В народе принято отмечать Явдохин день, день Евдокии Свистуньи. 14 марта 2024 года отмечается День Православной книги и вспоминают мученицу Евдокию Илиопольскую. Праздник Евдокии Свистунья считается бабьим днем и 14 марта 2019 года имеет еще одно название Явдоха. В народе говорили: «Евдокия день, когда ветры свистят», «Какова Евдокия, таково и лето».
День памяти святой Евдокии: что нельзя делать 30 мая
Однажды она услышала, как инок Герман вслух читал Священное Писание. На неё произвели огромное впечатление предсказания о Страшном Суде и Втором пришествии Христа. Грешница испугалась, что её ожидают описанные в Библии наказания. Познакомившись с Германом, женщина многое узнала о христианской вере, уверовала в Единого Бога и приняла крещения. Евдокия раздала свои богатства бедным и стала монахиней. Много лет живя в монастыре, она посвятила себя подвигам молитвы, поста и очищения души. Спустя время её возвели в сан игуменьи. Святая исцеляла больных своими молитвами, помогала странникам, страждущим и людям, посещающим её обитель. Однако её оклеветали, обвинили в обмане и колдовстве, а потом обезглавили.
Этот день воспринимали как важный переход природы от одного состояния в другое. Он был значимым временным рубежом, за которым земля пробуждалась от зимней спячки, и наступал новый сельскохозяйственный год. Авдотья весновка семь шуб снимает, весну сряжает. К этому времени подтаивают снеговые сугробы и во многих местах распадаются на «плюшки»-островки. Отсюда — плющиха. Дуют мартовские ветры — важнейшие показатели наступившей весны. Наши пращуры вслушивались в «голос» этих ветров и слышали посвист молодецкий, силу и напор, сметающие на своем пути все препятствия. Во многих местах встречали весну, выходя с глиняными свистульками на пригорки.
Свистели и взрослые, и дети, уверенные в том, что чем громче и разнообразнее свист, чем больше людей дует в свистульки, тем скорее наступит весна. Так святая Евдокия получила в народе ещё одно прозвище — свистунья. С Евдокии свистуньи ветры и вихри. Вот те раз, приехала свистунья! С Авдотьи начинаются первые настоящие оттепели. Евдокия — замочи подол, под порогом мокро.
Кстати, метели 14 марта предвещают о холоде на протяжении всего года. А вот о теплом лете говорить капель в этот день. Что нельзя делать 14 марта Запрещено в этот день планировать будущее. Предки верили, что все то, что задумано, не сможет осуществиться, так как будут мешать неожиданные обстоятельства. Кроме того, не стоит даже в мыслях пытаться строить какие-либо планы. Все дело в том, что их могут подслушать темные силы и помешать. Не рекомендуется покупать бытовую технику, мебель, да и в принципе делать крупные покупки.
Некоторые поверья и приметы на праздник Евдокии 14 марта относятся исключительно к женщинам. Этот день хорошо подходит для рукоделия. В старые времена в этот день принимались за пряжу и ткачество, причем готовые полотна затем выбеливали в талой воде, считалось, что она обладает целительными и очищающими свойствам. Поверья рекомендовали девушкам и женщинам 14 марта взбираться на пригорки и крыши, чтобы «кликать весну» — петь веселые песни для привлечения солнца и тепла. На Евдокию женщины, девушки и дети залезали на крыши амбаров или просто на пригорки и пели: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко! Даже если этот обычай успел устареть, радостное настроение и смех для женщин на 14 марта по-прежнему остается хорошей приметой. Согласно поверьям, Евдокия Свистунья считается «бабьим» днем.
Согласно приметам на Евдокию 14 марта, ближе к вечеру женщины высаживали рассаду, и в большинстве случаев это была капуста. Считалось, что кустики вырастут сильными и не погибнут от заморозка и вредителей. Евдокия — приметы погоды Поскольку в этот день наступает весна, то люди особенно внимательно относились к погодным приметам, поскольку с их помощью они планировали посев пшеницы и других культур. Известные приметы погоды на Евдокию 14 марта: Если тепло и светит солнце, значит, весна будут теплой, и можно будет рассчитывать на хороший урожай зерна, грибов и овощей. Еще эта примета предсказывает жаркое лето и хороший сенокос. Народные приметы на 14 марта гласят, что если в этот день пошел дождь, то будет хороший урожай хлеба. Об этом же говорит густой туман. Если в этот день холодно, то будет плохой урожай гречки, а метель предсказывает холода на год. Не ждите быстрого потепления. Увидеть, как куры пьют талую воду, значит, мороз будет еще долго и тепла в ближайшее время можно не ждать. Длинные сосульки указывают, что лен будет хорошим. Если наступила Евдокия Плющиха, приметы гласят, что звонкая капель в этот день сулит жаркое лето. Половодье означает, что на лугах будет много травы, а скот будет здоровым. Если реки не разливаются, то трава появится поздно. Когда в этот праздник громко каркают вороны, то ждите скорого потепления.
День Евдокии Свистуньи: приметы и запреты праздника
В церковном календаре 14 марта 2023 православный праздник – день святой Евдокии Илиопольской. В народе праздник прозвали Евдокией Свистуньей из-за ветров, которые, по приметам, свистят весь этот день. В день Евдокии Свистуньи, который отмечается 30 мая, существует несколько примет и запретов. Это простонародное, упрощенное название большого церковного праздника Входа Господня в Иерусалим. Согласно приметам, погода в день святой Евдокии свидетельствует о том, каким будет предстоящее лето.
Евдокия Свистунья: что можно и нельзя делать в этот праздник
Не стоит жадничать. В день святой Евдокии следует оказывать помощь нуждающимся и стараться никому ни в чем не отказывать. Нельзя грустить и ссориться. Наши предки верили, что от того, как пройдет этот день, зависит то, каким будет ближайший месяц. Согласно приметам, погода в день святой Евдокии свидетельствует о том, каким будет предстоящее лето.
Если ветер дует с юга — летом выпадет много осадков. Если ветер северный — лето выдастся на редкость холодным. Солнце в небе играет — к хорошему урожаю огурцов, грибов, зерновых и трав. Ласточки прилетели — к ясному, теплому лету.
Их полагается встречать с радостью, подкармливать хлебными крохами. Прилета ласточек во все времена ждали с нетерпением. Если в доме развести огонь с помощью сучьев, собранных в лесу — это ускорит приход весны. Пришли Евдокеи — мужику затеи: соху точить и борону чинить. По поверьям считается, что задуманное в этот день не сможет осуществиться, притом, помешают исполнению весьма неожиданные обстоятельства. Сегодня не стоит даже в мыслях строить планы — нечистая сила подслушает и помешает их реализации. А вот одежда и обувь, приобретенные 14 марта, прослужат долго, не потеряв первоначального вида. Также запрещается хвастаться своим добрым поступком — на языке типун вылезет.
Сегодня надо как можно раньше покончить со всеми своими делами, чтобы попасть домой до темноты. После сегодняшней стрижки не только мужчины перестанут обращать внимание, но и любимый человек перестанет общаться без особой на то причины. А вот порог входной двери надо обязательно обмыть, добавив в воду несколько капель святой воды, — тогда никакая зараза в дом не попадет. Согласно церковному календарю, в эту дату вспоминают великомученицу Евдокию. В народе отмечают Явдохин день, Свистуньи, так как в этот день дуют ветры, сильно посвистывающие. По приметам, с 14 марта обычно устанавливалась теплая погода, поэтому у крестьян начинались посевные работы. Евдокию Свистунью считали большим праздником, и его было принято отмечать с размахом и очень весело. Девушки и детвора залезали на крышу и «призывали» весну — пели песни, шутили, а также выкрикивали прибаутки.
Хозяйки выпекали из теста птичек-жаворонков, символизирующих весну и новую жизнь. Этой выпечкой угощали детей, а те взамен давали бумажных жаворонков. Ребятня ходила по дворам и пела песни, призывающие весну скорее согреть землю своим теплом. На Руси до 19 века 1 марта по старому стилю праздновали Новый год, поэтому этот день еще называют Новичок. Обычно сегодня поселяне освобождались от зимнего найма и нанимались на весенние работы.
За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.
А Егорий подъехал к утолоченному месту, остановился под дубом и начал отдавать свои наказы волкам: рассылает их, серых, на все стороны света белого, говорит кому чем питаться весной красной, знойным летечком, вплоть до ненастной осени. Шло время, всех волков разослал, всех наделил краюшками хлеба заботливый волчий хозяин; вдруг видит пастух тащится из лесной заросли старый-престарый хромой волк. Егорий, — вон на дубу сидит! А волк сел под дубом; сидит, а сам кверху на пастуха смотрит да зубами щелкает. Сидит волк день, сидит серый другой день — все ждет, что слезет пастух; ждет-подождет, а тот не слезает, не хочет волку в зубы попасть. Пустился на хитрость серый: взял схоронился в кусты. Посидел-посидел пастух на дубу, пронял беднягу голод; огляделся он по сторонам — нигде не видать волка: слез — и бежать со всех ног. А волк — тут как тут: выскочил из своей засады, кинулся на пастуха, тому на этом месте и смерть пришла. Малорусский сказ как бы дополняет это предание. Жили-были двое братьев на белом свете, — ведется повесть, — жили-были: один богатый, другой — голь- нищета, бедный. Однажды «злиз бидный брат на дуба ночуваты, колы так о пивночи бачыть: якыйсь чоловик гоныть сылу звиря, а позаду другый человик ииде на вози. То булы лисун леший и св. От прыгнав лисун звиря, да як раз — пид того дуба, де сидив чо- ловик; а св. Юрий почав раздиляты окрайцы хлиба, що булы на вози». Раздал-разделил св. Егорий привезенный хлеб своему волчьему стаду, смотрит — одна краюшка осталась лишняя. Отдал ее угодник Божий бедняку, отдав говорит: «Се тоби Господь дав счастя! Юрия, разжился бедняк: «окрайця того никак не можно зъисты; що ни поидять, а назавтра вин и стане таким, як був: усе приростае! Видит это богатый брат — видит, и взяла его зависть лютая. Пошел он к тому дубу, влез на верхушку зеленую. И снова пошло все, как по писаному: опять начал оделять св. Юрий краюшками хлеба свое волчье стадо. Да только конец не на ту стать вышел: не хватило у волчьего хозяина одному волку краюшки, и дал наказ угодник Божий — съесть богача завидущего вместо краюшки. Зависть лютая и здесь, как в первом приведенном сказании, была наказана, и голодный волк нашел свою волчью сыть. По всей Руси в Егорьев день служили молебны на пашнях. В Тульской губ. Кто по Юрьевой росе покатается, будет, — гласило поверье, — «силен и здоров, что Юрьева роса». Наберется деревня силы от Юрьевой росы, а наутро — за яровой сев. Свойства у этой росы считались чудесными, еще в н. Эта же роса, по орловскому поверью, просу на пользу идет: «На Егорья роса — будут добрые проса! Таков был, напр. Молодежь шла в поле, оглашая воздух припевами, обращенными к св. Трижды обходили девушки и парни засеянные поля. Потом разводили на перекрестке межников небольшой костер — в виде кольца, посреди которого клали на землю принесенный пирог «моленник». Все пришедшие садились с песнями вокруг костра и делили пирог: каждому должно было достаться хоть по малому кусочку. Кому из девушек доставалось в пришедшемся на ее долю куске больше всех начинки, та выйдет до осени замуж. Доев пирог, молодежь возвращалась по своим дворам, приплясывая и припевая: Мы вокруг поля ходили, Мы Егора-свет водили, Мы Егорья кликали... На Егория Вешнего в белорусских и малороссийских селах закапывали на полевых межниках оставшиеся от «свяченой» пасхальной снеди кости поросят и барашков. Закапывание это производилось с особыми причетами, взывающими все к тому же Егорию. Это, по старинному поверью, должно было оберегать посевы «от градобоя и бурелома». На Егория Вешнего крестьяне считали, что нельзя работать с шерстью. Если в этот день будет кропить небо дождем грудь земли-кормилицы, то, говорит народ, это сулит «скоту легкий год» по белорусской примете — частые гречи. Если пойдет «на урожай гречи-дикуши. Если ударит на Егорьев день легкий морозец-утренник, уродятся добрые проса и овсы. Целые века приглядывался народ к обступающим его явлениям природы, потому-то неспроста обронил он и следующее присловье: «Коли на Юрья березовый лист в полушку — к Успенью клади хлеб в кадушку! Нижегородская губ. Если егорьевское утро ясным-яснехонько, то урожайнее выйдут ранние посевы: яснее утра егорьевский вечер — поздние переспорят. Народная Русь. Егорий Осенний см. Егорьев День см. Еда см. Едемский М. Кокшеньги Тотемского у. Вологодской губ. Большую часть жизни он работал учителем и попутно увлекался сбором фольклорно-этнографических текстов. Им написан ряд статей в «Живую старину» по быту его родной деревни. Екатерины IV в. Екатерину называли Санницей, потому что с ее дня по всей России открывался санный путь. Ей молились все крестьяне, отправлявшиеся в этот день в дорогу, прося защиты от несчастий и невзгод. С Катерины мужики уходили в извоз. В деревне каждый хозяин по обычаю должен был опробовать новые или отремонтированные сани, скатившись на них с горы. Потом в сани запрягали лошадь и катали деревенский люд. Катание на Екатерину — веселый праздник, когда устраивали гуляния по случаю открытия санного пути. Катали и новобрачных: молодую пару усаживали в расписные сани, укутывали волчьей или медвежьей полстью шкурой , за молодоженами следовал поезд с родственниками. После катания свекор и свекровь встречали своего сына и невестку в сенях, стоя на вывернутой наизнанку шубе, а сопровождавшие передавали молодоженов «из рук в руки» целыми и невредимыми. Каталась и неженатая молодежь. Парни выказывали перед девицами свое умение управлять лошадьми. По обычаю в этот день каждому нужно было обязательно скатиться с горы на санях, чтобы снять с души тяжкую ношу раздумий, предчувствий и обрести спокойствие. В некоторых местах традиционно сохранялся обычай, когда парни мастерили сани для своих девушек-невест. Такие саночки раскрашивали и расписывали. Вместе на этих саночках катались с горы, веря, что с этого момента жизнь их будет неразлучной. Вечером дома хозяйка ставила на стол выпеченный в русской печке пирог с картошкой и рыбой. Расписные саночки дарили также бабушки своим внучатам, а крестные матери — крестникам. Вечер на Екатерину — время ворожбы. Молодежь загадывала на свое счастье. В первую очередь девушки гадали на своего суженого. Перед сном клали они под подушку кусок хлеба и загадывали, каким будет суженый. В Екатеринин день русские молились также св. Меркурию Смоленскому, при защите Смоленска отразившего нападение татар. Еленины косы см. Елеонская Елена Николаевна 23. Специализировалась по фольклору и этнографии под руководством В. Составила сборник великорусских частушек 1914 — первый научный труд, посвященный этому жанру. Заслуживают внимания работы Елеонской о сказках, заговорах и загадках. В журналах «Этнографическое обозрение», «Русский архив» и др. Совместно с В. Елисеев День Елисей Гречкосей Народное название дня прор. Елисея, а также прп. Елисей считался у русских крестьян покровителем полей, защитником их от пожаров. В день св. Елисея крестьяне молились ему о «ниспослании дождя». Елка Новогодняя Срубленная и украшенная ель в праздник Нового года и Рождества. По евангельскому преданию, ель укрыла Богородицу во время ее бегства с Христом в Египет, за что получила благословение и была вознаграждена, оставшись навечно зеленой. Обычай хвойного рождественского деревца, пришедший к нам из Германии, соединился с многочисленными славянскими ритуалами, связанными с внесением в дом деревца в определенные праздничные дни календарного года и жизненного цикла человека. В виде срубленного деревца, его верхушки, веток, венка или гирлянды из еловых веток устанавливали или вешали в церкви на период от Рождества до Крещения, его ставили в красном углу на лавке, носили с собой колядники и пастухи, обходившие дома на Святки, и т. В народной дендрологии ель также связывалась с похоронно-поминальными ритуалами. Использовалась в качестве обрядового деревца в рождественско-новогодних, масляничных, троицких и купальских празднествах, а также на свадьбах. Емельянов День Народное название дней двух разных святых: 1 мч. Емилиана, при имп. На день мч. Лишь потом их уносили домой до следующей страды. В этот день топили баню и парились вениками из ржаной соломы. С этого дня начинали заготавливать варенья да соленья.
Приметы на 28 апреля: что нельзя делать в Пудов день
Евдокия Свистунья – народный русский праздник, который отмечают ежегодно 30 мая. Праздник Евдокии Свистунья считается бабьим днем и 14 марта 2019 года имеет еще одно название Явдоха. 14 марта совершается память преподобномученицы Евдокии, жившей в Финикии (Ливан) во II веке. В народе этот день называется «День Евдокии»: ранее он считался не только началом весны, но и началом нового года, поскольку у наших предков год начинался с 1 марта (14 марта по новому стилю).
ЕВДОКИЯ ИЛИОПОЛЬСКАЯ
Святая преподобномученица Евдокия была самарянкой, родом из города Илиополя Финикии Ливанской. 14 марта отмечается День святой Евдокии, в народе ее называли Евдокия-плющиха. 14 марта 2023 года отмечается народный праздник Евдокия Свистунья или Авдотья Плющиха.
Что категорически запрещено делать 14 марта. Народные приметы на день Евдокии и Авдотьи
В народе праздник прозвали Евдокией Свистуньей из-за ветров, которые, по приметам, свистят весь этот день. В народе 14 марта прозвали Евдокия Свистунья. Общественная служба новостей рассказывает о приметах и традициях в день Евдокии Свистуньи, Авдотьи Плющихи 14 марта 2023 года. Общественная служба новостей рассказывает о приметах и традициях в день Евдокии Свистуньи, Авдотьи Плющихи 14 марта 2023 года. Общественная служба новостей рассказывает о приметах и традициях в день Евдокии Свистуньи, Авдотьи Плющихи 14 марта 2023 года.
День святой Евдокии: история праздника, традиции и приметы
Она родилась на Руси, в семье суздальского князя Димитрия Константиновича, который по совместительству являлся ее отцом. Евдокия вышла замуж за великого князя Димитрия Донского, который спустя 22 года счастливой семейной жизни скончался. Именно она впоследствии возвела Вознесенский монастырь. Что нельзя делать на Евдокию Свистунью В этот день многие люди придерживались определенных правил: не ели кашу и мучные изделия, так как считали, что в противном случае «чревоугодие обернется болезнью»; не отправлялись в путь, поскольку были убеждены в том, что в противном случае впереди ждет только обман; не ходили в лес, опасаясь укусов змей. Именно 30 мая считалось тяжким грехом злоупотреблять спиртным — «к сраженному зеленым змием беда найдет дорогу».
Использование материалов, опубликованных на сайте spb. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал spb. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель.
Соблюдение авторских прав: Все права на материалы, опубликованные на сайте spb. Использование материалов, опубликованных на сайте spb. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал spb.
Егорьев День см. Еда см. Едемский М.
Кокшеньги Тотемского у. Вологодской губ. Большую часть жизни он работал учителем и попутно увлекался сбором фольклорно-этнографических текстов. Им написан ряд статей в «Живую старину» по быту его родной деревни. Екатерины IV в. Екатерину называли Санницей, потому что с ее дня по всей России открывался санный путь. Ей молились все крестьяне, отправлявшиеся в этот день в дорогу, прося защиты от несчастий и невзгод. С Катерины мужики уходили в извоз. В деревне каждый хозяин по обычаю должен был опробовать новые или отремонтированные сани, скатившись на них с горы.
Потом в сани запрягали лошадь и катали деревенский люд. Катание на Екатерину — веселый праздник, когда устраивали гуляния по случаю открытия санного пути. Катали и новобрачных: молодую пару усаживали в расписные сани, укутывали волчьей или медвежьей полстью шкурой , за молодоженами следовал поезд с родственниками. После катания свекор и свекровь встречали своего сына и невестку в сенях, стоя на вывернутой наизнанку шубе, а сопровождавшие передавали молодоженов «из рук в руки» целыми и невредимыми. Каталась и неженатая молодежь. Парни выказывали перед девицами свое умение управлять лошадьми. По обычаю в этот день каждому нужно было обязательно скатиться с горы на санях, чтобы снять с души тяжкую ношу раздумий, предчувствий и обрести спокойствие. В некоторых местах традиционно сохранялся обычай, когда парни мастерили сани для своих девушек-невест. Такие саночки раскрашивали и расписывали.
Вместе на этих саночках катались с горы, веря, что с этого момента жизнь их будет неразлучной. Вечером дома хозяйка ставила на стол выпеченный в русской печке пирог с картошкой и рыбой. Расписные саночки дарили также бабушки своим внучатам, а крестные матери — крестникам. Вечер на Екатерину — время ворожбы. Молодежь загадывала на свое счастье. В первую очередь девушки гадали на своего суженого. Перед сном клали они под подушку кусок хлеба и загадывали, каким будет суженый. В Екатеринин день русские молились также св. Меркурию Смоленскому, при защите Смоленска отразившего нападение татар.
Еленины косы см. Елеонская Елена Николаевна 23. Специализировалась по фольклору и этнографии под руководством В. Составила сборник великорусских частушек 1914 — первый научный труд, посвященный этому жанру. Заслуживают внимания работы Елеонской о сказках, заговорах и загадках. В журналах «Этнографическое обозрение», «Русский архив» и др. Совместно с В. Елисеев День Елисей Гречкосей Народное название дня прор. Елисея, а также прп.
Елисей считался у русских крестьян покровителем полей, защитником их от пожаров. В день св. Елисея крестьяне молились ему о «ниспослании дождя». Елка Новогодняя Срубленная и украшенная ель в праздник Нового года и Рождества. По евангельскому преданию, ель укрыла Богородицу во время ее бегства с Христом в Египет, за что получила благословение и была вознаграждена, оставшись навечно зеленой. Обычай хвойного рождественского деревца, пришедший к нам из Германии, соединился с многочисленными славянскими ритуалами, связанными с внесением в дом деревца в определенные праздничные дни календарного года и жизненного цикла человека. В виде срубленного деревца, его верхушки, веток, венка или гирлянды из еловых веток устанавливали или вешали в церкви на период от Рождества до Крещения, его ставили в красном углу на лавке, носили с собой колядники и пастухи, обходившие дома на Святки, и т. В народной дендрологии ель также связывалась с похоронно-поминальными ритуалами. Использовалась в качестве обрядового деревца в рождественско-новогодних, масляничных, троицких и купальских празднествах, а также на свадьбах.
Емельянов День Народное название дней двух разных святых: 1 мч. Емилиана, при имп. На день мч. Лишь потом их уносили домой до следующей страды. В этот день топили баню и парились вениками из ржаной соломы. С этого дня начинали заготавливать варенья да соленья. На день св. Мыло это использовали при купании ребенка-крестника. При этом на Русском Севере приговаривали: «Царь морской, да царь двинской, да царь пинежский, дай воды на живот, на здравие раба Божьего называли имя ребенка , на чистоту его, на красоту его».
Вечером при свете свечи или лучины собирались послушать сказки и бывальщины старых опытных людей, повидавших многое на своем веку. Иногда те состязались между собой, рассказывая занятные истории, затейные бывальщины, страшные чудеса. Считается, что отсюда и пошла поговорка: «Мели, Емеля, твоя неделя». Емельяны перезимники см. Ендова Большой широкий округлый сосуд, деревянный, оловянный или медный, с носиком, для разлива вина, пива, браги, меда. В центральных губерниях Европейской России деревянные ендовы делали овальной или круглой формы, на поддоне, с рукояткой и желобком для слива, вырезанным на краю сосуда. Северные ендовы имели круглое тулово со слегка отогнутыми краями, низкий поддон и слив-желобок. Ендовы, распространенные в губерниях Поволжья, были токарной работы, круглые, с выступающим носиком в виде желоба. Деревянные ендовы, в отличие от металлических, обычно богато орнаментировали.
Ендовы, так же как ковши, братины, скопкари, являлись традиционной утварью для русского застолья. В русской деревне ендову почитали как символ гостеприимства: «В поле враг, дома — гость: садись под святые, начинай ендову». Епанча епанечка Нагрудная женская одежда в виде короткого, до талии, плаща без рукавов или с ложными рукавами. На Русском Севере ее шили из шелка или парчи, украшали кружевом из золотых нитей, металлической бахромой. В Сибири ее изготавливали из меха белки, куниц или соболя. Епанча не имела пуговиц, нередко ее завязывали у воротника или прямо у шеи длинными шелковыми лентами. Этим термином обозначали тогда одежду на меху: «... Во 2-й пол. XIX в.
Епанча из меха, распространенная в Сибири, была праздничным нарядом девушек и замужних женщин. Епифан Епифанов день, Рябиновка Народное название дня свт. По народной примете, «если на Епифана утро в красном кафтане» — к пожарам. В народных поверьях Епифан рядился в красный сарафан под цвет рябины, поэтому девушки в этот день надевали красные сарафаны. По древнему обычаю, крестьяне выходили в этот день к рябине и, обращаясь к Епифану, просили его уберечь дома и дворы от огня-пожарища. Старое сказание гласило, что ветка рябины помогает в лесу не заблудиться. Тот, кто с веткой рябины по лесам-болотам ходит, всегда верный путь находит. Рябина охраняет от всяких бесов, несет в себе целебную силу. По народным приметам, земля в этот день покрывается ледяной коркой.
Морозы чаще и сильнее сковывают землю. По русскому поверью, на Ераста зима на пегую лошадку пересаживается. В этот день существовал обычай нищим и сиротам отдавать старую одежду, чтобы в холода не замерзли. Название дня памяти прор. Иеремии связано со словом «ярмо» упряжи для скота. Святой в дни своих пророчеств носил на шее деревянные колодки, по народным понятиям — ярмо. В этот день с помощью подъяремных животных начинались сельские работы — тяжелые и изнурительные как для земледельца, так и для скота. Поскольку эти работы можно выполнить лишь с помощью Божией, то люди обращались к прор. Иеремии, служили молебны и окропляли земледельческие орудия богоявленской водой.
По верованиям, в этот день сам прор. Иеремия запрягает на небе колесницу и засевает хлеб, а иногда и заканчивает за изнуренных людей работу. Посев начинали с молебна св. Крестьяне, выходя в поле, кланялись на восток, юг и запад, с низкими поклонами бросали в каждую сторону по горсти жита и просили у Матери-Земли хорошего урожая. После этого ритуала начинали сев. Во многих губерниях в день сева ни под каким видом не давали чужому человеку ни единого зерна, ни куска печеного хлеба, т. Еремей распрягальник Еремеев день, Ерема Народное название дня мч. К этому времени должен быть закончен посев всех хлебов. В этот день распрягали лошадей, отпускали их на вольный выпас.
Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать.
День памяти святой Евдокии: что нельзя делать 30 мая
Еще одно прозвище Евдокии — Свистунья связано с тем, что в её праздник обычно дули и свистели ветры. В церковном календаре 14 марта 2023 православный праздник – день святой Евдокии Илиопольской. В народе принято отмечать Явдохин день, день Евдокии Свистуньи. Евдокия Свистунья – народный русский праздник, который отмечают ежегодно 30 мая. 14 марта 2023 — приметы о погоде, животных и событиях, что нельзя делать и что можно делать, церковные праздники, какой православный праздник в России, Авдотья Плющиха, Весновка или Евдокия Свистунья, день памяти преподобномученицы Евдокии Илиопольской. Восточнославянские народы во время церковного праздника «День памяти Евдокии Илиопольской», отмечаемого 30 мая, соблюдали несколько традиций.