21 и 22 января в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли воскресные богослужения, на которых молитвенно почтили святителя Филиппа, митрополита Московского. Принявший его патриарх Константинопольский святитель Дионисий I предписал Москве и Новгороду принять Григория как единственного законного митрополита Всероссийского, отвергнув митрополита Московского.
Где находятся мощи святого
- Филипп II (митрополит Московский) — Википедия
- Церковь празднует перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России
- Деревня Сертякино
- 22 января – день памяти Святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца
Память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России
Тотчас же вырыли могилу и опустили в нее священномученика на глазах Малюты 23 декабря 1569 г. После мученической кончины святителя Филиппа тело его было погребено в Отроче монастыре, в Твери. Иноки Соловецкой обители, где он прежде был игуменом, испросили в 1591 году позволение перенести его мощи в свой монастырь. Многострадальное нетленное тело было положено в могилу, приготовленную епископом Филиппом для себя еще при жизни, под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы Шамина , любимого наставника его в монашеских подвигах. В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в 1652 году в Соловки за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву. Затем святые мощи были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря. На месте встречи мощей святителя Филиппа московским духовенством и народом был воздвигнут крест, от которого получила свое название Крестовская застава в Москве у Рижского вокзала. Молитва святителю Филиппу: О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Филиппе!
Предстоя у Престола всех Царя, и наслаждаясь Света Единосущныя Троицы, и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, великое и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы Христовы спасти людей, благостояние Святых Церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигом добраго течения укрепи, град Москву и вся грады и страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли.
Наконец бояре сказали: «Владыка святый! Царь требует твоего благословения». Святитель обернулся к Иоанну, как бы не узнавая его, и сказал: «В этой одежде странной я не узнаю царя православного, не узнаю его и в делах царства. Благочестивый, кому поревновал ты, исказив таким образом твое благолепие? Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. Хотя и образом Божиим почтен ты, однако ж смертный человек, и Господь взыщет все от руки твоей». Иоанн кипел гневом, шептал угрозы, стучал жезлом о плиты помоста. Наконец воскликнул: «Филипп!
Или нашей державе ты смеешь противиться? Посмотрим, увидим, велика ли твоя крепость». Я пришелец на земле, подвизаясь за истину, и никакие страдания не заставят меня умолкнуть». Страшно раздраженный, Иоанн вышел из церкви, но затаил злобу до времени. Там был и царь, окруженный опричниками. Во время чтения Евангелия святитель заметил опричника, стоявшего позади царя в татарской шапке, и указал на него Иоанну. Но виновный поспешил снять и спрятать шапку. Тогда опричники обвинили митрополита в том, будто он сказал неправду, с целью унизить царя перед народом.
Он вспомнил о Филиппе, с которым дружил в детстве. Но надежды царя не оправдались. Филипп не поддерживал взгляды царя и особо ярко выступал против опричнины. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит» Евангелие от Иоанна гл. Разгневанный царь приказал арестовать святителя. В городе начались массовые казни, и судьба святителя Филиппа уже была решена, но царь захотел соблюсти формальности: созвал суд, нашел людей, которые лжесвидетельствовали против митрополита. На суде был вынесен обвинительный приговор о пожизненном заточении в темнице.
Где находятся мощи святого В конце 16-го века соловецкие монахи попросили о доставке мощей святителя из Твери к ним в монастырь. Их захоронили в Спасо-Преображенском соборе. В середине 17-го столетия они уже находились в серебряной раке Успенского собора Московского Кремля рядом с иконостасом. Возле гробницы поместили древнюю икону с деисусом. Позже на раку положили серебряную доску, утраченную, когда Наполеон пришел в Москву. Михаил Кутузов трофейное французское серебро отдал Успенскому собору, где восстановили раку святителя Филиппа. О чем молятся Филиппу Московскому О многочисленных чудотворениях святителя Филиппа ходили легенды. Люди исцелялись от тяжелых недугов: глухие начинали слышать, слепые прозревали, немые говорили и т.
Навигация по записям
- Храм святителя Филиппа, митр. Московского – Telegram
- В РПЦ допустили исправление жития митрополита Филиппа после слов Путина
- Святитель Феофан Затворник "Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия"
- День памяти святителя Филиппа
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ. СВЯТОЙ ДНЯ
Там, в главном соборе Московского Кремля, и по сей день пребывают мощи святителя Филиппа, митрополита Московского. По политическим и личным вопросам митрополит Московский Филипп II не давал советов государю, но он осуждал безнравственные и противные Богу явления, распространенные на Руси в то время, в частности, опричнину. Святитель Филипп до избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, проявив себя там крепким хозяйственником и руководителем, при этом являя образец и в монашеском делании.
День памяти святителя Филиппа
Митрополит Филипп не побоялся сказать правду сильным мира сего | По политическим и личным вопросам митрополит Московский Филипп II не давал советов государю, но он осуждал безнравственные и противные Богу явления, распространенные на Руси в то время, в частности, опричнину. |
Святитель Филипп II, митрополит Московский и всея Руси - житие и молитвы | Записки Елицы | Святой митрополит Филипп родился в царствующем городе Москве от благочестивых и благородных родителей, из славного рода бояр Колычевых. |
Кого Церковь может и должна поддерживать?
Царь захотел, чтобы святой Филипп стал митрополитом Московским и был его сподвижником, духовником и советником. Родился будущий святитель, митрополит Московский в 1507 году в знатной боярской семье Колычевых. Святитель Филипп хорошо был известен всей Церкви, он прославился еще будучи настоятелем Соловецкого монастыря, проведя строительные работы, которые до сих пор восхищают всех, кто посещает нашу Северную Фиваиду.
Жития святых. Филипп, митрополит Московский
Конец 18 в. Святитель Филипп, митрополит Московский, с житием. У мощей святителя Филиппа, митрополита Московского много раз совершались исцеления от различных болезней – паралича, немоты и других. Святитель Филипп, Митрополит Московский и всея России Чудотворец. Главная Новости Главные событияВ год 455-летия мученической кончины святителя Филиппа Московского в Успенском Отроче монастыре митрополит Амвросий совершил Божественную литургию. Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, родился в 1507 году. Царь захотел, чтобы святой Филипп стал митрополитом Московским и был его сподвижником, духовником и советником.
В селе Маково почтили память святителя Филиппа, митрополита Московского
Последний патриарх императорской России хотя он и был избран на престол в 1918 г. Также и святитель Филипп оказался связан с нашей тверской землей. Боярский род Колычевых, к которому принадлежал будущий святитель, был тесно связан и поддерживал своим участием удельного старицкого князя Андрея Ивановича Старицкого 1490-1537 — младшего сына великого князя московского Ивана III Васильевича и его супруги Софьи Фоминичны Палеолог. Князь Андрей был уничтожен Иваном Грозным как возможный соперник на великокняжеский престол. Вместе со старицким князем пострадали и все его почитатели, друзья, близкие и соратники.
Пострадали при этом и бояре Колычевы. Спасаясь от мести и расправы царя, Федор Колычев — будущий святитель — бежал на Соловки, чтобы в дальних северных краях спрятаться от гнева Ивана Грозного на весь род Колычевых.
После трёхдневного поста за литургией в Спасо-Преображенском соборе Никон перед ракой с мощами прочёл грамоту царя, адресованную святителю: …великому господину, отцу отцев, преосвященному Филиппу, митрополиту Московскому и всея Руси, по благоволению Вседержителя Христа Бога, царь Алексей, чадо твое, за молитв святых твоих здравствует. За его покаяние и нашего ради прошения прийди к нам, святый владыко… По просьбе монастырской братии Никон оставил в монастыре часть святых мощей, а остальные переложил в привезённую с собой раку и начал с ними обратное путешествие в Москву. По дороге Никон письмами информировал царя о своём передвижении, на всех остановках мощи вносили в храмы и при большом стечении народа совершали перед ними молебны. Их встречали крестным ходом с участием царя и церковных иерархов, на месте встречи впоследствии был воздвигнут храм святого Филиппа в Мещанской слободе. Царь восторженно описал встречу святыни в своём письме к князю Н.
Малюта с лицемерным смирением подошел к святителю и просил благословения царю. Малюта бросился на святителя и задушил его. Тотчас же вырыли могилу и опустили в нее священномученика на глазах Малюты 23 декабря 1569 г. После мученической кончины святителя Филиппа тело его было погребено в Отроче монастыре, в Твери. Иноки Соловецкой обители, где он прежде был игуменом, испросили в 1591 году позволение перенести его мощи в свой монастырь. Многострадальное нетленное тело было положено в могилу, приготовленную епископом Филиппом для себя еще при жизни, под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы Шамина , любимого наставника его в монашеских подвигах. В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в 1652 году в Соловки за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву. Затем святые мощи были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря. На месте встречи мощей святителя Филиппа московским духовенством и народом был воздвигнут крест, от которого получила свое название Крестовская застава в Москве у Рижского вокзала.
Михаила Тверского Юрием Московским. Говорить слово в день памяти митрополита Филиппа всегда непросто, ведь если говорить о его смерти, то в ней повинен не один царь Иван Грозный, но и все епископы Русской церкви того времени за редчайшим исключением. Ведь именно епископы, призванные на собор хитрым и жестоким царём, лишили в угоду Ивану Грозному митрополита Филиппа сана святителя и обрекли его на последующую гибель. Практически все епископы оказались предателями и иудами по отношению к своему архипастырю, и это самая страшная и позорная страница в истории нашей церкви. Можно только догадываться как пошла бы история нашего Отечества, если бы тогда весь епископат встал на защиту святителя Филиппа и наложил бы на царя, как на нового Ирода, анафему и проклятие. Думается, что такого периода в нашей истории как Смутное время и страшное разорение Руси, случившееся после смерти Ивана Грозного, могло бы и не быть.
Федотов Георгий Петрович: Святой Филипп, митрополит Московский
Филипп никогда не забывал, зачем на самом деле пришел в обитель. Он был столь же строителем, сколь и аскетом: часто уходил для молитвенных трудов в пустынь, недалеко от обители. Ее даже называли — Филипповой. Именно здесь в 1565 г. Господь был таким, каким стоял пред судом Пилата — носящим терновый венец, окровавленным.
Когда же явление окончилось, на месте этом вдруг пробился источник чистой воды. Было это менее, чем за год до того, как Великим Постом 1566 г. За трудные последующие годы святой наверняка не раз вспомнил явление Господа. Христос явно предупреждал его обо всем дальнейшем.
И повелевал взять на себя этот крест. Синодальный том Деятельность митрополита Смысл видения будущему архиерею был понятен всякому, знакомому с происходившим тогда при царском дворе. По сути, это царский «удел», где монарх устанавливал собственные порядки, «изводил» «изменников», тем более, что у жестокого, гневливого Ивана действительно было немало критиков, открыто выражавших недовольство царем. Так начались казни — за неосторожно сказанное слово, или просто — «по подозрению».
Но хуже казней было другое — духовное состояние государя, убежденного: его образ действий не только богоугоден, но… спасителен для подданных! Он, царь, присвоил себе право «вязать и решить», определять, кому жить, кому — погибнуть. Иван не останавливался перед кощунственной пародией на Церковь — его опричное войско было устроено наподобие монашеской общины. Сам царь также много молился, каялся в убийствах… чтобы снова убивать.
Иные современные публицисты именуют это состояние сумасшествием, бесстрашно ставя «диагноз» человеку, жившему около полутысячелетия назад. Церковь же хорошо знала: все много хуже «простого» помрачения ума. Ибо тот, кто возомнил себя вершителем человеческих судеб — по крайней мере, тяжко болен гордыней. Которая ведет уже прямо к бесовскому прельщению, когда силы зла берут над несчастным полную власть.
О том, что исцелить это человеческими силами нельзя, говорил еще прп. Иоанн Лествичник , писавший: «Блудных исправляют люди, лукавых — ангелы, а гордых — один Бог». Именно видя состояние царя, от митрополии отказались: митрополит Афанасий, оставивший кафедру, видя все происходящее; свт. Герман Казанский, которого царь упросил занять митрополию — но не выдержал его обличений.
Колебался также свт. Ведь виденное им в пустыни означало одно: ему предстоит стать митрополитом, чтобы принять мучительную смерть. Иоанн Грозный и митрополит Филипп.
Святитель обернулся к Иоанну, как бы не узнавая его, и сказал: «В этой одежде странной я не узнаю царя православного, не узнаю его и в делах царства. Благочестивый, кому поревновал ты, исказив таким образом твое благолепие? Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан.
Хотя и образом Божиим почтен ты, однако ж смертный человек, и Господь взыщет все от руки твоей». Иоанн кипел гневом, шептал угрозы, стучал жезлом о плиты помоста. Наконец воскликнул: «Филипп! Или нашей державе ты смеешь противиться? Посмотрим, увидим, велика ли твоя крепость». Я пришелец на земле, подвизаясь за истину, и никакие страдания не заставят меня умолкнуть».
Страшно раздраженный, Иоанн вышел из церкви, но затаил злобу до времени. Там был и царь, окруженный опричниками. Во время чтения Евангелия святитель заметил опричника, стоявшего позади царя в татарской шапке, и указал на него Иоанну. Но виновный поспешил снять и спрятать шапку. Тогда опричники обвинили митрополита в том, будто он сказал неправду, с целью унизить царя перед народом. Иоанн велел судить Филиппа.
Нашлись клеветники с ложными обвинениями против святителя, которому не дали возможности изобличить их, и он был осужден на лишение кафедры.
Весной и летом 1568 г. Филипп II публично осудил опричные казни. Заочный суд 4 ноября отстранил его от кафедры, но митрополит этого решения не признал. Впоследствии он был отправлен в ссылку в Тверь, где содержался в тверском Отроче в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре. В конце 1569 г. В ряде источников и традиционно в историографии убийцей митрополита называется Г.
Скуратов-Бельский , а формальным поводом убийства — отказ благословить опричников. Похоронен в Отроче монастыре в Твери. В 1591 г.
Став царем, он осознал личную ответственность за судьбу страны и, конечно, знал, как много противоречивых интересов сталкивается в Боярской думе, как борются бояре за свою власть, за свои материальные средства, за то, чтобы одному стать над другим и так далее. Эта группа людей, именуемых Боярской думой, должна была в первую очередь думать о судьбах страны и, может быть, и о них думала, но слишком много было внутренних противоречий, и царь Иоанн Грозный с осторожностью посматривал в ту сторону, справедливо полагая, что от богатых, влиятельных людей может исходить не только добро, но и опасность для Отечества. Находясь в состоянии постоянной тревоги и проистекавшей из нее особой бдительности, царь был очень осторожен в том, чтобы проявлять доверие к боярам. Святитель Филипп также был из боярского рода Колычевых, из тогдашней русской аристократии. Человек выдающихся способностей, прекрасный проповедник, он был вровень царю, и так они и стояли в этом храме: здесь — царь, а здесь — святитель Филипп, как и полагалось в тогдашней Руси. Но, может быть, злые наветы вражии внушили царю чувство недоверия к митрополиту. Царь заподозрил его в опасных деяниях, будто митрополит склоняется к поддержке Боярской думы.
Отличаясь, по всей вероятности, болезненной подозрительностью, Иоанн Грозный внушил себе, что от митрополита может исходить опасность для царского трона, что никак не соответствовало действительности. В какой-то момент, когда эти подозрения стали перерастать в навязчивое состояние, царь принимает страшное решение убить святителя. И посылает в монастырь, где находился митрополит Филипп, своего ближайшего приближенного Малюту Скуратову, который возглавлял тогда опричнину, чьей задачей было наблюдение за внутренней жизнью и наказание, вплоть до умерщвления, тех, кто мог представлять опасность для самодержавия. И Малюта Скуратов, войдя в келью к святителю Филиппу, задушил его подушкой.
Жития святых. Филипп, митрополит Московский
ФИЛИПП МОСКОВСКИЙ | Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. |
Фили́пп II Московский и всея Руси (Колычев): житие, иконы, день памяти | 22 января Церковь чтит память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, одного из самых трагичных святых в русской истории, который ради спасения людей не побоялся пойти против царя Иоанна Грозного. |
День памяти святителя Филиппа
22 января Церковь празднует память святителя Филиппа, митрополита Московского. Святитель Филипп (Колычев) происходил из знатного и древнего боярского рода Колычевых, известного уже в XIII веке. О митрополите Филиппе. Митрополит Филипп II родился 11 февраля 1507 года в Москве. По окончании Литургии Святейший Патриарх совершил славление и прочитал молитву у мощей святителя Филиппа.
16июля-память свт. Филиппа Московского и всея Руси
И настолько личная святость возвышала его в глазах современников, что глубоко благочестивый царь Иоанн Васильевич, почитавший духовенство, почитавший святыни, строивший храмы, приблизил его к себе и был счастлив общаться с таким духоносным человеком. Казалось бы, ничто не предвещало катастрофы, трагедии, но она произошла. Произошла потому, что в то время царь Иоанн Васильевич, по прозвищу Грозный, боролся с оппозицией в лице Боярской думы. Став царем, он осознал личную ответственность за судьбу страны и, конечно, знал, как много противоречивых интересов сталкивается в Боярской думе, как борются бояре за свою власть, за свои материальные средства, за то, чтобы одному стать над другим и так далее. Эта группа людей, именуемых Боярской думой, должна была в первую очередь думать о судьбах страны и, может быть, и о них думала, но слишком много было внутренних противоречий, и царь Иоанн Грозный с осторожностью посматривал в ту сторону, справедливо полагая, что от богатых, влиятельных людей может исходить не только добро, но и опасность для Отечества. Находясь в состоянии постоянной тревоги и проистекавшей из нее особой бдительности, царь был очень осторожен в том, чтобы проявлять доверие к боярам. Святитель Филипп также был из боярского рода Колычевых, из тогдашней русской аристократии. Человек выдающихся способностей, прекрасный проповедник, он был вровень царю, и так они и стояли в этом храме: здесь — царь, а здесь — святитель Филипп, как и полагалось в тогдашней Руси. Но, может быть, злые наветы вражии внушили царю чувство недоверия к митрополиту. Царь заподозрил его в опасных деяниях, будто митрополит склоняется к поддержке Боярской думы. Отличаясь, по всей вероятности, болезненной подозрительностью, Иоанн Грозный внушил себе, что от митрополита может исходить опасность для царского трона, что никак не соответствовало действительности.
В первое время святительства Филиппа 1567-1568 гг. Опять начались грабежи и убийства мирных граждан. Филипп несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его, но, видя, что убеждения не помогают, решился действовать открыто. В результате он подвергся гонениям, был лишен святительской кафедры и сослан в Тверской Отрочь монастырь, где претерпел мученическую смерть 23 декабря 1570 года от рук опричника Малюты Скуратова. Сын и наследник Ивана Грозного - царь Феодор Иоаннович приказал перенести останки священномученика в Соловецкий монастырь, где он и был погребен на месте, избранном им самим в бытность свою игуменом. Тогда же было обнаружено, что мощи его нетленны. В 1648 года святитель Филипп был причислен к лику святых, а в 1652 году мощи его были торжественно перенесены в Москву и положены в Успенском соборе Кремля.
Почитая добродетельную жизнь святого, явившего пример самоотверженного служения на благо Церкви и ближних, православные гимнографы именовали святителя новым Авелем и непорочным агнцем, самоотверженно пострадавшим за вверенную ему паству. Всенощное бдение в Успенском соборе возглавил архимандрит Макарий Веретенников. Позднюю Божественную литургию в Успенском соборе возглавил архимандрит Агафодор Маркевич. Справка Вечером пели: справа — хор под управлением иеромонаха Нестора Волкова , слева — хор под управлением послушника Иоанна Кривоногова.
Благочестивый, кому поревновал ты, исказив таким образом твое благолепие?
С тех пор, как светит солнце на небе, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали собственную державу… У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет. Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. Не скорблю о тех, которые, проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святых мучеников; о твоей бедной душе страдаю. Хотя и образом Божиим почтен ты, однако ж, смертный человек, и Господь взыщет все от руки твоей». Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного.
Художник: В. Иоанн кипел гневом, шептал угрозы, стучал жезлом о плиты помоста. Наконец воскликнул: «Филипп! Или нашей державе ты смеешь противиться? Посмотрим, увидим, велика ли твоя крепость».
Я пришелец на земле, подвизаясь за истину, и никакие страдания не заставят меня умолкнуть». Страшно раздраженный, Иоанн вышел из церкви, но затаил злобу до времени. Там был и царь, окруженный опричниками. Во время чтения Евангелия, святитель заметил опричника, стоявшего позади царя в татарской шапке, и указал на него Иоанну. Но виновный поспешил снять и спрятать шапку.
Тогда опричники обвинили митрополита в том, будто он сказал неправду, с целью унизить царя перед народом. Тогда Иоанн велел судить Филиппа. Нашлись клеветники с ложными обвинениями против святителя, которому не дали возможности изобличить их, и он был осужден на лишение кафедры. Вдруг отворились церковные двери, вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному народу объявляли, что митрополит лишается сана. Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами повезли в один из московских монастырей.
Говорили, что царь хотел было сжечь исповедника Христова на костре и только по просьбе духовенства определили ему пожизненное заточение. В то же время он казнил многих родственников Филиппа.