Новости ярослав мудрый династические браки

‒ Почему так много династических браков заключил Ярослав Мудрый? При династических браках нередко рассчитывали на будущую военную помощь. Ярослав Мудрый заложил традицию династических браков с европейскими правящими домами. Ярослав «Мудрый» неслучайно прозван в истории так.

Династические браки при ярославе мудром доклад

Одним из способов поиска надежных союзников и формирования прочных международных отношений во все времена считались династические браки. Ярослав Мудрый заложил традицию династических браков с европейскими правящими домами. Ярослав прекрасно понимал силу династических браков – он и сам женился на шведской принцессе Ингигерде. Князь Ярослав Мудрый Поход на Константинополь Напряжённость в отношении между двумя государствами начинает проявляться после воцарения в июне 1042 императора Константина Мономаха. Давайте посмотрим на династические браки детей Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый построил дружеские отношения со Швецией, а также наладил отношения с Византией, Священной Римской империей и другими странами Европы.

Династические браки Ярослава Мудрого

Ярослав Мудрый женился на дочери шведского короля Олафа – Ингигерде, которая в православии звалась Ирина. Князь Ярослав Мудрый Поход на Константинополь Напряжённость в отношении между двумя государствами начинает проявляться после воцарения в июне 1042 императора Константина Мономаха. Ярослав Мудрый построил дружеские отношения со Швецией, а также наладил отношения с Византией, Священной Римской империей и другими странами Европы.

Примечания

  • История России. Правители Руси. 6. Ярослав Мудрый. 9. Династические браки
  • Династические браки Ярослава Мудрого
  • Глава 7. Династический брак
  • История России. Князь Ярослав Мудрый (1019-1054). Всё о князе Ярославе Мудром.
  • Семья Ярослава
  • История России. Князь Ярослав Мудрый (1019-1054). Всё о князе Ярославе Мудром.

Дочери Ярослава

  • Ярослав Мудрый
  • Ответы : Страны с которыми Русь при Ярославе Мудром была связана династичискими браками
  • Смотрите также
  • Новая княжеская усобица
  • Как в Древней Руси при Ярославе Мудром растили будущих королей Европы: бездомные принцы Ингигерды

Династические браки русских князей

Анастасия хотела, чтобы германские войска помогли ей свергнуть Белу и вернуть сыну трон. Уже был начат сбор армии, но в результате несчастного случая Бела получил серьёзные травмы и скончался. После смерти Белы в 1063 году германские отряды вторглись в Венгрию, вынудив его сыновей бежать в Польшу. Новым королём был объявлен Шаламон. В благодарность за помощь, оказанную ей, Анастасия подарила баварскому герцогу Оттону Нортхаймскому венгерскую королевскую реликвию «меч Аттилы». При малолетнем сыне королевством управляла Анастасия, и их положение оставалось шатким. Анастасия в это время вторично вышла замуж за немецкого графа Пото. Она была против вооружённой борьбы Шаламона с двоюродными братьями и призывала сына улаживать все конфликты мирно. В 1074 году после разгрома армий Шаламона войсками Гезы и Ласло их отношения настолько накалились, что Шаламон поднял руку на мать. Анастасия прокляла сына, потерявшего из-за своей агрессивности и жадности венгерский трон. Анастасия умерла не позднее 1094 года, так как в этом году она упоминается уже как умершая.

По преданию, она скончалась в монастыре Адмонт в Штирии. Родилась, предположительно, в 1025 году. Харальду пришлось скрываться, а затем покинуть Норвегию. В 1031 году он прибыл в Киев, где поступил на службу к Ярославу Мудрому. Он сватался к Елизавете. Но тогда Ярослав не согласился на такой брак, так как у жениха не было ни денег, ни трона. После этого Харальд отправился в Царьград и записался в наёмники к императору Византии Михаилу IV Пафлагонскому, которому нужно было держать в повиновении своё огромное государство. Элитным наёмникам император платил весьма щедро. Харальд воевал в Африке, Сицилии и Палестине, получив много денег и добившись славы.

III: 178—179; Hulda: 404—405]. В «тот же день и тот же час», когда в Англии погиб конунг Харальд, говорят саги, на Оркнейских островах умерла его дочь Мария [Msk. III: 197; Hulda: 427]. Елизавета и Ингигерд, перезимовав там, отправились весной с запада [Hkr. III: 197; Hulda: 428]. С этого момента Елизавета больше в сагах не упоминается. Незамеченным в историографии осталось мнение Н. Карамзина относительно судьбы Елизаветы: он считал, что вскоре после свадьбы Елизавета умерла, «оставив двух дочерей, Ингигерду и Марию», первая из которых «вышла за Филиппа, короля Шведского» [Карамзин 1842. II, гл. Сторм, впрочем, задается вопросом, не была ли ранняя смерть Эллисив причиной второго брака Харальда [Storm 1893: 424—429]. Как можно видеть, эти мнения противоречат данным саг о судьбе Елизаветы. Более того, Ингигерд была выдана замуж за Олава Свейнссона, конунга данов [Msk. III: 208]. Достаточно широко распространено убеждение, что после гибели Харальда Елизавета Ярославна вышла замуж за датского короля Свена Эстридсена. Брак Харальда Сигурдарсона и Елизаветы Ярославны упрочил русско-норвежские связи, имевшие дружественный характер во времена Олава Харальдссона — во всяком случае с 1022 г. Кроме того, этот брак привел к временному альянсу между Харальдом и могущественным ярлом Свейном Ульвссоном, будущим датским королем, более известным по своему материнскому роду как Свен Эстридсен 1047—1074 или 1076. Своды королевских саг и «Сага о Кнютлингах» подчеркивают, что этот союз основывался не только на обоюдных претензиях Харальда и Свейна на подвластные Магнусу Доброму земли — Норвегию и Данию, — но и на установившихся через брак Харальда и Елизаветы родственных связях замечу — очень дальних в представлении современного человека. Багге о значении брачных связей в Норвегии для укрепления политических альянсов [Bagge 1991: 119]; то же К. Хаструп о ситуации в средневековой Исландии [Hastrup 1986: 90]. И предложил Свейн, что им стоит вступить в союз из-за той их беды, что оба они по рождению имеют право на те королевства, которые захватил конунг Магнус, и объявил свое родство с Харальдом. III: 91; Hulda: 173]. По мнению Г. Глазыриной, «союз с Русью не дал ожидаемых результатов, поэтому Харальд после отъезда из Руси около 1044 г. Аналогично и С. Багге полагает, что «Харальд Суровый, вернувшись из-за границы и, вероятно, ощущая отсутствие сильной родни — и родственников по женской линии? Оба эти тезиса требуют, на мой взгляд, дополнительного рассмотрения и уточнения. Анализ большой совокупности источников [Джаксон 1999] позволяет утверждать, что Тора не была купленной за мунд свадебный дар женой Харальда, а была его наложницей. Если, действительно, целью этого союза было обретение «сильной родни», то, как выявил С. Багге, «наложницы и незаконнорожденные сыновья конунгов служили для укрепления альянсов в не меньшей степени, чем институт усыновления» [Bagge 1991: 120]. Связь Харальда и Торы, однако, помимо политических мотивов, могла быть, как мне представляется, спровоцирована и тем, что у Харальда с Елизаветой не было сыновей — продолжателей рода и претендентов на престол. Вот яркий пример такого текста: «На Гюде, дочери конунга Харальда Английского. Их дочерьми были Мальмфрид и Ингибьёрг. Их детьми были конунг Вальдамар, и Кристин, и Катерин, и Маргарета. Вальдамар, конунг данов, женился на Сиффии, дочери конунга Валада в Пулиналанде и королевы Рикисы. Как мы видим, текст начинается с хронологической и содержательной ошибки, о которой речь уже шла выше: со смешения двух Владимиров — Владимира Ярославича и его племянника Владимира Всеволодовича. Гюда — это Гида, дочь английского короля Харальда, сына Гудини, умершая в конце 1090-х гг. В соответствии с гипотезой А. Назаренко, на Руси Гида Харальдовна приняла, по обычаю того времени, православное имя Анна [Назаренко 1993а: 77, примеч. Согласно процитированному выше тексту и еще целому ряду саг [Msk. Кросс, хронологические соображения заставляют думать, что это был не сын, а внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах, родившийся в 1053 г. Принимая во внимание отмечаемое Саксоном Грамматиком участие датского короля Свена Эстридсена в заключении этого брака, а также одновременность германо-черниговских и германо-датских переговоров в начале 1070-х гг. Назаренко усматривает в этом браке «проявление скоординированной международной политики» младших братьев Изяслава Киевского — Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского, отца Владимира Мономаха, — «в 1069—1072 гг. Соответственно он относит время заключения брака к периоду между 1072 и 1074 гг. Супруге Мстислава также атрибуируются две фрагментарные печати из Новгорода с легендой «святая Христина» [Янин 1991: 33]. Назаренко заключает, что «Харальдом саги именуют именно Мстислава». Он отдает предпочтение этим данным перед сообщением «Генеалогии датских королей» аббата Вильгельма конец XII в. Итак, Харальдом, сыном Вальдамара, саги называют, по общему признанию исследователей, Мстислава, сына Владимира Мономаха, родившегося в 1075 г. Была вероятно, с 1111 г. Пашуто полагает, что в первой трети XI в. Анонимная «Genealogia Regum Danorum», записанная ок. Кнут Лавард — сын датского короля Эйрика Доброго 1095—1103 , брат по отцу Эйрика Эймуна, датский принц, герцог Шлезвигский, бодрицкий король в 1129—1131 гг. Его прозвище означает либо « раз дающий хлеб», либо «господин» [История Дании 1996: 81, примеч. О браке ок. Матерью конунга Харальда была Гюда, дочь Харальда, конунга англов, Гудинасона. Конунг Харальд был женат на Кристин, дочери Инги, конунга свеев, Стейнкельссона, сестре королевы Маргрет, на которой тогда был женат Никулас, конунг данов. Некий купец по имени Видгаут отправился в поездку с поручением Кнута Лаварда на восток в Хольмгард просить для него руки Энгильборг. Харальд дал положительный ответ на сватовство Кнута к его дочери. Вскоре в Дании была сыграна свадьба. Она родила мальчика и назвала его Вальдимар; он родился через семь дней после гибели святого Кнута Лаварда, своего отца; в раннем возрасте он был крупным и красивым [ребенком] и во всем превосходил остальных. Пашуто предположил, что «сын Ингеборг и Кнута — будущий датский король Вальдемар I 1157—1182 назван так, видимо, в честь деда, Мономаха» [Пашуто 1968: 147; Lind 1990: 16]. Согласно «Саге о Кнютлингах», которая в данном конкретном случае представляется Дж.

Русский князь выполнил свою часть договора и подавил восстание, но обещанного не получил. План Византии был таков: обезопасить себя от врагов и от набирающей силы языческой Руси, но при этом сохранить порфирородную царевну. Вполне возможно, что правитель Византии хотел подготовить ей более достойную партию, например, одного из правителей Европы. Однако их план был разрушен. Князь Владимир не хотел мириться с подобным и направил свои войска в Херсонес и взял его в осаду. С его требованиями пришлось мириться, но было выдвинуто одно условие - князь должен принять православие. После необходимых обрядов Владимир уже вместе с Анной вернулся на родину и затем крестил всю Русь. С этого момента Русь еще не отвергла язычество, но сделала огромный шаг к принятию православия как общей веры, что не могло не укрепить связи внутри страны. Князь Владимир породнился с византийскими императорами и стал равным им; экономические и политические связи Руси значительно расширились. Анна способствовала распространению христианства на Руси. По ее инициативе построены храмы, в том числе и известная Десятинная церковь. Из Византии вместе с ней приехали многочисленные богословы. Ярослав Мудрый, сын Владимира Святославича и княжны Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогво-лода, вел эффективную внешнюю политику. Именно при нем Киевская Русь достигла своего наивысшего расцвета и получила международное признание. Для этого князь использовал все возможности для заключения династических браков с разными королевскими домами Европы. Всего у Ярослава было девять детей. Дочь Ярослава Анастасия вышла замуж за венгерского герцога Андрея. Он, спасаясь бегством от преследований, бежал в Киев, а в 1046 году вернулся в Венгрию уже со своей женой и стал там править. В 1060 году Андрей потерпел поражение от своего брата Белы и скончался. Анастасия вместе с сыном вынуждена бежать к правителю Германии Генриху IV, но благодаря своему уму и выдержке ей удалось вернуть трон сыну. Дочь Ярослава Мудрого занималась управлением страны в последние годы жизни мужа и при сыне. Она основала в Венгрии несколько православных монастырей [6, с. О ее жизни мало упоминается в русских летописях, но много говорится в норвежских сагах. Будущий король Норвегии, как и муж Анастасии Ярославны, был изгнанником на своей родине и бежал сначала в Швецию, а потом в Киев. По свидетельству саг он сватался к Елизавете, или как ее называли в Норвегии Эллисиф, но получил отказ, поскольку не имел государства и не был достаточно богат. Харальд остался на службе у Ярослава Мудрого, а затем направился служить к византийскому императору. На службе он подавлял бунты, участвовал Династические браки Европы и Руси в различных военных экспедициях. У него появилось достаточно богатств и он вернулся в Киев. Саги свидетельствуют, что Харальд действительно любил Ярославну, а на обратном пути из Византии в Киев написал ей 16-строчную балладу. Вернувшись из странствия, Харальд смог добиться руки Елизаветы. С 1046 года он вступил в борьбу за норвежский престол и стал королем. Елизавета родила ему двух дочерей. О ее судьбе после смерти короля неизвестно. Анна Ярославна стала женой французского короля Генриха I. Послы от французского монарха привезли в Киев богатые дары и, получив согласие Ярослава, отвезли Анну во Францию. В 1052 году Анна родила наследника Филиппа I, который уже в семилетнем возрасте был коронован. Дочь Ярослава Мудрого принимала активное участие в правлении государством.

В ней не было смертной казни: за преступления человек отвечал имуществом и свободой. Европейские державы стремились к союзу с Ярославом. Проект «Минутная биография» реализуется МООМС «Большая семья» при поддержке Фонда президентских грантов, его основная цель — знакомство с людьми, внесшими вклад в историю нашей страны: учеными, писателями, военачальниками и т. Каждый рассказ занимает всего минуту.

Бездомные принцы

  • Династические браки между Русью и Европой
  • О скандинавских браках Ярослава Мудрого и его потомков
  • Как дети и внуки Ярослава Мудрого делили власть
  • Династические союзы Ярослава Мудрого
  • Ярослав Мудрый - Православный журнал «Фома»

Международная политика Ярослава Мудрого путем династических браков

Это был настоящий патриот Руси, уверенный, что она «ведома и слышна есть всеми концы земли». Иларион прославлял учение, воспевал тех людей, которые читают книги, среди них был отмечен и великий князь. Особо Иларион подчёркивал роль Я. Мудрого в распространении религиозной литературы, в собирании по Руси переписчиков книг, что способствовало приобщению людей к наслаждению божественным учением. Таким образом, деятельность Илариона, хотя и короткая всего 3 года — до смерти князя , была отмечена тем, что способствовала распространению христианства, повышению роли образования, усилению власти князя, так как прославляла его деяния. Мстислав Храбрый сыграл определённую роль в борьбе за великокняжеское правление Я. Ярослав Мудрый пришёл к власти в результате борьбы за неё со своими братьями. После смерти Святополка Окаянного, убившего братьев Бориса и Глеба, претендентами на киевский престол остались Ярослав и его брат Мстислав. В 1024 произошла битва у Лиственя, в результате которой братья решили разделить власть. Мстислав Храбрый Удалой правил Тмутараканским княжеством на обширной территории Руси — на Северном Кавказе, а также территорией по левой стороне Днепра с Черниговом и Перяславлем. Мстислав предпринял успешный поход против ясов ираноязычных племён в 1029 году.

Хотя браться жили мирно, даже совместно ходили в походы, единства Руси всё же не было. И лишь в 1036, после смерти Мстислава, Я. Мудрый стал единоличным правителем. Мстислав Удалой внёс свой вклад в укрепление границ государства, в борьбу с внешними врагами, в усиление княжеской власти. Эймунд Рингссон или Хрингссон ,— норвежский конунг. Командовал наемной дружиной на службе князя Ярослава Мудрого, участвовал в междоусобных войнах 1015-1019 и 1020-1026 гг. Болеслав I. В 1025 — король Польши.

Жена во всем разделяла взгляды мужа. Ингигерда помогала супругу в решении важных политических и государственных вопросов, пользуясь своими родственными связями со многими скандинавскими королями. Жена правителя Киевской Руси слыла христианкой. При ее участии был воздвигнут киевский женский монастырь святой великомученицы Ирины. Правда, ходят легенды, что Ингигерда никогда не любила мужа, даже ненавидела его за то, что в свое время не вышла замуж за норвежского короля Олафа II. Однако, как бы то ни было, жена Ирина прожила с правителем Руси три десятилетия, родила ему 10 детей. Дети Ингигерды и Ярослава Мудрого Ирина, жена русского князя, родила любимому мужу 10 детей, 6 7 сыновей и 3 4 дочерей. Родные сыновья Ярослава Мудрого унаследовали его владения — новгородское, киевское, черниговское, волынское, смоленское княжества. Дочери вышли замуж за норвежского, венгерского и французского королей. При Ярославе Мудром в моду вошли династические браки, то есть свадьбы между представителями различных королевских семей. Существует легенда, что супруга правителя Руси изменяла мужу с норвежским королем Олафом II. Одно время несостоявшийся жених Ингигерды даже жил в Новгороде вместе со своим сыном Магнусом. Правда, Олаф II вскоре вернулся в Норвегию, где и погиб, пытаясь отвоевать трон. Его сын Магнус был усыновлен Ярославом, а позже, при помощи киевского князя, даже стал королем Норвегии. Возможно, брак Ирины и Ярослава не обошелся без измен. Правда, изменял, вероятнее всего, муж, а не жена. Последние годы жизни князей Вместе супруги прожили более 30 лет. Жена Ирина родила любимому мужу 10 детей. Частые роды негативно сказались на здоровье княжны, она заболела и в 49 лет в 1 050 году умерла от рака. Была похоронена в Софийском соборе. Перед смертью супруга постриглась в монахини под именем Анна. В средние века жену правителя Киевской Руси стали почитать как святую. Сейчас Анна Новгородская считается небесной покровительницей Новгорода. Ярослав Мудрый пережил свою жену на 4 года. Умер он в Вышгороде, недалеко от Киева, в феврале 1 054 года. Похоронили славного князя в Софийском соборе. Тело его положили в мраморный 6-тонный саркофаг Римского Папы Климента, привезенный его отцом, Владимиром Святославовичем, из завоеванного византийского города Херсонеса. Останки Ярослава долгое время хранились в гробнице Софийского собора. Мощи правителя были исследованы в 30-х годах 20 века, а в 1943, во время гитлеровской оккупации Киева, были вывезены в США, возможно, в одну из УГК церквей. Всем привет!! Ярослав Мудрый является 7 киевским князем. Свое прозвище Ярослав получил за то, что правил разумно и рассудительно, а также оставил после себя для Руси много полезных вещей. При Ярославе сложился первый свод законов-"Русская правда". В этом своде защищалась собственность, жизнь и знатность статуса. Но сегодня не об этом. Киевский князь понимал важность династийных браков. Эти бракосочетания дадут России новых союзников, да и ,вообще, поднимут статус Киевской Руси на политической арене. Брак киевского князя и Ингигерды Шведской Ярослав прекрасно понимал силу династийных браков. Поэтому сам женился на шведской принцессе- Ингигерда. Изначально ее отец хотел женить Ингигерду на норвежском короле Олафе 2. Но киевские послы прибыли раньше, чем посланники Норвегии. Эта свадьба носила весьма политический характер — в своём противостоянии с братом Святополком за право на киевский престол Ярослав опирался на наемников-варягов, многие из которых были норманами. Родилась киевская принцесса в 1023 году.

Династические браки Ярославичей Династические браки испокон веков способствовали укреплению мира и дружбы между народами, а также являлись важными показателями роста международного авторитета государства. В XI веке браки представителей Киевской династии Рюриковичей свидетельствовали о том, что Русь заняла видное место в системе европейских государств, а ее связи с латинским Западом были самыми тесными. Среди дочерей Ярослава старшая, Агмунда-Анастасия, стала венгерской королевой, Елизавета - норвежской, а затем датской королевой, Анна - французской королевой. Чем же были обусловлены действия Ярослава Мудрого при выборе династий для установления родственных связей? Одним из критериев выбора невесток стало стремление великого князя скрепить мирные договоры узами брака. По такому принципу была подобрана жена для четвертого сына — Всеволода Ярославича. Ею стала византийская принцесса Анна, дочь Константина Мономаха. Неудивительно, что Царьград оказывал особое покровительство этой семье. Другой сын Ярослава Мудрого — Изяслав был женат на польской принцессе Гертруде-Елизавете, которая в последствии помогла ему возвратить потерянный киевский престол. В 1068 году киевляне потребовали, чтобы великий князь, кем в то время являлся Изяслав Всеволодович, роздал им оружие и коней для продолжения войны с половцами. Изяслав отказался подчиниться постановлению веча, так как его дружины ещё не успели оправиться от предыдущего поражения. Тогда толпа разграбила княжий двор. Изяслав был свергнут и бежал в Польшу, а народ избрал на киевский престол полоцкого князя Всеслава Чародея, освобожденного из киевской тюрьмы. Здесь и понадобилась изгнанному князю поддержка своих польских родственников. Призвав на помощь войска короля Болеслава, своего тестя, Изяслав двинулся на Русь. Киевляне выступили навстречу, изготовившись к битве. Но Всеслав не собирался защищать чужую отчину. Он бежал в Полоцк. А со временем киевляне всё же открыли ворота Киева и вернули князя Изяслава на престол.

Некоторые историки [68] отводят Игорю пятое место среди сыновей Ярослава, в частности, опираясь на порядок перечисления сыновей в известии о завещании Ярослава Мудрого и известие о том, что по смерти Вячеслава в Смоленске Игорь был выведен из Владимира «Повесть временных лет». Гипотетический князь Новгорода. В 1018году Ярослав Владимирович Мудрый , потерпев на юге поражение от Болеслава Храброго и Святополка , бежал в Новгород и приготовился бежать далее, «за море». Но Константин Добрынич и новгородцы, изрубив его суда, сказали князю, что они хотят биться за него с Болеславом и Святополком. Они собрали деньги, наняли варягов и сами вооружились. Несмотря на эту услугу, Ярослав в 1019 году за что-то разгневался на Константина и заточил его, по более поздним летописным известиям, на 3 года в Ростове.

Сколько жен было у Ярослава Мудрого и биография Ингигерды, общие дети

Кроме того, был значителен её вклад в христианскую культуру. В честь её святой покровительницы был построен первый женский монастырь в Киеве, о котором она заботилась и, по обычаю, управляла им. И новгородская София создавалась под её покровительством. Умерла княгиня истинной христианкой, приняв монастырский постриг и схиму под именем Анны. С тех пор она почитается православной церковью как благоверная княгиня, ведь из-за этой шведской принцессы появилась традиция пострижения русских князей и княгинь, после того как они исполнили свой гражданский долг.

Анастасия с детьми вынуждена была бежать к германскому королю Генриху IV, сестра которого Юдит-Мария была помолвлена с Шаламоном. Генрих распорядился, чтобы они жили в Баварии и оплатил им расходы из королевской казны. Анастасия хотела, чтобы германские войска помогли ей свергнуть Белу и вернуть сыну трон. Уже был начат сбор армии, но в результате несчастного случая Бела получил серьёзные травмы и скончался. После смерти Белы в 1063 году германские отряды вторглись в Венгрию, вынудив его сыновей бежать в Польшу. Новым королём был объявлен Шаламон. В благодарность за помощь, оказанную ей, Анастасия подарила баварскому герцогу Оттону Нортхаймскому венгерскую королевскую реликвию «меч Аттилы». При малолетнем сыне королевством управляла Анастасия, и их положение оставалось шатким. Анастасия в это время вторично вышла замуж за немецкого графа Пото.

Она была против вооружённой борьбы Шаламона с двоюродными братьями и призывала сына улаживать все конфликты мирно. В 1074 году после разгрома армий Шаламона войсками Гезы и Ласло их отношения настолько накалились, что Шаламон поднял руку на мать. Анастасия прокляла сына, потерявшего из-за своей агрессивности и жадности венгерский трон. Анастасия умерла не позднее 1094 года, так как в этом году она упоминается уже как умершая. По преданию, она скончалась в монастыре Адмонт в Штирии. Родилась, предположительно, в 1025 году. Харальду пришлось скрываться, а затем покинуть Норвегию. В 1031 году он прибыл в Киев, где поступил на службу к Ярославу Мудрому. Он сватался к Елизавете.

Но тогда Ярослав не согласился на такой брак, так как у жениха не было ни денег, ни трона. После этого Харальд отправился в Царьград и записался в наёмники к императору Византии Михаилу IV Пафлагонскому, которому нужно было держать в повиновении своё огромное государство.

Ладожское ярлство в результате превратилось в своеобразную буферную зону между Скандинавией и Русью: став владением шведки Ингигерд, эта область оказалась защищенной от нападений шведов, а, будучи передана ярлу Рёгнвальду, другу Олава Норвежского, — и от нападений норвежцев [Богуславский 1993: 152]. Мне представляется, что причина здесь гораздо глубже. Период с 1018 по середину 1020-х годов в целом отмечен усилением русско-шведских, равно как и русско-датских, связей, вызванным желанием Ярослава создать антипольскую коалицию в процессе борьбы за киевский стол [Назаренко 1984: 13—19; Мельникова 1988: 47]. Именно как следствие этой политики и стоит рассматривать сватовство Ярослава к дочери Олава Шведского и последующую женитьбу на ней. Передача Ладоги знатному скандинаву в начале XI века не фиксируется никакими другими источниками, кроме «Саги об Олаве Святом» Снорри Стурлусона во всех ее вариантах и «Пряди об Эймунде». Тем не менее большинство исследователей признает достоверность присутствия в Ладоге в означенное время скандинавского правителя. Вероятно, причина такого единодушия кроется в том, что «сведения саг о Ладоге сходятся с нашей летописью в том, что в этом городе с примыкающей к нему территорией нет своего князя, в противоположность Новгороду, Полоцку и другим» [Рыдзевская 1945: 59]. В древнерусских источниках сведений о жене Ярослава Владимировича совсем мало.

Имя ее мы встречаем в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона 1040-е годы , где будущий митрополит обращается к покойному князю Владимиру со словами: «Виждь и благоверную сноху твою Ерину т. Ингигерд иногда отождествляют с Анной, поскольку, согласно поздней новгородской традиции, так звалась жена Ярослава и мать Владимира. Но это мнение ошибочно подробнее см. Подтверждением того факта, что жена Ярослава Ингигерд получила на Руси имя Ирина, служит летописное сообщение 1037 года об основании Ярославом Мудрым монастырей св. Георгия и св. Ирины, ибо, как известно, Георгием назывался в крещении сам Ярослав, а Ириной могла стать в православном крещении скандинавская принцесса [Янин 1988: 138—139]. Единственное, что еще известно об Ингигерд — это дата ее смерти. Л, 1927. Вальдамар Ярицлейвссон и Виссивальд Ярицлейвссон могут быть отождествлены с сыновьями Ярослава Мудрого — Владимиром 1020—1052 гг. Впрочем, информация о конунге Вальдамаре в сагах противоречива: с одной стороны, он — сын Ярицлейва, т.

Владимир Всеволодович Мономах р. В большинстве своем саги считают Владимира Мономаха сыном Ярослава Мудрого. Рыдзевская утверждала, что Хольти, «судя по некоторым данным, — тот же Всеволод» [Рыдзевская 1940: 67]. Oddr: 24]. Помимо того, что в этом известии одной из самых ранних саг открывается русское имя Хольти, сына Ярицлейва, ибо им может быть только Всеволод Ярославич, отец Владимира Мономаха, только здесь Владимир Ярославич и Владимир Всеволодович Мономах не слились в одно лицо, как во всех прочих сагах. В приведенной выше схеме контаминированы сведения различных саг, а потому в ней присутствуют и Виссивальд Всеволод , и Хольти Всеволод , и Вальдамар, сын Ярицлейва Владимир Ярославич , и Вальдамар — его внук Владимир Всеволодович. В целом ряде королевских саг записи начала XIII в. История женитьбы Харальда и Елизаветы, как она описывается сагами, весьма романтична. Через год после битве при Стикластадире 1030 г. Снорри далее рассказывает, что «конунг Ярицлейв хорошо принял Харальда и его людей.

Сделался тогда Харальд хёвдингом над людьми конунга, охранявшими страну… Харальд оставался в Гардарики несколько зим и ездил по всему Аустрвегу. Затем отправился он в путь в Грикланд, и было у него много войска. Держал он тогда путь в Миклагард» [Hkr. III: 69—70]. Здесь рассказывается о том, что «Харальд ездил по всему Аустрвегу и совершил много подвигов, и за это конунг его высоко ценил. У конунга Ярицлейва и княгини Ингигерд была дочь, которую звали Элизабет, норманны называют ее Эллисив. Харальд завел разговор с конунгом, не захочет ли тот отдать ему девушку в жены, говоря, что он известен родичами своими и предками, а также отчасти и своим поведением». Ярослав сказал, что не может отдать дочь чужеземцу, у которого нет государства и который недостаточно богат для выкупа невесты, но при этом не отверг его предложения [Msk. Именно после этого разговора Харальд отправился прочь, добрался до Константинополя и провел там примерно десять лет ок. Вернувшись на Русь, Харальд взял то золото, которое он посылал из Миклагарда на хранение к Ярицлейву.

Кроме того, во всех сводах сообщается, что в ту зиму «Ярицлейв отдал Харальду в жены свою дочь» [Msk. III: 89; Hulda: 171]. Эти слова саги подтверждаются ссылкой на 4-ю строфу «Драпы Стува» ок. Ему выпало много золота и дочь конунга». Ни имени конунга, ни имени его молодой жены, ни «восточных» топонимов в висе нет. Однако из «Пряди о Стуве» известно, что он был дружинником конунга Харальда Сигурдарсона, так что именно Харальд может скрываться под прозвищем «воинственный конунг Эгда». О золоте, которое «выпало» Харальду, рассказывают и другие скальды, например, Тьодольв Арнарсон и Вальгард из Веллы. Весной, сообщают саги со ссылкой на скальда Вальгарда из Веллы «Ты спустил [на воду] корабль с красивейшим грузом; тебе на долю выпала честь; ты вывез, действительно, золото с востока из Гардов, Харальд» , Харальд отправился из Хольмгарда через Альдейгьюборг в Швецию. В исландских анналах читаем: «1044. Харальд [Сигурдарсон] прибыл в Швецию» [IA: 17, 58, 108, 317].

Ни один источник, рассказывая об отъезде Харальда с Руси, не говорит о том, что Елизавета была вместе с ним в этом путешествии. Правда, к такому выводу можно прийти на основании отсутствия в сагах указаний на то, что две их дочери Марию и Ингигерд, не известных, как и Елизавета, русским источникам, знают «Гнилая кожа», «Красивая кожа», «Круг земной» и «Хульда» были близнецами, — в противном случае у Харальда и Елизаветы, проведших вместе, согласно сагам, одну весну между свадьбой и отплытием Харальда, могла бы быть лишь одна дочь. Подтверждается это и последующим известием саг, что по прошествии многих лет, покидая в 1066 г. Норвегию, Харальд взял с собой Елизавету, Марию и Ингигерд. Елизавету и дочерей, согласно «Кругу земному» и «Хульде», Харальд оставил на Оркнейских островах, а сам поплыл в Англию [Fask. III: 178—179; Hulda: 404—405]. В «тот же день и тот же час», когда в Англии погиб конунг Харальд, говорят саги, на Оркнейских островах умерла его дочь Мария [Msk. III: 197; Hulda: 427]. Елизавета и Ингигерд, перезимовав там, отправились весной с запада [Hkr. III: 197; Hulda: 428].

С этого момента Елизавета больше в сагах не упоминается. Незамеченным в историографии осталось мнение Н. Карамзина относительно судьбы Елизаветы: он считал, что вскоре после свадьбы Елизавета умерла, «оставив двух дочерей, Ингигерду и Марию», первая из которых «вышла за Филиппа, короля Шведского» [Карамзин 1842.

Однако известность ему присело его «Слово о Законе и Благодати» 1043. Значение данного произведения не только в том, что в нём дано толкование Библии, но и в выраженной в нём позиции Илариона по отношению к власти Я. Мудрого и к Руси в целом. Автор прославлял Русское государство, воспевал ту роль, которую играло в нём христианство. Иларион высоко оценил деятельность Я. Мудрого, даже приравнял его к ученикам Христа.

Это был настоящий патриот Руси, уверенный, что она «ведома и слышна есть всеми концы земли». Иларион прославлял учение, воспевал тех людей, которые читают книги, среди них был отмечен и великий князь. Особо Иларион подчёркивал роль Я. Мудрого в распространении религиозной литературы, в собирании по Руси переписчиков книг, что способствовало приобщению людей к наслаждению божественным учением. Таким образом, деятельность Илариона, хотя и короткая всего 3 года — до смерти князя , была отмечена тем, что способствовала распространению христианства, повышению роли образования, усилению власти князя, так как прославляла его деяния. Мстислав Храбрый сыграл определённую роль в борьбе за великокняжеское правление Я. Ярослав Мудрый пришёл к власти в результате борьбы за неё со своими братьями. После смерти Святополка Окаянного, убившего братьев Бориса и Глеба, претендентами на киевский престол остались Ярослав и его брат Мстислав. В 1024 произошла битва у Лиственя, в результате которой братья решили разделить власть.

Мстислав Храбрый Удалой правил Тмутараканским княжеством на обширной территории Руси — на Северном Кавказе, а также территорией по левой стороне Днепра с Черниговом и Перяславлем. Мстислав предпринял успешный поход против ясов ираноязычных племён в 1029 году. Хотя браться жили мирно, даже совместно ходили в походы, единства Руси всё же не было. И лишь в 1036, после смерти Мстислава, Я.

Правление Владимира Святого и Ярослава Мудрого

Ингигерд выбрала себе в провожатые своего родича ярла Рёгнвальда Ульвссона. Поехали они все вместе летом на восток в Гардарики. Тогда вышла Ингигерд замуж за конунга Ярицлейва. Княгиня Ингигерд дала ярлу Рёгнвальду Альдейгьюборг и то ярлство, которое к нему принадлежало; Рёгнвальд был там ярлом долго, и был он известным человеком [Hkr. II: 147-148].

Брак Ярослава и Ингигерд был заключен в 1019 году: эту дату называют исландские анналы "1019. По поводу сватовства Ярослава к шведской принцессе Ингигерд в научной литературе высказывалось предположение, что одной из причин, побудивших его заключить союз с Олавом Шведским, был военный поход по Восточному пути, совершенный ярлом Свейном Хаконарсоном в 1015 году. Ярослав якобы шел на этот брак для предотвращения возможных в дальнейшем агрессивных действий, которые, как и раньше нападение на Ладогу ярла Эйрика Хаконарсона в 997 году , предпринимались если не самим Олавом, то покровительствуемыми им его друзьями и гостями [Рыдзевская 1945: 56]. Отмечая нестабильную обстановку в южном Приладожье на рубеже X-XI веков, отрицательно сказывавшуюся как на состоянии международной торговли, так и на безопасности Новгорода, исследователи также охарактеризовали брак между Ярославом Мудрым и Ингигерд как попытку устранения нестабильности.

Ладожское ярлство в результате превратилось в своеобразную буферную зону между Скандинавией и Русью: став владением шведки Ингигерд, эта область оказалась защищенной от нападений шведов, а, будучи передана ярлу Рёгнвальду, другу Олава Норвежского, — и от нападений норвежцев [Богуславский 1993: 152]. Мне представляется, что причина здесь гораздо глубже. Период с 1018 по середину 1020-х годов в целом отмечен усилением русско-шведских, равно как и русско-датских, связей, вызванным желанием Ярослава создать антипольскую коалицию в процессе борьбы за киевский стол [Назаренко 1984: 13-19; Мельникова 1988: 47]. Именно как следствие этой политики и стоит рассматривать сватовство Ярослава к дочери Олава Шведского и последующую женитьбу на ней.

Передача Ладоги знатному скандинаву в начале XI века не фиксируется никакими другими источниками, кроме "Саги об Олаве Святом" Снорри Стурлусона во всех ее вариантах и "Пряди об Эймунде". Тем не менее большинство исследователей признает достоверность присутствия в Ладоге в означенное время скандинавского правителя. Вероятно, причина такого единодушия кроется в том, что "сведения саг о Ладоге сходятся с нашей летописью в том, что в этом городе с примыкающей к нему территорией нет своего князя, в противоположность Новгороду, Полоцку и другим" [Рыдзевская 1945: 59]. В древнерусских источниках сведений о жене Ярослава Владимировича совсем мало.

Имя ее мы встречаем в "Слове о законе и благодати" митрополита Илариона 1040-е годы , где будущий митрополит обращается к покойному князю Владимиру со словами: "Виждь и благоверную сноху твою Ерину то есть Ирину. Ингигерд иногда отождествляют с Анной, поскольку, согласно поздней новгородской традиции, так звалась жена Ярослава и мать Владимира. Но это мнение ошибочно подробнее см. Подтверждением того факта, что жена Ярослава Ингигерд получила на Руси имя Ирина, служит летописное сообщение 1037 года об основании Ярославом Мудрым монастырей св.

Георгия и св. Ирины, ибо, как известно, Георгием назывался в крещении сам Ярослав, а Ириной могла стать в православном крещении скандинавская принцесса [Янин 1988: 138-139]. Единственное, что еще известно об Ингигерд — это дата ее смерти. Л, 1927.

Вальдамар Ярицлейвссон и Виссивальд Ярицлейвссон могут быть отождествлены с сыновьями Ярослава Мудрого — Владимиром 1020-1052 гг. В большинстве своем саги считают Владимира Мономаха сыном Ярослава Мудрого. Oddr: 24]. В приведенной выше схеме контаминированы сведения различных саг, а потому в ней присутствуют и Виссивальд Всеволод , и Хольти Всеволод , и Вальдамар, сын Ярицлейва Владимир Ярославич , и Вальдамар — его внук Владимир Всеволодович.

В целом ряде королевских саг записи начала XIII в. История женитьбы Харальда и Елизаветы, как она описывается сагами, весьма романтична. Через год после битве при Стикластадире 1030 г. Снорри далее рассказывает, что "конунг Ярицлейв хорошо принял Харальда и его людей.

Сделался тогда Харальд хёвдингом над людьми конунга, охранявшими страну... Харальд оставался в Гардарики несколько зим и ездил по всему Аустрвегу. Затем отправился он в путь в Грикланд, и было у него много войска. Держал он тогда путь в Миклагард" [Hkr.

III: 69-70]. Здесь рассказывается о том, что "Харальд ездил по всему Аустрвегу и совершил много подвигов, и за это конунг его высоко ценил. У конунга Ярицлейва и княгини Ингигерд была дочь, которую звали Элизабет, норманны называют ее Эллисив. Харальд завел разговор с конунгом, не захочет ли тот отдать ему девушку в жены, говоря, что он известен родичами своими и предками, а также отчасти и своим поведением".

Ярослав сказал, что не может отдать дочь чужеземцу, у которого нет государства и который недостаточно богат для выкупа невесты, но при этом не отверг его предложения [Msk. Именно после этого разговора Харальд отправился прочь, добрался до Константинополя и провел там примерно десять лет ок. Вернувшись на Русь, Харальд взял то золото, которое он посылал из Миклагарда на хранение к Ярицлейву. Кроме того, во всех сводах сообщается, что в ту зиму "Ярицлейв отдал Харальду в жены свою дочь" [Msk.

III: 89; Hulda: 171]. Эти слова саги подтверждаются ссылкой на 4-ю строфу "Драпы Стува" ок. Ему выпало много золота и дочь конунга". Ни имени конунга, ни имени его молодой жены, ни "восточных" топонимов в висе нет.

Однако из "Пряди о Стуве" известно, что он был дружинником конунга Харальда Сигурдарсона, так что именно Харальд может скрываться под прозвищем "воинственный конунг Эгда". О золоте, которое "выпало" Харальду, рассказывают и другие скальды, например, Тьодольв Арнарсон и Вальгард из Веллы. Весной, сообщают саги со ссылкой на скальда Вальгарда из Веллы "Ты спустил [на воду] корабль с красивейшим грузом; тебе на долю выпала честь; ты вывез, действительно, золото с востока из Гардов, Харальд" , Харальд отправился из Хольмгарда через Альдейгьюборг в Швецию. В исландских анналах читаем: "1044.

Харальд [Сигурдарсон] прибыл в Швецию" [IA: 17, 58, 108, 317]. Ни один источник, рассказывая об отъезде Харальда с Руси, не говорит о том, что Елизавета была вместе с ним в этом путешествии. Правда, к такому выводу можно прийти на основании отсутствия в сагах указаний на то, что две их дочери Марию и Ингигерд, не известных, как и Елизавета, русским источникам, знают "Гнилая кожа", "Красивая кожа", "Круг земной" и "Хульда" были близнецами, — в противном случае у Харальда и Елизаветы, проведших вместе, согласно сагам, одну весну между свадьбой и отплытием Харальда, могла бы быть лишь одна дочь. Подтверждается это и последующим известием саг, что по прошествии многих лет, покидая в 1066 г.

Норвегию, Харальд взял с собой Елизавету, Марию и Ингигерд. Елизавету и дочерей, согласно "Кругу земному" и "Хульде", Харальд оставил на Оркнейских островах, а сам поплыл в Англию [Fask. III: 178-179; Hulda: 404-405]. В "тот же день и тот же час", когда в Англии погиб конунг Харальд, говорят саги, на Оркнейских островах умерла его дочь Мария [Msk.

III: 197; Hulda: 427].

Багге полагает, что «Харальд Суровый, вернувшись из-за границы и, вероятно, ощущая отсутствие сильной родни — и родственников по женской линии? Оба эти тезиса требуют, на мой взгляд, дополнительного рассмотрения и уточнения. Анализ большой совокупности источников [Джаксон 1999] позволяет утверждать, что Тора не была купленной за мунд свадебный дар женой Харальда, а была его наложницей. Если, действительно, целью этого союза было обретение «сильной родни», то, как выявил С.

Багге, «наложницы и незаконнорожденные сыновья конунгов служили для укрепления альянсов в не меньшей степени, чем институт усыновления» [Bagge 1991: 120]. Связь Харальда и Торы, однако, помимо политических мотивов, могла быть, как мне представляется, спровоцирована и тем, что у Харальда с Елизаветой не было сыновей — продолжателей рода и претендентов на престол. Вот яркий пример такого текста: «На Гюде, дочери конунга Харальда Английского. Их дочерьми были Мальмфрид и Ингибьёрг. Их детьми были конунг Вальдамар, и Кристин, и Катерин, и Маргарета.

Вальдамар, конунг данов, женился на Сиффии, дочери конунга Валада в Пулиналанде и королевы Рикисы. Как мы видим, текст начинается с хронологической и содержательной ошибки, о которой речь уже шла выше: со смешения двух Владимиров — Владимира Ярославича и его племянника Владимира Всеволодовича. Гюда — это Гида, дочь английского короля Харальда, сына Гудини, умершая в конце 1090-х гг. В соответствии с гипотезой А. Назаренко, на Руси Гида Харальдовна приняла, по обычаю того времени, православное имя Анна [Назаренко 1993а: 77, примеч.

Согласно процитированному выше тексту и еще целому ряду саг [Msk. Кросс, хронологические соображения заставляют думать, что это был не сын, а внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах, родившийся в 1053 г. Принимая во внимание отмечаемое Саксоном Грамматиком участие датского короля Свена Эстридсена в заключении этого брака, а также одновременность германо-черниговских и германо-датских переговоров в начале 1070-х гг. Назаренко усматривает в этом браке «проявление скоординированной международной политики» младших братьев Изяслава Киевского — Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского, отца Владимира Мономаха, — «в 1069—1072 гг. Соответственно он относит время заключения брака к периоду между 1072 и 1074 гг.

Супруге Мстислава также атрибуируются две фрагментарные печати из Новгорода с легендой «святая Христина» [Янин 1991: 33]. Назаренко заключает, что «Харальдом саги именуют именно Мстислава». Он отдает предпочтение этим данным перед сообщением «Генеалогии датских королей» аббата Вильгельма конец XII в. Итак, Харальдом, сыном Вальдамара, саги называют, по общему признанию исследователей, Мстислава, сына Владимира Мономаха, родившегося в 1075 г. Была вероятно, с 1111 г.

Пашуто полагает, что в первой трети XI в. Анонимная «Genealogia Regum Danorum», записанная ок. Кнут Лавард — сын датского короля Эйрика Доброго 1095—1103 , брат по отцу Эйрика Эймуна, датский принц, герцог Шлезвигский, бодрицкий король в 1129—1131 гг. Его прозвище означает либо « раз дающий хлеб», либо «господин» [История Дании 1996: 81, примеч. О браке ок.

Матерью конунга Харальда была Гюда, дочь Харальда, конунга англов, Гудинасона. Конунг Харальд был женат на Кристин, дочери Инги, конунга свеев, Стейнкельссона, сестре королевы Маргрет, на которой тогда был женат Никулас, конунг данов. Некий купец по имени Видгаут отправился в поездку с поручением Кнута Лаварда на восток в Хольмгард просить для него руки Энгильборг. Харальд дал положительный ответ на сватовство Кнута к его дочери. Вскоре в Дании была сыграна свадьба.

Она родила мальчика и назвала его Вальдимар; он родился через семь дней после гибели святого Кнута Лаварда, своего отца; в раннем возрасте он был крупным и красивым [ребенком] и во всем превосходил остальных. Пашуто предположил, что «сын Ингеборг и Кнута — будущий датский король Вальдемар I 1157—1182 назван так, видимо, в честь деда, Мономаха» [Пашуто 1968: 147; Lind 1990: 16]. Согласно «Саге о Кнютлингах», которая в данном конкретном случае представляется Дж. Линду достоверной [Lind 1990: 16], Вальдемар родился на Руси через семь дней после убийства его отца и провел там раннее детство. На момент брака Ингибьёрг и Кнута Лаварда ок.

Такое различие вряд ли могло быть проведено компилятором XIII в. Информатором автора саги он считает названного в ней исландского скальда Атли Свейнссона, который был с Вальдемаром в битве 1157 г. Я, однако, сомневаюсь, что противопоставление Хольмгарда и Гардарики было осознанным и что второй топоним принимал при этом не совсем ему свойственное значение обычное их соотношение: первый — имя города, столицы государства, обозначаемого вторым топонимом. Его брак с Мальмфрид Мстиславной сестрой Ингибьёрг, на которой был женат Кнут Лавард заключен в 1133 г. Линд полагает, что брак второго сына Эйрика и второй дочери великого киевского князя Мстислава Владимировича не был случайностью, а явился составляющей борьбы за власть между братьями Эйриком и Кнутом, с одной стороны, и их кузеном Магнусом, сыном Нильса, женатым на польской принцессе Рикисе, дочери Болеслава III, с другой.

После убийства Магнусом безоружного Кнута в 1131 г. Эйрик выступил против короля, и через три года гражданская война закончилась его победой, а также гибелью Нильса и его сына Магнуса. В ходе войны Эйрик восстановил датско-русский альянс, женившись на сестре Ингибьёрг, Мальмфрид, вдове Сигурда Крестоносца [Lind 1992: 235—238]. Дату этого брака находим в Датских Бартолианских анналах: «1154. Чтобы понять, кем была жена Вальдемара I Датского, необходимо выяснить, кем был ее отец Валад в Пулиналанде.

Этот персонаж отождествляется исследователями с несколькими различными князьями. Наиболее убедительной представляется аргументация Я. Назаренко справедливо подчеркнул, что эта «гипотеза выглядит справедливой еще и потому, что иначе пришлось бы допустить, что Вальдемар внук Мстислава Великого был женат на собственной племяннице» [Назаренко 1995: 35—36]. Оба топонима обычно выступают обозначением Польши. Матримониальные династические связи русского княжеского рода с королевскими фамилиями Скандинавии 5 свидетельствуют, с одной стороны, о широте внешнеполитических сношений Руси и ее активной внешней политике, а с другой стороны — о могуществе средневековой Руси, к союзу с которой стремились скандинавские страны [Пашуто 1972: 194].

Библиография Богуславский 1993 — Богуславский О. Васильевский 1908 — Васильевский В. Глазырина 1988 — Глазырина Г. Юбилейные чтения, посвященные 70-летию В. Джаксон 1993 — Джаксон Т.

Исландские королевские саги о Восточной Европе с древнейших времен до 1000 г. Тексты, перевод, комментарий.

Дети должны были учиться руководить собственной дружиной и простыми людьми. Статус княжеского сына был слишком высок, чтобы оставить его без собственной земли и власти. Чем старше был княжеский сын, тем почётнее и богаче был его город. При Ярославе Мудром стал складываться особый порядок наследования престолов в городах. Так, старший сын или иной старший родственник киевского князя должен был занимать престол в самом важном после Киева городе: сначала это был Чернигов, затем Новгород.

Если же старший родственник умирал, то его престол должен был занять следующий по старшинству представитель династии Рюриковичей: это мог быть не только сын, но и брат или дядя. В итоге при освобождении любого престола Рюриковичи переезжали по порядку старшинства править в другие, более престижные города. Престол могли наследовать родственники только по мужской линии. Такая система передачи престолов при Ярославе Мудром казалась разумной. Родственников киевского князя по мужской линии было не так много, а переезды на более почётные престолы успокаивали амбиции князей, что предотвращало конфликты. В дальнейшем по мере увеличения численности Рюриковичей такая практика передачи престолов станет вызывать путаницу в определении старшинства князей и почётности городов. Княжеские усобицы станут неизбежны.

Ярослав Мудрый. Реконструкция внешнего облика по черепу, выполненная М. Поначалу князь распорядился записать судебные обычаи, которые использовались среди его дружины. Затем эти законы стали распространяться на более широкие слои населения. Письменный закон был гораздо лучше судебного обычая, поскольку он имел чёткую формулировку и прописанный порядок, как его следует применять, а также он был обязателен к исполнению для всех. Начало древнейшего известного списка Русской Правды. Конец XIII в.

Подавляющее большинство законов Русской Правды составляли разъяснения насчёт наказаний за разные преступления. Наказания зачастую имели характер возмещения нанесённого ущерба: требовалось уплатить штраф в зависимости от причинённого вреда и общественного статуса пострадавшего. Смертной казни не предусматривалось. За убийство человека полагалась специальная компенсация — вира. Предусматривалась также возможность кровной мести, но круг её участников ограничивался только близкими родственниками. Другим необычным для письменного законодательства явлением было присутствие в Русской Правде практики «Божьего суда», когда вину человека определяли при помощи испытания огнём или водой. Это свидетельствует о том, что первый письменный закон Руси находился под сильным влиянием древних языческих обычаев.

Вира — денежный штраф в Древнерусском государстве, один из основных видов наказания за преступления по нормам древнерусского законодательства. Билибин Появление письменного свода законов имело колоссальное значение для становления отечественной государственности. В дальнейшем на основе Русской Правды будут составлены новые своды русских законов. Русская Правда имела влияние также на законы сопредельных государств. Внешняя политика Ярослава Мудрого Во внешней политике Ярослав придерживался линии, намеченной его отцом и дедом. Наибольшее беспокойство русским землям причиняли набеги печенегов. Это привело к тому, что южные границы Древнерусского государства до конца правления Ярослава Мудрого находились в безопасности.

Она тогда была слишком мала для брака, и отец не желал слышать о таком невыгодном замужестве. Харальд оказался настойчивым женихом. Поняв, что в Киевской Руси перспективы его незавидны, он уехал в Византию. Там он стал элитным наемником Императора Михаила IV. Харальд храбро воевал с врагами империи, заработал на этом много богатств и приобрел славу. Норвежский принц вернулся за рукой Елизаветы и в этот раз получил согласие на брак.

Свадьбу сыграли зимой 1044 года, а весной молодожены уехали в Скандинавию. Харальд стал королем Норвегии в 1047 году. Елизавета родила ему двух дочерей. У Харальда были наложницы, одна из которых родила ему двух наследников. Несмотря на это Елизавета сопровождала мужа в военных походах. В одном из них в Англии он погиб в 1066 году.

Дальнейшая судьба дочери Ярослава неизвестна. Его внучка Ингигерда впоследствии стала королевой Дании. Анна Анна Ярославна, ставшая французской королевой, родилась между 1025 и 1036 годом. До ее будущего супруга дошли слухи о красоте и образованности киевской княжны. Король Генрих I отправил гонцов с богатыми дарами в земли руссов. Этому браку способствовал и венгерский король Андраш I, женатый на старшей сестре Анны.

К тому времени Ярослав Мудрый уже стал влиятельным правителем. Ему не надо было уговаривать иноземных королей на династические браки. Наоборот, видный жених — французский король спрашивал его согласия на брак с Анной.

Королевы, дочери Ярослава Мудрого: почему их судьбы сложились горько

женился на греческой царевне (предположительно дочери византийского императора Константина IX Мономаха), от брака с которой родился князь Владимир Мономах. Династические браки могли заключаться и с совсем маленькими детьми, если не было взрослых кандидатур. 9. Династические браки» на канале «TalanaR» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 23 февраля 2024 года в 17:23, длительностью 00:02:45, на видеохостинге RUTUBE.

Князь Ярослав Мудрый. Его дети и династические связи.

Благодаря династическим связям Ярослав Мудрый оказывал влияние на европейскую политику и имел разностороннюю поддержку правителей сильных держав. Ярослав прекрасно понимал силу династических браков – он и сам женился на шведской принцессе Ингигерде. Таким образом, Ярослав Мудрый породнился со многими европейскими августейшими домами, поставив своего рода мировой рекорд по количеству семейных династических связей. Ярослава Владимировича Мудрого, а сам брак относит к 1018/1019 году2 При этом ряд историков сомневаются в реальности существования Ильи11.

Тесть Европы: как Ярослав Мудрый дочерей замуж выдавал

Князь Ярослав Мудрый. Его дети и династические связи. Ярослав Мудрый заключил ряд династических браков с семьями правителей сопредельных государств, для укрепления влияния Киевской Руси в Европе.
Династические союзы Ярослава Мудрого Использовать династические браки для заключения международных союзов одним из первых стал Ярослав Мудрый.
Значение династических браков при ярославе мудром. Междинастические браки в Древней Руси Ярослав Мудрый построил дружеские отношения со Швецией, а также наладил отношения с Византией, Священной Римской империей и другими странами Европы.
Тесть Европы: как Ярослав Мудрый сроднился с европейскими правителями | Новгородские ведомости При династических браках нередко рассчитывали на будущую военную помощь.

Восемь русских царевен, правивших европейскими государствами

Династические браки дети Ярослава заключили со всеми ключевыми европейскими королевскими домами. Рассмотри схему династических браков детей Ярослава Мудрого и подумай, с какими европейскими странами с помощью них укрепились отношения. женился на греческой царевне (предположительно дочери византийского императора Константина IX Мономаха), от брака с которой родился князь Владимир Мономах. Во времена Ярослава брак членов княжеского семейства с представителями чужеземных династий превратился в самый обычный инструмент заключения политических союзов.

Тесть Европы: как Ярослав Мудрый дочерей замуж выдавал

Тему династических браков в цикле традиционных субботних исторических заметок затронул губернатор Новгородской области Андрей Никитин. Именно так называют новгородского князя Ярослава Мудрого. Ярослав Владимирович — действительно отец, дядя и дед для многих европейских правителей того времени. Мудрый князь понимал, что не только сильное войско обеспечивает безопасность державы. Внутреннюю политику, торговые и политические связи лучше выстраивать посредством заключения междинастических браков.

Сейчас, как и прежде, хотелось бы получить обратную связь от читателей по поводу данного текста. Нет ли фактических ошибок, насколько он ясен, что, может быть по вашему мнению критически важно добавить? Я учел замечания по предыдущей статье, посвященной возникновению и развитию Древнерусского государства в IX-X вв. Новую, улучшенную версию той статьи можно почитать здесь. Итак, приступим к Ярославу Мудрому. Данное событие заложило основы будущего расцвета Руси. Но проявился этот расцвет в полной мере лишь при потомках князя Владимира. Ярослав Мудрый - один из самых выдающихся князей ранней Руси, на период деятельности которого приходится первый расцвет Древнерусского государства. После смерти Владимира в 1015 году вновь разгорелась борьба за власть между его сыновьями. Наиболее агрессивным в этой борьбе был Святополк, убивший своих братьев Бориса и Глеба. Народ очень любил Бориса и Глеба за их праведный образ жизни и потому эти люди стали первыми русскими святыми мучениками, а сам Святополк получил в народе прозвище «Окаянный». Но для того, чтобы получить власть над всей Русью, Святополку Окаянному необходимо было расправиться с еще одним своим братом — Ярославом. Для борьбы с Ярославом Святополк заручился поддержкой поляков, сам же Ярослав нашел союзников в варяжской среде. Четыре года, с переменным успехом, продолжалась междоусобица Ярослава и Святополка. В итоге, Святополк, потерпев поражение в битве на реке Альте в 1019 г. Ярослав, как считается, был человеком очень умным, знал языки, проявлял качества талантливого правителя, за что и получил в народе прозвище «Мудрый». Еще в 1016 г.

Владимир догадывался, что следующей жертвой станет он. Он ушел на север, где набрал наемных бойцов из числа варяг — выходцев из скандинавских народов — и двинулся на Киев, якобы отомстить старшему брату за смерть Олега. Но на деле, мы понимаем, Владимир шел на Киев за престолом. По дороге в Киев из Новгорода Владимир захватил крупный город Полоцк, а в 980 году захватил Киев, убил Ярополка, взял в наложницы его беременную жену будущую мать Святополка Окаянного и стал киевским князем. А что вы знаете об эффективном управлении? Так, Владимир победил в междоусобной войне и стал единоличным правителем. Что первым делом сделал Владимир, взойдя на престол? Первым делом ему нужно было избавиться от наемных варягов, которым он был должен деньги за победу над Ярополком. Владимир заменил их русскими дружинниками, богатырями — героями народных сказаний. Придя к власти в Киеве в 980 году, Владимир решил совершить преобразования, которые должны были по его замыслу объединить народ и укрепить власть князя. А что сильнее всего укрепляет народ и авторитет правителя в древние времена? Правильно, религия. Так, князь Владимир стал инициатором проведения религиозной языческой реформы 980 года. В чем состоял основной смысл религиозной реформы? В Древней Руси существовал политеизм. Богов было много и каждый отвечал за что-то конкретное. Подробнее о политеизме вы можете почитать в статье « Восточнославянские племена и их соседи. Быт, общественный строй, верования и расселение восточных славян ». Владимиру не нравилось большое количество богов, и он решил сделать Перуна — бога грома — главным богом среди всего славянского пантеона. Преобразование оказалось неудачным. Почему религиозная реформа провалилась? Князь не учел небольшую деталь: у каждого племени был свой верховный бог. Кто захочет молиться и приносить жертвы только богу Грома, вдруг это обидит других богов и они перестанут помогать людям? Поэтому религиозная реформа не была принята обществом, но Владимир не остановился и предпринял еще более радикальный шаг. Крещение Руси Выбор религии. В 986 году князь Владимир решил выбрать для своего народа единую веру, которая могла сплотить их и укрепить власть князя на Киевском престоле. Какие религии мог выбрать Владимир? Из летописи нам известно, что Владимир призвал к себе представителей трех религий: христианства, ислама и иудаизма. Например, в исламе был запрет на алкоголь и свинину. Ранее бабушка Владимира княгиня Ольга приняла христианство в Константинополе. Важно: не путайте христианство с православием, так как раскол христианской церкви на православную и католическую произойдет в 1054 году. Что повлияло на выбор христианства? Возможно, Киевская Русь так и осталась бы языческой, если бы Византия не попросила помощи против мятежников. Владимир согласился помочь, но с условием, что за это ему отдадут в жены сестру императора Анну. Владимир оказал помощь, но по окончании военной кампании византийский император не спешил отдавать свою сестру в жены языческому князю. Тогда Владимир со своим войском отправился в Корсунь, он же Херсонес город в Крыму в районе современного Севастополя , чтобы напомнить императору об их договоре. В ходе переговоров было решено, что Владимир примет христианство в этом городе. По возвращении в Киев в 988 году князь крестил народ в водах реки Днепр, куда же были сброшены и языческие идолы. Почему у Владимира столько прозвищ? Принятие христианства имело огромное значение, поэтому в прозвищах отражается отношение к нему всего народа. Васнецов, фреска «Крещение князя Владимира» Но мы знаем, как было на самом деле: Причины принятия христианства: Владимир стремился объединить под своей властью восточные племена, сплотив их верой в единого бога. Принятие христианства могло повысить международный авторитет и способствовать сближению с Византией и другими христианскими государствами.

При династических браках нередко рассчитывали на будущую военную помощь. Если брать Францию, было наивно полагаться на это. Ярослав скорее надеялся на усиление торговли. Харальд еще принцем приезжал на Русь. И сделал предложение Ярославу Мудрому - выдать за него Елизавету. Ему сказали: нужно завоевать доверие, обрести статус. Принц отправился в Византию, пиратствовал в Средиземноморье, добрался домой, получил корону и вернулся в Киев женихом другого уровня. Считается, что поначалу брак был счастливым. Но из-за того, что не появлялись дети мужского пола, король взял фаворитку Тору. Та родила ему сыновей. И, когда король скончался, Елизавета оказалась во власти пасынка. Она родила королю, захватившему власть, сына Шоломона. После смерти мужа бежала к германскому королю Генриху IV, вышла замуж за немецкого графа. Первой «княжной на продажу» оказалась его жена, Анна Византийская. Великой княгиней она была с 988 по 1011 год. Тут история с другой стороны - это она приехала сюда. Есть версия, что Владимир получил Анну «в награду» за оказанную ее брату военную помощь. Другая версия, что наоборот - князь захватил в Крыму Корсунь и потребовал еще и княжну, чтобы войти в сонм европейских правителей. Анна Византийская стала первой княжной, вступившей в династический брак. Русские князья в то время котировались невысоко - как северные варвары. Когда Владимир сватался к Анне, ее дед писал такое напутствие: если северный сосед к вам посватается, ему откажите, потому что неравные нам. Но это явное преувеличение. К полоцкой княжне Рогнеде он сватался, та отказала. Владимир предал Полоцк огню, Рогнеду изнасиловал, она в итоге не считалась венчанной женой. Именно Анна стала настоящей супругой Владимира. К ней сватались и другие. Французский король Гуго Капет хотел своего сына женить на Анне. Были попытки сватовства германских императоров. Когда она выходила замуж за Владимира, ей было за 20. Для того времени - зрелая принцесса. В X - XI веках выходили замуж с 12 лет. Вообще Годунов долго подбирал женихов для своей Ксении.

Династические браки русских князей. Князь Ярослав Мудрый

Династические браки дочерей Ярослава Мудрого Таким образом, династический брак сына Ярослава Мудрого сыграл значительную роль для Киевской Руси.
Значение династических браков при ярославе мудром. Междинастические браки в Древней Руси Во времена Ярослава брак членов княжеского семейства с представителями чужеземных династий превратился в самый обычный инструмент заключения политических союзов.
Князь Ярослав Мудрый. Часть 3. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников Мы расскажем интересно про Династические браки Ярослава Мудрого — заключенные с правящими династиями сопредельных и отдаленных государств, а также с.
Ответы : Страны с которыми Русь при Ярославе Мудром была связана династичискими браками В браке с Ярославом у нее родились 10 детей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий