Так, после снятия блокады Ленинграда обострился жилищный вопрос, так как началась путаница с жильем и квартир просто не хватало для всех. Разумеется, после освобождения Ленинграда от блокады среди первоочередных задач было восстановление разрушенного города. Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной Войны---пример для всех руководителей. В условиях войны Ленинград не мог рассчитывать на большую помощь извне, а восстановление местных предприятий промышленности строительных материалов начиналось и велось относительно медленно. —Ирина Александровна, реэвакуация в Ленинград после прорыва блокады — это был организованный или стихийный процесс?
Подвиг восстановления Ленинграда (1944-1957 гг.)
В связи с этим отделом госдоходов Ленгорфинотдела велась большая работа по контролю за переоценкой продовольственных и промышленных товаров торгующими организациями города по постановлениям правительства с выплатой сумм из бюджета. В самые трудные первые послевоенные годы вся работа Ленгорфинотдела и районных финансовых отделов была направлена на решение основной задачи — выполнение плана государственных доходов из квартала в квартал. Финансовым органам Ленинграда пришлось также провести большую работу по выявлению поступающего в адрес промышленных предприятий города трофейного имущества и взысканию сумм в бюджет. Личная карточка награждённого медалью «За оборону Ленинграда» начальника управления финансирования народного хозяйства И. Из протокола заседания Ленгорисполкома — решение «О бюджете Ленинграда на 1946 г. ЦГА СПб. Денежный знак 100 рублей 1947 г.
Первый заместитель заведующего Ленгорфинотдела в 1940—1949 гг. Докладная записка зав. Калининского райфо Михайлова И.
С 1 июня 1946 г. Иначе милиция выселяла в течение суток». Многих ленинградцев оставили в Челябинске и других городах военной эвакуации, замечает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории обороны и блокады Ленинграда Борис Ковалев. Некоторые предприятия, указывает он, были оставлены в Сибири, на Урале — например, в Челябинске. Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город. Они мечтали попасть домой — к оставшимся там родным, к могилам предков. Но далеко не всем удалось осуществить эту мечту. Многие ленинградцы из-за проблем со здоровьем, подорванным во время войны, погибли, так и не вернулись в родной город. Но Борис Ковалев добавляет, что трагедии блокады и войны объединили многих — старых и новых ленинградцев, а также тех, кто был в эмиграции. Какие специалисты были нужны городу Но Ленинграду для восстановления города нужны были рабочие и инженеры, технические сотрудники. Доктор исторических наук, профессор Никита Ломагин рассказывает, что они, в первую очередь, должны были наладить работу приоритетных отраслей: судостроения, авиастроения, станкостроения, выпуск боеприпасов. Борис Ковалев рассказывает, что в Ленинград со всего Северо-Запада привозили молодых ребят для учебы в ремесленных училищах, где они получали профессию. В воспоминаниях тех людей, которые учились в училищах, говорится, что Ленинград очаровывал и затягивал. Очень многие из деревенских мальчишек и девчонок, которые приезжали учиться, вдруг становились настоящими ленинградцами, любящими свой город, пытающимися его узнать и познать». Поскольку во время войны самым уязвленным слоем населения оказались интеллигенты, не имевшие навыков выживания в столь тяжелых условиях.
В 28 квартирах у родных и знакомых преступников было изъято 150 рулонов шерстяных тканей, 28 рулонов сукна, 46 рулонов шелковой ткани, 732 головных платка и 85 тысяч рублей! Отличительная черта деятельности этой банды состояла в том, что ее главарям удалось установить тесные отношения с некоторыми влиятельными работниками государственного аппарата Ленинграда и области. Для их подкупа бандиты выделили даже специальный фонд в размере 60 тысяч рублей. Несмотря на серьезные усилия, на реформирование ленинградского Уголовного розыска, преступность отступала медленно. Иначе и быть не могло, ибо ее основные причины — послевоенная разруха, тяжелое экономическое положение населения — менялись медленно. Однако, в период с 1946 по 1950 годы Ленинградским городским судом было рассмотрено 37 дел по обвинению в бандитизме, по которым осуждено 147 человек. Воспоминания Тамары Адамовна Лукк. В 1945 - 13 лет. В 1953 год смерти Сталина - 20 лет. В 1964 год смещения Хрущева - 32 года. Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о послевоенных годах, как складывалась судьба, как начали трудовую деятельность? Ответ: До четвертого класса училась в Горках. Экзамены за 4-й класс сдавала в Ославье. Закончила семь классов Тресковицкой средней школы. Зимой в Тресковицах жили неделями сперва по частным домам, потом в общежитии при школе , а с весны до раннего снега пешком по лесной дороге, 5-6 человек. В 1949 году окончила семь классов, исполнилось 16 лет. Поехала в Ленинград поступать в инструментально-музыкальный техникум математика шла хорошо , не удалось, заболела мама. Но поступать куда-то было надо В Выборге годичная школа "счетовод-бухгалтер" по двойной системе, союзного значения. В Выборге нас посылали на практику в деревни. Разгуливать в темноте мы остерегались, потому, что часто приходили финны в свои бывшие дома и уходили со словами - мы еще вернемся. К тому времени их всех выселили и население было вологодским, в основном. В 50-ом году вступила там в комсомол. Когда вернулась никому не сказала и на учет не встала. Но в дальнейшем с мужем обсуждали и вступление детей в комсомол и в партию и одобряли, считая, что это придает ответственности человеку. Ни я, ни муж в партии не были, но по работе мне предлагали вступить не раз. Партийными у нас все пастухи были. Начала работать в своем колхозе счетоводом и работала пока не вышла замуж. Колхоз был очень скромный. Оплата производилась трудоднями, потому в колхозе велся громадный учет. Например, скосить конкретное поле стоило три трудодня. Его можно было скосить за день, заработав эти три трудодня. В конце года набиралась сумма трудодней. За каждый можно было что-то получить. Например, по 5 грамм меду, по 3 грамма шерсти. У меня за первый год накопилось 800 трудодней включая учебу. По результатам работы колхоза оценивалась стоимость одного трудодня, в зависимости от того как сработал колхоз. В 50-ом году в нашем колхозе он стоил 5 копеек и в конце года я получила 160 рублей за 800 трудодней. В 54 году, уже в Тресковицах в богатом колхозе "Штурм" трудодень стоил 10 рублей. Вопрос: Доводилось ли в эти годы выезжать из деревни и зачем? Ответ: В Ленинград ездила каждую неделю на рынок продавать молоко, масло, сметану. Этим и жили. В 1946 году часто ездила в Нарву за хлебом, здесь его купить было негде. В Нарве целых домов совсем не осталось, жили в подвалах. Ленинград тоже был очень сильно разрушен. Вопрос: Платили ли налоги? Ответ: Налог платили со всего: за корову, за яблоню, за скотину, за землю... Два кило шерсти, кило масла, сколько-то яиц. Хоть есть у тебя куры, хоть нет, а яйца сдашь. Приемные пункты были в Волосово. Не скажу как в городе, а в Волосово в магазинах у нас было все. Денег не было. Вопрос: А чем кормили скотину? Ответ: Поросенка кормили травой, зерном, картошкой. Это теперь воображают, а у нас все сами выращивали. Лен сеяли. Вопрос: Было ли медобслуживание в послевоенное время? Ответ: С медициной после войны было лучше, чем сейчас. Тогда больницы открывались, теперь закрываются. Сегодня мне чтобы в больницу попасть надо направление получить в амбулатории. Амбулатория в Большой Вруде, работает по расписанию, автобусы, практически, не ходят, потом в Волосово. Очень стало плохо. Вопрос: Много ли пили алкоголя в деревне и были ли бездельники? Ответ: У нас совсем не пили - финская деревня. Ну, может где-то, кто-то, но я не знаю. Пиво варили, это да. Лентяи наверно были, как и везде, но не особо. И не из-за водки. На то, какие сейчас, ничего похожего. У женщин вообще моды не было. Раз в году, когда все убрано, на "праздник урожая" женщины варили какой-то квас, что ли, хмельной, а может какой подобный напиток. Самогонки вообще не помню. Но у нас в доме мужчин то не было... Пиво варили. Особенно у мамы хорошо получалось. Это не брага была, брага другое - калью по-фински. Бочка с квасом всегда была. Вопрос: Когда появилось электричество? Ответ: Для нас, простых людей, электричество появилось в 1957 году. До этого электричество подавалось от дизеля, который работал на известковом заводе, но не всем, только работникам завода, в школу, сельсовет, на водонапорную башню. Простые люди использовали керосиновые лампы для освещения. Керосин продавался. С появлением электричества стало очень хорошо. Вопрос: Где Вы брали воду? Ответ: В деревне было три колодца, мы брали воду с ближайшего "на Федотке". Чтобы принести два ведра требовалось минут 40. Позднее появилась деревянная водонапорная башня для снабжения фермы, но там нам давали воду неохотно. Вопрос: Ваш родной язык финский, мужа эстонский.
Спустя 75 лет после победоносного окончания Великой Отечественной войны, пытаясь осмыслить масштабы и значение небывалых по размаху и энтузиазму ремонтно-восстановительных и реставрационных работ, можно уверенно утверждать, что это был важнейший этап в истории ансамбля. Несмотря на тяжелейшие испытания военного времени, реставраторам удалось осуществить задуманное и выполнить свой святой долг — не допустить утрату ценнейшего памятника национальной культуры. Леонтьев, ГМЗ «Петергоф». В петровскую эпоху плоскости потолков не оставляли без украшения — их заполняли росписями и лепкой. Монплезир не стал исключением. Росписи были выполнены во всех помещениях дворца, за исключением кухни: в Парадном зале, пяти комнатах, двух галереях и павильонах-люстгаузах. Для их исполнения летом 1718 г. Генерал-архитектор Жан-Батист Леблон дал ему прекрасную характеристику: «…Пильман живописец гротеске и арабеске и украсительных вещей есть только один сего таланта, который обретается в службе у вашего императорского величества. Можно употребить его писать потолоки и ламбри в палатах Петергофских и других…». Дворец Марли, разрушения. Как летний дворец, изначально он не предназначался для отопления и проживания в зимнее время. Возможно, именно поэтому Пильман выбрал для монументальной росписи более сложную технику — темперу по сухой штукатурке, а не масло по холсту. При благоприятных условиях такие произведения сохраняются весьма длительное время. Устройство потолочных перекрытий оказалось очень подходящим для долгой жизни живописных плафонов в подобных условиях. Они состоят из деревянных балок, довольно тонкой дощатой подшивки 2,5—5,0 см , под которой расположена дранка из щипаных березовых прутьев. На дранку нанесены известковый намет, гипсовый грунт, а затем живопись. Кроме того, на чердаке дворца не сделано утепление, что также сыграло существенную роль в сохранении расписанных потолков. На некоторые росписи негативно повлияло неблагоприятное время их исполнения. Так, работы в западной галерее и люстгаузах проводились в холодное время года с февраля по апрель. Поэтому спустя всего лишь 17 месяцев, в октябре 1722 г. Бушуев, М. Хотя мастера заранее предупреждали, что в зимнее время в холодном помещении работать нельзя, «а ежели де держать в ней жар или печь поставить, и оттого де сверху угар велик и в морозы от тепла станет мокнуть, а внизу де теплу быть не можно…». В 1725 г. Спустя 27 лет в документах Гоф-интендантской конторы указывается, что в 1752 г. Местоположение Монплезира на самом берегу Финского залива, где от бушующих волн его отделяла лишь подпорная стенка из валунов и небольшая терраса, также обусловило необходимость частых ремонтных работ из-за сырости и после неоднократных наводнений. В 1902 г. Успенский отметил, что «после наводнения в 1770 году Монплезир капитально ремонтируется. Надо отдать справедливость — весьма толково. Характер петровского времени сохранен вполне. По документам известно, что в 1823 г. В 1856 г. Комаров сообщил в Петергофское дворцовое управление, что «на будущее необходимо иметь в виду в Монплезире правку плафонов». В 1898 г. Министерство Императорского Двора даже утвердило план по капитальному ремонту всех зданий Монплезира, который начали претворять в жизнь в начале XX в. В 1913 г. В то время плафоны Пильмана по своему колориту были уже неузнаваемы. Нет данных о проведении каких-либо работ в Голландском домике до 40-х гг. Петергоф оккупировали фашистские войска. Через два года и четыре месяца, 19 января 1944 г. В последнем акте Дирекции дворцов-музеев от 22 сентября 1941 г. Оконные и дверные проемы зашиты досками. Комнаты освобождены от убранства…. Совсем иную картину увидели сотрудники музея 31 января 1944 г. Даже маленькие павильоны на концах галерей кажутся совсем целыми…». Однако Монплезир оказался «поврежден гораздо серьезнее, чем это казалось с первого взгляда. Боковые галереи лишились не только рам своих больших окон-дверей, но и части подпорных столбов. Вопреки стихиям и невзгодам Монплезир опять выстоял, уцелел. Из его подвалов саперы вынули пять мин замедленного действия. На морской террасе фашисты построили дзот, а рядом установили орудие. В Монплезирском саду расположили несколько блиндажей. Парадный зал дворца использовали в качестве прохода между террасой и садом, а жилые комнаты — в качестве караульного помещения: здесь соорудили двухъярусные нары, для отопления установили печки-времянки, их трубы вывели в дымоходы через изящную лепку каминов. Сначала показалось, что росписи сильно пострадали, но уже в процессе реставрационных работ обнаружилось, что повреждения некоторых плафонов незначительны. Удалось установить, по каким причинам они возникли: протечки, конденсат, перепады температур, механические повреждения, в том числе от взрывной волны, осколочных попаданий и вандализма оккупантов. Самые значительные утраты произошли из-за протечек кровли: были повреждены известковый намет и гипсовый грунт, в некоторых местах было ослаблено их сцепление с дранкой, и появились осыпания вместе с красочным слоем. В некоторых местах, наоборот, известковый намет и гипсовый грунт с красочным слоем оставались целыми, а дранка была поражена гнилью и жучком-точильщиком. В этом случае поздние поновления росписей масляными красками отрицательно сказались на их сохранности. При кратковременных протечках отсутствие утепления чердака дает возможность известковому намету и гипсовому грунту просохнуть самостоятельно. Кроме того, свойство темперных красок позволяет испаряться влаге с их поверхности. Масляный красочный слой, наоборот, задерживает испарение, и, если протечка не устранена, сначала разрушаются гипсовый грунт и известковый намет, а потом гниет древесина, на которой они держатся. В Монплезире от протечек пострадали кессонированные потолочные перекрытия и три падуги в Парадном зале, значительная часть плафона в Спальне Петра I, северо-западный медальон в Секретарской, а также росписи в галереях и люстгаузах. Плафон Буфетной до реставрации. Северо-западный угол дворца разрушился от взрывной волны, и часть росписи в Морском кабинете Петра I погибла. Провалилась крыша восточного люстгауза. Фигура Аполлона в куполе центрального зала была изрешечена пулями. Поскольку потолочные перекрытия достаточно тонкие, на чердаке можно передвигаться исключительно по балкам. Хождение по дощатой подшивке неизменно приводило к образованию трещин на живописи и даже к осыпанию красочного слоя, что и произошло во время войны. На состоянии росписей негативно сказалось использование печек-времянок, размещенных фашистами в Спальне и Кабинете Петра I, Секретарской, Лаковом кабинете. При нагревании помещений разогревались росписи, гипсовый грунт, известковый намет, а со стороны чердака, наоборот, происходило сильное охлаждение. Все это способствовало появлению конденсата. Длительный срок такого состояния ослабил грунт, и он начал отслаиваться вместе с росписями в виде небольших чешуек. Кроме того, плафоны в указанных интерьерах покрылись копотью и потемнели. Жар, исходивший от печек, отрицательно повлиял и на живопись Парадного зала, хотя он не отапливался. Дело в том, что теплый и влажный воздух вырывался из теплых помещений и, соприкасаясь с холодными потолками в зале, конденсировался. При низкой температуре эта влага намерзала на росписях, ослабляя красочный слой. Летом 1945 г. К сожалению, имена многих реставраторов остались неизвестными для потомков, сведения о других ограничены только фамилией и инициалами. Поскольку самые большие повреждения случились из-за протечек, в первую очередь на крыше промазали все щели. Параллельно архитекторы четвертой мастерской Ленпроекта Л. Гольдвассер и Б. Кикин составили проект реставрации Парадного зала, галерей и люстгаузов21. В следующем году отремонтировали перекрытия, соорудили временную кровлю, после чего произвели консервацию дворца, а в восточной галерее поставили поддерживающую конструкцию перекрытий, чтобы избежать их обвала вместе с росписями. В 1947 г. Казанская и А. Гессен начали работу над проектом пяти жилых комнат и кухни. В восточной галерее была проведена консервация живописи. Научные сотрудники Петергофа Н. Архипов, М. Андреева, Н. Удаленков, М. Тихомирова собирали необходимые для реставрации рисунки, чертежи и фотографии по архивам, музеям и библиотекам. Без этих данных выполнять реставрационные работы было невозможно. Все это требовало времени, но живопись не могла ждать, она могла погибнуть. Поэтому первоочередной задачей специалисты считали «не удаление поздних записей, которые можно удалить в любое время, а сохранение и консервацию разрушающегося красочного слоя росписей такими, какими они сохранились на сегодняшний день». Эти работы были проведены в 1950 г. Слева Плафон Морского кабинета Петра I до реставрации. Конец 1940-х. Какие цели теперь преследовали реставраторы? С 25 июля до 23 октября 1951 г. С наступлением холодной погоды все работы пришлось приостановить. Следующий период начался только через четыре года и продолжался шесть лет 1955—1961. Перед реставраторами стояла задача не только укрепить живопись, но и расчистить ее от поздних записей. Здесь возникает довольно деликатный вопрос о том, насколько правомерны подобные методы. Дело в том, что в прошлом некоторые ученые доказывали «недопустимость удаления позднейших наслоений для возвращения первоначального вида сооружению» и призывали «сохранять изменения, которые объект претерпел на протяжении веков». Подобной точки зрения до сих пор придерживаются отдельные специалисты. Нередко это оправдано. Однако, как можно убедиться на примере росписей сей Монплезира, расчистки от старых ремесленных записей бывают необходимы для того, чтобы сохранить и не утратить бесценный памятник.
Вы точно человек?
В апреле ленинградские власти решили начать восстановление города, не дожидаясь окончания войны. Видео о Объявление о полном снятие блокады Ленинграда 27 01 1944, Что происходило в Ленинграде в первый день блокады, Музей обороны и блокады Ленинграда после обновления. Видео о Объявление о полном снятие блокады Ленинграда 27 01 1944, Что происходило в Ленинграде в первый день блокады, Музей обороны и блокады Ленинграда после обновления. Зоосад в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда (1941-1945). Очень немногим известно, что Ленинградский зоосад продолжал свою работу в течение всей Великой Отечественной Войны. На нем – восстановление Ленинграда после войны и блокады.
Город Ленинград восстанавливали после Блокады еще 30 лет.
Возрождение с 22 января 2024 по 4 августа 2024 Место проведения: Петропавловская крепость, Инженерный дом К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Внимание! В экспозиции представлено около 500 музейных предметов: произведения живописи и графики, плакаты, листовки, документы, фотографии, книги, открытки, предметы военного и блокадного быта. Первый зал выставки посвящен истории освобождения Ленинграда от блокады в ходе Битвы за Ленинград — самого длительного за все время Великой Отечественной войны сражения, продолжавшегося с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года. В этом разделе можно увидеть ордена и медали, знаки отличия, оружие, знамена, личные вещи воинов Красной Армии, участвовавших в битве за Ленинград.
Центральное место в экспозиции, конечно, занимает, медаль «За оборону Ленинграда», выпущенная на Ленинградском Монетном дворе. Эта награда была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года, до конца войны медалью были награждены около 600 тысяч блокадников. Посетители выставки смогут увидеть трофейные предметы награды, знаки отличия, предметы быта, обмундирование немецко-фашистских войск из собрания музея и предоставленные поисковым отрядом «Рейд» входит в Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России».
Главной памятной датой для ленинградцев и бойцов Ленинградского фронта стало 27 января 1944 года. Это дата полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, дата «ленинградской Победы». В этот день город на Неве ликовал и праздновал, гремел праздничный салют.
В самые трудные первые послевоенные годы вся работа Ленгорфинотдела и районных финансовых отделов была направлена на решение основной задачи — выполнение плана государственных доходов из квартала в квартал. Финансовым органам Ленинграда пришлось также провести большую работу по выявлению поступающего в адрес промышленных предприятий города трофейного имущества и взысканию сумм в бюджет. Личная карточка награждённого медалью «За оборону Ленинграда» начальника управления финансирования народного хозяйства И.
Из протокола заседания Ленгорисполкома — решение «О бюджете Ленинграда на 1946 г. ЦГА СПб. Денежный знак 100 рублей 1947 г.
Первый заместитель заведующего Ленгорфинотдела в 1940—1949 гг. Докладная записка зав. Калининского райфо Михайлова И.
Гужкову о проверке кассовых операций за декабрь 1947 г.
Для открытия движения поездов между столицами по главному пути Октябрьской железной дороги предстояло в сжатые сроки восстановить сильно разрушенный участок Поповка — Любань — Чудово — Дубцы. Работать приходилось в условиях тридцатиградусного мороза и сильной пурги. На участке Поповка — Дубцы из глубоких минных колодцев, шахт и тоннелей было извлечено более 10 тыс. В кратчайшие сроки был возведен большой мост через реку Волхов вблизи станции Чудово, восстановлены пути и станционные устройства.
Аэропорт «Пулково» Проектирование еще до войны поручили немецкому архитектору Генриху Майзелю. Строительство началось в 1936 г. Заканчивал объект советский инженер-строитель Александр Гегелло.
В результате здание сохранило изначальные черты конструктивизма. Источник изображения: collectionerus. Аэропорт начал функционировать в 1951 г.
Сейчас это комплекс «Пулково-2». Пулково-2, наши дни. Источник изображения: avatars.
Стадион «Динамо» Построен в 1929 г. Помимо футбольного поля здесь были большие раздевалки, легкоатлетические площадки, причал, теннисные корты. Стадион во времена СССР.
Источник изображения: l-oko. Одна из построек стадиона, наши дни. Цементный завод в Пикалево Был заложен в 1930-х.
С него ведется история поселения, которое задумывалось как жилой район для работников производства. Там сразу же построили несколько домов, столовую, школу. Строительство завода в Пикалево.
Источник изображения: pikalevo. Пленных отсюда никуда не увозили, а размещали прямо на строительной площадке. В лагере содержалось более 1500 чел.
Все были отлично устроены, обеспечены хорошим пайком.
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ДОМОВ
Восстановление послевоенного Ленинграда. Стремянная улица, 1946 г. Санкт-Петербург 07.11.2021. Государственный комитет обороны Советского Союза 29 марта 1944 года принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году». В 1948 г. был принят Генеральный план развития Ленинграда, предусматривающий послевоенное восстановление города и новое капитальное строительство в окраинных районах, в том числе на Охте и Пороховых. Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период. На нем – восстановление Ленинграда после войны и блокады. Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны считается одним из страшнейших событий в русской истории.
Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев
Вот получается, что после Войны грязь проникла на 1 см в мраморные поверхности. Послевоенное строительство Еще во время блокады был разработан план восстановления Ленинграда. «От войны к миру: восстановление исторического центра Ленинграда после блокады». Зоосад в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда (1941-1945). Очень немногим известно, что Ленинградский зоосад продолжал свою работу в течение всей Великой Отечественной Войны. Было поручено восстановить Ленинград как столичный город, а также центр военной промышленности и точечного машиностроения Блокада Ленинграда стала одной из самых трагичных страниц в истории Великой Отечественной войны.
Восстановление энергетики Северо-Запада после Отечественной войны
В 1948 г. был принят Генеральный план развития Ленинграда, предусматривающий послевоенное восстановление города и новое капитальное строительство в окраинных районах, в том числе на Охте и Пороховых. Парторганизации Москвы и Ленинграда возглавляли два ждановских выдвиженца — Попов и Попков, Ленгорисполком возглавлял Лазутин. Восстановление послевоенного Ленинграда. Стремянная улица, 1946 г. Санкт-Петербург 07.11.2021. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. История восстановления послевоенного Ленинграда символична — это поучительный пример, показывающий способность России к экономической и социокультурной регенерации после пережитых потрясений, считает политолог. «Ущерб, причиненный предприятиям Ленинграда. Восстановление после полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944–1946 гг.)».
Финансовая служба Ленинграда в первые послевоенные годы
В тот же день такой же поезд прибыл из столицы в Ленинград. Отметим, что одновременно с этим ленинградские и московские железнодорожники уже готовили в первый после снятия блокады Ленинграда рейс легендарный экспресс "Красная стрела". Регулярное движение старейшины фирменных пассажирских поездов в России было восстановлено 20 марта 1944 года.
Перенестись в родной Петроградский район постарались виртуально. И деревья были большими, и развлечения другими. Это Крестовский остров.
Наши мальчики там занимались прыжками с парашютом. Весной всегда там ходили, потому что хорошо дышалось. Там можно было бегать, прыгать, всё что хотелось делать».
После войны Зоя Алексеевна всю жизнь работала учителем: даже два года преподавала в посольстве в Корее, потом каждый день ездила в школу на Пулковские высоты. Так что со знанием дела ставит оценку. Петроградский район запомнился ей добрым, любящим и умным.
Оценку поддерживают и те петербуржцы, что младше в пять раз.
В то время хлебный паек рабочих составлял 800 граммов в день, служащих — 500 граммов, иждивенцев и детей — 300 граммов. Кроме хлеба, паек на месяц включал для рабочих — 1,8 кг. Мяса, 800 граммов масла, 900 граммов сахара, 2кг. Крупы; для служащих, иждивенцев и детей — вдвое меньше.
У Пулковских высот началось строительство аэродрома «Шоссейная» , с 1932 года начались авиаперевозки в Петрозаводск , Лодейное Поле и Москву [14]. Позже налаживались региональные перевозки, в том числе в Архангельск , Витебск , Киев и Мурманск. В 1951 году было открыто здание аэровокзала [96]. Во время блокады Ленинграда транспортное сообщение города было изолировано, перестали ездить паровозы и прибывать суда [44].
Культура[ править править код ] В сталинский период культурным и событийным эпицентром СССР стала Москва, поэтому именно с ней ассоциируется сталинский период, Ленинград же стал рассматриваться, как одна из главных метрополий СССР [23]. Так как исторический центр был практически не тронут, за Ленинградом начал укрепляться статус города-музея [23]. Город оставался важным культурным центром, центром театрального искусства [17] , одним из центром кинематографа [97] и колыбелью советских детских стихов [98]. Академия художеств. Графическая мастерская, 1939 год В Петербурге оставалась сильной дореволюционная культура, вступавшая в яркий контраст с советской стилистикой, продвигаемой в средствах массовой информации [23]. Агрессивно навязываемая советская идеология приводила к романтизации среди горожан деклассированных элементов — преступности, бродяжничества и проституции [23]. В городе формировалась субкультура, противоположная официальной культуре, сочетавшая старый городской романс , переплетённый с криминальным миром [23]. Выдающиеся достижения в обороне Ленинграда доказали особую роль Ленинграда в Великой отечественной войне, о обороне и блокаде Ленинграда говорили за границей [99]. Это повысило гордость и самосознание ленинградцев [99] , ещё в 1944 году многие улицы города получили старые дореволюционные названия [76].
Это повлияло и на то, что ленинградские партийные деятели начали проявлять самостоятельность [36]. Советское руководство было раздражено такой тенденцией, в восхвалении подвига ленинградцев они увидели принижение роли Москвы и Сталина в победе над немцами. В рамках Ленинградского дела произошёл разгром ленинградской верхушки. Блокада Ленинграда стала запретной темой [33] , роль Ленинграда в победе принижалась и умалчивалась [33]. Созданный музей обороны Ленинграда был разгромлен в 1949 году, его экспонаты — уничтожены, а работники музея — репрессированы [33]. Екатерининский собор после сноса. Имевшиеся в Ленинграде церкви закрывались, разорялись и осквернялись, если их не сносили, то приспосабливали под учреждения или склады [2]. Так как храмовые помещения были крайне неудобны для их приспособления под нужды тех или иных учреждений, зачастую здания переделывали до неузнаваемого состояния [8]. В Казанском соборе устроили музей истории религии и атеизма, залы собора превратили в экспозиции разных религиозных культов, в том числе ислама, буддизма и народных верований [101].
Религиозные праздники — рождество , крещение , воздвижение , пасха , благовещение были запрещены. Это не мешало многим ленинградцам тайно праздновать их [102]. Новый год праздновать и покупать новогодние ёлки не запрещали [102]. После войны впервые была затронута тема о необходимости сохранения некоторых храмов, как культурных памятников, начались выделяться деньги на восстановление некоторых важных церковных построек, например Александро-Невской Лавры [8]. После войны всё громче звучало мнение о необходимости сохранения дореволюционных зданий, в том числе и храмов прежде всего, как культурно-исторических объектов [8]. Пропагандистская культура[ править править код ] Демонстрация 1 Мая, 1934 года Главной темой в культурной повестке сталинского периода выступало прославление социалистического строя и трудовые подвиги рабочих и крестьян [100]. В Ленинграде строились дома культуры , в которых обустраивали обширные залы, где организовывались периодические лекции по марксизму-ленинизму [103] , вечера участников революционного движения , торжественные собрания трудящихся, устраивались встречи с партийными деятелями, писателями и учёными [103]. В домах культуры также устраивали театральные представления известные театральные коллективы, вечером устраивались вечера отдыха с танцами и концертами при участии самодеятельных музыкальных и творческих объединений [103]. Преобладающим и одобряемым государством художественным жанром был социалистический реализм [104].
В домах культуры также организовывались кружки спортивной гимнастики, декламации, вышивки, кройки, шитья и вязания [103]. В 1937 году был открыт Дворец пионеров в Аничковом дворце, где работали десятки клубов и кружков, где с детьми встречались выдающиеся учёные, писатели, композиторы и спортсмены [105]. Просветительским центром стал Шереметьевский дворец , где посетителей знакомили с достижениями естественных и точных наук и позволяли опробовать разные научные устройства [105]. Тем не менее на фоне роста населения, в Ленинграде ощущался недостаток досуговых центров или библиотек, в некоторых районах, например Московском они отсутствовали вовсе [55]. Главными праздниками были так называемые «красные дни» — день солидарности трудящихся 1 мая, годовщина Октябрьской революции 7 — 9 ноября, в социалистические праздники устраивались массовые мероприятия, в которые вовлекалась значительная часть населения [102]. Город обильно украшался красными флагами с портретами Сталина и Ленина. Устраивались военные парады [102]. Демонстрации часто приобретали эстетику карнавала, с впечатляющими инсталляциями и представлениями [102]. Спорт[ править править код ] Ленинградская физкультурная организация была одной из крупнейших в СССР, несмотря на неразрывную связь спорта и советской государственной идеологии, культура спорта и многочисленные спортивные организации появлялись ещё в дореволюционном Петербурге на рубеже XIX и XX веков, однако в спорт тогда была вовлечена малая доля населения знатного происхождения [106].
Занятие спортом было одним из столпов советской идеологии, в спорт вовлекалась рабочая молодежь.
Ленинград, миграция, часть 3-я: послевоенный период
Эту дату в некоторых источниках называют датой возобновления строительства ленинградской подземки. Это не совсем точно: фактически сооружение метро возобновилось еще в 1946 году, однако неотложные нужды восстановления городского хозяйства не позволяли придать этим работам должный размах. Статья по теме: Лисья гора. К июню метростроевцы прошли одиннадцать шахтных стволов, проложили 645 метров штолен к будущим путевым тоннелям и даже успели вырыть котлован под сооружение наклонного хода станции «Кировский завод». Начало войны заставило прекратить стройку. Шахтные стволы заложили мешками с песком, в штольнях выполнялось бетонирование, однако, поскольку завершить работы по консервации не удалось, шахты пришлось затопить. Еще не закончилась война, а бюро горкома ВКП б 23 ноября 1944 года приняло постановление «О проведении подготовительных работ по возобновлению строительства метрополитена в Ленинграде».
Но работы начались не сразу. Слишком нереальной казалась тогда даже сама мысль о продолжении дорогостоящего подземного транспортного строительства. Да и возникал вопрос: надо ли вообще строить метро в Ленинграде, ведь в нем после освобождения от блокады остались лишь 546 тысяч жителей?
В результате военных действии Ленинграду был нанесен огромный урон.
За весь период войны немецко-фашистские захватчики сбросили на город более 5 тысяч фугасных и 100 тысяч зажигательных бомб, а также около 150 тысяч артиллерийских снарядов. В городе было разрушено и повреждено около 5 миллионов квадратных метров жилой площади, 500 школ, 170 лечебных учреждении и других, пострадал почти каждый дом. Противник разрушил и повредили сотни ценнейших исторических памятников русской и мировой культуры. Постановлением намечалось восстановить город как крупнейший индустриальный центр страны с сохранением присущих ему профилей промышленного развития - малой металлургии, турбостроения, электроэнергетики, станкостроения, приборостроения, промышленности строительных материалов.
В апреле состоялся пленум городского комитета партии, на котором были подведены итоги героической борьбы ленинградских трудящихся с немецко-фашистскими захватчиками и всесторонне обсуждены мероприятия по выполнению постановления. Вслед прошло общегородское собрание партийного актива, в районах и на предприятиях - партийные собрания.
С масляной живописью гораздо проще в этом отношении: положил и сразу видишь, что будет. Но в конце концов, ко всему приспосабливаешься за долгие годы работы. И к каждой работе, конечно, индивидуальный подход. Техническая составляющая самая трудоемкая, нужно подготовить все, подобрать тона. А уже потом просто рисуешь, этому нас и научили в архитектурно-художественном. Двадцать два года я трудилась в Царском селе.
А остальные двадцать три — во дворцах Петербурга, а также в Петергофе и Гатчине. Пожалуй, только в Павловске не работала. По ним я и восстановила изображения и технику их написания. На такой ткани вообще сложно рисовать, потому что краски расплываются. И вот была одна художница из Мухинского училища сегодня — художественная академия имени Штиглица, - прим. Мы шелк выгладили потом, он остался вроде гладким, но с изломами. Я же стала просто смачивать его, а потом гладить утюгом, чтобы высохла ткань. Кроме этого, восстановила двери Опочивальни, потолком опять же занималась в «Верхней ванной».
Какой работой из числа последних вы гордитесь? Полотно висело в Гатчинском дворце, который как раз в начале девяностых реставрировали. И вот какой-то пьяница влез на леса, открыл окно и украл портрет. Причем он свернул его в обратную сторону, что плохо для красок. Если живопись масляную снимают с рамы, всегда заворачивают краской вверх, а не внутрь, потому что иначе они треснут. А этот хулиган еще и поспал на портрете. Когда это случилось, я работала в Шереметевском дворце, вот туда на листе фанеры картину и доставили мне на реставрацию. Процесс восстановления длился не меньше года, потом его отправили обратно в Гатчинский дворец.
Мы хорошо делали ценные для искусства вещи. К нам даже приезжали из-за границы поляки и немцы делиться опытом, они сами задавали вопросы по поводу наших технологий. Что он в себя включал? Эта организация проводила исследования, а потом нам давали задание и историческую справку. Прежде чем рисовать, нужно было провести техническую реставрацию. Каждый объект обладал своими особенностями. Допустим, нам нужно было восстановить рисунок на потолке, а он часто бывает симметричным.
То есть, чтобы восполнить недостающий кусок, нужно было с уцелевшего места снять кальку. Потом мы прокалывали иголкой дырочки по всему рисунку, прикладывали к потолку и тампоном с толченым древесным углем слегка припорашивали, чуть-чуть нажимая и постукивая вдоль изображения. Так уголь оставался на потолке, было видно, где рисовать. Тогда этим занимался завод художественных красок, который выпускал и масляные, и темперные. Последними я, например, рисовала на шелке. Кроме этого, обстановка была тяжелая. Например, из-за того, что отсутствовали цветные фотографии, мы сами рисовали метр стены, которую будем реставрировать, со всеми трещинками, паутинами, ржавчиной.
И по этому куску в инспекции сметчики определяли, сколько восстановление будет стоить. А как-то раз нас отправили реставрировать Большой дворец в Петергофе. Так как было очень холодно, акварельные краски замерзали, и мы с собой брали в термосе кипяток, чтобы их разогреть. И сами условия для работы там непростые: между этажами были только балки в воздухе полуметровой ширины, и по ним мы пробирались на купеческую лестницу. Как только не боялись? Физически было очень трудно. Например, чтобы расписать потолок, нужно было упереться в него руками.
И вот в одной руке ты держишь что-то типа указки, на конце которой тампон из ваты и марли, чтобы не поцарапать потолок, а предплечье второй руки ставишь на подставку для опоры.