Как видим, с момента присоединения Крыма к России положение населения полуострова было значительно лучше положения жителей других губерний Империи. Присоединение Крыма к Российской империи: причины, предпосылки, ход, методы, результаты. А в 1783 году Екатерина II приняла решение присоединить Крым и Тамань к Российской империи.
Крым – наш. С 1783 года
Почему Крым присоединили к России? Политические мотивы президента | А в 1783 году Екатерина II приняла решение присоединить Крым и Тамань к Российской империи. |
От кошмара до форпоста: как полуостров Крым стал частью российской истории | Крым | ФедералПресс | Ровно девять лет назад, 18 марта 2014 года Крым и Севастополь официально стали российски. |
День воссоединения Крыма с Россией 2025 | Правовые аспекты присоединения Крыма к России. Анализ юридических аспектов присоединения Крыма к Российской Федерации и их соответствие международному праву. |
Присоединение Крыма к России: дата, исторический ход событий, значение
19 апреля 1783 года Екатерина Вторая подписала манифест о присоединении Крыма к России. Официальное признание Крыма российским может быть связано с заявлениями глав иностранных государств, заключением международных соглашений. День присоединения Крыма, Тамани и Кубани к России — официальная памятная дата, отмечается 19 апреля. В XVIII веке нейтрализация ханской угрозы плавно перетекла в присоединение Крыма к России.
Присоединение Крыма к России
В Манифесте Екатерины говорилось о «счастливом превращении из мятежа и неустройства в мир, тишину и порядок законный». Крымский референдум 2014 года продолжил события тех дней, подтвердив историческую принадлежность полуострова России. Непрерывность пребывания Крымского полуострова и города Севастополя в составе Российского государства отмечали и авторы закона, который установил новую памятную дату — 19 апреля — День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи. Сия слава проложит дорогу еще к другой и большей славе: с Крымом достанется и господство в Черном море». Манифест Екатерины: «Возвещая жителям тех мест силою сего Нашего Императорского манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за Себя и Преемников Престола Нашего, содержать их наравне с природными Нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру». В прошедшую с Портою Оттоманскою войну, когда силы и победы оружия Нашего давали Нам полное право оставить в пользу Нашу Крым в руках Наших бывший; Мы сим и другими пространными завоеванияи жертвовали тогда возобновлению добраго согласия и дружбы с Портою Оттоманскою, преобразив на тот конец народы Татарские в область вольную и независимую, чтоб удалить на всегда случаи и способы к разпрям и остуде произходившим часто между Россиею и Портою в прежнем Татар состоянии.
А также в 2018 году в Симферополе был открыт новый аэровокзал. Как добраться до аэропорта Симферополя можно узнать пройдя по данной ссылке. Мощность обеих станция составляет 470 мегаватт.
После того, как в эксплуатацию была введена Таврическая ТЭС, Крым перестал быть энергодефицитным районом. Плюсы присоединения Крыма Нельзя сказать, что развитие Крыма идёт «ударными» темпами. Мнения местных жителей разделились: большая часть полагает, что после того, как полуостров был включён в состав РФ, жизнь изменилась в положительную сторону. Меньшинство уверено, что при Украине было лучше. Небольшой процент крымчан занял нейтральную позицию: по их мнению, принципиальных изменений нет. Основные плюсы выглядят так: Наличие крупных инвестиционных вливаний в различные проекты на территории полуострова. Сейчас в Крыму активно строятся новые дома и крупные магазины, постепенно к лучшему меняется состояние дорог. В 2017 году в городах Крыма стали курсировать новые автобусы.
До этого времени жители полуострова ездили на маршрутном такси, а также на стареньких ПАЗиках. Большое внимание уделяется наиболее важным для полуострова отраслям — туризму и виноделию. На рынке стало появляться качественное крымское вино. Важные туристические объекты постепенно реставрируются силами, как местных властей, так и волонтёров, которые приезжают в Крым со всей России. Пенсии в российском Крыму немного выше, чем были при Украине. До 2014 года размер средней пенсии составлял 1100 грн. Сейчас размер средней пенсии — 12 000 рублей. Свободный и бесплатный доступ к морю.
При Украине практически каждый чиновник мог самовольно захватить любой сегмент территории и сделать частным владением. Открываются предприятия, формируются новые рабочие места.
За сто лет население Крымского полуострова увеличивается почти в 10 раз, изменяется его этнический тип.
В 1874 г. Господство россиян на Черном море всерьез обеспокоило ряд европейских стран. Коалиция из дряхлеющей Османской империи, Великобритании, Австрии, Сардинии и Франции развязала Крымскую войну 1853-1856 г.
Ошибки командования, ставшие причиной поражения в битве на Альме , отставание в техническом оснащении армии привели к тому, что несмотря на беспримерный героизм защитников, проявленный во время годичной осады, союзниками был взят Севастополь. После окончания конфликта город был возвращен в Россию в обмен на ряд уступок. При Гражданской войне в Крыму произошло немало трагических событий, отразившихся в истории.
С весны 1918 г. Только в ноябре 1920 г. После этого начался так называемый Красный террор, в результате которого погибло от 20 до 120 тыс.
Советский период в историческом прошлом В октябре 1921 г. Новая власть уделяла большое внимание ей. Политика индустриализации привела к появлению Камыш-Бурунского судоремонтного завода и порта , там же был построен Горно-обогатительный комбинат, а в Керчи — металлургический завод.
Дальнейшему оснащению помешала Великая Отечественная война. Уже в августе 1941 г. На полуострове осталось лишь два очага сопротивления фашистам — Севастопольский укрепрайон и Аджимушкайские каменоломни , но и они пали к осени 1942 г.
После отступления советских войск тут начали активно действовать партизанские отряды. Оккупационные власти проводили политику геноцида по отношению к «неполноценным» расам. В результате этого к моменту освобождения от фашистов население Тавриды уменьшилось почти втрое.
Оккупанты были изгнаны отсюда весной 1944 г. После этого вскрылись факты массового сотрудничества с фашистами крымских татар и представителей некоторых других национальных меньшинств. По решению правительства СССР более 183 тыс.
В 1954 г. Крым остался в Украине, получив автономию с правом иметь собственную конституцию и президента.
Непрерывность пребывания Крымского полуострова и города Севастополя в составе Российского государства отмечали и авторы закона, который установил новую памятную дату — 19 апреля — День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи.
Сия слава проложит дорогу еще к другой и большей славе: с Крымом достанется и господство в Черном море». Манифест Екатерины: «Возвещая жителям тех мест силою сего Нашего Императорского манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за Себя и Преемников Престола Нашего, содержать их наравне с природными Нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру». В прошедшую с Портою Оттоманскою войну, когда силы и победы оружия Нашего давали Нам полное право оставить в пользу Нашу Крым в руках Наших бывший; Мы сим и другими пространными завоеванияи жертвовали тогда возобновлению добраго согласия и дружбы с Портою Оттоманскою, преобразив на тот конец народы Татарские в область вольную и независимую, чтоб удалить на всегда случаи и способы к разпрям и остуде произходившим часто между Россиею и Портою в прежнем Татар состоянии.
Не достигли Мы однако ж в пределах той части Империи Нашей тишины и безопасности, кои долженствовали быть плодами сего постановления. Татары, преклоняяся на чужия внушения, тотчас стали действовать вопреки собственному благу, от Нас им дарованному.
Крым и Севастополь стали частью России - указ Владимира Путина
Крым, Киевская Русь и Византия до татарского нашествия, Тмутараканское княжество. Княжество Феодоро. Разгром Золотой орды и политическая независимость Крыма. Генуэзские колонии. Образование Крымского ханства.
Установление регулярных дипломатических отношений с Московией. Военный союз против Большой Орды. Распад военного союза, начало противостояния.
Украинский кризис В ноябре 2013 года на Украине начался политический кризис, вызванный отказом официальных властей от подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Волна беспорядков, начавшаяся в Киеве, перекинулась на другие украинские города и регионы.
Однако власти Автономной Республики Крым отказались поддерживать оппозицию. Крымская весна 23 февраля 2014 года пророссийски настроенные жители полуострова, не желая признавать новое украинское правительство, начали бессрочную акцию протеста у здания Верховного Совета республики. Основным требованием митингующих было отделение Крыма от Украины. В Севастополе, Керчи и других городах полуострова прошли аналогичные акции; стали формироваться отряды самообороны. В результате были погибшие и раненые.
Бойцы Сил специальных операций совместно с представителями крымской самообороны блокировали все части вооруженных сил Украины на территории полуострова. В этот же день Севастопольский городской совет принял постановление об участии в общекрымском референдуме.
Нет державы в Европе, чтобы не поделили между собой Азии, Африки, Америки. Приобретение Крыма ни усилить, ни обогатить Вас не может, а только покой доставит. Удар сильный — да кому? Сие Вас еще больше обязывает. Поверьте, что Вы сим приобретением безсмертную славу получите и такую, какой ни один Государь в России еще не имел. Сия слава проложит дорогу еще к другой и большей славе: с Крымом достанется и господство в Черном море. От Вас зависеть будет запирать ход туркам и кормить их или морить с голоду». Кроме того, фаворит императрицы делится с ней своими планами по застройке и экономическому развитию полуострова. Григорий Потемкин. Тогда Потемкин распорядился о вводе дополнительных войск и развернул масштабную агитацию — его соратники предлагали татарской элите перейти в российское подданство и обещали уважать их традиции.
Эти действия получили массовую поддержку местных жителей. Референдум о присоединении Крыма к России проведен 16 марта. По результатам прошедшего волеизъявления 17 марта была провозглашена независимая Республика Крым, а 18 марта она подписала договор о вхождении в состав Российской Федерации. Мостовой штурм В последние годы проделана большая работа по раскрытию потенциала республики. Крым, несмотря на западные санкции, экономический мировой кризис и пандемию коронавируса, интегрируется в общее правовое, социальное и гуманитарное пространство России. На полуострове появились базовые объекты энергетической и транспортной инфраструктуры, которых долгое время не было. Главная новость нескольких прошлых лет — Крымский мост. Этот транспортный переход соединил два берега — Таманский и Керченский полуострова. Мост включает в себя две ветки путепровода — для автомобилей часть трассы А-290 Керчь — Новороссийск и железнодорожного сообщения по линии Багерово — Вышестеблиевская. Протяженность в общей сложности составляет 19 км. Это дает основание считать открытый транспортный переход одним из самых длинных в Европе. Публикация от Ivan instapilotgram Автодорожный мост введен в строй в 2018-м, железнодорожный открыт в 2019—2020 годах. Проектировщики заверяют, что Крымскому мосту не нужен будет ремонт лет сто. Прочность транспортного перехода такова, что может выдержать, как обещают строители, девятибалльное землетрясение.
О портале:
Провозглашение независимости Республики Крым и ее вхождение в состав Российской Федерации стало законной формой реализации права народа Крыма на самоопределение в ситуации. Крым вошел в состав России 16 марта 2014 года после референдума, в ходе которого большинство жителей проголосовало за присоединение к российской территории. 16 марта состоялся референдум о присоединении Крыма к РФ. Статья автора «Герои Истории» в Дзене: 18 марта в Российской Федерации отмечался День воссоединения Крыма с Россией.
Как Россия билась за Крым
У 2,3 миллиона жителей Крыма после присоединения к России начинается новая жизнь. Референдум о присоединении Крыма к России проведен 16 марта. Присоединение Крымского полуострова к России в 1783 году определилось ходом русско-турецких войн ХVII-ХIХ веков и последовало за многочисленными поражениями Турции и отречением от престола последнего крымского хана Шагин-Гирея. 19 апреля в России отмечается памятная дата — День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи.
Присоединение Крыма к России
На присоединенных территориях начинается масштабное строительство за счет казны империи, жителям полуострова выдают ссуды под возведение частных домов. В 1784 году формируется Таврическая область в составе Крыма и полуострова Тамань. В этом же году высшее сословие полуострова получает все привилегии российского дворянства. Крымская АССР была основана в 1921 году, но в 1946 году стала областью.
В феврале 1954 года, при правлении Н. Хрущева, ситуация изменилась. Мотивировал Хрущев это тем, что так будет проще организовать строительство Северо-крымского канала и организовать водообеспечение из Каховского водохранилища засушливых территорий Крыма.
В ходе парада суверенитетов многие республики принимают декларации суверенитета. В 1991 году Крымская область становится автономной республикой. В тот же год Президиум Верховного Совета полуострова принимает заявление о том, что передача территорий УССР была проведена без учета мнения народа.
В 1997 году между Украиной и Россией подписывается Договор о сотрудничестве относительно Крыма. Стороны подтверждают нерушимость границ. В 2018 году президент Украины сообщает о прекращении действия этого документа.
Фактически договоренности де-юре прекратили свое действие с 1 апреля 2019 года. Исторические события нашего времени 18 марта 2014 года происходит присоединение Крыма к России. Российская сторона даже говорит о законном возвращении полуострова.
Данное событие было зафиксировано в межгосударственном договоре, сторонами которого выступали власти Республики Крым и РФ. Согласно положениям документа, полуостров входит в состав государства как новый субъект.
После распада СССР в 1991 году, в Крымской области был проведен референдум по воссозданию Крымской автономии, а в 1992 году была принята крымская конституция, которая установила вхождение Крыма в состав Украины на договорных отношениях. Но в связи с обострением политической ситуации на Украине в конце 2013 года, руководство Крыма придерживалось линии сближения с Россией. А после смены власти в стране в феврале 2014 года, Президиум Верховного Совета Крыма постановил «в условиях рвения к власти групп национал-фашистского толка» инициировать проведение общекрымского опроса о статусе полуострова. К тому же, 27 февраля депутаты верховного совета избрали Сергея Аксёнова, лидера местной партии «Русское единство», председателем совета министров Республики Крым. А 16 марта прошел Референдум , опираясь на результаты которого, Верховный Совет и провозгласил Крым независимым суверенным государством — Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
В прошедшую с Портою Оттоманскою войну, когда силы и победы оружия Нашего давали Нам полное право оставить в пользу Нашу Крым в руках Наших бывший; Мы сим и другими пространными завоеванияи жертвовали тогда возобновлению добраго согласия и дружбы с Портою Оттоманскою, преобразив на тот конец народы Татарские в область вольную и независимую, чтоб удалить на всегда случаи и способы к разпрям и остуде произходившим часто между Россиею и Портою в прежнем Татар состоянии. Не достигли Мы однако ж в пределах той части Империи Нашей тишины и безопасности, кои долженствовали быть плодами сего постановления.
Татары, преклоняяся на чужия внушения, тотчас стали действовать вопреки собственному благу, от Нас им дарованному. Избранный ими в таковой перемене бытия их самовластный Хан был вытеснен из места и отчизны пришлецом, который готовился возвратить их под иго прежняго господства. Часть из них слепо к нему прилепилась, другая не была в силах противоборствовать. В таковых обстоятельствах принуждены Мы были для сохранения целости здания, Нами воздвигнутаго, одного из лучших Наших от войны приобретений, принять благонамеренных Татар в Наше покровительство, доставить им свободу избрать себе на место Сагиб-Гирея другого законнаго Хана и установить его правление: для сего нужно было привесть военныя силы Наши в движение, отрядить из них в самое суровое время знатный корпус в Крым, содержать его там долго, и, наконец, действовать противо мятежников силою оружия; от чего едва не возгорелася с Портою Оттоманскою новая война, как то у всех в свежей памяти.
В феврале 1783 г. Екатерина II Манифестом от 8 19 апреля 1783 г.
В документе говорилось о многочисленных нарушениях Османской империей Кючук-Кайнарджийского мирного договора в статьях, касающихся независимости Крымского ханства. Этот документ должен был храниться в тайне до того, как присоединение ханства станет свершившимся фактом. Памятник Екатерине II. Севастополь 2016 г.
История воссоединения Крыма с Россией
В условиях отсутствия четких приказов из Киева, военнослужащие Украины не оказали вооруженного сопротивления российским войскам, что позволило последним захватить без боя украинские военные базы и гарнизоны на полуострове. Тем не менее, российское руководство долгое время отрицало причастность российских военнослужащих к событиям в Крыму, признав своё военное вмешательство лишь после присоединения Крыма к РФ. По словам Сергея Аксёнова, решение было вызвано тем, что «конфликт вышел за пределы разумного». В начале марта, как признал Путин 10 апреля, в Крыму для выяснения настроений людей были проведены тайные социологические опросы, в ходе которых было выяснено, что подавляющее большинство жителей выступают за присоединение к России. После получения результатов тайных опросов Путиным были приняты окончательные решения о присоединении Крыма. На референдум были вынесены два вопроса: присоединение Крыма к России на правах субъекта федерации или восстановление Конституции 1992 года при сохранении Крыма в составе Украины. Возможность отрицательно ответить на оба вопроса и сохранить статус-кво Конституцию Автономной Республики Крым 1998 года организаторами референдума не предусматривалась. Вопрос, получивший большинство голосов, считается выражающим прямое волеизъявление населения Крыма.
Эту информацию огласила спикер Валентина Матвиенко на встрече с крымской делегацией. В соответствии с декларацией, в случае принятия на референдуме решения о присоединении к России, Крым будет объявлен суверенной республикой и именно в таком статусе обратится к Российской Федерации с предложением о принятии на основе соответствующего межгосударственного договора в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации. Референдум был проведён в назначенный день, несмотря на противодействие властей Украины. С аналогичным обращением выступил и Севастопольский горсовет, предложивший России принять Севастополь в состав РФ как город федерального значения. В тот же день президент Путин подписал указ о признании независимости Республики Крым и одобрил проект договора о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым. Договор вступил в силу с даты ратификации Федеральным Собранием 21 марта, но временно применялся с даты подписания. На срок до 1 января 2015 года в Крыму был введён переходный период, в течение которого, в соответствии с Договором о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию, требовалось урегулировать вопросы интеграции Республики Крым и Севастополя в Россию.
Был также принят федеральный конституционный закон о присоединении Крыма к России, предусматривающий, в частности, соответствующие изменения Конституции РФ. В тот же день был образован Крымский федеральный округ КФО. Первые медали были вручены 24 марта 2014 года. Правовая сторона вопроса В рамках законодательства РФ Согласно действующей Конституции РФ статья 65, часть 2 , «принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом», согласно которому принятие в состав РФ в качестве нового субъекта «иностранного государства или его части» осуществляется исключительно по взаимному согласию России и другого заинтересованного государства. Инициатива о принятии в состав России нового субъекта федерации, образованного на территории «иностранного государства» должна исходить от территории, желающей войти в состав РФ, причём именно от этого государства, а не от отколовшейся части. Это положение закона в 2004 году подтвердил Конституционный суд РФ в связи с просьбой непризнанной республики Южная Осетия войти в состав РФ. По мнению одного из авторов российской конституции и бывшего депутата Государственной думы Виктора Шейниса, в случае утверждения поправок Миронова принятие Крыма в состав РФ не нарушило бы нормы российского права, однако стало бы серьёзным нарушением международного права, «чего не требуется ни российскому государству, ни российскому обществу».
К тому времени, в связи с принятием 11 марта декларации о независимости Крыма, необходимость в принятии поправок отпала. Закон о принятии новых субъектов в состав РФ предусматривает, что в случае принятия территории в состав РФ ей должен быть предоставлен статус республики, края, области, автономной области или автономного округа однако не города федерального значения, как произошло с Севастополем. Конституционный суд России, сославшись на статью 5 Конституции, счёл допустимым принятие Севастополя в состав России как города федерального значения, однако не объявил напрямую, является ли в принципе установленное законом ограничение сохраняющим свою силу или же оно отменено как неконституционное. Российский юрист, член Общественной палаты Российской Федерации Елена Лукьянова, говоря о оценке действий Конституционного суда, предусмотренных законодательством при принятии части иностранного государства в свой состав, — проверку на соответствие не вступившего в силу международного договора Конституции, назвала восемь случаев нарушения судом собственных процедур. В ответ глава Конституционного суда России Валерий Зорькин сослался на то, что «столетиями и даже тысячелетиями Россия была скрепляема высшими духовными скрепами, называвшимися по-разному в разные времена. Будучи скреплена этими скрепами, она могла относиться к скрепам правовым с большим или меньшим пренебрежением». По его мнению, «когда «вооруженный майданный десант» из Киева был готов отправиться в Крым, было уже не до «строгого юридического крючкотворства».
В рамках международного права Российское руководство, обосновывая присоединение Крыма, ссылается на Устав ООН и Декларацию 1970 года о принципах международного права, закрепляющие право на самоопределение, в том числе «свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним», которое, по мнению РФ, было реализовано «в экстремальных условиях невозможности реализации населением Крыма права на самоопределение в рамках Украины, усугубившихся приходом к власти незаконных властей, которые не представляют весь украинский народ», а также на прецедент с признанием одностороннего провозглашения независимости Косова. Кроме того, Россия заявляет, что не превышала предельную численность войск в Крыму, установленную в соглашениях по Черноморскому флоту, и «не нарушала» их. Украинское руководство, со своей стороны, рассматривает действия России по присоединению Крыма как прямое нарушение Будапештского меморандума, которым Россия, Великобритания и США подтвердили Украине своё обязательство в соответствии с принципами Заключительного акта СБСЕ уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины, Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве, которым РФ и Украина обязались уважать целостность друг друга и признавали существующие между ними границы, и Договора о российско-украинской государственной границе, согласно которому Крым признаётся неотъемлемой частью Украины. Венецианская комиссия, являющаяся консультативным органом Совета Европы по конституционному праву, признала нелегитимным референдум в Крыму, придя к выводу, что он нарушил кроме Конституции Украины ещё и базовые международные принципы относительно территориальной целостности и суверенитета субъектов международного права. Мнение об отсутствии в уже состоявшемся к тому моменту присоединении Крыма к России признаков аннексии в международно-правовом смысле впоследствии отстаивалось в газете «Frankfurter Allgemeine» доктором юриспруденции профессором Гамбургского университета Райнардом Меркелем, который, тем не менее, квалифицировал действия России в Крыму как военное нападение на Украину. Немецкий профессор права Отто Лухтерхандт полагает, что с точки зрения международного права автономный статус республики Крым с его особыми полномочиями, фактически уже «исчерпывает» право на самоопределение. Также немецкий юрист отметил, Россия не могла включить в свой состав Крым, не нарушив взятых на себя международных обязательств и норм собственного законодательства.
Лухтерхандт сослался на пункт 4 статьи 15 Конституции РФ, гласящей что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Президент Института международного права и Школы права Таллинского университета Рейн Мюллерсон назвал главной предпосылкой «украинской трагедии» деградацию системы международного права, происходившую в течение последних лет по вине западных стран и проявившуюся, в частности, в их вмешательстве в украинский политический кризис, а главными ответственными за события на Украине — все украинские власти, начиная с 1991 г. Тем не менее Мюллерсон расценил произошедшее в Крыму как акт агрессии, поскольку действия российских войск в Крыму нарушали российско-украинские соглашения по Черноморскому флоту. По его оценке, референдум 16 марта был противоречащим международному праву именно в силу нарушения Россией принципа неприменения силы или угрозы силой против иностранного государства, а не в силу нарушения Конституции Украины или «меньшей применимости принципа самоопределения народов к Крыму, чем к Шотландии или Квебеку», и даже «искреннее желание крымчан присоединиться к России, выраженное, среди прочего, на референдуме 16 марта, не делает его законным. В лучшем случае он может быть оценён как легитимный». По мнению заведующего кафедрой истории государства и права юридического факультета Московского государственного университета, доктора юридических наук Владимира Томсинова, отделение Крыма от Украины и его поддержка российскими войсками были правомерными, поскольку «государственный переворот на Украине» создал, по его мнению, угрозу «искоренения русской культуры, русского языка, исторической памяти русского и украинского народа» новыми властями в силу чего население Крыма «не может осуществить право на самоопределение без выхода из государства, в котором проживает» , а российские войска, в этой ситуации, были призваны «избавить народ Крыма от насильственных действий со стороны украинских властей или радикально настроенных националистов, лишающих граждан возможности провести референдум».
Экономические последствия Находясь в составе Украины, Крым был «глубоко дотационным регионом», бюджет которого более чем на половину пополнялся из госбюджета Украины. Социально-экономические показатели Крыма в несколько раз ниже российских. В соответствии с законопроектом о крымском бюджете, в 2015 году на его пополнение будет потрачено 47 млрд рублей из российского федерального бюджета. Всего за 2015 год на Крым будет потрачено около 100 млрд руб, а за 2015—2017 годы — 373 млрд руб. По федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя до 2020 года затраты федерального бюджета составят 733,5 млрд руб. По данным на май 2014 года, расходы федерального бюджета на Крым превысили 100 млрд руб. Эти деньги были выделены из антикризисного фонда правительства, который пополнялся в том числе из накопительной части пенсий россиян.
По данным на июль 2014 года, трансферт в Крым из федерального бюджета превысил 130 млрд руб. Как заявил гендиректор Экономической экспертной группы Александр Андряков, «расходы на Крым беспрецедентны — столько от федерального центра не получают даже северокавказские республики». Санкции в связи с присоединением Крыма к России В связи с непризнанием законности присоединения Крыма к России рядом стран и международных организаций были введены экономические санкции против РФ. Они ввели санкции в отношении двух десятков российских и крымских чиновников, которым был запрещен въезд в Штаты и Европу, а их счета в американских и европейских банках были заморожены. О введении санкций против России в связи с ситуацией на Украине также объявили Канада и Япония. Закон объявляет территорию Автономной Республики Крым и города Севастополя, а также воздушное пространство над ними, внутренние и территориальные воды Украины, включая подводное пространство, их дно и недра, территориями, временно оккупированными Российской Федерацией, и устанавливает особый правовой режим на этой территории. Согласно закону, Крымский полуостров объявляется неотъемлемой частью территории Украины, на которую распространяется украинское законодательство.
Международная реакция на присоединение Присоединение Крыма к России вызвало преимущественно негативную международную реакцию. Западное сообщество «Большая семёрка», государства-члены НАТО, Евросоюза расценило действия России как агрессию, аннексию украинской территории, подрыв её территориальной целостности. Россия, в свою очередь, рассматривает присоединение Крыма как реализацию права местного населения на самоопределение. Генеральная Ассамблея ООН приняла имеющую рекомендательный характер резолюцию в поддержку территориальной целостности Украины, текст которой объявляет общекрымский референдум 16 марта 2014 года не имеющим законной силы.
Этот факт объясняется тем, что Советское правительство проводило политику создания национальных, а не территориальных автономий. В отличие от большинства автономий, где существовало преобладание коренного населения, Крымская Автономная Республика не являлась татарской. Специфика состава населения Крыма, его национальное многообразие и тесные хозяйственные связи различных национальных групп с однородными хозяйственными функциями — все это придавало Крыму особый характер, требовало проведения крайне дифференцированной национальной политики в этом районе. Представляется неверным мнение, что это была якобы татарская автономия. По замыслу советского руководства, Крым должен был стать и стал уже к концу 20-х годов образцом решения национального вопроса в Советской России и СССР. Органы власти автономных республик в первые послереволюционные годы решали весьма широкий круг вопросов, порой выходя за рамки, предусмотренные самой идеей автономии, руководили хозяйством, финансами, вооруженными силами.
Крымская Республика до начала 20-х годов даже осуществляла внешние сношения по дипломатической и торговой линиям. Каждая автономная республика имела свою Конституцию, построенную в полном соответствии с Конституцией Российской республики, в состав которой она входила, и с учетом местных особенностей ст. Это преобразование, безусловно, было следствием послевоенных акций советского руководства по отношению к татарскому населению Крыма. Безусловно, подобное было немыслимо в сталинскую эпоху. Исключительно важный в военном отношении регион, морской форпост СССР, руководство которым фактически осуществлялось напрямую из Москвы, ни при каких обстоятельствах не мог быть передан Сталиным Украине. Эта безответственная передача стала возможной лишь при Хрущёве. Посмотрим, как она проходила. В соответствии с политической практикой того времени важнейшие государственные проблемы рассматривались сначала на заседаниях Политбюро Президиума ЦК КПСС и только затем в высших органах государственной власти. Представляется целесообразным воспроизвести хронологическую последовательность основных правовых актов и решений высших партийных органов, касающихся передачи Крыма из состава РСФСР в состав Украины. Закон предписывал внести соответствующие изменения в ст.
Он был опубликован в центральных газетах 28 апреля 1954 года. Нельзя не отметить, что Закон несет следы спешки и правовой небрежности. В перечисленных актах необходимость передачи Крыма объясняется практически одними и теми же обстоятельствами: территориальной близостью, общностью экономики, хозяйственной целесообразностью, наличием исторически сложившихся культурных связей между населением Крымской области и Украинской ССР. Коротченко определил вхождение Крыма в состав Украины как «исключительно замечательный акт братской помощи». При принятии решения о передаче Крыма не был принят во внимание, в частности, национальный фактор. С конца XIX века численность русского населения в Крыму продолжала непрестанно увеличиваться. По данным переписи населения 1979 года, русских в Крыму было почти в 2,5 раза больше нежели украинцев, а численность татарского населения составляла примерно 13 тыс. Впоследствии численность татарского населения заметно возросла. В этих условиях передача Крыма Украине — элемент той в корне неверной национальной политики, которая и привела, во многом, к разрушению СССР. Именно с передачи Крыма начинается отступление от принципов национальной политики, выработанной в предшествовавшие десятилетия, наступает время игнорирования национального фактора и время всеобщей национальной уравниловки.
Очевидно, что вопрос о передаче Крымской области решался наспех, в очень короткие сроки и под нажимом «сверху». Советское руководство, словно вдруг обезумев, во что бы то ни стало стремилось приурочить акт передачи к трехсотлетию Переяславской Рады 8 января 1654 года , на которой было принято решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией. Было ли решение о передаче Крыма правомерным? Данный вопрос в настоящее время представляется сверхважным, несмотря на заявления некоторых российских политиков, призывающих перестать «копаться» и «извлекать на свет акты 40-летней давности». Именно на правовой оценке этих актов должна строиться современная позиция России по вопросам о принадлежности Крыма и Севастополя. Но были ли наделены Президиумы Верховных Советов союзных республик такими полномочиями? Более того, ст.
Крымский конфликт С начала и на протяжении трехмесячных выступлений антиправительственных сил в Киеве и на западе Украины с ноября 2013-го по февраль 2014-го в Крыму большинство населения и значительная часть людей во властных структурах полуострова явно или косвенно демонстрировали свою поддержку официальной власти и неприятие методов и устремлений Майдана. И лишь Меджлис крымско-татарского народа с 21 по 23 февраля организовывал в Симферополе акции в поддержку тех, кто в эти дни свергал законно избранного президента страны Виктора Януковича который вместе с семьей был эвакуирован в Крым, а позже в Ростов-на Дону. На автобусы с крымчанами, которые возвращались из Киева на полуостров в феврале 2014-го, было совершено нападение украинскими националистами, машины были сожжены, погибли люди.
Два дня спустя представители меджлиса вместе с боевиками из Киева пытались в Симферополе заблокировать Крымский парламент. Но утром 27 февраля он был деблокирован. Депутаты Верховного Совета отправили в отставку прежний кабинет министров. Новым премьером республики был назначен Сергей Аксенов, лидер партии «Русское единство». Было заявлено о непризнании тех, кто захватил власть в Киеве силовым путем.
Результатом были несколько русско-турецких войн. Кампания 1768—1774 годов завершилась победой войск, ведомых Александром Суворовым, по итогам которой Российская Империя заключила с Османской империей Кючук-Кайнарджийский мир, согласно которому север полуострова с ключевыми Керчью и крепостью Еник-Кале, запиравшей выход из Азова в Черное море, отошли России. Турки, однако, не смирились с потерями по мирному договору и стремились вернуть в свою сферу влияния и Крымское ханство, и земли Северного Причерноморья, провоцируя местные восстания, что вынудило наместника генерал-губернатора Новороссийской, Азовской, Астраханской и Саратовской губерний генерал-фельдмаршала Григория Потемкина, руководившего процессом обустройства новых земель, принимать достаточно жесткие меры.
В результате в 1783 году весь Крым стал российским, а его номинальный правитель от османов отрекся от престола. Соответствующий манифест Императрицы Екатерины II был обнародован в ходе торжественной присяги крымской знати, которую принимал лично князь Потемкин. Сначала присягали мурзы, беи, духовные лица, а затем уже и остальное население. Торжества сопровождались угощениями, играми, скачками и пушечным салютом. Крымское ханство, еще недавно простиравшее свои владения на все приазовские территории и часть Кубани, перестало существовать. Местным жителям Екатерина II обещала сохранение свободы вероисповедания и ведение прежнего уклада жизни. Татарская знать получила права российского дворянства.