Отсюда, собственно, и пошло знаменитое выражение: «Первый блин комом», то есть, медведям. Удивительное дело, но всем известная поговорка "первый блин комом" изначально никакого отношения к комкам не имела. Кому первый блин? Также начинали печь блины, первый испеченный в понедельник блин отдавался малоимущим и на помин усопших. Отсюда и пошла народная поговорка «первый блин – комам», которая со временем приобрела другое правописание и смысл и стала означать неудачу первого начинания.
Первый блин комом: происхождение и значение выражения
Подписаться Происхождение выражения "первый блин комом" В конце марта древние славяне праздновали Комоедицу, дохристианскую предшественницу Масленицы. Это торжество было связано с пробуждением Медового зверя - медведя, которое знаменовало собой окончательное наступление весны.
Даты Масленицы подвижны и зависят от Пасхи: Масленичная неделя начинается за 56 дней до христианского праздника. В 2022 году это 28 февраля - 6 марта. Корнями Масленица уходит в языческую культуру, поэтому с приходом христианства этот праздник долгое время осуждался церковью. Теперь Масленица неразрывна с церковным календарем и предшествует 40-дневному Великому посту. В первые три дня можно было заниматься делами по хозяйству, а с четверга все работы прекращались. Каждый день праздничного цикла имеет свое название и предназначение: Понедельник — встреча.
В этот день из подручных материалов сооружалось чучело Зимы, которое насаживали на кол и возили по улицам. Также начинали печь блины, первый испеченный в понедельник блин отдавался малоимущим и на помин усопших.
Предполагалось, что если люди потребляют растительную пищу, то обязаны дать жизнь и другому человеку, чтобы продолжить этот цикл. В язычестве именно эта идея была самой главной, а остальные действия лишь помогали осуществить эти главнейшие жизненные цели. Еще праздник считался поминальным. Крестьяне полагали, что предки, лежащие в земле, оказывают воздействие на ее плодородие. Поэтому было так важно почтить умерших и задобрить различными ритуалами.
То есть, во время Масленицы люди пытались узнать больше о жизни и смерти. Этот праздник представлял собой бесконечный цикл умирания и рождения, холода и тепла, увядания и расцветания, то есть постоянную борьбу противоположностей. Что значили дни Масленицы Розочка из блинов Масленица праздновалась неделю. У каждого из семи дней было определенное значение. Понедельник — встреча. Весь день люди готовились к предстоящей неделе. Ближе к вечеру посещали родственников.
В понедельник пекли первый блин. Вторник — заигрыши. День смотрин в деревнях. Он был выбран неспроста, ведь было запрещено устраивать свадьбы во время поста. Такие празднования разрешались лишь после Пасхи. Поэтому молодежь ставила себе цели еще в Масленицу найти в свою пару. Среда — лакомка.
Наверняка вы слышали о «дне тещиных блинов». Он выпадал на среду. Чем больше лакомств было на столе женщины, тем сильнее ее благословение. Эта традиция стала причиной появления крылатой фразы «к теще на блины». Четверг — разгул. Именно в четверг начинался самый большой размах праздника. Все сопровождалось такими развлечениями, как хороводы, песни, катания на горках, прыжки через огонь, бои на кулаках.
Однако основной традицией являлся захват снежного городка. Люди делали крепость из снега, делились на 2 группы — конное войско и пехоту. Первая пыталась захватить строение, последняя же защищала его. Пятница — вечерки тещи. В пятницу наоборот — теща посещает дом зятя. Мужчина обязан был приготовить для нее блины. Женщина приводила своих подруг, чтобы показать им, какой хозяйственный у нее зять.
Суббота — золовкины посиделки. Суббота посвящалась тому, что невестки звали к себе семью будущего мужа в особенности его сестер. Однако если сестры еще не нашли свою любовь, в противовес девушка звала своих незамужних подруг. Если же родственницы мужа были семейными, подруг можно было приглашать только замужних. Воскресенье — проводы. Начало подготовки к посту.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:.
Филолог Глущенко рассказала, откуда пошло выражение «первый блин комом»
Что такое масленица? Когда провожать масленицу? Кому первый блин? Кто такие комы?… Алексей Орлов | Любая начинающая хозяйка подтвердит, как часто первый блин получается комОм, ведь сковорода ещё как следует не прокалилась и не промаслилась, вот и прилипает первый блинок. |
Традиция печь блины на Масленицу – символика и история блюда — 21.02.2023 — Статьи на РЕН ТВ | Поговорка 'Первый блин комом' используется всеми когда новое дело в начале не ладится, но между тем эта поговорка первоначально имела совсем другой смысл – Самые лучшие и интересные новости по теме: Масленица, русский язык, славянские обычаи. |
«Первый блин комом» — история поговорки | Как появилась традиция печь блины на Масленицу, что символизируют блины и какова история их появления. |
Первый блин комом: происхождение и значение выражения | Почему «первый блин комом»? |
Пословица «Первый блин комом» в русских парламентских дебатах
Также пекли много пирогов, варили кисели да квас, потчевали гостей медом, крутили обрядовое печенье в виде птичек и зверей: они-то и должны были позвать весну. Название свое — Комоедица — праздник получил от блюда, напоминающего комок. Что это было: блинчик или колобок - теперь сказать трудно. И поскольку славяне верили, что день встречи Нового года повлияет на весь год в целом, все старались устроить на Комоедицу обильное застолье и безудержное веселье. Поэтому и прозвали ее «широкой», «обжорной», «честной», «объедухой». Из принятых на празднике забав основным считалось взятие снежного городка. Группа ряженых укрывала в нем Марену, а другая группа должна была отвоевать ее: не оставлять же лютую зиму навсегда! Мужчины обязательно участвовали в кулачных боях, которые делились на три вида: «один на один», «стенка на стенку» и «свалка».
Здесь были не важны ни возраст мужчины, ни социальный статус - бились всерьёз, до крови, и кровь эта считалась достойной жертвой и потому предвещала урожайный год. Кульминационным моментом праздника становилось сожжение чучела Марены. Все холодное время года она властвовала, а с приходом весны стала дряхлой старухой и должна была уступить место молодому Яриле. Чучело вязали из соломы, привязывали к нему старое тряпье, на которое наговаривали то плохое, что Марена должна была забрать с собой. Пепел от ритуального костра предавали реке и разбрасывали по полю — в знак уважения к силам природы и с мольбой об урожае. На Комоедицу можно было и погадать. Для этого при большом скоплении народа подкидывали в небо блин, и кто его поймает, тому особое будет счастье в Новом году.
А вот работать в праздничные дни было нельзя в знак почитания богов и из уважения к предкам. Таким образом, праздник Комоедица был праздником народным, и главная его цель состояла в том, чтобы освятить землю, почтить предков и попросить у природы хорошего урожая. С принятием христианства Комоедица превратилась в Масленицу.
Создают и наряжают большое чучело Морены женщины и обязательно отдельно от мужчин. К шесту крепится перекладина это плечи , к которой привязываются туловище и руки из сена-соломы.
Далее девицы надевали на Морену-Зиму старые вещи, которые участники праздника приносили с собой, чтобы отправить с ними старые беды в обрядовый огонь. После того, как голова Морены установлена на свое место, девицы углем рисовали нос, рот, брови и — последними — глаза. Морена, Богиня Смерти, не должна до своей поры смотреть в глаза живым. Участники праздника также навешивали на чучело Масленицы всякие веревочки, шнурки, лоскутки, платочки, звездочки из соломы, дерева, пакли, бумаги. В эти предметы мысленно вкладывали все то, от чего хотели избавиться в наступающем году, все то, что мешает двигаться вперед в своих намерениях.
По тому, как сгорает Зима, гадали, каким будет будущий год. Если Зима-Масленица горит долго, стало быть, весна может случиться долгой, или дела будут «пробуксовывать», в том числе из-за ошибок, допущенных в предыдущем периоде. Третий комплекс масленичных обрядов — это земледельческий комплекс. Все эти обряды связаны не с хлебными злаками, а с волокнистыми — льном и коноплей. К таким ритуалам относится катание с гор: считалось, что кто больше раз скатится с горы или кто дальше проедет, у того и лен будет больше, поэтому в народе говорили, что идут кататься «на долгий лен».
На масленичной неделе совершались первые заклички весны... А теперь представьте: на дворе начало февраля, даже до календарной весны еще больше месяца не стоит забывать, что даже календарная весна у наших предков приходила на 14 позже — по старому стилю , а уж до настоящей... Ничего не смущает? Кто в такой период нос из дома высунет да еще и с веселыми весенними песнями?! Солнце в это время еще слабое и неуверенное - где ему ярь набирать, хоть бы из-за снеговой тучи на минутку показаться.
Неужели нашим предкам было так невтерпеж весну кликать, что не боялись они костры палить да песни петь в февральские метели? Масленица next Все гораздо проще. И мы можем по-прежнему гордиться нашими пра-пра-пра-пра-прадедами. Дело в том, что масленицу они отмечали 20 марта по новому стилю — в день весеннего равноденствия!
Молодежь начинала гулять, кататься с горок — праздник набирал обороты.
Среда — «Лакомка». В этот день пекли блины, накрывали столы. Особенно важным был в этот день приход зятя к теще. Она встречала его блинами и должна была оказать всяческие знаки внимания почетному гостю. Четверг — «Разгуляй».
Это самая середина масленичной недели, когда гуляли уже «по полной»: с кулачными боями и конскими бегами, со взятием снежной крепости и веселыми пирушками, с ритуальными кострами и развеселыми песнями. В пятницу проходили «Тещины вечера». Теперь уже теща приходила к зятю в гости, а он вместе с ее дочерью, своей женой, принимал ее со всей любезностью. В субботу — «Золовкины посиделки» - молодые невестки принимали родных, дарили золовкам подарки и угощали блинами. Воскресенье называли по-разному: и «Целовальник», и «Проводы», и «Прощеное Воскресенье».
Люди, знакомые и незнакомые, просили друг у друга прощения, троекратно друг другу кланялись и целовались в знак примирения. В последний день масленичной недели прощались с Масленицей: возили ее по всей округе, после чего принародно сжигали, бросая в костер блины, яйца, лепёшки — как отголосок языческого ритуала. Однако настоящее прощание с Масленицей происходило на следующий день, в «Чистый понедельник» — первый день Великого Поста. В этот день обязательно надо было вымыться в бане, чтобы смыть с себя все нечистое, что притянулось в масленичную неделю. Таким образом, главной целью христианской Масленицы, в отличие от языческой, была подготовка души и тела к предстоящему Великому Посту.
Сегодня каждый по-своему отмечает Масленицу, вкладывает в нее свой смысл. Общим остается главное - это любимый праздник прощания с зимой и встречи весны, отмеченный пышными застольями с вкусными блинами, веселыми играми и забавами.
Конец февраля в России встретили началом Масленицы: 28 февраля стартовала масленичная неделя. Ещё с древних времён встречу весны отмечают во многих регионах страны, в том числе и в Ставропольском крае. Масленица — один из самых весёлых и вкусных праздников в году. Встречать его принято с особым размахом и колоритом. Всю неделю люди пекут блины, ходят друг к другу в гости, устраивают масленичные гулянья и ярмарки.
Почему «Масленица»? Первые упоминания о Масленице появились в летописях приблизительно в XVI веке. До этого времени такое название не использовалось, несмотря на то, что у праздника древние корни и отмечали его ещё задолго до принятия христианства на Руси, которое произошло в конце Х века. Считается, что название праздника Масленицы произошло от слова «масло», которое, в свою очередь, произошло от «мазало» и обозначало сливочную массу, получаемую при сбивании молока. Объяснить это очень просто: в период зимне-весеннего межсезонья телились коровы, и молока, масла, сыра и творога было предостаточно. Мазало символизировало достаток, изобилие, сытые времена, богатый урожай, поэтому Масленицу принято отмечать широко и хлебосольно. Почему праздник весны называется Масленицей?
История выражения Так на самом деле звучит привычное для нас выражение «Первый блин комом». Истоки оно берёт ещё с тех времен, когда наши предки-славяне отмечали проводы зимы в честь покровителя скотоводства — бога Велеса. Олицетворением Велеса на земле считался медведь, которого называли комом. С приходом весны медведи пробуждались после зимней спячки. Тогда женщины пекли лепёшки и относили их хозяину леса — кому медведю , чтобы задобрить его. Так и появилось выражение «Первый блин — комам».
ОТКУДА ПОШЛА ПОГОВОРКА «ПЕРВЫЙ БЛИН — КОМОМ»?
Необходимо как следует разогреть сковороду, смазать её маслом, подготовить не слишком жидкое и тщательно перемешанное тесто. Даже у опытных хозяек бывает плохое настроение, и тогда первый образчик блинного искусства превращается в слипшийся сгусток. Тут уже видно, что произошла ошибка. Первый блин ликвидируется, а все последующие пекутся с оглядкой на первую неудачу. Получается, что первый блин — необходимая жертва, индикатор нормальности процесса. А вот с исторической точки зрения всё сложнее. Прежде выражение звучало так: «Первый блин — комам, второй — знакомым, третий — дальней родне, а четвёртый мне».
Именно «комам», а не «комом»! Вопрос о том, кто такие комы решается двояко. Одни полагают, что комы — это духи предков, обитающие в деревьях, у самых корней. Блины считались блюдом ритуальным, часто использовались на поминах.
Почему так называется? Празднование Масленицы на Руси Название произошло от масла, которое, как и другие молочные продукты, будет под запретом после окончания недели. Ровно по завершении Прощеного воскресенья начнется семинедельный Великий пост, а семидневка перед ним получила название Масленица. Но впрочем оно не всегда было таковым. Раньше праздник именовался Комоедицей, а начало этого сложного слова означало у древних славян медведя. Как раньше называлась Масленица?
Ведь он хозяин меда, а для древних русичей это лакомство — источник здоровья и силы. Поэтому благословенный праздник назывался Комоедицей. Интересный факт: когда говорят, что первый блин комом, то это неправильно. Первый круглый и пышный символ Масленицы якобы отдавался «комАм», то есть предназначался для медведей, чтобы их задобрить. Масленица — языческий или православный праздник? Изображение бога Ярило, который символизирует собой Солнце Часть традиций праздника идет от языческих обычаев древнеславянских народов. Он изначально символизировал весеннее равноденствие, когда ночь становилась короче, а день длиннее. Обычно этот момент выпадал на 20-21 марта, и бог Ярило, символизирующий Солнце, начинал растапливать сугробы. Но после Крещения Руси какое-то время церковь не принимала эти обряды, хотя и не запрещала их. Православная церковь изначально не включила ее в святцы, но поскольку в Библии есть упоминание Сырной недели и Прощеного воскресенья, впоследствии они органично вошли в недельное празднование.
Масленицу приурочили к Великому посту, перенеся примерно на две недели назад. Так этот праздник стал православным, сохранив и языческие черты. Когда начали отмечать масленицу? Некоторые люди до сих пор отмечают Масленицу в языческом стиле Праздник уходит своими историческими корнями далеко в древние времена, и отмечали его задолго до крещения Руси в 988 г. Во всей Европе есть аналоги Масленицы.
Рыбаков утверждает, что 100 тысяч лет назад! Эти праздники происходили в священных пещерах, которые охранялись от разорения. В Альпах в отдельных местах ученые находили до 1000! В мифологических представлениях медведь выступает как божество, основатель традиции, предок, родоначальник, тотем, дух-охранитель, дух-целитель, хозяин нижнего мира, элемент астрального кода, воплощение души, помощник шамана. Также медведь считается предком людей, их старшим родственником.
Медведь был общеплеменным культом у индейцев гуронов, ирокезов и др. Он считается символом силы, смелости, стойкости, выносливости; но также жестокости, ярости, лени. В мистической литературе медведь выступает как символ гиперсексуальности. В иконографии - символ укротившей себя плоти.
Второй тайный смысл - опустошение, уничтожение прошлого, чтобы в новый мир войти заново рожденными. Первое место на масленице занимали блины, которых, как писал в XIX веке исследователь Иван Божерянов, "обычай позволял есть до пересыта" и вообще следовать пословице: "Есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду". К масленичным блюдам в разных регионах относили также пряники, пироги, орехи, молочные продукты и блюда из творога.
Но наряду с этим запрещалось употреблять в пищу "рогатых, крылатых, рылатых и носатых животных, исключая рыб-водоплавок, икры, нежно-розовой семги". Это указывает на еще один важный момент. Масленицу называют также Мясопустной неделей, что напоминает о ее близости к Великому посту - при всем обилии масленичного стола на нем уже не было мяса. Здесь исследователи проводят параллель с европейским карнавалом, название которого трактуется как "прощание с говядиной" - carnis-vale лат. Остатки не сладки Обычай требовал, чтобы еды на Масленицу приготавливалось с запасом - больше, чем могли съесть, а обращение с излишками тоже строго регламентировалось народной традицией. В Прощеное воскресенье масленичные блины бросали в костер, на котором сжигали чучело зимы. Это тоже был способ поминовения усопших - в древние времена Зима на масленичном костре олицетворяла славянскую богиню смерти Морену поэтому ее обязательно изображали с закрытыми глазами, чтобы живые не могли встречаться с ней взглядом.
Оставшаяся от Масленицы пища считалась в последующие дни "поганой", и даже самые бедные крестьяне старались ее не есть. Доедать блины можно было только в первый понедельник Великого поста, который называли "тужилками" от слова - тужить, то есть скучать, печалиться. В этот день женщины тщательно убирали дом от остатков жира, масла и других следов масленичной трапезы, а мужчинам позволялось опохмелиться и сходить в баню. Наступало трудное время поста, когда ничего скоромного, то есть мясного и жирного, есть не разрешалось. Традиции изготовления блинов Блин - одно из древнейших изделий русской кухни, появившееся еще до IX века, в языческие времена. Однако на Масленицу производство блинов требовало не только кулинарного мастерства, но и соблюдения определенных правил. О том, что "опару для блинов стряпухи приготовляют с особыми обрядами", писал в XIX веке Иван Божерянов в историческом очерке "Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу": Одни опару готовят из снега, на дворе, когда выйдет месяц.
Здесь они причитывают: "месяц ты месяц, золотые твои рожки! Взглянь в окошко, подуй на опару", от этого будто блины бывают белые и рыхлые. Другие выходят вечером готовить опару на речку, колодезь или озеро, когда появятся звезды Исследователь подчеркивал, что "приготовление первой опары содержится в величайшей тайне от всех домашних и посторонних", потому что "малейшая неосторожность стряпухи наводит на хозяйку тоску на всю Масленицу". Таинственность, с которой готовились блины, подчеркивает то, что наши предки наделяли их магическими свойствами. Первое, с чем ассоциируется горячий золотистый блин, особенно во время проводов зимы, - это солнце. Но солярной символикой значение этого блюда не ограничивается. Блины использовались в обрядах, нацеленных на обеспечение хорошего урожая и благополучия в доме, в свадебных и семейных ритуалах.
Блины у русского народа исстари служат также символом поминовения усопших, поэтому во многих губерниях существовал обычай, когда первый блин, испеченный на Сырной неделе, клали на слуховое окошко, предназначая его душам предков. К этой же традиции можно отнести происхождение поговорки "Первый блин комом", которая, по мнению ряда исследователей, изначально звучала иначе, и последнее слово в ней означало не комок, а медведя "кома". Считалось, что с пробуждением хозяина леса по-настоящему наступает весна, начинает пригревать солнце, природа просыпается после зимы. Поэтому в древние дохристианские времена масленичные ритуалы были связаны с почитанием медведя, и первый блин, выпеченный на Масленицу, или Комоедицу, относили в лес и клали на пенек, чтобы угостить зверя.
ПЕРВЫЙ БЛИН - комАм
А блины очень тесно связаны с выражением «Первый блин комом». Существует легенда, что пословица «Первый блин комом» — это изменённая версия более древней пословицы «Первый блин комАм». Любая начинающая хозяйка подтвердит, как часто первый блин получается комОм, ведь сковорода ещё как следует не прокалилась и не промаслилась, вот и прилипает первый блинок.
Масленица: сколько блинов нужно съесть и кого нельзя прогонять
Чем древнее культура, тем больше времени уделялось поддержке этой цикличности. Основу населения Древней Руси составляли крестьяне, для которых урожай был единственным источником пропитания. Поэтому неудивительно, что Масленица имела важное значение. Праздник был схож с литургией, но люди поклонялись не Богу, а природе и стихиям. Выпадал праздник на время весеннего равноденствия когда день становился длиннее ночи. Это приблизительно 21-22 марта. Погодные условия в эти дни были непредсказуемыми, могло быть тепло, но бывали и морозы. По мнению предков, зима с весной постоянно боролись, а Масленица представляла собой некий рубеж, после которого наступало потепление, начинали цвести деревья и первые цветы. То есть Масленица считалась продолжением цикла жизни, неким элементом культа плодородия. Земля оживала, впитывала остатки снежной воды, чтобы наполнить себя влагой.
И люди помогали ей в этом своими обрядами и освящением. Масленица также символизировала продолжение рода. Предполагалось, что если люди потребляют растительную пищу, то обязаны дать жизнь и другому человеку, чтобы продолжить этот цикл. В язычестве именно эта идея была самой главной, а остальные действия лишь помогали осуществить эти главнейшие жизненные цели. Еще праздник считался поминальным. Крестьяне полагали, что предки, лежащие в земле, оказывают воздействие на ее плодородие. Поэтому было так важно почтить умерших и задобрить различными ритуалами. То есть, во время Масленицы люди пытались узнать больше о жизни и смерти. Этот праздник представлял собой бесконечный цикл умирания и рождения, холода и тепла, увядания и расцветания, то есть постоянную борьбу противоположностей.
Что значили дни Масленицы Розочка из блинов Масленица праздновалась неделю. У каждого из семи дней было определенное значение. Понедельник — встреча. Весь день люди готовились к предстоящей неделе. Ближе к вечеру посещали родственников. В понедельник пекли первый блин. Вторник — заигрыши. День смотрин в деревнях. Он был выбран неспроста, ведь было запрещено устраивать свадьбы во время поста.
Такие празднования разрешались лишь после Пасхи. Поэтому молодежь ставила себе цели еще в Масленицу найти в свою пару. Среда — лакомка. Наверняка вы слышали о «дне тещиных блинов». Он выпадал на среду. Чем больше лакомств было на столе женщины, тем сильнее ее благословение. Эта традиция стала причиной появления крылатой фразы «к теще на блины». Четверг — разгул. Именно в четверг начинался самый большой размах праздника.
Все сопровождалось такими развлечениями, как хороводы, песни, катания на горках, прыжки через огонь, бои на кулаках. Однако основной традицией являлся захват снежного городка.
Наличие образа медведя в русских сказках, свадебных обрядах, в любовной магии, в обрядах Рождества и Великого поста связано с тем, что в народном сознании это животное отождествляется с плодородием, многими умениями и плодовитостью.
Одно из самых традиционных русских свадебных пожеланий: «Даю тебе медь, чтобы дети были как медведи». А образ косолапого дополняют пословицы: «Медведь в лесу, что мальчик в городе» и «Хозяин дома, что медведь в лесу: что хочет, то и крутит». Медведь — один из главных образов пермского звериного стиля.
Культ медведя был широко распространен на Урале. Значки с изображением медведя служили сильными амулетами и защищали владельца. Эти изделия были связаны с идеей переселения душ.
Если носитель умирает, душа живет сама по себе — либо уходит в рай, либо уходит к предкам, либо вселяется в животное, птицу, человека и даже в мертвеца или чудовище. Традиция медвежьих праздников дошла до нашего времени в культуре хантов и манси. В их легендах говорится, что медведь был сыном божества верхнего небесного мира.
Спустившись на землю, к людям, медведь нарушил запрет богов и умер. Убитое человеком животное возродится, а его дух после медвежьего праздника отправится на небеса, к отцу. Другой эпитет «изобилие животных, дарующих дух» предполагает ношение образа медведя с магической целью обеспечить счастье охотника.
Считалось, что медведь — это хозяин и правитель леса, обладающий характеристиками всех диких животных, знающий их повадки и определяющий для человека успех рыбной ловли в целом. Медведя всегда изображали с четырьмя когтями — это знак оборотня, знак возможности превращаться как в других животных, так и в людей. А еще именно коми-народный герой по имени Кудым-Ош «ош» — медведь , предками которого были медведи, научил людей добывать огонь, плавить металл, строить удобные деревянные хижины и пахать землю.
Что же такое масленичный блин? Блины были самой первой выпечкой из муки. У всех людей в мире, которые научились перемалывать зерна, есть разновидности блинов.
Сейчас сложно сказать, кому принадлежит первенство, но считается, что само слово блин имеет славянское происхождение и произошло от слова «млын» молоть. Традиционно славяне пекли блины из закваски — дрожжевого теста. С приготовлением самого теста было связано множество обрядов и заговоров, призванных сделать блины вкусными, а тех, кто их ест, здоровым и счастливым.
Какой только начинкой не пользовались изобретательные хозяйки! И мясо, и рыба, и овощи, и сладости. А вот в дни Масленицы на столах в основном традиционные круглые блины, сбрызнутые маслом.
Блины — очень сытное и вкусное блюдо. Ими можно накормить всю семью, а также тех, кто приезжает в гости на праздники. В современной русской кухне блины считаются деликатесом для особого случая.
Большинство хозяек не готовят их каждый день. Для многих из нас блины, как и пирожки, остаются приятными воспоминаниями из детства, когда добрая бабушка накормила нас досыта. И все же, почему блины для нас стали символом самого праздника Масленицы?
Ведь эту традицию, в отличие от народных гуляний, соблюдают абсолютно все. Как и многие другие славянские и даже христианские праздники, мы привыкли, что Масленица и блины неразделимы. А почему, мало кто из нас задумывается.
Является ли это особенностью ритуала поминовения усопших, или символом солнца, сейчас является предметом споров среди историков. Одно мы знаем точно: Масленица — это праздник блинов! И мы хотим наслаждаться ими только целую неделю в году.
История блинов на Руси История появления первых блинов на Руси восходит к древним языческим временам, задолго до появления традиции празднования Великого поста. Блины и хлеб — одни из древнейших мучных изделий русской кухни, появившиеся еще до IX века в языческие времена. Есть версия, что первые блины появились совершенно случайно благодаря случайному прохожему, который разогрел овсяный кисель и так отвлекся, что еда успела поджариться и подрумяниться.
По другой версии, блины появились сразу после того, как наши предки научились перерабатывать зерно в муку и печь первый хлеб, похожий на тонкие лепешки. По мнению видного историка В. Похлебкина, слово «блин» происходит от корня древнерусского слова «млын», что означает процесс перемалывания муки.
Испокон веков на Руси блины занимали важное место на столе каждой хозяйки и пекли их круглый год. Блин сопровождал человека на протяжении всей его жизни, от рождения, когда роженицу кормили лакомством, до ее смерти, когда умерших поминали блинами. Но в первую очередь блины были и остаются обязательным ритуальным угощением во время празднования проводов зимы на Масленицу, которая символизирует солнце.
В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Званая теща существовал и такой обычай обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей. Суббота — золовкины посиделки Золовка — это сестра мужа.
Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Как видим, на этой «масленице жирной» каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем. Воскресенье — проводы, целовальник, прощеный день. Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. При встрече порой даже с незнакомым человеком полагалось остановиться и с троекратными поклонами и «слёзными словами» испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой». Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи.
Поговорка приобрела совершенно иной смысл. Проверить комом ли первый блин, можно записавшись на праздник "Масленица широкая", который пройдет 16-17 марта в музее-заповеднике "Старина Сибирская". Телефон для связи: 89026747070.
9 интересных фактов о блинах, которые вы не знали
Как ни старайся, но первый блин, будь он печеным, или жареным, все равно получается комом! «Первый блин комам, блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвертый – мне». Почему первый блин комом?
Почему первый блин комом?
Так на самом деле звучит привычное для нас выражение «Первый блин комом». Отсюда, собственно, и пошло знаменитое выражение: «Первый блин комом», то есть, медведям. Поэтому приверженцы этой гипотезы о первом блине говорят: «первый блин комом» означает, что съедали его в качестве обрядового поминального блюда в печали за умершими. «Конечно, первый блин комом. Но спасибо болельщикам, поддержка сегодня была сумасшедшая.
Эта русская пословица раньше имела противоположный смысл: что же значило «первый блин комом»?
Выражение ассоциируется с бытовой ситуацией: при выпекании блинов первый может плохо перевернуться и превратиться в комок. Это происходит, если тесто слишком жидкое, а сковорода недостаточно разогрета или плохо смазана маслом. Многие исследователи языка связывают этот фразеологизм с древними обычаями. На Руси блины были обрядовым блюдом. Их пекли на похороны и поминки , а первый блин рвали руками и раскладывали у окон, чтобы паром напитать душу умершего. На Масленицу первым блином тоже угощали предков: клали на окно в кровле дома или относили на могилу.
А позднее, уже в христианской традиции, его отдавали нуждающимся в память о предках, съедали за упокой душ или помещали на божницу — полку с домашними иконами. Некоторые эксперты указывают, что в старину духов предков называли комами, отсюда и возникла поговорка.
Проведем теперь небольшой мысленный эксперимент. Пусть объектом аналогии с первым блином будет первая версия нового законопроекта. Тогда можно аргументировать, что первый текст часто не полностью разработан, он может даже быть противоречив или ошибочен в некотором отношении. По простому силлогизму тогда следует заключение, что и настоящая версия будет так же неудовлетворительна, так что придется ее исправить во второй версии — тем более, что парламентский регламент требует трех чтений по каждому законопроекту. Такой индуктивный аргумент строится на нашем знании о мире. Но возможно и второе толкование: ведь уже в самом понятии «первая версия» заложена мысль о продолжении серии, причем в исправленном виде. Иными словами, перед нами не синтетическая, а аналитическая истина и тем самым дедуктивная аргументация! Но тогда вообще любая аргументативная поддержка, в том числе и посредством пословицы, становится избыточна, а бывшие импликатуры теперь превращаются в пресуппозиции.
Возникает вопрос, не представлен ли подобный случай в собрании реальных цитат из Госдумы. Оказывается, что один пример действительно укладывается в схему аналитического аргумента: 7 «Мы провели очень серьезное совещание с заместителем министра Рахмановым, который курирует это направление, он признал, что это пробный шар, может быть, даже первый блин. Блин оказался сырой» депутат Сергей Собко, 21 февраля 2014 года. Обсуждается первая программа развития судостроения. Опять возникает двухступенчатая цитата, поскольку аллюзия на пословицу она приводится в максимально сокращенном виде вкладывается в уста заместителя министра. Депутат характеризует объект аналогии трояким способом: двумя метафорами, причем первая «пробный шар» не подсказывает продолжения серии, зато «первый блин» порождает такое ожидание, а слово «даже» сигнализирует, что это описание сильнее, чем «пробный шар». Но третья характеристика «блин оказался сырой» одновременно дисквалифицирует замминистра и саму аллюзию на пословицу: процесс выпечки блинов даже еще не начинался. Депутат обосновывает это суждение изобилием статистических и стилистических ошибок в тексте закона и отсутствием слушаний и «круглых столов» с участием экспертов. Из дальнейшего контекста мы узнаем, что эта программа будет еще разработана, что находится в полном соответствии с понятием «первая программа». Иными словами, в этом примере представлена такая же аналитическая истина, как в выше приведенном мысленном эксперименте, опять перед нами дедуктивный вывод; метафоры не носят аргументативной нагрузки, а служат лишь скрытым упреком в адрес заместителя министра Рахманова.
Пора подвести итоги этого раздела. Объекты-аналоги блинов, это либо а регулярно повторяющиеся события вроде бюджетных дебатов или саммитов, либо b одноразовые события от применения учебной программы до введения нового политического строя, либо c отдельные документы вроде законопроектов. В качестве производителей блинов выступают представители российского правительства или советского руководства, не считая одного фиктивного оппонента. Возможное продолжение серии зависит от характеристики цели метафоры аналога блинов и может быть обязательной, факультативной или совсем нежелательной, будь то по семантическим или правовым причинам. Качество следующего аналога блина, если таковой предвидится, колеблется между неизвестной и высшей степенью. Кроме того, говорящий иногда оспаривает вторую импликатуру следующий экземпляр будет лучший , поддерживаемую реальным или фиктивным участником. Причина неудачи первого экземпляра то объясняется, то остается неизвестной. Главный вывод из этих наблюдений заключается в следующем: практические выводы, которые можно извлечь из аналогий с нашей пословицей, бывают противоречивы [16] , поскольку в одном случае говорящий предлагает повторить эксперимент пример 3 , а в другом он категорически отвергает такую же попытку пример 4. Это вполне совместимо с грайсовским пониманием конверсационной импликатуры: она всегда может сниматься cancellable в зависимости от контекста. Вопрос здесь ни в личности говорящего Владимир Жириновский , ни в расстоянии во времени 11 лет , ведь оба примера приемлемы.
Единственно допустимый вывод такой: данная пословица не годится как последовательный аргумент в любой, в том числе также политической, дискуссии. Этот вывод можно обобщить: в выборке из 100 цитат из выступлений в Госдуме [17] , построенных на аналогиях, ни одна не вызвала какой-либо аргументации. Если аргументация посредством интертекстуальной аналогии не сдает экзамена, возникает вопрос, в чем заключается тогда преимущество такой стратегии. Следует учесть, что пословицы обычно функционируют как стереотипные носители народной мудрости, не вызывающие диссенсуса. Они скорее служат для когнитивного облегчения, поскольку слушателю уже не приходится формировать собственного мнения по данной теме, и — как своего рода удобный shortcut — для ускорения мыслительного процесса и принятия решения. Но всякий стереотип может и усиливать существующие предрассудки, несправедливые оценки и подобные нежелательные эффекты. В случае рассматриваемой здесь пословицы этот фактор вряд ли играет роль. Имплицитная часть пословицы можно исправить как будто призвана передать более положительную оценку, но это ожидание осуществилось лишь в первых трех примерах. Отметим еще юмористический фактор, который был задействован в примерах 4 и 7. В формальном отношении глагол чаще всего отсутствовал, он появился только в примерах 1 и 5.
Такая вариативность особенно характерна для пословиц и поговорок [19] , включая и случаи перехода в аллюзию, как это имело место в примере 7. Метакоммуникативные маркеры типа «как называется» факультативны, они были представлены лишь в первых двух примерах. По контекстуальному окружению наблюдалась известная вариативность: пословица появлялась как в прямой пример 6 , так и в косвенной речи. Попалось одно включение в фиктивное высказывание, антиципирующее возможное возражение пример 6. Цитата дважды оказалась в «двухэтажном» контексте, то есть была включена в другую цитату. Отрицание оказалось возможным пример 5. Наблюдались два бленда источника пословицы и цели аналога метафоры в примерах 1 и 5. В примере 6 вторая импликатура была эксплицитно сформулирована. Идиома «печь как блины» Наряду с пословицей в парламентских дебатах выступает и идиома «печь как блины» с конвенциональным метафорическим значением «создавать, производить что-либо быстро и в большом количестве» [20]. В транскриптах Госдумы она представлена 17 раз и в ряде случаев сочетается с фрагментами пословицы, ср.
В обоих примерах явно звучит критическая оценка получившихся блинов-законопроектов, но она прежде всего обусловлена словом «комом» и аллюзией «первые блины». Отметим также очередной бленд цели и источника метафоры: законопроекты пекутся как блины, печь законы. Косвенным образом бленд «печь законы» обнаруживается и во фрагменте «Нельзя печь блины вместо законов» депутат Юрий Никифоренко, 17 октября 2003 года. Пекут и решения: «Если вы не возражаете против того, чтобы мы сейчас решения спешно, как блины, не пекли, то внесите от группы это предложение на завтрашний Совет Думы» депутат Василий Ивер, 30 сентября 1998 года. Критика усиливается еще за счет эпитета «блины»: «Вот так мы и работаем: печем подчас скороспелые блины, а потом оказывается, что они комом» Светлана Горячева, 9 сентября 2011 года. Когда остатки пословицы исчезают, критика остается: «Не получится ли, что, принимая этот законопроект, мы будем печь в очередной раз скороспелый блин?
Слайд 8 Первый блин, который выпекали на Масляной неделе, отдавали за упокой души. И этот блин должен был вставать комом в горле , когда человек вспоминал своих умерших родителей или других родственников. Слайд 9 П оговорка живет своей отдельной жизнью, означая неуспех первого начинания. Слайд 10 Использованная литература 1. Жуков, Л. Войнова , А.
И все-таки это была игра, праздник, которому, естественно, соответствовала и одежда. Если и вы хотите следовать древним русским ритуалам и обычаям, если у вас сильно чешутся руки, можно слегка и позабавиться, наверное, дракой — снимутся заодно и все негативные отрицательные эмоции, наступит разрядка может, в этом и был какой-то тайный смысл кулачных боев , а заодно это и поединок сильнейших. Только не забывайте обо всех ограничениях и, главное, о том, что это все-таки праздничный, игровой поединок. Пятница — тещины вечера Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж, сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам! Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир если, конечно, зять был ей по душе. В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Званая теща существовал и такой обычай обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
История появления первых блинов
«Первый блин комАм» Первый блин комАм Наряду с блинами, олицетворяющими солнце, еще одним символом масленицы является Медведь! Кому посвящался первый блин? Предполагалось, что первый блин выпекался еще на недостаточно разогретой сковороде, и потому превращался в комок.