Тем не менее большинство исследователей приписывают происхождение Лезгины быть из древних Леги и раннее средневековье Лакзи. Узнайте, как генетика помогает нам лучше понять этнографию и происхождение лезгинского народа.
КТО ТАКИЕ ЛЕЗГИНЫ (лезгияр)? ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДА!
Лезги́ны — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане. Лезгины более внимательны и снисходительны к человеку другой национальности. коренное население Дагестана их история от журнала "Национальный акцент". коренное население Дагестана их история от журнала "Национальный акцент". Лезгины, как и другие лезгинские народности Дагестана и современного Азербайджана входили в состав могущественного античного государства под названием. Однако азербайджано-лезгинские отношения продолжали осложняться заявлениями о непропорциональной популярности исламского фундаментализма среди лезгин.
Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты. История танца лезгинка
Местные лезгины говорят только на своем родном Лезгинском языке, и поэтому старшее поколение с годами забывает Азербайджанский. НОВОСТИ ~. 17 апреля 1860 года от исторического Дагестана был отсоединен Кубинский уезд. Лезги́ны — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане.
В Азербайджане угнетают лезгин
Лезгины, (самоназвание: лезги; мн. числ. — лезгияр) — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на северо-востоке Азербайджана. Лезгины, точнее лезгиноязычные народы, — носители языков лезгинской подгруппы восточно-кавказской группы или же нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Новости Армении - сегодня на
Лезгины: национальность, происхождение, где живут, религии
Однако азербайджано-лезгинские отношения продолжали осложняться заявлениями о непропорциональной популярности исламского фундаментализма среди лезгин. Информация Новости Контакт Род занятий. #но сейчас уже нет#лезгин #лахма #лекь. Даже пытаются вбить в сознание людей миф о том, что лезгины – это отдельная этническая тюркская группа без определенного происхождения, без национального достояния и прошлого.
Какая вера у лезгинов. что они делают на горе эренлар
Выращивали кукурузу, пшеницу, просо, ячмень, бобовые и рис. Лезгины, проживающие на равнинах, занимались в основном выгонно-стойловым скотоводством. В горах скотоводство было отгонное. Преимущественно разводили овец, коз, крупный рогатый скот.
Большинство зимних пастбищ располагалось на территории Северного Азербайджана. Традиционным промыслом является прядение, производство сукна, войлока, ковров, ткачество, кузнечное, кожевенное, ювелирное и оружейное дело. Страшилки для малышей В старину грузины пугали детей, говоря, что если те будут плохо себя вести, придёт лезгин и заберёт их.
Но что за странное противостояние народов? Дело в том, что в прежние времена среди лезгин было немало горных разбойников, которые действительно могли похищать детей или забирать ценности. Вероятно, именно этот род занятий и привёл к появлению страшилок.
Что интересно, сегодня лезгины и грузины терпимо относятся друг к другу. Более того, у многих лезгин есть родственники-грузины. Как понимаете, в наше время детей лезгинами уже никто не пугает.
Жилище Основной тип поселения у лезгин называется «хуьр». Селения, основанные в горах, расположены в основном на склонах, неподалеку от источников питьевой воды. Дома тесно расположены друг с другом.
Село делится на кварталы, которые по одному иногда могут образовывать крупные территориально-родственные поселения «тухум». В каждом селении есть мечеть и сельская площадь «ким». На ней местные жители, а именно мужчины, собираются на сельский сход для обсуждения и решения самых важных вопросов сельской общественной жизни.
Самый старый квартал располагается в верхней части селения и состоит из каменных старых домов. Это настоящие крепости с закрытым внутренним двориком, бойницами и небольшим количеством наружных оков. Зелени здесь обычно не бывает.
Средняя часть горного селения располагается на менее крутом склоне. Новые кварталы расположены на ровных местах, состоят они из более обширных дворов, которые огорожены от улицы глиняным или каменным забором. Среди зелени во дворе располагается дом в один этаж, который строят из камня или сырцового кирпича.
В современных нижних кварталах есть школы, клубы и больницы. В горном селении Ахты у жителей есть дома в верхнем и нижнем квартале, с садом. Наверху они живут зимой, а летом переезжают вниз.
Читайте также: Выкуп невесты в стиле полиции. Выкуп невесты: прикольный сценарий в стиле гибдд. Полезное видео: пример проведения Дома лезгин бывают П- и Г-образной формы, или строятся в форме замкнутого квадрата.
Чтобы с улицы попасть в двухэтажное жилье, надо пройти в маленький дворик через ворота в виде арки. В одном из углов дворика стоит печь, в которой пекут лепешки чуреки. Лестница из камня или дерева со двора ведет в галерею, на которую выходят двери всех комнат жилища.
Стены и пол в доме лезгины всегда покрывают паласами и коврами. В одной из комнат есть камин, в котором готовят пищу. Вместо окон до середины 19 века в домах делали отверстия в плоской крыше.
Сегодня крыша по-прежнему плоская, но окна уже пробиты в стенах. Сделаны они и в старых домах. С середины 19 века в жилищах стали делать балконы, которые выходят на улицу.
В некоторых горных селениях родственные семьи, живущие напротив, создают закрытые переходы, соединяющие вторые этажи. После свадьбы После завершения торжеств жених забирает молодую невесту и отправляется с ней в дом своих родителей. Брачная ночь — священное таинство, после нее мать и тетушки жениха должны получить наглядное подтверждение невинности невесты.
Утром после брачной ночи родителям невесты объявляют о том, что девушка действительно целомудренна, и праздник продолжался. Только на третий день теперь уже молодая жена выходила из комнаты и встречала гостей на пороге дома своих новых родственников. Она вручает каждому пришедшему именной подарок.
Первые два дня после свадьбы жених проводил в обществе своих друзей, а на третий встречал своих близких родственников и принимал поздравления. Внешность Одежда лезгин схожа с костюмами других народов Дагестана. Одежда мужчины состоит из нательной рубахи до пояса с подкладкой, пошитой из бязи, шаровар из темной материи, носков из шерсти, бешмета, черкески и папахи.
Костюм дополняется серебряным поясом, газырями и кинжалом. Зимой мужчины носили шубы. Сегодня многие мужчины носят одежду городского типа.
Часто встречаются из элементов национального костюма папахи, шерстяные носки и тулупы с фиктивными длинными рукавами. Женщины носили длинную рубаху в виде туники со стоячим воротником и длинными рукавами. С рубахой надевали широкие штаны, которые сужались книзу.
Нижняя часть штанин была видна из-под рубахи, женщины украшали их вышитыми узорами и яркими цветными полосками из ткани. В конце 19 века в гардеробе лезгинок появилось платье булушка. Женщины пожилого возраста носили такие платья, пошитые из материй темного цвета, а молодые надевали булушки из ярких тканей зеленого, красного и желтого цветов.
Платья были свободного кроя, каждая женщина шила их своими руками. Носят национальную одежду женщины и сегодня, особенно в сельских местностях. Хотя многие постепенно приобретают одежду и обувь городского типа, строго до сих пор соблюдается обычай, запрещающий показываться на людях с непокрытой головой.
Женский головной убор — чутха, это облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Носили лезгинки и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и замужние надевали платки так, чтобы прикрыть часть лица и рот.
Это было обязательным правилом. Женщины носили много украшений, кольца, серьги, браслеты. Наряды украшали серебряными монетами.
Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее. Красота женщины этого народа определялась стройностью фигуры, черными бровями и глазами, волосами.
Академик Марр писал, что родственное названию лезгин «лек, мн. Историки-кавказоведы Б. Алиев и М. Умаханов пишут [42] : Со временем в результате расширения сведений о народах Дагестана , более близкого знакомства с ними, название лезгин осталось только собственно за лезгинами, историческими носителями этого названия. Неверно и существовавшее ранее мнение П. Нам думается, что более осторожен и прав А. Расселение Карта Восточного Кавказа , составленная этногрофом И. И во всех крупных городах республики Дагестан в особенности в Махачкале, Каспийске и Дербенте. В Азербайджане лезгинское население, в основном, сосредоточено в Гусарском 79,6 тыс.
Объясняется это расхождение тем обстоятельством, что многие лезгины, живущие в Азербайджане, фиксируются как азербайджанцы часто вынужденно » [4]. В онлайновом справочнике «Ethnologue: Languages of the World. Sixteenth Edition» приводится оценка числа носителей лезгинского языка в Азербайджане в размере 178 тысяч со ссылкой на перепись 1999 года [45]. В докладе Министерства Юстиции США за 1993 год «Азербайджан: статус армян , русских, евреев и других меньшинств» приводится мнение о том, что существуют неофициальные оценки численности лезгин в Азербайджане в размере 800 тысяч человек [46]. Лезгинский народ, вероятно, является крупнейшим северокавказским народом, чей ареал расселения после распада СССР был разделён государственной границей между Россией и Азербайджаном практически пополам как территориально, так и численно [47]. Российский этнограф В.
Это было обязательным правилом. Женщины носили много украшений, кольца, серьги, браслеты. Наряды украшали серебряными монетами. Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее. Красота женщины этого народа определялась стройностью фигуры, черными бровями и глазами, волосами. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы. Не принято было заплетать только одну косу, считалось что, если девушка будет ходить с такой прической, она навсегда будет одинока. В особенности такая прическа была запрещена женщинам, у которых были братья и отцы. Часто, когда лезгинские женщины друг с другом ссорились, они произносили фразу: «Чтоб ты с одной косой осталась». Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монетки и бусы. Лезгины верили, что они обладают магической силой и оберегают от сглаза и болезней. На детские курточки надевали нагрудник хириган. На спине курток и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цуьк, который состоял из 12 лепестков разного цвета по числу месяцев в году. Считалось, что цветок в течение всего года защищает ребенка от несчастий. Как проходит сватовство и помолвка Чаще всего юношей и девушек обручают в раннем детстве, но если это происходит в сознательном возрасте, то невесту просто осыпают дорогими подарками. Главный дар — обручальное кольцо, сделанное из серебра или из золота. Обручение представляет собой ритуал, во время которого сопровождающие жениха или его представители являются в дом родителей невесты с подарками, предназначенными для девушки и угощением для ее родителей и родственников. Предварительно стороны договаривались о сумме выкупа за невесту, собрать которую требовалось до назначенной даты. В день обручения отец девушки девочки принимал у себя в доме многочисленных гостей. Это мог сам будущий жених или его отец, дядя, братья и ближайшие родственники. Заключить договор могли старшие представители рода. При положительном ответе на палец невесте надевали дорогое кольцо. С этого момента до дня свадьбы могло пройти от года до пяти и более лет. Lezgin plemeni Asakho В Азербайджане лезгинское население сосредоточено в Кусарском , Кубинском, Хачмасском, Габалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском и Кахском районах и во всех крупных городах, в особенности, в столице — городе Баку. При этом стоит отметить, что в Азербайджане численность лезгин искусственно занижается, а правительство проводит меры, направленные на ассимиляцию и постепенное заселение лезгинских народов представителями титульного азербайджанского этноса. Язык, религия, фольклор лезгинов Лезгины говорят на лезгинском языке группы иберо-кавказских языков нахско-дагестанской семьи. Кюринская диалектная группа включает гюнейский, яркинский и курахский диалекты, а также гилиярский и челхенский говоры; самурская группа — дакузпаринский и ахтынский диалекты, фийский и курушский говоры; наконец, кубанская группа представлена кубанским диалектом. До 1917 г. Как и большинство народов Дагестана, лезгины пользовались арабской графикой. В 1928 г. Литературный лезгинский язык основан на гюнейском диалекте. Распространены также русский и азербайджанский языки. Большинство лезгин являются мусульманами-суннитами, есть шииты. Общекавказский эпос «Нарты» среди лезгин распространен мало; известны лишь отдельные сюжеты. Героем лезгинского эпоса является богатырь-герой Шарвили. Известно творчество поэтов-ашугов XIX в. Лезгины создали богатый музыкальный в основном песни и танцевальный в том числе «лезгинка» фольклор.
В доказательство приводит всего пару фактов: в лезгинском 18 падежей, а в алфавите — 45 букв! Плюс к этому — особенности произношения звуков. Да, я уехал из отчего дома сразу после школы, но всегда писал письма родным. Да и приезжать старался часто. Когда уже был женат, мы с супругой старались в отпусках часть времени провести у моих родителей, а часть — у её. И сегодня я на постоянной связи со своими сёстрами: мы и созваниваемся, и переписываемся — правда, уже не в бумажных письмах, а всё больше в мессенджерах и соцсетях, и голосовыми сообщениями обмениваемся, — рассказывает Абдулага Яхшиевич. Капитолина Ивановна замечает: кроме супруга в семье никто не говорит по-лезгински. Дети, а у Ахмедовых двое сыновей и двое внуков, даже не понимают родной язык отца и деда. О чем он, конечно, сожалеет. На родине отца несколько раз был старший сын Ахмедовых, Вадим. Причём и в раннем детстве, и уже в сознательном возрасте, в старших классах. Одно из больших семейных желаний — съездить в Дагестан всем вместе. Говоря о традициях, невозможно не остановиться на кулинарии. Абдулага Ахмедов из блюд лезгинской кухни особо выделяет хинкал, замечая: это традиционное кавказское блюдо, но у каждого народа рецепт чуть отличается. В общем смысле хинкал — это небольшие кусочки тонкого теста, сваренные в мясном бульоне.
Лезгины: национальность, происхождение, места проживания, религии
Появились лук и стрелы, приручались дикие животные, люди научились добывать и обрабатывать металлы. Параллельно происходило становление языка и культуры. Собирательство и охота утратили былое значение, и главными занятиями людей становились земледелие и животноводство, развивалось ремесло. В связи с изменениями в экономике зарождались и новые общественные отношения. Это способствовало расслоению людей на богатых и бедных. Первобытнообщинный строй постепенно распадался, уступая место рабовладению раннему феодализму. К сожалению, эти процессы, касательно лезгин, не изучены в достаточной мере и приходится апеллировать к общим законам развития человеческого рода, в том числе и той его части, которая издревле жила на территории Кавказа и сопредельных регионов. Можно выразить уверенность, что первобытные лезгинские племена развивались примерно также, как и другие кавказские объединения древних людей, ибо у лезгин с ними много общего и в материальной, и в духовной культуре. С распадом первобытнообщинного строя создавались предпосылки для образования крупных племенных союзов, развитию признаков государственности. Стремление к государственному объединению диктовалось прежде всего необходимостью защитить свои земли от многочисленных кочевых племен, проникавших к лезгинам как с севера, так и с юга. В такие государственные образования в разные времена входили родственные лезгинам хурриты, касситы, луллубеи, кутии, маннеи, леги, нахи, кахи, лпины и множество других племен, имевших своих вождей и царей.
Эти племенные названия или этнонимы до сих пор сохранились в лезгинской микротопонимии, антропонимии и патронимии. Страбон свидетельствует о том, что албаны объединили вокруг себя большинство местных племен и занимали территорию между иверами грузинами и Каспийским морем. Именно на этих землях и поныне проживают как собственно лезгины, так и другие лезгиноязычные народы — цахуры, рутулы, крызы, будухи, хиналуги, хапуты и др.. Птолемей указывает, что Албания граничила на севере с Сарматией. Что касается направления на север, то там и ныне проживают кавказоязычные народы, имеющие близкое языковое родство с лезгинами — аварцы, лакцы, даргинцы, андийцы, ботлихцы, гунзибцы, чеченцы, ингуши и др.. Эти же пределы древней Албании упоминают Плиний и М. Албаны — одно из крупных и сильных лезгинских племен. В память о них" осталось село Алпан в Кубинском районе, ряд сел с аналогичным названием в других районах Азербайджана и Дагестана. Лезгины сохранили и наименование древнего, языческого бога огня Алпана. Молния по-лезгински называется «ц!
Эти этнографические и топонимические сведения позволяют увязать древних албанов с лезгинами, которые и являются прямыми их потомками. Албаны жили на побережье Каспийского моря, от устья реки Самур до устья реки Куры. Поэтому некогда Каспийское море называлось Албанским морем. А на древних картах река Самур называется Албаной. На северо-западе от албанов жили утии — предки современных удинов, чей язык родственней лезгинскому. В предгорьях Большого Кавказского хребта расселились кайтаги, кахи, нахи, ахцахи, мики, филы, куры, леги, гелы, лакзы, маскуты, касы и другие. Их соседями с юга были гаргары. Южнее их в междуречье Куры и Аракса проживали эры, цахи. Эти племена именовались либо по названию их племенного тотемного животного, либо по роду занятий. Античные и средневековые историки утверждают, что на территории Албании проживало 26 племен, близких друг к другу как по языку, так и по культуре.
Все они являются предками лезгиноязычных народов, а если взять шире то и иахско-дагестанских. Новейшие исследования историков и филологов свидетельствуют о существовании общекавказского языкового единства. Что касается рода занятий, то отмечается, что торговля им не была свойственна. У них преобладало натуральное хозяйство совершались бартерные сделки, деньги в обществе особой роли не играли. Правителем Албании — государства лезгиноязычных народов — был царь! Столицей государства считался город Кабала, руины которого находятся в Куткашенском районе Азербайджана. Название Кабала по-лезгински означа- ет — «город, расположенный на двух холмах», от лезгинских слов «къпед». Это был крупный густонаселенный город. В нем находился и храм Лупы — языческого божества лезгин. Жрец главного языческого божества считался вторым человеком з государстве и обладал чрезвычайными полномочиями.
Возникновение государства на основе политического и экономического союза лезгиноязычных племен способствовало развитию земледелия, животноводства ,ремесла дальнейшему росту производительных сил, облегчению защиты своих границ в случае нападения неприятеля. Закладывались новые и развивались старые города и села, расширялись экономические контакты с соседними племенами, углублялись культурные связи. Если сравнить эти топонимы с современными, то налицо прямая их связь с населенными пунктами, где ныне проживают лезгиноязычные народы. Албания состояла из ряда мелких. Любопытную страницу истории Албании составляет ее отношение к Римской империи. На помощь местному населению поспешили и воины из Албании. Натиск завоевателей был отбит. Через несколько лет предводителя римлян Лукулла сменил Помпеи. В 66 году до н. Царем Албании в то время был Оройз.
Он собрал сильную армию и внезапно напал на захватчиков. В его войске насчитывалось 40 тысяч воинов. А Страбон сообщает, что в случае необходимости Албания могла выставить 60 тысяч пехотинцев и 22 тысячи всадников. Б декабре 66 года до н. Однако, вскоре римляне нарушили договор и стали продвигаться вглубь Албании. Разразилась новая, еще более ожесточенная схватка, во время которой царевич Козис ворвался в расположение римлян и чуть было не поразил полководца Помпея. Козис получил смертельную рану, а албаны рассеялись по окрестным территориям. Очевидцы свидетельствуют, что в албанском войске сражались и женщины. Это были так называемые амазонки —храбрые воительницы кавказских гор. Легенды о них сохранились до нашихдней.
После второго поражения царь Оройз запросил мира. Однако, Помпеи, воодушевленный победами, не соглашался на это. Ка-к бы он ни зверствовал на пути своего продвижения, везде римляне встречали дружный отпор местных племен, что в конце концов вынудило Помпея покинуть пределы Албании. Албания не была покорена. Поэтому вслед за Помпеем сюда пришел другой римский завоеватель Красе, которому также не удалось подчинить эту гордую страну власти римских императоров. Несмотря на это, римляне время от времени повторяли свои грабительские походы в Албанию, но существенных побед не достигали. К сожалению, римляне были не одиноки в своих вожделениях к Албании. Лезгиноязычным племенам приходилось отражать многочисленные нашествия кочевников и с севера. Во второй половине I века н. Походы кочевников, как правило, сопровождались разрушением городов и крепостей, выжиганием садов и нив, пленением населения.
Но и в эти суровые времена албанские племена мужественно защищали свою Родину. Кочевники приходили и уходили, а албаны, как и прежде, оставались хозяевами своей земли. В недолгие периоды мира между очередными нашествиями врагов, лезгиноязычные племена Албании восстанавливали разрушенное, продолжала развивать хозяйство, укреплять дружеские связи с соседями. В то время большим спросом пользовались албанские ткани из хлопка, льна, шелка, изделия гончаров и ювелиров, ковровщиц и кожевников. Развивалось устное народное творчество, вершиной которого стал крупномасштабный героический эпос лезгинского народа о великом и справедливом богатыре Шарвили. Их подчинение верховной власти становилось все более и более нормальным. Особое внимание привлекает область Чур, название которого с лезгинского переводится как «долина», «равнина». Располагалась она к югу от Дербента на берегу Каспийского моря и имела большое стратегическое значение. Именно здесь располагались знаменитые Албанские ворота — проход между горами и морем. Лезгины это место, то есть Дербент, называют Кьвевар — «двое ворот».
Здесь обитали лезгиноязычные племена. Южнее располагалась область Маскат или Мюшкюр На западе простирались земли области Лакз. За нею, в горах -— область Шаки ,с которой граничила область. Здесь располагалась древняя столица Албании Кабала или Кьвепел.
Из украшений распространены мужские и женские серебряные пояса, нагрудные и головные украшения, кольца, браслеты. Покрой детской одежды не отличался от одежды взрослых. Танцевальное искусство Определение 2 Лезгинка — лезгинский мужской сольный либо парный женский и мужской танец, распространенный у многих кавказских народов. В танце используются 2 образа. Мужчина чередует стремительный и медленный темп, двигаясь в образе «орла».
Самыми эффектными и трудноисполнимыми движениями являются танцевальные движения, когда мужчина, стоя на носках, раскидывает руки в стороны. Женщина, двигаясь в образе «лебедя», завораживая плавными движениями и грациозной осанкой. Женщина увеличивает темп танца вслед за мужчиной.
Все три ареала составляют единое целое с общедагестанскими ареалами, которые образуют единую совокупность хозяйственно-культурных ареалов дагестанской историко-культурной области. Традиционные занятия — пашенное земледелие зерновые, бобовые, огородные, бахчевые культуры , виноградарство, садоводство, а также скотоводство, на равнине — преимущественно выгонно-стойловое, в горах — отгонное и подвижное главным образом овцы. Традиционные промыслы и ремесла — производство ковров, джурабов, сукна, войлока, обработка дерева, металла оружейное и ювелирное дело , кожи, гончарство.
До Октябрьской революции многие лезгины уходили на сезонные заработки к земледельцам и на нефтяные промыслы Азербайджана. Половое разделение труда определяло и возрастное. Реализация во многом зависела от хозяйственных занятий. В земледельческом хозяйстве преобладал мужской труд, в скотоводческом — женский. Мужские работы: вспашка, сев, полив, снятие урожая с деревьев и уход за ними, работа со скотом и упряжью, с транспортом, выпас скота, изготовление орудий труда, оружия и деревянной утвари, уход на чужбину на заработки, для закупок, товарообмена и т. Женские: прополка, уход за скотом и птицей, сбор плодов, заготовка впрок продуктов, прядение, вязание, изготовление одежды, обеспече ние семьи водой, приготовление пищи, чистка, уборка, стирка и т.
Общие: уборка хлеба, сена, доставка сена, молотьба, заготовка дров и др. В настоящее время в экономике и культуре произошли коренные изменения. Создано механизированное сельское хозяйство, распространились новые технические культуры табак , произведены крупные ирригационные работы, дальнейшее развитие получили садоводство, виноградарство, шелководство особенно у азербайджанских лезгин , животноводство с Птицеводством и пчеловодством. Многие лезгины работают в промышленности, выросла национальная интеллигенция. Создание сайтов Москва. Брак заключается преимущественно по шариату.
Этапы бракосочетания — сватовство, сговор, обручение, пребывание в «другом доме». Локализация патрилокальная.
Это кушанье готовили только зимой. Считалось, что тIач придает силы, сохраняет тепло в теле. Чтобы дети не простудились, их не выпускали на улицу до тех пор, пока они не поедят тIач. Пили родниковую воду, молоко, кефир маст. Позже распространилось чаепитие. Чай пили круглый год: и в жару, и в холод.
Когда к лезгинам приходили гости, в первую очередь подавали чай, а потом подносили остальные угощения. Считалось, что стакан чая перед обедом вызывает аппетит и еда лучше усваивается. И только сейчас ученые выяснили, что полезно выпить чай, а потом приступать к еде. Вот это и есть народная мудрость — сначала народ догадывается и делает, а потом ученые подтверждают, что это правильно. Пищу готовили и ели в хозяйственной комнате — хзандин кIвал семейная комната. На полу, поверх паласа, расстилали скатерть или ставили низенький столик, посередине клали хлеб и поднос сини с обедом. Дети и старшие члены семьи ели вместе. Для главы семьи обязательно подавали отдельную тарелку.
И из этого блюда никто не ел. Когда он отсутствовал, блюдо оставалось пустым. Хозяин занимал почетное место у очага, и никто из семьи там не садился. Вот такие были строгие обычаи. Когда приходил гость, мужчины обедали отдельно в гостевой комнате, а женщины — позже в хозяйственной. Готовя еду, женщины соблюдали ряд правил: чтобы руки были чистыми, ногти подстрижены, волосы на голове спрятаны под чухтой. Посуда содержалась в чистоте, продукты для обеда были свежими и чистыми. Считалось большим позором для хозяйки, если в пище обнаруживалась какая-нибудь посторонняя вещь.
Когда выбирали невесту для сына, у соседей или знакомых спрашивали, аккуратно и вкусно ли готовит ее мать. Поэтому женщины-хозяйки учили дочерей всем премудростям кулинарии. Культура Картина известного русского художника Василия Верещагина «Лезгинка», который после посещения Южного Дагестана и Елизаветпольской губернии написал эту картину, наблюдая за обычаями и традициями лезгин. В песенном фольклоре центральное место принадлежит лирическим песням танцевального характера с яркими инструментальными разделами; сама инструментальная музыка насыщена мелизматикой. Народное искусство также представлено танцами, среди которых, в частности, знаменитая «лезгинка», распространённая среди народов Кавказа. Существуют более спокойный мужской танец зарб макьам, а также медленные плавные танцы Ахты-чай, Перизат Ханум, Усейнел, Бахтавар. Первый лезгинский театр возник в 1906 году в селе Ахты. В 1935 году на базе полупрофессионального коллектива был создан Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр имени С.
В 1998 году в Азербайджане был открыт Государственный лезгинский театр, расположенный в Кусарах. История танца лезгинка Что же такое «лезгинка» в кавказских танцах? Это своеобразное соревнование между молодыми людьми - быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Знаменитый танец лезгинка является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Старинная лезгинская музыка и танцевальная культура оказали большое влияние на формирование культуры на всем Кавказе. Искусство - это своеобразный язык общения. И танец в этом смысле является наиболее универсальным и доступным.
Тем более, если это танец лезгинка - танец всех народов такой многоликой страны как Дагестан. Танец Лезгинка отражает и сохраняет в себе все - прикладное искусство - костюмы и украшения; легенды и ритуалы, обычаи - рисунок танца, формы движений, особые законы и пропорции поведения в нем; народную музыку - богатство кавказских народных мелодий, музыкальные инструменты, многовековые навыки игры; театр - танец, как часть общего действия, сопряженный с определенным событием, людьми. Обереги и праздники Наряду с Исламом в лезгинской культуре сохранились элементы языческих верований. По сей день в быту у лезгин проявляются удивительные явления и предметы, обычаи и обряды, которые глубокими корнями уходят в далекую древность. В высокотехнологичный 21 век можно наблюдать удивительные причуды старины, отпечатки прошлого, и это еще раз показывает, насколько разнообразны и неповторимы уголки Земли, одним из которых является край лезгин. Еще в доисламские времена, когда человек не мог описать законов природы, он приписывал все божественным духам. Лезгины их называли джинами, которые чаще были злыми, чем добрыми. Поэтому естественно, чтобы уберечь себя и близких, делались всевозможные обереги.
Например, если строился дом, то обязательно нужно было повесить на стену предметы посуды. Это должно было сулить новоселам счастье и благополучие. До сих пор на лезгинских домах можно встретить этот древний «адат». В качестве оберегов лезгины также использовали колючие растения. Возможно, это связано с поверьем, что уколовшись об острые иглы, злой джин уйдет от человека и не принесет ему беды. Колючки точно также вешались на стены, а в настоящее время их часто можно увидеть в качестве брелка под зеркалом заднего вида в автомобиле. Дом могли украшать причудливые деревянные коряги, камни, рога животных, и даже, целые их головы. Очень красиво смотрелись предметы холодного оружия: шашки, кинжалы, ножи.
А некоторые умельцы вырезали из дерева различных зверей и птиц. До сих пор сохранился у лезгин обряд посыпания соли. Когда кто-либо заболел, то это приписывалась к «сглазу». Тогда вокруг головы больного проводили щепотку соли, читали молитву и просили отвести этот «сглаз». Далее точно также проводили солью над огнем, и это символизировало о том, что тот, кто наводит «сглаз» должен гореть в Аду. В те далекие времена, когда человек не мог описать природные явления, всякое аномальное явление воспринималось как что-то сверхъестественное. Например, причудливые деревья считались святым местом. Святые места у лезгин называются — пир.
Такими «пирами» могли быть различные источники воды, огромные валуны и даже целые горы. В эти места совершались паломничества, туда приносили милостыню, просили о помощи, молились. В моей семье почитают традиции предков и отмечают обрядовый Ураза-Байрам. Ураза-Байрам-это один из самых главных праздников у мусульман. В нашей семье по традиции каждый год отмечается этот праздник. В этот день надо одевать самую лучшую одежду, готовят традиционные блюда долма, бешбармак, плов, а также много сладостей; накрывают праздничный стол, приглашают в гости соседей, родственников и друзей. В этот день дети ходят по домам, поздравляют и им раздают сладости. А взрослые навещают родителей, старых и больных, посещают кладбища, поминая усопших.
Глава 3.
Хронология истории лезгин с древнейших времен до VIII века
Среди ученых можно упомянуть Гаджи-Магомед-эфенди, сына шейха Магомед-эфенди. Выдающимся арабистом — учеником шейха Магомеда Ярагского был из села Гаджи Амирали-эфенди. Вершина лезгинской науки историки связывают с именем Хасан-эфенди Алькадара вторая половина XIX века. Помимо лезгин, он знал русский, персидский и турецкий языки, прекрасно знал восточную литературу, писал стихи, знал физику, философию, изучению которых посвятил несколько лет под руководством Ахтын-кади Мирза-Али- эфенди. Научные трактаты Алькадарского о религии и философии не утратили своего значения и в наши дни.
Свидетели продолжили Г. Алькадарский, М. Гасанов и другие. Лезгины внесли значительный вклад в науку и образование в советское время.
Организаторами образования и науки в Дагестане во второй половине ХХ века стали А. Абилов, Г. Аликберов, М. Омаров, М.
Мерземетов, Г. Магомедов, Н. Исмаилов, А. Юсуфов, Н.
Ахмедов, Н. Эмиров, И. Лезгины также заняли достойное место среди первых врачей и организаторов здравоохранения Дагестана. Это Рза Шихсаидов, первый уполномоченный по здравоохранению в Дагестане, окончивший Петроградскую военно-медицинскую академию в 1916 году.
Первым народным уполномоченным по сельскому хозяйству в республике тоже был лезгин — села М. Имена Г. Гасанова известны далеко за пределами нашей страны — Герой социалистического труда, лауреат Ленинских и государственных премий, доктор технических наук, профессор, внук известного ученого Хасана Алькадари, М. Лезгинцев — первый руководитель финансовой службы Красной Армии его сыновья — Г.
Лезгинцев выдающийся ученый и известный писатель, доктор технических наук, адмирал и М. Лезгинцев контр-адмирал, командир подводной лодки , А. Наиболее известные ученые — лезгины, внесшие большой вклад в науку — А. Гусейнов, Ш.
Саадиев, З. Рамазанов, Н. Лезгины гордо произносят имена братьев профессоров Аливердиевых, А. Агаева, Х.
Рамазанов, У. Мейланова, Б. Талибов, А. Гулмагомедов, К.
Акимов, Г. Искендеров, С. Алкадарский, А. Ганиева, Ф.
Ганиева, Г. Гашарова, Ф. Вагабова, Р. Кельбеханова, А.
Бабаев, Э. Эмирбеков, Ф. Аликберова, Д. Ахмедов, М.
Вагабов, С. Агаширинова, Р. Гайдарова, Б. Рагимова, Г.
Гаджиева, К. Адигезалова-Пальчаев, Г. Сафаралиев, Н. Кличханов и многие другие.
Значительный вклад в дагестанскую литературу внесли ашугские поэты лезги Салих Ярагинский 17 век , Ялцуг Эмин 17 — первая половина 18 века , Абдулхалик Закир Ахтынский, Магарам Ахтынский, ашугская шайда Тагиркентской 18 век , поэт Лезги Ахмед Гусарский 18 — начало 19 века , Мазали Али из села. Маза, Молла Нур из пос. Ахты, Сталь Саид села. Ашага-Сталь и др.
В ХХ веке. Знаменитыми ашугами были абдулла из села. Хлют, Абдул из села. Джаба, Саадулла Хурюга, Ширин села.
Из недр ашугской поэзии выросли величайшие лезгинские поэты. Кафланов, Шах-Эмир Мурадов, И. Гусейнов, А. Саидов, Б.
Салимов, З. Ризванов, А. Кардашев, поэты и прозаики А. Фатахов, К.
Меджидов, З. Эфендиев, И.
Все эти особенности пищевых привычек и кухни лезгинов отражают их национальные особенности и богатство культуры.
Лезгинская кухня привлекает внимание своей оригинальностью и разнообразием блюд, которые непременно стоит попробовать. Знаменитые лезгины и их достижения В области музыки есть такие известные лезгины, как Муса Мусаев — талантливый музыкант и композитор. Он известен своими яркими и душевными произведениями, исполненными в национальном стиле.
Его музыка пользуется популярностью не только среди лезгинского народа, но и за его пределами. В области спорта лезгины также имеют успехи и достижения. Популярным и знаменитым спортсменом является Шамиль Абдуллаев — чемпион мира по джиу-джитсу и двукратный чемпион Европы.
Он является ярким примером того, как лезгинский народ обладает физической выносливостью и спортивными навыками. В сфере искусства и актерского мастерства выделяется замечательный актер Сламан Гамидов. Он известен своими яркими и запоминающимися ролями в различных фильмах и театральных постановках.
Благодаря своему таланту и профессионализму он получил признание не только среди лезгинского народа, но и широкой публики. Это лишь небольшой перечень знаменитых лезгин и их достижений. Лезгинский народ богат своими талантами и способностями, которые вносят вклад в различные сферы жизни и делают их нацию известной и уважаемой.
Важные праздники и традиции лезгинов Новруз — это один из самых значимых и популярных праздников лезгинского народа. Он отмечается весной, обычно 21 марта, и символизирует приход Нового года и наступление весны. В этот день люди собираются вместе, устраивают праздничные шествия, проводят традиционные игры и гуляния.
Также особое значение имеют танцы и музыкальные выступления, которые сопровождаются богатой национальной одеждой. Лезгинский свадебный обряд — это особый ритуал, сопровождающий свадьбу лезгинской пары. Он включает в себя различные традиционные обряды, такие как нанесение рукой хны краски на ладони молодоженов, обмен кольцами и другие символические действия.
На свадьбе также проводятся танцы и песни, которые являются неотъемлемой частью лезгинской культуры. Юлдуз — это праздник, который связан с поклонением звезде и яркими красками космоса. Юлдуз отмечается в конце лета или начале осени и сопровождается праздничными мероприятиями, где главными элементами являются танцы, музыка и песни, а также яркий костюм и украшения.
В 1920-е годы в лезгинских районах открываются новые светские школы. В каждом селении были организованы пункты ликбеза, которые охватывали все взрослое население. С 1930 г. Особое место в жизни лезгин занимал фольклор, который отличался богатством и разнообразием. Лезгинский фольклор в прошлом представлял собой своеобразную устную летопись, в которой народ воспроизводил свою историю, надежды и думы.
Показателен в этом плане героический эпос, представленный в образах легендарных героев. Интересен, например, образ Шарвили — богатыря, защитника отечества, выразителя народного духа. К эпическому жанру близки произведения «Къванцин гада» «Каменный юноша» , «Бахтавар» «Счастливый» , «Ашукьдин къуват» «Сила ашуга» и др. В устном народном творчестве лезгин представлены сказки, пословицы, поговорки и т. Они создали богатый музыкальный и танцевальный фольклор.
Своеобразен лезгинский вариант лезгинки. Наука, образование Значителен вклад лезгин в образование. Из среды лезгин вышло немало выдающихся личностей. Заметный след оставил известный мыслитель-идеолог Магомед Ярагский духовный предводитель национально-освободительного и демократического движения горских народов Кавказа в XIX в. Научные идеи шейха Ярагского продолжил его сын Гаджи Абдурахман-эфенди Ярагский, дядя по матери известного ученого Гасана-эфенди Алкадарского.
Одним из крупных ученых Кюринского округа был Гаджи-Али-эфенди Рухунский, после смерти которого его место преподавателя местного медресе занял сын Абакар-эфенди. Эстафету научных изысканий Абакара-эфенди принял его сын Абдул-Гамид-эфенди. К числу известных ученых-арабистов относится Абдул-Хаким-эфенди — уроженец Самурского округа, который жил и работал в с. Он получил инвеституру от Магомеда Ярагского и стал наставником в тарикате накшибенди. Знатоком арабских наук считался также сын Хакима-эфенди Молла Абдул-Гай.
До конца своей жизни он занимался распространением знаний и наук в своем родном с. В числе ученых можно упомянуть Гаджи-Магомеда-эфенди, сына шейха Магомеда-эфенди. Видным арабистом — учеником шейха Магомеда Ярагского был Гаджи Амирали-эфенди из с. Вершину лезгинской науки ученые историки связывают с именем Гасана-эфенди Алкадарского вторая половина XIX в. Кроме лезгинского, он владел русским, персидским и тюркским языками, прекрасно знал восточную литературу, сочинял стихи, знал физику, философию, изучению которых посвятил ряд лет под руководством ахтынского кадия Мирза-Али-эфенди.
Научные трактаты Алкадарского по религии, философии не потеряли значения и в наши дни. Его эстафету продолжили Г. Алкадарский, М. Гасанов и др. Значителен вклад лезгин в науку, образование в советское время.
Организаторами образования и науки в Дагестане во второй половине XX в. Абилов, Г. Аликберов, М. Омаров, М. Мерземетов, Г.
Магомедов, Н. Исмаилов, А. Юсуфов, Н. Ахмедов, Н. Эмиров, И.
Среди первых врачей и организаторов здравоохранения Дагестана достойное место также занимали лезгины. Это Рза Шихсаидов — первый нарком здравоохранения Дагестана, который окончил в 1916 г. Военно-медицинскую академию в Петрограде. Первым наркомом земледелия республики также был лезгин — М. Ахундов из с.
Далеко за рубежами нашей страны известны имена Г. Гасанова — Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, доктора технических наук, профессора, внука известного ученого Гасана Алкадари, М. Лезгинцева — первого начальника финансовой службы Красной Армии, его сыновей — Г. Лезгинцева крупного ученого и известного писателя, доктора технических наук, адмирала и М. Лезгинцева контр-адмирала, командовавшего подводной лодкой , А.
Наиболее известные ученые — лезгины, внесшие большой вклад в науку, — А. Гусейнов, Ш. Саадиев, З. Рамазанов, Н. Лезгины с гордостью произносят имена профессоров братьев Аливердиевых, А.
Агаева, Х. Рамазанова, У. Мейлановой, Б. Талибова, А. Гюльмагомедова, К.
Акимова, Г. Искендерова, С. Алкадарского, А. Ганиевой, Ф. Ганиевой, Г.
Гашарова, Ф. Вагабовой, Р. Кельбеханова, А. Бабаева, Э. Эмирбекова, Ф.
Аликберовой, Д. Ахмедова, М. Вагабова, С. Агашириновой, Р. Гайдарова, Б.
Важное место в традиционной религиозной практике лезгинов занимает суфизм — мистическое течение ислама, которое придает особую значимость духовной практике и личному общению с Богом. Суфизм представлен различными братствами тарекатами , которые проводят церемонии, включающие хоровое пение и танцы дервишей. Однако помимо исламских верований, у лезгинов сохранились и до сих пор практикуются древние языческие обряды и традиции. К ним относятся различные обряды посева и сбора урожая, празднества по случаю свадьбы или рождения ребенка, а также поклонение духам предков и природы. Традиционная одежда лезгинов также отражает их религиозные и культурные ценности. Мужчины носят своеобразные брюки до колен, называемые пархали, с широкими поясами и смятой нижней частью. Женская одежда включает длинные рубашки, платья, шаль или платок, который называется дикер. Эти наряды часто украшены цветочными орнаментами и золотыми узорами.
Тамбовская область
- Следы язычества
- Численность
- Вся правда о лезгинах
- Лезгины. История, культура, традиции
- Navigation menu
Что такое лезгины и их происхождение?
- Откуда родом лезгины? - Ответы на вопросы
- Выдающиеся лезгины
- Лезгины - Традиция
- Народ лезгины
- Обычаи лезгинов - традиции лезгинов
- Какая религия у лезгинов. Народ лезгины