим Металлического завода. Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него. Татьяна освоила эту специальность. Когда один из молотобойцев умер от голода, стала работать за него. После смены 50-летняя женщина заменила нагревальщика, который больше не мог работать. После трех смен ленинградка забылась коротким сном, а потом вновь взялась за молот. Так все страшные годы войны она проработала на заводе за двоих. Героизм подростка, тушившего бомбы на крыше. Для тушения зажигательных бомб на крышах зданий блокадного Ленинграда работали дежурные. При падении бомбы дежурный быстро хватал ее железными щипцами и бросал в специальную бочку с водой, засыпал песком. А иногда взрывные устройства бросали на землю и обезвреживали уже там. Среди дежурных был подросток Павел Ловыгин. Однажды в его смену на крышу попали сразу две зажигательные бомбы, прожгли кровлю и упали на чердак. Мальчик схватил их за стабилизаторы и бросил в бочку. Однако от осколков перекрытия чердака оказались охвачены огнем. Паша бросился тушить их, но на крышу упали еще две бомбы. Получивший сильные ожоги мальчик все равно встал на ноги и потушил все бомбы. Награды за освобождение Ленинграда В декабре 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда". Ею награждены полтора миллиона человек, среди которых жители города и участники боев за его освобождение. Свыше 350 тысяч солдат и офицеров Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Всего на северо-западном направлении Ленинградский, Волховский и Карельский фронты звания Героя Советского Союза удостоены 486 человек из них восемь человек — дважды.
Tg: СОЛОВЬЕВ
В апреле состоялся пленум городского комитета партии, на котором были подведены итоги героической борьбы ленинградских трудящихся с немецко-фашистскими захватчиками и всесторонне обсуждены мероприятия по выполнению постановления. Вслед прошло общегородское собрание партийного актива, в районах и на предприятиях - партийные собрания. В мае VII сессия Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся обсудила и одобрила план первоочередных работ, по восстановлению городского хозяйства. В постановлении Совет указал: «Выполнение больших восстановительных работ в городском хозяйстве может быть обеспечено только при активном участии всех трудящихся города». Ленинград получил новую технику. Предприятия общего машиностроения получили более 500 единиц нового оборудования. Учитывая потребность в кадрах, комитет обороны разрешил набрать за пределами Ленинграда 30 тысяч производственных рабочих, на учебу в ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО - 1-8 тысяч человек сельской молодежи.
Уже в первые дни после окончания блокады в городе приступили к демаскировке и восстановлению зданий, реставрации памятников. Об этом периоде говорят плакаты, листовки 1944 года с призывами к ленинградцам восстанавливать город: "Мы отстояли Ленинград, мы восстановим его! Отдадим все силы на восстановление родного города! Фотографии Давида Трахтенберга, Сигизмунда Кропивницкого, Бориса Уткина , Бориса Лосина и многих неизвестных фотографов, художественные произведения Алексея Пахомова, Якова Рубанчика, Юрия Непринцева, Николая Кочергина и других художников демонстрируют, как снимают укрытия с "Медного всадника" и памятника Владимиру Ленину, реставрируют Исаакиевский собор, Театр оперы и балета имени Кирова, Пулковскую обсерваторию, отстраивают заново разрушенные дома, восстанавливают электросети, водопроводные магистрали, трамвайные пути и разбитые набережные. Их демаскировку проводит команда альпинистов, в составе которой легендарная ленинградская альпинистка Ольга Фирсова. Именно она с товарищами проводила маскировку архитектурных доминант города в самые тяжелые дни блокады в 1942 году", - говорится в сообщении.
Мы хорошо делали ценные для искусства вещи. К нам даже приезжали из-за границы поляки и немцы делиться опытом, они сами задавали вопросы по поводу наших технологий. Что он в себя включал? Эта организация проводила исследования, а потом нам давали задание и историческую справку. Прежде чем рисовать, нужно было провести техническую реставрацию. Каждый объект обладал своими особенностями. Допустим, нам нужно было восстановить рисунок на потолке, а он часто бывает симметричным. То есть, чтобы восполнить недостающий кусок, нужно было с уцелевшего места снять кальку. Потом мы прокалывали иголкой дырочки по всему рисунку, прикладывали к потолку и тампоном с толченым древесным углем слегка припорашивали, чуть-чуть нажимая и постукивая вдоль изображения. Так уголь оставался на потолке, было видно, где рисовать. Тогда этим занимался завод художественных красок, который выпускал и масляные, и темперные. Последними я, например, рисовала на шелке. Кроме этого, обстановка была тяжелая. Например, из-за того, что отсутствовали цветные фотографии, мы сами рисовали метр стены, которую будем реставрировать, со всеми трещинками, паутинами, ржавчиной. И по этому куску в инспекции сметчики определяли, сколько восстановление будет стоить. А как-то раз нас отправили реставрировать Большой дворец в Петергофе. Так как было очень холодно, акварельные краски замерзали, и мы с собой брали в термосе кипяток, чтобы их разогреть. И сами условия для работы там непростые: между этажами были только балки в воздухе полуметровой ширины, и по ним мы пробирались на купеческую лестницу. Как только не боялись? Физически было очень трудно. Например, чтобы расписать потолок, нужно было упереться в него руками. И вот в одной руке ты держишь что-то типа указки, на конце которой тампон из ваты и марли, чтобы не поцарапать потолок, а предплечье второй руки ставишь на подставку для опоры.
К тому же приняли меры для выселения неблагонадежных людей — их списки были составлены в конце августа 1941 года, рассказал Ломагин. Сберечь до последней крошки. Как хлеб стал на долгие годы ленинградской святыней Население города за период блокады сократилось в пять раз: с 3,2 млн человек до 650 тыс. Тогда были эвакуированы все, кто не мог участвовать в решении задач по обороне города. Задача была оставить в Ленинграде "лишь то количество населения, которое нужно непосредственно, во-первых, на удовлетворение насущных нужд фронта и флота и, во-вторых, на удовлетворение насущных нужд остающегося населения, и чтобы это население было достаточно мобильно, чтобы в любой момент могло сменить свою профессию на винтовку, оборониться от штурма, потом опять взяться за работу, чтобы оно было мобильное, самодеятельное, а не беспомощное; могущее держать в руках себя и помогать другим в деле организации обороны". В середине 1942 года, когда в Ленинграде числилось 1,1 млн жителей, было принято волевое решение вывезти из города 300 тыс. Адрес — не дом и не улица Моментального и массового возвращения эвакуированных жителей в Ленинград после снятия блокады не произошло. Во-первых, еще продолжалась война, во-вторых, к вопросу заселения города тоже подходили крайне строго. Поэтому возвращение далеко не всех ленинградцев состоялось. Оно было растянуто по времени, и в первую очередь завозили рабочую силу — "молодые руки", те, которые будут восстанавливать город", — сказал Никита Ломагин. Вышедшее 12 февраля 1943 года постановление исполкома Ленгорсовета "О въезде и выезде из Ленинграда" требовало согласовывать с властями каждый случай реэвакуации. Первыми возвращались работники эвакуированных предприятий — некоторые уже в 1943 году, а если люди ехали сами по себе, то для разрешения на въезд должны были указывать причины, довоенный адрес, подтверждать наличие жилплощади и возможность устройства на работу. При этом рассчитывать на заселение в свою довоенную квартиру могли далеко не все. Все было государственное. То есть не факт, что человек уехал из квартиры и вернется в нее же", — отметил Мастридеев. Многим из тех, кто оставался в Ленинграде, за время блокады также пришлось сменить адреса. В сентябре 1941 года городским властям пришлось в двухдневный срок переселить больницы, родильные дома, детские сады, а также женщин с детьми из южных и пригородных районов в центральные. Переселения внутри города продолжались и в дальнейшем — те, кто утратил жилье в результате бомбежек и пожаров или хотел поселиться ближе к месту работы, занимали свободные уцелевшие квартиры. Около трети жилого фонда за годы блокады было повреждено или уничтожено. Порядка 9 тыс. Получившим или вернувшим жилье ленинградцам было нелегко наладить быт — обустроить дом тоже было проблемой. После блокады в городе было сложно приобрести вещи, одежду, обувь, мебель, дефицитом были даже кошки. Осенью 1943 года в Ленинграде действовало всего 440 продовольственных магазинов в пять раз меньше, чем до войны. Промтоварных магазинов было 314 до войны 1 477 , и их ассортимент был приспособлен к нуждам войны. Приметы мирной жизни Писательница Вера Инбер, пережившая блокаду, отмечала в своем дневнике весной 1944 года, что "с той же энергией, с какой люди Ленинграда обороняли свой город, они берутся теперь за его восстановление". Инбер фиксировала малейшие изменения, возвращавшие людей к прежним городским традициям: в конце апреля на улицах Ленинграда появились часовщики, которые снова пустили отремонтированные уличные часы, не работавшие всю блокаду. В те же дни в городе шло активное восстановление стекол в окнах домов — возобновил работу Гатчинский стекольный завод "Дружная горка", разрушенный гитлеровцами. К концу войны в Ленинграде заработали находившиеся на консервации предприятия мирного времени — мыловаренный завод, фабрика музыкальных инструментов "Красный Октябрь", парикмахерские вызывали друг друга на соревнование по ударной работе. Восстановление облика города началось с Невского проспекта — фасады домов на главном проспекте рекомендовали окрасить в светлые тона.
Восстановление Ленинграда
Генеральный план 1948 года, прежде все-го, был направлен на восстановление народ-ного хозяйства и города после войны. На нем – восстановление Ленинграда после войны и блокады. Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны считается одним из страшнейших событий в русской истории. Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе. После снятия блокады ленинградцы приступили к восстановлению города. После войны восстановление города продолжалось, причем строители города старались не разрушать искореженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам.
Город Ленинград восстанавливали после Блокады еще 30 лет.
В 1948 г. был принят Генеральный план развития Ленинграда, предусматривающий послевоенное восстановление города и новое капитальное строительство в окраинных районах, в том числе на Охте и Пороховых. Возрождение”, рассказывающая о жизни Ленинграда после освобождения от фашистской блокады. После блокады Ленинграда и вместе с восстановлением города особое внимание уделялось озеленению Ленинграда[38]. На нем – восстановление Ленинграда после войны и блокады.
Презентация на тему Восстановление Ленинграда
Всего в 1943 частично возобновлено производство на 85 предприятиях Ленинграда, освоено свыше 200 новых видов военной продукции. Возобновилось также производство оборудования для электростанций и других гражданских объектов. С конца 1943 предприятия Ленинграда стали включаться в общесоюзный план; промышленность города дала продукцию на 2,5 млрд. В октябре 1943 помимо медицинских вузов, не прекращавших работу в течение всей блокады, возобновили занятия филиалы 10 эвакуированных институтов: ЛИИЖТа, кораблестроительный, инженерно-строительный, педагогический имени А. Герцена и др. В конце 1943 действовал 61 НИИ. За 1943 восстановлено свыше 131 тыс. Однако затруднённость сообщения со страной и артиллерийские обстрелы города сдерживали восстановительные работы. После полного снятия блокады январь 1944 ГКО принял 29 марта 1944 постановление о первоочередных мерах помощи Ленинграду.
Участники публичных слушаний вправе В 2002 году взамен ранее действовавших ведомственных строительных норм по реконструкции и застройки исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга ВСН 289 , были разработаны новые, доработанные территориальные строительные нормы ТСН 30-306-2002 Санкт-Петербург «Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга». Таким образом, в процессе публичных обсуждений на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению, накапливается и обрабатывается общественное мнение, которое в последствии может быть учтено при доработке генерального плана и окончательном утверждении градостроительной документации.
Представляется возможным сделать вывод о том, что по сравнению с советским периодом, современная процедура разработки и утверждения генерального плана города носит более открытый, общественный характер. А это, в свою очередь, означает, что участником градостроительной политики в определенном смысле становится все общество. Градостроительство - это всегда и власть, и право. При решении нынешних градостроительных задач необходимо больше опираться на право и сокращать властные функции. Укрепление градостроительного правопорядка есть, в сущности, и усиление самой власти, ее эффективности в управлении таким сложным явлением как современное градостроительство. Все сказанное дает понять, насколько широка и актуальна проблема проявления властного начала в творчестве архитекторов и градостроителей. В новом формирующемся обществе город, не должен быть объектом конъюнктурного манипулирования, он должен быть понят как сложная система, без знания градостроительного исторического прошлого которого, никакие усилия по его стратегическому комплексному развитию не принесут желаемого результата. Список использованной литературы Архитектурно-планировочный обзор развития города. Архитектура и строительство Ленинграда. Белоусов В.
Градостроительные проблемы развития Ленинграда. Завтрашний день Ленинграда. Беседа с главным архитектором Ленинграда Н. Барановым для газеты о разрабатываемом генплане Ленинграда. Исаченко В. Иконников А. Историзм в архитектуре. Каменский В. Генеральный план развития города. Л,, 1972.
Кривошеее Ю. Кривошеева; М. Ходякова - СПб. Наумов А.
Трудящиеся Выборгского, Октябрьского и Приморского районов показали пример восстановления своими силами разрушенных жилых домов, массовые субботники и воскресники стали обычным делом. Увеличивался выпуск продукции на ранее действовавших предприятиях. Восстановительные капитальные работы развернулись на заводах «Станколит», «Ильич», имени Свердлова и других. Ленинград стал давать фронту большое количество боевой техники, боеприпасов, снаряжения. На ряде заводов стало налаживаться производство радиолокационной, летно-испытательной и другой сложной аппаратуры, мощных радиостанций, кузнечно-прессового оборудования и так далее.
Промышленность восстанавливалась на новом, более высоком уровне, с учетом передовой науки и техники, новой технологии. Одновременно с восстановлением и развитием индустрии города ленинградцы восстанавливали жилые здания и архитектурные памятники.
Впрочем, в Ленинград ехали не только из деревень: до трети переселенцев было из других городов страны. Сюда приезжали не только работать, но и завершать образование. Большинство поступивших в институты из городов и деревень оставались тут жить. В Ленинграде процесс массового переселения отразился в принятии нового генплана развития, который предполагал строительство грандиозных «спальных» районов - Купчино, Дачное, Сосновая Поляна, Юго-запад и др. Люди, жившие в городе в те времена, наверное, неплохо помнят сложившееся некоторое противостояние «старых Ленинградцев» как мы видели, этот образ - не более чем миф: революции, войны изрядно перемешали население нашей страны и новых, приезжих. Впрочем, кажется, оно не имело такого резкого характера, как это было, например, в Москве. Само по себе наличие новой волны приезжих позволило «старым» в большей мере почувствовать себя ленинградцами.
В Ленинграде процесс массового переселения отразился в принятии нового генплана развития, который предполагал строительство грандиозных «спальных» районов Но если посмотреть на детей из следующих поколений, то, конечно, можно отметить очень быструю нивелировку существовавших различий между приезжими и условно-коренными горожанами. И уж точно не играл существенной роли здесь национальный и цивилизационный факторы. Ленинград хоть и был многонациональным, но всегда оставался преимущественно русским городом, куда переселялись в основном такие же граждане русской национальности.
Подземка на Политбюро. Как возобновилось строительство метро после войны
При Растрелли каменные украшения из известняка заводились глубоко в кладку и являлись ее частью, выполняя роль замкового камня, поэтому даже сильно пострадавшие картуши решили не заменять. Сложной оказалась и работа по воссозданию барельефов во фронтонах северного и южного фасадов. Рисунок южного фронтона в уменьшенном масштабе выполнила В. Можанская, саму модель сначала в масштабе рисунка, а затем в натуральную величину подготовили скульпторы-модельщики Г. Михайлова и Э.
Первоначально барельефы были деревянными, и лишь в конце 1920-х гг. Именно гипсовые фрагменты, чудом уцелевшие при пожаре, наряду с историческими фотографиями послужили исходным материалом для восстановления барельефа. На северном фронтоне не сохранилось каких-либо остатков. Прежде чем приступить к проектированию, Е.
Казанская изучила хранящиеся в музеях военные атрибуты различных эпох и только после этого выполнила рисунок барельефа, по которому те же скульпторы выполнили модель сначала в уменьшенном масштабе, а затем в натуральную величину. Формовка новых барельефов из сложного раствора с применением белого цемента осуществлена мастером Вагиным. После завершения в 1958 г. В первую очередь распахнулись двери Портретного Картинного зала, работы в котором завершились в 1964 г.
Он не входил в перечень помещений, указанных в постановлении Совета министров СССР, и восстановлен в историческом виде с легкой руки Н. Белехова, который распорядился начинать восстановление интерьеров дворца именно отсюда, так как основные элементы его убранства, 368 портретов работы Пьетро Ротари, были возвращены из эвакуации. Зал является центром планировочной композиции всего дворцово-паркового ансамбля и благодаря своему положению и видам, открывающимся на север и юг, позволяет увидеть с одной точки и перспективу Морского канала с Нижним парком, и панораму регулярного партера Верхнего сада. В 1965—1966 гг.
Оба помещения находятся в Петровской части дворца, расширенного Растрелли. От Диванной на восток идет анфилада парадных покоев императорских особ — Северная, или Золотая, анфилада. Следующей из восстановленных комнат стала Коронная, реставрация которой осложнялась отсутствием довоенных изображений ее общего вида. Известно лишь, что растреллиевская отделка просуществовала около 15 лет и в 1769—1770 гг.
Фельтена создана парадная опочивальня. Было решено выполнить перегородку алькова и декоративную композицию по аналогам и архивному чертежу Ю. Фельтена, где приведено изображение одной из перегородок, возведенных в те годы. Работы в Белой столовой, так же, как и в Тронном и Чесменском залах, облегчались, хотя и ненамного, благодаря наличию сохранившихся на стенах остатков лепного декора: барельефов, тяг, гирлянд и порезок.
В 1770-х гг. Особое место в художественном убранстве зала занимали барельефы в овальных медальонах, созданные в XVIII в. Отделка интерьера Белой столовой выполнена Ю. Фельтеном в 1774—1775 гг.
При моделировании неоценимую пользу принесли дореволюционные и довоенные фотографии. Некоторые сохранившиеся элементы играющих младенцев путти и цветочных гирлянд были давно сняты и хранились во дворце. При восстановлении утраченных барельефов скульпторам помогло определение М. Колотовым авторства И.
При расчистке мест для установки барельефов и снятии старых остатков скульптор Томский обнаружил, что поверхность в крупных медальонах, на которой выполнялись барельефы не плоская, а слегка вогнутая, полусферическая. Благодаря этому композиции старых мастеров имели достаточно развитый вглубь рельеф, который, тем не менее, не нарушает плоскость стены. Паркетные полы восстановлены по фотографиям и рисункам Растрелли. Люстры XVIII века с дымчатым богемским хрусталем возвращены из эвакуации, прошли реставрацию и помещены на свои места в залы.
Сохранились и подлинные живописные полотна, сегодня они украшают стены Тронного и Чесменского залов. На тех, что размещены в первом из них, представлены ближайшие предки и члены семьи Петра I и сам император, часть полотен повествует о доблестном морском сражении русского флота с турецким в Чесменской бухте. Во втором зале на всех стенах морские батальные сюжеты на тему русско-турецкой войны, запечатленные Ф. Картины Гаккерта реставрировали Р.
Саусен и Б. В Чесменском зале установлен плафон из Дома малютки с сюжетом «Жертвоприношение Ифигении» кисти немецкого живописца Августина Тервестена Старшего, так как старый плафон, исполненный Вернером, погиб в 1941 г. В 1970 г. Его главное украшение — дубовые резные панно, исполненные известным французским мастером Николя Пино.
Лишь восемь сохраненных в эвакуации заняли свои прежние места. Восстановление остальных, включая обрамления зеркал, затянулось до начала 2000-х гг. Особый интерес представляют восточный и западный Китайские кабинеты, созданные по проекту Валлен-Деламота для Екатерины II как «лаковые каморы». Свое название эти помещения получили благодаря лаковым панно, выполненным из элементов китайской ширмы, подаренной еще Петру I.
При восстановлении этих сюжетных росписей, представлявшем главную трудность, было необходимо повторить по фотографиям не только сами композиции, но и технику их письма с утонченной китайской манерой наложения мазка кистью, постепенным нажимом и плавным отрывом от плоскости расписываемой доски. Работы по росписи проведены с участием консультанта — китаеведа из Государственного Эрмитажа Т. Араповой, она же подобрала соответствующие атрибуты для росписи сюжетов военных сборов и выращивания риса. В декоре Китайских кабинетов важное место занимали паркеты.
Савков сам составил проект рисунка с цветовым решением этих полов на основе изучения аналогов. Подобные по стилю и составу пород древесины паркеты сохранились в Китайском дворце в Ораниенбауме. Они и послужили основным исходным материалом. При выполнении паркетных работ по проекту Савкова мастера из бригады Антонова тщательно подбирали древесину разных пород: лимонное дерево, красное, черное, амарант, сандал и многие другие.
Секрет изготовления керамики для печей с подглазурной росписью был забыт, и в послевоенное время реставраторам пришлось возрождать этот метод. Прежде всего, следует отметить вклад архитектора А. Гессена и художника-керамиста Б. Гессен является автором проектов реставрации многих памятников петровской эпохи, богато украшенных расписными изразцами как голландского, так и русского производства.
Реставрационные работы на фасадах Большого дворца. Архитектор привлек к работе по воссозданию керамических расписных изразцов Б. Мицкевича, выпускника Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной, которому после многочисленных опытов и экспериментов все-таки удалось добиться нужного результата.
Печи в Китайских кабинетах были восстановлены тоже Б. Восстанавливать китайские, как их тогда называли, печи долгое время не решались из-за отсутствия самой технологии изготовления китайской керамики. Известно, что восточные мастера держали в строгом секрете все тайны своих промыслов, будь то фарфор или другая керамика. К решению указанной проблемы удалось подступиться после того, как в хранилище архитектурных фрагментов научный сотрудник В.
Знаменов, который в дальнейшем стал директором музея, обнаружил керамические обломки изразцов от этих печей. Сделав анализ черепков, реставраторы установили, что эти печи являлись типичным образцом русской китайщины: они были изготовлены в России. Реставраторам не пришлось соглашаться с теми, кто уговаривал их расписывать сюжеты печей на фанере или делать их из папье-маше. Сегодня эти печи украшены настоящей керамикой, созданной по технологии подглазурной обжиговой росписи.
Восточный и западный кабинеты открыты в 1971 и 1972 гг. В 1978 г. Последними интерьерами, где работы курировала еще Е. Казанская, были Парадная Купеческая лестница и Танцевальный Купеческий зал к их проектированию приступили еще в 1950-х гг.
Возрождение интерьеров завершили их ученики. Здесь, так же, как и в Статсдамской, во всем великолепии восстановлены барочные резные композиции Ф. Растрелли с использованием зеркал, живописных вставок на стенах, плафонной живописи и наборных паркетов. Статсдамская была открыта для посетителей в 1979 г.
Следующие залы восстанавливали ученики тех замечательных первопроходцев, подвижников и талантливых мастеров своего дела, которые спасли погибающее сокровище национальной культуры, но это уже следующая глава в летописи уникального памятника. В историю Санкт-Петербурга навсегда вписаны имена реставраторов, которые в суровые послевоенные годы получили образование в ремесленных училищах и стали мастерами высочайшего уровня. Они восприняли те знания и опыт, которые передали им преподаватели и мастера дореволюционной школы. Последние еще застали те времена, когда высокий художественный стиль и вкус были востребованы и могли быть по достоинству оценены ревностными критиками, способными различать тончайшие оттенки и нюансы в исполнении произведений монументального и декоративно-прикладного искусства и архитектуры.
Спустя 75 лет после победоносного окончания Великой Отечественной войны, пытаясь осмыслить масштабы и значение небывалых по размаху и энтузиазму ремонтно-восстановительных и реставрационных работ, можно уверенно утверждать, что это был важнейший этап в истории ансамбля. Несмотря на тяжелейшие испытания военного времени, реставраторам удалось осуществить задуманное и выполнить свой святой долг — не допустить утрату ценнейшего памятника национальной культуры. Леонтьев, ГМЗ «Петергоф». В петровскую эпоху плоскости потолков не оставляли без украшения — их заполняли росписями и лепкой.
Монплезир не стал исключением. Росписи были выполнены во всех помещениях дворца, за исключением кухни: в Парадном зале, пяти комнатах, двух галереях и павильонах-люстгаузах. Для их исполнения летом 1718 г. Генерал-архитектор Жан-Батист Леблон дал ему прекрасную характеристику: «…Пильман живописец гротеске и арабеске и украсительных вещей есть только один сего таланта, который обретается в службе у вашего императорского величества.
Можно употребить его писать потолоки и ламбри в палатах Петергофских и других…». Дворец Марли, разрушения. Как летний дворец, изначально он не предназначался для отопления и проживания в зимнее время. Возможно, именно поэтому Пильман выбрал для монументальной росписи более сложную технику — темперу по сухой штукатурке, а не масло по холсту.
При благоприятных условиях такие произведения сохраняются весьма длительное время. Устройство потолочных перекрытий оказалось очень подходящим для долгой жизни живописных плафонов в подобных условиях. Они состоят из деревянных балок, довольно тонкой дощатой подшивки 2,5—5,0 см , под которой расположена дранка из щипаных березовых прутьев. На дранку нанесены известковый намет, гипсовый грунт, а затем живопись.
Кроме того, на чердаке дворца не сделано утепление, что также сыграло существенную роль в сохранении расписанных потолков. На некоторые росписи негативно повлияло неблагоприятное время их исполнения. Так, работы в западной галерее и люстгаузах проводились в холодное время года с февраля по апрель. Поэтому спустя всего лишь 17 месяцев, в октябре 1722 г.
Бушуев, М.
В первые месяцы после окончания войны попасть в город можно было только по пропускам. Чтобы заехать в город, нужно было суметь доказать, что тебя там ждут родственники или на работе. Делалось это из-за катастрофической нехватки жилья. Многие эвакуированные долгое время не имели возможности вернуться, поскольку большие потери жилфонда, война и линия фронта, находившаяся рядом, последствия блокады — все это делало город весьма сложным для жизни, даже учитывая военные условия, в которых находилась вся страна. Понимая, что жилье тех, кто был эвакуирован в дальние районы, уже занято, власть и принимает столь неоднозначное решение по ограничению въезда в родной город. Жилье же сохранялось за военными, согласно постановлению правительства, а также за деятелями науки и искусства, которые находились в оккупации.
Они могли вернуться без ограничений. Вернуться из бомбоубежища можно было найти не дом, а руины. Кроме того, ограничение въезда в город давало время для того чтобы где-то восстановить жилой фонд, где-то решить вопрос размещения возвращающихся в ручном режиме. Последнее подразумевало использование резервов имеющейся жилой площади. Были даже пересмотрены нормы жилищно-санитарных требований. Так, если раньше на одного человека должно было приходиться 9 квадратных метров жилья, то в 1944 году этот норматив был снижен до 6 квадратов. Излишки же, должны были изыматься.
Как изъять «лишние» квадратные метры? Безусловно, подселив в квартиру новых жильцов. Возражать принято не было. Так, если например, в стандартной двушке в 42-45 квадратов проживала семья из 4 человек, то к ним вполне могли подселить еще одну семью. Хотя уже даже в это время Ленинград считался городом коммуналок и в нем и без того наблюдался дефицит жилья. Коммуналки были едва ли не символом Ленинграда, города, который в одночасье стал местом притяжения огромного количества людей. Элегантность творческого Петербурга уживалась с веяниями социалистической революции.
До сих пор существует масса коммуналок, созданных в элегантных домах и огромных квартирах дворянства, у которых коммунисты отняли жилье и приспособили его для нужд рабочего класса. Такое сочетание несочетаемого, когда в здании классической архитектуры с огромными потолками и изящными окнами ютились десятки чужих друг другу людей, стало привычным. В людях жила надежда и это было главнее всего. Потому ситуация, возникшая в городе после снятия блокады, с жильем, когда семьи жили в коммуналках, никого особо не удивила, скорее это было в духе времени и особенно города. Ведь сразу после свержения царя в Петербурге остро встал жилищный вопрос, селяне стремились в города, туда ехала молодежь для новых перспектив и строительства социализма. К тому же, после всеобщей коллективизации, в деревнях уровень жизни заметно снизился. Переименование города в Ленинград лишь усилило его привлекательность в глазах внутренних мигрантов, которые видели в нем очаг социалистической революции и строить социализм ехали именно туда.
Некогда большие квартиры дворян становились коммуналками, чаще всего в одной комнате проживала одна семья, а общее количество комнат в квартире было от трех до десяти. Общесоветская проблема Коммуналки стали символом Ленинграда еще в 30-е. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. Потому можно утверждать, что существенно положение дел не изменилось. Скорее это была путаница в имущественных вопросах, которую удавалось относительно безболезненно решить. К тому же, в послереволюционное время острая нехватка жилья была практически во всех городах. Сразу после революции население хлынуло в города.
Так, за десять с небольшим лет, начиная с 1926 года в города уехало 18,5 млн жителей сел и деревень.
Ленинградцы еще до окончания войны разработали проект реставрации дома. В 1945—1947 годах специалисты восстановили стены, перекрытия и интерьеры, а скульпторы воссоздали на основе довоенных фото разбитый барельеф. В 1948—1951 рабочие реставрировали Большой зал, наиболее пострадавший в блокаду. Именно в его квартире собирались перед восстанием декабристы. Мариинский театр Мариинский театр во время блокады и в наши дни Сегодня: главная сцена Мариинского театра Адрес: Театральная площадь, 1 В сентябре 1941 года в правое крыло театра, в советское время названного Кировским, попала 250-килограммовая фугасная бомба. По воспоминаниям певицы Татьяны Холмовской, «от взрывной волны открылись двери в зрительном зале и прилегающих коридорах, мебель была уничтожена, железный занавес отодвинулся почти на метр, но прикрыл собой сцену».
Всего за время блокады в здание попало более двадцати снарядов, но к осени 1944 года федеральный памятник уже восстановили. Во время работ здания могли получить новый архитектурный облик, «созвучный окружению», отмечает эксперт. В качестве примеров он приводит следующие здания. Станция метро «Адмиралтейская» Дом в Кирпичном переулке, 1 слева направо : в довоенные годы, во время блокады, после реконструкции в 1950-х годах, в наши дни Адрес: Кирпичный переулок, 1 Во время войны дом, на месте которого сейчас расположена станция метро «фиолетовой» ветки, разрушили снарядом. Бомба срезала угол здания. Считается, что дом в Кирпичном переулке — один из первых, восстановленных после войны. Однако во время реставрации его вид сильно изменили.
Несмотря на протесты граждан, в 2009 году здание снесли для создания вестибюля «Адмиралтейской». КГИОП разрешил снос, поскольку дом переделали слишком сильно. Специалисты решили, что он уже не представляет исторической ценности. Но в качестве комплимента придали фасаду новой постройки черты уничтоженного дома. В 1913 году дом полностью перестроили, надстроив этаж. Литературный дом Дом на Невском, 68 слева направо : в довоенные годы, во время блокады, в аварийном состоянии в 2000-х, в наши дни Сегодня: офисное здание Адрес: Невский проспект, 68 В блокаду здание около Аничкова моста разрушила фугасная бомба, но уже весной 1942 года началась работа над планом восстановления исторического дома.
Учитывая потребность в кадрах, комитет обороны разрешил набрать за пределами Ленинграда 30 тысяч производственных рабочих, на учебу в ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО - 1-8 тысяч человек сельской молодежи. В апреле группа старейших рабочих Кировского завода обратилась с призывом трудиться сверхурочно. Трудящиеся Выборгского, Октябрьского и Приморского районов показали пример восстановления своими силами разрушенных жилых домов, массовые субботники и воскресники стали обычным делом. Увеличивался выпуск продукции на ранее действовавших предприятиях. Восстановительные капитальные работы развернулись на заводах «Станколит», «Ильич», имени Свердлова и других. Ленинград стал давать фронту большое количество боевой техники, боеприпасов, снаряжения. На ряде заводов стало налаживаться производство радиолокационной, летно-испытательной и другой сложной аппаратуры, мощных радиостанций, кузнечно-прессового оборудования и так далее.
Политолог сравнил восстановление Донбасса с возрождением послевоенного Ленинграда
История восстановления послевоенного Ленинграда символична — это поучительный пример, показывающий способность России к экономической и социокультурной регенерации после пережитых потрясений, считает политолог. Статья посвящена истории возрождения музейной жизни в пригородных дворцово-парковых комплексах Ленинграда после Великой Отечественной Войны. Общество - 27 ноября 2022 - Новости Санкт-Петербурга -