В преддверии юбилея Сталинградской победы особое внимание уделяется участникам легендарной битвы на Волге, очевидцам тех страшных событий, детям Сталинграда.
ЭСТАФЕТА ПАМЯТИ Заметки участника Сталинградской битвы
5 героев Сталинградской битвы, которые вышли из нее живыми - Православный журнал «Фома» | На 103 году жизни в Уссурийске умер участник Сталинградской битвы. |
«Я пишу с того света»: воспоминания детей военного Сталинграда стали историей | Все ветераны Сталинградской битвы получили юбилейные медали в честь памятной даты. Николай Иванович Бритвин воевал на четырех фронтах. |
Ветераны ВОВ поделились воспоминаниями о Сталинградской битве | участниках Сталинградской битвы. |
К 75-летию победы в Сталинградской битве | Бои под Сталинградом начал я будучи командиром роты курсантов курсантского полка 17 июля 1942 года на станции Суровикино, куда было переброшено 2-е Орджоникидзевское военно-пехотное училище, преобразованное в курсантский полк и подчиненное 62-й армии. |
Анатолий Мережко: я дрался за Сталинград | Ветерану Сталинграда нужно в ноги поклониться, а не оскорблять его. |
Сталинградская битва глазами простого солдата
После выступления пошли к дому Павлова. Принято решение дом восстановить. Сколько тебе комнат? Можно пять и шесть, с красивым балконом". Павлов отвечает: "Спасибо, но жить в этом доме я не смогу.
Милые друзья, ведь на каждой лестничной площадке, залитой кровью, лежали мои боевые товарищи, тяжело раненные и убитые. У меня на каждой ступеньке будет перехватывать дыхание, а то и останавливаться сердце.
Наш рассказ — о героях Сталинграда, вышедших живыми из этой жесточайшей битвы. Иван Павлов впоследствии — архимандрит Кирилл Образ почившего в 2017 году архимандрита Кирилла Павлова, духовника Троице-Сергиевой лавры, принимавшего исповедь у трех Патриархов, слабо вяжется с Великой Отечественной войной. Между тем отец Кирилл, в 40-е годы XX века еще Иван Павлов, прошел всю войну , приняв участие и в кровопролитной Сталинградской битве. И именно после боев за «южные ворота» России с красноармейцем Павловым произошло чудо, впоследствии перевернувшее всю его жизнь.
Будущий священник нес службу на границе с Китаем, где и застали его вести о начале войны. Осенью 1941 года часть Ивана Павлова перебросили на Волховский фронт, где солдат в первый раз оказался на волосок от гибели под Тихвином. Немецкий бомбардировщик атаковал советских воинов, стоило им сойти с поезда. Многие товарищи Павлова в тот день погибли, а он выжил. Весной 1942-го солдат получил ранение во время расчистки минных полей, и в живых остался только благодаря своевременной медицинской помощи. Иван вернулся в строй и вскоре уже держал с товарищами оборону в окопах Сталинграда.
По воспоминаниям отца Кирилла, смерть подстерегала солдат на каждом шагу. Тысячи немецких бомбардировщиков атаковали город с воздуха. Сталинград превратился в единый пылающий костер. А 7 сентября Павлов был снова ранен. Зиму 1942—1943 будущий священник провел, лежа в ледяных окопах. Умереть можно было не столько от вражеской пули, сколько от холода и болезней.
Бойцы закутывались в шинели, сверху накрываясь трофейными немецкими. Провизию подвозили только ночью, ради безопасности продуктовых обозов. Еда была холодной. Несмотря на тяжелейшие условия, солдаты не просто выживали, но и находили силы на совершение боевых подвигов. Так, Иван Павлов в составе минометного расчета уничтожил около сотни гитлеровцев. Уже после завершения Сталинградской операции, в разрушенном городе, среди развалин дома Павлов случайно заметил книгу.
Среди множества наград ветерана - три ордена великой отечественной войны. У дома вишни расцвели. А у меня в глазах навек горячий снег.
Кровавый снег», - сказал Николай Бритвин - ветеран Великой Отечественной войны. Своими воспоминания о войне делится и Михаил Николаевич Пеймер. На его страницу в социальных сетях пришли десятки трогательных сообщений.
События той зимы помнит, как сейчас. В конце ноября советские войска окружили фашистов. После этого началась ликвидация армии вермахта.
Сталинградская битва, которая изменила историю и переломила ход всей Второй мировой войны, продлилась с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года и закончилась полной победой советских войск. Оборонительный этап операции продолжался до 18 ноября 1942 года, а с 19 ноября начался наступательный этап [15]. Всё меньше становится непосредственных участников боевых действий Сталинградской битвы, так как в 2023 году отмечалось уже 80 лет со дня её окончания, ветеранов сегодня практически не осталось в живых. Но свидетелями тех событий были и юные очевидцы: дети и подростки, которые непосредственно находились на территории Сталинграда с июля 1942 года по февраль 1943 года. Многие из этих свидетелей до сих пор проживают в Красноармейском районе Волгограда. Наша гимназия ведёт активную работу по сбору воспоминаний и тесно взаимодействует с ассоциацией «Дети военного Сталинграда». Ещё в 2002 году была создана рукописная «Книга памяти», в которой детство молодых очевидцев нашло своё отражение Приложение 1.
Почти 20 лет эта книга оставалось доступной только для учащихся гимназии, анализа этих воспоминаний и попыток придания им научного исследования не проводилось. Поэтому в связи с приближением 80-летия победы советского народа в годы Великой Отечественной войны, которую наша страна будет отмечать в 2025 году, мы посчитали необходимым сделать комплексное изучение данных воспоминаний с тем, чтобы открыть их для широкой общественности. В силу этого работу «Ещё раз о войне глазами юных очевидцев» мы считаем актуальной. Цель работы: создать объективный образ войны периода Сталинградской битвы глазами детей. Задачи исследования: Изучить и сопоставить различные источники и литературу по данной проблеме, включая мемуары, интервью. Найти и проанализировать сохранившиеся записи. Проанализировать поведение детей во время эвакуации сталинградцев в советский тыл и нахождение их на территории Красноармейского района и города в данный период.
Исследовать роль Сталинградской битвы на повседневную жизнь мирных жителей Сталинграда в представлении юных свидетелей. В процессе работы была выдвинута рабочая гипотеза: доказать, что свидетельства детей военного Сталинграда являются достоверными источниками исторической информации. Объект исследования: воспоминания детей о войне. Предмет исследования: «повседневная жизнь» жителей Сталинграда с июля 1942 года по февраль 1943 года. Методологическую основу нашего исследования составляет совокупность общенаучных и специальных исторических методов. Данная работа базируется на основных принципах исторической науки: историзма и научности и основана на конкретно-историческом подходе к анализу поставленной проблемы, использовании сравнительного и описательного методов, систематизации, критической интерпретации источника. Сегодня в исторической науке известно практически всё о военных событиях того времени.
Однако, речь о жизни горожан в разрушенном Сталинграде заходит крайне редко. А судьба мирного населения города и переполнявших его с июля по август 1942 года «иногородних» оставалось долгое время практически неизвестной. Внимание учёных, историков, деятелей культуры и искусства постоянно привлекают величие подвига защитников Сталинграда, огромные масштабы и значение битвы на Волге. Даже простое перечисление библиографии занимает несколько десятков страниц и содержит сотни работ. Проблема, сформулированная в данной работе, крайне редко становилась предметом специального и комплексного исторического исследования, хотя отдельные и весьма важные ее составляющие затрагивались в работах отечественных ученных. Анализ научной литературы позволяет выделить два хронологических периода в ее изучении. Первый, советский, охватывает период с 1943 до конца 1980 - х годов.
Несмотря на то, что отдельные этапы первого периода отличаются подходами и тематикой изучения, методологическая база всего обозначенного периода оставалась неизменной. Второй период, начавшийся с 1990 - х годов и продолжающийся до сегодняшних дней — принято называть современным. Данный период отличается тем, что в нем происходит изменение привычных методов исследования, формируются новые подходы и взгляды на повседневную жизнь мирного населения Сталинграда глазами детей. Многие исследователи считали, что воспоминания юных очевидцев не являются достаточно объективными, поэтому как исторические источники они не рассматривались. Кроме того, в период первого этапа тема повседневности была закрытой и для общества, и для исследователей. Основная причина — это строгий контроль всех сфер жизни общества, идеологический запрет на издательство работ, не соответствующих сталинскому времени. В начальный период выпущено несколько статей и монографий, повествующих о жизни в Сталинграде.
Первой крупной работой, изданной в 1943 году, является «Героический Сталинград» Э. Автор воссоздает широкую панораму битвы. Большое внимание уделяют освещению героизма воинов Красной Армии и тружеников города Сталинграда. Необходимо выделить, что в конце 1958 года появляются два важнейших труда. Основной и главной работой в изучении жизни женщин в дни Сталинградской битвы является труд А. Зарубиной «Женщины на защите Сталинграда». В данной работе собран огромный материал, повествующий о несломленных войной женщин Сталинграда.
Также в работе систематизированы собранные отрывки воспоминаний, дневниковые записи, чтобы читатели в полном объеме смогли увидеть реальную картину тех ужасных дней. К 25-летию Сталинградской битвы свет увидела работа В. Красавина «Оборона Сталинграда - подвиг народа». В основе его работы лежат рассказы о людях родной земли, прошедших нелегкие испытания, нравственное становление детей, справившихся с суровыми днями Сталинградской битвы. Второй период очень разнообразен: снимается цензура, рассекречиваются документы. Именно во втором периоде историографии большое внимание начинают уделять вопросам повседневной жизни. О повседневности гражданского населения написано значительное количество работ.
Об эвакуации населения Сталинграда в первые дни Сталинградской битвы пишет Скворцов М. В данной работе автором описаны всевозможные пути эвакуации людей из осажденного города, как шли пешим ходом в ужасные морозы, только бы выбраться из осады. Трагедия мирного населения Сталинграда, пережившего самую страшную битву, многие десятилетия после Великой Отечественной войны не затрагивалась. Возрастает интерес к теме участия мирного населения в Сталинградской битве и, в первую очередь детей, переживших битву. О детях пишет такой автор, как Егорова Г. Монография данного автора содержит много иллюстраций, фотографий, цитат из дневников, повествующих о жизни людей в Сталинграде. Представлена полная информация о жизни детей во время бомбежек.
Также автор обратил внимание на содержание детей — сирот и больных, для которых создавались специальные приемные пункты. Таким образом, современный этап в историографии характеризуется появлением новых научных работ, рассматривающих различные вопросы в повседневности в дни Сталинградской битвы [12]. Глава 1. Поведение детей во время эвакуации сталинградцев в советский тыл и нахождение их на территории Красноармейского района и города. Война пришла в Сталинград быстро. Ещё накануне дети готовились к новому учебному году, а уже 23 августа 1942 года противник прорвал оборону 62-й армии, подошёл к городу и обрушил на него армаду бомбардировщиков. Огромный город был объят пламенем Приложение 2.
В отечественной и зарубежной литературе публицистического характера часто можно встретить такую точку зрения: Сталин запретил эвакуацию, чтобы не подорвать свой престиж и не вызвать панику; эвакуация населения из Сталинграда целенаправленно не проводилась, а началась стихийно уже после жестоких бомбардировок города. Доходит до того, что якобы Сталин вместо полномасштабной эвакуации бросил все население на защиту города. В данном случае имеет место нарушение причинно-следственных связей и неверное истолкование фактов. Эвакуация за Волгу в это время уже шла полным ходом [17]. Из 700 тысяч жителей Сталинграда до начала бомбардировки было эвакуировано не более 45 тысяч. Значит, 23 августа в городе находилось 655 тысяч человек. Вычтем из этого числа 40 тысяч погибших во время бомбардировки и определим таким образом, что эвакуации подлежало 615 тысяч человек.
Архивные источники подтверждают: с 23 августа по 14 сентября из города за Волгу было вывезено 323 тысячи человек. Если в среднем по стране из прифронтовых районов вывозили одну треть населения, то из города эвакуировали более половины.
Ему было 8 лет, когда началась Сталинградская битва. Воспоминания очевидца.
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ СТАЛИНГРАД | Материал по рассказам участников Сталинградской битвы | Сталинградская битва стала началом коренного поворота во Второй мировой войне, спасла наш народ и весь мир от коричневой чумы. |
Сталинградская битва глазами простого солдата — 35 гвардейская стрелковая дивизия | Лидия Корнева, ветеран Сталинградской битвы Это страх божий. |
Отделение Российского исторического общества в Ульяновской области | О воспоминаниях участника этого сражения корреспонденту интернет-издания «Подмосковье сегодня» рассказала Людмила Чалых – дочь Анатолия Поповича. |
«Сталинград. 1942–1943»: Главархив представил книгу к 80-летию окончания Сталинградской битвы
В фонде Президентской библиотеки собраны тысячи электронных документов, посвящённых Великой Отечественной войне и, в частности, Сталинградской битве. В этот день победой Красной армии завершилась Сталинградская битва — главное сражение ХХ века. участник Сталинградской битвы полковник Куропатков Евгений Петрович. 2 февраля 1943г. была закончена Сталинградская битва. В честь Победы все участники сражения получили медали «За победу под Сталинградом».
Воспоминания участника операции «Уран». К 80-летию контрнаступления Красной армии под Сталинградом
Правление Ингушского регионального отделения Союза женщин России приняло решение рекомендовать изучение работы «Воины-ингуши в Сталинградской битве» на внеклассных часах и других мероприятиях в образовательных учреждениях Республики Ингушетия. С этой целью в адрес Председателя Народного Собрания РИ направлено соответствующее обращение с приложением текста работы Асет Магомедовны Абдурзаковой.
Аграфена перебралась на территорию за Советской больницей в Дзержинском районе.
Ходили в комендатуру, просили. Сама больная, дети. Придут, посмотрят, плечами пожмут, некуда девать, все равно погибнут.
Громили нас очень сильно, били, стреляли в нас. Немцы вывозили сохранившуюся в элеваторе пшеницу. Обозниками стали пленные русские, к каждому был приставлен солдат вермахта.
Сталинградцы пытались купить у них муки, но те брали по 200-300 рублей, отдавали мешок, а другой солдат через час приходил и отбирал. Люди остались без денег и хлеба. Пришлось перейти на конину.
Выйдешь на дорогу, где Советская больница, там бараки страшные были. Выйдешь к баракам, русских пленных попросишь... Видно, что лошадь все равно падает.
Он ее пристрелит. Мы забирали это лошадиное мясо и питались им. Потом, когда немцев окружили, они сами стали есть конину.
Нам оставляли ноги, головы и кишки. Когда к концу подошло, так и этого ничего не стало. Они сами все себе тащили, нам оставляли только одни копыта и кишки.
Если увидят конину, сейчас отберут. Особенно когда пригнали румын из Калача, когда Калач наши заняли, мы думали, что они нас всех поедят живыми. Голодные были.
Мороз такой, они почти раздетые, жутко смотреть было.
Командир 1-й батареи Жуков, начальник разведки дивизиона Юра Лужин и я, командир 2-й батареи. А еще подружился с нами помпотех дивизиона Сергей Марфин. Ночью, когда солдаты засыпали прямо на боевых местах, мы нередко собирались на тридцать-сорок минут, отрывая их от сна, чтобы передохнуть, выпить остатки, у кого они сохранились во флягах, и...
Марфин брал гитару, и мы пели «втихаря» полюбившиеся песни из репертуара Утесова, Козина, Шульженко. А потом курили и мечтали. Но мечтали не о шикарных коттеджах во Флориде или Испании, не о возможности жить в респектабельных районах Лондона, Парижа или Манхеттена, не о валютных вкладах в европейских банках. Мы мечтали о Победе, о восстановлении разрушенных городов, о превращении страны в общий цветущий парк Победы.
Мечтали о любви. О будущих семьях. О детях. И еще мы мечтали, что после нашей Победы страна будет свободной, ни от кого независимой великой Державой.
Представляете, какой восторг царил в войсках 19 ноября того 1942 года, когда фланги немцев с двух сторон были нами прорваны и огромная армия фашистов оказалась в котле. Добивать немцев было поручено Донскому фронту, а Юго-Западный ринулся вперед на Днепр. Мы понимали важность своей задачи, но все равно про себя завидовали наступающим.
Ему - 98 лет, но битву под Сталинградом память хранит. Пиджак с увесистыми орденами и медалями Сергею Шуваеву помогает надевать дочь. А он в свои 98 лет с улыбкой отказывается, всё сам — так привык! Сергей Шуваев один из немногих оставшихся в живых защитников Сталинграда. В Великую Отечественную войну он прошел с боями от Волги до Кенигсберга.
Сергея Шуваева призвали в армию в 17 лет.
Анатолий Мережко: я дрался за Сталинград
Сталинградская битва. Воспоминания детей военного Сталинграда. Дорогие друзья! Хотя прошел юбилей Сталинградской битвы, но в нашей Волгоградской области мы его будем отмечать весь 2018 год. Ветеран Великой Отечественной войны Павел Вербин из Бакалинского района за время всех своих боев ни разу не был ранен. Битва за Сталинград (17 июля 1942 г. — 2 февраля 1943 г.) стала самым кровопролитным сражением Второй мировой войны и положила начало коренному перелому в ней. Наш рассказ — о героях Сталинграда, вышедших живыми из этой жесточайшей битвы.
«Все горело в огне»: дети Сталинграда поделились воспоминаниями
Битва за Сталинград (17 июля 1942 г. — 2 февраля 1943 г.) стала самым кровопролитным сражением Второй мировой войны и положила начало коренному перелому в ней. Наш рассказ — о героях Сталинграда, вышедших живыми из этой жесточайшей битвы. Началось Сталинградское сражение. В. Баранов, кандидат исторических наук, участник Сталинградской битвы. Живых участников Сталинградской битвы сегодня осталось очень мало, с одним из них, 97-летним ветераном Алексеем Буфетовым, встретился Sputnik.
Сталинградская битва 70 лет спустя: воспоминания участника
Но задумываемся ли мы, что действительно это означает? Ведь война в первую очередь затрагивает простых людей. Принято говорить: война оставила глубокий след в истории каждой семьи. За этими словами — судьбы миллионов людей, их страдания и боль потерь. Летом 1942 года началась невиданная по своему значению, размаху и напряжению битва на подступах к Дону и Волге. Сталинградская битва, которая изменила историю и переломила ход всей Второй мировой войны, продлилась с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года и закончилась полной победой советских войск.
Оборонительный этап операции продолжался до 18 ноября 1942 года, а с 19 ноября начался наступательный этап [15]. Всё меньше становится непосредственных участников боевых действий Сталинградской битвы, так как в 2023 году отмечалось уже 80 лет со дня её окончания, ветеранов сегодня практически не осталось в живых. Но свидетелями тех событий были и юные очевидцы: дети и подростки, которые непосредственно находились на территории Сталинграда с июля 1942 года по февраль 1943 года. Многие из этих свидетелей до сих пор проживают в Красноармейском районе Волгограда. Наша гимназия ведёт активную работу по сбору воспоминаний и тесно взаимодействует с ассоциацией «Дети военного Сталинграда».
Ещё в 2002 году была создана рукописная «Книга памяти», в которой детство молодых очевидцев нашло своё отражение Приложение 1. Почти 20 лет эта книга оставалось доступной только для учащихся гимназии, анализа этих воспоминаний и попыток придания им научного исследования не проводилось. Поэтому в связи с приближением 80-летия победы советского народа в годы Великой Отечественной войны, которую наша страна будет отмечать в 2025 году, мы посчитали необходимым сделать комплексное изучение данных воспоминаний с тем, чтобы открыть их для широкой общественности. В силу этого работу «Ещё раз о войне глазами юных очевидцев» мы считаем актуальной. Цель работы: создать объективный образ войны периода Сталинградской битвы глазами детей.
Задачи исследования: Изучить и сопоставить различные источники и литературу по данной проблеме, включая мемуары, интервью. Найти и проанализировать сохранившиеся записи. Проанализировать поведение детей во время эвакуации сталинградцев в советский тыл и нахождение их на территории Красноармейского района и города в данный период. Исследовать роль Сталинградской битвы на повседневную жизнь мирных жителей Сталинграда в представлении юных свидетелей. В процессе работы была выдвинута рабочая гипотеза: доказать, что свидетельства детей военного Сталинграда являются достоверными источниками исторической информации.
Объект исследования: воспоминания детей о войне. Предмет исследования: «повседневная жизнь» жителей Сталинграда с июля 1942 года по февраль 1943 года. Методологическую основу нашего исследования составляет совокупность общенаучных и специальных исторических методов. Данная работа базируется на основных принципах исторической науки: историзма и научности и основана на конкретно-историческом подходе к анализу поставленной проблемы, использовании сравнительного и описательного методов, систематизации, критической интерпретации источника. Сегодня в исторической науке известно практически всё о военных событиях того времени.
Однако, речь о жизни горожан в разрушенном Сталинграде заходит крайне редко. А судьба мирного населения города и переполнявших его с июля по август 1942 года «иногородних» оставалось долгое время практически неизвестной. Внимание учёных, историков, деятелей культуры и искусства постоянно привлекают величие подвига защитников Сталинграда, огромные масштабы и значение битвы на Волге. Даже простое перечисление библиографии занимает несколько десятков страниц и содержит сотни работ. Проблема, сформулированная в данной работе, крайне редко становилась предметом специального и комплексного исторического исследования, хотя отдельные и весьма важные ее составляющие затрагивались в работах отечественных ученных.
Анализ научной литературы позволяет выделить два хронологических периода в ее изучении. Первый, советский, охватывает период с 1943 до конца 1980 - х годов. Несмотря на то, что отдельные этапы первого периода отличаются подходами и тематикой изучения, методологическая база всего обозначенного периода оставалась неизменной. Второй период, начавшийся с 1990 - х годов и продолжающийся до сегодняшних дней — принято называть современным. Данный период отличается тем, что в нем происходит изменение привычных методов исследования, формируются новые подходы и взгляды на повседневную жизнь мирного населения Сталинграда глазами детей.
Многие исследователи считали, что воспоминания юных очевидцев не являются достаточно объективными, поэтому как исторические источники они не рассматривались. Кроме того, в период первого этапа тема повседневности была закрытой и для общества, и для исследователей. Основная причина — это строгий контроль всех сфер жизни общества, идеологический запрет на издательство работ, не соответствующих сталинскому времени. В начальный период выпущено несколько статей и монографий, повествующих о жизни в Сталинграде. Первой крупной работой, изданной в 1943 году, является «Героический Сталинград» Э.
Автор воссоздает широкую панораму битвы. Большое внимание уделяют освещению героизма воинов Красной Армии и тружеников города Сталинграда. Необходимо выделить, что в конце 1958 года появляются два важнейших труда. Основной и главной работой в изучении жизни женщин в дни Сталинградской битвы является труд А. Зарубиной «Женщины на защите Сталинграда».
В данной работе собран огромный материал, повествующий о несломленных войной женщин Сталинграда. Также в работе систематизированы собранные отрывки воспоминаний, дневниковые записи, чтобы читатели в полном объеме смогли увидеть реальную картину тех ужасных дней. К 25-летию Сталинградской битвы свет увидела работа В. Красавина «Оборона Сталинграда - подвиг народа». В основе его работы лежат рассказы о людях родной земли, прошедших нелегкие испытания, нравственное становление детей, справившихся с суровыми днями Сталинградской битвы.
Второй период очень разнообразен: снимается цензура, рассекречиваются документы. Именно во втором периоде историографии большое внимание начинают уделять вопросам повседневной жизни. О повседневности гражданского населения написано значительное количество работ. Об эвакуации населения Сталинграда в первые дни Сталинградской битвы пишет Скворцов М. В данной работе автором описаны всевозможные пути эвакуации людей из осажденного города, как шли пешим ходом в ужасные морозы, только бы выбраться из осады.
Трагедия мирного населения Сталинграда, пережившего самую страшную битву, многие десятилетия после Великой Отечественной войны не затрагивалась. Возрастает интерес к теме участия мирного населения в Сталинградской битве и, в первую очередь детей, переживших битву. О детях пишет такой автор, как Егорова Г. Монография данного автора содержит много иллюстраций, фотографий, цитат из дневников, повествующих о жизни людей в Сталинграде. Представлена полная информация о жизни детей во время бомбежек.
Также автор обратил внимание на содержание детей — сирот и больных, для которых создавались специальные приемные пункты. Таким образом, современный этап в историографии характеризуется появлением новых научных работ, рассматривающих различные вопросы в повседневности в дни Сталинградской битвы [12]. Глава 1. Поведение детей во время эвакуации сталинградцев в советский тыл и нахождение их на территории Красноармейского района и города. Война пришла в Сталинград быстро.
Ещё накануне дети готовились к новому учебному году, а уже 23 августа 1942 года противник прорвал оборону 62-й армии, подошёл к городу и обрушил на него армаду бомбардировщиков. Огромный город был объят пламенем Приложение 2. В отечественной и зарубежной литературе публицистического характера часто можно встретить такую точку зрения: Сталин запретил эвакуацию, чтобы не подорвать свой престиж и не вызвать панику; эвакуация населения из Сталинграда целенаправленно не проводилась, а началась стихийно уже после жестоких бомбардировок города. Доходит до того, что якобы Сталин вместо полномасштабной эвакуации бросил все население на защиту города. В данном случае имеет место нарушение причинно-следственных связей и неверное истолкование фактов.
Эвакуация за Волгу в это время уже шла полным ходом [17].
Поэтому все стояли, что называется, насмерть. И вот дом Павлова. Ведь он оборонялся 58 дней небольшой группой. Там захватили его три человека во главе с Павловым, а потом пришел лейтенант Афанасьев со своим взводом, там укрепились.
Ну во всяком случае где-то два взвода обороняли этот дом 58 дней. Потому что смерть ежесекундно тебя подстерегала. Ну, представьте себе, что такое три тысячи самолетовылетов на заводскую часть? Три тысячи самолетовылетов на ограниченное по глубине пространство. Представьте себе взрыв тонной бомбы.
Разлетались цеха в разные стороны, стены рушились, заводские трубы рушились. Кстати говоря, на заводе «Баррикады» было 13 труб, к концу боев осталась всего одна труба. Ну там сидел наш наблюдатель, который корректировал огонь артиллерии. Вот это аура — во что бы то ни стало отстоять. Приказ нарисовал ужасающую картину, в которой оказалась наша армия, наша Родина и наш народ.
И там, Вы знаете, сам подвиг не считался за подвиг, это считалась обычная рядовая работа. Если солдат, обороняя дом, оставался один, но у него был пулемет, противотанковое ружье, винтовка, он бегал от одного вида вооружения к другому, стрелял, оборонял этот дом один. Вся, Вы понимаете, вся тактика Чуйкова свелась к ведению ближнего боя. Если немцы нас гнали в степи своей волной танков, нависшей над головами авиацией и пехотой. Буквально как морская волна: она, натыкаясь на молы, сразу утихомиривается.
Так и здесь получалось: когда они вошли в развалины города, то они начали бояться. Немец привык воевать, чтоб у него слева, справа был обеспечен фланг, а тактика, которую насаждал Чуйков и которая привилась в армии, — штурмовая группа. В ее состав входила штурмовая подгруппа — это несколько человек, вооруженных легким оружием, в основном гранатами, автоматами, ножами, саперными лопатами; подгруппа закрепления, которая врывалась в объект. Она более многочисленная и имела тяжелое вооружение — станковые пулеметы, ручные пулеметы, противотанковые ружья, а иногда даже орудие. Третья подгруппа — обеспечения, которая обычно состояла из артиллеристов, химиков-огнемечиков, которые обеспечивали фланги, чтобы эту штурмовую группу немцы не контратаковали с флангов.
Они своим огнем отсекали, как бы оберегали эту группу с флангов. И, наконец, резерв. Вот из четырех таких подразделений состояла настоящая штурмовая группа, которая участвовала и в так называемой активной обороне. Мы все время контратаковали. Немцам не давали отдыха, особенно ночью.
Немцы и в степи боялись ночного боя, а тем более в городе. Они так ночным боем и не овладели как следует. А мы, наши солдаты, очень полюбили ночной бой. Для того чтобы обезопасить свои части от ударов артиллерии и авиации, Чуйков приказал сближаться с противником на максимально короткое расстояние, на бросок гранаты. В этом случае немцы не могли бомбить наши боевые порядки, боясь поразить своих.
Не могли обстреливать артиллерией, минометами. С одной стороны, это сближение с противником на 30-40 метров обеспечивало возможность наносить загущенным боевым порядкам немцев больший урон, чем они нашим одиночным бойцам, а с другой, наши тыловые структуры, скажем, штабы батальонов, штабы полков, расположенные несколько глубже, чем передний край, несли большие потери, чем вот эти, передовые части, находившиеся в непосредственной близости от противника. Ведь дело доходило до того, что наши умельцы забрасывали немцев немецкими же гранатами. Немцы бросали гранату из своего окопа, она залетала в наш окоп, наш нерастерявшийся боец брал эту гранату а граната у немцев на длинной ручке была , швырял ее назад, к немцам. Она долетала туда, и только там она взрывалась.
Потому что у них время горения запала было девять секунд примерно. А наша граната — три-четыре-пять. И наши даже так делали: выдергивали чеку и считали «раз-два-три», потом бросали гранату. И только она долетает до окопа немцев и сразу взрывается, уже у него времени подхватить нашу гранату и возвратить ее назад к нам не было. Как начинался и как заканчивался?
Единственное, что всегда хотелось — спать. Потому что связь работала отвратительно. И не только потому, что связь плохая или плохо работали связисты, она непрерывно рвалась от этой бомбежки, от этих обстрелов, от движения танков немецких. И поэтому все управление строилось практически на посылке офицеров связи, особенно в острые моменты боя. Скажем, вот в начале атаки заводского района 14 октября все управление нарушено было.
Больше того, наши радиосредства были не на высоком техническом уровне, и командиры просто боялись пользоваться радиостанциями. Немцы быстро засекали эту станцию и туда производили артиллерийский, или минометный, или авиационный налет. Или выходили на эту волну и вмешивались в разговор настолько, что передать какое-либо распоряжение или получить какие-то сведения было невозможно. Все время они забивали, причем забивали не глушилками какими-то, а просто речевое забивание. Болтали на немецком языке так, что невозможно было понять, о чем мы друг с другом говорим.
Кто-то третий вмешивается и мешает нам. Там был когда-то командный пункт Сараева — это командир десятой дивизии, там, после Царицы... После Царицы — Мамаев курган. После Мамаева кургана — заводская часть. А потом отход на берег реки.
И вот, как ласточкины гнезда, в отвесном берегу Волги были сделаны пещеры. Для командования высокого — поглубже и выбирали потолще над головой. А для остальных хотя бы пещера такая, чтобы можно было от ветра укрыться, кое у кого просто палаткой завешено было там, какой-то дымокурный костерчик. А у начальства печи-буржуйки топились. И широко использовались подвалы, особенно в каменных зданиях хорошие подвалы.
Ну эти подвалы, как правило, занимали такие — до командира дивизии. Но командиры дивизии старались построить и хорошие блиндажи. А командир полка, командир батальона, командир роты в боевых порядках располагались в подвалах. В подвалах располагались медико-санитарные службы, или там собирали раненых, там же были пункты питания. Вплоть до того, что даже баньки строились в этих подвалах, где солдатам можно было помыться зимой.
У меня был такой случай. Возвращался я с автоматчиком, уже выполнив задание, на командный пункт. И, видимо, ночью сбился где-то с пути. А, Вы знаете, заводская часть, помимо того, что здесь были разрушены большие металлические конструкции, завалены дворы и трубы развалены, была вся заставлена железнодорожными составами, разбитыми вагонами, и платформами, и заводскими ветками. И вот где-то я сбился с пути и автоматчику говорю: «Какие-то там тени мелькают, давай-ка, друг, присмотримся.
Ложись ты под одно колесо, я под другое, посмотрим, что такое». Мы открыли по ним огонь, они по нам. Нас двое, а их человек, наверное, шесть-семь, в темноте не видно. Но, в общем, ведем огонь и уже переговариваемся. Я говорю: «В случае чего последняя граната моя».
И вот, Вы знаете, такое состояние, что вот-вот все кончится. И вдруг сзади: «Полундра! В Бога! В креста! Через некоторое время выходят моряки: «Ну, старлей, спасибо».
Я говорю: «Вам спасибо». А он: «Нам нужно было идти в разведку, а здесь ты нам подставил этих самых языков. Вот там несколько языков уложили, а двух взяли — одного раненого, одного живого. Нам не нужно идти ни разминировать ни свои минные поля, ни немцев, ни брать там языка, здесь уже готовый язык». Тяжело было пробираться на остров Людникова, очень тяжело.
Всего — перешеечек, который отделял южный фланг острова от основных сил армии. Всего там 600 метров было, но преодолеть его было невозможно. Немцы не давали на лодках, скажем, приблизиться к берегу. В лучшем случае ночью и то под огнем. Хорошо, когда на бронекатерах туда подходили.
Но когда пошла шуга, а потом большие льдины, связь с левым берегом практически прекратилась. Настали голодные дни. Голодные дни и в отношении пополнения личного состава, и в отношении питания, и, самое главное, в отношении боеприпасов. И скапливалось большое количество раненых. По три-четыре дня не могли раненых вывезти на левый берег, катера уже не пробивались через этот лед.
Были наведены два штурмовых мостика с основного берега на остров Зайцева, сейчас он затоплен, кстати говоря. А посредине Волги был такой остров Зайцевский. Довольно большой — от левого берега его отделяла протока... И в эту протоку вошла колоссальная льдина. И она закраинами зацепилась за берег, и образовался ледяной мост.
Немцы старались бомбить, обстреливать, чтобы его разрушить. Все равно, пользуясь этим самым мостом, с берега переходили на Зайцевский остров, а там — на левый берег Волги. Это уже немножко выручало, и несколько дышать было полегче. Причем Чуйков так говорил: «Лучше сходить три раза в атаку на земле, чем один раз переправиться через Волгу». Немцы обстреливали мельчайшие суда, не только корабли или речные пароходики, которые тоже использовались для сообщения, но и лодки.
А вообще чем питались в это время? Что было? Вплоть до того, что сухари сбрасывали в мешках с У-2. И не всегда эти мешки попадали, к сожалению, к нам, иногда к немцам. И точно так, как и немцы в свое время пытались 14-й корпус обеспечивать по воздуху, многое из того, что предназначалось для немцев, попадало, наоборот, к нам.
Самое страшное было для курящих — доставка махорки. В Сталинграде обычные, привычные в мирной жизни вещи теряли свою цену. Вот такой пример. Иногда лист газеты стоил гораздо больше, чем любая купюра. Из бумажных денег не свернешь цигарку, а здесь можно оторвать кусок, свернуть цигарку или козью ножку и курить.
Баснословно ценились граммофоны, патефоны. Пластинка, если одна была, оберегалась больше даже, чем гранаты. Иголка — на вес золота, больше, чем на вес золота шла. Ее, беднягу, затачивали настолько, что уже там оставалось буквально еле-еле-еле. И особым спросом пользовалась пластинка.
Вот участок обороны в 50 километрах. Помните, тогда «Катюша» — знаменитая песня. И дело доходило до того, что, когда нашим хотелось, чтобы какая-то передышка, заводили эту пластинку. Немцы прекращали огонь, прислушивались, начинали подпевать на своих гармошках или просто слушать.
Он поделился с курсантами и гостями мероприятия своими воспоминаниями боевых сражений. Подробности мероприятия смотрите сегодня в вечернем выпуске Новостей.
Из 7 человек нашего расчета осталось в строю только двое. Один товарищ в то время, когда уже лежал раненым, был ранен еще 2 раза, остальные погибли. Я за этот бой был награжден орденом Красной Звезды» После демобилизации с января по август 1946 года Павел Степанович работал учителем начальной школы Еткульского района. Затем поступил учиться на первый курс естественно-географического факультета учительского института ЧГПИ. С августа 1952 работал на кафедре физической географии ЧГПИ. В 1964-1966 годах был деканом естественно-географического факультета. В феврале 1965 года защитил кандидатскую диссертацию на тему «Природные условия и ресурсы Кустанайской равнины», получив ученую степень кандидата географических наук, а в марте 1967 года был утвержден в ученом звании доцента. Научную работу Павел Степанович проводил по проблеме «Природное районирование лесостепной зоны Челябинской области». Им была опубликована монография «Теоретические вопросы природного районирования», а также 24 научных статьи.
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ СТАЛИНГРАД
Тысячи населённых пунктов были стерты с лица земли, миллионы человеческих жизней унесла война. Ни для кого она не прошла бесследно. Тех, кто героически защищал родину или был свидетелем тех страшных событий, с каждым днем все меньше, и тем бесценнее воспоминания из первых уст. В преддверии 80-летия Победы защитники города на Волге, ветераны Великой Отечественной, дети Сталинграда получают памятные знаки. В этот день его вручили и Людмиле Зубковой. Когда в Сталинград пришла война, ей было 5 лет. Семья жила в Центральном районе.
Исторические последствия победы в Сталинградской эпопее тоже уникальны - произошел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Присутствующим была представлена книжная выставка «Сталинградская битва». В экспозицию выставки включены художественные произведения, мемуары, атлас «Города-герои», карта битвы под Сталинградом. Антологию художественных произведений о Сталинградской битве представляют книги К. Также на выставке представлен уникальный альбом документальных фотографий, сделанных в 1942-1943 г. Библиотекарь познакомила ребят с основными этапами Сталинградской битвы, рассказала о важности одержанной победы, в результате которой 6-я армия фашистов под командованием Ф. Паулюса капитулировала в начале февраля 1943 года. А инициатива войны с этого момента перешла в руки Советской армии. Участники мероприятия познакомились с героями Сталинградской битвы и их подвигами. Ребята с интересом прослушали рассказ о мужестве и героизме защитников дома Павлова. Узнали о снайпере Василии Зайцеве; о матросе Михаиле Паникаха; о связисте Василии Титаеве, о подвигах героев, которые отдали свою жизнь в борьбе с немецкой агрессией, будут помнить вечно. Сейчас на месте прошедших кровавых сражений возведены монументы и памяти, а также обустроена Аллея Славы. Самая высокая статуя «Родина Мать», которая возвышается над Мамаевым Курганом, говорит о настоящем величии данных эпохальных событий и их большом историческом значении. Ребята познакомились с героической битвой под Сталинградом и с именами героев, чей подвиг сохранила история, об историческом значении Сталинградской битвы. О защитниках «Дома Павлова», которые держали оборону 58 дней и ночей и не дали врагу захватить его; о «высоте 102», где шли ожесточенные бои, Мамаевом кургане, каждый квадратный метр которого был пробит тысячью осколков мин и снарядов. Урок мужества сопровождался презентацией «Оборона Сталинграда». С младшими школьниками были организованы громкие чтения книги из серии «Бессмертный полк» Д. Дети с большим интересом прослушали рассказ о советской женщине — летчике-истребителе, сбившей больше всего вражеских самолетов за всю историю авиации, - о Лидии Литвяк, о ее победах и чуде, случившемся с ней в одном из воздушных боев. После прочтения детям была представлена выставка книг о Великой Отечественной войне. На выставке представлена документальная и художественная литература, рассказывающая об этом великом сражении. Это воспоминания участников той битвы — маршалов Г.
Как тяжело это было, сегодня еще могут рассказать участники того страшного сражения. В Год исторической памяти — о том, как переправляли раненых по незамерзшей Волге, в воспоминаниях ветерана, санинструктора Марии Рохлиной.
На этот раз по жилым районам стреляли украинские военные. За долгие годы бандеровской оккупации Балаклеи дочь героя войны Ольга привыкла укрывать отца от оголтелых нацистов, срывавших зло на ветеране. Ольга, дочь ветерана: «Эта наша власть украинская, которая в Киеве сидит, заявила: кто будет носить георгиевскую ленту — будут сажать, дадут от года до 5 лет. И поэтому всех ветеранов, когда их поздравляла местная власть, мэр наш и глава райадминистрации предупредили, чтобы сняли георгиевские ленты с медалей, со всех наград». Укрываясь от обстрелов в бомбоубежище, ветеран Великой Отечественной и его дочь мечтали о встрече с родными, живущими в России, но выбраться из зоны боевых действий самостоятельно они не могли.
«Голод, пожары и мёртвые». Воспоминания детей Сталинграда о ноябре 1942
Сталинградская битва: воспоминания пензенского ветерана Владимира Керханаджева | ГТРК «Пенза» | С момента завершения Сталинградской битвы прошло 80 лет. |
На 103 году жизни в Уссурийске умер участник Сталинградской битвы - Новости | Разрушенный дом Павлова в Сталинграде, в котором во время Сталинградской битвы держала оборону группа советских бойцов. |
Память об участниках Сталинградской битвы | С момента завершения Сталинградской битвы прошло 80 лет. |
Воспоминания жирновчан, участников Сталинградской битвы. Владимир Григорьевич Рянзин – | Василий Демьянович — ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы, старейший житель Нижнетёплого и, вероятно, всей республики, ему исполнилось 100 лет. |
«Сопротивлялись как могли»: ветеран Сталинградской битвы рассказал о боях за город
Новости Совета ветеранов района Тимирязевский. Сталинградская битва в воспоминаниях ветеранов. Исследовать роль Сталинградской битвы на повседневную жизнь мирных жителей Сталинграда в представлении юных свидетелей. Ветеран Сталинградской битвы, 100-летний Александр Ермишкин, который на фронте был связистом, 1 февраля рассказал «Известиям» про свою службу, о том, как побывал в других странах и как прошла битва под Сталинградом. Как в Сталинграде питались лошадиными копытами, умирали по дороге за водой и солдаты вермахта забирали последнюю пшеницу, рассказала оставшаяся в городе в период битвы Агрефена Позднякова.
Ярославский ветеран поделился воспоминаниями о Сталинградской битве
Академик Самсонов написал подробнейший труд «Сталинградская битва». В этот день победой Красной армии завершилась Сталинградская битва — главное сражение ХХ века. Музейно-выставочный комплекс Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета продолжает публикацию воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны об их участии в Сталинградской битве. Рассказ ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945гг., участника Сталинградской битвы, Елисеева Андрея Ивановича, об одном бое с немцами, который произошел в конце декабря 1942 года под. Сталинградская битва коренным образом изменила ход Второй мировой войны, победы советских войск под Москвой и Сталинградом военные историки называют предвестниками победы 9 мая 1945 года.