Вопрос о том, куда пропали майя, продолжает интересовать многих исследователей.
Археологи представили миру ранее неизвестный 1500-летний город майя
Колодцы эти были очень важны для Майя не только, как источник воды, но и как сакральное место, место, где приносятся жертвы богам. Настоящие амазонки: найдены останки женщин майя, они были воинами. Смотрите видео онлайн «ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАЙЯ: достижения и исчезновение» на канале «10-ka» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 7 мая 2021 года в 13:19, длительностью 00:11:14, на видеохостинге RUTUBE.
В джунглях Мексики найден давно забытый город цивилизации майя
Начиная с 2016 года, группа археологов во главе с Такеши и Даниелой проводили исследования. Сначала это был облёт с лидаром при поддержке Национального института географии и статистики Мексики. Но уже в 2017 году учёные решили действовать без господдержки. В итоге был найден церемониальный комплекс, который назвали Агуада-Феникс. Он просто огромный: его длина с юга на север составляла 1400 м, а с востока на запад — 400.
В высоту это сооружение достигало 10—15 метров. И найти эту площадку было довольно трудно: Когда идёшь по ней, то просто не осознаёшь, что это искусственное сооружение. Такеши Иномата Археолог Это сооружение археологи назвали Главной платформой.
Боги Тепев и Кьюкумац Создание разумных существ было более сложным, но в конце концов были созданы люди, в том числе близнецы — герои, Хунахпу и Хбаланк. Они отправляются в экспедицию включавшую в себя победу над властелинами подземного мира. Их путешествие завершилось воскрешением отца, кукурузного бога. Вселенная древней цивилизации майя состояла из следующих структур: Каба, или Земли видимое царство народа майя Кана, или неба невидимое царство небесных божеств Ксибальбы, или водяного подземного мира внизу невидимое царство божеств подземного мира , дающее нам очередную отсылку к расе рептилоидов. Самым главным из богов майя был Ицамнаай. Ицамнаай был повелителем над самыми фундаментальными противоборствующими силами во Вселенной — жизнью и смертью, днем и ночью, небом и землей. Как повелитель небесного царства, Ицамнаай был также Млечным Путем. Он мог быть изображен в виде змеи или двуглавой рептилии. Окаменелые зубы вымершей акулы Carcharodon megalodon использовались в качестве священных приношений в нескольких местах обитания майя.
Снег, формирующий гренландский ледяной покров, хранит историю климата на Земле и может рассказать о том, какой была погода много лет назад. Мы почувствуем холод и сильный ветер, но мы не сможем определить концентрацию углекислого газа и содержание азота в воздухе. Как ни странно, изучая химический состав, можно установить не только это, но даже выяснить, какая погода и климат были в прошлом, а также с какой скоростью происходит изменение климата. Снег может рассказать о месте происхождения температуры воздуха в момент выпадения", - Пол Маевский. Таким образом, Маевский получает подробную картину климатических изменений прошлого. Узнав о теории Дика Гилла, он решил проверить образцы льда, сформировавшегося в X веке и выяснить, какие климатические изменения происходили в Северном полушарии много лет тому назад. Если растительность бурная, значит, климат был теплым и влажным, если окажется, что зелени мало то, по всей вероятности, в этот период была засуха", - Пол Маевский. Маевский удивился, когда изучил состав векового льда. В исследованном образце содержание аммиака оказалось крайне низким. Такой засухи, как в то время, на Земле не было уже две или даже три тысячи лет. Значит, анализ льда подтвердил правоту Дика: в то самое время, когда Майя погибли, во всем Северном полушарии стояла холодная погода, а в регионе, в котором жили индейцы, наступила засуха. Но сообщество археологов это не убедило. Если и была такая засуха, то почему сами Майя не оставили никаких сообщений об этом бедствии? Изображение на камнях рассказывают нам о великих битвах, о правящих династиях и могущественных божествах и никаких свидетельств засухи. Исследователь решил выяснить, сохранились ли письменные упоминания о засухе. Резьба на каменных строениях и памятниках не содержала информации о засухе, но если бедствие так долго терзало индейцев, то наверняка где-нибудь остались записи об этом. Удача улыбнулась Гиллу, он изучил древнюю рукопись, одну из немногих, которую не уничтожили испанцы. В манускрипте на последней странице был иероглиф, обозначающий засуху, голос из прошлого. Несмотря на все представленные доказательства, археологи по-прежнему сомневались в правоте Гилла. Существующие теории об исчезновении развитых цивилизаций содержат весьма туманные и запутанные объяснения ученых, привыкших все усложнять. Моя версия кажется примитивной и не заслуживающей внимания" - Дик Гилл, исследователь цивилизации Майя. Оказалось, что главное доказательство, которое искал Дик, находилось совсем рядом. Подтверждение теории Дика исходило от троих геологов, которые вообще не изучали теорию древних цивилизаций. В частности, нас интересуют интенсивность дождей в этот промежуток времени". Ученых интересует придонный ил, который хранит информацию о прошлом Земли. Геологи изучают осадочные отложения, которые в течение многих тысяч лет слой за слоем формировались на дне озера. Первая же проба донного грунта повергла ученых в изумление, они обнаружили следы жестокой засухи. Почти у самого основания видны светлые известковые кольца, которые относятся к периодам сильнейшей засухи, когда в озере понижался уровень воды или оно полностью пересыхало. Неожиданное доказательство на дне озера В лаборатории их ждал еще один сюрприз, на этот раз его преподнесли раковины улиток. В стенках раковины содержится два вида кислорода, тяжелый и легкий. Если период был дождливым, то преобладает легкий кислород, если засуха, то тяжелый. Проведя химический анализ раковин, геологи обнаружили тяжелый кислород. За последние 7000 лет это была самая сильная засуха. К сожалению, ученые не могут определить точное время этого стихийного бедствия, но им сопутствует удача. Копаясь в известковых отложениях, геологи сделали ценную находку - зерно. Его отправили на анализ. В тот момент я понял, что засуха по-времени совпадает с гибелью Майя в X веке нашей эры" - геолог Марк Бренер. Наконец-то я получил подтверждение своей гипотезы. Когда я впервые представил свою теорию, у меня не было убедительных доказательств, я не мог взять, скажем, образец грунта со дна озера и сказать: "Смотрите, вот что доказывает факт сильной засухи! Я испытал облегчение и одновременно волнение. Поскольку моя теория нуждалось в подтверждении, то многие мои коллеги были настроены скептически, и я их прекрасно понимаю. Но, когда мы, наконец, представили исчерпывающие доказательства, я подумал, что, может быть, теперь люди, отнесутся к моей теории со всей серьезностью" - Дик Гилл, исследователь цивилизации Майя. Дик по крупицам собирал свидетельства по всему миру от холодного Севера до жаркой Центральной Америки.
Чтобы добраться до города, учёным пришлось пройти 60 километров по джунглям. Об этом месте археологи узнали благодаря современным технологиям: они просканировали территорию при помощи лидара — технологии для измерения расстояния, где используется отражение лазерных лучей от поверхности. В городе обнаружили различные здания, в том числе несколько пирамидальных конструкций высотой 15 метров.
Странности, которые поражают современного человека, а для майя были обычным делом
- Потомки древних майя: остались ли в Америке индейцы майя, и где они сейчас живут
- Майя: кем они были?
- МАЙЯ (Цивилизация)
- Майя (цивилизация) — Википедия
Сенот Ик Киль
- Таинственное исчезновение Майя
- Майя: тайна гибели цивилизации
- Могущественная цивилизация индейцев майя: от рождения до заката
- Особые жертвоприношения
- Индейцы майя: история великой цивилизации
Содержание
- Потомки майя
- Конец цивилизации майя: почему покинули свои города, и куда они исчезли
- Историк Галина Ершова – о майя, вере в бессмертие души и жертвоприношении – Москва 24, 18.01.2017
- Курсы валюты:
- Особые жертвоприношения
- Древний город майя нашли в джунглях Мексики (фото) - Hi-Tech
Древние города майя в Мексике и потомки таинственной цивилизации
ЧольЛим Сюжет В начале 2010-х учёные нашли странные останки там, где жили индейцы майя: продолговатые черепа заставили многих заговорить об их инопланетном происхождении. И хотя это маловероятно, об этой цивилизации и правда известно совсем немного, что позволяет спекулировать о её истории и особенностях.
Заключенных и рабов выкрашивали в синий цвет перед принесением в жертву и пытками. Впоследствии их доставляли на самую высокую точку пирамид и убивали с помощью стрел 15. Вопреки тому, что многие из нас знают, у майя не было единого календаря. Кроме того, ни один календарь майя не утверждал, что конец света наступит в 2012 году Gett Images www. Это основная причина сегодняшнего суеверия, что «майя говорили, что конец света наступит в 2012 году».
Об открытии сообщается в статье, опубликованной в журнале Ancient Mesoamerica. Исследователи изучили лесистую местность в различных районах Гватемалы с помощью системы LiDAR — лазерного аналога радара, позволяющего картировать рельеф под пологом растительного покрова. Лидар позволил выявить более чем тысячу древних поселений общей площадью 1680 квадратных километров, большинство из которых были связаны сетью дорог и дамб.
Он прибыл в Мексику в 1529 году и провел там более 10 лет, все это время документируя события тех лет, а также высказывания и повествования поверженной уже ацтекской знати. Запись таких бесед вел как сам брат Бернардино, так и его ученики — грамотные молодые ацтеки-католики. В итоге все записи были собраны в единый труд — «Всеобщая история вещей Новой Испании», более известный как «Флорентийский кодекс». Большой всеобъемлющий труд из 12 отдельных книг, написанных как на испанском, так и на ацтекском языке науатль, включающий в себя более двух тысяч иллюстраций, — это самый детализированный отчет, выполненный во время конкисты. Что касается майя, то документальные источники, проливающие свет на жизнь и историю этого народа, более чем скудны. Помимо рутинных отчетов администраторов и повествований самих конкистадоров, сохранились довольно спорные труды одного из францисканцев, осуществлявшего свою миссионерскую деятельность на Северном Юкатане, а именно, брата Диего де Ланда. Неоднозначная и противоречивая фигура де Ланда еще не раз появится на страницах этой книги. Прежде всего, он известен тем, что в 1562 году, узнав о возвращении части вновь обращенных в христианство к старой практике «идолопоклонства», де Ланда подверг страшным пыткам и экзекуциям тысячи майя, сжигая и вешая их без разбору. Дело дошло не только до разрушения бесчисленных святилищ и идолов, но даже битья и разламывания утвари, жертвенных костей и прочей «языческой мерзости».
Уже много позже, отозванный на родину из-за чрезмерного усердия и превышения полномочий, он создал скорее, в качестве искупления грехов большое и детализированное описание народа, который совсем недавно истязал и выжигал каленым железом. В своем труде де Ланда подробно рассказывает о религиозной практике майя, их обычаях, ремеслах, одежде, об их сельскохозяйственной деятельности и письменности — в общем, об их будничной, повседневной жизни. Очевидно, что к труду де Ланда нужно подходить осторожно, учитывая его собственный неоднозначный взгляд на майя и то обстоятельство, что труд этот неоднократно переписывался, и ученые до сих пор не располагают первоисточником. И все же «Сообщение о делах в Юкатане» остается до сих пор единственным более или менее правдивым, полным в отличие от сухих бюрократических отписок произведением, проливающим свет на общество майя в первые десятилетия после начала испанского завоевания. В своем труде де Ланда даже пытается провести археологический и ретроспективный анализ истории майя, он повествует об их преданиях и мифах, что делает этот труд еще более любопытным. Диего де Ланда. Один из немногих известных портретов Де Ланда прибыл на север Юкатана в 1549 году. Человек экстраординарный, энергичный, любознательный, он быстро выучил язык майя и в первые годы своей миссии много путешествовал по полуострову, посещая множество деревень и беседуя с местными жителями. Особенно часто он общался со знатью и хранителями местных традиций и сакральных ритуалов.
К тому времени майя уже не оставляли письменных памятников, не строили каменные храмы, как в классический период, однако среди новых знакомых де Ланда оказалось немало тех, кто еще владел письменностью и мог рассказать много интересного и важного из истории своего народа. Общаясь с ними, миссионер сначала научился записывать дни недели и месяцы древнего календаря, сопроводив иероглифы испанской транскрипцией. Затем он выяснил соответствие дат календаря майя с датами юлианского календаря, что оказалось очень кстати: три столетия спустя ученые воспользуются данными де Ланда для точной корреляции двух календарей. И еще: один из знатных людей майя, названный на испанский манер Гаспаром Антонио Чи, показал де Ланда написание некоторых иероглифов, которые впоследствии также послужат ключом к дешифровке письменных памятников майя. Де Ланда постарался точно охарактеризовать особенности общества майя, их социальную иерархию, роль жрецов, хранителей древних знаний и даже попытался заглянуть в прошлое этого народа. Он пришел к верному выводу, что расцвет майя остался позади, и по какой-то причине развитие их общества затормозилось и даже пошло вспять. Особенно поразили де Ланда архитектурные памятники: Имя и репутация Юкатана сильны, прежде всего, из-за множественности, величественности и красоты зданий, в то время как слава других земель Индий — в золоте, серебре и богатстве. Его величие такое же, как у Перу или Новой Испании. По правде говоря, все эти здания и их число даже более значимы, чем все то, что мы к этому дню открыли вИндиях; их так много, и они так хорошо построены из обточенного камня, что заставляют удивляться кого угодно.
В следующем пассаже де Ланда описывает урбанистические достоинства городов майя, планировку которых археологи называют достойной современного «города-сада». Поделился де Ланда и своими наблюдениями об устройстве общества майя: До того как испанцы, пришли в эту страну, местные обитатели жили в основном в городах весьма цивилизованным образом. Они очищали свои земли от сорняков и высаживали очень полезные растения. Место их обитания выглядело следующим образом: в центре города располагались их храмы и красивые площади, а вокруг храмов стояли дома их властителей и жрецов… а вокруг городов располагались дома людей из низших классов. Де Ланда старательно описывал все свои посещения городов майя, не забывая делать зарисовки и планы наиболее выдающихся архитектурных памятников, таких, как большая пирамида Эль-Кастильо Кукулькана в Чичен-Ице и городская площадь в Тихоо. На зарисовке пирамиды Эль-Кастильо, например, де Ланда обозначил ступени, грани и их ориентацию по сторонам света. Он указал, что просторные городские площади были когда-то вымощены известняковыми плитами и что широкая и красивая лестница ведет к колодцу, находящемуся на высоте двух бросков камнем. В этот колодец по обычаю сбрасывали живых людей, задабривая богов во времена засухи. Майя также бросали туда множество различных предметов, таких, как драгоценные камни, и вообще любые вещи, которые считали ценными.
Пирамида Эль-Кастильо в Чичен-Ице Описания услышанного и увиденного свободны от мифов о жертвоприношениях красавиц-девственниц, которым, якобы, устраивали специальный отбор. Скорее всего, это выдумки более позднего времени. Де Ланда обратил внимание, что и во время конкисты Чичен-Ица и остров Косумель по-прежнему оставались священными, «действующими» сакральными местами для майя: «Для них Косумель и Чичен-Ица — места такие же почитаемые, как для нас Иерусалим или Рим». Женский монастырь в Чичен-Ице От добросовестного и внимательного де Ланда не ускользала ни одна деталь. Так, он заметил и его это впечатлило , что одежда на героях бесчисленных барельефов и скульптур в точности походила на ту, которую носили майя в XVI столетии. А однажды он оказался в ситуации, когда: В одном здании находилась вместительная урна, в которой мы обнаружили пепел и кости сожженного человеческого тела, и в пепле виднелись три красивые каменные бусины, похожие на те, что сейчас используют вместо денег. Данный факт указывает на то, что именно индейцы были строителями этих зданий. Очевидно, те люди превосходили нынешних, в том числе в росте и силе. Свои предположения де Ланда строит на основании того, что обнаруженные кости оказались необычайно крупными, да и ступени на пирамидах имели такие размеры, будто были специально рассчитаны на людей более крупной расы.
Хотя мы и не можем слепо верить в рассказы де Ланда о размерах найденных им костей, однако последние исследования скелетов майя, живших за столетия до миссионера, действительно указывают на то, что они в основном были крупнее своих потомков эпохи испанской конкисты. И, конечно же, считать де Ланда «археологом» можно с большой натяжкой — ни знаний, ни опыта в этой области у него не было, поэтому относительно достоверными мы можем считать лишь те его сведения, которые способны проверить сегодня. В чем де Ланда точно не ошибся, так это в том, что все здания были построены далекими предками современных ему майя. Город Исамаль, расположенный между Меридой и Чичен-Ицой, — самый крупный центр из описанных де Ланда. Миссионер писал, что город может похвастаться одиннадцатью или двенадцатью пирамидами и храмами «просто изумительной высоты и красоты». Исамаль стал главной базой миссионерской деятельности де Ланда, и именно здесь, по его словам, «индейцы вынудили нас своим упрямством основать в 1549 году в строении, которое мы назвали Сан-Антонио, часовню, оказавшую нам огромную помощь в обращении индейцев в христианскую веру». Францисканцы, в конце концов, простроили свою церковь на фундаменте разрушившегося древнего здания майя, перетащив для строительства каменные блоки, выломанные из соседних пирамид. Эта церковь, дошедшая до наших дней, ничем не примечательна, если не считать того, что широкая, обращенная на запад мостовая, ведущая к дворику под сводчатой галереей, была сконструирована лично де Ланда. Он мыслил, что эту мостовую заполнят толпы новообращенных индейцев, спешащих на церковную службу.
Однако мечтам миссионера не суждено было сбыться еще долгое время. Испанцы отчего-то решили, что, разрушив одну культуру, они смогут на ее обломках быстро построить другую. Они ошиблись. Вырвать с корнем языческие верования не удалось. К 1562 году де Ланда и его соратникам стало ясно, что их надежды на окончательную христианизацию туземного населения не оправдались. В тот год миссионеры обнаружили несколько пещер, где майя отправляли свои ритуалы и даже продолжали практику человеческих жертвоприношений. В итоге в отношении местного населения была развязана кровавая оргия пыток и убийств. Всю полноту ужаса испытал на себе маленький городок Мани, истязаемый испанской инквизицией в течение трех месяцев. Всякий вероотступник, на которого указывал любой из братьев-францискан-цев, немедленно подвергался наказанию: в лучшем случае избиению плетьми, а в худшем — его сжигали на костре.
В первые дни и месяцы миссионерского служения де Ланда заинтересовался манускриптами, увиденными у своих знакомцев-информаторов из числа майя. Эти бесценные манускрипты содержали исторические хроники, священные пророчества и предсказания. Страницы, сделанные из коры деревьев, были обработаны известковой массой и расписаны загадочными иероглифами. Обложками рукописных книг служили как правило деревянные дощечки, обтянутые выделанной кожей ягуара. В раскрытом виде некоторые книги достигали 6 метров в длину! Де Ланда повествует, что в тех книгах майя записывали «дела своих прошедших времен и что-то из своих наук». Однако далее миссионер буднично и безжалостно сообщает: «Мы нашли много книг, в которых не содержалось ничего, кроме суеверий и дьявольской лжи. Мы сожгли эти книги и с удивлением увидели, что индейцы сожалеют об этом событии так, будто бы у них случилось горе». Костры брата де Ланда уничтожили великое культурное наследие майя, а современной науке нанесли неисчислимый урон.
По всей видимости, в огне погибли сотни фолиантов; кроме того, испанцы разбили и разрушили огромное количество каменных изваяний, идолов и барельефов, которые сочли языческими и дьявольскими. К сожалению, современные археологи и историки вынуждены руководствоваться тем немногим, что брат де Ланда нам все-таки оставил: его «Сообщением о делах в Юкатане». Произведение это неоднозначное, но стоящее в первом ряду достаточно правдивых сочинений о майя — народе с удивительной историей, вызвавшей в Европе неподдельный интерес и восхищение. В 1563 году де Ланда приказали вернуться домой, в Испанию, где он через три года написал свое знаменитое «Сообщение…» — книгу, которую большинство исследователей считает столь же неоднозначной, как и ее автора. Многие полагают, что де Ланда уже после написания работы добавил к первоначальному тексту пассажи, оправдывающие его жестокости по отношению к коренному населению. По словам де Ланда выходило так, будто страшный инквизиционный террор был развязан по настоянию новообращенных туземцев. Самооправдание возымело действие, и с миссионера сняли обвинения в излишней жестокости, после чего он в 1572 году с триумфом вернулся на Юкатан в качестве первого официального епископа.
Цивилизация майя
В поселении мы прокатились над озером на тарзанке, удивились в какой гармонии майя живут с окружающей природой, искупались в подземном сеноте. Между тем, существует и другая версия про цивилизацию майя, которая заключается в том, что майя на самом деле никуда не исчезла, их потомки могут до сих пор жить на Земле. На этой обширной территории майя жили в трех отдельных субрайонах с отчетливыми экологическими и культурными различиями: северные низменности майя на полуострове Юкатан.
21 неожиданный факт об индейцах майя, которые могут быть интересны не только историкам
Археологи розыскали потерянный город майя на юге полуострова Юкатан в Мексике, пишет ScienceAlert. Кроме артефактов культуры майя в затопленных пещерах эксперты обнаружили останки вымерших во время ледникового периода медведей, прото-слонов, гигантских ленивцев и даже череп, который может принадлежать ранее неизвестному виду людей. Также учёные доказали, что у майя были устойчивые сельскохозяйственные системы, которые позволяли им жить стабильно, без угрозы голода. Современнные майя живут в Мексике, Гватемале (п-ов Юкатан) и Белизе. А что случилось с самим народом майя, и где сегодня живут потомки строителей грандиозных пирамид? В поселении мы прокатились над озером на тарзанке, удивились в какой гармонии майя живут с окружающей природой, искупались в подземном сеноте.
Индейцы майя: где живут сейчас, как выглядят?
Майя сегодня — Археологи обнаружили в Мексике остатки города майя. Тикаль, город майя, был небольшим густонаселённым городом, в то время как многоэтнический Теотиуакан обладал всеми признаками настоящей империи. Е с ли вы мечтали работать археологом или историком, но строгие родители настояли на поступлении в экономический ВУЗ, вы все ещё можете осуществить свою давнюю мечту, отправившись в путешествие по следам майя.
Кто такие индейцы майя и почему их цивилизация исчезла с лица Земли?
Причем по ряду своих характеристик он заметно отличается от других известных городов майя. По его словам, город служил важным центром на региональном уровне, вероятно, в классический период майя 250-1000 гг. При этом большая часть найденной керамики и других артефактов относятся к позднему классическому периоду 600-800 гг. Первооткрыватели дали название городу - Окомтун. В переводе с языка майя это означает "каменная колонна".
Дело в том, что в городе были найдены многочисленные цилиндрические колонны, которые, вероятно, украшали входы на верхние ярусы монументальных зданий. На юго-востоке обнаруженного "ядра" располагалось три площади, на которых были возведены преимущественно внушительные здания. Они были окружены несколькими группами патио.
Потомки майя все еще живы, несмотря на приход испанцев в 1520-х годах и начала эпохи неизвестных до того майя болезней, колонизации и завоеваний Gett Images Лишь в 1697 году пал последний независимый город майя Тайясаль. Как и другие, он был подчинён Испании.
Подавляющее большинство руин и пирамид, которые мы привыкли видеть на фотографиях, на самом деле являются «Чичен-Ица» и были недавно куплены бизнесменом, который не пожелал назвать своего имени Wikipedia 14. Заключенных и рабов выкрашивали в синий цвет перед принесением в жертву и пытками. Впоследствии их доставляли на самую высокую точку пирамид и убивали с помощью стрел 15.
Климатическая версия гибели майя Взяв за основу выкладки метеорологов, ученые и вправду отметили стройную зависимость между временем наступления засухи и упадком цивилизации. Львиная доля красивых больших городов майя классической эпохи опустели в периоде с 850 по 925 год нашей эры — это как раз та жесточайшая засуха длиною в век. Она свирепствовал на юге занимаемой майя территории сегодня там находятся Белиз и Гватемала. Однако ближе к северу, на Юкатане, народность майя не просто пережила засуху, но и вновь стала процветать после ее окончания.
Относительное благоденствие, рост благосостояния в городах, например, в Чичен-Ице, могли быть отголоском природной катастрофы — майя выжили и сумели подкорректировать ведение народного хозяйства под новые климатические условия. Выковалась новая власть, принявшая вызов природы и небесных светил, по которым они тщательно сверяли свой быт — календари майя популярны до сих пор. Но тут возникает вопрос: раз майя всё же выжили, почему цивилизация сошла на нет? Дело в том, что на севере назрел политический и общественный коллапс. Спад активности в строительстве после краткого возрождения цивилизации в Х веке повторился. В 1000-1075 гг. А это означает либо нехватку средств, либо нехватку рабочих рук.
Зато в Гватемале живёт 23 народа, называющих себя майя, но, скорее, говорящих на разных майянских языках. Довольно сильно отличающихся друг от друга. Сегодня коренные индейцы майя занимаются всякого рода традиционными ремёслами: изготовляют сети, гамаки, верёвки, корзины, мебель, шляпы, глиняную посуду, луки со стрелами. Возделывают маис кукурузу , сахарный тростник, жгут древесный уголь и т. Кстати, существует так называемая Сапатистская армия национального освобождения. Это леворадикальное движение в Мексике, которое требует, чтобы права коренных индейцев страны были закреплены конституционно.
Названо так в честь героя Мексики — Эмилиано Сапаты, который был в начале 20 века предводителем крестьянского восстания на юге.
В Гватемале обнаружили затерянные города майя
На этой обширной территории майя жили в трех отдельных субрайонах с отчетливыми экологическими и культурными различиями: северные низменности майя на полуострове Юкатан. В данной статье речь пойдет о племени майя: где жили (на карте), чем занимались и почему исчезли. Авторы пытаются развеять различные мифы и изобразить цивилизацию майя через факты, которые выявляются в ходе археологических исследований.