мирное объединение России и Украины в 17 веке История России.
Воссоединение Украины с Россией
Воссоединение Украины с Россией — устойчивое название в российской историографии объединения Украины и России в единое государство в 1654 году. Переяславская рада объединение Левобережной Украины с Россией. 30 сентября – День воссоединения России с регионами, вернувшимися в ее состав ровно год назад, в 2022 году, по результатам референдумов.
55. Воссоединение Украины с Россией. 1654 г.
РФ должна объединить Правобережную и Левобережную части Украины снова. Так было при Екатерине Второй, таким образом восстановилось единство Древней Руси и обхединился русский народ, чистает историк Михаил Мягков, передает «Соединившись с Россией в рамках единого Российского государства, Украина была спасена от порабощения шляхетской Польшей и поглощения султанской Турцией». 30 сентября – День воссоединения России с регионами, вернувшимися в ее состав ровно год назад, в 2022 году, по результатам референдумов. Воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих государств: освободило народ Украины от национального и религиозного гнёта, спасло от порабощения Польшей и Османской империей, способствовало формированию украинской нации. Условия вхождения Левобережной Украины в состав России. Гетман Украины выбирается населением и утверждается царём.
ЛЕВОБЕРЕ́ЖНАЯ УКРАИ́НА
Протест против гнёта выливался в периодически возникающие восстания. В этих условиях православное Русское государство выглядело естественным союзником повстанцев. Впервые за помощью к русскому царю обратился гетман реестровых казаков Криштоф Косинский , возглавлявший восстание против польской шляхты в 1591—1593 годах. В 1624 году о том же просил митрополит Иов Борецкий. В 1648 году вспыхнуло крупное восстание под руководством Богдана Хмельницкого. Восставшие состояли преимущественно из казаков, а также из мещан и крестьян.
Ожидая поддержки от Русского царства, гетман Хмельницкий обращается к царю Алексею Михайловичу. Обращения Хмельницкого к царю Алексею Михайловичу Письмо Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу от 8 июня 1648 года, с сообщением о победах над польским войском и желании запорожского казачества перейти под власть русского царя. Страница 1. Письмо Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу от 8 июня 1648 года. Страница 2.
Подобно с презреня божого тое ся стало, чого ми сами соби зичили и старалися о тое, абихмо часу теперишного могли чрез посланцов своих доброго здоровья вашей царской велможности навидити и найнижший поклун свой отдати. Ажно Бог всемогущий здарив нам от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах его, которих товариши наши козаки в дорози натрафивши, до нас, до войска завернули. Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем. Которую яму под нами били викопали, сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, але тие люди брали их, которие нам служили [в той м]ире от царя кримского.
Здалося тем нам и о том вашому [царскому] величеству ознаймити, же певная нас видомост зайш[ла от] князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста. Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если би била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо. А меновите будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо.
Дат с Черкас, июня 8, 1648. Вашему царскому величеству найнизши слуги. Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким. Вскоре, однако, война возобновилась, на этот раз неудачно для повстанцев, которые потерпели в июне 1651 года тяжёлое поражение под Берестечком. В 1653 году Хмельницкий, видя невозможность победы, вновь уже в третий раз [1] обратился к русскому царю с просьбой помочь Запорожскому казачеству.
Челобитная Войска Запорожского Речи Посполитой Русскому царству о принятии запорожцев в подданство русского Царя и оказания им защиты против шляхетской Речи Посполитой была направлена в Москву осенью 1653 г. Просьба Войска Запорожского о российском подданстве рассматривалась на Земском Соборе, состоявшемся в Москве 1 11 октября 1653 г. Рассматривая просьбу, Земский Собор и царь понимали, что нарушение казаками клятвы верности польской короне является нарушением международных правил и традиций того времени и с неизбежностью приведет к войне с Речью Посполитой. Однако русская дипломатия нашла выход из сложившейся ситуации. По мнению думных чинов, в связи с нарушением присяги польским королём Ян Казимир обвинялся в нарушении данной им присяги о веротерпимости , украинский народ освобождался от присяги королю и, следовательно, царское правительство принимало под свою защиту «вольных людей», а не бунтовщиков [6].
А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен. И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору.
Царское правительство в интересах укрепления государства поддерживало стремление украинского народа к воссоединению с Россией.
Принимая во внимание опасность, угрожавшую существованию единокровного украинского народа со стороны польских, литовских и турецко-татарских захватчиков, 1 11 октября 1653 г. Земский собор в Москве единодушно высказался за воссоединение Украины с Россией Докум. В конце декабря 1653 г.
Воссоединение Украины с Россией было всенародно провозглашено 8 18 января 1654 г. После принятия присяги Бутурлин передал Хмельницкому от имени царя знамя, булаву и подарки. После Рады представители посольства объехали все главнейшие города Украины и приняли присягу от народа.
Из документов того времени видно, что таких прав и привилегий Украина никогда не имела, находясь под игом польской шляхты. Украина вошла в состав Русского централизованного государства, которое в экономическом и культурном отношении было государством более прогрессивным, чем панская Польша. Это благотворно сказалось на всей жизни украинского народа, начавшего углублять и укреплять свои экономические связи с отдельными районами Руси в условиях складывания и дальнейшего расширения всероссийского рынка.
Более свободно стала развиваться и украинская культура. Ускорился процесс превращения украинской народности в нацию. В лице русского народа украинский народ нашел верного друга и надежного защитника в борьбе за свою национальную независимость.
Воссоединение Украины с Россией нанесло удар агрессивным устремлениям султанской Турции и шляхетской Польши. Польша не хотела уступать Украину Русскому государству. Поэтому война с Польшей началась уже в 1654 г.
Первое время она шла успешно для России, но в 1657 г. Хмельницкий, и после его смерти между отдельными группировками внутри казацкой старшины началась борьба за власть. Большая часть гетманов, правивших после Хмельницкого, проводила политику польско-шляхетских магнатов и пыталась разорвать союз украинского и русского народов.
Однако рядовое казачество и трудовые крестьяне не поддержали сторонников Польши и продолжали вместе с русскими войсками бороться за свою национальную независимость. Война длилась с перерывами 13 лет, до 1667 г. По этому договору Украина оказалась разделенной на две части: Левобережная и Киев с небольшой прилегающей к нему территорией остались за Русским государством, Правобережная вновь отошла к Польше.
Запорожье не подчинялось Польше, но и не было в русском подданстве. Андрусовское [12] перемирие было временной передышкой для России. Война с Польшей 1654-1667 гг.
Дружеские связи русского и украинского народов продолжали укрепляться в общей борьбе против иноземного порабощения. В 1709 г. В 1812 г.
Воссоединение Украины с Россией укрепило единство двух великих народов в их совместной борьбе против социального гнета русских и украинских крепостников. Каждый новый этап в развитии революционного движения в России поднимал на новую ступень дружбу двух великих народов. Широкий отклик получили на Украине крестьянские войны под руководством Степана Разина и Емельяна Пугачева.
Откликом на восстание декабристов явилось восстание Черниговского полка. Революционная борьба великих русских демократов — Белинского, Добролюбова, Чернышевского и др. Шевченко, Котляревский, М.
Вовчек и др. Творчество украинских писателей, композиторов, художников развивалось под непосредственным влиянием русской культуры, которая, в свою очередь, обращалась к творчеству украинского народа как к источнику новых тем, сюжетов, образов. Памятник великим русским патриотам Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве создал украинец Мартос, а памятник великому украинскому полководцу Богдану Хмельницкому в Киеве создал русский скульптор академик Микешин.
Эта дружба находила себе серьезную поддержку у вождей революционного движения — В. Ленина и И. Сталина, разоблачавших буржуазный национализм.
Слова В. В июне 1917 г. После победы Октябрьской социалистической революции трудящиеся Советской Украины выступили одними из первых инициаторов создания единого союзного государства.
В условиях советской власти дружба украинского и русского народов поднялась на новую, более высокую ступень, превратилась в мощную действенную силу, обеспечивающую непрерывный подъем и рост их экономики и культуры. В республике — 7 университетов, 144 вуза, 591 техникум, десятки тысяч школ. Мудрая политика Коммунистической партии и Советского правительства дала возможность осуществить вековые чаяния украинского народа о воссоединении всех украинских земель в единой Советской Украине, которая является теперь одним из крупнейших государств Европы с населением более 40 млн.
Дружба двух великих народов еще более окрепла и закалилась в годы Великой Отечественной войны Советского Союза против фашистских захватчиков, когда оба народа совместно защищали свою Родину от иноземных поработителей. Советская Украина понесла неисчислимые жертвы в этой войне. Вся страна помогала Украине.
Развиваясь в братской семье социалистических наций, Советская Украина превратилась в могучую социалистическую державу. Под знаменем Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, под испытанным руководством Коммунистической партии украинский народ твердо и уверенно идет к коммунизму. Но исторические предпосылки объединения русского и украинского народов раскрываются в ряде предыдущих тем данного курса.
Так, при изучении материала об образовании и развитии Киевского государства учащимся освещаются вопросы о происхождении и исторической близости трех славянских народов — русского, украинского и белорусского, обусловленной единством происхождения от одной древнерусской народности. Показывается, что в Киевской Руси, исторической колыбели русского, украинского и белорусского народов, зародилось сознание единства Русской земли, которое братские народы пронесли через все века своей истории. Освещая историю происхождения и общий период в развитии трех братских народов в едином древнерусском государстве, учитель подводит учащихся к сознательному усвоению последующего развития, тесного единства и дружбы между этими народами.
Общий период в истории трех братских народов обусловил их неразрывную близость, которая помогла им с большим упорством и самоотверженностью бороться против иноземных захватчиков за воссоединение. При этом учитель подчеркивает, что это привело к подчинению украинской народности литовскими, а затем польскими феодалами.
Тщательно готовил Хмельницкий битву с польско-шляхетскими войсками, так как хорошо понимал значение первой победы для всего хода освободительной войны. В мае 1648 г. Реестровые казаки, находившиеся на службе у польского правительства, перешли к Хмельницкому. В битве под Желтыми Водами 6—8 мая 1648 г. Все даты даются по старому стилю. Для перевода на новый стиль необходимо к дате XVII в. Победа была достигнута благодаря мужеству и героизму казаков и крестьян, а также полководческому таланту [8] Б. Хмельницкого и его ближайших сподвижников, особенно М.
Вместе с украинскими казаками под руководством Б. Хмельницкого в борьбе против шляхты и магнатов участвовали русские и белорусские крестьяне и донские казаки. После победы под Корсунем старшинская рада вновь обратилась к русскому правительству с просьбой о помощи и о принятии Запорожского Войска в подданство. Письмом от 8 июня 1648 г. Хмельницким и русским правительством. Украинские казаки и раньше неоднократно обращались к русскому правительству с просьбой о помощи и о принятии их в русское подданство. Еще в 1620 г. Сагайдачный посылал с этой целью в Москву посольство Докум. О желании запорожских казаков, крестьян и православного духовенства перейти в русское подданство говорит большое количество писем и воеводских отписок того времени Докум. Будучи ослабленным после польско-шведской интервенции начала XVII в.
Но русское правительство всемерно развивало и поощряло торговлю с Украиной без ограничения ее таможенными пошлинами Докум. Важно отметить, что русское правительство защищало украинцев-переселенцев от притеснений, наносимых им польскими феодалами Докум. Вместе с тем русское правительство строго следило за тем, чтобы русские крепостные крестьяне не бежали от своих хозяев к украинским казакам Докум. Русское правительство помогало, в частности, православным монастырям Докум. В свою очередь, лучшие представители украинской культуры того времени — Епифаний Славинецкий, Дамаскин Птицкий, Арсений Сатановский — многое [9] сделали для развития русской культуры Докум. Необычайно показательны отклики на помощь русского правительства украинским казакам. В то время как польские воеводы протестовали против защиты украинских крестьян Докум. Хмельницкий строго наказывал местных украинских феодалов, притеснявших русское население Докум. Вслед за первыми победами восставший украинский народ нанес сокрушительное поражение польско-шляхетским войскам под Пилявцами 11-13 сентября 1648 г. Польское командование позорно бежало с поля боя.
Восставшие осадили Львов, двинулись в глубь Польши. Польское правительство, видя свое бессилие и желая выиграть время, начало с Хмельницким переговоры, кончившиеся в феврале 1649 г. Летом 1649 г военные действия возобновились Докум. Под Збаражем и Зборовом 5-6 августа 1649 г. От полного уничтожения их спасло лишь предательство крымского хана, получившего от польского короля большой выкуп и изменившего украинским казакам: крымский хан потребовал прекращения боя и заключения перемирия Докум. Заключение Зборовского договора не ослабило напряженности положения, так как крестьянство, которое было главной движущей силой восстания, никакого облегчения не получило: договор улучшал положение только части казачества и казацкой старшины. Казацкая старшина, заключившая с Яном-Казимиром Зборовский договор, вовсе не выражала интересов рядового украинского казачества и крестьянства, которые боролись за облегчение своего экономического положения, стремились уничтожить религиозный и экономический гнет. Казацкая же старшина стремилась обеспечить себе право продолжать эксплуатировать закрепощенное крестьянство Украины, но уже в составе Русского государства Объединение различных общественных сил произошло на почве стремления к общей цели — освободиться от польско-шляхетского гнета и воссоединиться с Россией. Богдан [10] Хмельницкий,— и в этом его историческая заслуга,— выражая вековые стремления и надежды украинского народа к тесному союзу с русским народом и возглавляя процесс складывания украинской государственности, избрал единственно правильный путь — воссоединение с русским народом в едином Российском государстве, которое одно могло спасти украинский народ от поглощения его шляхетской Польшей или султанской Турцией. Понимая, что Зборовский договор непрочен, Б.
Хмельницкий вновь развивает большую дипломатическую деятельность, направленную на то, чтобы добиться воссоединения с Россией Докум. Это стало особенно необходимым, когда в феврале 1651 г. Белорусский народ также принял участие в борьбе за свое освобождение в тесной связи с украинским народом Докум. Летом 1651 г. Начало боя было успешным для украинского войска, но в решающий момент битвы татары обратились в бегство, они не только сами ушли с поля боя, но и насильно увели с собой Хмельницкого, оставив украинское войско без руководства Докум. Одновременно польско-литовские феодалы во главе с Радзивиллом захватили Киев Докум. Под Белой Церковью 18 сентября 1651 г. Началось массовое переселение украинских крестьян и казаков в Россию Докум. Русское правительство решило действовать более энергично. Усиливаются дипломатические сношения Украины с Россией Докум.
Царское правительство в интересах укрепления государства поддерживало стремление украинского народа к воссоединению с Россией. Принимая во внимание опасность, угрожавшую существованию единокровного украинского народа со стороны польских, литовских и турецко-татарских захватчиков, 1 11 октября 1653 г. Земский собор в Москве единодушно высказался за воссоединение Украины с Россией Докум. В конце декабря 1653 г. Воссоединение Украины с Россией было всенародно провозглашено 8 18 января 1654 г. После принятия присяги Бутурлин передал Хмельницкому от имени царя знамя, булаву и подарки. После Рады представители посольства объехали все главнейшие города Украины и приняли присягу от народа. Из документов того времени видно, что таких прав и привилегий Украина никогда не имела, находясь под игом польской шляхты. Украина вошла в состав Русского централизованного государства, которое в экономическом и культурном отношении было государством более прогрессивным, чем панская Польша.
Напротив, перейдя во власть ВКЛ они оказались защищены, пусть и частично, от татар. Большую часть населения ВКЛ тогда составляли русские, господствующей религией было православие. Даже законодательство было на старорусском языке Статуты 1566 и 1588 г. В 1385 году в Креве была заключена личная уния между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским. Положение коренным образом изменилось во время Ливонской войны. Условия унии — помимо создания нового государства, Речи Посполитой — предполагали переход Подляшья, Волыни, Подолья и Киевского воеводства в состав Польского королевства. Взамен Польша начала оказывать активную помощь Литве в войне с Россией. Как следствие этого, началось «ополячивание» населения вышеуказанных территорий. Земли в Южной Руси получали польские землевладельцы, которые вносили сюда свои порядки. Местная аристократия также начала вводить на подконтрольных землях польские обычаи. Широкое распространение получило крепостное право. Украинское население превращалось в зависимое. Вместе с поляками на эти земли пришло католичество, которое послужило причиной большого числа конфликтов поляков с местным населением. С начала XVII века католичество стали принимать и многие землевладельцы русского происхождения. Религиозный конфликт разрастался. Эту проблему попытались решить в 1596 году — проводя Брестскую унию католической и православной церквей. Так, многие православные обряды сохранялись, сохранялось и богослужение на церковнославянском языке, но церковь теперь подчинялась папе Римскому. Уния была встречена людьми отнюдь не единодушно. Часть украинского населения стала униатами, а другая часть и притом большая стала горячими противниками унии. Таким образом, попытка снять религиозную проблему в стране лишь её обострила, хотя Владислав IV и предпринимал меры по борьбе с ней об этом подробнее будет сказано ниже. Помимо религиозной, назревали социальная и национальная проблемы. Большинство землевладельцев усиливало социальный и экономический гнёт крестьян, повышало размеры повинностей. Немало земель Украины принадлежало польско-литовской знати и шляхтичам, которые расценивали украинцев как людей «третьего сорта». Всё тяжелее и тяжелее становилось положение крестьян. Костомаров в книге «Богдан Хмельницкий» отмечает крайне тяжёлое положение украинских крестьян, как с социальной, так и с религиозной точек зрения: «рядом с утеснением народа шло поругание православной веры». Вместе с тем Костомаров отмечает различие в положение и православных-дворян и православных-крестьян: дворяне в меньшей степени подвергались религиозным притеснениям. Советский историк К. Осипов в книге «Богдан Хмельницкий» так же, как и Костомаров, отмечает бедственное положение украинского народа под гнётом Польши, говоря о том, что в конце XVI века в Восточную Украину происходило усиленное проникновение польских порядков и польского помещичьего землевладения. Религиозный вопрос рассматривается историком как способ идеологического подавления поляками русско-украинского населения. Стоит заметить, что в основной дореволюционные историки видели основной причиной восстаний на Украине религиозный гнёт, в том время как советские — экономический и социальный гнёт. Современные историки в качестве причин народные выступлений на юге Речи Посполитой видят и тот, и другой факторы. Например, Ю. Дворниченко отмечает бесправие русских, экономическое, социальное, идеологическое давление на народ. Французский инженер Боплан, находившийся на польской службе с 1630-х до 1648 года отмечал, что крестьяне в Речи Посполитой очень бедны, он даже сравнивал их положение с положением «галерных невольников». Польский историк М. Бобржинский в труде «История Польши» пишет, что существовало тяжёлое положение сельского населения, но при этом не различает поляков, поляков, украинцев и литовцев. Тяжело было всем крестьянам, все страдали от крепостного права. Положение с стране ещё более обострилось в связи с казацким вопросом. В Речи Посполитой, как и в Русском государстве, часть крестьян бежала от крепостного права на окраины страны. С одной стороны, казаки были надёжной защитой от крымских татар, часто атаковавших южные рубежи Польско-Литовского государства. Но с другой стороны, это была весьма опасная сила. Хотя казаки и не были едины в религиозном плане, и не принадлежали к какому-либо одному народу на окраины страны бежали как украинские и польские крестьяне, так и не поладившая с законом шляхта , они часто поднимали восстания. Основным их требованием было расширение реестра. В 1625 году вспыхнуло восстание Жмайло, в 1630 — Федоровича, 1635 — Сулимы, в 1637 — Павлюка, в 1638 — Остряницы и Гуни. Нередко к восставшим казакам присоединялся и простой народ, надеявшийся на улучшение своего положения. Все восстания были подавлены, а гнёт только усилился. Однако необходимо заметить, что крепостной гнёт тогда испытывало не только украинское население. Крепостничество усиливалось и в самой Польше и положение польского крестьянина было немногим лучше положения украинского. В России к тому моменту также происходит окончательное закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 г. Таким образом, крепостничество было в то время повсеместным явлением. Иное дело обстояло с национальным и религиозным гнётом. Если польские и российские крестьяне не подвергались ему, то украинские и белорусские крестьяне а также иные слои населения, но в меньшей степени испытывали его в полной мере. Гнёт испытывали не только крестьяне которые, по сути, были бесправны , но и казаки, не вошедшие в реестр официальный список казаков, получавших жалование , которые по положению приравнивались к крестьянам. Да и многие местные землевладельцы к тому времени уж ополячились перешли на польский язык, переняли польскую культуру, перешли в католичество. Кроме того, среди этого же местного населения число дворян по сравнению с числом представителей иных сословий было совсем небольшим. Так, положение Украины в составе Речи Посполитой можно характеризовать как «рабское»: большинство жителей бесправны, испытывают социальный, экономический, религиозный и национальный гнёт. Но не во всех украинских владениях Речи Посполитой крестьяне подвергались такому сильному гнёту. Например, И. Вишневецкий, обладавший огромными землями на Левобережной Украине, католик, но в прошлом православный, строил на своих землях православные церкви и монастыри, препятствовал ущемлению прав православных. Также он, стремясь привлечь на свои земли крестьян, предоставлял им различные льготы например, а несколько лет освобождал от налогов. Но это было исключением, которое подтверждало общее правило. Десятилетие 1638-1648 годов было названо поляками временем «золотого покоя». Восстания временно прекратились.
URA.RU: Историк Мягков призвал отдать РФ территорию Левобережной Украины
Четверть жителей региона являлись поляками, населявшими ключевые города и требовавшими присоединения к независимой теперь Польше. Также по теме «Идеолог распада Украины»: как националист Степан Бандера стал «народным героем» 110 лет назад родился лидер украинских националистов Степан Бандера. Эту дату на Украине намерены отметить с подчёркнутой... По всей Западной Украине шли бои между бывшими украинскими национальными частями австро-венгерской армии и бойцами польской самообороны. На Киев с востока наступали советские войска, причём украинцев в их составе было, по словам историков, в десять раз больше, чем в подразделениях УНР. На побережье Чёрного моря высаживались силы Антанты и действовали белогвардейские части. Причём первая делегация с Западной Украины выехала на переговоры ещё со Скоропадским, но пока она добралась до Киева, гетмана свергли, и контакты были установлены уже с Директорией. Несмотря на то что польские войска развернули массированное наступление на Западную Украину и взяли под контроль почти всю её территорию, 22 января 1919-го в Киеве был торжественно провозглашён акт объединения УНР и ЗУНР. Западно-Украинская Народная Республика получила статус автономии. Однако уже в феврале — марте 1919 года Директория была разгромлена советскими войсками, и Украина превратилась в поле боя между Красной армией и белогвардейцами. УНР сохранила контроль только над частью территории современных Винницкой и Житомирской областей.
В результате советско-польской войны 1919—1921 годов Западная Украина была захвачена Варшавой. И только в 1939-м, после Польского похода Красной Армии, её территория впервые с XVII века оказалась в составе единого с бывшей Малороссией государства. Местные жители приветствуют бойцов Красной армии в Западной Украине. Но сейчас на Украине в этот день отмечается важный государственный праздник — День соборности, формально символизирующий идею единения востока и запада страны. Однако о единении говорить не приходится — раскол населения Украины в последнее время только усугубляется.
В 1569 году Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитая, под властью которого находилась наибольшая часть современной Украины — от Карпат до Полтавы и от Чернигова до Каменец-Подольского.
Католические власти Речи Посполитой начали притеснять восточнославянское православное население по религиозному признаку, усилили крепостничество и налоговый гнет. Еще в XVI веке представители Малороссии отправляли в Москву письма, желая перейти под власть русского царя. В конце XVI — начале XVII века запорожские казаки, оставшиеся один на один с поляками, неоднократно поднимали восстания против властей Речи Посполитой и шляхты, однако ни одно из них не принесло окончательного успеха. Либо польские войска побеждали повстанцев, либо Варшава шла на небольшие ситуативные уступки, а затем еще больше начинала притеснять население Малороссии. Часть запорожских казаков состояла на службе у польского короля "реестровое" казачество , получала от него жалование, продовольствие, обмундирование и оружие. По статусу они были приравнены к безгербовой шляхте, то есть низшему служилому сословию, и не имели политических прав.
К 40-м годам XVII века численность реестровых казаков составляла 6 тысяч человек. Также существовали и вольные казаки, которые жили на границах Причерноморских степей за днепровскими порогами. Фактически казачество представляло собой относительно независимую силу. Между ними и польскими магнатами и шляхтой нарастали противоречия. Речи Посполитой приходилось регулярно подавлять казачьи бунты восстания Жмайло, Федоровича, Сулимы, Павлюка и договариваться с гетманами. С начала 30-х годов XVII века казаки, чтобы избежать произвола польско-литовской шляхты, стали поступать на службу к московскому царю и переселялись в русские пограничные города Белгород, Валуйки, Курск, Путивль и другие.
После подавления казацкого восстания под руководством гетманов Якова Острянина и Дмитрия Гуни польский сейм упразднил должность гетмана, а также выборность есаулов и полковников, а "реестровое" казачество переходило под управление назначаемого сеймом комиссара и обязывалось подавлять любые выступления против короны. Вседозволенность, террор и наглость польских панов после этого только усилились. Второе воссоединение Руси: в Крыму отметили годовщину Переяславской рады Восстание под предводительством Богдана Хмельницкого В январе 1648 года вспыхнуло мощное повстанческое движение под руководством чигиринского сотника Богдана Хмельницкого.
Попытки опереться на союз с «Московией» были предприняты Хмельницким еще в самом начале восстания. В первом своем обращении к царю Алексею Михайловичу 1648 год гетман сообщил о недавно одержанных победах над поляками и недвусмысленно заявил, что после смерти короля Владислава казаки хотят «самодержца государя такого в своей земле, яко ваша царская вельможность православный христианский царь». Прямой военный конфликт с Речью Посполитой вызывал в Москве опасения, но дипломатическое давление на западного соседа было оказано. К давним требованиям возврата Смоленска добавились настойчивые пожелания более гуманно относиться к православным подданным короля и не притеснять на Украине православную церковь. Хмельницкому же сообщалось, что, хотя Русское государство не полностью еще оправилось от последствий смутного времени, царь готов заступиться за казаков и вступить в войну с польским королем.
Но, начиная столь тяжелую войну, он хотел бы иметь гарантии верности от малороссов. А наилучшей и самой надежной гарантией был бы их переход в московское подданство. К концу 1650 года объективная необходимость заставила Хмельницкого и казацкую войсковую старшину отбросить сомнения в целесообразности такого шага. Утопическая идея полной независимости осталась в прошлом, враждебная полякам Швеция была далеко, а османы и зависимые от них крымские татары были совершенно чужды малороссам по менталитету. Просьбы к царю о принятии Войска Запорожского и всей Гетманщины «под его руку» стали настойчивее, но собранный 1 марта 1651 года Земский собор в Москве не принял положительного решения по этому поводу, оставив всё на усмотрение самодержца. Царь Алексей Михайлович тоже колебался. С одной стороны, освобождение из-под власти еретиков-католиков исконно русских земель с православным населением виделось ему делом богоугодным, а малороссийское казачество являло собой неплохое подспорье в противоборстве с извечным заклятым врагом. С другой стороны, противоборство это никогда не бывало легким, и ввергать страну в опаснейшую войну с сильным противником Алексею Михайловичу Тишайшему казалось слишком рискованным.
Осторожность, однако, не смогла перевесить практическую выгоду вкупе с высокой целью. Выбор был сделан в пользу прямой военной поддержки единоверных малороссов. С этим постановлением в Малороссию выехал боярин Василий Бутурлин. На собранной в городе Переяславе раде он зачитал решение Собора и принял у Хмельницкого и всех присутствовавших присягу на верность царю. Случилось это 18 января 1654 года.
Переяславская рада 8 января 1654 года в Переяславле Б. Хмельницкий собрал сначала тайный старшинский совет, а потом Генеральный военный совет, зачитав на них грамоту Земского собора. Старшины подтвердили свое согласие присягнуть московскому царю. После этого в Успенском соборе города гетман и старшины около двухсот человек принесли присягу на верность Алексею Романову. Дальше казаки начали вырабатывать условия, на которых Войско Запорожское и Гетманщина переходили в русское подданство. Мартовские статьи и их утверждение В начале марта 1654 года посланники Войска Запорожского П. Тетеря и С. Богданович привезли в Москву «челобитную» из одиннадцати пунктов. После ратификации Мартовских статей на верность царю присягнула большая часть Войска Запорожского и населения Гетманщины. Оппозиционный Брацлав, не принявший соглашения, вошел в состав Речи Посполитой как автономное Великое княжество Русское. Таким образом, на территории Гетманщины не было единства в вопросе вхождения в состав Московского царства. После решения Земского Собора и Переяславской рады на территорию Гетманщины потянулись переселенцы с Запада Волыни, Галичины , спасающиеся от произвола шляхты.
Воссоединение Украины с Россией. 1654–1954. М., 1954.
Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем. Которую яму под нами били викопали, сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, але тие люди брали их, которие нам служили [в той м]ире от царя кримского. Здалося тем нам и о том вашому [царскому] величеству ознаймити, же певная нас видомост зайш[ла от] князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста. Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости.
В чом упевняем ваше царское величество, если би била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо. А меновите будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо. Дат с Черкас, июня 8, 1648.
Вашему царскому величеству найнизши слуги. Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким. Ряд одержанных казаками над польским войском побед позволил им заключить с Варшавой Зборовский мирный договор , предоставивший Войску Запорожскому автономию. Вскоре, однако, война возобновилась, на этот раз неудачно для повстанцев, которые потерпели в июне 1651 года тяжёлое поражение под Берестечком.
В 1653 году Хмельницкий, видя невозможность победы, вновь уже в третий раз [2] обратился к русскому царю с просьбой помочь Запорожскому казачеству. Челобитная Войска Запорожского Речи Посполитой Московскому Царству о принятии запорожцев в подданство русского Царя и оказания им защиты против шляхетской Речи Посполитой была направлена в Москву осенью 1653 г. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен. И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору.
А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданых своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.
И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди. И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять… Переяславская рада Памятный знак на памятнике Льву Николаевичу Толстому, сделанному скульптором Г. Новокрещёновой в 1958 году.
От писателей Украины к писателям России в ознаменование 300-летней годовщины объединения двух стран После решения Земского собора о принятии Войска Запорожского в российское подданство 8 18 января 1654 г. Основная статья: Переяславская рада Переяславский договор После отъезда из Переяслава царской делегации во главе с Бутурлиным казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий на каких они хотели бы перейти в подданство русского царя. В форме прошения «челобития» царю написали список из 11 пунктов Мартовский статьи , который привезли в Москву в марте 1654 г.
Жители города дважды выступали против самопровозглашённой Центральной рады и требовали передачи власти Советам, но оба выступления были жестоко подавлены Петлюрой — в том числе при помощи частей, сформированных из пленных австрийских «сечевых стрельцов». В ответ на военные провокации представителей Центральной рады советские войска развернули наступление на Киев. Теряя остатки власти, члены Центральной рады объявили 22 января 1918 года о создании независимой Украиной Народной Республики, а спустя две недели сбежали из Киева. Однако УНР понадобилась немецкому командованию, создавшему из республики марионеточное формирование, участвовавшее в брестских переговорах и легализовавшее германскую оккупацию Украины. В ноябре 1918-го центральные державы признали поражение в Первой мировой войне.
Германия согласилась денонсировать Брестский мир и деоккупировать Украину. А территория Австро-Венгрии начала распадаться на несколько национальных государств. Русины и украинцы составляли чуть более половины населения Западной Украины. Четверть жителей региона являлись поляками, населявшими ключевые города и требовавшими присоединения к независимой теперь Польше. Также по теме «Идеолог распада Украины»: как националист Степан Бандера стал «народным героем» 110 лет назад родился лидер украинских националистов Степан Бандера. Эту дату на Украине намерены отметить с подчёркнутой... По всей Западной Украине шли бои между бывшими украинскими национальными частями австро-венгерской армии и бойцами польской самообороны. На Киев с востока наступали советские войска, причём украинцев в их составе было, по словам историков, в десять раз больше, чем в подразделениях УНР.
На побережье Чёрного моря высаживались силы Антанты и действовали белогвардейские части. Причём первая делегация с Западной Украины выехала на переговоры ещё со Скоропадским, но пока она добралась до Киева, гетмана свергли, и контакты были установлены уже с Директорией. Несмотря на то что польские войска развернули массированное наступление на Западную Украину и взяли под контроль почти всю её территорию, 22 января 1919-го в Киеве был торжественно провозглашён акт объединения УНР и ЗУНР.
Крымский колорит Исторически сложилось, что одним из отголосков масштабного всесоюзного празднования 300-летия Переяславской рады в 1954 году стало переподчинение входившего в состав РСФСР Крымского полуострова Украинской ССР. В соответствующем указе Президиума Верховного Совета СССР это решение объяснялось «общностью экономики, территориальной близостью и тесными хозяйственными и культурными связями между Крымской областью и Украинской ССР». Впоследствии волюнтаристский подарок выходца с Украины Никиты Хрущёва, первого секретаря ЦК КПСС, десятилетиями «аукался» жителям полуострова, особенно после 1991 года, когда ползучая до этого украинизация стала принимать нередко дикие формы. Не случайно, должно быть, в Крыму дату Переяславской рады называют Днём воссоединения Руси. По словам сенатора и председателя Русской общины Крыма Сергея Цекова, в Крыму этот день отмечают с конца 1990-х годов на общественном уровне, а с 2011-го — уже как республиканский праздник.
И вот когда в 2014 году новый Майдан опять сверг Виктора Януковича, а часть элит Юго-Востока попыталась договориться с хунтой, Новороссия восстала. Началась «Русская весна». Первым заявил о своих правах Крым. Затем — Донецк, Луганск, Харьков… Провозглашено создание народных республик. На этом этапе речь шла прежде всего о гражданских правах людей в составе Украины. Безоглядно уходил только Крым. Россия решительно вступилась за жителей Новороссии. Появление «зеленых человечков» в Крыму должно было наглядно показать Киеву, что Новороссия тоже должна получить право голоса. Но Киев, не без поддержки западных партнеров, не внял предупреждениям. Против восставших регионов были брошены войска. Харьковскую республику задавили. Протесты в Одессе закончились трагедией Дома профсоюзов. С этого момента примирение с Украиной было уже невозможно, Донбасс взялся за оружие.
История Новороссии вернула ее в состав России
В начале 1654 года в городе Переяславле была подписана грамота, оформившая документально присоединение левобережной Украины к России. Московия приобрела новые территории, а именно Киевскую, Брацлавскую и Черниговскую земли, приняв со своей стороны обязательство обеспечивать защиту братского народа от любого супостата. Последовало незамедлительное объявление войны Польше. Левобережная Украина в составе России 1667 Через 12 лет сражений, проходивших с переменным успехом, русско-украинское войско все же одержало верх. По условиям Андрусовского перемирия 1667 года польская сторона была вынуждена признать присоединение левобережной Украины к Московскому царству а заодно Смоленска и нынешней Белоруссии, тогда литовской территории. Этот мир в договоре назывался «вечным», и суверенитет России над Киевом по его условиям сомнению не подвергался. Берег левый, берег правый… К истории малоприменимо сослагательное наклонение, но помнить о том, что левобережная Украина присоединена к России была в обстоятельствах, угрожающих самому существованию украинского народа, все же следует. В дальнейшем правительство Российской империи как централизованного государства было вынуждено пойти на меры, которые сегодня назвали бы непопулярными. В частности, Запорожская Сечь, выполнив свое историческое предназначение, была упразднена Екатериной II.
О событиях XX века разговор особый. Более трех с половиной веков, прожитых в составе России, исторически сформировали определенный образ мышления, который отличается от прозападного менталитета, характерного для жителей областей, присоединенных в 1939 году. Левобережная Украина отличается от правобережной. Нежелание считаться с этой реальностью приводит ко многим людским трагедиям….
Землевладельцев наделили правом судить и карать крестьян и даже лишать жизни. При этом крестьянин фактически не имел никаких прав, в том числе жаловаться на своего пана.
Иностранные путешественники, много повидавшие на своем пути, и те изумлялись бесправности и тяжести положения украинского «хлопства». Усугублял положение крестьянства и религиозный институт. После заключения унии 1569 г. На территории Беларуси и Украины появляются представители ордена иезуитов, которые занимались распространением католичества. Внедрению католичества во многом способствовала униатская церковь объединившая православие и католичество , появившаяся в результате Брестской унии в октябре 1596 г. Сложилась весьма своеобразная ситуация: паны были приверженцами католичества, а «хлопы» — православия.
Понятное дело, что для последних этот факт был крайне неблагоприятным. Поэтому «хлопство» могло стать серьезной движущей силой будущего освободительного восстания против польских панов. Положение городских жителей Жители городов — мещане — также оказались в весьма тяжелом положении.
При этом Речи Посполитой объявлялась война. Для выработки основных условий вхождения потребовался ещё ряд встреч между представителями государств.
Однако это были уже не принципиальные моменты. Переяславская рада На основании принятого Земским собором решения состоялось собрание представителей Запорожского казачества и мещанства. Местом стал город Переяслав. Для этого 8 января 1654 года здесь была собрана Рада. На ней произошло принятие исторического решения об объединении украинских земель с российской территорией.
Данное постановление подкреплялось принятой присягой. Затем был составлен предварительный договор, включающий в себя 11 пунктов. Как только он попал в Москву, их количество возросло до 23 единиц. После этого Украина была официально включена в состав российского государства. Условия договора На основании составленного договора гетман Украины сохранял свои полномочия.
Он имел атрибуты власти ставленника царя и был полностью зависим от российского государя. Также сохранили свои права судьи, сотники, казаки и зажиточные слои украинского населения. Москва обязалась оказывать Украине финансовую поддержку казне. Последствия подписание договора Оформленный на Переяславской Раде договор имел следующие последствия: Между Россией и Польшей началась тринадцатилетняя война. Продолжалась она в период с 1654 по 1667 год.
После её окончания в составе России закрепились Левобережная Украина и Киев. С 1657 по 1687 год постоянно в Украине наблюдались вооруженные конфликты. Проходили они между сторонниками и противниками заключённого договора. Если рассматривать все последующие периоды, то никогда полного единства по этому вопросу достигнуто не было.
Также активизировались те, кто считал, что присоединение к России негативно сказалось на позициях Украины. В итоге воссоединение Украины с Россией можно считать одним из факторов, который повлиял на падения самодержавия в России. Приложения Приложение 1.
Письмо Богдана Хмельницкого Наяснийший, велможний и преславний цару московский, а нам велце милостивий пане и добродию. Подобно с презреня божого тое ся стало, чого ми сами соби зичили и старалися о тое, абихмо часу теперишного могли чрез посланцов своих доброго здоровья вашей царской велможности навидити и найнижший поклун свой отдати. Ажно Бог всемогущий здарив нам от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах его, которих товариши наши козаки в дорози натрафивши, до нас, до войска завернули. Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем. Которую яму под нами били викопали, сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, але тие люди брали их, которие нам служили [в той м]ире от царя кримского. Здалося тем нам и о том вашому [царскому] величеству ознаймити, же певная нас видомост зайш[ла от] князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста.
Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если би била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо.
Объединение левобережной украины с россией
Но итог событий отрицать невозможно: Левобережная Украина была интегрирована в состав Российского государства, а Запорожская Сечь как самостоятельное военное объединение уничтожено российскими правителями. Воссоединение Украины с Россией — переход реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское подданство[1] (Русское царство) в 1654 году. Воссоединение Украины с Россией — важнейшее событие в истории двух славянских народов.