Первоначально руский кафтан был коротким, а в восьмидесятых годах XVII в. у знати появляется долгополый, сделанный по иностранным образцам. Это был узкий кафтан с рукавами только по локоть и значительно короче обыкновенных кафтанов. Самый обыкновенный и повсеместный вид этого рода одежды был кафтан, достигавший до пят или же только до икр, чтобы оставлять напоказ раззолоченные сапоги. Это был узкий кафтан с рукавами только по локоть и значительно короче обыкновенных кафтанов. в Рязанской и Смоленской областях так называют простой крестьянский кафтан; короткий кафтан, полукафтанье (Ярославская область).
Новости партнеров
- НАЙТИ в блоге:
- Род кафтана, 7 букв, первая буква А — ответы на кроссворды и сканворды
- Кафтан - парадная одежда Дружинника. Опыт компиляции и реконструкции, 9-11 век. - YouTube
- старинная русская одежда, род короткого кафтана
Короткий кафтан.
У людей простых и небогатых зипуны изготовлялись в основном из сермяги или крашеницы. Состоятельные и богатые могли позволить себе иметь зипун из легкой шелковой материи. Иногда рукава зипуна шились из другого материала, например, зипун был из белого атласа с пуговицами, а рукава отделывались серебром. Но обычно зипуны вообще не имели рукавов. Воротники к ним делались небольшие и узкие, а богачи носили большой разукрашенный жемчугом и драгоценными камнями воротник, называемый обнизью. У некоторых таких обнизей было много, их меняли, чтобы казаться наряднее и богаче. Исподнее платье шилось всегда просторным и подвязывалось шнурком. Концы исподнего платья засовывали в сапоги.
Кроме зипунов существовал ещё и сарафанец, в котором ходили дома. Это тот же зипун только длинный, доходящий до пят. К исподнему относятся и порты или штаны, шитые из полотна. Штаны и шаровары появились на Русской земле с приходом монголо-татар и прочно здесь закрепились. У бедняков порты изготовлялись из белого или крашеного холста, а также из сермяги, которая представляла собой грубую шерстяную ткань. Те, кто был побогаче носили зимой суконные штаны, а летом тафтяные или шелковые. У царей и бояр штаны были из тяжелых шелковых тканей разных цветов, преимущественно красного, малинового и желтого.
В старину штаны не закрывали все ноги, а достигали только до колена и делались с карманами, которые назывались зенью. Рубашки в старину назывались сорочками или срачицами. Они шились из холста длинными до колен с разрезным воротом и подпоясывались шнурком поверх исподнего платья. Часто воротник украшали вышивкой красными нитками, шелком, серебром и даже золотом — в зависимости от средств и состояния. Застёгивали воротник металлической пуговицей. На рубаху и штаны надевалась разного рода верхняя одежда. Простой народ одевался в толстые одежды: женщины в поневы, мужчины в зипуны — на Руси это самое древнее одеяние.
Княжеская мантия называлась корзнем и представляла собой обыкновенный плащ без рукавов, который завязывался шнурком на шее. Любимым нарядом считался кафтан, который достигал до пят, а иногда только до икр, чтобы показать народу расшитые золотом сапоги. Наряд этот пришел с Востока от татар. Носили ещё и кафтанец. Это тот же кафтан, только короткий и попроще. У кафтана рукава были очень длинные, так что достигали до земли и собирались складками. Рукава закрывали ладони, и таким образом в холодное время вполне заменяли перчатки.
Также рукавами было удобно брать что-либо горячее и не обжечь руки. В нарядных кафтанах концы рукавов украшали запястьями, то есть вышивкой золотом, серебром и жемчугом. Разрез на кафтане был только спереди и украшался бархатной тесьмой. К тесьме прикрепляли металлическое кружево золотое или серебряное , сделанное с разными фигурами. Вдоль по кафтану делались нашивки из другой материи и другого цвета в виде кругов или ромбов, а на эти нашивки пришивались шнурки с кистями, чтобы застёгивать кафтан. Впоследствии стали употреблять только пуговицы от 12 до 30 на груди. Воротники на кафтанах всегда были узкие и небольшие.
У богачей к кафтану пристёгивалось отложное ожерелье, расшитое золотом и усыпанное жемчугом.
При нарядной обуви на ноги надевали шерстяные или шелковые чулки. Кафтан с воротником-козырем Русские шапки были разнообразны, и форма их имела свое значение в быту. Макушку головы прикрывали тафьей, маленькой шапочкой, сделанной из сафьяна, атласа, бархата или парчи, иногда богато украшенной.
Распространенным головным убором являлся колпак с продольным разрезом спереди и сзади. Менее зажиточные люди носили суконные и войлочные колпаки; зимой их подбивали дешевым мехом. Нарядные колпаки делались обыкновенно из белого атласа. Бояре, дворяне и дьяки в обыкновенные дни надевали низкие шапки четырехугольной формы с «околом» вокруг шапки из меха черно-бурой лисицы, соболя или бобра; зимой такие шапки подбивались мехом.
Только князья и бояре имели право носить высокие «горлатные» шапки из дорогих мехов взятых с горла пушного зверя с суконным верхом; по своей форме они несколько расширялись кверху. В торжественных случаях бояре надевали на себя и тафью, и колпак, и горлатную шапку. Носовой платок принято было хранить в шапке, которую, находясь в гостях, держали в руках. В зимние холода руки согревали меховыми рукавицами, которые покрывались простой кожей, сафьяном, сукном, атласом, бархатом.
Запястья у нарядных рукавиц вышивались шелком, золотом, унизывались жемчугом и драгоценными камнями. В качестве украшения знатные и богатые люди носили в ухе серьгу, а на шее — серебряную или золотую цепь с крестом, на пальцах — перстни с алмазами, яхонтами, изумрудами; на некоторых перстнях делались личные печати. Женские шубы Носить при себе оружие разрешалось только дворянам и военным людям; посадским людям и крестьянам это запрещалось. Согласно обычаю, все мужчины, без различия их общественного положения, выходили из дома, имея в руках посох.
Некоторые женские одежды были сходны с мужскими. Женщины носили длинную рубаху белого или красного цвета, с длинными рукавами, расшитыми и украшенными запястьями. Поверх рубахи надевали летник — легкую, доходившую до пят одежду с длинными и очень широкими рукавами «накапками» , которые украшались вышивками и жемчугом. Летники шились из камки, атласа, обьяри, тафты разных цветов, но особенно ценились червчатые; спереди делался разрез, который застегивался до самой шеи.
К вороту летника пристегивалось шейное ожерелье в виде тесьмы, обычно черной, вышитой золотом и жемчугом. Верхней женской одеждой служил длинный суконный опашень, имевший сверху донизу длинный ряд пуговиц — оловянных, серебряных или золотых. Под длинными рукавами опашня делались под мышками прорези для рук, кругом шеи пристегивался широкий круглый меховой воротник, прикрывавший грудь и плечи. Подол и проймы опашня украшались расшитой тесьмой.
Широко распространен был длинный сарафан с рукавами или же без рукавов, с проймами; разрез спереди застегивался сверху донизу пуговицами. На сарафан надевалась телогрея, у которой рукава суживались к запястью; шилась эта одежда из атласа, тафты, обьяри, алтабаса золотная или серебряная ткань , байберека крученый шелк. Теплые телогреи подбивались куньим или собольим мехом. Шуба Для женских шуб употреблялись различные меха: куница, соболь, лисица, горностай и более дешевые — белка, заяц.
Шубы покрывались сукном или шелковыми материями разных цветов. Сделанный спереди разрез, с нашивками по сторонам, застегивался пуговицами и окаймлялся расшитым узором. Лежавший вокруг шеи воротник ожерелье делался из другого меха, чем шуба; например, при куньей шубе — из черно-бурой лисы. Украшения на рукавах могли сниматься и хранились в семье как наследственная ценность.
Знатные женщины в торжественных случаях надевали на свою одежду приволоку, то есть безрукавную накидку червчатого цвета, из золотной, сребротканой или шелковой материи, богато разукрашенной жемчугом и драгоценными камнями. На голове замужние женщины носили «волосники» в виде маленькой шапочки, которая у богатых женщин делалась из золотной или шелковой материи с украшениями на ней. Сверх волосника голову покрывали белым платком убрусом , концы которого, украшенные жемчугом, завязывались под подбородком. При выходе из дома замужние женщины надевали «кику», окружавшую голову в виде широкой ленты, концы которой соединялись на затылке; верх покрывался цветной тканью; передняя часть — очелье — богато украшалась жемчугом и драгоценными камнями; очелье могло отделяться или прикрепляться к другому головному убору, смотря по надобности.
Спереди к кике подвешивались спадавшие до плеч жемчужные нити поднизи , по четыре или по шесть с каждой стороны. Выезжая из дома, женщины поверх убруса надевали шляпу с полями и со спадавшими красными шнурами или черную бархатную шапку с меховой оторочкой. Кокошник служил головным убором и женщинам и девушкам.
Изысканный светский человек, законодатель моды.
Помещение, учреждение, в которых производятся денежные операции. По вертикали: 1. Получайте кроссворды по электронной почте Введите свою электронную почту,.
Вы должны быть гением, чтобы не застрять. WOW Guru наверняка получит некоторые дополнительные обновления. Не волнуйтесь, мы сразу же добавим новые ответы, как только сможем.
Похожие вопросы в сканвордах
- Ферязь, зипун, опашень .... Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
- Епанча (она же «япанча», «япончица»)
- Новости партнеров
- «Мы были, есть и будем». Какие секреты таит национальный чувашский костюм | АиФ Казань
- Похожие вопросы в сканвордах
- Слова на букву "Ч" из 5 букв из сканворда или кроссворда
Кафтан :: Общие сведения
а, последняя - к). Кафтаны в старину носили все, начиная от царя и кончая простым крестьянином. • старинная русская одежда, род короткого кафтана.
Онлайн кроссворд #3272
В старину род короткого кафтана — 7 букв сканворд | Надел молодец кафтан, разноцветным кушаком подпоясался и вышел в чисто поле. |
Кафтан — Википедия | короткий татарский кафтан, застегивающейся на крючки. род короткого кафтана, употреб. у татар. |
Старинная русская одежда, род короткого кафтана, 7 букв | Самый обыкновенный и повсеместный вид этого рода одежды был кафтан, достигавший до пят или же только до икр, чтобы оставлять напоказ раззолоченные сапоги. |
Старинная русская одежда, род короткого кафтана, 7 букв - сканворд | СловоПоиск.ру | Мужчины могли носить длинный кафтан или короткий полукафтан. |
Род короткого кафтана | перед вами вся жизнь района! |
По одежке встречают
Ответ на вопрос Род старинного короткого кафтана., в слове 7 букв: Архалук. Род кафтана застегивающегося спереди крючками употребляется на Востоке. Все, что можно вывести из сбивчивых описаний других авторов по ферязи, это то, что ферязь был более комнатный род кафтана.
«Зипун» – одежда, согревающая тело и душу
в старину на Руси крестьянский кафтан, неотрезной в талии, с прямой спинкой, с рукавами, вшитыми в прямую пройму Зимой армяк надевали на тулуп, поддевку или полушубок. Подсказка и ответ на вопрос «Старинная русская одежда, род короткого кафтана, 7 букв» в сканворде. -а, м. В старину: род короткого кафтана. Ответ на вопрос кроссворда или сканворда: Род кафтана, 7 букв, первая буква А. Найдено альтернативных вопросов для кроссворда — 13 вариантов.
В старину род короткого кафтана
А не то, союз - то же, что а то в 1 знач. А то и, союз - присоединяет сообщение о чем-н. Накричит, а то и побьет. А2, частица разг. Обозначает вопрос или отклик на чьи-н. Пойдем гулять, а?
Почему ты не отвечаешь? Что такое? Усиливает обращение. Ваня, а Ваня! Выражает уяснение, удовлетворенное понимание.
А-а, так это были вы! Почему ты не звонил? А-а, так ват в чем дело! А3 [произносится с различной степенью длительности], межд. Выражает досаду, горечь, а также удивление, злорадство и другие подобные чувства.
Что я наделал? А, попался! Образует существительные и прилагательные со знач. Колпак для лампы, светильника. Зеленый а.
Относящийся к абазинам, к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к территории их проживания, ее внутреннему устройству, истории; такой, как у абазин. По-абазински нареч. Народ, живущий в Карачаево-Черкесии и в Адыгее. II прил, абазинский, -ая, -ое.
Если вы участвуете в викторине, где необходимо ответить на вопрос за короткий промежуток времени, то этот сайт для Вас! Быстрый поиск на сайте поможет вам в этом. Все ответы на вопросы прошли тщательную проверку на истинность.
Шубы были самым нарядным платьем для русского, потому что русские, при бедности природы своего отечества, только и могли щеголять перед другими народами что мехами. Множество мехов в доме составляло признак довольства и зажиточности. Случалось, что русские не только выходили в шубах на мороз, но сидели в них в комнатах, принимая гостей, чтобы выказать свое богатство. У бедных были шубы овчинные, или тулупы, и заячьи;, у людей среднего состояния беличьи и куньи; у богатых собольи и лисьи разных видов: лисиц черно-бурых, черных, серых, сиво-душчатых. Делали также шубы из горностаев, вероятно только для щегольства. На шубы употреблялись разные части звериного меха, не смешивая одну с другой; шубы делались на пупках, черевах и хребтах и назывались поэтому хребтовая шуба, черевая и прочее. Шубы покрывались обыкновенно сукном, но часто и шелковыми тканями. На них помещали по бокам разреза нашивки, но другой материи, а не той, которой покрыта сама шуба, на эти нашивки пришивались петли и пуговицы, а сам разрез окаймлялся металлическим кружевом. Но щегольство не всегда требовало пышной покрышки и блестящих украшений для шубы; иногда русские щеголяли одними мехами и полагали, что достоинство меха выказывается ярче, когда он лишен всяких посторонних прикрас; таким образом, иногда ходили просто в нагольных шубах. Так, однажды царь Михаил Федорович сидел за парадным столом в нагольной шубе. Вообще в этом отношении различали шубы нарядные и санные. В первых только ходили в церковь, в гости да являлись дома перед гостями напоказ; в последних выезжали в дорогу. Терлик и чуга Для всех вообще мужских одежд, описанных здесь, люди среднего состояния использовали сукна, привозимые из-за границы, зуфь род камлота , а для праздничных платьев шелковые материи. У людей более зажиточных покрывались шелковыми тканями и будничные одежды. Шелковые материи в старину более употребительные были дороги, киндяки, тафта дешевые виды , камки, бархат, атлас, объярь, алтабас и зарбев. Тогдашний вкус требовал самых ярких цветов, как на сукнах, так и на материи. Черные и вообще темные цвета употреблялись только на печальных траурных или так называемых смирных одеждах. По понятиям века, ярких цветов платья внушали уважение, и потому цари приказывали начальствующим лицам в торжественных случаях, когда надо было действовать на народ, одеваться в цветное платье. Служилые люди во время какого-нибудь торжественного события, выходящего из повседневной среды, одевались в цветные одежды. На русских одеждах можно было встретить всевозможные цвета самых ярких оттенков, но преимущественно красные; из них особенно любили червчатый отлив красно-фиолетовый. Этот цвет был в таком употреблении, что один иностранец заметил, что все городские жители посадские носят платье такого цвета. Даже духовные особы носили рясы красных цветов. За красными цветами в числе более употребительных были цвета лазоревый, зеленый и вишневый, за этими следовали рудо-желтый, шафранный, лимонный, песочный, кирпичный, сизовый, сливный, маковый, таусинный, дымчатый, ценинный и прочее. Из тогдашних шелковых материй самые ценные были бархат, атлас, алтабас и зарбев; последние два вида привозились с Востока и употреблялись на самые драгоценные одежды царей и знатных бояр. Золотное платье считалось атрибутом достоинства у бояр и думных людей, окружавших царскую особу, и когда принимали послов, то всем, не имеющим такого рода платьев, раздавали их на время из царской казны. Особенная драгоценность русских мужских нарядов заключалась преимущественно в нашивках, ожерельях, запястьях, кружевах и пуговицах. Нашивки, как сказано, делались всегда из материи, отличной от той, которая была на лицевой стороне всей одежды, например: при зеленом сукне нашивки красные; при красном или червчатом нашивки зеленые или голубые. Под цвет нашивок делались завязки и кисти, называемые ворворки. Нашивки, ожерелья и запястья у богатых унизывались жемчугом и драгоценными камнями, на ожерельях, кроме жемчуга и камней, всегда ставились золотые пуговицы, у бедных для них служили куски материи, а пуговки на ожерельях были из шелка или из пряжи. Кружева были разнообразны и носили по своим формам разные названия, например, кольчастое, коленастое, решетчатое, плетеное, петельчатое, цепковое; кружево окаймлялось бахромой. Пуговицы у богатых делались иногда из жемчужин, и щеголи отличались тем, что каждая пуговица состояла из одной большой жемчужины; золотые и серебряные пуговицы носили разные названия по роду работы, как, например, канфаренные, сканные, грановитые, или по своей форме, как, например, грушевидные, остроконечные, прорезные, сенчатые, клинчатые, половинчатые, желобчатые. Случалось, пришивали вместо металлических пуговиц плетенные из канители и трунцала и хрустальные. Бедняки носили оловянные пуговицы таких же форм, как и богачи. Величина их была очень различна, например, иногда они доходили до размера яйца. Число их было чаще всего одиннадцать и двенадцать на одежде, иногда четырнадцать и пятнадцать; они пристегивались на нашивках. Только в тегиляе, как выше сказано, число их было значительно больше, но они были малы. Обыкновенно русские ходили без перчаток, и длинные рукава одежд заменяли их необходимость. Только цари и знатные особы надевали персчатые рукавицы, и то преимущественно зимой от холода, а потому они у них были меховые или отсрочивались бобром. Зато и простые, и средней руки лица зимой надевали рукавицы; у небогатых они были кожаные, у более зажиточных суконные, цвета червчатого, зеленого и прочее, подложенные мехом. По величине одни назывались рукавицы, а другие — поменьше — рукавки. Ферязь Шуба Бекеша Все носили пояса, и считалось неприличным ходить без пояса. Кроме опоясок на рубахе носили пояса или кушаки по кафтану и щеголяли ими не меньше, чем нашивками и пуговицами. У небогатых людей пояса были дорогильные и тафтяные; но у богачей они делались из богатых материй и украшались разными драгоценностями. В старину наши князья оставляли пояса своим детям, как лучшую драгоценность. Они делались полосатые, например, белые, с червчатыми и лазоревыми полосами поочередно, или, например, полосы червчатые, лазоревые и вишневые с золотом, и в каждой полосе своеобразные узоры: в одной змейки, в другой копытца, в третьей шильца. Пояса украшались золотыми и серебряными бляхами, которые назывались плащами, круглой, продолговатой, четырехугольной и многоугольной формы, с выемками по углам; между плащами накладывались другие металлические украшения, называемые переченки. На самих плащах чеканились разные фигуры, как то: звери, птицы, всадники, травы. Иногда на поясах вместо металлических плащей нашивались косые образцы из материи другого рода, чем сам пояс. К поясам приделывались крючья, которыми они застегивались. О величине поясов можно судить по тому, что у одного боярина в XVII веке был пояс длиной в пять аршин пять вершков и в шесть вершков шириной. Русская шапка была четырех родов. Зажиточные люди, следуя восточным обычаям, укоренившимся в России, носили маленькие шапочки, называемые тафьями, прикрывавшие только макушку, расшитые шелками, а у богатых золотом и унизанные жемчугом. Их носили и в комнате, а царь Иван Грозный ходил в ней в церковь и за это поссорился с митрополитом Филиппом. Другой вид шапки, остроконечный, назывался колпаком. Богатые носили его из атласа, обыкновенно белого; по его краю пристегивался околышек, называемый ожерельем, унизанный жемчугом и золотыми пуговками, иногда с драгоценными камнями. Сверх того, на передней стороне колпака прикалывали золотую запону. Зимой такой колпак подбивался мехом, который заворачивался наружу широкой полосой. Эти колпаки делались с продольными разрезами спереди и сзади до половины; разрезы эти окаймлялись жемчужными нитями и застегивались пуговками. Этой формы шапки носили и бедные мужики, из сукна или из войлока, зимой подбивая овчиной или каким-нибудь недорогим мехом. Третий род шапок — четырехугольная низкая шапка с меховым околышком из черной лисицы, соболя или бобра; летом этот околышек пристегивался для красоты, а зимой вся шапка была подбита мехом или хлопчатой бумагой. На ней делались также прорехи, как и на колпаке, с пуговками, по шести на каждой прорехе. Вершок ее был чаще всего суконный, вишневого, червчатого, зеленого и часто также черного цвета: избегая черного цвета на платьях, русские считали его приличным на шапках. Этого рода шапки носили дворяне, дьяки и бояре, когда не были в параде. Четвертый род шапок были так называемые горлатные шапки — исключительная принадлежность князей и бояр. Одинаковость одежды у всех сословий здесь имела границы. По шапке можно было узнавать происхождение и достоинство. Высокие шапки означали знатность породы и сана. Как бы великолепно ни оделся посадский, он не смел надеть высокой шапки, и даже в самих колпаках, обыкновенной народной шапке, вышина соизмерялась со знатностью носившего шапку. Горлатная шапка делалась из драгоценных мехов с суконным верхом, а иногда с меховым. По своей фигуре она составляла противоположность колпаку, ибо кверху была шире, книзу уже. Спереди делалась прореха, окаймленная вдоль образцами или плащами с насечками. На одной стороне прорехи делались петли, густо обложенные жемчугом, изображавшие какую-нибудь фигуру, например, в виде змейки, львиной головки и прочее, на другой стороне прикреплялись золотые пуговки, иногда с драгоценными камнями в средине. Во время парада боярин надевал тафью, на тафью колпак, а на колпак горлатную шапку. Также и в царских выходах царям подавались шапки с колпаком. Знатные люди считали приличием и достоинством своего сана кутать как можно больше голову и часто в комнате за нарядными столами сидели в своих тяжелых шапках. Когда они возвращались домой, то, сняв шапку, напяливали ее на болванец, расписанный нарядно иконописцами и составлявший украшение в доме. Обычай так закутывать голову поддерживался тем, что русские, по восточному обычаю, очень плотно стриглись, а иногда даже и брили себе головы. Только те, которые теряли родных или попадали в царскую немилость, отращивали на голове волосы в знак печали; без этого все старались стричься как можно плотнее и перед каждым большим праздником считали долгом непременно остричься.
Они шились из холста длинными до колен с разрезным воротом и подпоясывались шнурком поверх исподнего платья. Часто воротник украшали вышивкой красными нитками, шелком, серебром и даже золотом — в зависимости от средств и состояния. Застёгивали воротник металлической пуговицей. На рубаху и штаны надевалась разного рода верхняя одежда. Простой народ одевался в толстые одежды: женщины в поневы, мужчины в зипуны — на Руси это самое древнее одеяние. Княжеская мантия называлась корзнем и представляла собой обыкновенный плащ без рукавов, который завязывался шнурком на шее. Любимым нарядом считался кафтан, который достигал до пят, а иногда только до икр, чтобы показать народу расшитые золотом сапоги. Наряд этот пришел с Востока от татар. Носили ещё и кафтанец. Это тот же кафтан, только короткий и попроще. У кафтана рукава были очень длинные, так что достигали до земли и собирались складками. Рукава закрывали ладони, и таким образом в холодное время вполне заменяли перчатки. Также рукавами было удобно брать что-либо горячее и не обжечь руки. В нарядных кафтанах концы рукавов украшали запястьями, то есть вышивкой золотом, серебром и жемчугом. Разрез на кафтане был только спереди и украшался бархатной тесьмой. К тесьме прикрепляли металлическое кружево золотое или серебряное , сделанное с разными фигурами. Вдоль по кафтану делались нашивки из другой материи и другого цвета в виде кругов или ромбов, а на эти нашивки пришивались шнурки с кистями, чтобы застёгивать кафтан. Впоследствии стали употреблять только пуговицы от 12 до 30 на груди. Воротники на кафтанах всегда были узкие и небольшие. У богачей к кафтану пристёгивалось отложное ожерелье, расшитое золотом и усыпанное жемчугом. Зимние кафтаны делались на меху и назывались кожухами. Для путешествий и верховой езды надевали специальную одежду — чугу. Это был узкий кафтан с рукавами только по локоть и значительно короче обыкновенных кафтанов. Чуга подпоясывалась поясом, за который закладывался нож, а на грудь помещалась дорожная сумка. Так называлась мужская одежда, которую надевали на зипуны и кафтаны. Ферязь была с длинными рукавами, широкая в плечах только без кружева и отложного ожерелья. Ферязь была комнатной одеждой, на которой были нашивки круглой или четырёхугольной формы, называемые образцами. Носили ещё армяки, которые шились с прорехами, с кружевами, с образцами, как ферязи, и с вышитыми воротниками. Полы армяков не сходились вместе, а закидывались одна на другую. Однорядка представляла собой верхнюю одежду. Осенью и зимой, да и вообще в ненастную погоду, всегда надевали однорядку. Широкая и длинная до пят однорядка имела большие рукава и нарядные нашивки по бокам. Во время дождя часто носили охабень, представлявшись собой обыкновенный плащ с капюшоном. А плащ с рукавами назывался ферезя. Его обычно надевали во время пути. Была ещё епанча. Это одежда двух видов: одна дорожная из медвежьей шерсти или грубого сукна, другая — нарядная из богатой материи, подбитая мехом.
Словарь старорусских слов
Ошую — слева. П Паголенки — чулок без ступни, охватывающий только голень ноги. Пажить — пастбище, место выгона скота. Пазуха — залив. Паленица — богатырь, наездник; женщина — воительница, богатырша. Панагия — нагрудное украшение с изображением Богородицы.
Парапет — прикрытие, защищающее от поражения пулями, бруствер. Пароль — секретное, условленное слово или фраза; применяется для опознавания своих людей на военной службе или в конспиративных организациях. Паска — пасха, христианский весенний праздник в честь воскресения Иисуса Христа. Пасма — моток льняных или пеньковых ниток. Паспорт пашпорт — свидетельство, письменный вид документ для свободного прохода или проезда.
Пастырь — пастух; священник, руководитель паствы. Патока белая — самотеком стекающая с медовых сотов «медовая слеза» — чистый свежий мед. Пахва — седельный ремень с кольцом, в которое продевается хвост лошади, чтобы седло не сползало на шею. Паче — усилительное слово; тем паче — тем более. Пачеленки — суставы.
Пенковая трубка — трубка, сделанная из пенки, особого легкого огнестойкого минерала. Пенья — пеня, выговор, упрек, пенять — сетовать, укорять. Перевара сыченая — пиво и мед домашнего изготовления. Перевык — отставанье от прежних привычек, приобретение новых. Перевясло — сказка, пучок, жгут из крученной соломы для перевязки снопов.
Перелог — запущенное пахотное место. Перемена — смена блюд в обед или на пиру. Перепечи — ритуальные угощения на свадьбе — всякого рода печение. Перси — грудь. Персона — особа, лицо; изображение особы.
Персты — пальцы. Пест — толкач для растирания чего-либо в ступе. Пестрец — род гриба; рыба. Пестун — лицо, заботящееся о ком-нибудь, опекающее кого-нибудь, заботливый воспитатель. Петр — христианский апостол, дни его отмечали 21 декабря и 16 января по ст.
Петровки, Петров день, Петр и Павел — христианский праздник в честь апостолов Петра и Павла 29 июня по ст. Пищаль — старинное огневое оружие: пушка, длинное тяжелое ружье.
К летнику иногда пристегивался воротник. Зимний вариант летника, подбитый мехом, назывался кортел. Андрей Рябушкин.
Женщина справа в летнике. Виден длинный рукав. Связка -головной убор в виде прямоугольной полосы на твердой основе. Концы её переходили в мягкие широкие ленты из штофа, бархата или парчи. Твердая часть головного убора спереди покрывала голову девушки , а мягкие ленты спускались вдоль спины до талии или завязывались в большой бант.
Пинежский уезд. Самым распространенным головным убором девиц Русского Севера была повязка, которая в Архангельской губернии к середине - концу XIX в. Сибирка -мужская одежда. Представляет собой короткий кафтан до талии со сборками на спине и воротником-стойкой. Спереади сибирка застегивалась на пуговицы или крючки.
Часто воротник оторачивался мехом. Промежуточной формой между сюртуками и поддевкой — основными видами купеческого костюма — была так называемая сибирка.
Древний лексикограф Свида называет шаровары персидским одеянием. Это слово уже IV века до Р.
Впоследствии это персидское слово вошло в употребление почти во все новые языки. Штаны — из тюркских слов: ич — «внутренность» и то «платье» в словаре Гоутсма так и написано «irmоn». Шуба — от перс. Это слово вошло и в турецкий язык в виде джюббе или джюппе с тем же значением.
Поляки из джюббе сделали свой жупан. Проникнув к нам значительно позже кружным путем с Запада, арабское слово джубба получило у нас значение юбки, сильно отойдя по смыслу от своего прообраза. Здесь уместно отметить, что исконная русская рубашка или сорочка, шившаяся в старину до колен и даже ниже и имевшая разрез для ворота напереди, после нашествия татар, надо думать, что не без их влияния, стала шиться выше колен и ворот разрезаться не по середине, а на левой стороне груди. Головные уборы Башлык — теплый головной убор с длинными концами, надеваемый поверх шапки от тюрк.
Клобук — монашеская высокая цилиндрическая шапка. Хотя большинство филологов производят это слово от тюркского калпак, но проф. Мелиоранский и Брандт затрудняются признать это словопроизводство. Колпак, калпак — высокая, к верху суживающаяся шапка, с узким меховым отворотом и с одним или двумя разрезами напереди и сзади до половины, к которым прикреплялись пуговицы и запонки.
Этой формы шапки носили все, не исключая и простонародья. У последних шапки были из сукна или войлока и подбивались овчиною; богатые носили колпаки из атласа, обычно белого цвета. Колпаками называлось также и воинское наголовье тат. Малахай — большая шапка на меху с широкими наушниками калмыц.
Попаха, папах — высокая косматая меховая шапка, обычно с суконным верхом тюрк. Тафья — скуфья, шапочка, закрывающая плотно макушку головы вроде татарской тюбетейки. Их носили в комнате, а царь Иван Грозный ходил в ней и в церковь, и за это поссорился с митрополитом Филиппом. Последний протестовал против тафьи как против чуждого, мусульманского «агарянского» обычая.
Русские времени Ивана Грозного, подражая мусульманам, не только очень плотно стриглись, но даже брили свои головы. Слово такия, от которого произошла тафья, употребляется и теперь у татар в значении «колпачок», «скуфья» тат. Тюбетейка — маленькая круглая шапочка, обычно расшитая узорами тат. Фата — древнее русское головное женское покрывало тюрк.
Шаль — большой головной вязаный или тканый платок перс. Шапка — тур. Шлык — род высокого повойника из тюрк. Обувь Бабуши перс.
Башмаки вошли в употребление, как говорит Савваитов, около XVII столетия, но, как прозвище, это слово встречается в Софийском временнике в 1447 году. Слово башмак татарское и значит обувь. В Московском государстве башмаки носили как мужчины, так и женщины. Они делались с таким высоким подбором, что, если стать на каблук, то передняя ступня не касалась земли.
Ичеготы, ичетоги, ичетыги, ичитычи, ичотоги, четычи — иначе назывались также русским словом ногавицы. Это собственно были сафьянные мягкие сапоги, которые вплоть до Октябрьской революции носили татары всегда с кожаными калошами-башмаками. Татарское название их читек от эч — «внутренность», и итек — «сапог» по-русски обычно произносилось ичиги. Каблук тур.
Чоботы, чеботы — муж. Обувь, похожая на глубокий башмак с каблуками и с острыми, к верху загнутыми носками. Сапоги, башмаки чоботы и ичетыги были в старину всегда цветные, чаще всего красные и желтые. Крестьяне обычно ходили в лаптях, посадские жены — в сапогах, а дворянки —в чоботах и башмаках.
Чоботы были и царской обувью тат. Чулки относятся обычно к тюркским позаимствованиям. Чувяки, чевяки — мягкие туфли без каблуков тат. Различные украшения одежды и обуви из материи, драгоценных металлов и самоцветных камней Алам, олам, олом — нашивка на платье в виде серебряной бляхи или вырезки из ткани, низанной жемчугом с драгоценными камнями.
Алам — слово татарско-арабское и означает «знак, значок, знамя». Бахрама, бахрома — тесьма, один край которой снабжен сплошным рядом свисающих нитей, шнурков или других подвесков. Пришивалась к краям одежд и уборов от араб. Гайтан, гойтан — шнурок для подвешивания крестов или иконок на груди.
Кафтаны с пережимом обладали прямой спинкой и прямыми полами, между ними вшивались клинья-фанты, расширявшие нижнюю часть [29] [30] [31]. В старообрядческих общинах кафтаны до сих пор часто используются в качестве молёной одежды, то есть, надеваемой для похода в молельный дом [17] [30] [32]. Среди различных согласий существуют различные фасоны и покрои кафтанов [17]. В старообрядческих кафтанах, в основном не изменившихся с XIX века, присутствуют архаичные, восходящие к допетровской Руси детали, например, кафтаны со шнурами, на которых через равный отрезок длины закреплены две-три пуговицы рудимент застёжки на разговоры , носившиеся до конца XIX-начала XX века [17]. В разделе не хватает ссылок на источники см. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. Верхние часто делались тёплыми, с мехом или со стеганной ватной подкладкой ватник. Кафтаны допетровской Руси[ править править код ] Домашний кафтан — носился в домашней обстановке богатыми людьми.
Становой кафтан — долгополый кафтан с клиньями в полах, шившийся «по стану», то есть по фигуре, с перехватом на талии. Имел короткие рукава, до локтя. По другой версии, становой кафтан обладал широкими рукавами [3] [24]. Терлик — кафтан, носившийся царскими стражниками- рындами , сокольничьими и т. Спереди присутствовал особый нагрудник, застегивавшийся на правой стороне груди и правом плече. По покрою был похож на польский кафтан. Чуга — кафтан для верховой езды и для военных. Этот кафтан имел короткие рукава и отложной воротник, а на подоле по два боковых разреза. В сочинении итальянца Ф.
Тьеполо, составленном по рассказам очевидцев, русская пехота середины XVI века описывается следующим образом: « Пехота носит такие же кафтаны как и конница , и немногие имеют шлемы ». Турский кафтан — долгополый кафтан без ворота и свободного покроя с очень длинными порой откидными рукавами, застёгивавшийся у горла на две пуговицы [2].
В старину: род короткого кафтана:
- В старину: род короткого кафтана:
- Ответ на вопрос: Кафтан татарина
- В старину: род короткого кафтана:
- Кафтан — Википедия
- В старину: род короткого кафтана WOW Guru Ответы
Значение слова АРХАЛУК в Энциклопедическом словаре
а, последняя - к). 'Старинная русская одежда, род короткого кафтана': ответы и похожие вопросы из кроссвордов и сканвордов. Таким образом, русский кафтан имел длину до колен или чуть выше, поскольку исподние кафтаны были немного короче теплых. Ответ на вопрос "Род кафтана ", 7 (семь) букв: архалук. 5. Род кафтана у народов Кавказа. 6. Кафтан на Печорине. 7. Короткий кафтан старинный. • старинная русская одежда, род короткого кафтана.
Онлайн кроссворд #3272
Большое соединение кораблей, самолетов, танков. Непобедимая а. Воздушная а. Танковая а. Вспомогательные устройства и детали, необходимые для обеспечения работы основного оборудования. Стальной каркас железобетонных конструкций спец. Строительный рабочий, специалист по сооружению арматуры во 2 знач. Военнослужащий армии в 1,2 и 4 знач. АРМИЯ, -и, ж. Вооруженные силы государства.
Русская а. Действующая а. Сухопутная а. Сухопутные вооруженные силы в отличие от морских и воздушных сил. Оперативное войсковое объединение из нескольких корпусов, дивизий. В дореволюционной России: обычные сухопутные войска в отличие от гвардии. Вообще - совокупность большого количества чем-то объединенных людей. Целая а. Спортивная борьба, в к-рой каждый из двух соперников, упираясь локтем в стол, стремится согнуть руку другого и прижать ее к поверхности стола.
АРМЯК, -а, м. В старину у крестьян: кафтан из толстого сукна. Народ, составляющий основное коренное население Армении. Относящийся к армянам, к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к Армении, ее территории, внутреннему устройству, истории; такой, как у армян, как в Армении. Армянская культура. Армянское письмо особый вид письма. По-армянски нареч. Душистый, приятный запах. Неуловимый отпечаток, признак, дух чего-н.
Душистый, распространяющий аромат, насыщенный ароматом.
Праздничный пулай особенно богато украшался раковинами каури, цепочками, медными пуговицами, бляшками, снизками разноцветного бисера. Четкий и удивительно гармоничный рисунок валика — верхней его части — оттенялся прикрепленной к нижнему его краю длинной цветной черной, красной, зеленой или синей бахромой из шерсти с кистями по бокам. Этот своеобразный назадник, носимый на поясе, был, по-видимому, реликтом какой-то чрезвычайно архаичной женской поясной одежды, превратившейся позднее в украшение. По тому, как украшен пулай можно было узнать о достатке женщины, о принадлежности ее к определенному роду. Богатые мордовские женщины щедро украшали пояс ракушками, бисером, пришивали бусы, монетки, блестки. В результате вес пояса мог достигать 6 килограмм. Мордовская женщина была обязана появляться среди мужчин только с пулаем. Мордовская праздничная рубаха украшалась вышивкой, включавшей в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый — для расцвечивания узора. Обязательное дополнение традиционного женского костюма — передник с грудной или без нее.
Женщины-мокшанки носили передник с рукавами. Существовали у мордвы и платья - кафтонь-крда. Поверх платья женщины носили распашную одежду с разными названиями: руця, импанар, мушказ, балахон. Зимой женщины носили тулупы из овчины, как и мужчины. О возрасте, положении в семье и обществе можно было судить и по женскому головному убранству. Костюм дополнялся бусами и ожерельями. Огромное значение в народном костюме уделялось украшениям. Благодаря украшениям, женщина могла выразить свое настроение, подчеркнуть свой статус. Среди головных украшений различают височные, налобные, ушные наушники и накосные. К височным относятся шары из белого пуха — сёргт, которые прикрепляли к белому нижнему платку у висков.
Большим разнообразием отличались височные подвески, украшенные камнями, птичьими перышками, бусинками. Молодые девушки украшали лоб с помощью тканевой полоски с бахромой. Бахрому чаще всего мастерили из перьев селезня. Волосы украшались накосниками, которые плелись из бисера. Из картона или бересты вырезались кружки, их обтягивали яркой тканью и либо расшивали, либо украшали бисером. Такие кружочки пришивались к головному убору над ушами. Восхищают своим разнообразием нагрудные украшения. Это могли быть и бусы, и ожерелья со стеклярусом. У мокша были очень популярны нагрудники, сшитые из кожаных или тканевых полосок. Нагрудники украшали вышивкой, пуговицами, ракушками, лентами.
Головные уборы мордвы отличались у замужних и незамужних женщин. Девушки пользовались узкой повязкой из обтянутого вышитой тканью и расшитого бисером картона. Замужние женщины имели разные головные уборы. Главное правило в том, что убор должен был полностью прятать волосы женщины. Обувь На ногах мордва носила лапти, летом - с портянками, а зимой - с онучами. Праздничной обувью были сапоги кемот — у мокшан, кемть — у эрзян. Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище. Мужские национальные костюмы мокши и эрзи не слишком отличались и выглядели скромно, чего не скажешь о женских нарядах. Женская обувь мало чем отличалась от мужской. Богатые жительницы мордовского народа по праздникам надевали сапоги.
Традиционными были лапти карьхть — мокшанское, карть — эрзянское из лыка липы или вяза. Носили их с шерстяными чулками, на босую ногу как рабочую обувь или ноги обматывали портянками, обычно их было две пары: верхние для икр и синие для ступней. В холодный сезон поверх портянок зачастую пользовались суконными онучами. Ровные и толстые ноги, обернутые в онучи, говорили о хорошем вкусе хозяйки. Для мордовских лаптей характерны косое плетение, трапециевидная форма головки, низкие борта, специальные петли для обор. Рабочие лапти плели из 5, праздничные — из 7—10 лык. Головки украшали треугольниками из перевёрнутого лыка атешкат — мокшанское, атешкеть, атякш авакш — эрязснкое. Лапоть крепился к ноге кручёными и витыми из конопляных, льняных, хлопчатобумажных и шерстяных ниток оборами. Праздничной обувью были кожаные сапоги со сборами и острыми носами. Зимой носили серые, чёрные, иногда белые валенки.
Украинцы Украинский национальный костюм имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона. Народный украинский костюм, как мужской, так и женский, отличается большим разнообразием. Общими характерными его чертами являются простота форм, стройность силуэта, богатство отделки, насыщенный колорит. Во все времена, национальная одежда являлась настоящим символом страны, и демонстрировала культуру, традиции и особенности народа. Для изготовления применялись простые, но плотные ткани, украшенные вышивкой или другими декоративными элементами. Одним из примеров богатой культуры и истории, является украинский национальный костюм. Одежда отличается яркостью, и даже сегодня старинные мотивы используются в создании современных моделей. Ткани, из которых веками шились предметы украинского костюма, обычно имели светлый или белый цвет, так как на его фоне особенно живописно смотрелась красочная вышивка, яркие ожерелья, ленты и веночки. Также с белым цветом хорошо сочетались цветные шерстяные ткани, из которых обычно шили запаски, плахты, пояса и прочую одежду. Особенностью нарядов является и то, что он совмещает в себе нотки русской и белорусской культуры.
В пошиве костюмов использовались не только похожие материалы, но и декоративные детали. В разных областях Украины имеются отличия в отделке и элементах одежды, но общий ансамбль украинского костюма хорошо просматривается на всей ее территории. Стоит отметить, что традиционный украинский наряд отличается многогранностью и сложностью. Вышивки и декоративные элементы, используемые в оформлении, демонстрируют сильный и богатый дух страны и населения. При просмотре нарядов можно заметить, что в дизайне используются яркие палитры. Такие детали сформировались под влиянием различных культур и событий. Каждый цвет является символом определенного чувства или момента. Для каждого района Украины придуманы различные костюмы, которые могут отличаться между собой не только кроем, но и декоративными вставками. С помощью этого, население пытается показать этнические оттенки, отличия и особенности. Украинцы располагали тремя разновидностями такой одежды: - Повседневные без рисунков — запаски; - Дерги — три сшитые длинные полотнища, образующие собой полосу трехметровой ткани в ширину и до трех четвертей в длину.
Они охватывали корпусы женщин сзади и подвязывались поясом. Так как дерги считались повседневной одеждой, их шили из черных или неокрашенных тканей, без украшений; - Праздничные наряды с крупными клетками — плахты. Запаски отличались от дерг тем, что у их верхних углов были тесемки, завязывающиеся на талии. Обыкновенно носились две запаски, чаще разных цветов. Одной прикрывалось тело сзади, другой, надеваемой спереди, пользовались в качестве передника. Запаски производили из качественных и тонких шерстяных и однотонных тканей. Они были синими, зелеными, а также красными. Плахты в качестве праздничной одежды изготавливались из тканей с клетчатым орнаментом. Они вышивались вручную. Известны шерстяные или шелковые плахты.
В ранние периоды плахты шились из золотых и серебряных видов парчи. Дальнейшим эволюционированием понев считаются юбки. Так в районе Полесья широко распространенными были такие шерстяные юбки с полосатыми орнаментами — андараки. В любой обрядовой символике костюмов отражались духовные традиции народа, а также его мировоззрение и обрядовые нормы. К таким обрядовым символам относились некоторые элементы одежды. Это могли быть платки или полотенца в процессе сватовства, белые или черные платки и пр. Им отводилась роль защитников людей от темных сил и способ привлечения благополучия, здоровья и любви. Каждый цвет, используемый в оформлении украинского костюма, является определенным символом. Черный обозначал землю-кормилицу, которая имеет особое значение в культуре этого народа. Красный цвет является символом радости, любви и страсти, он преобладает в дизайне украинских нарядов.
Белый применяется для создания мережек. Этот цвет обозначал святость и чистоту. В украинской культуре белый имел особую ценность, так как даже для создания обручальных колец использовалось светлое серебро. Синий цвет является символом свободы и очищения, напоминает о душевном спокойствии. Зеленый цвет — весна, характеризуется с молодостью, свежестью и растениями, которые дозревают под теплыми солнечными лучами. Желтый цвет является символом звезд и месяца, но нередко у украинцев такой оттенок характеризуется с разлукой. Для создания украинского национального костюма использовались натуральные материалы. Предпочтением отличался лен, так как он обладает легкостью, и на нем можно создавать различные узоры. Не уступали своих позиций хлопок и шерсть, которые обеспечивали комфорт и практичность. К еще одному популярному варианту относится батист.
Для каждого региона свойствен индивидуальный крой. Для создания декоративных элементов использовались разнообразные вышивки. Они создавались вручную, в чем и заключается их главная ценность. Украинская культура неразрывно связана с природой, что отразилось на традиционных нарядах. Украинский стиль в одежде, мужской костюм или женский, — это правильная расстановка этнических акцентов, нарядность и гармоничность, что рождает ощущение торжественности и яркого праздника. Одним из предметов гордости в народном искусстве считается украинская вышивка. Ее часто использовали как в народных костюмах, так и в повседневной жизни. Орнаменты, композиционные мотивы, расцветки, традиции передавались по наследству. В орнаментах преобладали геометрические фигуры типа ромбов, розеток, звезд, а также растения. Технологий по вышиванию вместе с их разновидностями имелось много.
Древнейших видов в народной вышивке было также немало. Одной из вариаций в таких техниках является довольно популярная вышивка гладью. Цветовая гамма вышивки украинских сорочек относились к исполненным в одном цвете, двухцветным, а также к полихромным. Первые такие сорочки были характерны для поляков, а также населения Черниговского и Полтавского регионов. Двухцветными главным образом пользовались жители Киевского региона и в Подолье. Полихромными пользовались украинцы в Западном Подолье, а также в Карпатах. В вышивках северных регионов Украины наблюдалось преобладание красного цвета. В центральных регионах Украины, кроме красного цвета, можно было встретить черные расцветки. Южные регионы к этим повсеместно популярным цветам добавляли еще и желтые. В вышивках Подолья нередко встречались красно-черные комбинации.
В регионах, которые граничили с Бессарабией и Буковиной, можно было повстречать вышивку, обогащенную бисером с металлическими украшениями, что сближало ее с молдавскими и южнославянскими. Мужская одежда Традиционные украинские мужские костюмы обладают немалым сходством с иной восточнославянской одеждой. В их основу входят рубахи, сшитые из конопляных либо льняных полотен, а также шерстяные или суконные штаны. Рубахи, надеваемые на тело, нередко служили в качестве верхней одежды. Украинские мужчины из различных регионов носили рубахи заправленными в штаны, именно это отличало их от россиян и белорусов, которые предпочитают их не вправлять. Отличительными особенностями мужских украинских рубах является наличие переднего разреза пазушки , украшенного вышивкой. Конструкционно вороты рубах могут быть стоячими, с отложными воротниками либо без воротников. Рубахи в таких случаях собираются в сборках, обшиваются с помощью тесьмы или узких полосок материи. Таким образом получаются низкие стоячие воротники, которые пришиваются к воротам рубах снизу. Были у украинской мужской одежды и широкие отложные воротники.
Рубахи застегиваются или завязываются у ворот пуговицами или тесемками. Мужчины носят рубахи, заправленные в штаны. В покроях рубах все восточнославянские народы делали вставки в области подмышек трех - четырехугольными кусками материи. Плечи украинских рубах украшали нашивками типа погон или вышитых вставок — «уставок». Штаны закреплялись на теле при помощи шнурков или ремней, которые носились с пряжками. Казацкие штаны были очень широкими. Между штанинами вшивали прямоугольные куски ткани с пришитым снизу ромбоидом, они были так широки, что получалось сходство с формой мешка. Материалом для штанов служил холст или сукно. Пояса украинцы украшали на концах узорами, бахромой, кистями или помпонами. Казаки щеголяли шелковыми «турецкими» кушаками.
Гуцульский черес представлял собой широкую полосу толстой кожи, сложенную вдоль, сгибом вниз, а сверху зашитую, но не целиком: незашитые промежутки служили карманами. Кроме того, к чересу подвешивали кошелек, трубку-люльку, кисет, кремень, нож и т. На плечах черес придерживали ремешки — ланцюжки, а украшали его тиснением и металлическими накладками. Казаки носили черес как патронташ, через плечо. Казаки носили серьгу в форме полумесяца в одном ухе. А у гуцулов были в моде серебряные или бронзовые браслеты и перстни. Кроме того, ворот своих рубах они скрепляли металлической запонкой шпонкой. Аксессуаром праздничного костюма казаков была палица, а гуцулов — топорик. Распространенными головными уборами украинцев были высокая белая, серая или черная смушковая т. Характерной для жителей восточной и центральной частей Украины была прическа с оселедцем, т.
Усы носили соответствующие — такой длины особенно у казаков , что приходилось закладывать их за ухо. Крестьяне стриглись под макитру, т. В отличие от женских, мужские элементы народного костюма с возрастом становились более проще. Уменьшалось количество ярких цветов, аксессуаров и т. Кроме этого менялась прическа, форма усов и борода. Женская одежда Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах её ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев. Женщины носят длинные юбки, рубахи и венки. В основе украинских женских костюмов были рубашки — кошули, сорочки.
Они были длиннее мужских рубах и включали в себя две части, причем нижнюю шили из более грубых тканей. Цельные рубахи были для женщин в качестве нарядных и праздничных. Исходя из покроя, рубахи были туникообразными, поликовыми, а также на кокетке. Рубахи могли шиться с воротами, а также без них. Такие типы рубах считались более древними. Их вороты обыкновенно собирались в мелкие сборки, а порой обшивались сверху. Рубахи с воротниками назывались польскими. По территории Украины была проведена так называемая условная черта между двумя видами рубах. Так, в восточных районах они были без воротников, а в западных — с воротниками, чаще — отложными. Отличительной особенностью украинских женских рубах было украшение подола, каймы рубашек вышивками, видневшимися под верхней одеждой.
Кроме того, украшения были и на рукавах рубах, в особенности там, где рукав соединялся с плечом. У широких рукавов рубашек окончания были в виде манжет на запястьях. Согласно древним обычаям у восточнославянских девушек до пятнадцати лет или до свадьбы должны были быть подпоясанные рубашки. Ритуал надевания поясных одежд понев связывали с замужеством, после чего девушки становились женщинами. Поневы были общеславянскими элементами в традиционных одеждах, которые прикрывали тело сзади и закреплялись в районе талий. В дополнение к женским костюмам шли нагрудные украшения. Материалом для них могли служить драгоценные камни, стекло, бусы, а также монеты типа «мониста» или «дукачей». Обувь Обувь украинского народа для обоих полов делали из кожи. Ее сначала не сшивали, а складывали, пытались морщить, после чего привязывали к ногам длинными веревками. Отсюда их название — морщуны, морщенцы, постолы, ходаки.
В кожаной обуви с высоким голенищем отсутствовали каблуки. Порой каблуки заменялись небольшими железными подковками на пятках. С середины XIX столетия преобладали особые сапоги, так называемая выворотная обувь. Подметки пришивались к сапогам изнутри, а сапоги целиком смачивались водой и выворачивались. Армяне Армянский национальный костюм, тараз, - отражение менталитета, традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров армянского народа, сложившийся на протяжении веков и используемый армянами в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола мужской и женский , назначения праздничный, свадебный и повседневный и возраста детский, девичий, замужней женщины, старухи , социальной значимость человека. Традиционный костюм отражает культурную самобытность этноса и особенности национального характера. Он не только выражал самобытность армян, но и был одним из факторов сохранения идентичности нации. Тараз имеет многовековую историю, национальный костюм также богат и разнообразен, как и язык. На протяжении различных исторических эпох армянская народная одежда претерпела значительные изменения.
Географическое положение и особенности исторического развития оказали решающее воздействие на эволюцию армянского национального костюма. Армянская народная одежда занимает особое место в системе национальных костюмов Ближнего востока. Каждому региону исторической Армении был присущ свой особенный костюм, каждый район, поселение, семья, даже девушки в одной семье отличались уникальностью одежды. Традиционно, комплекс армянской одежды включает в себе бельё, верхнюю одежду, головные уборы, украшения, обувь. Различия выражались в стиле, покрое, в образе ношения, в основных формах, в сочетаниях цветов, украшений. В соответствии с типом, армянский традиционный костюм широкий, открытый, одежда имеет прорезы спереди и сбоку. Эстетические и эротические функции играли большую роль в комплексе одежды, в основном, чтобы привлечь внимание противоположного пола. Жители обращали особое внимание на одежду определённой возрастной группы, в основном заботясь об одежде незамужних девушек и парней, невест. Праздничная одежда имела привлекающую и оберегающую функцию, защищая от злых духов того, кто носил эту одежду. Одной из определяющих характеристик народной одежды являлся орнамент и цветовая символика, в которых немаловажную роль играют этнокультурные традиции и социальная среда.
Цветовая гамма в целом, а также определённые цветовые сочетания выражают половозрастные и социальные различия. Абрикосовый является символом мудрости и благоразумия, красный - мужества и мученичества, синий — небесной справедливости. Красный цвет в сочетании с зелёным в первую очередь связывается со свадебной символикой. Смена цветной одежды на темную означает наступление старости. Чёрный — самый распространенный цвет траура. Белый считался ритуально чистым, он был цветом одежды при крещении и одновременно — похоронная савана при погребении. В цветовой гамме армянского традиционного костюма наблюдается особая сдержанность в использовании жёлтого цвета. Он встречается очень редко, в приглушенных тонах. Жёлтый, цвет увядания природы, в целом имеет отрицательную символику. Он ассоциировался с болезнью, желчью, ядом, почему и считался вредоносным.
Наличие широкой жёлтой полосы в палитре радуги трактовалось как дурное предзнаменование.
Почему Кафтан татарина именно Посмотреть ответ Происхождение слова Посмотреть ответ. Всё это будет доступно в ближайшее время. Посмотреть ответ — Кафтан татарина. Происхождение слова Посмотреть ответ.
Правда, этим словом скоро стали обозначать совершенно разные виды одежды. Итак, изначально шушун — теплая кофта, женская рубашка или короткополое платье, сарафан, телогрея, душегрейка. Часто шушун шился из сукна или холста и подбивался мехом «шушун лазорев да шушун кошечей женской», «шушуненко теплое заечшшое». Поэтому очень скоро шушуном стали называть и шубейки. Таким образом, в разных областях России шушуном называли все-таки разные типы одежды, объединяло их общее — это была достаточно теплая верхняя одежда. Родственным шушуну был шугай. В словарях часто используется как синоним шушуну. Это — тоже русская старинная национальная верхняя женская одежда. Кофта с приталенным силуэтом, длиной до бедер и меховым воротником. Часто шугай просто накидывали сверху как мы это можем делать и сейчас с кофтами или надевали в один рукав левый. Одежда под названием шушпан — из той же серии. Но в различных областях Российской империи шушпаном называлась разная одежда: это мог быть и мужской кафтан , и женская сорочка или сарафан. Но в основном — все же это была кофта из разряда душегрея. Душегрея — общее название для легкой, но теплой женской одежды. Это была парадная одежда, часто шилась из бархата или парчи, расшивалась шелком, украшалась жемчугом. Такую душегрейку еще одно название одежды — кацавейка крестьянские женщины надевали в праздничные дни. Женская верхняя одежда на Руси была оригинального покроя и следовала одной простой цели: быть удобной и согреть. Практически всегда она шилась как распашная. Самой распространенной одеждой были, пожалуй, летники.