Новости почему назвали масленица

Масленицей называют как неделю перед Великим постом (Масленая неделя), так и последнее воскресенье этой недели (собственно Масленица). По популярности в области обрядов праздник Масленицы занимает у россиян второе место после украшения новогодней елки. Вторник Масленичной недели носит название Заигрыши. В этот день полагалось устраивать смотрины, договариваться о сватовстве и знакомить потенциальных женихов с невестами. Почему же праздник называется Масленица? Название Масленица пошло с празднования весны, то есть с 19 — 25 марта. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла.

Масленица: история праздника и его традиции

Традиции каждого дня Масленичной недели. Ма́сленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядовой основе ряд элементов дохристианской. языческий праздник, как она называлась у славян и каким богам была посвящена - рассказываем в этом материале. Гуляния на масленичной неделе. Понедельник называется «встреча». Итак, нет никаких причин считать масленичные торжества древним языческим праздником.

Как отметить Масленицу так, чтобы не было стыдно за блинное обжорство

Узкая Масленица (первые три дня) и широкой масленицы (последние четыре дня). Почему масленица называется масленицей. Есть несколько легенд о появлении названия праздника «Масленица». Масленичная неделя длится с понедельника по воскресенье. Почему так называется? Почему не «Блинница»?Масленица — народное название православной Сырной недели, которая готовит верующих к Пасхе.

Что рассказать детям о Масленице

Вера, царь и отечество - это хорошо, но что делать остальные 364 дня в году? Праздник состоит из 2 частей. Узкая Масленица первые три дня и широкой масленицы последние четыре дня. Еще есть Малая масленица но отмечается мало где, блины готовят для ушедших родителей реклама Каждый из семи дней недели имеет свои особенности. Сейчас Рождество и новый год отмечают по церковному календарю, но они очень сильно походят на отмечание языческого ногоднего празднования. И по своей сути ее повторяют в немного измененном виде. В старых летописях иностранных путешественниках, всю неделю отмечали как "в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла.

Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства" Ричард Ченслер 1553 год Понедельник — встреча Начало празднования. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Невестку отпускали домой к родителям и обговаривали с родственниками время и место гуляний. В понедельник из соломы и старой одежды готовили чучело Масленицы, которое возили на санях по улицам реклама Вторник — заигрыши Молодые проводили смотрины невест. Многие масленичные обряды связаны со сватовничеством и знакомством молодых.

Для знакомства звали покататься на горку или блины.

Сжигание чучела Масленицы Аполлинарий Васнецов «Русские поселяне, встречая во время Масленицы весеннее солнце, возят сани, посредине которых утвержден столб, а на столбе надето вертящееся колесо. В Сибири сажают на это колесо парня, наряженного в женское платье и кокошник, что согласно с нашими народными преданиями олицетворяет солнце в женском образе», — писал фольклорист Александр Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу» 1865—1869. Дождь Масленица Петр Грузинский В образе солнца славяне чествовали стихию огня, но не менее важна была живительная влага — весенние дожди и грозы, которые также стремились вызвать особыми ритуалами. В древнем сознании небеса представлялись океаном, а тучи — кораблями. Афанасьев приводит сведения, как во время Масленицы имитировали корабли санями. Перелом получил отражение в ритуальных поединках, имевших состязательный характер. К ним относятся русские кулачные бои стенка на стенку, масленичная игра в мяч, взятие снежного городка. Символических значений у этого акта могло быть несколько: чучело либо олицетворяло «умирающий» старый год, либо символизировало смерть, а его сожжение означало торжество жизни. Филолог Владимир Пропп подчеркивал: чучело не просто сжигали.

На улицах также готовились к гуляниям: изготавливали ледяные фигуры, заливали горки. Сваты наведывались друг к другу в гости. Холостые девушки и юноши присматривались друг к другу. Если смотрины проходили успешно, семьи договаривались о скором браке молодых после окончания Великого поста. Среда — «Лакомка». Из названия этого дня понятно, что в среду народ поедал блины с самыми разными начинками: вареньем, творогом, мясом, медом, сметаной, сгущенкой и прочими вкусностями. Тещи ждали в гости затьев, накрывали пышный стол, на котором помимо блинов красовались другие традиционные русские блюда.

Четверг — «Разгуляй». В этот день было принято отказаться от всякой работы и посвятить весь день гуляниям и веселью. Пятница— «Тещины вечерки». Зять и теща меняются местами: теперь он угощает маму жены. На столе обязательно присутствовали все те же блины. Суббота — «Золовкины посиделки».

В деревнях Дмитровского района Московской области изображение Масленицы на коньке должно было быть первым, что попадается на глаза недавно поженившейся паре, приходящей в гости. О символике этой карикатуры догадайтесь сами. Праздник связывают с аграрным культом, именно поэтому сожженные или растерзанные «останки» Масленицы разносили по озимым или подсыпали в пищу скоту.

Плодитесь и размножайтесь, что называется. Западный карнавал Миф об особом пути славян активно реализуется в народных праздниках. Часть из них действительно уникальна и отмечается только в одном регионе, а другие праздники имеют аналоги в соседних культурах. Так, дальний родственник славянской Масленицы — Венецианский карнавал. Дореволюционные фольклористы и этнографы вообще призывали искать общие истоки этих празднеств. В самом деле, маски, песни, повод подурачиться и избежать наказания за шалости и, конечно, много еды и выпивки — все это объединяет русскую и европейскую традиции. В 1722 году по его приказу в Москве прошло грандиозное празднование, совмещенное с триумфом по случаю заключения Ништадтского мира.

Масленичная неделя в 2024 году

Узкая Масленица (первые три дня) и широкой масленицы (последние четыре дня). Остальные дни масленичной недели (с четверга по воскресенье) — это Широкая Масленица, которая пройдет 14, 15, 16 и 17 марта. Масленица: почему так называется? Наиболее распространенной является следующая версия: на Масленицу люди старались задобрить, то есть умаслить весну. Сегодня мы обсудим самый вкусный и питательный праздник – масленицу. О том, что на неделю можно забыть про диету и объедаться блинами, помнят все. Каждый день масленичной недели имеет свое название и наполнен уникальным смыслом.

Масленица: истории и традиции праздника

Масленичная неделя длится с понедельника по воскресенье. Почему праздник проводов зимы называется масленицей. Во время масленичной недели мясо уже не ели, так начиналась подготовка организма к Великому посту (7 недель). статьи, новости, фоторерортажи, события, публикации. в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего равноденствия и 7 дней после него.

Масленица: история праздника и его традиции

В свою очередь, кум и кума отдают визит крестнику, причем оделяют его подарками: кроме «прощенника», кум приносит чашку с ложкой, а кума ситцу на рубашку, более же богатые кумовья дарят свинью, овцу, жеребенка. Кроме «столбов» и обязательных визитов, в некоторых отдаленных углах северных губерний уцелели еще остатки весьма своеобразного масленичного обычая, в котором также фигурируют молодые и происхождение которого восходит ко временам очень отдаленной старины. Так, в Вологодской губернии крестьяне собирают с молодых дань «на меч», т. Уже самое название этого выкупа — «на меч» показывает, что обычай возник еще в ту эпоху, когда и мирный земледелец нуждался в оружии, чтобы защищать свой очаг и свое достояние, т. В нынешнее время, когда в оружии уже нет надобности, деньги, полученные с молодого, идут конечно не «на меч», а на водку которая распивается всем миром и на чай-сахар для баб. По свидетельству нашего корреспондента, эта своеобразная подать взыскивается или в день свадьбы, или в мясное последнее перед масленицей воскресение и притом взыскивается по всей строгости обычаев: ни просьбами, ни хитростью молодому от выкупа не отвертеться. Не менее оригинальный обычай сохранился и в Вятской губернии. Известен он под именем «целовника» и состоит в том, что в субботу, на масленице, подгулявшая деревенская молодежь ездит целовать молодушек, которые живут замужем первую масленицу. По установившемуся ритуалу, молодая подносит каждому из гостей ковш пива, а тот, выпив, трижды целуется с ней.

В старину одним из наиболее популярных масленичных развлечений были кулачные бои: крестьяне и горожане одинаково любили поразмять косточки в драке, и побоища сплошь и рядом принимали грандиозный характер, заканчиваясь иногда более или менее тяжелыми увечьями. Но в наше время забава эта взята под опеку полиции и заметно выводится из употребления. Однако, и теперь во Владимирской губернии и в медвежьих углах далекого севера, а также кое-где в Сибири уцелели любители кулачных развлечений. Так например, наш вытегорский корреспондент Олонецкая губерния сообщает, что в некоторых волостях у них и поныне устраиваются настоящие сражения, известные под невинным названием «игры в мяч». Состоит эта игра в следующем: в последний день масленицы парни и семейные мужики из нескольких окольных деревень сходятся куда-нибудь на ровное место чаще всего на реку , разделяются на две толпы, человек в тридцать каждая, и назначают места, до которых следует гнать мяч обыкновенно сражающиеся становятся против средины деревни, причем одна партия должна гнать мяч вниз по реке, другая вверх. Когда мяч брошен, все кидаются к нему и начинают пинать ногами, стараясь загнать в свою сторону. Но пока страсти не разгорелись, игра идет довольно спокойно: тяжелый кожаный мяч, величиною с добрый арбуз, летает взад-вперед по реке, и играющие не идут дальше легких подзатыльников и толчков. Но вот мяч неожиданно выскочил в сторону.

Его подхватывает какой-нибудь удалец и, что есть духу, летит к намеченной цели: еще 20—30 саженей и ловкий парень будет победителем; его будут прославлять все окольные деревни, им будут гордиться все девушки родного села!.. Но не тут-то было. Противная партия отлично видит опасность положения: с ревом и криком она прорывается сквозь партию врагов и со всех ног кидается за дерзким смельчаком. Через минуту удалец лежит на снегу, а мяч снова прыгает по льду под тяжелыми ударами крестьянского сапога. Случается, однако, и так, что счастливец, подхвативший мяч, отличается особенной быстротой ног и успеет перебросить мяч на свою половину. Тогда противная партия делает отчаянные усилия, чтобы вырвать мяч и пускает в ход кулаки. Начинается настоящее побоище. Около мяча образуется густая толпа из человеческих тел, слышатся глухие удары ног, раздаются звонкие оплеухи, вырывается сдавленный крик, и на снегу то там, то здесь алеют пятна брызнувшей крови.

Но осатаневшие бойцы уже ничего не видят и не слышат: они все поглощены мыслью о мяче и сыплют удары и направо и налево. Постепенно, над местом побоища, подымается густой столб пара, а по разбитым лицам струится пот, смешиваясь с кровью… Такой необыкновенный азарт этого русского «лаун-тенниса» объясняется тем, что проиграть партию в мяч считается большим унижением: побежденных целый год высмеивают и дразнят, называя их «киловниками» очень обидная и унизительная кличка, обозначающая верх презрения. Наоборот, победители пользуются общим почетом, а парень, унесший мяч, положительно становится героем дня, с которым всякая девушка считает за честь посидеть на вечорках. Некоторым объяснением азарта служит и водка, которую на пари выставляют местные богачи, угощая потом победителей. В других губерниях, хотя и не знают игры в мяч, но кулачные бои все-таки устраивают и дерутся с не меньшим азартом. Вот что сообщает на этот счет наш корреспондент из Краснослободского уезда Пензенской губернии. На базарную площадь еще с утра собираются все крестьяне, от мала до велика. Сначала дерутся ребятишки не моложе 10 лет , потом женихи и наконец мужики.

Дерутся, большею частью, стеной и «по мордам», как выражаются крестьяне, причем после часового, упорного боя, бывает передышка». Но к вечеру драка, невзирая ни на какую погоду, разгорается с новой силой и азарт бойцов достигает наивысшего предела.

Вторник — «Заигрыши». Вторник традиционно был днем гуляний, игр и забав. В этот день с утра начиналось веселье, катались на санях, ледяных горках, каруселях.

По улицам ходили скоморохи, развлекая народ и угощаясь щедрыми подаяниями хозяек. В этот день звали родных и знакомых на блины. Заигрыши были днем сватовства в деревнях. Молодые люди украдкой приглядывались друг к другу, парни присматривали себе невест, девушки засматривались на парней и украдкой гадали, кто же из них первым пошлет сватов. И родители присматривались к будущим родственникам и в шуточной форме начинали сговариваться о предстоящем торжестве.

Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы сразу после Великого поста сыграть свадьбу. Среда — «Лакомка». В среду по традиции зять приходил к тёще на блины, которые она готовила специально для него. Теща должна была вдоволь накормить зятя и всячески демонстрировала расположение мужу своей дочери. От этого обычая пошло выражение «Пришел зять, где сметаны взять?

Зятьев могло быть несколько, приглашали и других гостей, родных, соседей, и столы ломились от угощений. Зятья славили своих тещ и пели им хвалебные песни и разыгрывали веселые сценки с переодеваниями. Женщины и девушки собирались вместе, катались на санях по деревням и также распевали веселые песни и частушки. Четверг — «Разгул». С этого дня начиналась Широкая Масленица.

Все хозяйственные работы прекращались и разворачивались настоящие гулянья в честь Масленицы. Народ вовсю предавался всевозможным потехам, игрищам и забавам. Люди катались с горок, на качелях и каруселях, устраивали веселые катания на лошадях, в санях, играли в снежки, шумно пировали, все это сопровождалось веселыми хороводами и песнопениями. Катание на санках салазках, чунках было любимым детским занятием и не только в масленицу. Из толстых широких досок для детей делали специальные кореги корежки.

Опасности упасть с такой корежки и перевернуться практически не было. Корежки таскали на веревочках самые маленькие. Корега с беседкой называлась козлом. Если днище кореги облить водой и наморозить на нем слой льда, то такая корега особенно стремительно неслась с горы. Забавой для взрослой холостой и женатой молодежи служили так называемые слеги, на которых катались стоя, парами, держась друг за друга.

Длинные, хорошо обтесанные слеги нечто среднее между бревном и жердиной клали на гору, обваливали снегом и обливали водой. Всю масленую неделю катались на слегах, визжали и падали, кричали и ухали, проносились по слегам и с песнями. Устоявшая на ногах пара катилась далеко за реку или за деревню. В этот день обычно проходили кулачные бои и игры «стенка на стенку», где молодые люди показывали свою удаль и стать, красуясь перед девушками и невестами. Участвовать в боях и соревноваться могли жители двух деревень, помещичьи и монастырские крестьяне, жители большого села, проживающие в противоположных концах.

Причем к бою готовились очень серьезно: парились в бане, сытно ели, чтобы набраться сил, и даже обращались к колдунам с просьбой дать специальный заговор на победу. Одной из любимых традиционных потех был штурм и захват ледяной крепости. Парни строили городок из льда и снега с воротами, туда сажали стражу, а потом шли в атаку: лезли на стены, врывались в ворота. Осаждённые оборонялись, как могли: в ход шли снежки, мётлы и нагайки. Смысл этих игрищ, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.

Дети и молодёжь ходили по домам с бубнами, рожками, балалайками, распевая колядки. Их охотно угощали лакомствами и передавали приветы и поклоны их родителям и родственникам. В городах жители, разодевшись в лучшие наряды, участвовали в праздничных гуляньях, ходили на театральные представления и в балаганы, чтобы посмотреть на потехи с медведем и скоморохов.

Понедельник — «встреча». В этот день при посещении родных обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, устанавливали качели, карусели и балаганы на площадях. В понедельник же из соломы, старой одежды и других подручных материалов делали чучело Масленицы, которое затем насаживали на кол и возили в санях по улицам. Хозяйки в этот день приступали к выпечке блинов, дело это было ответственное. Накануне вечером женщины втайне от домашних выходили готовить опару во двор при свете месяца, добавляя в тесто снег. При этом следовало произносить волшебную присказку: «Месяц, месяц, золотые рожки, загляни в окошко, подуй на опару».

Вторник — «заигрыши». В этот день начинались сами гулянья и игры, что было прекрасным поводом познакомиться с будущим женихом или выбрать себе невесту. На заигрышах с утра девицы и молодцы ходили в гости — покататься с горок а устраивали их часто во дворах и поесть блинов. Ну а те пары, которые недавно поженились, должны были доказать окружающим, как они любят друг друга должны были целоваться и обниматься. Катание с горок в этот день было со смыслом — считалось так: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лён будет длинный и масло хорошо будет сбиваться. Среда — «лакомка». Лакомились, конечно, блинами, самыми разнообразными — пшеничными, ячневыми, овсяными, гречневыми, из пресного и кислого теста. В этот день тёщи приглашали зятьёв на блины, а для забавы созывали всех родных. Тёщу полагалось благодарить за заботу, хвалить её хозяйственность, петь про неё песни. На ярмарках разыгрывались весёлые сценки с медведями и ряжеными про то, как тёща для зятя блины пекла… В ответ на благодарности тёща должна была помазать голову зятя маслом, «чтоб был ласковым и к жене также примаслился».

Четверг — «разгуляй». На этот день приходилась середина масленичных гуляний: позади три дня, впереди три дня. Гуляли в четверг с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Устраивали «масленые поезда»: привязывали к огромным саням столб, набивали на него колесо, а на колесо сажали самого большого шутника и весельчака — гармониста с вином, пирогами, блинами, сластями, стегали коня и отправляли в поездку. За гармонистом с песнями шёл остальной народ. В этот же день начинали вывозить чучело Масленицы, колядовали ряженые. Одна их главных забав в это день — взятие снежного городка. Строили его обычно на площади или на реке. Состоял городок из двух стен с воротами между ними. Стены были из снега, облитого водой.

Участники — молодые мужчины — делились на две команды. Защищали ворота пешие, они оборонялись ветками, мётлами, лопатами, засыпали атакующих снегом. А вот атаковали на конях. Взять городок — значило разрушить его.

По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь мир воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей. Это идея цикличности. Цикличность Масленица в дохристианское время очень сильно была связана с идеей цикличности — одно заканчивается, начинается другое, и так по кругу. В данном случае — заканчивается период холода, наступает тепло, который знаменует новый этап жизни. Такой же смысл люди вкладывают и сегодня в празднование Нового года, например. Есть мнение, что людям важно соблюдать эту цикличность — это новый виток жизни, но при этом упорядоченность и предсказуемость. Ты всегда знаешь, что старое закончится, начнется новое, а традиционные ритуалы дают ощущение спокойствия. Эти ощущения складывались веками в языческом обществе и передавались через поколения. Христианской церкви просто не удалось поменять мышление людей настолько сильно. Поэтому решили поступить мудрее — «подогнать» языческую Масленицу под христианские каноны. Масленица при христианстве Для христианства смысл, который закладывали язычники в Масленицу, не применим. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время — линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий