Сейчас в ГТГ – выставка картин Николая Рериха, приуроченная к его юбилейному году – в 2024 будут отмечать 150-летие художника.
Николай Рерих в поисках Шамбалы в Русском музее
Рерих, свидетель Первой мировой, потом наблюдавший за зверствами по культурной части Советов издалека, по воспоминаниям жены и главной соратницы Елены Рерих, был одержим организацией международного совета по вопросам культуры еще с середины 1920-х. Претворить задуманное в жизнь удалось спустя десять лет: в 1935 году в Вашингтоне был подписан документ, известный под названием Пакт Рериха — первый в истории международный договор о защите культурного наследия во время войн. Лоббировали Пакт Рериха, который к этому времени организовал в США Институт объединенных искусств в Чикаго и международный культурный центр «Пылающее сердце» и вообще был одним из самых модных художников страны, всем миром — подписывать его призывали в том числе Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн и Эрнест Хемингуэй. Впрочем, и тогда, и сейчас считалось, что «спасение культуры» интересовало Рериха не в первую очередь. О сложных отношениях Рериха, оказавшегося в 1917 году в Финляндии и поначалу не приветствовавшего советскую власть в 1917 году он в статье «Единство» писал: «Откуда восстание против знания и стремление к равнению по убожеству, по невежеству? Откуда изгнание свободы и замена ее тиранией?.. Отчего тупоумны и недоброкачественны вожди ваши? Одни считают, что он с самого начала был советским разведчиком и во время своих экспедиций по Азии первая начнется в 1923 году налаживал агентурные контакты, другие говорят, что его интересовало исключительно «всеобщее благо», третьи утверждают, что поменять отношения с Советским Союзом его надоумили в Тибете — якобы социализм минус лагеря — это новая ступень развития человечества.
Но как бы то ни было, в 1926 году во время своей Центрально-Азиатской экспедиции он оказывается в Москве, где собирается обсуждать тайно, разумеется с лидерами нового государства создание еще более нового — «Единой Азии», в которой учение буддизма будет объединено с коммунистической идеологией. Как завершились эти «переговоры», понятно, но карту изгнанника или же человека только с родиной «духовной» ею по Рериху была мифическая тибетская Шамбала, которую он искал всю жизнь он разыгрывал отлично — особенно когда надо было найти деньги на свои идеи в Америке.
Экспозицию приурочили к 150-летию художника. Чтобы отобрать 150 лучших работ в Новую Третьяковку, музейщики просмотрели 5 тысяч произведений мастера. Имя Николая Рериха окутано флером мистики, эзотерики.
Идеи Рериха о единстве буддизма и христианства, рассказы о поисках Шамбалы и духовном совершенствовании стали невероятно популярны у гуманитарной интеллигенции в перестройку и 1990-е вместе с книгами Елены Блаватской. Но на выставке от этого пласта предлагают если не отказаться, то отодвинуть на второй план и посмотреть исключительно на Рериха-художника. Татьяна Карпова, доктор искусствоведения: «Мне кажется, что искусствоведы в долгу у Рериха, и пора включаться более активно историкам искусства в изучение творчества этого удивительного художника. Конечно, есть такая легенда Рериха, и, конечно, семья Рериха создавала эту легенду — мы ни в коем случае не собираемся ее развенчивать, потому что сама легенда тоже требует внимания и бережного к ней отношения». Николай Рерих закончил Высшее художественное училище в Петербурге, стажировался в Париже — в общем, был художником в высшей степени профессиональным и до революции ярким представителем стиля модерн.
Рерихов живопись, графика, репродукции картин — постоянная экспозиция. Солнечный день». Выставка одной картины. Вход свободный. Концерт вокальной музыки участников мастерской Ларисы Гоголевой. Вход по музейному билету:50, 150, 300 руб.
Часы работы: 11:00 — 20:00 13:30, 16:00, 18:00 «Творчество Николая и Святослава Рерихов». Экскурсии по выставочным залам музея.
Выставка будет работать до 10 марта 2024 года. Вечер», входящая в перечень имущества АО «Мурманское морское пароходство», которое проходило процедуру банкротства. Работа художника была продана на открытых торгах посредством открытого предложения. Картину купила индивидуальный предприниматель Людмила Михайлюк за 24,242 млн рублей.
К открытию в Новой Третьяковке выставки Николая Рериха
«Держава Света»: более 150 картин Рериха показывают на выставке в Петербурге | 12 марта 2024 года в читальном зале НГОНБ состоялось открытие выставки «Издания Международного Центра Рерихов», посвященной юбилейному году семьи Рерихов. |
Выставка "Николай Рерих" в Москве | РИА Новости Медиабанк | Основной акцент выставки, как сказал Бондаренко, будет сделан на духовную культуру, которую Рерих отражал в своих трудах и правам которой всегда придавал особенное значение. |
Масштабная выставка работ Николая Рериха пройдет в Новой Третьяковке | Основной акцент выставки, как сказал Бондаренко, будет сделан на духовную культуру, которую Рерих отражал в своих трудах и правам которой всегда придавал особенное значение. |
R-ART - События | Вообще 150 лет со дня рождения Николая Рериха будет в 2024 году, но в Третьяковке к нему начали готовиться немного заранее. |
В Доме России готовится к открытию выставка картин Николая Рериха | ВИЭМ | Николая Рериха можно назвать космополитом (с этим согласится и Нобелевский комитет, который в 1929-м номинировал художника на премию мира). |
Что показывает Третьяковка на масштабной ретроспективе Николая Рериха
В Новой Третьяковке открылась очередная выставка-блокбастер — ретроспектива Николая Рериха (1874–1947). Полотна на выставке в Третьяковской галерее. Николай Константинович Рерих оставил богатое художественное наследие – около пяти тысяч работ по оценке специалистов ГТГ. Посетители смогут увидеть как ранние произведения Николая Рериха, созданные в петербургский период, так и наиболее поздние работы. Третьяковская галерея открыла выставку «Николай Рерих» в честь 150-летия со дня рождения художника, сообщает РИА Новости со ссылкой на заявление заместителя гендиректора галереи по научной работе Татьяны Карповой. Культурно-просветительская программа к выставке «Николай Рерих». Выставка, вдохновленная творчеством всемирно известного художника Николая Рериха, позволит зрителю полностью погрузиться в мир его картин и оказаться за тысячи километров от культурной столицы, в горах Индии и Алтая на высоте 3000 метров.
В Смоленске открылась выставка репродукций Николая Рериха
Дни работы выставки будет сопровождать большая культурная лекционная программа, для юного поколения организаторы подготовили квест по маршруту всей экспозиции с чтением былин под аккомпанемент цимбал. В феврале 2024 г. В январе 2023 года в Новой Третьяковке пройдет двухдневная международная научная конференция по творческому наследию Николая Рериха. На неё приглашены ученые из России, Белоруссии, Казахстана, Швейцарии и других стран. Исторически сложилось, что ретроспектива Н. Рериха была прерогативой Русского музея в Санкт-Петербурге. Но теперь эта глобальная тема «дождалась» своего куратора в Москве, - это хранитель музейных предметов отдела живописи второй половины XIX- начала XX вв.
Государственной Третьяковской галереи Владимир Никишин. На пресс-конференции был показан фрагмент фильма о работе реставраторов, которые готовили для экспозиции фоновый занавес к «Половецким пляскам».
Николай Рерих поистине был человеком мира: родившись в Санкт-Петербурге, он объездил всю Российскую империю, много путешествовал по миру, жил и творил в разных уголках земного шара. Но Алтай занимал особое место в жизни художника и его семьи. Там он организовал Центрально-Азиатскую экспедицию, во время которой проводил археологические и этнографические исследования, собирал местный фольклор, записывал обычаи разных народов и изучал редкие лингвистические материалы. Все это он перенес на страницы своих книг — «Сердце Азии» и «Алтай — Гималаи».
Это место для Николая Рериха было связующим звеном между Россией и Индией. В течение месяца он общался со староверами и изучал наскальные рисунки, целебные травы и минералы. Особенно его внимание привлекала Белуха и легенды, которые складывали о ней. Рерих верил, что где-то там находится мифическая страна Шамбала, а развитие мировой цивилизации мыслитель и художник напрямую связывал с процветанием Алтая. За годы Центрально-Азиатской экспедиции художник создал около 500 картин, отобразив на полотнах живописную панораму маршрута и дух этих удивительных мест. Почему нужно прийти на выставку?
В день начала работы выставки «Ковчег будущего» перед музеем «Город» выстроилась огромная очередь. Сотни барнаульцев пришли посмотреть на подлинные работы Николая Рериха и его сына Святослава, ведь для нашего региона это по-настоящему уникальное событие. В краевую столицу из фондов Государственного музея искусства народов Востока привезли 94 подлинных полотна авторства художников, некоторые из которых впервые покинули столицу. За Уралом еще не было выставки работ Рерихов такого масштаба. Мы очень бережно и внимательно относимся к сохранению наследию его творчества и делаем все для того, чтобы собрать коллекцию его произведений», — отметил Виктор Томенко, поблагодарив руководство Государственного музея искусства народов Востока за многолетнее сотрудничество. Я очень рад, что Музей востока доверил нам эту выставку.
Я уверен, что она посеет семена высокой культуры и искусства», — сказал он.
Выставка занимает два зала музея — на первом этаже расположены работы Николая Рериха, на втором — его сына Святослава. Родившись в Санкт-Петербурге, Николай Рерих объездил всю Российскую империю, много путешествовал по миру, жил и творил в разных уголках земного шара. Но Алтай занимал особое место в жизни художника и его семьи.
В концерте приняли участие Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр, солисты Мариинского театра и народный артист России Фарух Рузиматов.
Выступление сопровождалось мультимедийными репродукциями картин Н. В пресс-конференции приняли участие: генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов Алексей Бондаренко, заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Антон Александров, председатель правления Всемирного клуба петербуржцев Наталия Сидоркевич и генеральный директор Государственного музея искусства народов Востока Александр Седов. Они рассказали о событиях юбилейного года, значении международного договора, призванного обеспечить сохранение культурных ценностей во время военных действий и в мирное время. Выставка «Твердыня пламенная» в Главном штабе Эрмитажа откроется в октябре 2024 года.
В Смоленске открылась выставка репродукций Николая Рериха
Выставку "Твердыня пламенная" организуют в Главном штабе Государственного Эрмитажа в честь 150-летия Николая Рериха, рассказал генеральный директор музея Михаил Пиотровский. Сенсацией выставки станет первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски». Выставку будут сопровождать короткометражные фильмы из цикла «Рерих и театр», созданные сотрудниками Московского отделения Сибирского Рериховского Общества Еленой и Александром Кочергиными. Третьяковская галерея открыла выставку «Николай Рерих» в честь 150-летия со дня рождения художника, сообщает РИА Новости со ссылкой на заявление заместителя гендиректора галереи по научной работе Татьяны Карповой.
Масштабная выставка работ Николая Рериха пройдет в Новой Третьяковке
Как и в Советский Союз — последний раз прошение о разрешении на въезд он подавал в 1947 году. Через два дня после его смерти пришел отказ. На родину, духовную или нет, Рерих вернулся благодаря своему сыну Святославу — начиная с 1960-х он регулярно приезжал в СССР, перевез работы отца и добился открытия его музея. Что, собственно, представляло из себя учение Рериха и где его корни? Увлечение Востоком у Рериха началось еще в России — и вполне соответствовало, как сейчас бы сказали, колониальному мышлению того времени — увлечение Индией и всем ориентальным пришло в Россию в конце XIX века. В 1890—1891 годах наследник престола, будущий император Николай II вместе с востоковедом князем Эспером Ухтомским едет в Индию и привозит оттуда огромную коллекцию предметов буддийского культа, в 1893 году в Зимнем дворце устраивается выставка с этими сокровищами, и Рерих, который тогда только поступил в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств, конечно, на ней присутствовал. Одновременно с этим переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны» и «Бхагавадгита», после которых Рерих стал одержим тибетскими мистиками и твердо решил с ними познакомиться, а потом, как выяснилось, и стать одним из них. Эта одержимость, помноженная, как мы уже говорили, на страсть к спиритизму и увлечение теософией новым учением, утверждавшим возможность трансрелигиозного общения человека с потусторонним миром , и легли в основу учения Рериха. Он мечтал о «новом мире» с новой этикой, с новой молитвой читай — медитацией и, естественно, новым, а на самом деле старым государственным устройством.
Называлось оно «теократией» — когда власть в государстве принадлежит жрецам.
Многие из полотен, которые хранятся в фонде Государственного музея Востока, петербуржцы увидят впервые. К примеру, картины «Зов», «Книга жизни» и «Похитители огня». Последняя картина из перечисленных тематически связана с работой «Грозный или Ангел Последний» — ключевым экспонатом выставки. У нас на выставке находится последний вариант — 1942 года», — поделилась куратор выставки Юлия Будникова.
Семейная икона. Гордость музея — предметы быта, в частности, фаянсовый сервиз из Делфта. Фото: телеканал «Санкт-Петербург» «Главная цель — показать то, что было и что стало. Мы специально снабдили наиболее интересные предметы фотографиями, чтобы было видно, какие тяжелые повреждения были у предметов, которым 100 лет и больше и какая нужна искусность, чтобы это привести в прекрасный экспозиционный вид», — отметила заместитель директора по музейно-выставочной работе Государственного музея-института семьи Рерихов Юлия Будникова. Реставрация предметов культурного наследия специфична и базируется на научном исследовании. Тонкая экспертная работа, особые технологии и строгое соблюдение принципа «не навреди». Нужно было, прежде всего, детально изучить, познакомиться с предметом, узнать, на какой основе он выполнен, свойства материалов. Здесь мы видим и бумагу, и картон, и холст, и ткани», — подчеркнула секретарь реставрационного совета Государственного музея-института семьи Рерихов Светлана Севастьянова. Фото: телеканал «Санкт-Петербург» Самым известным владельцем дома, где сейчас расположен музей, был художник и коллекционер Михаил Боткин.
Его площадь — больше 200 квадратных метров. Александра Орловская, художник-реставратор высшей категории: «Полотно приехало в Третьяковку в аварийном, в руинированном состоянии, и перед нашей мастерской встал вопрос, как реставрировать полотно. Реставрировать его горизонтально не представляется возможным, потому что у нас нет даже площадей такого размера. Для реставрации этого полотна создали специальную конструкцию, которая позволила работать нам в вертикальном положении». Революцию Рерих не поддержал и уехал в большое путешествие по миру длиною в 30 лет. Владимир Никишин, куратор выставки «Николай Рерих»: «Это другой уже период, другие сюжеты. Рериха окружал другой мир. Когда вы путешествуете по Средней Азии с экспедицией, проходите как минимум 25 тысяч километров по нагорьям, по перевалам, по пустыням, вас уже окружает совершенно другая реальность».
Эрмитаж открыл год Рериха
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Вдохновение», где будут представлены живописные работы Николая Рериха из фондов Государственного музея искусства народов Востока и предметы из фондовой коллекции ВИЭМ. Выставка охватывает разные периоды жизни и творчества Н. К. Рериха, подчеркивая его уникальные таланты и разнообразные интересы. Сенсацией выставки стала первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного по эскизу Николая Рериха в 1908 году для балета «Половецкие пляски». В Третьяковской галерее открылась выставка "Николай Рерих" в честь 150-летия со дня его рождения. Экспозиция работ художника стала первой в ГТГ за 65 лет, РИА Новости, 19.10.2023.
В Пермской галерее покажут уникальный иконостас Рериха из церкви-усыпальницы Каменского
Основной акцент выставки, как сказал Бондаренко, будет сделан на духовную культуру, которую Рерих отражал в своих трудах и правам которой всегда придавал особенное значение. Помимо картин Николая Рериха, посетителям представлены два портрета Елены Рерих в исполнении её сына художника Святослава Николаевича Рериха, а также книжно-иллюстративная выставка произведений Основной акцент выставки, как сказал Бондаренко, будет сделан на духовную культуру, которую Рерих отражал в своих трудах и правам которой всегда придавал особенное значение. В Третьяковской галерее открылась выставка Николая Рериха (1874-1947) – одного из самых известных русских художников первой половины ХХ века. Новая Третьяковка в Москве готовит к открытию выставку в честь 150-летия со дня рождения русского художника, мыслителя, путешественника Николая Константиновича Рериха. В рамках выставки при участии Международного центра Рерихов (Москва), Региональной общественной организации «Татарстанское рериховское культурное объединение» для зрителей организуется лекторий «Держава Рериха», который можно посетить каждую субботу в 12:00.
В Третьяковке открылась выставка работ Николая Рериха
Созданная нейросетью выставка Рериха открылась в Ростове | Николай Рерих никогда не терял надежду на то, что мир одумается и будет спасен, культура и знание сделают свое дело. |
В Барнаул прибыли подлинники картин Рерихов | В Новой Третьяковке открылась очередная выставка-блокбастер — ретроспектива Николая Рериха (1874–1947). |
«Ковчег будущего» уже в «Городе»: почему нужно сходить на новую выставку картин Николая Рериха
Помимо картин Николая Рериха, посетителям представлены два портрета Елены Рерих в исполнении её сына художника Святослава Николаевича Рериха, а также книжно-иллюстративная выставка произведений Николаю Рериху посвящен значительный раздел и на выставке «Невероятная Индия. Собрать из богатого творческого наследия Николая Константиновича Рериха гармоничную выставку в формате 2 залов это уже великое дело. Основной акцент выставки, как сказал Бондаренко, будет сделан на духовную культуру, которую Рерих отражал в своих трудах и правам которой всегда придавал особенное значение. Выставка произведений Николая Рериха в Новой Третьяковке продлится до конца марта следующего года. Выставка занимает два зала музея – на первом этаже разместились картины Николая Рериха, на втором – его сына Святослава.