Павел Фёдорович Карабанов (1767 — 1851) — известный в своё время собиратель и знаток русской истории и древностей, родственник Потёмкина. Павел Карабанов был человеком, всей душой преданным своему Отечеству, и его коллекция стала своеобразной энциклопедией уклада жизни русского дворянского быта. Новости. ЧЕРНСКИЙ УЕЗД: Начата обработка источника "Списки владельцев Чернского уезда, имеющих право участвовать в земских избирательных собраниях и съездах, на основании статей 16 и 24 Положения о земских учреждениях 12 июня 1890 года, 1913 год". Выставка посвящена известному российскому коллекционеру XIX столетия Павлу Федоровичу Карабанову и его современникам – москвичам, любителям истории и владельцам уникальных частных собраний.
Выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века»
Экспонаты ГМИИ им. А.С. Пушкина Смотрите музейные коллекции онлайн. Неоднократно взоры Павла Фёдоровича Карабанова обращались на Восток. Карабанов Павел Федорович. — известный собиратель и знаток отечественной истории и древностей (1767-1851), родственник Потемкина, был женат на княжне Гагариной и благодаря этому близко знал многих знатных современников, биографии которых потом составил. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века" Елена Исаева общается с журналистами во время пресс-подхода.
Павел Фёдорович Карабанов
В Москве его поразило состояние общества, о чем сказано в его «Записке»: «Тогдашнее высшее и среднее наше общество, забыв о суде, ссылках и казнях, жертвами коих были члены многих из семейств ему принадлежащих, готовилось к празднествам коронации Николая I , и по приезде моем в Москву начались уже небольшие балы, представления итальянской оперы. Такое быстрое забвение о судьбе несчастных, следовавших в оковах в ссылку, на вечное изгнанье, меня возмущало, и тем более, что между веселившимися были им близкие знакомые и даже родные. Некоторые из последних не постыдились принимать из рук карающей власти знаки отличия и почести». Уйдя в отставку, в скромном чине надворного советника, поселился Свербеев в родной Москве и зажил «открытым домом», принимая по пятницам, в отличие от других салонов, и западников, и славянофилов. Как писал другой очевидец, начиная «с 1840-х годов свербеевский дом сделался одним из очагов… умственной жизни страны».
Душой общества была очаровательная жена хозяина — Екатерина Щербатова, родившая и выходившая девятерых детей. Одна из них, Софья, не хотела выходить замуж, жила с родителями, и благодаря ее настойчивости отец в старости, будучи больным, надиктовал «Записки», доведя их до 1829 года. После встреч со своими собеседниками Свербеев не спешил к дневнику, не делал записи. Обладая изумительной памятью, вспоминал о событиях полувековой давности в деталях, а в них, как известно, и Бог, и дьявол.
Подобные бесхитростные «записки» сочиняли многие русские люди — они это делали ради детей, потомков. Четверть века рукопись Свербеева хранилась в семейном архиве. Она вышла в 1899 году двумя томами, и с тех пор, как пишут, ни одно серьезное исследование об этом периоде жизни Москвы не обходилось без ссылок на эти воспоминания. Более того, в марте 2012 года «Записки» воспроизведены в оригинальной авторской орфографии издания 1899 года.
Что меня поражает, «записки» не считались критиками беллетристикой, не в пример романам и поэмам. Владимир Гиляровский писал стихи, сочинил поэму о Степане Разине. Но издают все кому не лень не стихи, а «записки», написанные в старости, под названием «Москва и москвичи». Ими «дядя Гиляй» застолбил свое место в русской литературе.
В списке жильцов многоэтажного дома 6 на Страстном бульваре, составленном Д. Бондаренко, имя Юрия Желябужского соотносится с историей отечественного кино, где он неоднократно выступал пионером, будучи режиссером и оператором. И с именем его матери, Марии Андреевой, заслужившей у Ленина партийную кличку Феномен, связанной тайными узами с историей партии, взявшей власть в октябре 1917 года. Мария родилась в Санкт-Петербурге в 1866 году, в известной театральной семье.
Ее отец, Андрей Федоров-Юрковский, служил главным режиссером императорского Александринского театра. Все, кто видел его дочь, единодушны были в одном: то была девочка необыкновенной красоты. Илья Репин создавал ее портреты — 8, 9, 12 лет. В 15 лет писал с нее «Донну Анну», иллюстрируя «Каменного гостя» Пушкина.
После гимназии и драматической школы она вышла на сцены не столицы, как можно было предполагать, а Казани и Тифлиса, где имела феноменальный успех. Актриса вышла замуж за высокопоставленного чиновника Желябужского, старше ее на 18 лет, любившего театр. Оба они на сцене выступали под одним псевдонимом — Андреевы.
Однако в 1925 году его репрессировали, и после этого тайник все-таки нашли. К описанию клада был привлечен директор Оружейной палаты Дмитрий Дмитриевич Иванов, великий подвижник, спасший множество памятников русской истории.
Вероятно, он решил, что нужно сохранить хотя бы часть сокровищ — иначе они ушли бы с молотка или отправились в переплавку. Он запросил 46 предметов и в итоге смог их получить: некоторые из них мы показываем на выставке. Другой известный коллекционер — Алексей Иванович Мусин-Пушкин. К сожалению, его собрание сгорело в московском пожаре 1812 года, в том числе — знаменитый древнерусский памятник «Слово о полку Игореве». Уцелело лишь то, что успело «уйти» из коллекции: например, в 1809 году Мусин-Пушкин подарил несколько предметов императору Александру I, они были переданы императором в Оружейную палату.
Еще один интересный коллекционер — малоизвестный историк Михаил Андреевич Оболенский, заведовавший главным архивом Министерства иностранных дел. Он также был председателем ученой комиссии по восстановлению палат бояр Романовых, и, собственно, заведовал палатами, которые были филиалом Оружейной палаты. Наконец, мы рассказываем о Михаиле Петровиче Погодине — известном историке, журналисте, публицисте, создателе «древлехранилища» — коллекции древних рукописей, старопечатных книг, автографов знаменитых исторических деятелей, картин, икон, гравюр… Он был страстно увлечен русской историей, его знали все меняльщики, антикварщики, и множество агентов искали для него по городам и весям древние памятники. Огромная коллекция Погодина располагалась на Девичьем поле, в деревянном доме, впоследствии сгоревшем в годы Великой Отечественной войны. Там, в 50 шкафах хранились, в основном, рукописи, которые Погодин любил и увлеченно собирал.
В конце концов, Михаил Петрович решил, что коллекция слишком разрослась, а хранить ее в деревянном доме — опасно, и продал ее императору за 150 тысяч рублей серебром. Правда, поставил ряд условий: он хотел, чтобы собрание осталось в Москве, даже мечтал о музее всероссийского искусства, а себя видел в роли его директора. Однако император поступил по-своему: собрание рукописей отправил в Императорскую публичную библиотеку, а многие предметы — в Эрмитаж. Погодин расстроился, когда узнал, что вещи из собрания уезжают в Петербург, и отправился вместе с ними, подписал на месте передаточные акты. Кстати, его собрание рукописей в Императорской публичной библиотеке сохранилось целиком: в 1852 году были построены шкафы, в которых рукописи хранятся по сей день, и исследователи их постепенно описывают — уже опубликовано семь выпусков каталога «Рукописные книги собрания М.
А вот предметы, отправленные в Эрмитаж, по воле Николая I были позднее переданы в Оружейную палату. Погодин, конечно, был этому рад, однако вскоре, в 1856 году, значительную часть церковных ценностей передали в Синодальную ризницу, а оттуда — в формировавшийся Музей древнерусского искусства при Императорской академии художеств, а затем в 1897 году — в Русский музей. В итоге оттуда на выставку нам дали несколько экспонатов. А в Оружейной палате от коллекции Погодина осталась не так много: оружие, пули, подобранные на поле Бородинского сражения, лук и стрелы XVII века… Надо сказать, Михаил Петрович не угомонился, и, продав коллекцию, начал собирать заново. Но столь впечатляющих результатов уже не достиг, и после его смерти вдова передала вещи в Румянцевский музей.
Они искренне увлекались прошлым своей страны и даже европейские, китайские вещи покупали, мне кажется, только потому, что те бытовали здесь, в России. Поэтому в этих коллекциях мы видим памятники русской истории во всех ее проявлениях. Ксения Воротынцева Фото: предоставлено Еленой Исаевой, публикуется с разрешения правообладателя 2.
Значительная часть находится по-прежнему в Оружейной палате. Часть, имеющая церковное назначение, передана в 1856 году в Синодальную ризницу, оттуда — в формировавшийся Музей древнерусского искусства при Академии художеств. А после, в 1897 году, сокровища оказались в Русском музее, откуда и прибыли на выставку. Понемногу предметы из собрания Карабанова по распоряжению Николая I переместились также в Петергоф, в Императорскую публичную библиотеку и в Эрмитаж. Это дало ему возможность спокойно заниматься собранием древностей.
Павел Федорович занимался генеалогией. Его считают родоначальником русской просопографии изучает биографии исторических лиц. Он исследовал биографии исторических личностей через предметы в контексте эпохи и составлял генеалогическое древо. Карабанов, как губка, впитывал информацию, связанную с прошлым. Граф Мусин-Пушкин начал свое собрание еще до войны 1812 года, на основе тех фамильных ценностей, которые ему достались, рассказала «Известиям» заведующая отделом рукописных, печатных и графических фондов ММК Елена Исаева. Например, из его коллекции представлены на выставке лук и стрелы. Подобных утилитарных вещей практически не сохранилось. В отличие от Павла Федоровича Карабанова, Погодин не завещал Отечеству свое собрание, а продал Николаю I за очень большую сумму — 150 тыс. В экспозицию вошли более 100 произведений еврейского искусства Могила коллекционера не сохранилась.
Некрополь был разрушен после революции 1917 года. Исследователи нашли лишь надгробье с могилы. На нем была эпитафия: «Здесь лежит известный русский дворянин, любивший свое Отечество».
Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования. Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала.
Павел Фёдорович Карабанов р. 25 октябрь 1767 ум. 30 май 1851
В итоге из двух с лишним тысяч гравюр сохранилось только 306 листов: остальные, видимо, пустили на продажу. Так же поступили и с табакерками — оставили лишь полторы сотни. В общем, мы по возможности постарались виртуально воссоздать карабановский музей. Правда, мне не удалось подтвердить ее легенду. Я попыталась проникнуть вглубь истории этого памятника и обнаружила еще четыре Библии с похожей легендой. Но очевидно, что это памятник своего времени, в оригинальном переплете, переизданный по настоянию Карла XII на шведском языке. Еще интересный экспонат — стакан, принадлежавший предку Павла Федоровича Гавриле Михайловичу, который — как мы знаем из документов — был стольником царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Немецкий путешественник Адам Олеарий писал о ее природной красоте, а также о том, что она не хотела пользоваться румянами и белилами, как было принято на Руси, и это пренебрежение традициями вызывало у многих недовольство. Он был главноначальствующим Экспедицией Кремлевского строения в Москве и Мастерской и Оружейной палатой в 1814—1831 годах, занимался ее первой экспозицией, заботился об экспонатах, которые привезли из эвакуации, восстанавливал Кремль после нашествия французов и в целом много сделал для музея. В комнатах разместили предметы из коллекции Николая Борисовича, в том числе европейское и русское серебро.
После революции Феликс Юсупов уехал из России, однако еще надеялся вернуться — многие не верили, что советская власть установилась надолго. Поэтому он замуровал семейные драгоценности и утварь в тайнике под лестницей. Его управляющий нанимался на работу во все учреждения, которые размещались во дворце, и таким образом, как я понимаю, охранял клад. Однако в 1925 году его репрессировали, и после этого тайник все-таки нашли. К описанию клада был привлечен директор Оружейной палаты Дмитрий Дмитриевич Иванов, великий подвижник, спасший множество памятников русской истории. Вероятно, он решил, что нужно сохранить хотя бы часть сокровищ — иначе они ушли бы с молотка или отправились в переплавку. Он запросил 46 предметов и в итоге смог их получить: некоторые из них мы показываем на выставке. Другой известный коллекционер — Алексей Иванович Мусин-Пушкин. К сожалению, его собрание сгорело в московском пожаре 1812 года, в том числе — знаменитый древнерусский памятник «Слово о полку Игореве».
Уцелело лишь то, что успело «уйти» из коллекции: например, в 1809 году Мусин-Пушкин подарил несколько предметов императору Александру I, они были переданы императором в Оружейную палату. Еще один интересный коллекционер — малоизвестный историк Михаил Андреевич Оболенский, заведовавший главным архивом Министерства иностранных дел. Он также был председателем ученой комиссии по восстановлению палат бояр Романовых, и, собственно, заведовал палатами, которые были филиалом Оружейной палаты. Наконец, мы рассказываем о Михаиле Петровиче Погодине — известном историке, журналисте, публицисте, создателе «древлехранилища» — коллекции древних рукописей, старопечатных книг, автографов знаменитых исторических деятелей, картин, икон, гравюр… Он был страстно увлечен русской историей, его знали все меняльщики, антикварщики, и множество агентов искали для него по городам и весям древние памятники. Огромная коллекция Погодина располагалась в деревянном доме на Девичьем поле, впоследствии сгоревшем в годы Великой Отечественной войны. Там, в 50 шкафах хранились, в основном, рукописи, которые Погодин любил и увлеченно собирал. В конце концов, Михаил Петрович решил, что коллекция слишком разрослась, а хранить ее в деревянном доме — опасно, и продал ее императору за 150 тысяч рублей серебром.
Юсупов принял в свое ведение Экспедицию кремлевского строения и Мастерскую и Оружейную палату. За семнадцать лет под его управлением были проведены масштабные восстановительные работы пострадавшего от французского нашествия Кремля, были возобновлены Чудов и Вознесенский монастыри, а также внутреннее убранство пострадавших кремлевских соборов. Было вновь отделано здание Оружейной палаты, а в 1816 г. Тогда же увидел свет первый путеводитель по Оружейной палате, написанный по просьбе Н. Юсупова писателем и издателем П. Проводилась также реставрация предметов, пострадавших во время эвакуации. В вопросах хранительской деятельности Оружейной палаты сказалось превосходное знание Юсуповым европейских художественный собраний, кроме того, опыт собирания собственной обширной коллекции, которая была весьма разнообразна и велика. Она включала станковую живопись, скульптуру, произведения декоративно-прикладного искусства, собрание гравюр, рисунков, миниатюр, прекрасную библиотеку и большой семейный архив. После 1917 г. Юсуповы вынуждены были покинуть Россию. Перед отъездом князь Феликс Юсупов втайне перевез фамильные украшения из Петербурга и вместе с предметами старины спрятал их в московском дворце. Клад был найден в 1925 г. Впоследствии Д. Иванов добился передачи в Оружейную палату сорока шести произведений западноевропейских и русских мастеров-серебряников из обширной коллекции, но главная его цель заключалась в спасении уникальных предметов юсуповского собрания от распродаж или переплавки для нужд государства. Они и поныне украшают экспозицию, напоминая о выдающемся коллекционере Н. К концу XIX столетия московский дворец Юсуповых был отреставрирован, интерьеры парадных залов и комнат воссозданы в русском стиле архитектором Н. Султановым, после чего дворец превратился в настоящий музей. В формировании общего облика интерьеров значительную роль сыграли оригинальные предметы юсуповской коллекции — произведения живописи, фарфора, старинного русского и европейского серебра. В парадных залах, столовой, кабинете князя Ф. Юсупова были устроены «древнерусские» поставцы, на которых разместили серебряные блюда, двойные и потешные кубки, стопы, ковши, братины и другие произведения западноевропейских и русских мастеров. В 1897 г. Браиловский выполнил серию рисунков комнат юсуповского дворца, на них запечатлены, в числе прочего, серебряные произведения в интерьерах.
Она передавала деньги Саввы Мамонтова большевикам на оружие и издание газет, выполняла тайные поручения Ленина, давшего ей кличку Товарищ Феномен. В апартаментах московской гостиницы «Петергоф» ее с Горьким охраняли кавказские боевики, в комнатах хранились бомбы. Спасаясь от суда и ареста, невенчанная пара едет за границу. В Америке добывают деньги на русскую революцию. А после ее поражения живут на Капри, встречаются с Лениным и членами ЦК партии. С ними живет Юрий Желябужский, ставший пасынком Горького. Юрий Желябужский. Вернувшейся с сыном по амнистии 1913 года в Россию, Марии Андреевой выступать в Москве полиция не разрешила. Юрий поступил на кораблестроительное отделение Петроградского политехнического института, Окончил Высшую техническую школу, увлекся не театром, а кино. В 1917 году стал оператором, сценаристом и режиссером киностудии «Межрабпом-Русь». Советское правительство, зная, чей он сын, доверяет ему вести киносъемку Ленина. Юрию поручено сделать документальный фильм о механической добыче торфа, в котором тогда, лишенная угля и нефти, крайне нуждалась Россия. Быстрой походкой, почти бегом, вошел Ленин, сказал, обратившись ко всем: «Здравствуйте, товарищи! Я буду пояснять... Ленин напомнил Желябужскому, как в давние времена, когда Юрий был совсем маленьким, они встречались на острове Капри. Юрий-то наш — каково?! Желябужский в газете «Кино». К тому времени сын Марии Андреевой создал первые отечественные мультфильмы, снимал и режиссировал многие ленты немого кино, ставшие классикой. В 20-е годы Мария Федоровна, живя с Горьким за границей, назначалась уполномоченным Наркомата внешней торговли по делам кинематографии. С ее помощью обновилось советское кинопроизводство. Юрий Желябужский стал известным оператором и кинорежиссером. Помогала играть на его сцене начинающим артистам. Но сама больше нигде не выступала. Она пережила Сталина и умерла в декабре 1953 года. Спустя два года умер ее сын — профессор Всесоюзного института кинематографии, где он преподавал операторское искусство. Перестройка дала право за деньги селиться в некогда престижных домах, где жили известные актеры, ученые, военные, гражданам сомнительных занятий. Так, на Страстном бульваре, 4, купил пятикомнатную квартиру недавний официант вагона-ресторана поезда Москва—Тында Юрий Головко, выступавший под псевдонимом Юрий Лонго. Как писала свободная от цензуры пресса, сей маг «оживлял труп, ходил по воде аки посуху, парил над землей, исцелял толпы страждущих» — как Иисус Христос.
Сердолик; резьба. Подделки в коллекции П. Карабанова Подделки встречались и встречаются едва ли не во всех коллекциях. Были они и в собрании П. Некоторые имитации попали к нему случайно и Павел Фёдорович не всегда осознавал, что приобретает фальсификацию. Но бывали случаи, что коллекционер намеренно покупал подделку. Он прекрасно понимал, что впоследствии такая вещица может стать редкостью. Житие святых Бориса и Глеба. Первая половина XIX века. Писец А. Бардин Имена фальсификаторов установить всегда непросто. Но в случае с этой книгой известно, что её выполнил московский антиквар, автор многих дошедших до наших дней имитаций древнего книжного искусства Антон Иванович Бардин. Карабанов купил книгу у княгини М. Голицыной, которая распродавала библиотеку имения Архангельское после смерти мужа. Впоследствии фальсификации из собрания Карабанова изъяли из витрин Оружейной палаты. Но теперь они снова составляют славу музею. Карабанов был дальновиден! Великолепные вещи составляли гордость коллекции графов Мусиных-Пушкиных. Оклад на икону Владимирская. Последняя четверть XVI века. Мастера использовали самые разные техники и богато украсили оклад эмалями, драгоценными и полудрагоценными камнями. Оклад на икону. Любопытен щиток с изображением двуглавого орла, также принадлежавший Мусиным-Пушкиныым. Его назначение не указано, а артефакт весьма интересен. Щиток из коллекции Мусина-Пушкина. Один из самых роскошных предметов выставки — жалованный Екатериной II ковш. Государыня вручила драгоценность купцу Луке Девятову, очевидно за выдающиеся заслуги. Выполнен ковш из позолоченого серебра и происходит из коллекции князей Юсуповых. Москва, 1764 г. Надо сказать, что витрина с предметами из коллекции князей Юсуповых поражает воображение массивностью предметов и высочайшим качеством исполнения. Например ваза-расольник, изготовленная златокузнецами из Аугсбурга.
Вторая Оружейная
- Найден пропавший 13-летний Павел Карабанов
- Выставка "Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века"
- Вторая Оружейная палата
- Статьи по разделам
- «Вторая Оружейная палата»: чем прославился коллекционер XIX века Павел Карабанов
- Биография Карабанов Павел Федорович
Карабанов П.Ф.
Вследствие этого увлечения стали активно формироваться частные собрания, в XIX столетии значительную их часть составляли памятники русской истории и искусства. Одним из таких собраний стал Русский музей П. Коллекционер стал приобретать предметы российской древности еще в 1790-е годы, задолго до возникновения массового интереса к этому явлению. Павел Федорович происходил из старинного русского дворянского рода, в котором бережно хранили семейные реликвии.
Свой домашний музей он формировал на протяжении более пятидесяти лет. К середине XIX века это было уже достаточно обширное собрание, состоявшее из музейной части, куда входили произведения декоративно-прикладного искусства, библиотеки с ценными рукописями, старопечатными книгами и автографами знаменитых россиян, а также кабинета эстампов и минцкабинета. Современники называли музей П.
Карабанова «второй Оружейной палатой». Император Николай I, узнав об этом собрании, тотчас принял решение приобрести его. Коллекционер не был готов при жизни расстаться со своим «детищем», но принял решение завещать его после смерти императору и в его лице — Отечеству.
В мае 1851 года, после смерти П.
Просмотреть коллекцию биографий вы можете с помощью календаря. Для переключения текущего месяца используйте ссылки «« и »».
Карабанов Павел Федорович 6 ноября 1767 г. Карабанов Павел Федорович - известный собиратель и знаток отечественной истории и древностей 1767 - 1851 , родственник Потемкина , был женат на княжне Гагариной и, благодаря этому, близко знал многих знатных современников, биографии которых потом составил.
IV, 105—214, а полностью они помещены в "Русской Старине", т. IV, 105; "Москвитянин", 1849, II, 54. Прослужив несколько лет в Преображенском полку, он вышел в отставку и проживал зимой в Москве, а летом в кашинском имении.
Оставил замечательное собрание древностей, моделей, монет, гравюр и рукописей, подаренное им правительству. Главнейшие предметы этого музея описаны Филимоновым: "Описание памятников древности церковного и гражданского быта русского музея П.
Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.
Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала.
фамилия супруги в русской истории...
Некоторые из них я смогла найти, мы показываем их на выставке. Надеюсь, мне удалось заинтересовать коллег из Российской национальной библиотеки и, возможно, мы вместе продолжим поиски. Я нашла опись, но она чрезвычайно «глухая»: написано, например — «две табакерки черепаховые». И все. Впрочем, некоторые произведения мне все-таки удалось обнаружить.
Часть из них нельзя экспонировать по состоянию сохранности, тем не менее, на выставке представлены четыре табакерки. Еще мы показываем акварель Константина Ухтомского, на которой видно, как именно в Галерее драгоценностей Эрмитажа в шкафах располагались предметы, в том числе из коллекции Карабанова. Крайне не повезло кабинету эстампа: эти вещи попали в руки скептически настроенного хранителя отдела эстампов Эрмитажа Николая Ивановича Уткина. Ему принадлежит фраза: «Карабанов собирал портреты, касательно русских знаменитых мужей, не обращая внимания, как бы ни было слабо и дурно исполнение работы, было бы только относительно к России и наших соотечественников».
В итоге из двух с лишним тысяч гравюр сохранилось только 306 листов: остальные, видимо, пустили на продажу. Так же поступили и с табакерками — оставили лишь полторы сотни. В общем, мы по возможности постарались виртуально воссоздать карабановский музей. Правда, мне не удалось подтвердить ее легенду.
Я попыталась проникнуть вглубь истории этого памятника и обнаружила еще четыре Библии с похожей легендой. Но очевидно, что это памятник своего времени, в оригинальном переплете, переизданный по настоянию Карла XII на шведском языке. Еще интересный экспонат — стакан, принадлежавший предку Павла Федоровича Гавриле Михайловичу, который — как мы знаем из документов — был стольником царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Немецкий путешественник Адам Олеарий писал о ее природной красоте, а также о том, что она не хотела пользоваться румянами и белилами, как было принято на Руси, и это пренебрежение традициями вызывало у многих недовольство.
Он был главноначальствующим Экспедицией Кремлевского строения в Москве и Мастерской и Оружейной палатой в 1814—1831 годах, занимался ее первой экспозицией, заботился об экспонатах, которые привезли из эвакуации, восстанавливал Кремль после нашествия французов и в целом много сделал для музея. В комнатах разместили предметы из коллекции Николая Борисовича, в том числе европейское и русское серебро. После революции Феликс Юсупов уехал из России, однако еще надеялся вернуться — многие не верили, что советская власть установилась надолго. Поэтому он замуровал семейные драгоценности и утварь в тайнике под лестницей.
Его управляющий нанимался на работу во все учреждения, которые размещались во дворце, и таким образом, как я понимаю, охранял клад. Однако в 1925 году его репрессировали, и после этого тайник все-таки нашли. К описанию клада был привлечен директор Оружейной палаты Дмитрий Дмитриевич Иванов, великий подвижник, спасший множество памятников русской истории. Вероятно, он решил, что нужно сохранить хотя бы часть сокровищ — иначе они ушли бы с молотка или отправились в переплавку.
Он запросил 46 предметов и в итоге смог их получить: некоторые из них мы показываем на выставке.
Более 50 лет жизни, начиная с 1792 года, Павел Карабанов посвятил собиранию разнообразных древностей, моделей, монет, гравюр и рукописей. В его коллекции было более 3000 гравированных и прочих портретов исторических деятелей, эстампы , коллекция монет и медалей, собрание старинной русской утвари, образов, крестов, посуды, часов, картин, книг, рисунков и так далее. Калита Иоанна IV устроена из красной камки с серебряными вызолоченными бляшками.
Сходный с ней кошелек находится в собрании древностей у П. По-видимому, набожный царь оставил эту калиту на память в любимой им Псково-Печерской обители , которой не мог взять Стефан Баторий и которая многократно и доблестно выдерживала сильные нападения и осады лифляндских рыцарей.
Карабанов П. Исторические рассказы и анекдоты, записанные П. Исторические рассказы и анекдоты, записанные со слов именитых людей..
Интересна простая на вид серебряная чарка XVII столетия. На тулово чарки в XIX веке добавлена надпись с эпиграфическими ошибками о том, что её выполнил сам царь Пётр Алексеевич. Золотые женские ювелирные украшения покажем пунктиром, без подробностей. Золото, драгоценные камни.
XVII век. Артефакты европейских мастеров из коллекции П. Карабанова П. Карабанов собирал не только предметы русской старины. Были в его коллекции и серебряные артефакты знаменитых немецких златокузнецов.
Например, ваза-рассольник конца XVII века. Мастер из семьи Гельб. Из коллекции Карабанова. Мастер Каспар II Бойтмюллер. Обращает на себя внимание табакерка в виде сидящей канарейки.
По всей видимости, табак насыпали в небольшой контейнер — подставку под птичку. А сама канарейка служила ручкой табакерки. Выполнена диковинка в Англии в 1770-х годах. Сейчас она принадлежит собранию Эрмитажа. Табакерка в виде канарейки.
Работы восточных мастеров Билет в Кремль с аудиогидом. Экскурсия по достопримечательностям Московского кремля. Неоднократно взоры Павла Фёдоровича Карабанова обращались на Восток. На экспозиции выставки отдельная витрина заполнена работами китайских и среднеазиатских умельцев. Эти артефакты наиболее древние.
Сосуд в виде воина на коне. Серебро; чеканка, гравировка, пунцирование, золочение. Красивы китайские чашечки для вина. Особой древностью они не отличаются, выполнены в XVII-XVIII веках, но мы можем оценить тонкость стенок, прозрачность и великолепное сияние сердолика, подчёркнутое умелым камнерезом. Чашечки для вина.
Сердолик; резьба. Подделки в коллекции П.
В Музеях Московского Кремля проходит выставка «Любители родной истории»
Коллекция Павла Карабанова, знатока русской истории и древностей и других меценатов XIX века. Карабанов Павел Федорович упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях. Карабанов Павел Федорович — Павел Фёдорович Карабанов (1767 1851) известный в своё время собиратель и знаток русской истории и древностей, родственник Потёмкина. По завещанию Карабанова коллекция поступила в собственность императора Николая I и распределена между Оружейной палатой, Эрмитажем, Императорской публичной библиотекой, Архивом Министерства юстиции и Московским университетом. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века" открылась в Музеях Московского Кремля, сообщили в пресс-службе музеев. Карабанов, Павел Федорович.
Архив анонсов
Павел Карабанов был человеком, всей душой преданным своему Отечеству, и его коллекция стала своеобразной энциклопедией уклада жизни русского дворянского быта. Экспонаты ГМИИ им. А.С. Пушкина Смотрите музейные коллекции онлайн. Па́вел Фёдорович Караба́нов — крупный знаток русской истории и древностей, специалист в области просопографии, собиратель материалов «Российской родословной книги».
Власти Карабанова незаконно сдают в концессию тепловое хозяйство
Карабанов, Павел Федорович, собиратель древностей, род. 25 октября 1767 г., ум. в конце мая 1851 г. Он происходил из старинной дворянской фамилии. Экспозиция посвящена известному российскому коллекционеру XIX столетия Павлу Фёдоровичу Карабанову и его современникам — москвичам, любителям истории и владельцам уникальных частных собраний. Карабанов, Павел Федорович, собиратель древностей, род. 25 октября 1767 г., ум. в конце мая 1851 г. Он происходил из старинной дворянской фамилии. Основная часть экспозиции посвящена известному российскому коллекционеру XIX столетия Павлу Фёдоровичу Карабанову и его Русскому музею. КАРАБАНОВ ПАВЕЛ ФЕДОРОВИЧ 1767-1851 Военный. В 1790 вышел в отставку с производством в премьер-майоры. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века" открылась в Музеях Московского Кремля, сообщили в пресс-службе музеев.
Карабанов (Коробанов) Павел Фёдорович
Фото: vk. Сегодня предметы его собрания хранятся в Эрмитаже, Российской национальной библиотеке, Российском архиве древних актов, Русском музее. Розыгрыши в Telegram! У нас в Telegram постоянно проходят розыгрыши билетов на самые интересные события в Москве — концерты, спектакли, фестивали, шоу и многое другое. Подписывайтесь и получайте бесплатные пригласительные! Принять участие Билеты и цены Цена билетов на выставку «Любители родной истории.
По-видимому, набожный царь оставил эту калиту на память в любимой им Псково-Печерской обители , которой не мог взять Стефан Баторий и которая многократно и доблестно выдерживала сильные нападения и осады лифляндских рыцарей. Солнцев Важнейшие предметы этого музея древностей были описаны Г. Филимоновым [2]. По завещанию Карабанова коллекция отошла в распоряжение императора Николая I , после чего была распределена по различным правительственным учреждениям. Большая часть рукописей в 1852 году попала в императорскую публичную библиотеку , а меньшая в московский архив министерства юстиции , собрание портретов перешло в Эрмитаж , а древних вещей в Оружейную палату.
Интересна история клада Юсуповых, серебряная посуда из которого тоже есть на выставке. Сенатор и дипломат, князь Николай Юсупов 1750—1831 руководил Оружейной палатой на протяжении 17 лет. Для своей коллекции он приобрёл целое имение — Архангельское. Часть собрания украсила его дворец в Большом Харитоньевском переулке, который сохранился до наших дней как, кстати, и особняк Карабанова на Петровке, известный сейчас как усадьба Кирьякова. После кончины князя его наследники приумножили собрание, а архитектор Николай Султанов стилизовал интерьеры дворца под обстановку допетровской эпохи, превратив дворец Юсуповых в "волшебный русский дом", как называли его современники. Покидая Россию после Октябрьской революции, князь Феликс Юсупов спрятал фамильные украшения и предметы старины под лестницей. За кладом присматривал специально нанявшийся работать при доме бывший слуга Юсуповых. Но, несмотря на все ухищрения, в 1925 году клад всё-таки откопали, и по иронии судьбы он оказался в Оружейной палате, которую Николай Юсупов возглавлял столетие назад.
Любителями истории в XVIII—XIX веках называли тех, чьё неравнодушие к судьбе исторического наследия страны побуждало к поиску, сохранению и изучению памятников русской старины. После Отечественной войны 1812 года в просвещенных кругах русского общества с особой силой стал развиваться интерес к отечественным древностям. В огне пожаров погибло множество бесценных собраний и уникальных раритетов. Любители родной истории направили свои силы на поиск новых артефактов и введение их в научный оборот. Вследствие этого увлечения стали активно формироваться частные собрания, в XIX столетии значительную их часть составляли памятники русской истории и искусства.
Коллекция П.Ф.Карабанова
Па́вел Фёдорович Караба́нов — крупный знаток русской истории и древностей, специалист в области просопографии, собиратель материалов «Российской родословной книги». Основная часть экспозиции посвящена известному российскому коллекционеру XIX столетия Павлу Фёдоровичу Карабанову и его Русскому музею. Выставка посвящена известному российскому коллекционеру XIX столетия Павлу Федоровичу Карабанову и его современникам — москвичам, любителям истории и владельцам уникальных частных собраний. Новости. ЧЕРНСКИЙ УЕЗД: Начата обработка источника "Списки владельцев Чернского уезда, имеющих право участвовать в земских избирательных собраниях и съездах, на основании статей 16 и 24 Положения о земских учреждениях 12 июня 1890 года, 1913 год". Карабанов, Павел Федорович, собиратель древностей, род. 25 октября 1767 г., ум. в конце мая 1851 г. Он происходил из старинной дворянской фамилии. Красноармеец Кононов Павел Фёдорович отдал свою жизнь за их мирное и счастливое будущее.