Разрабатываемый в Харькове перспективный советский танк Объект 490 прозвали самым мощным танком в мире. К этому времени в рамках проекта «490А» успели построить только макетный образец и опытный танк, проходившие испытания в 1983-84 гг. После начала разработки второй версии «Объекта 490А» эта техника осталась не у дел.
Проект «450». Как в Харькове зарождалась идея танка Т-14 «Армата»
Историк танкостроения Алексей Хлопотов опубликовал в своем блоге фото опытного образца предтечи 477-й машины – танк «Объект 490А», создававшийся в рамках темы «Бунтарь». Leopard 2A6, которая досталась российским бойцам в ходе боев за Авдеевку. Объект 490А (Русский: Объект 490А Бунтарь) был Советский экспериментальный основной боевой танк разработан в период с 1981 по 1982 год.[1] Когда-либо было выпущено только два прототипа, ни один из которых не мог стрелять из-за нехватки времени. В интернете опубликованы фотографии секретного советского перспективного танка "Объект 490", разработанного в середине 80-х годов прошлого века. В «Объекте 490» планировался принципиально новый комплекс активной защиты, отсеки в танке отделялись друг от друга специальными перегородками, отсек экипажа имел комбинированное бронирование, наполнителем которого выступало дизельное топливо. У Объекта 490А экипаж не был изолирован в передней части машины, в хорошо защищенном отделении.
"Объект 490" - последний советский проект перспективного танка
Ресурс опубликовал рассекреченные фотографии «Объекта 490» — «Перспективного танка 21-го века». На машине предполагалось размещать силовую установку из двух двигателей общей мощностью до 2000 л. с., пишут «Известия». Существовало два варианта танка Объект 490: с экипажем из двух человек и Объект 490А с тремя членами экипажа. Объект 490 «Тополь», тяжёлый танк периода разрядки (Восточный блок) — сразу после покупки пропуска. корпус делился на 5 отсеков: топливный, двигатели и трансмиссия, вооружение, автомат заряжания, отсек экипажа. Назывался он Объект 490 А и по своей компоновке, вооружению и технологичности не имел конкурентов. Разрабатываемый в Харькове перспективный советский танк Объект 490 прозвали самым мощным танком в мире.
Создание танка XXI века. «Объект 490» Часть I.
Морозова г. Харьков под руководством Н. Шомина ведущий конструктор В. Ковалюх на основе материалов проекта танка «Объект 490» в 1980-1985 годах. Опытный образец танка-демонстратора был изготовлен ХЗТМ им. Малышева г.
На данный момент решена проблема с лицензионным приобретением и производством импортных комплектующих в РФ. Трудно представить вариант «альтернативной истории» развития систем технического зрения в СССР, если бы его не было коллапс, но надежды на компактность и высокую производительность, позволяющую создать визуальный канал, были бы безосновательными.
Круговой обзор из танка был разработан таким образом, чтобы обеспечить его с помощью камер переднего обзора, расположенных на верхней передней части носовой части корпуса и на крыльях, а также камер заднего вида, расположенных в центре корпуса корма корпуса. Также экипаж имел призматические приборы с выводом изображения над окулярами панорамного видоискателя. Виды защиты: броня, активная защита и камуфляж. Броня должна быть значительно увеличена по сравнению с изделиями «225» и «226». Нет танка без брони. Защита решена не из-за толщины, а благодаря новым решениям. Маневренность должна быть улучшена за счет гидромеханической трансмиссии.
Это должно увеличить среднюю скорость движения, сократить время разгона, повысить управляемость, приспособиться к изменениям радиуса поворота машины и обеспечить максимальную обратную скорость. В компоновочных решениях танков 21 века основной упор сделан на обеспечение защиты компонентов танка в соответствии с их вкладом в боевую эффективность. Если первый топливный отсек имел лобовую защиту от пуль на уровне, заданном ТТТ, то последний боевой отсек будет защищен практически в 2-2,5 раза сильнее. Поскольку создание пуль с таким уровнем бронепробиваемости в ближайшее время невозможно, указанное построение компоновочной схемы позволяет обеспечить высокую вероятность выживаемости танка в бою при минимальной массе брони. Макет танка «Объект 490», вид сверху в btvt. Морозов в 1970-е годы, после завершения проектирования и начала серийного производства танка Т-64А. Решения подробно описаны в записях дневников проектирования танков «Объект 450» на тему «101».
В принципе, эта защита была аналогична модулю ДЗ «Дуплет», установленному сейчас на танке «Оплот». Защита башни представляла собой конструкцию, совмещенную с разнесенной броней броневой маской , совмещенную с броней с активными элементами лоб и фланги. Эквивалент защиты от верхней полусферы — 180… 200 от УЯ и 600 от кумулятивных боеприпасов. Однако даже при попадании в эту зону кумулятивных боеприпасов или боеприпасов UY только один из двигателей мог выйти из строя. Крыша боекомплекта представляла собой сборную конструкцию с активными элементами и многослойной броней; в окончательном варианте в нижней части были сделаны «защитные пластины» для уменьшения ослабленных сверху зон защиты. Наружная и центральная части защитных конструкций корпуса и башни были выполнены из высокопрочной стали, внутренние — из стали средней твердости. Это позволило снизить образование потока осколков при пробивании элементов якоря.
Финал описанного П. Гнедаш, Л. Мазуренко, Е. Возможный вариант нестандартной компоновки танка. Деталь образовывала защиту верхнего и среднего пояса танка. Финальный вариант танка от танка «Объект 490»: а — продольный разрез; б — вид сверху без башни и крыши корпуса; 1 — пушка; 2 — башня; 3 — погон башни; 4 — крышка отсека автоматического магазина; 5 — боевое отделение; 6 — кормовые люки экипажа; 7 — отсек автомата заряжания; 8 — отсек электростанции; 9 — топливный отсек; 10- корпус танка; 11, 16 — двигатели; 12, 15, 19, 20 — бортовые трансмиссии для передачи мощности на ведущие колеса переднего и заднего контуров; 13, 14, 18, 21 — ведущие колеса переднего и заднего контуров; 17, 22 — передняя и задняя гусеницы в btvt. Общий размер бронирования составлял 260 мм.
Конструкция обеспечивала защиту не только от атаки боеприпасов по горизонтали, но и от атаки боеприпасов УЯ, кумулятивная сверху. Отсеки бака были изолированы и разделены перегородками — 20 мм для топливного отсека, систем двигателя. Делитель 20 мм между 1 и 2 двигателями. Перед боекомплектом и капсулой экипажа установили перегородки размером 50 мм. В нижней части капсулы экипажа был предусмотрен эвакуационный люк, который также выполнял функции санитарного узла. Броня пола корпуса также дифференцировалась на 20, 50 и 100 мм совмещенная в области топливного и моторного отсека; отсек боеприпасов; капсулы экипажа. Возможные защитные устройства, разработанные НИИ стали 1990-е годы.
Внизу в центре фото перспективного элемента DZ 32E, слева — элемент «Гофра». Габаритные размеры перспективного активного элемента были вдвое меньше серийного 4С22. Это позволило обеспечить большую зону покрытия для защищенных c проекций btvt. Отзывы о танке, как и о любой новой машине, были неоднозначными: танкисты в целом оценили оригинальные технические решения положительно, но некоторые отметили низкую надежность агрегатов и дефекты двигателей. Специально созванная комиссия также раскритиковала новый танк. В итоге нардеп-комиссар обороны Григорий Кулик попросил прекратить производство и приемку Т-34, сделав упор на уже известный БТ-7. Однако руководство завода оспорило это решение на встрече с руководством Наркомата обороны и строительства средних машин, получив разрешение на продолжение работ над танком.
В 1940 году конструкторы существенно доработали Т-34, изменив его башню и внедрив новую пушку Ф-34, а в апреле 1941 года ОКБ под руководством Малышева подготовило к производству «модернизированный» вариант Т-34. Т-34М, который, по мнению экспертов, практически стал новой машиной. Руководству страны Т-34М понравился и срочно захотелось запустить его в производство, но из-за войны практическая модернизация была отложена на будущее. В сентябре 1941 года из-за критической обстановки на фронте началась эвакуация производства ХПЗ из Харькова в Нижний Тагил. Немцы, столкнувшиеся с этим в 1941 году, не верили, что в СССР успеют спроектировать и начать производить нечто подобное. Нацисты были шокированы. Однако Морозов на этом не остановился.
Размещение отсеков танка «Объект 490». При разработке проекта большое внимание уделено защите от боеприпасов, атакующих сверху. Вышибные пластины выполнены в днище отсека АЗ с btvt. На лобовой части корпуса, а также на надгусеничных полках устанавливались камеры переднего обзора. Камера заднего обзора устанавливалась в центральной части кормы танка. По бортам башни устанавливались мортиры системы «Туча» - 12 штук с btvt.
Вид на корму — вторая башня с блоками динамической защиты и дополнительным вооружением, установлен максимальный угол возвышения пушки. Мортиры КАЗ «Штандарт» в кормовой части и бортах отсека экипажа. В кормовой части отсека два люка экипажа, люк механика-водителя снабжен иллюминатором для вождения по-походному кормой вперед с btvt.
Также имелись спаренный пулемет и два пулемета ПВО, расположенных сзади по сторонам башни. Предлагалась также и установка легкой 23-30мм автоматической пушки, хотя она и не была утверждена. Боеприпасы были изолированы от экипажа и МПУ башни для улучшения выживаемости в случае прямого попадания по боекомплекту. Сенсорная система пушки состояла из двух панорамных прицелов и отдельного панорамного тепловизора. Броня[ править править код ] Ключевым качеством защищенности проекта являлось разделение внутреннего пространства на отсеки, из которых и состоял корпус. Экипаж размещался в капсуле, причём оба члена экипажа имели полный набор средств управления.
Бензобак также был изолирован и имел внутренние перегородки для уменьшения потери топлива при пробитии. Он располагался перед отсеком экипажа, выступая в качестве дополнительной защиты.
Шойгу проинспектировал выпуск танков и «Солнцепеков»
Новый вариант «Объекта 490» стал уже совсем другим танком. Топливный отсек, отсек систем двигателя и силовой установки, а также отсек основного вооружения расположили в передней части танка. пушка; 2 - башня; 3 – погон башни; 4 – крышка отсека автомата заряжания; 5 – отсек экипажа; 6 – кормовые люки экипажа; 7 – отсек автомата. Ресурс опубликовал рассекреченные фотографии «Объекта 490» — «Перспективного танка 21-го века». На машине предполагалось размещать силовую установку из двух двигателей общей мощностью до 2000 л. с., пишут «Известия». В статье рассматривается этап начала работ над перспективным танком восьмидесятых годов, объектом 490.
«Объект 490А»: две версии одного перспективного танка
Морозова ХКБМ в конце 1980-х и начале 1990-х годов, но доведенного только до макетной стадии. Полноразмерный макет перспективного советского танка «Объект 490», разрабатывавшегося в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению имени А. Морозова ХКБМ , снимок 1989-1991 годов. Вооружение - 152-мм пушка 2А73 с автоматом заряжания с двумя горизонтально расположенными конвейерами, 30-мм гранатомет на задней башне и два 7,62-мм пулемета ТКБ-666. По периметру танка и в шахтах между бортами отсека экипажа для поражения целей, атакующих сверху были размещены 26 мортир КАЗ «Штандарт» с btvt. На «Объект 490А» была установлена пушка калибра 125 мм разрабатывался вариант 130 мм , и разговоры о повышении калибра продолжались уже давно. Начались споры о том, какой калибр выбрать - 140 мм или 152 мм. В этот момент генерал Литвиненко, глава НКТ ГРАУ Научный комитет главного артиллерийского и ракетного управления , сделал диаграмму очень хорошо и четко демонстрирующую насколько эффективен калибра 152 мм для танка. С этого момента калибр 152 мм был принят для будущего проекта, и никто никогда не возвращался к этому вопросу.
Компоновка отделений танка «Объект 490А» успешно дошел до стадии строительства и испытаний опытного образца. В 1983-84 гг.
Часть технических решений получила одобрение, а другие нуждались в дальнейшей проработке. Кроме того, к ОБТ теперь предъявлялись обновленные требования, результатом которых стала существенная переработка проекта. Вторая версия Прирост огневой мощи модернизированного 125-мм орудия посчитали недостаточным для гарантированного решения боевых задач. В связи с этим второй вариант «Объекта 490А» перестроили под более мощную 152-мм гладкоствольную пушку. Применение нового орудия повлекло за собой перестройку боевого отделения. Также вносились иные коррективы, связанные с результатами прошедших испытаний. Компоновка машины в целом осталась прежней, но боевое отделение серьезно переделали. Орудие осталось в вынесенной установке, а под ним теперь располагались устройства автомата заряжания. Места командира и наводчика поместили у бортов отделения — по бокам от автоматики. Механизированные укладки для безгильзовых выстрелов с ЗИФ находились в передней и задней части отделения.
Под ними и под местами танкистов проходил кольцевой конвейер. В задней части башни предусматривался подъемник для подачи выстрелов к пушке. При всей своей сложности и большом объеме, предложенный автомат заряжания вмещал 40 выстрелов. С точки зрения СУО новый танк «490А» серьезно отличался от старого. Оптоволокно плохо показало себя на испытаниях, и его заменили стандартными приборами и телевизионными устройствами. В состав бортовой электроники предложили ввести аппаратуру комплекса активной защиты. Его РЛС должны были монтироваться на бортах башни, автоматика управления — внутри танка. Обновленный проект «Бунтарь» был готов в 1984 г. Можно было строить макеты и опытный образец, проводить испытания и делать выводы. Но ничего этого не произошло.
Танк с высокими характеристиками предлагается перестроить в соответствии с текущими требованиями и технологическими возможностями. Так, 152-мм орудие следует заменить системой калибром 140 мм, разработанной в странах НАТО. Бортовую аппаратуру необходимо перестроить с использованием современной элементной базы. Згурец утверждает, что один из построенных в прошлом ходовых макетов ОБТ «Нота» планировалось показать в прошлом году на киевском параде, посвященном Дню независимости. Это событие, как он полагает, вызвало бы «гораздо больший фурор, чем показ российской «Арматы» на Красной площади». Однако от публичной демонстрации макета отказались. Тем не менее, эксперт считает, что «Объект 477А1» следует обновить и поставить в серию. Реализация таких планов самым положительным образом скажется на состоянии украинского танкостроения. Предложения украинского специалиста по бронетехнике выглядит любопытно и, с определенных точек зрения, весьма интересно.
Тем не менее, реальное положение дел весьма сложно, и потому «Объект 477А1» не имеет никаких шансов выйти из стадии опытно-конструкторских работ. Впрочем, это не мешает рассмотреть один из самых интереснейших проектов последних десятилетий, а также оценить последние предложения по его доработке. История проекта с шифром «Нота» уходит своими корнями в первую половину восьмидесятых годов. В то время все советские танкостроительные предприятия занимались проработкой облика перспективной боевой машины нового поколения. Харьковское конструкторское бюро по машиностроению с 1984 года разрабатывало проект под названием «Объект 477». Изначально он имел дополнительное имя «Боксер», которое впоследствии заменили на «Молот». По мере развития проекта к цифрам в обозначении добавилась литера «А». В скором будущем планировалось собрать опытную партию из нескольких десятков бронемашин и провести государственные испытания. Тем не менее, тяжелая обстановка в стране и последующий распад СССР не позволил выполнить все имевшиеся планы.
Отсутствие достаточного финансирования привело к тому, что все немногочисленные «Молоты» отправились на хранение. Фактически эта техника осталась без будущего. Впрочем, всего через несколько лет военные ведомства и оборонные предприятия независимых государств смогли возобновить сотрудничество, благодаря чему развитие харьковских проектов продолжилось. Имеющийся «Объект 477А» предлагалось доработать с использованием тех или иных систем. В таком виде танк получил обозначение «477А1» и имя «Нота». Несмотря на резкое сокращение темпов, работы были продолжены. Заказчиком в рамках нового проекта выступало министерство обороны России. Головным разработчиком являлось ХКБМ; еще несколько предприятий привлекли к работам на правах поставщиков отдельных систем и комплектующих. Следует отметить, что такая международная кооперация в будущем стала одной из предпосылок к закрытию проекта.
Так, корпус предлагалось строить по традиционной схеме, но с размещением всего экипажа под защитой бортов и крыши. Соответственно, использовалась башня с максимальной автоматизацией процессов управления и подготовки к выстрелу. Лобовая часть корпуса получила модульное бронирование общей толщиной порядка 1 м. Борта защищались комплексом из пяти различных средств.
Руководство предприятия доложило министру обороны, что за прошлый год в 2,5 раза был увеличен выпуск тяжелых огнеметных систем, сообщило Минобороны РФ. Этого удалось добиться за счет расширения производственных мощностей, перехода на круглосуточную работу по двухсменному графику и увеличения численности персонала более чем на 1200 человек в прошлом году.
Шойгу поручил увеличить темпы производства дополнительной защиты для танков. Во время осмотра цехов министру доложили, что в настоящее время танки Т-80БВМ оснащаются комплексом средств маскировки «Накидка» и защитным козырьком.
Танки. «Объект 490». СССР мог создать самый мощный в мире танк
Компоновка 490-й модели предполагала экипаж всего из двух человек. Корпус был разделен на изолированные отсеки, отсек экипажа располагался в центре танка и был защищен дополнительными слоями бронирования. Танк получил 125-миллиметровое орудие повышенной мощности под маркировкой 2А66. Прицельные комплексы размещались раздельно, ночной панорамный прицел дистанционно передавал информацию экипажу.
В состав вооружения входила 152-миллиметровая пушка 2А73 с автоматом заряжания с двумя горизонтально расположенными конвейерами, а также 30-миллиметровый гранатомет, установленный в задней башне. Кроме того, машина несла два 7,62-миллиметровых пулемета ТКБ-666. Вид макета танка «Объект 490» сверху. Можно сказать, что по сумме качеств «Объект 490» мог стать самым мощным отечественным танком и наиболее разрушительным из всех когда-либо существовавших или предложенных в качестве концептов. Размещение отсеков танка «Объект 490».
Лобовая деталь корпуса оснащена комбинированными броневыми преградами и встроенной динамической защитой «Контакт-5». Низкопрофильная башня танка представляет собой отливку, в крыше которой имеются по-садочные места для вынесенной установки пушки, входные окна с защитными головками для прицела-дальномера и ночного прицела. Башня танка оснащена встроенной динамической защитой «Контакт-5». Танк вооружён одной стабилизированной в двух плоскостях 125-мм гладкоствольной пушкой-пусковой установкой 2А66М, одним 12,7-мм пулемётом НСВТ-12,7 «Утёс», смонтированным на автономной закрытого типа стабилизированной в двух плоскостях дистанционно управляемой зенитно-пулемётной установке на опытном танке не устанавливалась , и одним спаренным с пушкой 7,62-мм пулемётом ПКТ. Прицельный комплекс танка состоял из двух стабилизированных в двух плоскостях панорамических прицелов командира танка и наводчика орудия, ночной тепловизионный панарамический прицел размещался самостоятельно, справа от автомата заряжания, с дистанционной передачей информации от него экипажу. Обзор экипажу обеспечивали с применением оптико-волоконных устройств, размещенных по периметру башни.
Помимо основного орудия Объект-490 оснащался двумя спаренными 7,62-мм пулеметами и дистанционно управляемым пулеметом калибра 12,7 миллиметра Эксперты отмечали высокий уровень бронирования машины и минимальное число слабых мест. Бронебойные, подкалиберные, кумулятивные — Объект-490 был способен удержать любую атаку. К сожалению, построить успели только один опытный образец. Работу над перспективным проектом прекратили в 1987 году.
Советский танк XXI века
После того как было принято решение о калибре пушки перспективного танка, существующие варианты танков Объект 490 «Тополь» и Объект 490А «Бунтарь» потребовали полной перекомпоновки. Сайт опубликовал рассекреченные фотографии Объекта 490, разработанного советскими инженерам в 1980-х и названного ими танком XXI века. Интересной особенностью компоновки танка Объект 490 было использование ствола орудия в качестве воздухозаборника ОПВТ (высота подъема 4,6 м с максимальным углом возвышения 30 ° назад).