мечеть Айя-София - стал платным: иностранцам за билет придется отдать 25 евро (830 турецких лир. На момент моего визита в храм Святой Софии больше всего меня поразили ангелы. В православном соборе Святой Софии в Стамбуле проходит первый за 86 лет пятничный намаз. Владимир Путин обратил внимание коллеги на значительный общественный резонанс, который вызвало в России решение изменить статус храма Святой Софии в Стамбуле.
Платно или бесплатно — плевать: дело не в этом. Что я думаю о новостях про стамбульскую Айя-Софию
Айя-София не закроется во время реставрации / Турция : Достопримечательности / | Собор Святой Софии – часть объекта «Исторические районы Стамбула», вписанного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. |
В СМИ появились кадры осыпающейся кладки собора Святой Софии в Стамбуле | Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула (значительно превосходящие её по величине). |
Часть мозаик в Айя-Софии будут закрывать на время мусульманских богослужений | Власти Турции планируют реставрацию мечети Айя-София — бывшего патриаршего православного собора Святой Софии, сообщило 31 октября агентство «Анадолу». |
В СМИ появились кадры осыпающейся кладки собора Святой Софии в Стамбуле | Решение турецких властей о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса мечети может "повлиять на ход истории" и не служит укреплению мира и межрелигиозной гармонии. |
Не все доступно даже мусульманам: новые правила посещения собора Святой Софии | Реставрационные работы начались в мечети Айя-Софии в Стамбуле для усиления сейсмоустойчивости конструкции, пишет Habertürk. |
Кто построил Собор Святой Софии в Турции, который объединил две религии
Здесь вас поразит храм Святой Софии, построенный 1,5 тысячи лет назад, и Османский дворец, построенный в 19 веке. Айя-София по хорошему подавляет любой скептицизм, циничность и искушенные попытки причислить её всего лишь к достопримечательностям Стамбула. Собор Святой Софии (Айя-София) сегодня — В Стамбуле умерла знаменитая кошка Айя-Софии Гли. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже подписал указ, разрешающий проводить в Святой Софии мусульманские молитвы.
Популярное
- Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев - Новости
- Собор Айя-София в Стамбуле: тайны, мистика, история, советы туристу
- В Турции решили сделать платным вход в мечеть Айя-София для туристов
- Не будите крестоносца. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию
«Мы на пороге культурной катастрофы». Храм Святой Софии в Турции хотят превратить в мечеть
Напомним, Айя-София была построена во времена Византийской империи и стала главным храмом страны. После завоевания Константинополя ныне Стамбула в 1453 году османскими войсками, церковь была превращена в мечеть. В 1935 году Святая София приобрела статус музея. В 2020 году президент Турции Тайип Эрдоган подписал указ, по которому Айи-София опять стала действующей мечетью.
Казалось бы, подобные торговые сделки, никак несовместимы и невообразимы с членами НАТО, но это произошло. Также, по проекту «Росатома» строится самая крупная атомная электростанция в мире «Аккую».
Турция благодаря России присоединилась к клубу стран с атомной энергетикой и стала обладательницей технологий мирного атома. Готовится операция по продаже - закупки газа в Европу, через предложенный Россией проект газового хаба в Турции. Страна становится серьезным и крупнейшим газовым транспортным узлом для Европы вместо Германии. Пути Господни неисповедимы, что невозможно было произойти веками, более 500 лет, может произойти на наших глазах. Это возвращение храма Святой Софии в лоно всего православного христианского мира.
Религиозная значимость: возвращение храма для православных христиан Константинопольский храм Святой Софии имеет огромное значение для православных христиан, так как он был одним из самых важных центров религиозной жизни до того, как был отнят у православной церкви. Возвращение этого храма станет символом возрождения духовной связи всех православных во всем мире. Для православных христиан Константинопольский храм является центральной святыней и знаком прочной связи с Богом. Многочисленные верующие будут приезжать в Стамбул Константинополь со всех концов мира, чтобы получить духовное развитие и внутренний подъем в этом уникальном храме. Возвращение Константинопольского храма Святой Софии для православных верующих будет означать не только возрождение религиозной жизни, но и позволит сохранить и восстановить культурное наследие христианства.
Ведь этот храм не просто место для молитвы, но и творение выдающихся архитекторов и художников.
Его длина составляет 100 м, ширина — 69,5 м, высота купола — 55,6 м, его диаметр — 32 м. Собор стал самой дорогостоящей постройкой византийских императоров: на его возведение было потрачено около 130 т золота. Храм, сооруженный из мрамора и кирпича, пережил несколько землетрясений и пожаров, неоднократно восстанавливался и перестраивался. Его внутренняя отделка продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью.
В период османского правления собор был дополнен четырьмя минаретами, михрабом ниша, которая указывает направление Мекки и мраморным минбаром кафедра в мечети. В ходе реставрации в 1930-х и 1950-х годах под слоем штукатурки были обнаружены считавшиеся утерянными мозаики и фрески времен византийской эпохи. Таким образом, в настоящее время в храме можно видеть и изображение Иисуса Христа, и изречения из Корана на восьми огромных щитах, подвешенных на сводах самые большие в мире произведения искусства исламской каллиграфии. Предложения об изменении статуса собора Стамбул будет претендовать на проведение Олимпийских игр 2032 года С момента принятия решения о превращении здания в музей в 1934 году вопрос о возвращении ему статуса мечети поднимался неоднократно. Инициаторами выступали как различные религиозные организации, так и отдельные политики, которые подавали петиции в Государственный совет.
Ранее власти Турции пообещали, что в то время, когда Айя-София не будет использоваться для богослужений, мозаики будут раскрывать, а храм будет доступен для посетителей и туристов. Благодаря тончайшим деталям и богатому золотому фону мозаика, изображающая Богородицу с Младенцем, входит в число самых узнаваемых произведений византийского искусства в соборе Святой Софии — Премудрости Божией. Современное здание, первоначально служившее христианской базиликой, было построено в VI веке по приказу императора Юстиниана. Считается, что мозаика в апсиде в восточной части бывшей церкви, которую видят современные посетители, является реконструкцией более раннего произведения, уничтоженного в период иконоборчества. Она была создана в IX веке во время соправления императоров Михаила III и Василия I Македонянина и, по-видимому, подверглась значительной реставрации в XIV веке после нескольких землетрясений, сильно повредивших здание. Первоначально в арках по сторонам от Девы Марии располагались фигуры архангелов Гавриила и Михаила, но до наших дней дошло только изображение Гавриила.
В РПЦ заявили, что смена статуса собора Святой Софии в Стамбуле "может повлиять на ход истории"
В таком качестве она существовала до XX века. В 1922 году в Турции был ликвидирован султанат, к власти пришел Мустафа Кемаль Ататюрк, он объявил страну светским государством и занялся ее модернизацией по европейскому образцу. В рамках этого и появилось решение о музеефикации храма, осуществленное в 1935 году. Речь о военных походах князей Олега, Игоря и Святослава. Эти походы мало чем отличались от прочих набегов других соседствовавших с Византией «варварских», по мнению греков, народов.
На Руси Константинополь называли Царьградом. Откуда пошло это название? На Руси византийских императоров называли именно «царями». Соответственно, город, где находился царь, называли «Царьградом»...
В дальнейшем отношение русских к константинопольской Софии было напрямую связано с отношениями с самой Византийской империей. Так, княгиня Ольга в отличие от предшествовавших правителей взяла курс на сближение с Византией: в 952 году она освятила в Киеве христианский храм во имя «Цареградской Софии», а в 957 году предприняла масштабный дипломатический визит в Царьград. С ней кроме «династической свиты» и юного Святослава прибыли 20 послов и 43 чиновника. Интересно, что золотое блюдо, подаренное тогда Ольгой, долгое время хранилось в Святой Софии: его описывал посещавший Константинополь в конце XII века новгородский архиепископ Антоний.
А вот крестивший Русь князь Владимир не принял византийской церковной юрисдикции, объявив своим покровителем болгарского патриарха. Владимир, чье войско спасло византийского императора Василия II от сторонников объявившего себя царем Варды Фоки, чувствовал себя ровней императору и не хотел быть в какой-либо подчиненности от него, да и от Византии в целом. И, приняв христианство, Владимир решил, что коль скоро нужен церковный архипастырь, пусть им будет не византиец, а болгарин, который не сможет на него «давить». При Владимире главным храмом в Киеве была Десятинная церковь.
И только при князе Ярославе там в соответствии с изменившимся политическим курсом стали строить новый храм, названный в подражание Константинополю — во имя Святой Софии. Напомним читателям: в разделе «История» мы уже обращались к этой теме три года назад... Однако и переоценивать его тоже не следует. Ведь в разные времена отношения с константинопольскими патриархами были отнюдь не безоблачными.
Интересный эпизод: когда в XIV веке Константинополь признал существование Галицкой митрополии в противовес усиливавшейся Владимирской по факту — Московской , московский князь Симеон Гордый отправил в Царьград крупную денежную сумму на восстановление упавшей в 1345 году восточной апсиды Святой Софии. В ответ византийцы сразу же признали Галицкую митрополию незаконной... Новая страница восприятия храма Святой Софии на Руси началась после падения Константинополя и последовавшего брака Ивана III и дочери последнего византийского императора Софьи Палеолог. Иван III перенес в Москву многие византийские порядки и регалии, в том числе и двуглавого орла.
Неудивительно, что вскоре в русском государстве появилась теория о «Москве — третьем Риме», новом центре мирового православия. Правда, московские цари относились к ней достаточно скептически, поскольку ее «продвигали» главным образом церковные деятели и она работала на усиление их влияния, а вовсе не московского престола. При этом, как писал историк Антон Карташев, последний обер-прокурор Святейшего правительствующего синода, «коренная русская среда, московская и провинциальная, не увлекалась никакими мировыми горизонтами и мечтой о кресте на куполе Св. Так что, честно говоря, в нашей истории София Константинопольская вовсе не являлась краеугольным камнем и смыслом существования нации.
Вот тогда-то и развернулась во всю свою силу идея о возвращении константинопольского храма Святой Софии православным. За этим стояло и расширение границ Российской империи на юг. Впоследствии идея водрузить православный крест на Святую Софию инспирировалась сверху и подхватывалась массами в рамках идеологии «православной империи» XIX — начала XX веков. Она переплелась с популярной теорией панславизма — идеей единения славянских народов.
Решать вопрос об изменении либо сохранении этого статуса имеет право глава государства — Реджеп Тайип Эрдоган. Вопрос о будущем собора также рассмотрел Госсовет Турции. Слушания по этому поводу заняли всего 17 минут. Официальное решение обнародуют в течение 15 дней. Турецкие СМИ считают, что первая мусульманская служба в Софии может состояться уже 15 июля. Вид на Святую Софию. Фото: unsplash. И Русской Церкви он особенно дорог. Послы великого князя Владимира, переступив порог этого храма, пленились его небесной красотой. Услышав их рассказ, святой Владимир крестился и крестил Русь, которая вслед за ним шагнула в новое для себя духовное и историческое измерение — в христианскую цивилизацию», — заявил Патриарх Кирилл.
Но это внешняя правота, за которой — глобальная неправда. Святая София Константинопольская — главный символ. Причем с самых разных точек зрения — духовной, культурной, исторической. Это величайший христианский храм всех времен и народов, построенный Юстинианом в VI веке. Храм сразу стал главным храмом Византийской империи, воплощением византийской духовности. В таком качестве он просуществовал более 900 лет. Важнейшее символическое значение храма понимали и турки. Когда они захватили Константинополь в 1453 году, первое, что сделал Мехмед II Завоеватель — превратил Святую Софию в мечеть, и это был очевидный символический жест.
Теперь информацию можно получить только из приложения. Напомним , туристам доступна только галерея собора. Потоки туристов и паломников теперь разделили — иностранцы могут попасть в мечеть через другой вход, расположенный у фонтана Ахмеда III. Там же открыта касса. Полезные ссылки:.
По пятницам в мечетях бывают огромные толпы. Не исключено, что в такие дни доступ на территорию собора ограничат из-за наплыва верующих. Кроме того, решение Эрдогана негативно скажется на отношениях Турции с другими странами. Под властью Османской империи находились Балканы. На этих территориях сейчас есть тысячи мечетей и священных мест для мусульман. Что если власти захотят превратить их в церкви. У них есть полное право так поступить. Турция задела их чувства, превратив священное для христиан место в мечеть. Отношения с ортодоксальным соседями могут испортиться очень сильно Тунджа Ойретен Кроме того, ситуация с Айя-Софией может негативно сказаться и на отношениях с Евросоюзом, куда так стремится Турция. Если их заденет эта ситуация, то это сильно скажется на экономике, которая и без того находится в кризисе. Решение Эрдогана может ударить по нему самому. Журналист отметил, что сейчас все радуются тому, что Айя-София снова стала мечетью, но через некоторое время настроения сменятся, а экономическая ситуация в стране не улучшится. Эрдоган пытается использовать эту лазейку для решения своих политических вопросов, но надолго этого не хватит, потому что в итоге нужно что-то делать с экономикой.
Не будите крестоносца. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию
В СМИ появились кадры осыпающейся кладки собора Святой Софии в Стамбуле | МК-Турция | Собор Святой Софии в Стамбуле официально утратил статус музея. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ, по которому историческое здание стало мечетью. |
Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии | Интересно, что под эгидой той же компании в Стамбуле летом 2023 года был открыт еще один музей, посвященный Айя Софии. |
Восток и Запад: что стоит за решением Турции превратить Святую Софию в мечеть | Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Рассказываем историю важнейшего памятника культуры, в разные годы побывавшего храмом, музеем и мечетью. |
Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным | Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже подписал указ, разрешающий проводить в Святой Софии мусульманские молитвы. |
«Мы на пороге культурной катастрофы». Храм Святой Софии в Турции хотят превратить в мечеть
Начался второй этап реставрационных работ в стамбульской мечети Айя-София, цель которого – защита здания от землетрясения. Возможно, ты помнишь, как в июле 2020 года власти страны вернули Айя-Софии статус мечети после долгих лет работы в качестве музея. Многие туристы недовольны не только высокой стоимостью посещения мечети Айя-София, одной из главных достопримечательностей Стамбула, – 25 евро, но и ограничением доступа. Посещение храма Святой Софии в Стамбуле для иностранцев и молящихся будет раздельным. Собор Святой Софии (Айя-София) сегодня — В Стамбуле умерла знаменитая кошка Айя-Софии Гли. Символ Айя-Софии в Стамбуле – 16-летняя кошка Гли – умерла.
Платно или бесплатно — плевать: дело не в этом. Что я думаю о новостях про стамбульскую Айя-Софию
Что я думаю о новостях про стамбульскую Айя-Софию. Верующие и туристы смогут посещать мечеть Айя-София без ограничений во время работ по реставрации, сообщили РИА Новости в министерстве туризма Турции. Многие туристы недовольны не только высокой стоимостью посещения мечети Айя-София, одной из главных достопримечательностей Стамбула, – 25 евро, но и ограничением доступа. На момент моего визита в храм Святой Софии больше всего меня поразили ангелы. Храм Святой Софии в Стамбуле станет мечетью.
Решение о превращении храма Святой Софии в мечеть — это удар по всему мировому Православию
Дело не в этом. И некорректно сравнивать его с другими: мол, а вот в Италии некоторые церкви платные, а вот где-то ещё мечети бесплатные... Тут всё сложнее. Предыстория в том, что до 2020 года Айя-София была музеем. Кстати, одним из самых дорогих музеев Стамбула. И только совсем недавно кто скажет, что три года назад — это давно? И, соответственно, сделали бесплатной для визитёров. С оговорками. Оговорками я называю тот факт, что после превращения в мечеть Айя-София утратила львиную долю своих богатств. Точнее, не совсем утратила, они ведь никуда не делись, но от глаз туристов их закрыли.
Например, роскошные византийские мозаичные полы застелили зелеными коврами. Оставили только небольшой кусочек.
Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии.
Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное.
Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками.
В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава. Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77]. На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I.
Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись. Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Лазарева, был заимствован из античного искусства, поскольку известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы [87]. По мнению искусствоведа В.
Лихачёвой , эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале [88]. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве [89]. Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики. Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров [75]. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов [77].
Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями [75]. Мозаика является самым поздним произведением константинопольской монументальной живописи XI века и датируется 1028—1042 годами. На мозаике император Константин и императрица Зоя преподносят дары для Святой Софии. Император Константин преподносит мешочек с золотом, императрица Зоя — свиток, символизирующий пожертвования, которые она сделала церкви [90]. Считается, что после изгнания Зои в апреле 1042 года новый император, Михаил V , приказал уничтожить её портрет. Зоя, вернувшись в этом же году в Константинополь и выйдя, в третий раз, замуж за Константина Мономаха, восстановила свой портрет, портрет же Михаила IV заменила портретом Константина Мономаха.
Однако переделки коснулись лишь голов. Тогда же, около 1042 года, была заново выполнена голова Христа, по непонятным причинам ранее уничтоженная [77]. На мозаике Иисус Христос представлен в тёмно-синей одежде, благословляя правой рукой и держа Евангелие в левой руке. Императорская чета представлена в одежде, сияющей драгоценными камнями. Лики Константина и Зои идеализированы и имеют условные выражения мужественности и кротости соответственно [91]. Мозаика Богородицы и Комнинов[ править править код ] Мозаика Богородицы с предстоящими императором Иоанном II Комнином и императрицей Ириной Мозаика с изображением Богородицы с предстоящими императором Иоанном II Комнином 1118—1143 и императрицей Ириной находится на восточной стене в верхней южной галерее собора, рядом с мозаикой Иисуса Христа с предстоящими императором Константином IX и императрицей Зоей.
Мозаика датируется 1118 годом. Императорская чета облачена в роскошные, усыпанные драгоценными каменьями одеяния. Младенец Иисус Христос правой рукой благословляет, а в левой держит свиток. Император Иоанн держит в руках мешочек с золотом для церкви, императрица Ирина — пергаментный свиток, который символизирует пожертвования для церкви. В 1122 году, когда Иоанн объявил своего сына Алексея Комнина соправителем, на боковой грани прилегающего пилястра был добавлен портрет Алексея [92]. Лицо Богоматери выполнено с глубокой теневой проработкой и насыщенным цветом, лица Иоанна и Ирины выполнены в лёгкой графической манере.
Лицо Алексея, задумчивое и строгое, имеет печать семейного сходства [91]. Мозаика датируется около 1261 годом. От первоначальной композиции сохранились лишь верхние части фигур. Ярко выраженные характеристики образов в сочетании с тончайшей разработкой цвета и приёмами свето-теневой моделировки являются признаками сложившегося палеологовского стиля [91]. Лазарев так характеризовал мозаику [92] : Лица, полные глубочайшей духовности, обработаны с редкой тщательностью: легкие зеленоватые тени обладают удивительной прозрачностью, переходы от света к тени почти неуловимы, в наиболее освещенных частях широко используются розовые и белые кубики нежнейших оттенков. Мозаики парусов[ править править код ] Мозаика серафима На парусах собора были изображены четыре неодинаковые фигуры ангелов- серафимов.
Ангелы, изображённые на восточных парусах, выполнены из мозаики, тогда как ангелы на западных парусах были повреждены ещё до 1453 года и были обновлены как фрески. Ангелы-серафимы на восточных парусах были выполнены в 1347 году [93]. В период Османской империи лики ангелов, изображённые на парусах, были закрыты металлическими крышками в форме звёзд. В 2009 году во время реконструкции мозаики были открыты [94]. Исламские элементы архитектуры и убранства[ править править код ] После обращения собора Святой Софии в мечеть начались постепенные перестройки здания. Минареты Айя-Софии были возведены в различное время: первый кирпичный юго-восточный минарет построен при султане Фатихе Мехмеде , северо-восточный — в правление Баязида II , два минарета в западной части построил архитектор Синан при султанах Селиме II и Мураде III [95] :58.
В ответ на все упреки Эрдоган ответил, что Анкара продолжит «идти верным путем — к строительству великой и сильной Турции»... Пожалуй, здесь тот самый случай, когда политика и история переплелись друг с другом. Храм был возведен императором Юстинианом, строительство завершено в 537 году. Здание на полном основании считается одним из чудес света, поскольку при его строительстве использовались самые современные на тот момент знания и технологии, позволившие создать столь колоссальное сооружение. Храм символизировал силу и мощь Римской империи Юстиниан отвоевал большую часть бывших римских земель в Европе и Северной Африке и силу единой имперской религии — христианства.
Нелишним будет вспомнить, что незадолго до правления Юстиниана были попытки вернуться к прежнему римскому язычеству. Можно вспомнить и императора Юлиана Отступника 361 — 363 гг. Только Юстиниан окончательно запретил языческие обряды на территории империи, и возведение Святой Софии ставило точку в этом внутригосударственном вопросе. Статья по теме: Благодати не жди. Последствия церковного конфликта между Константинополем, Киевом и Москвой Храм почти тысячу лет являлся одним из главных центров христианства, хотя и не единственным: к концу I тысячелетия усилились разногласия между восточными патриархами и Папой Римским, под окормлением которого находились молодые «варварские» королевства Западной Европы.
Так что другим мощным религиозным центром был Рим. И сейчас собор Святого Петра в Риме является самым крупным христианским храмом в мире. Однако с момента провозглашения в 1054 году схизмы — разделения христианства на православие и католичество — Святая София стала святыней для восточных христиан, православных. Крестоносцам, которые были западными христианами, ничего не помешало разграбить собор в 1204 году... Когда в 1453 году Константинополь был захвачен турками, они переделали Святую Софию в мечеть Айя-София, рядом возвели минареты.
В таком качестве она существовала до XX века. В 1922 году в Турции был ликвидирован султанат, к власти пришел Мустафа Кемаль Ататюрк, он объявил страну светским государством и занялся ее модернизацией по европейскому образцу. В рамках этого и появилось решение о музеефикации храма, осуществленное в 1935 году. Речь о военных походах князей Олега, Игоря и Святослава. Эти походы мало чем отличались от прочих набегов других соседствовавших с Византией «варварских», по мнению греков, народов.
На Руси Константинополь называли Царьградом. Откуда пошло это название? На Руси византийских императоров называли именно «царями». Соответственно, город, где находился царь, называли «Царьградом»... В дальнейшем отношение русских к константинопольской Софии было напрямую связано с отношениями с самой Византийской империей.
Так, княгиня Ольга в отличие от предшествовавших правителей взяла курс на сближение с Византией: в 952 году она освятила в Киеве христианский храм во имя «Цареградской Софии», а в 957 году предприняла масштабный дипломатический визит в Царьград. С ней кроме «династической свиты» и юного Святослава прибыли 20 послов и 43 чиновника. Интересно, что золотое блюдо, подаренное тогда Ольгой, долгое время хранилось в Святой Софии: его описывал посещавший Константинополь в конце XII века новгородский архиепископ Антоний. А вот крестивший Русь князь Владимир не принял византийской церковной юрисдикции, объявив своим покровителем болгарского патриарха. Владимир, чье войско спасло византийского императора Василия II от сторонников объявившего себя царем Варды Фоки, чувствовал себя ровней императору и не хотел быть в какой-либо подчиненности от него, да и от Византии в целом.
И, приняв христианство, Владимир решил, что коль скоро нужен церковный архипастырь, пусть им будет не византиец, а болгарин, который не сможет на него «давить». При Владимире главным храмом в Киеве была Десятинная церковь. И только при князе Ярославе там в соответствии с изменившимся политическим курсом стали строить новый храм, названный в подражание Константинополю — во имя Святой Софии.
В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн темно-красного цвета , взятых из храма Солнца. Из Эфеса доставили восемь колонн из зеленого мрамора, которые стояли раньше в храме Артемиды. Есть предположение, что история с колоннами — позднейшая легенда. Интересные факты 1 Что сказал император Юстиниан, когда вошел в законченный храм Святой Софии? Нажмите чтобы перевернуть 2 Зачем при строительстве храма потребовались трубы из городских фонтанов?
Нажмите чтобы перевернуть 4 Какие великие святыни находились в храме? Нажмите чтобы перевернуть 5 Что такое "Пуп Земли"? Нажмите чтобы перевернуть 7 Как хранятся мощи святых в храме Святой Софии? Нажмите чтобы перевернуть 8 Есть ли христианские храмы, равные по размеру Святой Софии?
Власти Стамбула уточнили правила входа в Айя-Софию
Строительство началось в 532 году и было завершено в течение пяти лет. Когда султан Мехмет Завоеватель завоевал город, он превратил его в свою имперскую мечеть с добавлением ряда османских архитектурных элементов. Наконец, мечеть была превращена в музей в 1935 году. Известный своими Имперскими и Мраморными Воротами, собор имеет 104 колонны, некоторые из которых привезены из древних городов. Шедевры музея которые стоит увидеть Собор очаровывает людей не только впечатляющим архитектурным дизайном, но и позолоченной, посеребренной, стеклянной, терракотовой и цветной мозаиками, 6-го века с цветочными и геометрическими мотивами. Также можно ознакомиться с тем, как повлияло на собор пришествие османской империи. Например, мозаичной тугрой султана Абдулмецида. А также восемью большими кругами, на которых можно увидеть труды известного каллиграфа Кадиаскера Мустафы Иззета.
Или с двумя громадными мраморными скульптурами, стоящими в боковых проходах. В каждой из них могло содержаться до 1250 литров жидкости. Когда собор стал впервые мечетью?
Это решение принял госсовет Турции, свою подпись под документом поставил и глава государства. Какая судьба теперь ждет святыню и что будет с уникальными фресками на стенах собора - в материале РЕН ТВ. Поделиться Почему Турция превратила собор Святой Софии в мечеть Почему Турция превратила собор Святой Софии в мечеть От этого шага турецкого лидера предостерегали все христианские церкви мира, такого решения опасались и светские власти многих государств, но теперь это реальность. Причем указ о смене статуса построенного в 6-м веке собора Святой Софии с "музея" на "мечеть" и начале там мусульманских богослужений президент Турции словно специально сначала опубликовал в своем "Твиттере", будто желая поддразнить другого любителя этой соцсети, Дональда Трампа, который, по словам Эрдогана, "своей политикой вынудил его пойти на непопулярные меры": "Мы сменим статус с музея на мечеть. Сейчас Трамп объявляет, что Иерусалим является столицей Израиля.
Не так ли? Присваивает Голанские высоты оккупанту Израилю. Вы получите ответ из Турции".
Закладка камня: 23 февраля 532 года Освящение: 27 декабря 537 года Архитектурный стиль: Переходный от базиликального к крестово-купольному храму Основатель: император Юстиниан I Авторы проекта и архитекторы: Исидор Милетский и Анфимий Тралльский Статус: музей Айя-София В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. История: В 532 году во время восстания сгорел главный храм Константинополя.
Через 40 дней после подавления мятежа император Юстиниан начал строительство Софийского собора, который должен был показать мощь Византийской империи и укрепить его позиции на троне. Через 5 лет и 10 месяцев собор торжественно освятил Константинопольский патриарх Мина. До XV века Софийский собор оставался главным храмом не только Византийской империи, но и всего христианского мира. В 1453 году турки захватили Константинополь, город был переименован в Стамбул и превратили храм в мечеть, а в 1934 году Софийский собор стал музеем и службы в нем больше не проводятся. Но ситуация в любой момент может измениться: есть решение снова вернуть Святой Софии статус мечети.
Это первая фигурная мозаика, созданная в IX веке после периода иконоборчества. Чтобы облегчить купол, использовали кирпич из белой губчатой глины, которую добывали на острове Родос.
Платки можно получить у входа в мечеть бесплатно. Фотографировать разрешено, но не фотографируйте людей, находящихся в мечети для молитвы.
Молчите во время посещения, не бегайте и не становитесь перед молящимися. Напротив Айя-Софии находится ещё одна знаковая достопримечательность Стамбула — Голубая мечеть. И это было по счету третье религиозное сооружение на этом месте. Первый собор был построен в 4 веке по указу императора Константина и сгорел во время народного восстания в 404 году.
Затем Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, которая снова была уничтожена пожаром в 532 году во время ещё одних народных волнений. За свою историю собор несколько раз был поврежден землетрясениями, но, несмотря на это, во многом сохранил свою первоначальную структуру. Хотя внушительный купол, по большей части, является результатом реконструкции, выполненной после землетрясения, которое произошло в 14 веке. Собор Святой Софии.
Вид с Босфора Более 900 лет Святая София служила главной церковью Византийской империи и считалась самым большим собором в мире. В 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода Константинополь подвергся осаде крестоносцев, а собор был разграблен и осквернён. Османы добавили к зданию минареты и другие исламские элементы, включая михраб и минбар. Мечеть служила главным местом поклонения для мусульманской общины Стамбула более 500 лет.
В 1935 году турецкое правительство под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка решило превратить Айя-Софию в музей.
В СМИ появились кадры осыпающейся кладки собора Святой Софии в Стамбуле
Часть мозаик в Айя-Софии будут закрывать на время мусульманских богослужений | В 1985 году здание Музея Айя-София вместе с другими памятниками, расположенными в исторической части Стамбула, было включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. |
В Стамбуле отреставрируют мечеть Айя-София | Госсовет Турции отменил постановление правительства от 1934 года о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса музея. |
В Турции решили сделать платным вход в мечеть Айя-София для туристов | На момент моего визита в храм Святой Софии больше всего меня поразили ангелы. |
Крест на куполе Святой Софии. Этой мечте уже полтысячи лет, но вряд ли ей суждено сбыться | бывшего патриаршего православного собора, ранее называвшегося собором Святой Софии. |
Собор Святой Софии или Айя-София (Ayasofya)
- Кто построил Собор Святой Софии в Турции, который объединил две религии
- В Стамбуле отреставрируют мечеть Айя-София
- Архитектурные особенности собора:
- 10 фактов о соборе Святой Софии
- Лента новостей
Туристы возмущены ограничениями при посещении Айя-Софии в Стамбуле
И не турками, как можно было бы подумать. Константинополь был взят венецианцами из Четвертого крестового похода. Инициатором действия был 95-летний полуслепой венецианский дож Энрико Дандоло. По иронии судьбы он захоронен на хорах Святой Софии. Обратите внимание на плиту с надписью Henricus Dandolo. Кстати, кони на базилике Сан-Марко в Венеции — трофей из Константинополя. Прежде они украшали здание ипподрома. Эти события, конечно же, воспеты в легендах и овеяны тайнами.
Первый этап должен завершить уже в январе 2024 года, а второй — в течение ближайших 3 лет. Здание, включая окружающие его минареты, с помощью специальных технологий будет защищено от землетрясений.
Также будут очищены наружные бетонные стены строения. Все это время двери мечети будут открыты как для верующих мусульман, так и для экскурсантов.
В партии лишь напомнили о том, что Айя-София является частью исторического наследия всего человечества, поэтому превращение из музея в мечеть должно пройти без ущерба для архитектурного облика собора.
По мнению директора Центра изучения новой Турции Юрия Мавашева, турецкие политики поддержали решение правящей партии в первую очередь из-за критики, которая звучит сейчас со стороны иностранных государств в адрес Анкары. Но изначально у населения не было единого мнения по этому вопросу. Идею превращения Софии в мечеть обычно поддерживают малообразованные слои населения, в то время как городские жители всегда оценивали такие планы скептически», — отметил эксперт в беседе с RT.
Говоря о причинах, заставивших власти страны пойти на этот шаг, эксперт напомнил об экономическом кризисе, настигшем Турцию. В мае курс национальной валюты обвалился до беспрецедентных значений, а пандемия коронавируса больно ударила по туристической отрасли. Ему нужен политический и моральный подъём», — добавил эксперт.
В строгом смысле неоосманским назвать этот курс можно со многими оговорками. Я бы сказал, что это скорее использование некоторых исторических воспоминаний, игра имперскими страстями», — отметил Юрий Мавашев. Турецкая экономика вошла в достаточно крутое пике, поскольку серьёзно зависит от внешнего капитала, который, в свою очередь, к 2012—2013 годам стал уменьшаться.
Сегодня у Эрдогана есть внешнеполитические успехи, но внутренних практически нет. Поэтому экономические потери власть пытается компенсировать некими внешнеполитическими завоеваниями и подобными инициативами», — отметил эксперт в комментарии RT. Дипломат добавил, что в Москве рассчитывают на полное выполнение Анкарой своих обязательств по сохранности и доступности этого объекта.
Полтора года назад его позиция по Украине резко поменялась. А сейчас мы видим, что и по Святой Софии он особо не возражает Эрдогану. Создается ощущение, что патриарх полностью утратил самостоятельность...
Тем более когда речь идет о захвате территорий в ходе военных действий. Замечательным примером «перепрофилирования» является храм с аркадой на территории крепости в Судаке. Его начинали строить как мечеть, но захватившие город генуэзцы освятили его в 1373 году как католический храм.
В 1475 году Судак взяли турки и открыли в здании мечеть. Затем Крым вошел в состав Российской империи, в XIX веке помещение передали армянам: до 1920 года там действовал армяно-католический храм во имя Успения Божией Матери. Сейчас это часть музейного комплекса.
Существует множество других примеров. Так, многие храмы на территории нынешней Белоруссии, построенные в пределах Речи Посполитой как католические костелы, после присоединения этих территорий к России в XIX веке были превращены в православные храмы. Например, Покровский собор в Витебске.
А в Финляндии после провозглашения независимости некоторые православные соборы превратили в лютеранские... Подобные метаморфозы понятны для обществ, где церковь не отделена от государства. Но в новое и особенно новейшее время ситуация меняется.
Религию стараются вывести за пределы государственных и общественных институтов. Власть, по крайней мере формально, не продвигает свое влияние через храмы. Секуляризация, которая проходила в разных формах, затронула практически весь мир.
В Европе не было такого острого негатива, как в России в 1920 — 1930-х годах, но процесс закрытия храмов продолжается там до сих пор. При этом если мы говорим о ценных архитектурных памятниках, то у государства остается ответственность за сохранение их как объектов культуры и истории: поэтому исторически значимые здания храмов передавали музеям. И именно поэтому обратное превращение — музея в храм — совершенно особая ситуация.
Связано это, по всей видимости, с тем, что сейчас, в XXI веке, политики вновь, как и когда-то прежде, пытаются использовать религиозную карту для своих чисто утилитарных целей. По моему личному мнению, это не идет на пользу ни государству, ни самой религии, а к вере вообще не имеет никакого отношения. Церковный вопрос пытались раскручивать и на постсоветском пространстве.
В прошлом году президент Украины Петр Порошенко включил «веру» в свою предвыборную программу и... Всем памятен конфликт вокруг Исаакиевского собора... Во-первых, в нашей истории был трагический опыт борьбы государства с духовенством и религией в целом, поэтому желание верующих возродить отдельные приходы представляется естественным.
Во-вторых, мне кажется, церковная власть и общество, к счастью, не отделяются у нас друг от друга глухой стеной и все время стараются найти точки соприкосновения, не допуская совсем уж конфликтных моментов. И хотя с разных сторон порой звучат резкие безапелляционные высказывания, все же изначальная позиция нашей церкви объединять, а не разделять людей. И, в-третьих, самое главное: политическое руководство России не разыгрывает религиозную карту.
Существует идея помощи религиозным учреждениям, сотрудничества с ними, но ничего подобного уваровской формуле «самодержавие, православие, народность» нет. В Турции же мы видим совершенно очевидное намерение использовать религию как консолидирующую идею. Этот процесс начался еще при предшественнике Эрдогана — президенте Абдуллахе Гюле, который, между прочим, считался сторонником европейской интеграции.