История образа Первые упоминания об Иверской иконе Божией Матери относятся к началу IX века, когда в Византии правил император Феофил.
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЛИКИ БОГОРОДИЦЫ
Икону отнесли обратно в храм, но на следующее утро она снова была над воротами. Тогда всем был понятно, что Сама Владычица желает находиться над входом в монастырь и охранять его. От этого икона получила название «Вратарница». Для нее специально сделали кивот над воротами монастыря. Долгое время икона пребывала в нем. Позже был построен храм, слева от входа в монастырь.
Там она хранится до сих пор. Позже сделали для иконы оклад из серебра, открывающий только лики Богоматери и Христа. Иверская икона в России С чудотворной иконы Иверской были сделаны несколько списков. Один из них был доставлен в Россию. Специально для святыни была выстроена в Москве часовня.
Туда поместили образ, который вскоре прославился. Множество людей получали исцеления от него.
Петр I, москвич по происхождению, из-за непочтения к Иверской однажды навлек на себя недовольство горожан. Эксцесс произошел в 1699-м: вернувшись из своего первого путешествия в Европу, семнадцатилетний Петр не поехал к Иверской, как это делали до него цари, а скорей поскакал в Лефортово - к Анне Монс. Неизвестно, то ли общественное мнение сыграло свою роль, то ли нашлись внутренние, духовные причины, но уже в 1721 году, после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира, Петр I Иверскую икону уже не игнорировал. Царь-победитель с триумфом въехал в Кремль через Воскресенские ворота, освящаемые Иверской, празднуя то, что одолел шведов - своих учителей.
Народ, духовенство, военные встречали победителей прямо у Иверской часовни: произносились речи о славе русского оружия, юноши в белых одеждах пели кантаты. С тех пор все императорские особы, прибывавшие в Москву, в том числе и на коронацию, первым делом спешили поклониться московской святыне. Да что цари! Устоялась традиция: перед тем, как войти в Кремль, помолись у Иверской. В 1929-м Иверскую часовню разобрали, тогда же чудотворная икона была изъята, где она теперь, неизвестно, документов о передаче образа в какие-либо госучреждения нет. В 1995 году Иверскую часовню восстановили и по просьбе патриарха Алексия II на Афоне с древнего образа сделали новый список "милосердной Заступницы нашей".
Так что соберетесь в Кремль - загляните сначала в часовню к Иверской, помолиться.
Эта икона много путешествовала и прославилась многими чудесами.
Богоматерь с раной на лике Иверскую икону отличают обычно по кровоточащей ране на лике Богородицы. И действительно, этот тип иконы стал почитаться после того, как она вдруг закровоточила в ответ на удар солдатского штыка. Это случилось во времена иконоборчества при императоре Феофиле, и солдаты в страхе отступили от иконы.
Они ушли на одни сутки, когда старая вдова, в чьем доме хранился образ, дала им взятку. За эти сутки вдова с сыном дошли до моря, куда и положили чудесную икону, молясь о том, чтобы Бог сам распорядился дальше ее судьбою. Тогда произошло второе чудо: икона встала на воде, как бы поддерживаемая невидимыми силами, и поплыла по морю.
Через много лет она явилась у острова Афон, где к этому времени подвизался выросший сын той самой женщины… 2. Хождение по воде Но не только икона «шла» по воде — по воде к ней пошел и монах, встречавший ее. Это произошло не сразу: первоначально афонские монахи пытались приблизиться к сияющей иконе, но та отдалялась от них.
И только через несколько дней Богоматерь явилась во сне грузинскому старцу Гавриилу, имевшему чистое, «детское» сердце и ведшему строгую подвижническую жизнь. Она сказала ему: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».
Икона покрыта окислившейся поталью, которую использовали для имитации сусального золота, и лаком, со временем кристаллизировавшимся. Местами на иконе образовались трещины», — перечисляла Наталья Николаевна. В результате, прежде чем украсить икону серебром, было решено реставрировать.
Во время реставрационных работ пришлось размягчать неродной лак специальным раствором, очищать, выравнивать, грунтовать, снимать поновления. Это был весьма кропотливый труд. Но как раз он-то и привел к удивительному открытию: икона оказалась афонского письма!
Иверская икона Божией Матери: что можно и нельзя делать 26 октября, народные приметы
К Иверской иконе Божией Матери православные христиане прибегают при необходимости защиты от разных бед и напастей. Оригинал Иверской иконы Божией Матери (считается, что написал его сам евангелист Лука) хранится в Иверском монастыре на горе Афон, в Греции. На Афоне неизвестный ночью разбил стекло Иверской иконы Божией Матери и украл драгоценности. 26 октября православные верующие отметят день Иверской иконы Божией Матери. На Афоне неизвестный ночью разбил стекло Иверской иконы Божией Матери и украл драгоценности. Но Матерь Божия не оставила москвичей Своим заступлением, сохранив чтимую икону.
7 чудесных фактов об Иверской иконе Божьей Матери
Икону для нее вновь написали афонские иноки и прислали ее в дар. Этот список был изготовлен монахами бедного греческого скита на Афоне, занимающимися иконописью. В отличие от других, этот образ они не продавали, так как он был первым изготовлен ими. Но один из паломников — Хозе Иосиф Муньос - уговорил, убедил игумена отдать ему икону, и тот, в конце концов, согласился. Иосиф был из интеллигентной католической семьи, но увлекся православием. Увидев икону в скиту, он очень захотел иметь ее и горячо о том молился. Получив ее, он читал перед нею акафист — и икона замироточила! Затем мироточили фотографические снимки с нее.
Иосиф путешествовал с нею по городам, став ее хранителем. Для перевозки иконы он шил специальные сумки, которые носил на шее. За время поездки они полностью пропитывались миром. Сейчас Иосифа нет в живых. Всю свою жизнь он отдал служению иконе. Военный транспортный самолет доставил ее в аэропорт Шереметьево -1 в сопровождении греческих монахов. Когда открылся люк самолета и в проеме появился лик Богородицы, встречающие москвичи, прихожане храмов, расположенных на севере столицы, попадали на колени с возгласами и мольбой.
Они пережили ощущение встречи не иконы, а Самой Царицы Небесной. Русские батюшки приняли образ и понесли его к выходу с летного поля вдоль падающих волной молящихся людей, находящихся в трепете от близости Той, Кто превыше всех Небесных Сил, к Которой мы привыкли обращаться как к Матушке-Заступнице. Оттуда икона прибыла в Елоховский собор во время всенощного бдения. Храм был переполнен. Многие не уходили домой после литургии. С волнением ждали прибытия иконы. Вот и вечерня уже отошла.
И вдруг как волна прокатилась по храму. Ни слова не говоря, все поняли: приближается. Неужели сейчас мы встретим Ее? Иные пытались упасть на колени — их поднимали — нужно место для прохода посреди храма. И вот Она появилась. Ее несли на руках священники с видимым усилием и волнением. И сразу мысль: как же Гавриил почти тысячу лет назад один принял икону и донес до берега по воде, не касаясь воды?
Медленно, величаво проплывала икона посреди молящихся, всей душой взывающих, всем сердцем надеющихся. Обычно в храмах больше женщин, чем мужчин. Но в этот раз явно преобладали мужчины. У многих из-под распахнутых от жары пальто были видны наперсные кресты. Когда начали подходить прикладываться к иконе, вдруг весь народ сильно подался вперед и резко потеснил стоящих впереди. Раздались крики: «Двери! Откройте двери!
Тут же появился омон, толпа быстро была разделена на части, все вздохнули свободно, и стало понятно: что не только южные двери имелись ввиду, а те Двери Небесные, которые открывает Вратарница: «Двери райские верным Отверзающая» - поется в молитве к Ней. Именно о тех Дверях мы умоляем Царицу Небесную, прося Ее снисхождения к нашим слабостям и заблуждениям. На следующий день икона крестным ходом была перенесена в Иверскую часовню, восстановленную у Воскресенских ворот, также возведенных в очень сжатые сроки. Теперь каждый, как и раньше, может навестить Иверскую икону в ее собственной часовне на Красной площади. Афонская Вратарница стала вновь Московской Вратарницей. Чудеса от иконы не иссякают. В селе Нижняя Байгора Верхнехавского района Воронежской области в течение нескольких дней совершалось благоуханное истечение мира от Иверской иконы, о чем свидетельствует настоятель храма протоиерей Кирилл Мелешко.
Когда в половине четвертого я подошел к храму, меня встретили люди со словами: «Батюшка, наша икона Божией Матери «Иверская» вся залита миром». Я вошел в алтарь, облачился и подошел к святой иконе. Весь образ размер 76 см на 1 метр 10 см источал благовонное миро, в храме и по сей день стоит этот неизреченный аромат. Миро истекало потоком и заполнило на святой иконе все углубления. Была полна даже выемка от выпавшей скрепы. Я отслужил молебен, взял стручец и помазал себя, и все люди просили, и я и их мазал от иконы. Всенощная шла своим чередом.
Под святую икону мы положили белое полотенце, и оно впитывало святое миро. Так продолжалось до конца службы. Утром 25 февраля чудо продолжалось. В понедельник 26 февраля мира стало меньше. Оно истекало из-под венца, и много было крупных росинок на челе Божией Матери. Во вторник 27 февраля миро истекало точками по всей иконе. А в среду — еще поразительнее: вся икона высохла, а из глаз потекли источники святого мира.
Весь народ дивился! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных!
Святыню разместили в алтаре, однако уже на следующий день образа на месте не оказалось.
После долгих поисков его нашли на стене над монастырскими вратами и отнесли на прежнее место. Однако на утро икона опять оказалась над воротами. Так повторялось до тех пор, пока образ не оставили на месте.
С тех пор афонские иноки каждую неделю приходили в монастырь проверять, на месте ли Иверская икона Божией Матери. Неисчислимы были чудеса и исцеления, проистекавшие от святой Иверской Вратарницы. Слух о чудотворном образе через паломников дошел и до России. Святейший Патриарх Никон тогда ещё архимандрит Новоспасского монастыря обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию, который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей, с просьбой прислать список с этой прославленной чудотворениями иконы Пресвятой Богородицы. Достойно внимания и то, как писался этот знаменитый чудотворный список. Когда в 1648 г.
Далее рассказывается, что иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощные бдения и литургии. И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы, ни длиною, ни широтою, ни ликом, — токмо слово в слово новая, аки старая». На иконе сохранился автограф мастера на греческом языке: «Писал сию со тщанием Иамвлих Романов, в келиях Иверских живущий. Лета 7156 1648 ». Икона эта была торжественно встречена жителями столицы. Первоначально Вратарницу поставили в Успенском соборе Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской, а по кончине Марии Ильиничны образ перешел к её дочери Софье Алексеевне. Из архивов Дворцовых Разрядов известно, что в 1654 г. После закрытия монастыря в 1922 г. Около 1655 г.
Икона была изготовлена по размерам афонской и тем же образом, что и список 1648 г. Патриарх благословил украсить её сплошным золотым окладом с драгоценными камнями и финифтью по образцу оклада древней иконы. Встреча иконы в Валдайском монастыре состоялась 12 февраля 1656 г. Для Иверской часовни у Воскресенских ворот, построенной в 1669 г.
Обычные люди становились свидетелями чудес в своей личной жизни и обращались к Богу. Как Божия Матерь действует в нашей жизни сегодня? Истории икон и истории людей в документальном проекте «Лики Богородицы».
7 чудесных фактов об Иверской иконе Божьей Матери
Иверская икона Божией Матери Монастырь святой Екатерины на Синае, 19 век Иконография: Иверская икона Божией Матери Датировки: XIX в. Материал: Дерево, темпера Размеры иконы: высота 19,5 см, ширина 14,3 см Поясное изображение Богоматери Иверской, именуемой Вратарница, с Младенцем на левой руке. Значение Иверской иконы Божией Матери можно свести к обличению и вразумлению, которые не раз были дарованы монастырской братии. Иверская икона Божией Матери Иверская икона Божией Матери Эгейское море волновалось весь день и всю долгую беззвёздную ночь.
За что Иверскую икону Богородицы любили цари, нищие студенты и поэты
Иверская икона Божией Матери Монастырь святой Екатерины на Синае, 19 век Впервые список Иверской иконы Божией Матери появился в России в 1668 году. Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Содержание статьи [скрыть]. Иверская икона Божией Матери Монастырь святой Екатерины на Синае, 19 век учитель покаяния».
Полицейские вернули похищенную Иверскую икону Богородицы в Валдайский монастырь
Оригинал Иверской иконы Божией Матери (считается, что написал его сам евангелист Лука) хранится в Иверском монастыре на горе Афон, в Греции. В память об этом событии митрополит Лев вручил архиерейские грамоты «Во внимание к трудам по возвращению похищенной иконы Божией Матери Иверская» начальнику УМВД Андрею Коновалову и еще двум сотрудникам полиции. История Иверской иконы Божией Матери.
Иверская икона Божией Матери: откуда на лике Богородицы глубокие шрамы
Какие самые почитаемые? Древних икон такого иконописного типа на Руси действительно много. Если мы говорим об Иверской иконе, часто приходит на ум Иверский образ Богородицы Новодевичьего монастыря; образ, хранящийся в часовне у Иверских ворот Московского Кремля, и множество других икон. Хотелось бы отметить наш образ, хранящийся в Спасском кафедральном соборе, где правый придел посвящен Иверской иконе Божией Матери. История, связанная с этим образом, не менее увлекательна, чем предыдущая. Было известно, что в Пятигорске есть образ, сохранившийся от старого разрушенного Спасского собора. Но где он хранится и что это за образ, были только догадки. По благословению владыки Феофилакта в собор был взят Иверский образ Божией Матери, хранившийся в Лазаревском храме. Когда его достали из кивота, обнаружили надпись, что этот образ был написан на Святой Горе Афон для пятигорского Спасского собора. В день Торжества православия очень торжественно в сопровождении духовенства, казачества, молящихся образ был доставлен из Лазаревского храма в Спасский кафедральный собор. Для Лазаревского храма был написан новый список.
А правда ли, что второе название этой иконы, как мы все знаем, «Вратарница»? Действительно ли она должна быть в каждом доме и для чего? Что касается того, что ее нужно повесить в определенное место или следует повесить именно такую икону, то, конечно, это глупость. Молись Богу, обращайся в своих молитвах к Пречистой Владычице Богородице. По этим молитвам Господь пошлет и мир, и духовное успокоение. Но это не значит, что нужно повесить именно какой-то образ. Очень легко заменить суть некоей видимостью, обрядом: сделай это — получишь то-то. Это нездоровая ситуация.
В 90-е года прошлого века была построена новая часовня. Из Афонского монастыря привезли новый список иконы.
Каждый день перед Иверской иконой в Москве служатся молебны с акафистом. Новый образ уже прославился многими чудесами. Описание иконы Иверская икона написана по типу «Одигитрия» Путеводительница. Младенец находится справа, сидит на левой руке Богородицы. В левой руке Его — свиток, а пальцы правой руки сложены для благословения. Голова Пресвятой Богородицы покрыта омофором со звездами. На голове Ее — царская корона. У этой иконы есть отличие от других, на правой щеке Пречистой — рана от меча, из которой струится кровь. Это изображают в воспоминание того события, происшедшего с иконой во время иконоборчества. День памяти Иверской иконы Дней памяти у образа несколько: 25 февраля; 26 октября; 6 мая.
Еще один день празднования иконы — переходящий, бывает во вторник Светлой Седмицы.
Другое сохранившееся греческое сказание содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов на Иверский монастырь. Увидев, что из раны Богоматери истекла кровь, арап раскаялся и принял постриг. Сюжет о ранении иконы в доме вдовы воином-иконоборцем в «Сказании об иконе» появляется в более поздних редакциях лишь в середине XVII века. Афонская икона Иверской Божьей Матери. Иконография Иверская икона из одноименного монастыря на Афоне считается оригиналом. Некоторые ученые определяли время её появления иконоборческим периодом, однако современные искусствоведы датируют икону 1-й пол.
XI или нач. XII в. Рельефы по сторонам от Богоматери на самом окладе представляют поясные изображения двенадцати апостолов, призванных напомнить об апостольском служении самой Божией Матери, так как для Грузин Матерь Божия всегда оставалась «апостолом» их родной земли, а Грузия — Её уделом. Внизу находится вкладная надпись на грузинском языке. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» — сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х. Оклад, по мнению Н. Кондакова, изучавшего христианские древности на Афоне, скорее всего, точно передает иконографию образа и повторяет основные линии рисунка.
Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Образ представляет собой тип иконографии Божией Матери «Одигитрия»: Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой — прямо указывает на Него, как на Путь, Истину и Жизнь Ин 14:16. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу. Одной из отличительных особенностей данной иконы от других вариантов Одигитрии является то, что Богомладенец сидит на левой руке Матери значительно ниже в легком повороте к Ней. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое «вместилище» — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, влевой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.
Петербургский искусствовед О. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ: «Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором что вероятнее. Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках. На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна.
Всякий приезжавший в город, прежде чем начинать дела, шел сюда, поклониться Иверской. После революции от дорогого многим верующим места богоборческая власть постаралась не оставить ни следа. Только в середине 90-х годов ХХ века часовня была восстановлена и в нее помещен специально сделанный на Афоне новый список. Один из старинных намоленных находится теперь в храме Воскресения Христова в Сокольниках, другой — в Новодевичьем монастыре, в храме Успения Пресвятой Богородицы. Чтимые образы сохранились усилиями эмигрантов и за рубежом, перед ними можно помолиться в храмах Парижа и Рима. Еще одно место, издавна связанное с Иверской — Валдай. В центре монастыря, созданного по образцу афонского Иверона, изначально была храм Иверской иконы.
Позже он был переименован в честь Успения Божьей Матери. Но образ, давший название обители, занимает в нем почетное место. Значение Иверской иконы О большом значении Иверской иконы для православных верующих говорит в первую очередь ее широкое распространение. Ее почитали цари и простые люди. В дореволюционной Москве стояли очереди, чтобы поклониться и приложиться к святыне, а когда ее чтимый список возили по домам, каждый считал за честь и благословение принять его у себя. Иверскую часовню называли «религиозным центром Москвы» до революции. Ее восстановление стало одним из знаковых событий в период возвращения и возрождения веры в современной России.
Помимо всенародной любви к древней иконе ее важность подчеркивает и церковное предание. Принято считать, что святыня, после своего чудесного появления на Афоне ни разу его не покидавшая, оставит Святую гору перед Вторым Пришествием. Монахи не раз замечали, что накануне некоторых трагических мировых событий лампада перед ней сама по себе начинала раскачиваться. Но основное и понятное каждому верующему значение Иверской иконы заложено в ее иконографии. Недаром же этот тип называется «Путеводительницей». Богоматерь напоминает всем смотрящим на икону о главном в их жизни пути — пути ко Христу. История Иверской иконы Существует несколько версий происхождения образа.
Но во всех вариантах сказаний о ней история Иверской иконы связана с Афоном, куда она чудесным образом прибыла по воздуху или по морю. По одной из гипотез, до того как оказаться на Святой горе она находилась в Грузии Иверии. По другой — была перенесена в Афонский Иверский монастырь из Трапезунда по молитве мальчика-сироты, впоследствии ставшего игуменом обители.
Икона Богородицы Иверская
Смотрите новый выпуск проекта «Лики Богородицы». Показать больше.
Возможно, раскачивание лампады перед чудотворной иконой — прообраз этого события. Перед великими бедствиями у иконы начинается движение.
К примеру, перед нападением турок на остров Кипр лампада раскачивалась так, что масло лилось через ее края. В наши дни такое необъяснимое раскачивание происходило перед вторжением американцев в Ирак, перед землетрясением в Армении и многими другими событиями общемирового масштаба. Подвиги написания списка Когда в XVII веке архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, попросил написать список чудотворной иконы для Российской империи, архимандрит Иверского Афонского монастыря Пахомий подошел к просьбе очень серьезно. Известно, что иконописец много постился и только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию.
Список для России На Руси о чудотворном образе Иверской иконы Божьей Матери узнали задолго до того, как архимандрит Никон заказал его список. Поэтому к моменту, когда икону доставили в наши земли, множество людей пришли поклониться ей. У Воскресенских ворот, выходящих на главную улицу Москвы — Тверскую, установили еще один список Иверской иконы. Это произошло в 1669 году.
Образ Иверской Богоматери находится там и сейчас — весь увешанный приношениями верующих, чьи молитвы у чудотворной иконы сбылись. Эта икона прославилась многими чудесами и исцелениями больных.
Расплатой за непослушание станут болезни и безденежье. Ссориться, конфликтовать с родственниками, друзьями, соседями.
Любой ценой надо избегать вражды. Если этого не сделать, в дом придут несчастье и безденежье. В народных приметах, которые пришли из давних времен, сейчас многое кажется смешным и странным. Рассказываем о них не потому, что этим приметам надо следовать неукоснительно.
Знать о том, как жили наши предки, во что они верили, чего боялись, что поддерживало людей в тяжелые моменты — не будет лишним. Карпов день: народные приметы Фото: Светлана Лобова. RU Карпов день, который также называют Агафоновым днем, расскажет, на что рассчитывать в ближайшее время. Наши предки в Агафонов день прислушивались к петухам.
Если они начинали «петь» раньше девяти вечера, это говорило о скором ненастье. Если петухи поутру начинали кукарекать раньше времени, наши предки понимали, что это — к теплу. Если в лесу в Карпов день было много грибов, это означало, что зима задержалась в пути, придет еще не скоро. Люди, нареченные при рождении этими именами, считаются надежными спутниками.
Это хорошие друзья, верные мужья, замечательные отцы. Им можно доверить не только секреты, но и нечто большее. Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказало , почему 22 октября, на Якова Студеного нельзя брать в руки иглу.
Поэтому Иверская икона и называется иначе «Портаитиссой» «Вратарницей».
Россия, 19 век. Изображение с сайта tihvinskiy. В 1647 году архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий приехал в Москву собирать пожертвования и познакомился с наместником столичного Новоспасского монастыря Никоном, будущим патриархом, на которого произвел настолько большое впечатление рассказ о монастыре и о чудотворной иконе, что он попросил изготовить для него список Иверской иконы «мера в меру». Образ был написан иконописцем «Иамвлихом Романовым».
Осенью 1648 года икону торжественно встречали в Москве, у Воскресенских ворот. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь Иверской иконы 13 26 сентября. Святыня Москвы Часовня Иверской Богоматери. Москва, 1910.
Фото с сайта retromap. Архиепископ Арсений Жадановский вспоминал: «Часовню целые сутки окружали москвичи. В девять часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения». Образ из часовни часто выносили для поклонения и обхода домов, особенно во время эпидемий.
На время ее отсутствия в часовне выставлялись для поклонения замещающие ее иконы. Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною…» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий.
С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской… Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники». В советские годы Иверская часовня была разрушена.
Судьба «той самой» Иверской иконы до сих пор неясна. В последнее время все больше историков и искусствоведов склоняются к тому, что «та самая» Московская Иверская икона Божией, образ которой был написан в 17 веке специально для российской столицы, сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее. Остается открытым вопрос, является ли эта икона Московской Иверской или замещающим образом. Другой замещающий образ из Иверской часовни находится в Париже.