"Легенду о любви" можно снова увидеть в Большом (Время новостей, 26.04.2002). Татьяна Кузнецова. "Легенда о любви" как правда о балете. новости. азербайджан. баку. дворец гейдара алиева. балет арифа меликова "легенда о любви". 3 июля состоялся первый из трех премьерных показов знаменитого балета "Легенда о любви" в постановке выдающегося хореографа современности Юрия Григоровича.
Балет «Легенда о любви» на сцене Мариинского театра
– В балете конкуренция высокая! Я мечтаю о роли Эгиды из «Спартака» и Мехменэбану из «Легенды о любви». В Питере культура отношения к Легенде о любви совершенно иная, чем в Мск — они считают этот балет своим и для их артисток танцевать главные роли в спектакле есть экзамен на Балерину. Балет Легенда о Любви.» на канале «Поваренная Магия» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 25 ноября 2023 года в 12:50, длительностью 00:04:00, на видеохостинге RUTUBE. В ее честь 20 июля Большой театр покажет балет «Легенда о любви», в котором выступала танцовщица. "Балет "Легенда о любви" демонстрировался во всем мире, и вот наконец он на азербайджанской сцене. «Легенда о любви» — балет Арифа Меликова в трёх действиях, семи картинах, на либретто Назыма Хикмета по мотивам его драмы «Ферхад и Ширин».
Покоривший мир балет «Легенда о любви» снова на бакинской сцене!
балет Юрия Григоровича по мотивам драмы Назыма Хикмета «Ферхад и Ширин» на музыку Арифа Меликова - одна из лучших работ выдающегося хореографа. На сцену главного театра страны возвращается знаменитый балет "Легенда о любви". "Легенда о любви", несмотря на явную несыгранность кордебалета и отсутствие выпуклых центральных характеров в угоду рисунку танца, несомненно, остается большим, если не сказать огромным репертуарным балетом. Уфимцы увидели знаменитый балет Арифа Меликова "Легенда о любви" в постановке Юрия Григоровича.
Рената Литвинова и другие звезды на премьере балета "Легенда о любви"
Созданная в период оттепели «Легенда о любви» стала прославлением классического танца и вместе с тем серьезным шагом советского балета в культуру Востока. До представления грандиозного балета известного композитора Арифа Меликова «Легенда о любви» во Дворце Гейдара Алиева остался 1 день. В Питере культура отношения к Легенде о любви совершенно иная, чем в Мск — они считают этот балет своим и для их артисток танцевать главные роли в спектакле есть экзамен на Балерину. Балет "Легенда о любви", созданный композитором Арифом Меликовым и хореографом Юрием Григоровичем, еще в прошлом веке стал классикой и остается популярным до сих пор.
В Большом театре покажут балет «Легенда о любви» в честь юбилея Светланы Адырхаевой
Николай Цискаридзе в балете ва* "Легенда о любви" (куски). «Легенда о любви» (1961) — дитя хрущевской оттепели и эстетический прорыв ленинградского балета. В Питере культура отношения к Легенде о любви совершенно иная, чем в Мск — они считают этот балет своим и для их артисток танцевать главные роли в спектакле есть экзамен на Балерину.
"Легенду о любви" показали в "Астана Балет"
В Краснодаре прославленный балет был поставлен в 2006 году в череде других перенесенных на кубанскую сцену спектаклей мастера. Драматическое настроение постановки ощутимо с первых тревожных аккордов — и так же заметен ее стаж. Она чем-то неуловимо напоминает советские фильмы 1950-х годов: то ли музыкальным решением, то ли групповыми сценами, то ли костюмами и гримом. Несомненно, артистам не так уж просто танцевать, внутренне ориентируясь на тех, чье исполнение балета стало классикой: Майи Плисецкой, Наталии Бессмертновой, Мариса Лиепы, Николая Цискаридзе. Однако в основном краснодарские танцоры предлагают вполне убедительные трактовки образов. Ферхад Алексея Шлыкова не так легок и тонок, как герои персидских миниатюр. Но он мускулист и могуч и создает достаточно цельный образ мужчины, способного как пожертвовать своей любовью ради высокой цели, так и пробить путь воде через скалы.
Гибкая, легкая, пластичная Мехмене Бану Марии Томиловой убедительна и в своем отчаянии, и в своей печали, и в своей власти. Подобно Одетте, светлой «тенью» царицы становится ее сестра Ширин — тонкая, изящная Елена Лузина танцует вдохновенно и поэтично.
Тем временем, в городе наступает засуха, и спасти от нее может только тот, кто прорубит дорогу к реке в огромной скале. Юная принцесса хочет убежать с Ферхадом, но их замысел раскрывается, и царица предлагает ему сделку — либо голову с плеч, либо туннель в скале. Ради любви художник берется за кирку. В отличие от других восточных сказок, в этой чуда можно не ждать.
Но у хореографа Григоровича это получается вот уже сорок лет. Балет "Легенда о любви" шел на сцене Большого с 1965 года ровно тридцать лет и три года. За это сказовое время полинял, потускнел и как-то вышел из моды.
Вспышки внимания к нему возникали примерно раз в десять лет - когда в спектакль вводили новое поколение артистов. Но так как никто из последователей не мог сравниться с титанами, танцевавшими "Легенду" в 60-е годы, то интерес опадал самым естественным образом. Так же естественно а вовсе не из-за гонений тогдашнего худрука Васильева на репертуар опального Григоровича выпал из афиши и сам спектакль: то готовились к юбилею поэта Пушкина, то к загранкомандировкам, то ставили Бориса Эйфмана, Джорджа Баланчина и Пьера Лакотта Pierre Lacotte. А когда власть переменилась и Юрий Григорович вернулся в театр возобновлять свое "Лебединое озеро", решили заодно попросить его лично почистить и "Легенду". Мэтр и его ассистенты потратили на чистку уже танцевавшего состава два месяца для сравнения: неведомого Баланчина в Большом поставили за три недели. И вот теперь вполне рядовое репертуарное событие преподносится как великая победа отечественного балета. Свежеотрепетированная "Легенда" и впрямь выглядела поучительно. Во-первых, стало понятно, почему этот "современный балет" сразу после премьеры в 1961 году в Кировском театре добился признания и властей, и критики, и публики. Пьесу турка Назыма Хикмета, написанную в капиталистических застенках, положенную на музыку азербайджанцем Арифом Меликовым, русский Юрий Григорович поставил как поэму о борьбе чувства и долга.
Побеждал, разумеется, долг: юноша Ферхад отвергал любовь принцессы Ширин, дабы, сокрушив гору, напоить родной народ после столь идеологически верного балета можно было спокойно вручать 38-летнему хореографу главный театр страны. Эстеты того времени пленились ориентально "условной" пластикой, жесткой режиссурой, аскетизмом сценографии и костюмов художник - Симон Вирсаладзе , усмотрев во всем этом идейный отпор опостылевшей хореодраме. Массового зрителя тоже не пришлось перевоспитывать: балет оказался повествователен и общедоступен. Герои открывали сердце любимым, выдаивая левую грудь и выплескивая невидимое содержимое к ногам избранника; ковшом растопыренных пальцев зачерпывали "любовь" из-под ног и подносили ко рту. В общем, только дурак не поймет, кто здесь хороший, кто плохой и что происходит. Во-вторых, стало очевидно, что остальные пять оригинальных балета советского классика - калька "Легенды о любви". Жесткая схема спектакля четверка протагонистов, у каждого - свой кордебалет и свой монолог; к каждой массовой ударной сцене прилагается контрастная - лирическая сработала безотказно и была способна к тиражированию. Небогатая лексика тоже оказалась достаточной: Юрий Григорович четверть века так и переносил из спектакля в спектакль все эти ренверсе, верхние поддержки, большие батманы, падения на колено - вплоть до характерных жестов, одинаковых что у Визиря, что у Красса, что у Ивана Грозного. В-третьих, стало ясно, почему московские артисты десятилетиями танцуют грязно.
Крупный помол хореографии Григоровича, на которой выросли поколения, не требует ни отчетливости позиций, ни выворотности, ни изощренности - только силы и выносливости. А также особой пафосной остервенелости раньше ее называли одержимостью , для которой отчетливость танца даже вредна. Есть у танцовщиков эта самая одержимость - и можно не обращать внимание на косолапые ноги, сорванный пируэт, запоротое шене; а вот если ее нет, любой спектакль Юрия Григоровича тут же превращается в примитивный плакат. Ну вроде как песни Высоцкого, которые можно слушать только в его собственном надрывном исполнении. Сегодняшние артисты от кордебалета до премьеров работали так старательно, как никогда не работали на каком-нибудь Баланчине, Эйфмане и тем более на Лакотте. Отшкуренные репетиторами, с младенчества воспитанные на том, что лучше этой хореографии мир еще не создал, они выполняли знакомые григоровичевские па, как высокий ритуал. Но с высоцкими нынче плохо - время ушло. Все прыгали, вертелись, переживали и, как могли, пытались соответствовать легендарным предшественникам. Реанимировать свою роль смог только не обремененный пиететом Геннадий Янин: несмотря на откровенно трюковой характер партии, его горбатый хромой шут ошарашивал, как нежданный выходец из преисподней.
И все равно "Легенда о любви" была обречена на успех. Воспитанная на Григоровиче публика реагировала на спектакль, как собака Павлова на привычные раздражители: цирковая верхняя поддержка в шпагат ли, "на стульчик" - аплодисменты, фуэте - бурные аплодисменты, jete en tournant в быстром темпе два круга - овация. Как в счастливом детстве, когда советский балет был опорой в трудный час, когда, как сказано в буклете, "умели тогда, знали, как побеждать и быть на коне". И чтобы опять почувствовать себя на коне, надо всего лишь вернуть в театр Григоровича. Его водружали на пьедестал еще год назад - после возобновления "Лебединого озера". Тогда не получилось, постановка оказалась уж очень невразумительной и скучной. И вот на авансцену опять выводят хореографа со звездой Героя соцтруда на лацкане. Зал ревет, цветы летят, мэтр властно гонит кордебалетное стадо к рампе. Независимая Независеммая газета, 26 апреля 2002 года Майя Крылова Н.
Бессмертнова Ширин и В. Тихонов Ферхад в балете "Легенда о любви Слагаемые "Легенды" - либретто по пьесе турецкого поэта-коммуниста Назыма Хикмета, музыка Арифа Меликова, декорации темный складень в виде огромной книги Симона Вирсаладзе. Знатоки ислама находят скрытые суфийские мотивы, попавшие в балет от литературного первоисточника - поэм Навои и Низами. В событиях притчи участвуют две сестры-царицы, один пригожий зодчий, идея справедливости и скала, которую надо героически пробить, чтобы в средневековой стране была вода. Этот аскетический балет-плакат в духе и букве шестидесятников многие считают лучшей постановкой Григоровича. В момент создания спектакль потряс невиданной в сталинском балете диалектикой "объективной" судьбы народа и субъективизма частных жизней.
Невероятно трагична и выразительна партия царицы Мехменэ Бану. В своей поэме о всепоглощающей любви она проходит этапы становления. Исчезает ее красота, но растет внутренняя сила. Мехменэ Бану разрывает внутренняя борьба между страстью к Ферхаду и любовью к сестре. Каждый арабеск, каждый жест, каждый взгляд примы театра Гульсины Мавлюкасовой пронзительны, они выстраивают монолог мятущейся души. Героиня развивается: от царственных четких линий она внезапно переходит к плавным, мягким, плачущим движениям хрупкой девушки. Трогателен момент, в котором царица под покровом черного платка намеренно идет к горбатым шутам, а не к блистающим молодым девушкам. Показательна сцена с красным кордебалетом, напоминающим языки пламени. Мехменэ Бану открывает лицо, становясь на колени перед алым закатом. Она принимает себя. Наедине с собой она мечтает о соединении с Ферхадом в образе принца — это ее недостижимый идеал. Спектакль выходит на драматический уровень, появляется и глубинная мизансцена, где признаются в любви друг другу Ферхад и Ширин, а на переднем плане терзается Мехменэ Бану. Сценография чрезвычайно живописна и символична.
Мой любимый спектакль «Легенда о любви»
Придворные и визирь — в отчаянии. Воины вводят человека: он берется исцелить принцессу. Мехменэ Бану бросает к его ногам золото, но незнакомец от золота отказывается. За исцеление сестры царица готова отдать свою корону. Но и корона не нужна незнакомцу — пусть Мехменэ Бану ради спасения сестры откажется от своей красоты. После мучительных колебаний царица соглашается… Незнакомец возвращает Ширин к жизни. Она встает со смертного ложа и с ужасом глядит на обезображенное лицо сестры, не узнавая ее… Картина вторая.
Сад дворца, построенного для принцессы Ширин. Художники, среди которых и молодой мастер Ферхад, расписывают арку. Мехменэ Бану и Ширин в сопровождении свиты пришли осмотреть дворец. Взоры сестер прикованы к Ферхаду: они поражены его красотой. Торжественная процессия удаляется, Ферхад остается один. Появляется Ширин.
Она нравится ему. Их неодолимо влечет друг к другу. Но принцесса недосягаема для простого рисовальщика… Действие II Картина первая. У иссохшего источника собрался народ. Воды нет.
Азербайджанским государственным симфоническим оркестром имени Узеира Гаджибейли будет руководить Народный артист Азербайджана, профессор Ялчин Адигезалов. В постановке будут задействованы солисты и артисты балетной труппы Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета, артисты Азербайджанского государственного ансамбля танца и студенты Бакинский академии хореографии. Для исторической постановки на основе оригинальных эскизов художника Симона Вирсаладзе идет работа над созданием 250 костюмов, а также готовятся декорации и реквизиты. В основу произведения положена старинная легенда о любви каменотеса Фархада и восточной принцессы Ширин.
Люблю балеты «Легенда о любви», «Анюта» и «Щелкунчик». Работать среди высококвалифицированных профессионалов — большая честь. Я мечтаю о роли Эгиды из «Спартака» и Мехменэбану из «Легенды о любви». Пока танцую в кардебалете— в «двойках», «четверках», в корифейских партиях— и ощущаю себя счастливой и востребованной. Наша профессия шикарная: мы исполняем многие роли, примеряем костюмы и погружаемся в разные временныеэпохи, проживаем жизнь героев и дарим зрителям красоту и эмоции.
Балет — это моя легенда о любви! Принимала участие во всемирной «Фольклориаде» и фестивале «Сердце Евразии». Я горжусь тем,что в нем родилось и выросло не одно поколение умных и талантливых людей. Приезжая на родину, я отдыхаю физически и морально, потому что Белебей —место моей силы. В нем каждая улочка, каждый дом — это моя история, мое детство, воспоминания.
И я очень благодарна опять-таки своему городу, педагогам, людям, что поддерживают, гордятся мной. Это очень важно для любого творческого человека и в том числе для артиста балета. Я всегда безумно рада, когда кто-то из Белебея приезжает в театр. Также благодарю жителей родного города за то, что в интернет-пространстве поддерживают мое творчество и пишут теплые комментарии.
Проект «Кинолекторий» был создан на базе Центральной районной библиотеки с целью популяризации известных произведений искусства в области кинематографии, балета, документалистики. Перед просмотром киноматериалов, зрителей знакомят с историей создания произведения, его сюжетной линией, особенностями процесса производства.
Мариинский театр отметит юбилей «Легенды о любви» Юрия Григоровича тремя представлениями
Ферхад готов пойти на этот подвиг во имя любви. Он прощается с Ширин. Действие третье Ферхад в горах. Ему видится, что он открыл дорогу воде, и перед ним возникает образ любимой Ширин. Картина шестая Страсть к Ферхаду и угрызения совести мучают царицу Мехменэ Бану. В своих мечтах она вновь прекрасна, и Ферхад любит ее.
Вбежавшая Ширин разрушает грезы Мехменэ Бану и молит сестру не наказывать Ферхада, которого она любит. Мехменэ Бану как никто понимает это чувство и принимает последнее решение. Они устремляются из дворца. Картина седьмая Люди, услышавшие о деянии Ферхада, в надежде приходят к нему в горы.
Меликова пригласили в Ленинград, состоялось прослушивание с участием Назыма Хикмета, Григоровича и театрального художника Симона Вирсаладзе. Музыка произвела на него "удивительное впечатление свежести и гармонии, в ней были замечательные вариации, наконец, она точно отражала характеры героев этой драматической истории". После той встречи в Ленинграде сразу началась совместная работа. Вот как рассказывал о ней композитор: "Во время написания "Легенды" вокруг была такая группа друзей, единомышленников - Юрий Григорович, художник Симон Вирсаладзе, поэт Назым Хикмет, дирижер Ниязи, - что, даже если что-то не получалось, нам в голову не приходило унывать или жить какими-то трагическими мыслями. Просто искали новые подходы". Премьера состоялась в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени Кирова Мариинский театр 23 марта 1961 года и имела большой успех. Григорович делал ставку на мало кому известных в то время танцовщиков: партию Ферхада станцевал 26-летний Александр Грибов, 32-летняя Ольга Моисеева исполнила партию Мехмене Бану, а 27-летняя Ирина Колпакова - партию Ширин. Вообще это был спектакль молодых - Меликову тогда было всего 27 лет, а Григоровичу - 34 года. Красивый праздник Востока - много сладостей, много цветов, много зелени, и вот в это время мы давали первую премьеру", - вспоминал композитор. Назым Хикмет так говорил о спектакле: "Моя пьеса шла на разных языках в разных странах, но больше всего меня удовлетворило то, что я увидел в балете, поставленном Юрием Григоровичем". По признанию драматурга, его "очень волновало, каким окажется на сцене Восток".
Есть у танцовщиков эта самая одержимость - и можно не обращать внимание на косолапые ноги, сорванный пируэт, запоротое шене; а вот если ее нет, любой спектакль Юрия Григоровича тут же превращается в примитивный плакат. Ну вроде как песни Высоцкого, которые можно слушать только в его собственном надрывном исполнении. Сегодняшние артисты от кордебалета до премьеров работали так старательно, как никогда не работали на каком-нибудь Баланчине, Эйфмане и тем более на Лакотте. Отшкуренные репетиторами, с младенчества воспитанные на том, что лучше этой хореографии мир еще не создал, они выполняли знакомые григоровичевские па, как высокий ритуал. Но с высоцкими нынче плохо - время ушло. Все прыгали, вертелись, переживали и, как могли, пытались соответствовать легендарным предшественникам. Реанимировать свою роль смог только не обремененный пиететом Геннадий Янин: несмотря на откровенно трюковой характер партии, его горбатый хромой шут ошарашивал, как нежданный выходец из преисподней. И все равно "Легенда о любви" была обречена на успех. Воспитанная на Григоровиче публика реагировала на спектакль, как собака Павлова на привычные раздражители: цирковая верхняя поддержка в шпагат ли, "на стульчик" - аплодисменты, фуэте - бурные аплодисменты, jete en tournant в быстром темпе два круга - овация. Как в счастливом детстве, когда советский балет был опорой в трудный час, когда, как сказано в буклете, "умели тогда, знали, как побеждать и быть на коне". И чтобы опять почувствовать себя на коне, надо всего лишь вернуть в театр Григоровича. Его водружали на пьедестал еще год назад - после возобновления "Лебединого озера". Тогда не получилось, постановка оказалась уж очень невразумительной и скучной. И вот на авансцену опять выводят хореографа со звездой Героя соцтруда на лацкане. Зал ревет, цветы летят, мэтр властно гонит кордебалетное стадо к рампе. Независимая Независеммая газета, 26 апреля 2002 года Майя Крылова Н. Бессмертнова Ширин и В. Тихонов Ферхад в балете "Легенда о любви Слагаемые "Легенды" - либретто по пьесе турецкого поэта-коммуниста Назыма Хикмета, музыка Арифа Меликова, декорации темный складень в виде огромной книги Симона Вирсаладзе. Знатоки ислама находят скрытые суфийские мотивы, попавшие в балет от литературного первоисточника - поэм Навои и Низами. В событиях притчи участвуют две сестры-царицы, один пригожий зодчий, идея справедливости и скала, которую надо героически пробить, чтобы в средневековой стране была вода. Этот аскетический балет-плакат в духе и букве шестидесятников многие считают лучшей постановкой Григоровича. В момент создания спектакль потряс невиданной в сталинском балете диалектикой "объективной" судьбы народа и субъективизма частных жизней. Не менее поражала почти диссидентская идея, что жизнь человека зависит от его собственного выбора, а не от закономерностей исторического процесса. Но Григорович угодил и тем, кто требовал от художников "воспитательного" искусства: мироздание у него героизировано, а нравственная коллизия между "хочу" и "должен" решается в пользу долга. Долгушин - Ферхад, Татьяна Зимина - Мехменэ Бану балет "Легенда о любви Апологеты не замечали малого набора балетной лексики и восторгались, что хореограф отменил синонимичность понятий "балетная драматургия" и "сюжет", обильные бытовизмы и танцы "по поводу", заменив их потоками "обобщающих" танцев с хореографическими лейтмотивами. Только ленивый не упоминал про персидские миниатюры, вдохновлявшие Григоровича. Балетоведы обсуждали танцующее золото, танцующие мечты о воде и танцующий царский гнев - все в исполнении женского кордебалета. Зрители ахали от лирических интерлюдий-кульминаций, когда массы мудрецы, плакальщицы, шуты, воины, жители пустыни и т. Григорович использовал здесь модный европейский художественный прием: соорудил два потока времени, время объективное - и субъективное, темп которого регулируется нюансами "Я"-переживаний. Конечно, сейчас все эти новации оттепельного романтизма - давно традиции. Но по-прежнему впечатляют мастерски поставленные массовые сцены-нарастания: шествие первого акта и знаменитая погоня второго - чистейший хронотоп по Бахтину, время и пространство, обнаруживающие друг друга в едином пластическом целом. Задача исполнителей - строго следовать графике пластического орнамента, несложного танцевально, но напряженного физкультурно, и соблюдать былой запрет Григоровича на хлопотание физиономией почти никто не соблюдает. Николай Цискаридзе зодчий Ферхад в разговоре со мной описал метаморфозы своего героя, из художников попавшего в каменотесы, фразой: "Это все равно что пианиста заставить лепить кирпичи". Требуемой пластической каллиграфии, одновременно упругой и льющейся, как арабская буквенная вязь, у солисток нет. Сцена из балета "Легенда о любви" А. Ленинградский театр Сегодняшний день внес коррективы в восприятие некогда новаторского балета. То, что в танце и сценографии раньше считалось лаконичным и емким, теперь наивно. Впрочем, картинно вскинутые в запястьях кисти рук, многократные силовые поддержки и балетный Восток без восточной цветистости получили горячее одобрение публики. Наши зрители десятилетиями воспитывались на суровой простоте Григоровича. В ней многое недосказано, недоговорено с момента постановки. Вовсе отсутствовала религиозная тематика, без которой Восток - не Восток. Думаю, об этом втайне горевал Вирсаладзе - для интеллигентного грузина очевидны религиозные корни культуры Турции, Персии, Востока в целом. И все-таки постановщики "протащили" тогда в балет некую таинственную фигуру лекаря-дервиша суфия , назвав ее Незнакомцем. И тут же сознательно оборвали "запретный мотив": при советской власти, как известно, не существовали ни боги, ни пророки. Как и восточная эротика, хотя постановщики и тут "надули" власти - "Легенда" на редкость эротичный балет, хотя сегодня об этом почему-то позабыл даже сам балетмейстер.
Он поражает яркими массовыми сценами и самозабвенными дуэтами, полными неги и чувственности. В центре сюжета — царица Мехменэ Бану, которая пожертвовала своей сказочной красотой, чтобы спасти жизнь младшей сестры Ширин. Какой трагедией обернулась для нее эта жертва, кому из сестер отдаст свое сердце прекрасный юноша Ферхад, можно ли без потерь разрубить любовный треугольник, обо всем можно узнать, посмотрев балет «Легенда о любви» в исполнении артистов театра «Астана Балет».
В Большом театре покажут балет «Легенда о любви» в честь юбилея Светланы Адырхаевой
«Легенда о любви» — восточная сказка с трагичным концом | Ленинградская премьера балета «Легенда о любви» и его последующие постановки вызывали многочисленные отклики критики и мастеров искусств. |
«Легенда о любви» (1961) | Мариинский театр покажет во вторник балет "Легенда о любви" Юрия Григоровича на музыку азербайджанского композитора Арифа Меликова. |
Популярный балет «Легенда о любви» представили столичным зрителям
Надо отдать должное всем действующим лицам постановки: исполнителям главных партий и кордебалету. Воплощение столь сложной хореографии — это большой рывок вверх для башкирского театра оперы и балета. Здесь особенное положение рук, корпуса, головы. Как говорит Олег Рачковский: "Такого, ни в каком другом балете, не встретишь". И действительно, воплощённый на сцене рисунок каждой роли, наверное, редко встретишь в постановках театра. Например, взять Мехменэ Бану — Гульсину Мавлюкасову: с какой пластикой и темпераментом она подходит к своей героине, как точно через движения, утончённую пластику рук передаётся ломкость, хрупкость души царицы, которая пожертвовала своей красотой ради спасения сестры. Симфонический оркестр театра вместе с балетной труппой проделывает невероятный путь по музыкальным граням восточной легенды.
Музыка советского композитора, народного артиста СССР Арифа Меликова в "Легенде о любви" - это не просто звуко-музыкальная составляющая спектакля, это действующее лицо, которое также претендует на свою сольную партию. И на такую партию оркестр имеет полное право. Спектакль дышит философией любви, которую бережно и без наигрыша несут главные герои. Танец силой темперамента и поэтичностью выражает все перипетии столь сложного сюжета. Страдания Мехменэ Бану, проникновенная и пылкая любовь Ферхада и Ширин, муки Визиря — всё это точно и блестяще отображено артистами башкирского театра.
Премьера балета «Легенда о любви» состоялась 23 марта 1961 года в Ленинградском театре оперы и балета ныне Санкт-Петербургский государственный академический Мариинский театр. Балетмейстером-постановщиком спектакля был Юрий Григорович, художником - Симон Вирсаладзе, а дирижером - маэстро Ниязи. В июле 1962 года состоялась премьера произведения на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета. Балет «Легенда о любви» и по сей день не сходит с мировой сцены. Произведение неоднократно ставилось в постановках выдающихся балетмейстеров в более чем 60 театрах разных стран.
Действительно, в одну секунду сцена преображается из пустыни во дворец, из дворца в блистательный и пышный сад и тут же становится угрюмой скалой, которую прорубает художник для того, чтобы спасти людей и добыть воду. В этом спектакле нет увертюры, есть только пять аккордов, которые композитор посвятил, по каждому аккорду, каждому создателю этого спектакля. Это значит Ариф Меликов — композитор, Юрий Григорович — балетмейстер, Симон Вирсаладзе — художник, Назым Хикмет — автор этого произведения и дирижер-постановщик — Ниязи. Спектакль начинается в покоях правительницы Мехмене Бану, где царит большое горе, так как умирает младшая сестра Ширин и никто не может ее вылечить. И вот появляется незнакомец, которому предлагается тут же много драгоценностей, и знаменитый «Танец золота» начинается, когда стоит в центре этот незнакомец, вокруг него танцует много танцовщиц в золотых одеяниях, они все украшены золотыми монетами, все они предлагают ему. Но он отвергает все дары, тогда Мехмене Бану снимает с себя корону и предлагает ему даже власть, но он отказывается от этого и говорит, что сестру можно спасти только благодаря великой жертве — отдав собственную красоту. Далее идет сцена прощания с красотой, один из потрясающих вообще танцевальных шедевров, и сцена превращения, когда Мехмене Бану отдает свою красоту и молодость, а Ширин обретает жизненные силы. И вот танец Ферхада. Это одна из самых виртуозных вариаций. И когда мы ее учим, нам все время объясняют, что если в начале балета танец всегда с руками поднятыми наверх, это, с одной стороны, небольшая стилистика восточных танцев, а с другой стороны — это птица на взлете. То в конце балета, это обязательно, уже все вариации будут с кистями опущены вниз. Это означает, что подбитая птица, птица, которая уже хочет взлететь, но не может. И вот после этого знаменитого танца Ферхада начинается шествие, приезд царской процессии во дворец. Музыка написана по примеру знаменитого Болеро Равеля, когда начинает один инструмент, потом подхватывает, второй, третий, четвертый. Так доходит до тутти. Точно также и поставлена эта сцена. В зависимости от инструментов на сцене появляются все новые и новые персонажи. Сначала выходят офицеры, потом появляются белые янычары, потом появляются черные янычары, потом появляются придворные... И в этот момент выключается свет и остаются три главных героя.
Произведение неоднократно ставилось в постановках выдающихся балетмейстеров в более чем 60 театрах разных стран. В 2023 году отмечается 100-летие со дня рождения гениальной личности, великого лидера Гейдара Алиева, 90-летний юбилей выдающегося композитора Арифа Меликова. Общенациональный лидер Гейдар Алиев высоко ценил талант и человеческие качества Арифа Меликова. Ариф Меликов отразил в своем творчестве любовь и уважение к общенациональному лидеру Гейдару Алиеву и посвятил 8-ю симфонию под названием «Вечность» великому лидеру. Билеты на показ балета «Легенда о любви» 18-19 сентября скоро появятся в кассах города и на сайте iTicket.