все самые свежие новости дня по теме. ТАСС – ведущее государственное информационное агентство России.
В Гонконге 5G-робот вышел на работу
- Яндекс Картинки: поиск изображений в интернете, поиск по изображению
- Другие новости
- Новости культуры: кино, театры, литература, музыка России
- Новости и планы команды рекламного Дзена
- Искусство чань и дзен. А.М. Орлов : НОВЫЙ МИР
День книголюбов и наш канал на Яндекс.Дзен!
Главное, чтобы пользователи смотрели контент вовлеченно. Чем дольше пользователи будут смотреть видео и читать статьи автора, тем больше он заработает. Смотрите короткие ролики и познавательные видео. Читайте статьи, свежие новости и посты. Создавайте контент. Будьте в Дзене.
Поклонникам театра стоит обратить внимание на тематическую подборку сервиса «VK Клипы». Видеоролики записали звезды российской сцены. Кроме того, в ВК-сообществе «Культура.
Правда, красота и сыграла с ней злую шутку: хозяин заставил ее носить маску-намордник, чтобы лишить возможности разговаривать... Она была первой, кто когда-либо совершил мировое турне с собственной труппой, чтобы показать балет людям, которые даже никогда не слышали о нем. Большинству она известна по знаменитой роли умирающего лебедя. Анна Павлова - великая балерина, вдохновлявшая своим артистизмом и страстью не одно поколение молодых танцоров и почитателей балета.
Кумир миллионов - балерина Анна Павлова - чьи портреты... Художники называли его «зеленой феей», способной навеять вдохновение, другие считали напиток чуть ли не панацеей от всех болезней, а третьи с тревогой отмечали, что абсент пагубно влияет на человека и способен вызывать галлюцинации. Частично каждый из них был прав. Но в начале ХХ века этот напиток запретили к употреблению практически на 100 лет. Существует несколько версий происхождения абсента.
Одни исследователи считают, что этот напиток появился в 1792 году в швейцарском городе Куве... А после освобождения жертвы вдруг стали на сторону своих похитителей, одна из девушек даже обручилась с налетчиком. Это был не единственный случай, когда жертвы прониклись симпатией к своим обидчикам. Самые известные и шокирующие случаи — далее в обзоре. В 1974 г...
На сегодняшний день город Помпеи является одним из самых знаковых мест археологических раскопок, ведь когда вулканический газ и пепел погребли под собой целый город, он оказался "законсервированным" на тысячи лет. Бордели Помпей Во время раскопок в Помпеях обнаружили примерно 25 зданий, где практиковалась проституция. Большинство из...
Бойкая, дерзкая, хитрая и хваткая женщина устроила себе сладкую жизнь, выйдя замуж за атамана донских казаков. Гуляла с размахом, а любимым развлечением было катание на осетрах и в карете, которая по тем временам считалась дивом дивным... О том, что «Ленин жил, жив и будет жить» помнит каждый, кто хоть раз носил значок и звание октябренка. А вот о том, что даже на саркофаг Владимира Ильича было совершено семь покушений, предпочитают не распространяться.
Не слухи, а факты: читайте в Telegram-канале «Ведомостей»
- Другие новости
- Рассылка новостей
- Cosmoscow и «Дзен» собрали мультиформатную энциклопедию современного искусства
- «Дзен» запустил редизайн главной страницы - Ведомости
- архив новостей
Дзен-буддизм - реферат по культурологии
RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен / Все публикации. Новости и планы команды рекламного Дзена. Дзен. Культурология.
Archaeology
Cosmoscow и «Дзен» собрали мультиформатную энциклопедию современного искусства - Афиша Daily | Дэвид Ульрих взял за основу принципы дзен-буддистской практики и 40-летний опыт обучения фотоискусству. Он составил шесть глубоких уроков, которые помогут развить способность к. |
Archaeology | Культурология дзен. Китайский ювелир невозможно подделать. |
Культурология дзен | Сентябрь запомнился пользователям Дзена презентацией Apple, а октябрь –– участием российских спортсменов в UFC и турнире The International (Dota 2). В ноябре популярными. |
КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2024 | ВКонтакте | Рисуем вместе Яндекс Дзен канал. |
«Яндекс. Дзен» запустил проект с Домом культуры «ГЭС-2»
Группа КУЛЬТУРОЛОГИЯ в Одноклассниках. Современные искусство и культура во всех проявлениях. культура и искусство в самом широком смысле этих понятий. Читателей журнала интересуют изобразительн. В формате, заданном Дзен,лаконичный текст освещает диапазон творчества художника, его уникальные особенности и находки, ключевые работы, максимально раскрывающие талант. Статья автора «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» в Дзене: Весь мир восторгается работами старых мастеров-умельцев, творивших уникальные вещи из натурального камня.
Культурология | kulturologia.ru
Культурология использует язык философии. Возможность построения моделей. Что близко для технарей. Параллели социально экономических формаций и культуры, например. Культурология - обобщение и выявление закономерностей. Формирование ценностей. Культурология кроссдисциплинарная наука по аналогии с примерами из технических наук. Мифологическое мышление.
Медуза Горгона. Формирование мышления. О чем книга?
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Эксклюзивный контент и самые просматриваемые выпуски шоу В 2023 году популярные авторы выпустили 15 эксклюзивных шоу в Дзене: от обзоров любимых игр до музыкального проекта в формате творческой лаборатории. Их создателями стали саунд-продюсер Slava Marlow, стример и летсплейщик Дмитрий Куплинов, журналист и писатель Сергей Минаев, блогер Руслан Усачев, ресторатор и телеведущий Дмитрий Левицкий и другие. Всего вышло более 170 выпусков. Самыми популярными стали: 1. Выпуск «Что ели в XIX веке? В топ также вошли сырники, куриные котлеты, блюда из кабачков и блины. Главные тренды года в макияже — корейский стиль, стрелки, образы в духе 90-х, макияж из аниме, в стиле Барби и с блестками.
При этом акцент делается не столько на детальном описании каждого из направлений, сколько на выявлении их общей религиозно-философской основы как духовной направленности эстетических феноменов. Ясное интеллектуальное постижение этой единой, целостной и нерасчлененной духовной деятельности, свободно проявляющей себя в художественных моделях поведения и творчества, может иметь и чисто практические результаты — например, в виде ориентиров, позволяющих гармонизировать собственное внешнее поведение и самопроявления, а в идеале — превратить каждое мгновение своей жизни в художественную импровизацию самореализации. Как известно, буддизм, принесенный в Китай Бодхидхармой в I в. Чань, развиваясь и видоизменяясь, в VII в. Северная школа сохраняла традиции канонического буддизма махаяны, а Южная за 6 веков развития собрала в себя специфически китайские новшества и видоизменения. Искусство, порожденное влияниями Южной школы, и принято называть чаньским искусством. Наличие двух школ буддизма привело к возникновению таких же двух школ — Северной и Южной — и в искусстве Китая. Эти школы носили по отношению друг к другу взаимодополняющий характер. В Китае было принято выделять «три совершенства» образованного человека: владение искусством каллиграфии, поэзии и живописи. В религиозно-методологическом отношении Северная школа канонизировала учение о постепенном «просветлении», достигаемом в уединенной сидячей медитации цзо-чань. В соответствии с этим положением и искусство Северной школы носило ярко выраженный созерцательный характер и было рассчитано на длительное медитативное вглядывание: пейзажи с многоярусным глубинным пространством, затягивающим взгляд, или вертикальные или горизонтальные свитки, часто с надписями, которые можно было перематывать со стороны на сторону подобно свиткам древнеиудейской Торы, или многоплановые многофигурные композиции, рассчитанные на долгое последовательное разглядывание каждой детали, и т. При этом и для работы живописца, например, были характерны длительные медитативные процессы во время создания сложного, трудоемкого в исполнении полотна. Южная школа дополняла учение о постепенном «просветлении» учением о возможности достижения мгновенного «просветления». Важнейшим документом Южной школы была записанная в 714 г. В то время, как многочисленные китайские трактаты по искусству, включая подробнейшие технические описания художественных приемов, обычно не содержат их идеологических обоснований, именно в «Сутре помоста…» можно отыскать множество «ключей» к пониманию искусства чань. Подчеркивая относительность различий Северной и Южной школ, Хуэйнэн говорил: «В Дхарме нет внезапного и постепенного, но люди бывают острого ума и тупые». Подразумевалось, что искусство Южной школы как раз и создавалось людьми «острого ума», подготовленными к мгновенному «просветлению» прошлыми перерождениями и способными использовать едва ли не любой случайный внешний импульс для того, чтобы «прозреть». С этой точки зрения, искусство чань претендовало на выполнение двух основных функций: а являться средством мгновенной реализации внутреннего состояния адепта, то есть служить для фиксации и быть внешней формой выражения саторического или постсаторического сознания и б давать толчок, необходимый идущему по «Пути Сердца» так называли чань в Китае. Адепт чань стремился быть медиатором и земного, и божественного. Поэтому его поведение, поступки, формы фиксации внутренних состояний создавали определенную двойственность, а временами — с точки зрения обыденного сознания — ощущение алогизма, непонятности и даже абсурда. Это создавало основу для эстетического поведения адепта чань, для превращения самой жизни в каждом ее проявлении в произведение искусства, строясь на парадоксальном и неосознаваемом объединении оппозиционных элементов. Среди художников чань было принято в один из дней, встав перед восходом солнца, объявить своим единомышленникам: сегодня я сделаю 10000 рисунков. Подобное заявление подразумевало, что каждое мгновение начинающегося дня будет отдано творчеству — как проявление абсолютной спонтанности бытия адепта, реализующего в себе божественную природу и готового в любой, в каждый момент слиться с ритмом биения «вселенского сердца». Во время работы обычный художник тех стран обыкновенно делает подряд 10 — 15 набросков одного и того же мотива особенно если речь идет о каллиграфии или рисунке тушью. Затем выбирается лучший набросок, а все остальные уничтожаются. Иначе работает художник чань. Если он делает несколько одинаковых набросков, то сохраняет их все вне зависимости от их кажущихся художественных достоинств. Ему не приходит в голову сравнивать их между собой, ибо каждый из них отвечает данному, неповторимому моменту времени и соответствующей ему ситуации, и потому отличен от любого другого, выражая собою данное, уникальное состояние бытия мира. У Ци Бай-ши, например, можно видеть на одном из поздних рисунков случайно капнувший с кисти натек туши. Это не помешало художнику сохранить рисунок. Более того, именно вследствие этой случайности рисунок выделяется из всех прочих и запоминается во всей его уникальности. Тезис о возможности мгновенного «просветления» вызвал к жизни стиль мгновенно или почти мгновенно создаваемого произведения искусства. В каллиграфии и живописи высокая скорость исполнения привела к работе полусухой кистью, в результате которой возникали иероглифы или рисунки стиля «сухие ветви». Такой стиль работы назывался «кисть есть, туши нет», причем, особенно высоко ценились возникающие пробелы — т. В Японии рисунки тушью так и назывались: «следы туши» бокусэки. Такая установка процесса создания картины привела к предельно лаконическим изобразительным мотивам. Рисунок или свиток мог быть начертан всего лишь несколькими росчерками одной кисти. Этот композиционный минимализм нашел свое предельное выражение в «искусстве одной черты», утвердившемся в Китае благодаря художнику Ши Тао. Что же выражали чаньские и дзенские живописцы рисунками цветов и птиц, пейзажами «ветер-поток» и «горы-воды»? Для понимания интересующего нас аспекта восприятия этих картин необходимо напомнить, что слово «святой» на китайском языке изображалось двумя иероглифами: «человек» и «гора». Соответственно, понятие «мирянин», «житейский», «обыденный» изображалось иероглифами «человек» и «долина» заметим, что в китайском языке нет категории лица, рода и числа. Перед читающим вместо абстрактных понятий «святой» и «мирянин» возникали наглядные образы «человека-горы» и «человека-долины». В Японии вплоть до наших дней сохранилась языковая традиция называть уважаемого человека просто «горой». О нем, например, могут сказать: «гора пошла туда, гора пошла сюда», выражая таким словоупотреблением уважение перед качествами и заслугами такого человека. На пейзажах «горы-воды» практически всегда изображаются и горные вершины, и разделяющие их долины. Эти образы мгновенно вызывали у созерцателя соотнесение с сакральным и профанным, священным и обыденным, духовным и мирским уровнями бытия в их взаимопереходности друг в друга — такой же естественной, как переход склона горного пика в горизонталь долины, и такой же насущной, как выявление в человеке и гармонизация его двойной природы — косной и тонкой, инь и ян, человеческой и божественной. Иногда нирваническое, чистое состояние сознания цзин соотносилось с солнцем, а сансарическое, омраченное жань — с облаками, которые могут закрыть путь солнечному свету, но не в силах повлиять на солнце. Точно так же и человек может омрачить свою истинную природу, но не в силах изменить ее. Поэтому сансара и нирвана — это два модуса одного и того же сознания. Напомним, что облака в дальневосточной иконографии традиционно изображаются со спиральным завитком — символом движения, развития, духовной эволюции. В пейзажах «горы-воды» практически всегда изображаются ручьи, текущие с гор, сливающиеся вместе и образующие русло реки, часто без волн на поверхности воды. Этот мотив канонизирован в «Сутре помоста…» Хуэйнэна: «Быть свободным от внешних обстоятельств и не подвергаться рождениям-и-смертям — это подобно тому, как водная поверхность успокаивается и волны сливаются в единый большой поток». Напомним также цитату из Дао-дэ-цзин: «Высшая добродетель подобна воде». В китайском искусстве часто встречается образ луны, отражающейся в воде.
Читать реферат по культурологии: "Дзен (чань) как направление буддизма" Страница 1
Совет: Зарегистрируйтесь на сайте и вы сможете оценивать статьи и комментарии. Совет: Зарегистрируйтесь на сайте чтобы подписаться на дайджест лучших материалов сайта. Внимание: Чтобы встретиться и пообщаться лично с авторами Cossa, посетите мероприятия , которые мы рекомендуем. Внимание: У нас пока немного вакансий , но все они очень интересные.
Дзен» запустил проект с Домом культуры «ГЭС-2» На платформе появились эксклюзивные интервью с кураторами, фото и видео с площадки 03. Дзен» и «ГЭС-2» запустили совместный проект, посвященный долгожданному открытию Дома культуры, которое состоится 4 декабря. На специальном канале появились эксклюзивные интервью с кураторами, фото и видео с площадки и другие материалы. Инициатива позволит тем, кто не попал на открытие и интересуется развитием современного искусства в России, погрузиться в атмосферу Дома культуры и побывать на онлайн-открытии пространства.
На такую меру привлекательности откликнулся даже король Франциск I, который настоял на том, чтобы граф привел ее к королевскому двору, утверждая, что настоящая красота должна быть... Далее Культурология. Он был самым последовательным из них, принимал участие во всех выставках, уверенно отстаивал свои представления о том, как нужно писать, не отступал ни на шаг от импрессионистского метода, не делал реверансов в...
Главные тренды года в макияже — корейский стиль, стрелки, образы в духе 90-х, макияж из аниме, в стиле Барби и с блестками. Тревел-авторы больше всего говорили про Сочи, а еще про Санкт-Петербург и Москву, города Турции, природу Алтайского края и Мальдивские острова. Кроме того, популярными стали обзоры новых продуктов компаний Apple, Xiaomi и Microsoft, а еще все, что связано с AI, искусственным интеллектом. В категории «Наука» авторы чаще всего делились открытиями и исследованиями о космосе, интересными и необычными фактами о дикой природе, событиями в сфере высоких технологий. В рейтинге популярных дисциплин — экология, антропология и культурология. Говорили и про зарубежные клубы: «Челси» и «Пари Сен-Жермен». В марте пользователи чаще всего следили за сериалом «Король и Шут», развитием Midjourney и анонсом Counter Strike 2.
Дзен-центры в России
По их мнению, устранение всех заблуждений требовало огромных усилий и могло быть достигнуто лишь постепенно, шаг за шагом. В 1168 году клан Тайра отправил его в Китай, чтобы обогатить коллекцию буддийских текстов и набраться мудрости для восстановления престижа буддийской школы тэндай. В Китае он пробыл полгода, посетил много тэндайских или по-китайски тяньтайских монастырей и отметил довольно сильный упадок буддийских школ, включая тяньтай, на фоне школы чань. Так он решил, что учения именно этой школы помогут воспрянуть японскому буддизму. После возвращения в Японию Эйсай десять лет изучал чань и ждал возможности вернуться в Китай. В 1187 году ему наконец удалось это сделать, и он нашёл себе чаньского наставника. Под его руководством за несколько лет Эйсай достиг просветления. Вновь вернувшись на Родину, монах привёз из Китая множество чаньских текстов. Изначально у Эйсая не было цели основать новую школу, он лишь хотел заимствовать некоторые концепции и практики, чтобы освежить свою родную школу тэндай и в частности то учение, в котором говорилось о созерцании, или дзэн.
Однако в столице, Киото, его новшеств не приняли, и он отправился искать поддержки в Камакуру, где Дзен и возымел успех среди самураев, так как в большой степени соответствовал образу их жизни особенно своим требованием к регулярной самодисциплине и отрицанием необходимости книжной учёности. К тому же, военное сословие искало средство противостояния школе тэндай, которая слишком сильно обособилась от правительства и имела огромное влияние на японский народ. Эйсай при поддержке сёгуна Минамото Ёритомо основал несколько храмов, и вскоре появилась дзенская школа риндзай, которая и сегодня остаётся одной из трёх основных дзенских школ в Японии. Основные концепции Чтобы понять всю полноту влияния философии дзен на японскую культуру, нужно разобраться в её ключевых понятиях. Они косвенно отражены в одном из главных священных писаний дзен-буддизма, «Сутре помоста шестого патриарха». Кратко пробежимся по четырём концепциям: Отсутствие дуальности, не-двойственность. Всё целостно, мироздание — единство. Дифференциации не существует, то есть хорошее неотрывно от плохого, чёрное неотрывно от белого и так далее.
Эти так называемые противоположности на самом деле не могут существовать друг без друга, как инь и ян. Сансара и нирвана тоже едины, просто сансара — это иллюзия, которую надо преодолеть, чтобы увидеть нирвану, в которой фактически мы все уже существуем. Нирвана — это и есть истинная реальность. Пустотность, непостоянство. Вне сознания реальность пуста, так как наш опыт предоставляет нам не сами объекты, а только представления о них, которые не могут отражать истинную реальность, одинаковую для всех. То есть реальность полностью зависит от сознания определённого человека. Чтобы познать истину, нужно освободиться от иллюзий при помощи прозрения. Интуитивное, прямое понимание реальности.
Рациональное мышление и язык недостаточны для понимания реальности.
Настроения фурю Бесцельное существование является постоянной темой всех жанров искусства Дзэн и выражает внутреннее состояние самого художника, который идет в Никуда и существует вне Времени. Это ощущение иногда находит и на обычных людей, и именно в такие мгновения они постигают те ослепительные проблески мироздания, которые освещают в памяти случайно подвернувшиеся образы: запах горелых листьев на заре туманного осеннего утра, полет голубей в луче солнца на фоне тучи или одинокий крик птицы в чаще леса. В искусстве Дзэн любой пейзаж, любой набросок бамбука, колеблемого ветром, или одиноких скал — это эхо таких мгновений. Суми-э Если настроение данного мига выражает одиночество и покой, его называют саби. Если художник ощущает подавленность или печаль и при такой особого рода пустоте чувств мельком замечает нечто обыкновенное и естественное во всей его невыразимой «таковости», — такое настроение называется ваби. Если мгновение вызывает более сильную ностальгическую грусть, связанную с осенью и ощущением умирания мира, — оно называется аваре.
Когда же в увиденном проступает нечто мистическое и странное, как бы намек на нечто неведомое и вечно недосягаемое, — такое настроение называется юген. Эти совершенно непереводимые японские слова описывают четыре основных настроения фурю, то есть общей атмосферы «вкуса» Дзэн в такие «бесцельные» мгновения жизни. Этот жанр развился из дзэнга — непринужденных зарисовок дзэнских монахов, которые служили иллюстрациями стихам или к изречениям. Дзэнга — это рисование китайских иероглифов, кругов, ветвей бамбука, птиц и человеческих фигур этими свободными и мощными взмахами кисти, которые, кажется, еще полны движения, когда штрих уже нанесен. Один из самых распространенных мотивов дзэнга — круг. Но даже такая, казалось бы, простая фигура полна выразительности — этот круг не только слегка сдвинут и кривоват, но сама фактура линий полна жизни и напряженности, со случайными брызгами и пробелами от движения грубой кистью. Энсо - круг, символ дзен Так абстрактная или «идеальная» окружность становится конкретным и естественным, живым кругом точно так же, как скалы и деревья, облака и воды кажутся китайскому глазу более похожими на самих себя, и меньше всего они напоминают формы геометра и архитектора.
Дзэнга и хайга представляют собой самые «крайние» выражения стиля суми-э — здесь он наиболее органичен, безыскусен и неотесан и изобилует теми «управляемыми случайностями» кисти, которые воплощают удивительную «бессмысленность» самой природы.
Эти школы носили по отношению друг к другу взаимодополняющий характер. В Китае было принято выделять «три совершенства» образованного человека: владение искусством каллиграфии, поэзии и живописи. В религиозно-методологическом отношении Северная школа канонизировала учение о постепенном «просветлении», достигаемом в уединенной сидячей медитации цзо-чань. В соответствии с этим положением и искусство Северной школы носило ярко выраженный созерцательный характер и было рассчитано на длительное медитативное вглядывание: пейзажи с многоярусным глубинным пространством, затягивающим взгляд, или вертикальные или горизонтальные свитки, часто с надписями, которые можно было перематывать со стороны на сторону подобно свиткам древнеиудейской Торы, или многоплановые многофигурные композиции, рассчитанные на долгое последовательное разглядывание каждой детали, и т. При этом и для работы живописца, например, были характерны длительные медитативные процессы во время создания сложного, трудоемкого в исполнении полотна.
Южная школа дополняла учение о постепенном «просветлении» учением о возможности достижения мгновенного «просветления». Важнейшим документом Южной школы была записанная в 714 г. В то время, как многочисленные китайские трактаты по искусству, включая подробнейшие технические описания художественных приемов, обычно не содержат их идеологических обоснований, именно в «Сутре помоста…» можно отыскать множество «ключей» к пониманию искусства чань. Подчеркивая относительность различий Северной и Южной школ, Хуэйнэн говорил: «В Дхарме нет внезапного и постепенного, но люди бывают острого ума и тупые». Подразумевалось, что искусство Южной школы как раз и создавалось людьми «острого ума», подготовленными к мгновенному «просветлению» прошлыми перерождениями и способными использовать едва ли не любой случайный внешний импульс для того, чтобы «прозреть». С этой точки зрения, искусство чань претендовало на выполнение двух основных функций: а являться средством мгновенной реализации внутреннего состояния адепта, то есть служить для фиксации и быть внешней формой выражения саторического или постсаторического сознания и б давать толчок, необходимый идущему по «Пути Сердца» так называли чань в Китае. Адепт чань стремился быть медиатором и земного, и божественного.
Поэтому его поведение, поступки, формы фиксации внутренних состояний создавали определенную двойственность, а временами — с точки зрения обыденного сознания — ощущение алогизма, непонятности и даже абсурда. Это создавало основу для эстетического поведения адепта чань, для превращения самой жизни в каждом ее проявлении в произведение искусства, строясь на парадоксальном и неосознаваемом объединении оппозиционных элементов. Среди художников чань было принято в один из дней, встав перед восходом солнца, объявить своим единомышленникам: сегодня я сделаю 10000 рисунков. Подобное заявление подразумевало, что каждое мгновение начинающегося дня будет отдано творчеству — как проявление абсолютной спонтанности бытия адепта, реализующего в себе божественную природу и готового в любой, в каждый момент слиться с ритмом биения «вселенского сердца». Во время работы обычный художник тех стран обыкновенно делает подряд 10 — 15 набросков одного и того же мотива особенно если речь идет о каллиграфии или рисунке тушью. Затем выбирается лучший набросок, а все остальные уничтожаются. Иначе работает художник чань.
Если он делает несколько одинаковых набросков, то сохраняет их все вне зависимости от их кажущихся художественных достоинств. Ему не приходит в голову сравнивать их между собой, ибо каждый из них отвечает данному, неповторимому моменту времени и соответствующей ему ситуации, и потому отличен от любого другого, выражая собою данное, уникальное состояние бытия мира. У Ци Бай-ши, например, можно видеть на одном из поздних рисунков случайно капнувший с кисти натек туши. Это не помешало художнику сохранить рисунок. Более того, именно вследствие этой случайности рисунок выделяется из всех прочих и запоминается во всей его уникальности. Тезис о возможности мгновенного «просветления» вызвал к жизни стиль мгновенно или почти мгновенно создаваемого произведения искусства. В каллиграфии и живописи высокая скорость исполнения привела к работе полусухой кистью, в результате которой возникали иероглифы или рисунки стиля «сухие ветви».
Такой стиль работы назывался «кисть есть, туши нет», причем, особенно высоко ценились возникающие пробелы — т. В Японии рисунки тушью так и назывались: «следы туши» бокусэки. Такая установка процесса создания картины привела к предельно лаконическим изобразительным мотивам. Рисунок или свиток мог быть начертан всего лишь несколькими росчерками одной кисти. Этот композиционный минимализм нашел свое предельное выражение в «искусстве одной черты», утвердившемся в Китае благодаря художнику Ши Тао. Что же выражали чаньские и дзенские живописцы рисунками цветов и птиц, пейзажами «ветер-поток» и «горы-воды»? Для понимания интересующего нас аспекта восприятия этих картин необходимо напомнить, что слово «святой» на китайском языке изображалось двумя иероглифами: «человек» и «гора».
Соответственно, понятие «мирянин», «житейский», «обыденный» изображалось иероглифами «человек» и «долина» заметим, что в китайском языке нет категории лица, рода и числа. Перед читающим вместо абстрактных понятий «святой» и «мирянин» возникали наглядные образы «человека-горы» и «человека-долины». В Японии вплоть до наших дней сохранилась языковая традиция называть уважаемого человека просто «горой». О нем, например, могут сказать: «гора пошла туда, гора пошла сюда», выражая таким словоупотреблением уважение перед качествами и заслугами такого человека. На пейзажах «горы-воды» практически всегда изображаются и горные вершины, и разделяющие их долины. Эти образы мгновенно вызывали у созерцателя соотнесение с сакральным и профанным, священным и обыденным, духовным и мирским уровнями бытия в их взаимопереходности друг в друга — такой же естественной, как переход склона горного пика в горизонталь долины, и такой же насущной, как выявление в человеке и гармонизация его двойной природы — косной и тонкой, инь и ян, человеческой и божественной. Иногда нирваническое, чистое состояние сознания цзин соотносилось с солнцем, а сансарическое, омраченное жань — с облаками, которые могут закрыть путь солнечному свету, но не в силах повлиять на солнце.
Точно так же и человек может омрачить свою истинную природу, но не в силах изменить ее. Поэтому сансара и нирвана — это два модуса одного и того же сознания. Напомним, что облака в дальневосточной иконографии традиционно изображаются со спиральным завитком — символом движения, развития, духовной эволюции. В пейзажах «горы-воды» практически всегда изображаются ручьи, текущие с гор, сливающиеся вместе и образующие русло реки, часто без волн на поверхности воды. Этот мотив канонизирован в «Сутре помоста…» Хуэйнэна: «Быть свободным от внешних обстоятельств и не подвергаться рождениям-и-смертям — это подобно тому, как водная поверхность успокаивается и волны сливаются в единый большой поток». Напомним также цитату из Дао-дэ-цзин: «Высшая добродетель подобна воде». В китайском искусстве часто встречается образ луны, отражающейся в воде.
Луна в воде также была символом «пустотности» всех дхарм, точно так же, как образ эха в пустоте, встречающийся в китайских четверостишьях, начиная с эпохи Тан VII — X вв. Естественность и неизбежность прихода «просветления» часто уподоблялась естественности воды, текущей сверху вниз, или облакам, плывущим по небу. Самые простые образы — река, луна, облака — на самом деле отсылали к таким непросто умопостигаемым конструкциям, как «стремление-без-стремления», «намереваться непреднамеренно», «действовать в недеянии» и т. Гнущиеся деревья «проявляли тело» ветра, а волны «придавали силу» луне. Все образы оказывались взаимосвязанными, сливаясь в гештальт мировых явлений, оплазмировали сущее, единой сетью стягивая воедино все удаленности и противоположности. Аналогичным образом можно расшифровать любой жанр чаньской живописи. Возьмем, например, понятие «ветра-потока».
Совет: Зарегистрируйтесь на сайте и вы сможете оценивать статьи и комментарии. Совет: Зарегистрируйтесь на сайте чтобы подписаться на дайджест лучших материалов сайта. Внимание: Чтобы встретиться и пообщаться лично с авторами Cossa, посетите мероприятия , которые мы рекомендуем. Внимание: У нас пока немного вакансий , но все они очень интересные.
Archaeology
Строева О.В._ Необычные параллели между Великими. Искусство и философия. Культурология - метанаука. | Наконец, третья важная линия — это неокантианские теории культуры, оказавшие большое влияние на культурологию и философию ценности в XX веке. |
Культурология – Telegram | В 2022 году Яндекс продал сервис компании VK. В настоящее время «Новости» функционируют как отдельный раздел и часть веб-сайта «Дзен»[1]. |
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Дзен. Культурология. Компьютеры и Интернет. Кулинария. Культурология. Литературоведение. Математика. Этим подчеркивалось, что адепт чань/дзен постоянно должен находиться в анахате и в тонком состоянии любовного отношения к сущему, медитативно контролируя все свои проявления. Мой канал про культурологию, потому что я кандидат культурологии и доцент ВАК. все самые свежие новости дня по теме. ТАСС – ведущее государственное информационное агентство России.
Культурология Александра Запесоцкого
По вопросам сотрудничества: partner fnjmedia. В его основу легла реальная история африканки, вывезенной в Рио-де-Жанейро. Девушка обладала светлым сердцем и природным очарованием и старалась помогать тем, кто нуждался в поддержке. Правда, красота и сыграла с ней злую шутку: хозяин заставил ее носить маску-намордник, чтобы лишить возможности разговаривать... Она была первой, кто когда-либо совершил мировое турне с собственной труппой, чтобы показать балет людям, которые даже никогда не слышали о нем. Большинству она известна по знаменитой роли умирающего лебедя.
Анна Павлова - великая балерина, вдохновлявшая своим артистизмом и страстью не одно поколение молодых танцоров и почитателей балета. Кумир миллионов - балерина Анна Павлова - чьи портреты... Художники называли его «зеленой феей», способной навеять вдохновение, другие считали напиток чуть ли не панацеей от всех болезней, а третьи с тревогой отмечали, что абсент пагубно влияет на человека и способен вызывать галлюцинации. Частично каждый из них был прав. Но в начале ХХ века этот напиток запретили к употреблению практически на 100 лет.
Существует несколько версий происхождения абсента. Одни исследователи считают, что этот напиток появился в 1792 году в швейцарском городе Куве... А после освобождения жертвы вдруг стали на сторону своих похитителей, одна из девушек даже обручилась с налетчиком. Это был не единственный случай, когда жертвы прониклись симпатией к своим обидчикам. Самые известные и шокирующие случаи — далее в обзоре.
В 1974 г...
Медитирующий наблюдает проходящие мысли, не вовлекаясь в них и не забывая таким образом оставаться сознающим наблюдателем. Видения и тому подобное не должны быть результатом правильной дзен-меди- тации. Как правило они — результат нап- ряжений, возникающих при неправильном сидении, или лично-подобных состояний, возникающих в определённый момент медитации. Видения и тому подобное счи- тается бесполезными для духовного разви- тия.
В лучшем случае это — отвлечения, а худшем — источник гордыни, самолюбования и иллюзии. Один дзенский учитель указывал, что «увидеть прекрасный образ Бодисаттвы — не значит, что ты подошёл ближе к становлению собой, не более чем видение во сне миллионера сделает тебя богаче при пробуждении». Нужно сначала научиться сосредоточенности в медитации, а потом распространить это на повседневную деятельность. В конце концов ничто не может выбить опытного медитирующего из центра, из которого он разрешает все свои проблемы. Бык — символ буддической природы, и процесс поиска быка относится к внутреннему поиску и духовному развитию ученика дзен.
Учителя дзен часто описывают развитие учеников в терминах пастушьих картинок, дающих ясное и наглядное представление дзенского мышления. Один из учителей так описал этот ряд: «Поиск Быка». Картинка представляет начало духовного поиска. Те, кто ищет, должны по меньшей мере поверить, что они могут «найти» природу Будды в себе. Какуан, учитель дзен, первый нарисовавший эту серию рисунков, даёт к ним комментарии: «Бык в действительности никогда не уходил, почему же нужно искать его?
Обернувшись спиной к своей истинной природе, человек не может видеть её. Из-за своей испорченности он потерял быка из виду. Неожиданно он видит себя перед сплетением запутанных дорог. Жажда широких приобретений и боязнь потерь вспыхивают как обжигающие языки пламени, идеи правильного и неправильного разят как кинжалы». Идущий начал серьёзно изучать буддизм.
Глубокое изучение различных писаний и жизнеописаний буддийских святых даёт ему интеллектуальное понимание основных буддийских истин, хотя он не обладает ещё непосредственным их переживанием. Он ещё не вошёл в ворота, но видит на предполагаемом пути следы Быка». Видения Быка — первый прямой опыт того, что эго ищущего и природа Будды — одно. Чувства не отличаются от этого истинного Источника. В любой деятельности Источник с очевидностью присутствует.
Это похоже на соль в морской воде, или на клей в краске. Теперь ученик должен сделать буддийскую самодисциплину пронизывающей всю его повседневную жизнь. Цель состоит в том, чтобы наполнить сознавание природы Будды все деятельности и проявлять это сознавание при всех обстоятельствах. Бык так долго находился среди удовольствий, что отучить его от старых привычек нелегко. Он продолжает стремиться к сладко пахнущей траве, он упрям и строптив.
Что полностью приручить его, не обойдёшься без хлыста». Это стадия точного и совершенного обучения. Каждое действие, каждая мысль начинает отображать Истинную Самость. Индивидуум непрерывно работает, стремясь проявлять природу Будды всё время, без единого прерывания. Если о нём хорошо заботиться, он становится чистым и кротким.
Теперь уже и без привязи он следует за хозяином». Формальное внешнее обучение перестанет быть существенным, если человек твёрдо укоренился в сознавании природы Будды. Дисциплина, которая когда-то казалась ограничивающей, ощущается теперь как источник реальной свободы и удовлетворения. Он напевает простую песенку и наигрывает нехитрые мелодии деревенских детей. Верхом на спине Быка он созерцает облака, проплывающие над ним.
Его голова не поворачивается к искушениям. Если кто-то и попытается обеспокоить его, он остаётся невозмутимым. Идущий вернулся домой и Бык забыт. Различие между религиозным и светским исчезает, поскольку всё обладает природой Будды. Всё священно, и нет различия между просветлением и невежеством.
Бык — его первичная природа: теперь он это знает. Ловушка не нужна, когда кролик уже пойман, сеть не нужна, когда рыба уже в руках. Как золото, отделившееся от песка, как луна, пробившаяся сквозь тучи, луч сверкающего Света светит вечно». Это опыт пустоты, сущностного Ничто всякого творения. Индивидуальная природа и природа Будды превзойдены на предыдущей ступени, теперь же превосходится трансцентируется само просветление.
Он не застревает в «Будде» и не воздерживается в «Но-Будде». Даже тысяча глаз Будд и Патриархов не могут найти в нём особых качеств. Если бы сотни птиц принесли цветы к его изголовью, он бы только устыдился» Существует легенда о Китайском мастере Дзен, который был свят, что птицы прилетели к нему с цветами, когда он медитировал в горном уединении. Когда он достиг полного просветления, птицы перестали к нему прилетать, потому что он не испускал никакой ауры, даже ауры посвящения и святости. Если восьмая стадия представляется статическим аспектом абсолютной Истины, то девятая приносит новое динамическое качество мира.
Природа не только пуста или связана, он есть. В ясном видении, каждый аспект мира может служить совершенным зеркалом, показывающим нам нас самих. Эти приливы и отливы — не иллюзия они приходят из Источника. К чему бороться за что-то? Реки радуют голубизной, горы зелены.
Наедине с самим собой он наблюдает бесконечные перемены вещей». Это последняя стадия, стадия Бодисаттвы, свободного объединяться с другими и помогать им без ограничений. Город — это мир с его заботами, в противопоставлении уединённому дзенскому монастырю или уходу в медитацию. Бодисаттва изображён с большим животиком и с тыквенной бутылью вина за плечами. Он готов участвовать во всех удовольствиях и деятельностях мира, не из-за личных желаний и привязанностей, а чтобы учить других.
Его умственная картинка понятия, мнения и т. Он идёт своим собственным путём, не пытаясь следовать дорогам предшествующих святых. Неся бутыль, он гуляет по рынку. Опираясь на посох, он возвращается домой. Он ведёт хозяев постоялых дворов и торговцев рыбой по Пути Будды».
Мастер дзен, Учитель, понимающий, что все — Будде, может теперь вернуться к деятельности предыдущих ступеней с новым пониманием. Пока что ты, так сказать, не «овладел» своим пониманием. За поимкой Быка следует стадия его приручения, а потом — езды на нём, то есть состояние сознавания, в котором просветление и эго — одно. На следующей, седьмой стадии, ты забудешь Быка; на восьмой забудешь себя, так же как и Быка. На девятой стадии великого просветления, оно проникает до самого дна, и там просветление не отличается от не-просветления.
Препятствия росту Три основных источника страдания, «Три пламени» буддизма — жадность, ненависть и обман. В одних людях преобладает жадность, в других ненависть, третьи подвластны иллюзии. Каждый может быть соединением этих качеств, с преобладанием одного из них, однако соотношение их и в одном человеке переменчиво, зависит от обстоятельств. Одни ситуации вызовут в человеке жадность, другие разбудят тенденции к гневу или иллюзорности. Жадность — основная проблема большинства людей.
В большинстве своём мы хотим «больше» — больше денег, больше еды, больше удовольствия. Дети обычно очень явно жадны, часто просто невозможно удов- летворит жадность ребёнка. Одно пирож- ное вызывает желание получить другое; куча подарков вызывает желание полу- чить ещё один. Люди, в которых преобладает ненависть характеризуется раздражительностью, они быстры на гнев. Жизнь для них — непрерывная битва с врагами, нанесение ответных ударов на реальный или воображаемый вред принесённый другими, защита от возможного нападения.
Такие люди недоброжелательны, высокомерны, горды, завистливы, язвительны. Обман или иллюзорность характеризует общее состояние запутанности, недостатка сознавания, колебания. Те, в ком этот недостаток преобладает, находят трудным принять решение или погрузиться во что-то. Их реакции и мнения основаны на подражании, у них нет собственного мнения. Они делают всё невнимательно и неряшливо.
В случае усиления этих тенденций они порождают то, что на западе называют неврозом или психозом. Однако с точки зрения буддийской психологии даже психоз — лишь временная интенсификация одной из этих тенденций, проходящее состояние, как все психические и физические состояния. Посредством работы над собой эти препятствия могут быть преодолены. Жадность может быть превращена в милосердие и сострадание, ненависть — в любовь, иллюзорность — в мудрость. Самодисциплина или дисциплина монашеской жизни даст возможность индивидууму контролировать жадность.
Буддийское учение, подчёркивающее любовь и уважение к другим, указывает путь преодоления ненависти. Понимание того, что всё есть Будда преодолевает иллюзию. Гордыня может быть ещё одним препятствием для роста. Гордыня мо- жет вести к недостатку уважения к учителю и создавать искажения в уче- нии. Учитель дзен постарается дать ученикам увидеть собственную гордыню и самомнение.
Один из дзенских патриархов указывает: «Если учение, которое ты слышишь от Учителя дзен, противоречит твоим мнениям, он, наверное, хороший учитель. Гордость может появиться на любом этапе обучения, даже после первого опыта просветления.
А ещё — находить вдохновение каждый день. От автора. Эта книга — не о фотографии. Она о вас. Шесть уроков помогут выработать творческий подход не только в фотографии, но и во всех сферах жизни. Они научат глубже воспринимать, четче видеть, ощущать настоящий момент всеми органами чувств.
Японский ученый Като Сюити справедливо считает, что нужно говорить не о влиянии дзэн, а скорее о его трансформации: «Монахи годзан увлекались сунской и юаньской живописью, и если достигали в этом успехов, превращались в профессиональных живописцев. Точно так же, увлекаясь классической китайской литературой, они слагали стихи и прозу, которые постепенно утрачивали дзэнский «привкус».
Наряду с этим, в огромной монастырской организации, существовавшей благодаря поддержке властей, интересы монахов неизбежно все более перемещались из религиозной сферы в культурную. Таким образом, «японизация» дзэн — это не что иное, как его обмирщение, а под «обмирщением» имеется в виду и его превращение в искусство.