отходник, отходника, муж. 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. Сами же отходники не допускают мысли о том, что об их существовании кто-то может не знать, настолько привычна и обыденна для них такая жизнь. Значение слова отходник в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка.
Отходничество
Третья сфера приложения сил отходников – торговля, в частности работа в трактирах, трактирное дело в Санкт-Петербурге было монополизировано ярославскими крестьянами. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. 18 в. уходило 15—20% мужского населения. В 1-й половине 19 в. насчитывалось свыше 1 млн. крестьян-отходников. Отходники, в России 18—19 вв. селяне, уходившие на заработки в районы с относительно высоким уровнем развития пром-сти и с. х-ва.
Отходники: жизнь вне государства
Это мощная социальная группа, которая не зависит от государства, пенсий и пособий, а в будущем может стать серьезной политической силой. Отходники — это жители малых городов и сел, покидающие их ради временной или сезонной работы в крупных городах, региональных центрах и столицах. Такой способ заработка практикуют от 15 до 20 млн россиян, говорится в исследовании «нового отходничества» в современной России, проведенного социологами и экономистами НИУ ВШЭ при поддержке Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники». Полевое исследование продолжалось три года. За это время социологи собрали данные о трудовой миграции в 120 муниципалитетах в 16 регионах страны. Стойкие, непьющие и независимые Классический отходник отличается от других типов трудовых мигрантов, например, вахтовых рабочих, шабашников, трансграничных мигрантов. Он ищет работу вне места своего постоянного проживания, работает длительное время, но регулярно возвращается домой, отмечают исследователи. Отходник мотивирован на обеспечение семье высокого уровня жизни и не имеет намерений переезжать к месту работы. По его оценке, от четверти до трети российских семей в малых городах России — это семьи отходников. В подавляющем большинстве деятельность отходников носит неформальный характер, они не платят налогов, но и не пользуются бесплатным здравоохранением и благами социального обеспечения. Между тем, авторы исследования выяснили, что отходники — одна из самых активных частей российского общества.
Типичный отходник — хорошо социализированный, высоко мотивированный к труду, неприхотливый в быту и стойкий к тяжким бытовым условиям мужчина средних лет. Он общителен, умственно развит, мало пьет, позитивно смотрит на жизнь, имеет несколько детей. В этом смысле нынешнее отходничество мало отличается от того, которое было в конце XIX - начале XX века. Он хочет нормальной жизни для своей семьи.
В начале 90-х годов в качестве ответа на экономический беспорядок в стране начали быстро «становиться уклады» — новые модели жизнеобеспечения населения, принуждённого к самостоятельному поиску средств выживания. Помимо создания новых моделей такие как «челноки», впрочем, вполне родственные «мешочникам 20-х годов , «вспоминались» и реанимировались давно забытые модели и первыми среди них были — возврат к натуральному хозяйству и возрождение отхожих промыслов. В начале 90-х годов я специально озадачился вопросом выявления и описания разнообразных моделей жизнеобеспечения, к которым принуждено было обратиться население страны с началом «шоковой терапии» экономики.
К моему тогдашнему удивлению, провинциальное население в массовом порядке стало обращаться не к современным и вызванных обстоятельствами новой жизни моделям экономического поведения «челноки» в страны Юго-Восточной Азии или «постановка на безработицу» исключительно с целью не получения мизерного пособия, а «сохранения» трудового стажа ради будущей пенсии , а к моделям давно исчезнувшим, забытым, «архаическим». Таковыми и оказались, с одной стороны, натуральное хозяйствование, массовое для целых сёл и городов посевы картофеля в пригородах возрождались столь быстро, что возникла конкуренция за земельные участки и началось массовое воровство картошки с полей, вызвавшие самоорганизацию в формах добровольных дежурных дружин на картофельных полях , с другой стороны — как модель жизнеобеспечения, дополнительная натуральному производству — возрождение отхожих промыслов. Отходничество — явление, широко распространённое в крестьянской среде имперской России 18-го, 19-го и первой трети 20-го веков, имело характерные признаки, позволяющие классифицировать его как особую форму трудовой миграции населения. Под отходничеством понимались сезонные возвратные перемещения крестьян, преимущественно мужчин, из мест постоянного их проживания и хозяйствования в другие населённые пункты, в другие губернии с целью поиска дополнительных заработков путём разнообразных промыслов кустарных ремёсел или найма, предложения на стороне своих услуг. Отходничество как модель экономического поведения, может сложиться лишь при наличии двух обязательных условий: в качестве предпосылки выступает относительное или полное закрепление человека и его семьи на земле, а в качестве движущей силы отходничества выступает невозможность прокорма на месте, заставляющая искать сторонние источники средств к существованию. Невозможно прокормиться было на плотно заселённых уже к 18-му веку, на бедных нечернозёмных территориях в центральной и северной России. Государство, сельский мир или барин в какой-то период «осознают» это противоречие и предпринимают соответствующие действия.
Государство вывозит население на «стройки века» или «тратит» на войнах. Сельская община с большей лёгкостью отпускает на промыслы в города отдельных своих умельцев для денежных заработков, что позволяет ей легче платить государевы налоги. Помещик уже к началу 19-го века начинает осознавать, что оброк ему выгоднее барщины и с каждым годом начинает отпускать на промыслы всё большее число крепостных, более того, начинает способствовать обучению их ремёслам. Так постепенно развивается отходничество, захватывая центральные и северные губернии Российской империи в первых мотиватором больше выступает помещик, во вторых — скудость урожаев. С середины 19-го века начинается ещё более бурное развитие отходничества, сначала стимулированное разрешением помещикам заклада имений, затем Освобождением 1961 года[8], а к 90-м годам — бурным промышленным ростом в России, [9] а также перенаселённостью по причине в немалой мере агрокультурной неразвитости, обусловленной сопротивлением новшествам со стороны крестьянской общины и незаинтересованностью самого крестьянина в повышению плодородия земли в условиях непрерывных земельных переделов. Но затем довольно скоро отходничество сходит вовсе на нет вследствие начала индустриализации и коллективизации; оба эти взаимосвязанных процесса социально-экономического развития страны не предполагали никаких свободных, инициативных форм трудового поведения, а именно в этом и состоит суть отходничества. Каковы же его важнейшие признаки?
Важнейшими признаками, определяющими как традиционное отходничество 18 —го — начала 20-го в. Во-первых, это временный, сезонный, характер отъезда отхода человека из места его постоянного проживания с обязательным возвратом домой. Отходник, почти всегда мужчина, уходил в промысел после окончания полевых работ, осенью или зимой и возвращался к началу весенних работ. Семья отходника, его жена, дети, родители оставались дома и управлялись с немалым крестьянским хозяйством, где отходник по-прежнему исполнял роль хозяина и распорядителя дел. Точно такой же сезонный характер отъезда от семьи почти всегда отходника-мужчины мы видим и сегодня. Во-вторых, это вынужденность отхода, поскольку природные условия не позволяли на месте обеспечить крестьянскую семью продовольствием в необходимых объёмах и произвести добавочный продукт на продажу, чтобы иметь деньги. Потому отходничество было наиболее распространено в нечернозёмных губерниях средней полосы и севера европейской России, а в чернозёмных губерниях, на юге и за Уралом оно практически не встречалось за исключением указанного выше особого, но широко распространённого к середине 19 века на Русской равнине случая, когда плотность населения превышала «ёмкость угодий».
Даже в пределах одной губернии интенсивность отхода могла сильно различаться от уезда к уезду, сообразно плодородию почв.
Так рождается социальный кретинизм. Сами же отходники не допускают мысли о том, что об их существовании кто-то может не знать, настолько привычна и обыденна для них такая жизнь. Но самое интересное, что об отходничестве не знает не только столичный обыватель, но и власть. Точнее догадывается, что такие люди есть, но сколько их, в каких отраслях они сосредоточены, как живут? Ответов на эти вопросы нет.
Да и сами вопросы властью не ставятся, потому что, когда утопающие спасают себя сами, спасателям живется спокойнее и проще. Отходники не участвуют в митингах, так как заняты делом; не претендуют на пенсии и больничные, потому что работают неофициально; не возмущаются низким качеством бюджетных услуг, поскольку сами налогов не платят; не попадают в должники ЖКХ, потому что у них водятся денежки. Цены им нет. А раз нет цены, то нет и интереса к ним. Отходничество — проверенная временем способность населения выживать в нелегких условиях. В крепостной России крестьян отпускали в отход, чтобы они могли заработать на денежный оброк помещику.
И «прибыльному» отходнику вольная стоила существенно дороже, чем земледельцу или ремесленнику. После отмены крепостного права в город людей гнала нужда или, что важно, мотивированность на достаток. Поэтому и дифференцировались масштабы отходничества по губерниям, в зависимости от их плодородия. Черноземы, южные земли кормили щедро, а вот скудность нечерноземья и русского Севера компенсировалась заработками в городах. К концу XIX в. С одной стороны, это было прогрессивное явление, поскольку крестьяне таким образом формировали резерв пролетариата[84].
Но с другой стороны, обязательный возвратный характер этой миграции не позволял резервистам окончательно встать под знамена пролетариев, что вызывало у Ленина раздражение по поводу «бродячего характера этого населения»[85]. Отходники всегда возвращались к своей земле. А земля живет сезонами. Соответственно крестьяне снимались с мест осенью-зимой и возвращались к началу полевых работ. У современного отходника связь с землей ослабла, но сохранились сезонность домашних дел, сезонный характер заработков у себя дома. Принципиально то, что отходник не тронется в путь, пока дома есть возможность достойно обеспечивать семью.
Например, шофер Гарик обращает свой взгляд на Москву не раньше ноября, когда поток туристов в Ереван иссякает. И ждет их весеннего возращения, как ребенок — Новый год. Правда, ребенок ждет чуда, а Гарику нужны деньги. Все остальное вытравилось вечными размышлениями на тему, где их взять.
В этом отношении самым практичным народом оказываются киевцы. Сколько нам не приходилось нанимать черниговцев и полтавцев, все они запасаются почему-то непременно полугодовыми паспортами, тогда как киевцы, наученные горьким опытом, ограничиваются месячными билетами, стоящими всего гривенник. Оно и понятно: обходиться такой работник будет дешевле, а зависимость от нанимателя в этом случае будет почти кабальной. Но такая кабала людей не пугала - как не пугала и дальняя дорога, а ведь до пункта назначения, повторим, могли быть сотни верст. Для отходника века минувшего это было часто непозволительной роскошью. Даже там, где маршруты отходников совпадали с железнодорожной сетью, люди часто просто не могли купить себе билет - ведь еще неизвестно, удастся ли вернуться домой в прибытке... Кто-либо из членов артели покупает лошадь и повозку, в которую складываются убогие пожитки... Обыкновенно ежедневные переходы партий, идущих при подводе, не превышают 25 - 30 верст. Весь путь до Каховки из более северных уездов Полтавщины равняется 500 верстам и более, из других мест немного ближе. Идущие при подводе обязательно совершают его пешком, так как владелец воза и лошади, и без того везущей пудов 20, а то и 30 клажи, безусловно не разрешает никому садиться, разве только разрешит это на короткое время какой-нибудь девушке, которая до того подобьется, что идти ей уже положительно невмоготу. И понятно, что если утомительным неделям в пути по пыльным, разбитым дорогам можно было найти альтернативу - то альтернативой пользовались. Тот же самый путь из Малороссии в Каховку, на главную южную биржу крестьянского труда, можно было проделать и по Днепру. Условия путешествия дубом, конечно, гораздо лучшие, нежели пешком, хотя бы и при подводе. Днепр чудно красив в это время года, когда полая вода покрывает все мели и затопляет плавни, а могучая прибрежная растительность покрывается своим брачным нарядом. Сюда по утрам являлись подрядчики и уводили нанятые артели на работу. После полудня навес поступал в распоряжение хитрованцев и барышников: последние скупали все, что попало.
Распространённость отхожих промыслов в Российской империи
- Глава 2.3. Быт русских крестьян 18-19 веков. (Часть 6): 1986vv — LiveJournal
- Распространенность
- Кто такие крестьяне отходники. Кустарные и отхожие промыслы крестьян
- Значение слова "отходник"
- Отходники в Санкт-Петербурге — Рувики
Что такое отходничество в истории кратко
Таким образом, отходники способствовали формированию рынка рабочей силы, как составной части капитализма. крестьяне, уходящие (отходящие) из мест постоянного проживания на заработки в города. Влияние отходников на развитие общества Отходники имеют значительное влияние на развитие общества, поскольку они представляют собой источник информации о прошлых временах. После отмены крепостного права большое количество крестьян пошло в отходники, часть пошла в пролетариат. Таким образом, отходники способствовали формированию рынка рабочей силы, как составной части капитализма. Влияние отходников на развитие общества Отходники имеют значительное влияние на развитие общества, поскольку они представляют собой источник информации о прошлых временах.
Отходники: жизнь вне государства
Главная» Вопросы и ответы» Кто такие отходники. Отходос или отходняк– это совокупность физических и психологических симптомов, которые возникают у зависимых от психоактивных веществ при прекращении. биржа труда крестьян-отходников на Каланчевской площади в Москве 1861 год – последние новости и актуальные статьи газеты «Солидарность».
Отходничество в россии - фотоподборка
В 1970-х число шабашников возросло многократно, в основном не в городах, а в сельскохозяйственном строительстве в районах Крайнего Севера и Сибири. В некоторых регионах России и Казахстана они строили порядка половины всех объектов, а кое-где, особенно на Севере, их было большинство. Цифры неточные, потому что система таких не вполне государственных заработков замалчивалась. Да и государственная регистрация таких сделок велась весьма вольно. В отчеты вместе с шабашниками попадали также студенческие стройотряды и другие подобные, но поддерживаемые государством бригады. Кем были шабашники? Шабашником мог быть кто угодно, но практически всегда это был не местный житель: коровники в Саратовской области строили кавказцы, лес в Западной Сибири валили западные украинцы, стройкой в Подмосковье занимались младшие научные сотрудники столичных НИИ. Чаще всего шабашили народы Кавказа, Закавказья, Украины, особенно Западной о причинах чуть ниже. Из Беларуси на заработки тоже ездили до последних советских лет. Шабашило множество работников умственного труда. Преподаватели тоже жаловались на зарплаты, зато имели длинный отпуск.
Всегда было много шабашников с поражением в правах формально и неформально , например бывших заключенных и вообще неугодных советской власти — их на другие работы просто не брали. А в чем причина? Причины иногда называли даже с высоких трибун, иногда передавали на уровне слухов. Причина первая — избыток трудовых ресурсов в некоторых регионах. Например, по официальным данным, число жителей Чечено-Ингушетии с 1958 по 1976 год увеличилось почти вдвое — с 710,4 тыс. Но число рабочих мест росло гораздо медленнее. В Грузии один из председателей райисполкома официально заявлял, что в его районе работа есть только для женщин, мужчинам работать негде. В 1966 году секретари Закарпатского и Чечено-Ингушского обкомов говорили: «Мы за то, чтобы часть колхозников занимались отходничеством, без него пока не обойтись». Практически то же было в Армении и Грузии. Еще говорили, но тихо и без лишних свидетелей, что советская власть желала, чтобы население наименее советских регионов не жило компактно, а уезжало в поисках работы и растворялось в общесоюзной массе.
Потому, например, в областях Западной Украины крупные предприятия строили медленнее, чем могли бы. С другой стороны, главной причиной можно назвать особенности социалистического планового производства. Например, в строительстве все структуры были централизованы, но громоздки и негибки. Быстро предоставить каждому нуждающемуся колхозу строительную бригаду они не могли. Обеспечить такой бригаде нормальные условия труда и проживания тем более не мог ни работодатель, ни заказчик. Как шабашники работали, жили и зарабатывали?
Можно себе представить в каком состоянии прибывали люди в те места где находились места производства работ.
Еще один аспект перемещения отходников на дальние расстояния, это вопрос отношения работников железных дорог и пароходств к живому грузу, если мужики предпочли все же ехать, а не идти пешком.. Бесцеремонность с какой обращались к существам в лохмотьях оставивших родные «пепелища» ставила даже последних в тупик. Попадали несчастные в товарные вагоны лишенные каких либо приспособлений для перевозки людей. Всякий раз проезжая железной дорогой на поезде из Москвы до Сургута пытаюсь представить процесс перевозки крестьян посредством «чугунки» на более близкие расстояния в пределах Центрального федерального округа, например. В те времена так далеко, как нынешние «вахтовики» отходники не ездили. По наблюдениям автора, в настоящее время наиболее квалифицированные рабочие при перемещении из европейской части в Сибирь и обратно используют купейные вагоны. Хотя купейный вагон за Уралом понятие относительное.
Правда, были и другие времена, например, 60-е годы. Однако, плацкартный вагон в любом случае вахтовику обеспечивался. Обращаясь к прошлому — менее сотни лет тому назад, очевидцы отмечали, что не только полки, но занять место на полу являлось большим счастьем. Другая картина. Тоскливо мерцает вагонный фонарь. Двери задвинуты наглухо. Люди спят.
Одни скорчились на полу, куда в продолжение целого дня бросали корки, огрызки, окурки, плевали, выплескивали чай; другие растянулись на нарах шириной в две доски, не более чистых, чем пол; третьи забились под скамьи». Последние — самые счастливые, по телам их, по крайней мере никто не прогуливается. Единственным сообщение с внешним миром служит маленькое под крышей окно. Воздух в вагоне такой, каким он должен быть при тридцати шести душах здоровых людей, не привыкших стесняться... Спирает дыхание сжимает виски". В такой обстановке проходят долгие, долгие дни томительно - медленного путешествия. Пассажиров IV класса дороги использовали как багаж, малой скоростью, подлежащий доставке по мере возможности и досуга.
Нередки ситуации когда в вагонах размещали до 70—и человек, хотя надписи на стенках гласили: «8 лошадей или 40 человек». Совсем как по Ярославу Гашеку. Ворча и кряхта толпа вползала в вагоны, в которых не было ни ступенек, ни лесенок. На станциях, вагоны зачастую простаивали по несколько суток. Особенно это касалось узловых станций. Поездов не было и неизвестно когда подгонят локомотивы. И все это еще не гражданская война, а мирные годы начала ХХ века.
Живому грузу присуща приятная особенность — ни помещений, ни охраны, ни продовольствия они не требуют. Но, наконец, свет в конце тоннеля — подгоняли локомотив. Везите даром». Железнодорожники не знали, что делать. Пассажиров набрался целый поезд. Со временем стало прибывать еще больше. Никто не мог оплатить свой проезд, и освобождать с боем взятые вагоны тоже никто не хотел.
Приходилось везти бесплатно. По поводу перемещения сезонных рабочих по железной дорогой в газетах даже открывались дискуссии. Имелась и такая точка зрения, что к отходникам не следует относиться как к обычным пассажирам. К артелям следует относиться как к такому грузу, который следует перевозить по специальных льготным тарифам, например, таким как хлеб или соль. Далее говорилось, что при нетребовательности, выносливости и терпении нашего рабочего люда, члены артелей будут чувствовать себя вполне комфортно если их перевозить по образцу воинских формирований в товарных вагонах. Железным дорогам весьма выгодны такие перевозки. Рабочая артель, как живой груз, являлась вторым хлебом для железных дорог.
Хлеб, как груз, затрудняет перевозку тем, что имеют место простои подвижного состава. Перевоз рабочего люда лишен данных недостатков. Никто никаких неустоек, ввиду задержки груза, платить не должен. Поступали также предложения использовать артельщиков как железнодорожных или пароходных рабочих и за счет возложения на них дополнительных обязанностей кроме пассажирских, удешевлять проезд. Форма трудовых договоров и цена выполняемых работ. С первых же дней освобождения от крепостной зависимости со стороны помещиков начали поступать жалобы на неисправное исполнение трудовых договоров крестьянами- подрядчиками. Характерными жалобами являлись, например, такие как уход с рабочих объектов до окончания выполнения работ.
Как правило, это случалось в страдную пору, когда мужику необходимо было находиться при своем дворе и выполнять неотложные работы по хозяйству. Часты жалобы на пьянство, нечестность. Документ предусмотрел два вида договоров о найме на работы: в письменной и устной формах. При этом лишь типовые формы письменных договоров подробно регламентировали условия и порядок работы. Форма договора оставалась на усмотрение сторон. Никто не вправе был ничего навязывать друг другу. Во времена советской власти господствовала точка зрения, что труженик-крестьянин в царской России всегда являлся жертвой произвола нанимателя.
Между тем это было далеко не так. Иногда жертвой мог стать и наниматель. Глава IV «О найме по договорным листам», заключавшая в себе ст. К слову, договоры в письменной форме ввиду их громоздкости, практически не заключались. Не только записанные в самый договорный лист условия должны были ст. Данная процедура отнимала очень много времени, особенно когда шел массовый наем рабочих. В источниках тех времен отмечалось, что «пришлые рабочие не охотно нанимаются по письменным условиям и только в сравнительно редких случаях соглашаются на заключение формальных договоров, которые все-таки толкуют по своему, наученные горьким опытом, как обходит свой же волостной юрист, а хозяин притесняет штрафами и неустойками; при возможности избежать заключения формальных договоров рабочие всегда их избегают.
Приходилось наблюдать, что даже грамотные рабочие отказывались — за неграмотности — подписывать условия, смысл которых все-таки темен для них». В силу названных причин большинство договоров заключалось в устной форме. Этим самым стороны лишались использовать в споре письменные доказательства. Для рассмотрения споров в суде приходилось отвлекать работников с полей с целью получить необходимые показания. При этом ценность устных показаний была гораздо ниже письменных. Рабочему легче было просто расторгнуть договор и уйти к другому нанимателю, тоже самое и работодателю. Рабочие иногда злоупотребляли своим положением.
В источниках описывается случай когда вскоре после найма на работу, получив рубля 2-3 денег рабочие приходили в контору и заявляли о потере рабочих книжек. Им выдавали новые в которые записывали их заработки. И вот после окончания работ группа рабочих предъявляла иски в суд об отказе оплаты их труда. При этом предъявлялись первые, припрятанные рабочие книжки. Русский крестьянин сер — да черта съел. Помещики не удовлетворялись добровольным характером использования рабочих книжек. С их стороны стали поступать настоятельные требования сделать трудовые книжки обязательными при найме на работу.
Но поскольку в обществе царила эйфория связанная со всеобщим раскрепощением, то такие предложения встречались как реакционные и не отвечавшие духу свободы и равенства. Воспитанные, возмужавшие, а некоторые, уже состарившиеся при условиях, созданных не ими, Они теперь ожидают и молят, чтобы им сочинили новые отношения. Все же при вольном-экономическом союзе была образована комиссия которая также пришла к выводу о необходимости введения рабочих книжек. Предложения о их введении поступили в правительство. Если сравнивать положение пролетариата не имевшего во владении никакой собственности, а лишь свои рабочие руки, то крестьянин выгодно выделялся тем, что имел хозяйство, более или менее стабильный источник доходов, диктовать, следовательно, ему волю со стороны помещика не было простым делом. Энгельгардт об отходнических промыслах. Ну, что бы делали историки Смоленщины, если бы здесь не жил замечательный и наблюдательный человек — помещик А.
Ни одна сфера деревенской жизни не ускользнула от его внимания. Его «Письма из деревни» готовый историко-исследовательский материал, который не нуждается ни в пояснениях, ни доработках - это законченная энциклопедия сельской жизни. В эту осень граборы работали у меня поденно и занималась чисткой лужков, заросших лозняком. Граборы сидели у огонька и обедали. Я подсел к огоньку. Обед граборов состоял из вареного картофеля. Это меня удивило, потому что я слыхал, что граборы народ зажиточный, трудолюбивый, получающий обыкновенно высшую, почти двойную против обыкновенных сельских рабочих плату, и едят хорошо.
Вы, кажется, одну картошку едите? А мне говорили, что граборы хорошо едят. Мы хорошо едим, когда сдельно работаем, когда канавы роем, землю от куба возим, чистку от десятины снимаем. Щи с ветчиной едим, кашу. Прочную, значит, пищу едим густую. На картошке много ли сделаешь? Ветчина, каша ведь вкуснее.
Рядчик посмотрел на меня с недоумением. Его, видимо, удивило, как это я не понимаю такой простой вещи, и он стал мне пояснять. Вот если бы мы заработали сдельно - канавы рыли, землю возили, - это другое дело, тогда нам было бы выгоднее больше сделать, сработать на 75 копеек, на рубль в день, а этого на одной картошке не выработаешь. Тогда бы мы ели прочную пищу - сало, кашу. Известно, как поедаешь, так и поработаешь. Ешь картошку - на картошку сработаешь, ешь кашу - на кашу сработаешь. Отчего же?
Если такое будет ваше желание - можно, - усмехнулся рядчик. Работа огульная, сообща, счесть ее нельзя. Мы и теперь не сидим сложа руки, работаем положенное, залогу делаем, как по закону полагается. И тогда так же бы работали - ну, приналегли бы иногда, чтобы удовольствие вам сделать, особенно, если б вы ребятам водочки поднесли. Так ведь, ребята? Ребята, то есть граборы-артельщики, засмеялись... Работаем, да не так, как сдельно, все же каждый себя приберегает - не убиться же на работе, - меры тут нет, да и плата все равно поденно.
Харч работать не заставит, когда сам не наляжешь Харч, сам знаешь, только на баловство порет, а на работу нет... А из-за чего налегать-то, плата поденная, счесть работу нельзя, работаем сообща - я налягу, а другой нет. Счесть нельзя, вот что. Тут и сам себя приналечь не заставишь, да и как налечь, сколько? Разделил бы на нивки, чтобы каждый свою нивку гнал - нельзя, лужаечки все такие маленькие, тесные, неровные, куст разный. Вот если бы можно было от десятины чистить, на отряд, это другое дело. Мы и сами этих поденщин не любим, заработок плохой, работы настоящей нет, скучно.
То ли дело сдельная работа, - нам самим приятней. На сдельной работе вольней, хозяину до нас дела нет, что сработали, за то и платит, залогуем, когда хотим по своей воле... Тогда бы у нас харч в жир пошел, мы бы тогда у вас за осень во как отъелись, ребята ни одной бабе проходу не дали бы! Граборы засмеялись. При сдельной работе каждый на себя работает, каждый свою дольку канавы роет, каждый свою долю земли возит, каждый на себя старается, сколько сработает, столько и получает. Да и работа там мерная, хотим - на рубль в день выгоняем, хотим - на семь гривен, как согласие артели. И сдельно не всегда одинаково.
В весеннюю упряжку с начала весны работаем побольше, на рубль в день выгоняем, а к концу работаем полегче, гривен на восемь и того меньше - к покосу себя приберегаем. Нам, сами знаете, домашний покос дело самое важное, тут мы во всю силу работаем. Погони-ка всю весеннюю упряжку на земляной, денег заработаешь много, да косить-то потом дома как будешь? Все нужно с расчетом. На чугунке вон как гоняют на земляной, да что толку-то потом. Наши оттого на чугунку и не ходят. Я думал, он не умеет, не настоящий грабор, ан канавы сделал хорошо.
Какие отрасли хозяйства города обеспечивали приезжие крестьяне? Хозяйство больших городов — очень сложный механизм. Чем больше город, тем богаче живут его жители, но в то же самое время тем они и уязвимее в случае каких-то аварий или несчастных случаев. В современном Петербурге приезжие рабочие занимают те рабочие места, которые по тем или иным причинам не спешат занять местные жители. В царской России это явление называлось отходничеством. Карл Коллманн, «Плотники», 1840 г.
Фото: ru. Жители Ярославской, Костромской и Тверской губерний на многие десятилетия оставались наиболее многочисленной группой отходников, для их перевоза по весне и по осени на железной дороге назначались специальные «удешевленные» поезда, состоящие только из теплушек. За весну и осень каждый год они перевозили сначала из мест жительства крестьян до города, а потом — в обратном направлении от 10 до 30 тысяч человек. Люди шли и ехали в Петербург поодиночке и артелями. Затем, устроившись на работу в городе, временные работники создавали землячества.
Самый интересный вывод: менее изолированные деревни, например отрезанные от цивилизации рекой без моста, скорее страдают от изоляции. А сильно изолированные оказываются более устойчивыми: они осознают, что отрезаны от остального мира и никто им не поможет, зато у них есть возможность пользоваться ресурсами практически бесконтрольно. Второй вид изоляции — это самоизоляция, которую я изучал на примере экопоселений, в первую очередь анастасийских. Писатель и предприниматель Владимир Мегре написал серию книг «Звенящие кедры России», первая из которых называлась «Анастасия». Это эзотерическая литература, в которой описывается создание мира, история человечества и т.
Главная героиня Анастасия призывает людей переезжать за город, основывать так называемые родовые поместья площадью не менее гектара и собирать или основывать там свой род. Поместье нельзя делить, облагать налогами, использовать для получения излишней прибыли, пользоваться им неэкологичным способом. Таких поселений на территории России сегодня около 400. Их обитатели — бывшие горожане, чаще с высшим образованием, решившие уехать из города и таким образом контролировать свое взаимодействие с государством. Это регион, в котором охота представлена во всех формах — коммерческой, туристической, для заработка, для удовольствия или пропитания. Недавно я был в экспедиции, не связанной с фондом, возил студентов к местам силы. Одним из таких мест был известный монастырь федерального уровня, привлекающий множество переселенцев, фанатиков и альтернативно религиозных людей. Там живут самопостриженцы, которые сами постригли себя в монахи, и противленцы, или неповиновенцы, отказавшиеся от паспортов, пенсий и пособий. По оценкам районной администрации, их около 350—400 человек, это большая доля от местного населения. Отходники, мануфактурщики, гаражники Артемий Позаненко: Другие наши проекты с фондом «Хамовники» посвящены отходничеству.
Отходники — это временные трудовые мигранты, которые, как правило, живут в селах и малых городах, а работают в Москве, на Севере на нефте- и газодобыче или на югах например, на олимпийских стройках, где требуется рабочая сила. У них нет возможности возвращаться домой ежедневно, и они трудятся две недели через две или месяц через месяц. Юрий Плюснин: В результате наших многочисленных исследований проявились три группы людей, я предлагаю такую формулировку — промышляющих для жизнеобеспечения. Первая группа — это как раз отходники. Есть сельская местность, малые города и села, где в советское время были градообразующие предприятия сыромолочные заводы, ткацкие фабрики , которые затем исчезли. Потом пропали колхозы и совхозы, и местные жители, в отличие от обитателей мегаполисов, должны были искать пропитание. Тогда люди вспомнили, что их деды и прадеды были отходниками, и сами ушли в отход. Народ им пользуется, а чиновники нет. Когда мы с Артемием Позаненко, Натальей Жидкевич, Яной Заусаевой и другими учеными начали исследование отходников, их было 10—15 миллионов, потом их стало около 20 миллионов. Сейчас их намного больше, потому что в отход пошла Сибирь, раньше для нее это было нехарактерно.
Сейчас в каждом селе и почти в каждой деревне до половины взрослого населения, в том числе женщины, в отходе — ездят на работу в промышленные города. В позапрошлом году наш мэр сказал, что в Москве шесть с половиной миллионов трудоспособного населения, но он забыл, что есть еще шесть миллионов отходников. Мы их не видим, в отличие, например, от выходцев из Средней Азии, которые немного отличаются от нас социокультурными особенностями поведения. А мордовских мужиков мы не отличаем, хотя «вся Мордовия охраняет Москву».