21:00 Ср, Пт, Сб, Вс: 11:00 - 20. Так произошло и с проектом 5 курса Александра Викторовича Ополонникова, фотографии которого были нами обнаружены в музее МАРХИ», – заявила куратор выставки, учёный секретарь Музея архитектуры имени А.В. Щусева Юлия Ратомская. В этом материале мы вспоминаем самые знаковые проекты Алексея Щусева в Москве. Музей архитектуры имени Щусева провёл полный ребрендинг. О дизайнерской концепции рассказали на обновлённом сайте музея. Архитектурный ритм Революции», приуроченная к 100-летнему юбилею Октябрьской революции 1917 года в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А.В. Щусева стало "открытием.".
Музей Архитектуры
Выставка "Алексей Щусев. 150" | | Завершает экспозицию в Анфиладе рассказ о последнем детище Алексея Щусева – Музее русской архитектуры, созданном по его инициативе в 1945 году. |
Учитесь зодчество читать. Почему в Музее Щусева нет постоянной экспозиции? | Аргументы и Факты | Так, резидент ОЭЗ Москвы помог оцифровать часть коллекции Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева. |
Директор музея Щусева заявила, что не знает о возможном назначении в ГМИИ | В Москве по проектам Алексея Щусева построили более 15 крупных сооружений, которые стали яркими символами столицы. |
Директор музея Щусева заявила, что не знает о возможном назначении в ГМИИ
По инициативе архитектора Алексея Щусева в 1945 году музею были предоставлены здания старинной усадьбы Талызина на Воздвиженке. В основу очередного масштабного проекта Всероссийского музея декоративного искусства легла поступившая в 2020 году в собрание музея коллекция архитектурной графики Щусева. Елена Титова: История взаимоотношения Щусева и нашего музея начинается практически с момента его основания, когда стало понятно, что музей будет собирать прежде всего народное искусство и русский стиль. В Государственном музее архитектуры имени Щусева открылась «Москва.
«Москва. Реальное»: лучшие фотографы страны представляют лучшую архитектуру ее столицы
С 29 февраля по 12 мая пройдет выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». С 21 марта по 19 мая посетители смогут ознакомиться с экспозицией «Архитектор Владимир Кубасов». Проект «Точка зрения. К 110-летию А. Хамцова» покажет величие монастырей и крепостей. В первую очередь это «точка зрения» героя выставки — архитектора-реставратора Алексея Хамцова.
В здании, как и в советские годы, располагается Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Дом архитекторов Ростовская набережная, дом 5 В XX веке Алексей Щусев проектировал не только значимые общественные здания, но и жилые дома. Среди них — Дом архитекторов на Ростовской набережной. Над этим монументальным сооружением необычной закругленной формы мастер работал в 1930-е годы. Для этого и набережные должны были выглядеть парадно. Появляется идея строить грандиозные жилые комплексы. Так, Щусев проектирует Дом архитекторов. Изначально здание планировали включить в большой ансамбль, но задумку не воплотили в жизнь. Необычную форму дом получил неспроста — полукруг ориентирован на площадь Киевского вокзала», — рассказывает Юлия Старостенко. Кроме того, существует легенда, что полукруглым Щусев сделал здание, чтобы оно огибало стоящую в то время перед ним церковь. Ее в итоге снесли, а форма сохранилась. Но, по словам Юлии Старостенко, чертежи архитектора изначально предполагали снос храма. Его отличают строгие формы, аккуратные эркеры и ряды частых квадратных окон. Дом академиков Ленинский проспект, дом 13 Еще один впечатляющий жилой дом по проекту Алексея Щусева возвели на Ленинском проспекте. К строительству архитектор приступил в 1937 году, а потом и сам поселился в одной из квартир. Предполагалось, что здание будет выходить, помимо Большой Калужской улицы, которая теперь стала частью Ленинского проспекта, на новую кольцевую магистраль Москвы, поэтому угол его фасада мастер сделал скошенным. Но новое бульварное кольцо так и не построили, а необычный акцент у сооружения остался», — говорит главный научный сотрудник музея. Примечателен дом также помещенными в эркеры лоджиями, чередованием балконов на главном фасаде и большой центральной аркой, ведущей во двор. Станция метро «Комсомольская» кольцевая Комсомольская площадь В списке самых известных работ мастера есть и подземные творения. Это станция «Комсомольская» Кольцевой линии, которую по праву считают одной из красивейших в столичном метрополитене. Заказ на ее строительство Щусев получил в 1945 году. Проект станции стал последней работой архитектора и завершался уже без его участия. В 1949 году Щусев ушел из жизни.
Среди экспонатов почти 600 предметов: проектные графические листы дополнены ученическими и художественными работами мастера, архивными фотографиями, письмами, документами и личными вещами Алексея Щусева, моделями и макетами. Алексей Щусев — архитектор уникального дарования, блестяще проявивший себя в разных архитектурных стилях и направлениях конца XIX — первой половины XX веков. За 55 лет деятельности он создал такие шедевры, как Казанский вокзал в Москве, Мавзолей В. Ленина, Государственный театр оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте. Выставка позволяет взглянуть на великого зодчего как на человека, художника, градозащитника, учёного, реставратора, основателя и первого директора Музея русской архитектуры. Хронологическая последовательность выставки помогает зрителю проследить весь творческий и духовный путь архитектора, изменение художественных вкусов и реалий времени и реакцию гения на них. Становление Алексея Щусева представлено в виде его ученических работ в Академии Художеств. Отдельный зал посвящен железнодорожным проектам Алексея Щусева: Казанскому вокзалу — горячо любимому и самому трудному детищу мастера, работе над которым он отдал 38 лет, и ранее неизвестным публике сооружениям железнодорожных линий Арзамас — Шихраны, Нижний Новгород — Котельнич и Казань — Екатеринбург. Типовые проекты вокзалов, депо, водонапорных зданий, жилых и хозяйственных построек, архитектурного оформления порталов тоннелей демонстрируют гибкость мышления и практическую сметку автора, желающего достичь высокого художественного результата в строгих рамках технического задания. Щусев, Проект Казанского вокзала в Москве. Перспектива, 1914.
Казаков — архитектор школы В. Щусева, Москва Образ ампирного храма в архитектурной графике А.
Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева провёл ребрендинг
И власти привлекли к проекту Алексея Щусева, который уже зарекомендовал себя во время строительства Мавзолея. Это повлекло за собой немало сложностей. Савельев и Стапран, обязанные подчиняться новому руководителю, обвиняли Щусева в присвоении авторства над гостиницей. И того поначалу даже отстранили от работы, но потом — под давлением общественности — вернули. Да и сам мэтр не особо горел желанием трудиться над фактически чужим проектом. Но ему, так или иначе, пришлось.
И Щусев решил переработать эскизы. Фасады теперь украшали виньетки и капители, а две башни гостиницы стали асимметричными. Теперь «Москва» выглядела более грандиозно и величественно. Не зная, какой из чертежей он одобрит, Щусев предложил на выбор два варианта: построить гостиницу с декоративным оформлением или, напротив, сделать ее скромнее. Не разобравшись в чертежах, Сталин поставил подпись посередине, а проектировщики не решились уточнять, что он имел в виду, поэтому фасад и выглядит так асимметрично.
До сегодняшнего дня гостиница «Москва» не дожила. В 2005 году ее снесли, чтобы построить на этой территории крупный бизнес-комплекс с апартаментами, офисами и торговыми площадями. Позднее от проекта решили отказаться и всё же реконструировать «Москву». Сегодня на месте гостиницы стоит новодел, который напоминает историческое здание только внешне. Станция метро «Комсомольская» Действительно, представить Площадь трех вокзалов в центре Москвы без вклада Щусева невозможно.
Но Алексей Викторович спроектировал не только Казанский вокзал, Каланчевский путепровод и Клуб железнодорожников. Еще один его проект располагается под землей — это станция «Комсомольская» Кольцевой линии метро. Это апофеоз сталинского ампира. Станция поражает своей красотой и помпезностью: ряды мраморных колонн тянутся вдоль путей, желтые потолки украшает лепнина с растительным орнаментом, а роскошные рожковые люстры мягко освещают станцию. Приезжая сюда, гости столицы смогут бесплатно изучать историю.
Поэтому главным достоинством станции стали посвященные военным подвигам мозаики из уральских полудрагоценных камней и разноцветного стекла. Основная тема станции — это победа советского народа в Великой Отечественной войне, но пассажиры также могут взглянуть на иллюстрации Бородинского сражения, Куликовской битвы, воззвания Минина и Пожарского и другие. Автор мозаик — художник Павел Корин, с которым Щусев работал на протяжении всей жизни. И это неудивительно, ведь Щусев был специалистом в храмовом зодчестве. Я называю эту его работу последним храмом, — рассказывает биограф архитектора Александр Васькин.
RU Станцию метро «Комсомольская» можно считать лебединой песней Щусева. Ведь это последняя его работа, которую после смерти мэтра продолжали его коллеги Алиса Заболотная и Виктор Кокорин. За этот проект Щусева удостоили Сталинской премии посмертно. Больше в Советском Союзе архитектора с таким количеством [Сталинских. Щусев как личность Талант и профессионализм Щусева не поддаются сомнению, но человеком он был очень противоречивым.
Начинавший как церковный зодчий, Алексей Викторович в течение своей многолетней карьеры неоднократно менял архитектурные стили. Щусев хорошо умел подстраиваться, угождать. В 1917 году, после революции, он стал сотрудничать с новой властью. Когда у него спрашивали, как ему это удается, он отвечал: «Если я умел договариваться с попами, то с большевиками я как-нибудь договорюсь». Хотя Щусев ценил талант и профессионализм, ему было сложно работать в команде.
Он не хотел становиться просто чьим-то соавтором, причем это проявлялось с самого начала карьеры. Окончив Петербуржскую академию художеств, Алексей Викторович годами не мог найти работу: опытные специалисты были нарасхват, а идти кому-то в подмастерье не хотелось.
Они маркируются метками и заносятся в базу данных программного комплекса и 1С.
В информации содержится учётный номер, наименование, краткое описание и другие данные. RFID-оборудование и программное обеспечение мгновенно записывают и считывают информацию. В случае несанкционированного выноса экспоната через противокражную рамку на пульт охраны отправляется сообщение и начинает работать светозвуковая сигнализация.
В музейной сфере, где велик риск человеческого фактора, системы инвентаризации и контроля значительно упрощают рутинную работу сотрудников и повышают сохранность экспонатов» Говорит директор по продажам RFID и IT АО «Микрон» Василий Волосов Завод «Микрон» наладил выпуск более двухсот меток разных видов и модификаций. Это карты, бирки, маркировочные устройства и изделия.
До сегодняшнего дня они широко применяются при возведении внешних стен и обустройстве интерьеров различного типа построек.
В 2021 году благодаря сотрудничеству Музея архитектуры и экспериментального производства NWGlass. Инициировав масштабный выставочный проект и заказав для него более тысячи изделий разных моделей и цветов, Музей архитектуры стимулировал научные разработки и производственные опыты NWGlass. Именно этот успешный эксперимент сделал возможным последующую реставрацию двух исторических зданий — дома Щелухиной в Нижнем Новгороде и дома Ерошенко в Басковом переулке в Санкт-Петербурге.
В обоих случаях были полностью воссозданы кладки фальконье в оконных проемах. Анна Кистанова, куратор выставки: «Фальконье — уникальное изобретение, излюбленный материал эпохи модерна, символ эстетики рубежа XIX — XX веков. Музей архитектуры посвятил свою выставку не только истории стеклянных кирпичей, но и архитектурному наследию и его утратам.
Мы хотим привлечь внимание к теме сохранения памятников архитектуры и их научной реставрации». На выставке «Фальконье. Архитектура света» будет представлено более 100 предметов: стеклянные кирпичи производителей Европы и Российской империи, советские стеклоблоки — все из коллекции Музея архитектуры и частных собраний, а также архивные документы и фотографии.
Ключевыми экспонатами выставки станут современные стеклянные кирпичи системы Фальконье, собранные в разноцветные кладки в пространстве Флигеля «Руина». Они дополнят архитектурно-художественное решение экспозиции, разработанное бюро Planet9. Никита Андреев, куратор выставки: «Мы также покажем различные образцы строительного стекла, появившиеся во второй половине XIX и начале ХХ века: напольные иллюминаторы в чугунных решетках, оконные призмы системы Люксфер, прессованные стеклоблоки системы Кепплер, настенные плитки Марблит, стекло Монье с проволочной сеткой, стеклянные черепицы и узорчатое стекло.
Эти строительные материалы стали приметами нового времени — бурного развития стекольной промышленности и металлургии, удовлетворявших потребности современной архитектуры».
И мне не известно ни о каких новых контрактах", - сказала собеседница агентства, комментируя сообщение РБК о том, что она будет назначена на пост директора ГМИИ имени Пушкина. Директор Пушкинского музея Марина Лошак отказалась от комментариев. РБК со ссылкой на источники сообщил, что Лошак написала заявление на увольнение по собственному желанию.
Ассоциация искусствоведов
Музей в этом году празднует стопятидесятилетие своего отца-основателя Алексея Щусева — автора среди прочего Мавзолея Ленина, здания Наркомзема, гостиницы «Москва», а также реставратора, педагога ВХУТЕМАСа и просто хорошего человека. В Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени Наталья Шашкова пришла 1 марта 2017 года на должность заведующего отделом учета и пополнения фондов, в 2021 году заняла должность заместителя директора по учетно-хранительской работе. Это — официальная страница Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева. Товары и услуги сообщества "Музей Архитектуры" по выгодной цене в социальной сети ВКонтакте. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева приглашает вас 11-13 октября 2023 года принять участие в научной конференции «Щусевcкие чтения-2023». `Открыточный своп`- Мастер-класс по созданию открытки в технике коллажа - Квест по комплексу зданий. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева при поддержке Министерства культуры Российской Федерации представляет первую за последние 50 лет монографическую выставку.
Выставка «Фальконье. Архитектура света» в музее архитектуры имени А.В. Щусева
→ Пресс-релизы (2022 год) → Видеорепортаж с открытия кижской выставки «Польза, прочность и красота крестьянской архитектуры» в музее архитектуры имени Щусева в Москве. Легендарный «Современник» в свой день рождения открыл в Москве уникальный музей. Так, резидент ОЭЗ Москвы помог оцифровать часть коллекции Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева.
Выставка «Алексей Щусев. 150»
Посетители смогут увидеть около 200 архитектурных проектов, созданных Щусевым за более чем полувековую карьеру. Экспозиция в Анфиладе посвящена проектам гражданской архитектуры, а в Аптекарском приказе представлено храмовое зодчество мастера. Основной замысел кураторов проекта — представить творчество Щусева во всем его многообразии, расставив акценты на наиболее важных темах.
Впервые будут показаны шаблоны, эскизы и зарисовки, большая часть которых относится к знаменитой Марфо-Мариинской обители, созданной в «русском стиле». Куратор выставки, архитектор Юрий Аввакумов, начинает проект ранними «замыслами» Щусева. Заканчивается путешествия по залам музея арт-моделью наиболее известного культового сооружения архитектора — Мавзолеем, обозначившим и смену эпох, и смену щусевского стиля. Всероссийский музей декоративного искусства Мавзолей В. Ленина принято считать особой вехой в творчестве мастера, обозначившей как смену эпох, так и смену стиля Помимо графики в экспозиции будет представлена часть коллекции тканей, принадлежавшей А.
Щусева 2 из 8 Вид храмового комплекса. Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» 4 из 8 Фрагмент декора дома Сергина из деревни Мунозеро на острове Кижи. Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» 6 из 8 Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» 7 из 8 Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» 8 из 8 Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» 1 из 8 Мельница ветряная. Макет 2 из 8 Вид храмового комплекса. Щусева 3 из 8 Часовня Михаила Архангела на острове Кижи. Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» 6 из 8 Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» 7 из 8 Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» 8 из 8 Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» «Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества» — второй выставочный проект, расположенный на втором и третьем этаже флигеля «Руины». Он посвящен творчеству выдающегося архитектора и исследователя Александра Ополовникова, занимавшегося реставрацией памятников русской деревянной архитектуры.
Также система защищает от несанкционированного доступа к фондам. Если при ручных процессах экспонат можно повредить, то цифровой инструмент это исключает и полностью контролирует почти миллион экспонатов. Оборудование разместили на входе и выходе выставочного зала, а также в прикассовой зоне. Система включает в себя набор радиочастотных меток для маркировки объектов, мобильный RFID-терминал сбора данных, RFID-принтер и отечественное программное обеспечение. Все экспонаты получают свой индивидуальный номер. Они маркируются метками и заносятся в базу данных программного комплекса и 1С.
Резидент ОЭЗ «Технополис Москва» помог оцифровать экспонаты Музея архитектуры имени А.В. Щусева
RFID-оборудование и ПО обеспечивают мгновенную запись и считывание информации, интегрирует ее в учетной программе в режиме реального времени. При продаже товаров в учетной системе « 1С » проводятся операции их списания, а в случае неправомерного выноса имущества через противокражную рамку на пульт охраны поступает соответствующее сообщение и срабатывает светозвуковая сигнализация. В музейной сфере, где велик риск человеческого фактора , системы инвентаризации и контроля значительно упрощают рутинную работу сотрудников и повышают сохранность экспонатов», — отметил директор по продажам RFID и IT АО «Микрон» Василий Волосов. В продуктовой линейке завода более 200 меток различных видов и модификаций: карт, бирок, маркировочных устройств и изделий. В прошлом году завод отметил 55-летний юбилей, а статус резидента столичной ОЭЗ был присвоен в 2015 г. За это время компания инвестировала в развитие производства более 1,1 млрд руб.
Уникальные произведения искусства: гравюры, акварели, живопись, а также книги и материалы научных экспедиций, включенные в собрание Музея, когда Щусев был его директором, свидетельствуют о тонком художественном вкусе мастера. Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры им. Щусева, куратор выставки: "Гениальность архитектора проявляется в том, чтобы, не поступаясь художественными принципами, в конкретных обстоятельствах места и времени создавать произведения, точно отвечающие потребностям общества. Алексей Щусев - гениальный архитектор. Он жил и работал в потрясающую эпоху: экономический подъем в Российской империи начала ХХ века, революция и утверждение нового социального строя, две мировые войны, - все эти события сопровождались радикальными переменами художественного курса. Неиссякаемый творческий азарт и высочайшее мастерство позволяли Щусеву при каждой смене главенствующего архитектурного стиля создавать произведения исключительного уровня и оставаться лидером профессионального сообщества на протяжении десятилетий. Более 80-ти реализованных проектов - редкое достижение, однако благодаря необыкновенной одаренности и работоспособности Щусев проявил себя и во многих других сферах. До последних дней он сохранял энтузиазм и свежесть взгляда. Музей впервые за 50 лет решился на масштабное высказывание о мастере. Для нас важно показать его таким, каким мы увидели его сами: ярким, талантливым, многогранным, преданным делу и своей стране человеком". Вторая часть выставочного проекта, представленная в Аптекарском приказе Музея архитектуры, раскрывает тему храмового зодчества Алексея Щусева: от первого проекта научной реставрации храма святого Василия в Овруче до заказов, выполненных зодчим для императорской семьи. Обращение архитектора к национально-романтическому направлению модерна раскрыто в проектной графике и архивных материалах, связанных с созданием ансамбля Марфо Мариинской обители милосердия в Москве, церкви святого Сергия Радонежского на Куликовом поле, Храма святителя Николая вместе со странноприимным домом в Бари, Троицкого собора Почаевской Лавры, церкви Всемилостивого Спаса в имении Натальевка и многих других. Отдельное внимание уделено совместной работе Алексея Щусева с его именитыми соавторами-художниками: Кузьмой Петровым-Водкиным, Павлом Кориным, Михаилом Нестеровым и другими. Анатолий Оксенюк, заместитель директора Музея архитектуры им. Щусева по научной работе, куратор выставки: "Алексей Викторович Щусев в своем дореволюционном творчестве предстает перед нами не только как архитектор эпохи модерна с присущим ей вниманием к деталям, но и как человек, глубоко понимавший древнерусскую архитектуру, черпавший вдохновение в ее образах, переносивший их в свое творчество. Каждый проект Щусева поражает цельностью образа, глубиной проработки и художественным уровнем исполнения, что, несомненно, привлекало к нему самых именитых заказчиков". На выставке представлено более 600 произведений из фондов Государственного музея архитектуры имени А. Щусева, 18-ти государственных музейных и архивных собраний, частных коллекций и архива наследников А. Среди экспонатов - проектная архитектурная графика, эскизы и рисунки Алексея Щусева и художников, с которыми он сотрудничал М. Нестерова, К. Петрова-Водкина, Н. Гончаровой, Е. Лансере, Н. Тамонькина и других , авторские модели, макеты, документы, письма, архивные фотографии, видеохроника - материалы к ключевым и малоизвестным проектам, часть из которых показана впервые. Архитектура выставки, разработанная Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер, отражает основной замысел кураторов проекта: представить невероятно объемное и многослойное творчество Алексея Щусева во всем его многообразии и масштабе, расставив важные акценты на малоизученных и наиболее важных темах. Сергей Чобан, архитектор выставки: "Работая над дизайном экспозиции, мы сформировали собственный художественный прием для каждого зала, последовательно раскрывающего Щусева как архитектора определенной эпохи, будь то модерн, конструктивизм или неоклассика, а также как градостроителя и значимого музейного деятеля.
Казакова 01:12:10 Ольга Михайловна Замжицкая Центральные научно-реставрационные проектные мастерские, Государственный институт искусствознания, Москва Р. Казаков — архитектор школы В.
В Аптекарском приказе показывают его дореволюционное храмовое зодчество Марфо-Мариинская обитель, церковь Святого Сергия Радонежского на Куликовом поле, Русское подворье в Бари и прочее , в то время как в Анфиладе выставлены проекты гражданской архитектуры. Вторая часть экспозиции более сложная и объемная. Она начинается с ученических лет в Академии художеств, затем рассказывает о первых самостоятельных проектах и, наконец, о самых важных творениях: столичном Казанском вокзале, Мавзолее, гостинице «Москва», ташкентском Государственном театре оперы и балета им. Алишера Навои. Никифор Тамонькин. Фото: Государственный музей архитектуры имени А. Щусева Как рассказала нашему изданию замдиректора по просветительской деятельности музея Ксения Смирнова, в процессе подготовки пришлось выполнить огромную научную работу по исследованию творчества Щусева. В итоге на выставке представлено более 600 экспонатов и 200 выполненных Щусевым проектов.