«Назад в деревню» — тезис, когда-то озвученный Основателем ЛДПР, сегодня становится «основой фундаментальной плиты» в политике партии», — заявил лидер ЛДПР. С 2015 по 2017 год «Альтуризм» организовал 40 поездок в деревни Калужской, Смоленской, Ярославской, Архангельской областей. Мы приехали в деревню из Петербурга, живем здесь уже около восьми лет, и нам здесь очень нравится. Нурулла Гайфутдинов из деревни Тямле Чишма Кукморского района республики уже 17 лет живет один в деревне.
Почему нельзя навязывать местным изменения
- Все больше молодых людей из города возвращаются в родное село | Газета «Заря»
- «Кризис заставил». Семья из Москвы выбрала жизнь в деревне и не пожалела | РБК Инвестиции
- Как я переехала в деревню, научилась топить печь и доить козу
- Все больше молодых людей из города возвращаются в родное село
- «Цель — чтобы люди могли посмотреть то, что у нас есть на Родине»
НОВОСТИ ИЗ ДЕРЕВНИ. ИЗ ГОРОДА В ДЕРЕВНЮ 631 серия
Хочу построить на участке перепелиную мини-ферму и курятник для элитных пород куриц. На все это нужно много вложений. Пока что отдачи от разведения перепелов особо нет. На своей странице в социальной сети Наталья продает: одно перепелиное яйцо за 4 рубля; тушку перепела за 500 рублей; козленока за 2000 рублей; петушка за 500 рублей. Наталья любит животных. Вместе с ней в доме еще живут два кота и две кошки.
За скотиной она ухаживает с удовольствием. Ей нравится то, что она сейчас делает. По словам женщины, сейчас она живет свободной жизнью. Я люблю приходить к животным, они ласкаются со мной, проявляют свою любовь.
К концу 90-ых годов народ вместо того, чтобы понять - и в деревне можно жить, и деньги зарабатывать — ломанулся по прямой: в город! А стереотип, что в деревне остались жить неудачники и недочеловеки, только усиливался и становился частью российского менталитета. Посмотрите, до чего дело дошло? Сегодня каждый второй, если не первый житель деревни имеет квартиру в городе. А если ты ее до сих пор не купил - не человек! Я считаю, под удар стереотипа попали неплохие в целом деревни Пировского округа — Бушуй, Солоуха… В конкретно взятой школе, Кириковской, мы попытались было в 2015 году принять стратегию развития образования с уклоном на то, чтобы дети оставались жить и работать в территории, по принципу, где родился, там и пригодился. Объясняли детям, что в селе нужны специалисты, и только сами, своими руками, мы можем обустроить здесь жизнь к лучшему. И был результат - школьники заявляли: хочу жить в деревне. После окончания ВУЗА возвращались на малую родину. Потом снова все вернулось на круги своя. Но ведь есть же немало примеров, когда достаточно солидные, авторитетные люди, наши земляки, остались верны родной земле, успешно на ней хозяйствуют, не уехали в города. Идея, что городская жизнь лучше, что хорошо где-то там, в заоблачных далях, очень даже захватывает умы сограждан и заставляет их и сегодня круто менять свои судьбы. Есть у меня одна знакомая молодая семья, не будет называть фамилию. Лет несколько назад вернулись работать в Пировский округ. Специалистам предоставили все — мужу и жене работу, приобрели квартиру… Но все равно пара уехала в город, и я знаю, что долгие годы супруги ютились в квартирке, где, чтобы нормально поесть, нужно было прежде стол разложить. О потомстве и речи нет. Сколько лет жизни потеряли молодые люди? Для чего весь это дискомфорт? Лично я не понимаю. С моей точки зрения жизнь в деревне - одни только плюсы. Попробую их назвать: во-первых, на селе конкуренция меньше, тебе, как специалисту, легче и быстрее построить карьеру, состояться в профессиональном плане; во-вторых - у бюджетников и зарплата побольше, тот же учитель в городе получает меньше.
Тимур показывает мне свои игрушки и новый подаренный Дедом Морозом фотоаппарат. Из Солигорска в деревню: «Потому что я понял: если поддамся этой рутине, то потеряю смысл жизни и сопьюсь» До переезда в деревню Эдуард и Майя жили в Солигорске, где Эдуард работал электрослесарем на «Беларуськалии». И хоть работать на «Беларуськалии» — для многих местных мечта всей жизни, мужчина признается, что морально было тяжело. Майя окончила в Минске Институт парламентаризма и предпринимательства, а в Солигорске открыла небольшой магазин с итальянским бельем. И хоть бизнес приносил прибыль, все равно удовлетворения не доставлял: дома не бываешь, все праздники работаешь, детей практически не видишь, а они не видят, чем занимаются родители. Так Майя окончательно поняла, что больше не хочет заниматься бизнесом. Ещё одним толчком к переезду в деревню стала поездка в Крым на мыс Меганом, где семья прожила месяц дикарем в палатке. И вместе с тем, как изменилось тело, изменилось мировоззрение, — рассказывает Майя. А Эдуард продолжает: — Мы потом еще долго раскачивались, специально купили микроавтобус и ездили по поселениям, общались с людьми. В итоге много где побывали, но там что-то не то, тут не это. В итоге наступил момент, когда мы решили: всё, сколько можно ездить? И когда приехали к ребятам в соседнюю деревню, нам понравилось. И понравилось, прежде всего, как тут устроено общение. Когда ты переезжаешь на землю, самое главное — человеческий ресурс, когда ты можешь прийти в гости и посоветоваться, что и как. А особенно ценить общение начинаешь зимой. Ребята переехали на Глубоччину, когда нашлась близкая по духу семья. За тысячу долларов купили старый дом, который отремонтировал и довел до ума Эдуард. На улице начинает падать снег, темнеет. Мы ужинаем вместе, и ребята приглашают меня остаться переночевать в гостевом доме. Меня угощают свежим козьим сыром, сметаной, в которой ложка стоит не падая, домашним хлебом. За ужином разговор обретает более открытый характер. Майя и Эдуард признаются, что начиналось все не так радужно. Первое время был долгий переходный период, когда после деревни они уезжали в город, жили там, потом возвращались в деревню, потом снова в город. Нужна была глобальная перестройка: холодно, жарко, нужно печки топить. Привыкнув к комфорту в городе, в деревне мы очень боялись холода. Но за три года организм перестроился, и теперь даже зимой форточка постоянно открыта, а без свежего воздуха я чувствую себя болезненно. Психологически тоже было нелегко, подхватывает Эдуард: — В городе ты постоянно отвлекаешься на что-то. А тут пришлось посмотреть вглубь себя, разобраться в своих отношениях, научиться общаться между собой, чтобы было комфортно, бесконфликтно. Мы как бы заново познакомились. А когда переходный период прошел, мы почувствовали, что стали настоящей семьей, где люди друг друга по-настоящему поддерживают. И потом начали получать удовольствие, потому что здесь уже все твои радости. Когда ты переехал на землю, уже никуда не хочется ехать, даже в соседний город. Приходит светлая радость от того, что ты живешь на земле — и у тебя это получается. Как результат такой трансформации в семье стали появляться детки один за одним.
Мы начали думать о том, куда бы уехать и когда будет лучшее время для этого». В 2019 году Ремо вместе с семьёй отправился в путешествие по России на переоборудованном старом «ГАЗ 66». Примерно тогда же Ремо начал вести свой блог, в котором делился впечатлениями, показывал необычные места и знакомил европейцев с укладом жизни россиян. Немецкое телевидение RBB рассказывало о нашем путешествии, а я регулярно предоставлял им видеоматериалы о поездке, которые редактировались и транслировались. Сегодня уже невозможно представить, чтобы кто-то положительно отзывался о своём опыте в России, так как это не вписывается в нарратив». Вскоре Ремо задумался о переезде. Он снова несколько раз посетил Россию — летал в разные регионы, чтобы выбрать наиболее подходящее место для жизни со своей семьёй. Из всего многообразия Ремо и его семья решили выбрать именно Нижний Новгород. Для нас, немцев, климат в Нижегородской области — идеальный. Большой город с аэропортом, промышленностью, хорошей инфраструктурой — мы понимаем это, сравнивая Нижний с Германией. Вопрос «Почему именно Нижний? Из-за пандемии переезд затянулся. К тому же коронавирус привёл к проблемам с документами.
Сменить город на деревню: опыт Скапкарёвых
- Я шучу, что мы остались в деревне из-за кошки
- В некогда цветущей деревне Языковка остался всего один житель. Как он живет?
- Новости из деревни 2024 | ВКонтакте
- Как горожане решились на перемены
- Жизнь в деревне: как я научилась доить козу - Горящая изба
- Полевой эксперимент. Зачем я уехал из мегаполиса в деревню
Из мегаполиса – в деревню: я бросила всё и нашла себя
Вот три истории переезда из города в деревню, которые это подтверждают. Лера Завьялова и Александр Морозов устали от безумных московских цен, плохой экологии и вечного стресса и решились на радикальный шаг — переехать в деревню в Рязанской области. Преимущества жизни в деревнях и малых городах перед жизнью в мегаполисах, умные люди давно оценили. 4 года назад с мужем решилась переехать в деревню! В деревню Ручки Максатихинского района Тверской области съехались более семисот молодых активных людей со всей страны. Нурулла Гайфутдинов из деревни Тямле Чишма Кукморского района республики уже 17 лет живет один в деревне.
Один в деревне: интервью с барышцем, который не покинул Языковку
Селение на переселение. Кто оживит село, если 75% жителей страны городские? | Аргументы и Факты | Любимый Василёк Ивановский трикотаж "Любимый Василёк" в ВК "Любимый Василёк" в ОК "Любимый Василёк" в Telegram "Любимый Василёк" в Яндекс Дзен Смотрите видео онлайн «НОВОСТИ ИЗ ДЕРЕВНИ. |
- смотреть последние видео | Из Деревни в Деревню 18 минут 48 секунд. |
Деревни в глубинке России. Трактор вместо скорой. Интервью с местными жителями. Русская деревня | Российские власти удивили новостью: в районе Серпухова появится деревня, где будут селить американцев, уехавших в РФ от ЛГБТ-пропаганды в поисках традиционных ценностей. |
«Едим мясо раз в месяц»: переехавшая в деревню семья рассказала, как выживает на 5 тысяч | Культура - 23 декабря 2023 - Новости Красноярска - |
Полевой эксперимент. Зачем я уехал из мегаполиса в деревню - Православный журнал «Фома» | Одна из причин переезда в деревню — у меня нет своей квартиры в городе, и приходится платить за аренду. |
Ни туалета, ни перспектив: нужно ли спасать российскую деревню
Движение "из города в деревню" и рост экопоселений в России это не просто мода на здоровый образ жизни. Мегаполисы растут, деревни пустеют, и связь между ними постепенно утрачивается. На данной странице вы можете посмотреть без регистрации 368 видео канала из деревни в деревню на котором 21 млн просмотров. После того, как в деревне прошли первые соревнования памяти погибшего на СВО, награжденного орденом Мужества земляка Евгения Петрова. Специально для АЧБД Анна Поваго поговорила с бывшими жителями мегаполисов — энтузиастами, меценатами, сегодняшними людьми «из деревни». Раз в неделю в деревню приезжает муж Лидии Василий и привозит по списку необходимые для жителей товары.
Вдали от цивилизации: татарстанец семнадцать лет живет совершенно один в деревне
В деревне все оказалось гораздо сложнее, чем я предполагала: с моим появлением жизнь волшебным образом не развернулась на 180 градусов. 40 лучших деревенских YouTube-каналов про переезд из города в деревню и жизнь на земле. Иван и Екатерина Вечеринские переехали в деревню в Орловскую область из города 15 лет назад. Наталья Ерлакова бросила работу в мегаполисе и вернулась жить обратно в деревню. Впечатление деревня производит сразу – разноцветные, аккуратные домики, ухоженные дворы, заброшенных почти нет, что для сегодняшней деревни исключительная редкость. Тот, кто уехал из деревни в города в первом поколении, тоскует по своим местам.
Переехали из большого города в деревню и остались там жить — личные истории
Вот у кого-то есть яхта, машина, вилла. А у меня — деревня. Если бы я был человеком, который складывает крылья при первых же сложностях, ничего бы не добился. Чтобы я так просто сдался? Нет» Сейчас в Султаново продолжает работать сыроварня, развиваются несколько фермерских хозяйств. В ближайшем будущем Камиль планирует запустить здесь и проект в сфере сельского туризма.
Деревням нужна помощь. Мы не можем допустить, чтобы сельская местность опустела. Мы все не можем жить в десятке крупных городов. Зачем ехать, например, в тот же Челябинск? Там ведь дышать нечем.
Зачем вообще людям жить в человейниках? Для них должны быть созданы хорошие условия, если мы хотим видеть нашу нацию здоровой. А у нас — миллионы гектаров брошенных полей» По словам мецената, в России есть все, чтобы сельское хозяйство развивалось. Только в одном пока серьезный дефицит — не хватает крепких хозяйственников. Это чушь.
Черноземы у кого? У нас. А что происходит? Мы гордимся, что зерно в мир поставляем. Но это только сырье.
Могли бы поставлять муку, хлебобулочные изделия. Могли бы давать на мировой рынок сыры и мясо, но пока нет и этого» Больше всего Камиль Хайруллин хотел бы найти таких же энтузиастов, как он сам, — обсудить возникающие проблемы, обменяться опытом, но пока не получается. Могут ли сельские жители обойтись без участия местных властей Вопрос взаимодействия жителей деревень и местных администраций — вопрос непростой, а иногда и болезненный. Привыкнув к общей аморфности и неактивности сельского населения, местные чиновники далеко не всегда охотно идут на контакт и выражают готовность что-то менять в деревне в лучшую сторону. Так, к примеру, когда Анастасия Грозная обратилась к местным властям с просьбой привести в порядок детскую площадку рядом с ее домом, ей отказали: «Сказали, что денег нет, к тому же сама площадка уже есть, так что можно пока пользоваться и этой.
А у нас там было двое разбитых качелей, да и все. Мы поняли, что так ничего не добьемся. Сделали фотографии и поехали в город, показывать: на бумаге детская площадка есть, а на деле — вот это. В городе посмотрели и дали четкое указание — привести в нормальный вид. Тогда нам и качели нормальные поставили, и турники, и горки с песочницей — все, что положено.
Просто не надо сидеть. Если что-то нужно, надо идти и добиваться этого». По словам Надежды Артес, найти контакт с местными властями необходимо, иначе качественные изменения невозможны: «Когда ты просто пытаешься насильно принести людям добро — ничего хорошего не выйдет. Это важно понимать и для взаимодействия с местной администрацией. Если ты идешь к ней с общественным запросом, у диалога больше шансов состояться и закончиться чем-то конструктивным.
Но если администрация не готова с тобой взаимодействовать, что бы ты ни делал, все будет неэффективным. Нужно отступить и подождать. Возможно, просто нужно время: местным точно нужны примеры, а тебе — их доверие». Я знаю корову, чье молоко попадает ко мне на стол Надежда Артес Валдайский национальный паркберег озера Боровно, Новгородская область Однажды у Надежды что-то защемило под лопаткой. Она приехала в клинику, объяснила проблему.
Врач головой покачал: мол, айтишники, все время за компьютером. Мне машину щебня привезли, а разгружать некому — все деревенские мужики заняты. Что делать? Взяла лопату и — сама. Конечно, когда я об этом доктору рассказала, лицо у него было очень выразительное» Надежда продолжает заниматься домом, руководить проектами, почти не выезжая из деревни.
Исключения — командировки. Но пока хозяйка в отъезде, дом без присмотра не остается. У меня постоянно останавливаются люди из Москвы и Петербурга. Как правило, это художники, айтишники, дизайнеры и представители других творческих профессий. Все они — знакомые и друзья или знакомые моих друзей.
Мой дом нельзя снять через интернет-сервисы» С местными жителями Надежде удалось выстроить теплые отношения. Она точно знает, у кого нужно купить молоко, кто принесет ей ягоды, только утром собранные в лесу, или с кем договориться о постройке дровника: «В деревне срабатывает то, что мы называем горизонтальными связями. Здесь ты у всех на виду. К тебе привыкают, начинают тебе верить, и так постепенно появляются те самые человеческие отношения, которые очень важны. И я рада, что могу покупать те же продукты прямо в своей деревне.
Я вижу того, кому уходят мои деньги. Я знаю корову, чье молоко попадает ко мне на стол. Это очень важно» В Петербурге Надежда оставила за собой съемную квартиру, чтобы была возможность вернуться в город в любой момент, потому что, к примеру, все медицинские обследования приходится проходить именно там. В селе просто не существует необходимой инфраструктуры. Но стереотип, что ты можешь быть счастлив только в центре города с ключами от дорогой тачки и бокалом в руках, должен быть разрушен.
Он обманчив. Сегодня есть множество инструментов, чтобы жить счастливо и комфортно, где бы ты ни был. Мне иногда пишут: что делать, если хочется переехать в деревню? Просто поезжай, ищи свое место. Одно из них обязательно отзовется» Я дома Анастасия Грозная Деревня ГорчаковоЛенинградская область «Мы сейчас к себе еще две семьи из города переманили.
Они тоже переехали, хозяйство завели. Наши дети дружат. А так из соседей почти что одни дачники остались» Жизнь в основном бурлит в поселке по соседству — там есть и ДК, и куча кружков, и школа искусств, и вообще все, что нужно для полноценного развития детей и подростков. Младшие дети там ходят в детский сад. Дети там как дома.
В школе тоже очень уютно. В классе человек по восемь, не больше. Учителя успевают всем уделить достаточно внимания. А программа везде сейчас одна и та же» На занятия ребят отвозит школьный автобус. У семьи есть автомобиль, но, если с ним что-то случится, неподалеку проходит федеральная трасса, где раз в час проходит общественный транспорт.
Всей семьей регулярно бываем в Петербурге, а в этом году муж взял детей и вместе с ними поехал в отпуск» Старший сын, за адаптацию которого к сельской жизни так переживала Анастасия, не просто привык к деревне. Сейчас он хочет построить здесь свой дом, а еще открыть собственный бизнес по производству домашней лапши. Родители не против, к тому же домашних яиц для старта проекта хватит точно. Ближайшие лет десять я отсюда никуда не уеду, а там уже и внуки, думаю, пойдут. Да и что я буду делать в этом самом городе?
А здесь… Вот стану совсем старенькой, встану утром, часов в пять, выйду на берег реки и сяду там. Буду воздухом дышать, на облака смотреть.
Сложно было на первых порах? Ох, сложно. Священник, у которого мы просили благословения, с сомнением посмотрел на нас: «А выдержите? За лето в деревне рубаха на теле от рабочего пота сопреет».
Но мы не взялись за распашку больших территорий и первую живность приобрели уже позже. Мы вообще не собирались перевоплощаться в крестьян, а продолжали жить вполне городскими интересами. Даже номер на машине долго не меняли, сохраняя, как знамя, гордое «78». Проблемы были, скорее, другие: психологической совместимости, разницы ритмов столицы с глубинкой. Ну, и умений и навыков тоже не хватало, понятное дело. Тот, кто уехал из деревни в города в первом поколении, тоскует по своим местам.
Навещая малую родину, он переживает прилив сил и чувство свободы, не надышится воздухом полей, сладостно вслушивается в говор местных жителей, с радостью принимаются за знакомую с детства работу. Мы же росли на асфальте, дышали бензиновыми выхлопами и, как водится, в руках молотка не держали. Деревня подобным гуманоидам не матушка, а настоящая баба-яга. Особенно тяжело давалась монотонная работа: колка дров, прополка, вскапывание. Твое внутреннее «я» возмущается и требует креативности. Стоя на картофельнике, то и дело поглядываешь вперед и назад: а сколько же там у нас осталось и сколько сделано?
Сделанное, как правило, прибавляется ме-е-дленно, остаток же упрямится и никак не хочет убывать… Но, пообвыкшись, ручной труд на земле начинаешь любить и, наоборот, к городским занятиям возвращаешься с неохотой. Местные жители, в основном пожилые люди, встретили настороженно. Местному жителю — ему что нужно? Перво-наперво ему нужно понять, кто ты такой и что здесь делаешь, причем разложить это на привычные для себя категории. Переезд из столицы в глубинку, прямо скажем, — не самый частый случай в наше время. Ежели бы отсюда в столицу, то было бы понятно… А так, городской, рожа хитрая, говорит не по-здешнему… Просто дурак или, не дай Бог, лихой человек?
Взаимопонимание наладилось, когда «городские» начали ходить помогать в церковь: читать, петь на клиросе. Тут уже всё встало на свои места: «псаломшшик приехал», «псаломшшикова жена», — коротко и ясно. Данная, прямо скажем, относительная социальная роль в глубинке довольна весома, ибо в прошлом при церквях всегда были помощники — псаломщики, просфорни, черницы, — живущие особенной жизнью, по-своему включенные в жизнь округи и играющие в этой жизни необходимую роль. У супруги затруднения, по большей части, были общечеловеческие, не переселенческие. Жизнь женщины по-другому, резче отграничивается рубежом «до детей» и «после рождения детей».
Причины переезда в деревню До 2015 года Женя с мужем и тремя детьми жила в Марьине, в городской квартире. Обычная московская семья: супруг Жени, Алексей, работал врачом, сама она сидела с детьми, которым на тот момент было шесть, три и два года.
По выходным все вместе ходили в кино, в зоопарк, в ТЦ за покупками. Но была и проблема. Старший сын Петя страдал тяжёлой формой аллергии, которая перешла в астму. Петя был бледный, худой, питание не усваивалось». И тогда было принято решение переехать из Москвы на чистый воздух — в деревню. Нужен был дом в хорошем состоянии, чтобы сразу заехать и жить, — рассказывает Женя. С Тверской областью Женю ничего не связывало, она даже в Твери на тот момент была всего один раз проездом.
Но дом ей понравился: панельный, трехкомнатный, 85 квадратных метров, в деревне Дудорово, ровно на полпути между двумя старинными тверскими городками — Старицей и Торжком. Дом отапливался дровяным котлом, имелись водопровод и канализация. Участок 16 соток. Рядом лес, большое озеро, старинная усадьба Ладьино. Дом Женя приобрела на материнский капитал 453 000 рублей в 2015 году , а участок помогла купить крёстная, дав 150 000 рублей. С какими трудностями пришлось столкнуться «Первое, что мы сделали, переехав в деревню, — провели интернет. И оказались правы, видео обычных людей о жизни в деревни стали главными нашими советчиками», — вспоминает Женя.
Жизнь в селе мало напоминала городскую. Дом топился дровами, которые надо было колоть, продукты можно было купить только в автолавке, которая приезжала дважды в неделю. Алексей ничего не умел делать по хозяйству и учился всему с нуля. Жене было чуть проще: в детстве она летом жила на даче в Кратово и знала хотя бы, как топить печь. Трудности Женю не испугали. Она развела огород, где растила картофель, морковку, зелень, помидоры и огурцы. Поставила теплицу и сарай.
Завела уток, кур, гусей и даже корову, чтобы у детей всегда было свежее молоко. При этом она была весёлая и добрая корова —лизала нас шершавым языком, дети с ней играли, таскали ей сено». Жители Дудорово сначала относились к москвичам настороженно.
Да и генератор не выдерживает. Поэтому, включая генератор, мы могли включить только один электроприбор. Один или два. Чаще всего это был бойлер, в котором мы кипятили воду для гостей.
Ну и духовка, которая работала на бесконечный поток ватрушек. В обязанности семьи входило готовить северные угощения для гостей Источник: Карина Гажу Для мужа, говорит Карина, тяжелыми были дороги до деревни. Раз в семь-десять дней семья выезжала за продуктами и бензином в ближайший город — Плесецк. Поездка туда-обратно занимала 12 часов. И цены там выше, потому что деревня очень далеко — включают в цену транспортные расходы. А нам нужны были большие объемы продуктов: закупились и на себя, и чтобы готовить гостям. За пять месяцев потратили около 120 килограммов муки!
Ну ничего! Всё равно это был классный опыт, — смеется горожанка. Когда ты живешь в городе, ты привыкаешь, что к тебе приезжает доставка за 15 минут. А тут мы столкнулись с тем, что нам нужно всё продумать, всё спланировать, написать список и ничего не забыть. Потому что если ты что-то забыл, то вернуться в магазин ты уже не можешь. Выручали семью овощи со своего огорода. Кстати, грядками Карина занималась впервые.
Дома она выращивала травы для чая на балконе, а в деревне смогла по-настоящему развернуться. Особенно везло начинающим огородникам на кабачки Источник: Карина Гажу — У нас было 33 грядки. Мы посадили всё, что только было можно. Все семена, которые я увидела в магазине и которые мне понравились на картинке, — говорит она. Которых мы, неопытные садоводы, посадили не как нормальные люди 3—4 кустика, а мы посадили 14, из которых взошло 13. Мы снимали по пять—восемь штук в день. И теперь, мне кажется, я знаю все рецепты из кабачков.
Как изменились отношения в семье Бытовые сложности могут по-разному отразиться на отношениях. Но Карина говорит, что их семью это нисколько не разобщило. Даже наоборот — Карина влюбилась в мужа еще сильнее. Дмитрий не только выполнял мужскую работу по дому, но и во всем помогал жене. Дима даже научился печь хлеб, пока я гладила бесконечные стопки белья. Даже после свадьбы не была так сильно влюблена в мужа, как после этой поездки, — рассказывает Карина. Сын Ваня тоже изменился в деревне.
Чем ты ближе к земле: как приехать в деревню и вернуть туда жизнь
Самая большая последняя трата на себя Самая крупная моя трата на себя — это телефон. Я купила его за 15 тысяч четыре месяца назад. Я потратила на него свои «квартирные» деньги. Траты мужа Мой муж вообще не тратит деньги на себя — он живет как аскет и покупает вещи, только когда те, которые есть, уже невозможно носить. Все покупки, которые он делает, связаны с фермой, а если родные спрашивают, что подарить ему на день рождения, то он попросит комплект колес. Ему нравится, что на ферме он сам себе хозяин.
Мне кажется, он немного социопат — ему нужны только его ферма, его жена и дети. Еще каких-то увлечений у него нет. Семейное обучение и траты на детей Мои дети учатся на семейном обучении. Это значит, что я сама подбираю для них учебники, выстраиваю образовательный процесс, а они подтверждают обучение онлайн-аттестацией. У меня в семье династия учителей, поэтому я легко с этим справляюсь и мне нравится находить свою методику.
У нас дома нет звонков, как в школе. Мы спокойно завтракаем, а потом я говорю кому-то из детей: «Давай сядем позанимаемся математикой с тобой, пока суп на обед варится». Мы садимся, открываем тесты и делаем их, после обеда садимся за английский. И очень расслабленно этим занимаемся. Этого оказывается достаточно для того, чтобы проходить тестирование.
Второй ребенок в этом году впервые пошел в школу — в пятый класс, до этого он учился дома. С ним сложно было справляться и учить его. Семилетняя дочь останется на семейном обучении в этом году. Старший сын три года провел на семейном обучении, потому что в ближайшую к нам школу нужно добираться на автобусе. Он хорошо учился, много читал и все делал по учебникам.
В этом году он пойдет в колледж. Семейное образование: что вам нужно знать, если вы не собираетесь отдавать ребенка в школу Из-за семейного обучения деньги у нас не уходят на школьную форму сразу для трех детей, перед учебным годом мы всегда тратились в основном на канцелярию — обычно на это уходит две-три тысячи рублей. Книги и учебники нам выдают в школе. Мы редко покупаем одежду детям, потому что родственники отдают нам много вещей. Потом младшие дети донашивают вещи за старшими.
Поэтому в основном я покупаю одежду двум старшим детям: за этот сезон на одежду было потрачено 4 750 рублей. Еще сейчас дети ходят на бесплатные развивающие занятия в библиотеке.
Тут каждый день какие-то путешественники. Сначала иконы снимали, лазили, потом стали металл собирать весь, что не так лежит. Всё подряд тащат, — посетовал Геннадий. Мать Геннадия сама из Конновки поселения в Барышском районе , окончила техникум. Познакомилась со своим мужем, а потом всю жизнь проработала в магазине. Отец трудился лесником, скотником и разнорабочим. Жалко до слез Раньше в Языковке было 30 домов.
В каждом доме практически по четверо детей. У Геннадия помимо родителей есть ещё сестра, которая сейчас живёт за Самарой в селе Большая Глушица. В школу Геннадий ходил за километр. Со временем там осталось всего два класса, а после учеников начали возить в Загарино. Как-никак четыре класса там было. Работал тут раньше магазин. Там моя мать торговала. Всю жизнь проработала. Потом перешла в магазин в селе Ананьино.
Там тоже раньше было домов 25. Сейчас в этом селе вообще ничего нет, всё заросло. Это два километра отсюда. Раньше люди работали на зернотоке, на пилораме, ферме. Было всё. Возили продукцию в Барыш, даже в Ульяновск на ярмарку. Но потом со временем всё развалилось. Люди начали уезжать. Больницы нет, ближайшая только в Загарино.
Живу тут с самого рождения. Я и в совхозе работал, на лошади ездил туда. Воду включал, электричеством занимался. Бывает иногда одиноко мне. Возьмёт грусть иной раз. Велосипед запрягаешь и поехал. Был мотоцикл, но он сломался. Такая была раньше деревня хорошая!
Но их развитие должно стать одной из стратегических задач государства: есть потенциал и большие территории. Я верю, что спасти деревни может только локальное производство , поэтому предпринимательство — то, чему мне хотелось бы научить людей в селе.
В общественном центре мы планируем сделать образовательное пространство, где подростки узнают про основы планирования и потенциал деревни: буквально под ногами лежит продукт, который можно продать. Когда у людей есть работа и совместный досуг, разительно повышается качество жизни. Я буду считать проект удачным, когда в Малом Турыше появятся еще предприниматели и местные будут знать, что завтра работа никуда не денется, а инфраструктура развивается, потому что жители трудятся вместе. Тогда я смогу пойти в следующую деревню и помочь другим людям. Надежда: Все зависит от того, кто и зачем ищет. Чтобы привлекать федеральное финансирование, местная администрация может участвовать в конкурсах по благоустройству и развитию территорий. Это серьезная помощь и импульс к преображению места — так, например, у меня с коллегами получилось сделать в городе Гавриловом Посаде в Ивановской области. Местные жители могут искать финансирование для своих инициатив через краудфандинг. В прошлом году мы собрали 100 тысяч рублей на локальное ягодное производство в селе Пеники в Ленинградской области. Там, где есть крупные градообразующие предприятия, гораздо больше возможностей.
Жители и администрация также могут предлагать бизнесу формы участия в жизни поселения. Но именно предлагать и разделять ответственность, а не просить помощи. В остальном специалист, решивший работать с деревнями, явно не ищет легких путей. Когда приезжаешь в село, нужно искать новые методы работы, по-другому общаться с людьми, и не все ощущают себя комфортно в такой среде. Сейчас я больше сфокусировалась на благоустройстве и обучении по этому направлению: провожу образовательные воркшопы для муниципалитетов, разрабатываю проекты благоустройства с командами архитекторов и собираю социально-экономическую модель там, где есть потенциал для развития. Мы часто встречаемся с жителями и спрашиваем их о проблемах и только затем готовим идеи к реализации. Жители всегда лучше знают, что им нужно. Почему не стоит рассчитывать только на волонтеров Гузель: Волонтеры и активисты, как правило, приезжают на короткий срок, но на развитие деревни нужны деньги, время и сообщество местных жителей. Если их нет, у добровольцев кончается запал и проекты останавливаются, поэтому в основе должен быть все-таки работающий вместе с населением бизнес. Если честно, я не очень верю в благотворительные инициативы : можно приехать и сделать с детьми сайт, но где они будут применять эти навыки?
Им нужна возможность использовать знания с потенциалом трудоустройства, тогда это вселяет надежду. Надежда: Чтобы любой процесс жил и развивался, у него должно быть топливо. Самое стабильное топливо — это деньги. Поэтому в развитии регионов, как и во всем остальном, действует принцип — монетизируй или погибнешь, хоть и не сразу. Даже у самых мощных волонтерских проектов деятельность сходит на нет после кризиса мотивации кроме программ от крупных корпораций с финансированием. Деревням это больше вредит, чем приносит пользу. Развитие — дело долгое, и, не дождавшись быстрых эндорфинов, волонтер может бросить дело на полпути. Местные жители примут этот поступок близко к сердцу и запомнят его на годы. А когда придет тот, кто действительно решится реализовывать проект на их территории, к нему заранее будут относиться плохо. Расскажите друзьям.
Постоянно там проживают всего три человека, но другие жители приезжают на лето. Деревня Зехнова входит в ассоциацию самых красивых городов России Источник: Карина Гажу Карину и Дмитрия пригласили заранее посмотреть дом, чтобы они решили, готовы ли топить печи, мыться не в душе, а в бане, а до ближайшего продуктового магазина — плыть на лодке. И бытовые трудности супругов не испугали.
Сотрудник парка отвез нас туда по озеру на снегоходе. Мои чувства, когда мы подъезжали к деревне, не передать словами. Я просто расплакалась! Никаких следов, никаких машин.
Это нетронутый снег, практически по грудь. Я даже не поверила, что спустя несколько месяцев мы приедем и будем жить вот в этом самом доме, — рассказывает Карина. Жили горожане в отремонтированном старинном крестьянском доме Источник: Карина Гажу Готовиться к переезду семья начала за полгода. Еще у себя дома Карина изучала рецепты северной кухни, продумывала, какие мастер-классы может проводить для гостей.
Вместе с подругой-иллюстратором придумала сделать особые открытки, которые гости деревни смогут отправить своим близким. Мужу Карины Дмитрию перед поездкой пришлось оставить свою работу. Потому что все-таки был большой список обязанностей. И обязанности — непростые, особенно с точки зрения человека, который никогда не жил в деревне.
А вот страха «бросить все» не было, потому что наше «всё» мы взяли с собой: мы приехали с ребенком, с кошкой. С этим всё было хорошо. Как устроили быт в удаленной деревне Уже в мае семья заехала в деревенский дом и приступила к работе. В сезон в Зехнова приезжает много туристов.
Среди местных достопримечательностей — старинная деревянная часовня и работающая водяная мельница. Но почта, фельдшер, магазины — всё это находится в соседней деревне Вершинино, куда добраться можно только по озеру. Мобильная связь в Зехнова есть только местами. Зато были современные бытовые помощники.
Потому что поток гостей огромный, и без этого было бы просто не справиться, — описывает Карина. Источник: Карина Гажу В доме также был спутниковый интернет. Это довольно дорогое удовольствие. Но благодаря ему горожане смогли оставаться на связи, а Карина даже завела блог , где рассказывала о своей новой жизни.
Правда, электричество в деревне иногда отключали. И тогда благами цивилизации полноценно пользоваться уже не получалось. Останавливалась сразу вся работа. Без электричества нет воды, потому что насос не работает.
Ты не можешь ни постирать, ни погладить.
Новое поселение
- Россияне массово начнут переезжать в села | Новости общества
- Как переехать из города в деревню: истории переезда
- Вдали от цивилизации: татарстанец семнадцать лет живет совершенно один в деревне - Новости
- Новые видео канала Из Деревни в Деревню, Смотреть онлайн
- Россияне массово начнут переезжать в села | Новости общества
Из города в деревню: как бросить мегаполис, построить дом в деревне и стать счастливым
Обновленная деревня Мувыр была образована 16 декабря 2009 года — в этот день местные жители ежегодно отмечают День деревни. Я не верю, что деревню можно спасти без участия государства, по крайней мере, организовать для переселенцев рабочие места. Деревья с дачных участков в районе деревни Тарусичи гродненец воровал с 2016 года. В течение последних лет мигранты переместились в деревню Вырубово Ленинского района Московской области, тем самым став полноценной угрозой для местных жителей. Со второй попытки дом бабушки в деревне Торнаяз мы привели в относительно жилое состояние, сделав к нему пристройку, которую было легче прогреть.
Из города в деревню: как бросить мегаполис, построить дом в деревне и стать счастливым
В деревне поток впечатлений невелик, а лишним сущностям неоткуда браться, разве только из телевизора и из глубины грешной души папы или мамы. Поэтому если вы без нужды не умножаете сущности, то дети в деревне: а никогда не скучают просто не догадываются о разнице между обычной жизнью и развлечениями , б любят природу, в много читают, г слушают аудиокниги, д не переносят эстрады, шансона и рэпа, е играют в дочки-матери, эстафеты, снежные крепости и в остальные человеческие игры, ж клеят, вырезают, рисуют и строят, з поют военные песни и знают героев Великой Отечественной лучше, чем их родители, и ставят театральные постановки и снимают их на видео, к занимаются музыкой, л говорят правильным русским языком, м охотно участвуют в богослужениях, н хорошо и самостоятельно учатся экстерном. Благо в эпоху Интернета и DVD деревня перестала быть местом, отделенным от культуры и знаний. Можете задать вопрос: «А как же общение, досуг? Общения и разнообразия развлечений нашей семье не хватало и не хватает. Их не хватало в Петербурге, где дружеские молодежные кампании как-то подрастерялись, угодив в полосу бытовых и личных проблем; недостает общения и в деревне. Разобщение — бич нашего мира и я, честно говоря, не знаю, что против этого сделать. При этом посудите сами, какие увеселения, когда на руках у тебя погодки, мал мала меньше? Жизнь поневоле сама собой перестроилась и потекла по принципу «мой дом — моя крепость». И это правильно, это замечательно!
Семьи в жизни современного человека должно быть больше, а не меньше. Людям несамостоятельным полезно начать полагаться лишь на себя. Людям, зависимым от стороннего мнения, полезно пожить без постороннего вмешательства и оценок. Молодым семьям легче состояться на какой-нибудь нестандартной почве, вне зрения свекровей и тёщ. Как говорил захаровский Мюнхгаузен: «Каждый здравомыслящий человек просто обязан время от времени вытаскивать себя за волосы из болота». Так называемые проблемы семейных отношений — от скуки, они легко разрешаются там, где увлечены общим делом. Поэтому семейный радикализм — это здорово! Домашние начинания forever! Хочешь быть счастливым — будь им.
Устрой любые, какие хочешь, удовольствия в домашнем кругу, и ни в чем себе не отказывай. Так понемногу социализированные горожанские мысли наши стали настраиваться на неформальную альтернативную «волну». Вот вы, читатель, куда придумаете направить переизбыток творческой энергии и домохозяйственной фантазии? Наверняка, купите новую обстановку в детскую, смените окна на пластиковые, ну в крайнем случае, запланируете переезд на новый адрес. В любом случае, это будет: 1 дорого, 2 не своими руками и 3 в рамках строгой «табели о рангах» городского благоустройства. В деревне, в своем личном хозяйстве ты можешь: 1 копать пруд, 2 резать наличники, 3 строить летний душ, 4 складывать красивые горки из камней, 5 ставить флагшток и каждое утро поднимать флаг твоего семейства, 6 пробовать разводить самые необычные растения, 7 устраивать собственный детский городок, 8 проводить воду в дом, 9 стрелять по мишеням, 10 делать ветряк, 11 осваивать использование таких гениальных вещей, как мотобур, бетономешалка и снегоуборщик. И при этом никто и никогда не скажет про ваш пруд: «отстой», наличники и при отсутствии большого мастерства будут смотреться прекрасно, выловленные четыре карася примут на ура, не хуже норвежской семги, а нарисованный детворой флаг будет представлять собой предмет общей гордости и handmade в единственном экземпляре. Деревенская усадьба — большой конструктор, а ты в ней сам себе мастер, начальник и пользователь.
Классический деревенский алкоголик и бездельник, он представляет собой бездонный колодец для социальных и психологических исследований. Я решила проанализировать жизнь дяди Саши с точки зрения теории потребностей Маслоу. В самом ее основании - потребности физиологические. Записывай, - широко улыбается дядя Саша. А что делать, если не спится? Потом делаю себе поесть, чифиря крепкого. Если нет никакой работы, так я днем сижу дома, ничего не делаю. После обеда если найду - выпью. Если нет - лягу на диване и лежу, телевизор смотрю. Ужин приготовлю заранее, чтобы вечером только разогреть. А если работа есть, с утра работаю. Чтобы к вечеру отдыхать. Макароны вот готовлю, супы варю. Если мяса нет, грибной варю, гороховый, со щавелем. Когда денег нет, покупаю на двести рублей макарон, на месяц хватает. Так и питаюсь - вареными макаронами. Если деньги есть, покупаю "Приму" и пиво. Дядя Саша гордится тем, что абсолютно свободен - ему не нужно каждое утро бежать в душный офис: - Вот вчера приезжал участковый ко мне опять - калымить звал в Загли, дрова там докалывать. Поколол дрова, и опять деньги у меня есть. С калымом я больше зарабатываю, чем в колхозе. Если б не выпивал, мне бы хватало. Я утопаю в речи дяди Саши. Он настолько честен с собой и верен себе, что осуждать его не получается. Спрашиваю, не скучно ли ему без семьи, а он смеется: - Вот сейчас если я положил вещь вот сюда, а через неделю она мне понадобится, я знаю, что она лежит на месте. Вот и все. А помощница по хозяйству мне не нужна. И самому приготовить недолго. Если мне надо, бабы сами придут. Последний раз вон приходила дня два назад. Захочешь - скажи только, они тут как тут. У всех мужья есть, а все равно приходят. Только я не хочу, чтобы они со мной жили. Одна просилась, в Максатихе живет. Давай, говорит, у тебя останусь. А я отказал. Мне покой дороже. Ложится он поздно - смотрит телевизор, пока не надоест. Правда, один не показывает, у второго звука нет, работает только третий, и тот приходится включать вручную: пульт потерялся. Дядю Сашу это очень огорчает, как будто это единственное неприятное обстоятельство в его жизни. Рядом с физиологическими потребностями у любого человека стоит желание быть защищенным. Для городского жителя один из самых больших страхов - потерять работу. Дяде Саше этого бояться не нужно: работы у него и так нет. Но зато у него есть здоровье, а оно уже хромает. По медицинским меркам Саша, конечно, алкоголик. Хотя сам он считает, что может бросить пить в любой момент. При нас он даже бросил один раз - не пил целые сутки. Пьет он с достоинством, даже пиво. Городские пьют его медленно, смакуют. Дядя Саша наливает пиво в граненый стакан точно по краешек и выпивает залпом, как водку. Потом со стуком ставит стакан на стол, и лицо у него при этом такое, будто ничего и не было. Будто он все это время сидел на диване, а пиво и стакан нам померещились. Была б работа - никто б и не пил. В советское время выпивали только по праздникам. Выпьешь стакан - и все, потому что если я сегодня напьюсь, то как завтра вставать? С утра работа. А сейчас деньги есть - вот и праздник, а если праздник, нужно напиться. У нас в деревне не было никогда такого, чтобы все заросло травой. Мы чуть ли не в драку за траву лезли. А сейчас где хочешь, там и коси. Я не был в Ямниках семь лет, а тут прошелся по ним недавно и удивился: огороды заросли березой. Обычно там картошка растет, или ячмень, или овес. А сейчас береза, представляешь? Разрушенный колхоз - любимая тема дяди Саши. Когда он об этом рассказывает, глаза его бегают. Ему легче обвинить во всем экономическое положение в стране, чем себя. Кроме того, колхоз - это символ утраченных социальных связей, которые в пирамиде человеческих потребностей уже ближе к вершине. Двадцать пять лет мне было. У меня мотоцикл был, я в Максатиху ездил. Домой к ней один раз приходил, пьяный, правда. Матка ее вышла да выгнала меня. Надя, так ее звать, младше намного меня была. А потом переругались. Она пробовала травиться, таблеток наглоталась, ее в "скорую". Я приехал, мы опять с ней переругались, больше и не разговаривали. Что сейчас с ней, не знаю. Видел только, что с коляской ходит, - посмеивается дядя Саша в кулак. В глазах его не видно и капельки сожаления. Племянница приходит, племянник. Племянники-то вырастут да уедут. Пить буду. Племянников дядя Саша очень любит. Когда о них говорит, взгляд его устремляется куда-то вдаль, на лице искрятся счастьем морщинки: - Они часто ко мне приходят, племянники-то. На кровати прыгают, игрушки разбрасывают, дома из стульев строят. А уходят - мне убирать, - последнюю фразу дядя Саша произносит с какой-то особой гордостью. Даже сяду за них. Дом хочу на них оформить. Мне-то дом не нужен. Мы были как-то раз у дяди Саши, когда к нему пришли племянники - Вика и Денис 11 и 9 лет. Сначала они стеснялись, а потом посыпалось: - Дядя, денег дай! И уже обращаясь ко мне: - Когда есть, по сотне им даю. Все отдаю. Ты записывай там. Курит "Кент". Мама блок сигарет купит и ему курить разрешает, когда выпившая, - ответила за него Вика. Желание быть уважаемым человеком и уважать других людей зарождается в семье. Фрейд, например, считал, что он бы не добился такого оглушительного успеха и всеобщего уважения без всеобъемлющей любви его матери. Любил выпивать и все такое. Старшие в Питере живут. Одну вообще давно не видел, а вторая - ничего, приезжает каждый год ко мне, помогает продуктами, молодец. Болела она, не хотела, чтобы я за ней ухаживал, - последнюю фразу дядя Саша произносит чуть не скороговоркой.
За лето в деревне рубаха на теле от рабочего пота сопреет». Но мы не взялись за распашку больших территорий и первую живность приобрели уже позже. Мы вообще не собирались перевоплощаться в крестьян, а продолжали жить вполне городскими интересами. Даже номер на машине долго не меняли, сохраняя, как знамя, гордое «78». Проблемы были, скорее, другие: психологической совместимости, разницы ритмов столицы с глубинкой. Ну, и умений и навыков тоже не хватало, понятное дело. Тот, кто уехал из деревни в города в первом поколении, тоскует по своим местам. Навещая малую родину, он переживает прилив сил и чувство свободы, не надышится воздухом полей, сладостно вслушивается в говор местных жителей, с радостью принимаются за знакомую с детства работу. Мы же росли на асфальте, дышали бензиновыми выхлопами и, как водится, в руках молотка не держали. Деревня подобным гуманоидам не матушка, а настоящая баба-яга. Особенно тяжело давалась монотонная работа: колка дров, прополка, вскапывание. Твое внутреннее «я» возмущается и требует креативности. Стоя на картофельнике, то и дело поглядываешь вперед и назад: а сколько же там у нас осталось и сколько сделано? Сделанное, как правило, прибавляется ме-е-дленно, остаток же упрямится и никак не хочет убывать… Но, пообвыкшись, ручной труд на земле начинаешь любить и, наоборот, к городским занятиям возвращаешься с неохотой. Местные жители, в основном пожилые люди, встретили настороженно. Местному жителю — ему что нужно? Перво-наперво ему нужно понять, кто ты такой и что здесь делаешь, причем разложить это на привычные для себя категории. Переезд из столицы в глубинку, прямо скажем, — не самый частый случай в наше время. Ежели бы отсюда в столицу, то было бы понятно… А так, городской, рожа хитрая, говорит не по-здешнему… Просто дурак или, не дай Бог, лихой человек? Взаимопонимание наладилось, когда «городские» начали ходить помогать в церковь: читать, петь на клиросе. Тут уже всё встало на свои места: «псаломшшик приехал», «псаломшшикова жена», — коротко и ясно. Данная, прямо скажем, относительная социальная роль в глубинке довольна весома, ибо в прошлом при церквях всегда были помощники — псаломщики, просфорни, черницы, — живущие особенной жизнью, по-своему включенные в жизнь округи и играющие в этой жизни необходимую роль. У супруги затруднения, по большей части, были общечеловеческие, не переселенческие. Жизнь женщины по-другому, резче отграничивается рубежом «до детей» и «после рождения детей». Тем более когда младенцев на руках несколько, и конца-краю не видно пеленкам, горшкам и кормлениям. Сами собой в голову пролезают диверсантские мысли, что это — до гробовой доски, мозги засохнут, интересы и увлечения кончатся, и ничего в жизни больше просто уже не будет. Но дети растут и взрослеют, поэтому, как говорится, «первые десять лет тяжело, а потом отпускает».
Например, Федеральная целевая программа «Комплексное развитие сельских территорий» подразумевает, что до 2025 года в российских деревнях построят дороги, проложат газопроводы и водопроводы, обеспечат людей доступом к Интернету и фельдшерскими пунктами в радиусе до 6 км, решат проблему занятости, обеспечат людей новым жильём. Только вот на всю страну за 5 лет должны появиться лишь 2,58 тысячи километров дорог с твердым покрытием, которые проложат только к «общественно значимым объектам» и различным производствам. За это время реализуют только 20 проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку. В масштабах страны это капля в море. Но даже, если человека не остановит все вышеперечисленное, то есть проблема с сельской ипотекой. Есть несколько моментов, которые ставят крест на этой затее. Во-первых, льготную ипотеку на строительство частного дома взять можно только в том случае, если заявитель заключает договор подряда с лицензированной строительной компанией гарантия качества, к сожалению, не прилагается. Во-вторых, у заявителя есть обязательство прописаться в новом доме в течение 6 месяцев после оформления права собственности, иначе ипотека перестаёт быть льготной. Все это не интересно тем, кто не хочет терять свою прописку, дающую доступ к медпомощи, соцобеспечению, высоким пенсиям. Так кто же поднимет русское село? По мнению доцента Института демографии им. Но это не значит, что какой-нибудь айтишник или менеджер по продажам начнет работать в сельском хозяйстве — он продолжит работать там, где он и работал в крупном городе, максимум, что он будет делать — покупать продукты в местном магазине, он даже налоги там платить не будет. Я не ставил бы на релокантов как на тех, кто поднимет сельское хозяйство». Доктор географических наук Института географии РАН Татьяна Нефёдова добавляет, что география распространения таких «релокантов» очень скудная. Россию ими не заселить.