Художник по костюмам Алла Оленева провела большую работу по подбору костюмов, а также их декорированию, а порой и восстановлению. На стенде Башкортостана в рамках Недели народного творчества на ВДНХ в Москве проводится увлекательный мастер-класс по созданию элемента украшения национального костюма башкир – кумбаз. Художник по костюмам Алла Оленева провела большую работу по подбору костюмов, а также их декорированию, а порой и восстановлению. Его жену зовут Наталья, она художник по костюмам. У артиста есть дочь Глафира от первой супруги и сын Мирон от второй. 14 октября 2022 года на Тверском бульваре состоится торжественная церемония открытия мемориальной доски выдающемуся русскому модельеру и театральному художнику по костюму Надежде Ламановой, сообщают организаторы.
Художник по костюмам раскрыла некоторые тайны своего ремесла
Инесса Снежкина умерла на 64-м году жизни в среду вечером. С самыми редкими экспонатами этой коллекции познакомилась наша съёмочная группа. #катунь24 #барнаул #алтайскийкрай #новости #сми #алтай #коллекция #хобби. На стенде Башкортостана в рамках Недели народного творчества на ВДНХ в Москве проводится увлекательный мастер-класс по созданию элемента украшения национального костюма башкир – кумбаз.
4 российских модельера, которые создали яркие театральные костюмы
Он слушает режиссера, он проникает в авторский литературный текст, а если это музыкальный театр, балетный спектакль, то надо думать еще и о пластике, о музыкальном языке. И всегда — о визуальном воплощении. О цвете, о том, как выглядят артисты, как создается пространство», — отметила искусствовед, преподаватель Свердловского художественного училища имени И. Шадра Галина Шарко. Театральные работы Нины Рогозиной трижды отмечались Премией Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства — спектакли Уральской государственной консерватории «Джанни Скикки» Пуччини, «Дидона и Эней» Пёрселла, «Севильский цирюльник» Россини. От творческого вдохновения, от того, что умеют что-то создавать и творить — танцевать, петь, писать картины.
По мере изготовления костюмов вносятся корректировки. Но мы всегда идём от актёра. Артист видит свой персонаж, видит фактуру, знает его цвет. Он рассказывает свои ощущения, и не учитывать это нельзя. Мы же помогаем актёрам достичь гармонии внешнего облика и внутреннего мира их героя. Я помню, как однажды, во время работы над «Бесприданницей», я зарисовывал актёров на читке пьесы.
Мне было важно видеть пластику, мимику артистов, слышать их речь для создания завершённого образа. Художник по костюмам — сложная профессия, требующая большей подготовки. Любой кутюрье выпускает 2—3 коллекции, порой 4, если занимается готовой одеждой, в год. В каждой коллекции где-то 25—30 моделей. У нас иногда в спектакле получается по 40—50 эскизов, и мы выпускаем в среднем 7—8 спектаклей в год, иногда для двух составов актёров. Повторяться нельзя.
Мы не придумываем какую-то модную линию. Мы должны учитывать, что приходит зритель, включённый в современную действительность. Зритель понимает, что есть цвет, крой, видит детали, акценты. Поэтому в нашей работе важна не только историческая точность, но и актуальность создаваемых образов. Это и есть наибольшая сложность — совместить историческую реальность с художественным миром произведения, не забыв при этом о наших актёрах. В отличие от дизайнера, художник по костюмам работает не с абстрактным образом, а с конкретными актёрами и их фактурой.
Мы не можем шить по одному и тому же шаблону. Каждый актёр требует индивидуального подхода. По одному и тому же эскизу для двух разных артистов мы сошьём совершенно разные костюмы. И это правда! Идеи можно черпать отовсюду, просто оглянувшись. Всё, что окружает, может дать вдохновение.
Так, для детского коллектива в Казани Анна Галиевна как-то создала костюмы с нехарактерным для соседнего региона сочетанием белого и синего цветов с золотым рисунком. И даже не догадывалась, что их целый год "не выпускали" на сцену. Но когда юные артисты их наконец надели, успех был ошеломительным. Тогда только хореограф Светлана Искужина призналась, что опасалась неоднозначной реакции публики из-за цветовой экстравагантности костюмов. Интерес к национальному костюму не пропадал никогда, а в последнее время даже усилился. Он и ниточка, связывающая с историей своего народа, и отличное средство самовыражения. Неудивительно, что женщин и мужчин в национальном облачении можно увидеть и на праздниках, и на официальных мероприятиях, и на улицах. И вовсе не обязательно надевать на себя платье с камзолом, достаточно каких-то ярких деталей, сочетающихся с образом. Например, татарский калфак отлично смотрится с современным платьем. Порой кто-то и сошьет национальный костюм, но не решается носить его с гордо поднятой головой.
Не стоит бояться, ведь нет ничего более естественного для человека, который ощущает незримую связь со своими корнями, использовать в своем образе элемент материальной культуры. В тему В Башкортостане есть мастера, которые изготавливают различные элементы одежды, как в старину. Например, народный артист РБ Рафаэль Амантаев смастерил для танцоров нескольких коллективов пояса с чеканкой. А вот художник Ильдар Гатауллин взял на вооружение современные технологии. Он изготавливает монеты, которыми украшают камзолы, в формате 3D. Их использовали в спектакле "Башкирская свадьба" в Национальном молодежном театре им. Смотрелись как настоящие.
Аллой Черновой написаны книги, посвященные творчеству У. Шекспира и Ж. Мольера, статьи по истории костюма, театрального искусства. И многие из ныне действующих театральных художников могут назвать её своим учителем.
Кнопки радио
- Нарисовать мечту цель будущего художника по костюмам – Новости Тимашевска
- «Я ПРИШЕЛ ДАТЬ ВАМ ВОЛЮ»: художник по костюмам Ника Велегжанинова – о работе над новым спектаклем
- Художник по костюмам: истории из жизни, советы, новости, юмор и картинки — Горячее | Пикабу
- Календарь Олимпиад
- Звёзды закулисья. Профессия - художник по костюму.
Дополнительные ссылки
- Необычную коллекцию собрал художник по костюмам из Барнаула.
- Художник по костюмам РАМТ перевела мошенникам 5 млн рублей — 12.08.2021 — Криминал на РЕН ТВ
- #кампанииМПК
- На свой отчетный концерт приглашает великолучан музыкальный театр «Трубадур»
- Выставка костюмов художника кино Надежды Васильевой откроется в галерее «ЦЕХ»
О программе
- Профсоюз требует вернуть деньги художнику по костюмам фильма “Князь”
- Главный художник псковского драмтеатра рассказал о работе над костюмами для «Морфия»
- Кнопки радио
- Умерла художник по костюмам "Ленфильма" Инесса Снежкина
- Comment section
Главный художник псковского драмтеатра рассказал о работе над костюмами для «Морфия»
Редакцию оригинальной постановки Александра Горского создаст Юрий Бурлака, с которым Ногинова уже работала над «Дон Кихотом» в 2019 году. Прежде всего, в хореографическую режиссуру будут внесены несколько изменений и включены некоторые дополнения. Появятся новые персонажи из балета 1900 года, который мы стараемся аккуратно реконструировать на сцене Самары», — заявила Ногинова.
Покидченко, там же, 2018 и другие.
Швыдкая и Себастьян Солдевилья. В Александринском театре создавала костюмы к спектаклям: 1. Гоголя руководитель проекта В.
Фокиин , 2013 2. Воспоминания будущего» по пьесе М. Лермонтова «Маскарад» и одноимённому спектаклю Вс.
Мейерхольда 1917 года режиссёр В.
Неудавшиеся эскизы тут же летели в мусорную корзину, а на стол ложился новый чистый лист бумаги. Вдумчивое рассматривание репродукций любимых художников помогало ему понять тайну, как же рождается картина. Полотна Климта и Кандинского, изученные до мелочей, вдохновляли к поиску своего стиля. Свое видение и умение ждать помогли Олегу стать студентом Тимашевского техникума кадровых ресурсов. В первый год парень недобрал баллов, в следующем году не было желаемой специальности. Зато когда все-таки сдал документы и получил первое задание — разработать эскиз джинсового жилета для преподавателя, вдохновение появилось как по заказу. Группа художников по костюмам на первом курсе состояла из 25 человек, до 4-го курса дошли 15, кто-то переехал в другой город, кто-то сменил специальность. А оставшихся студентов связывает дружба, замешанная на творчестве.
Короткая ссылка 6 мая 2022, 22:04 Художник по костюмам, лауреат «Золотой маски» Татьяна Ногинова рассказала о работе над спектаклем «Дон Кихот Ламанчский» Людвига Минкуса в Самарском академическом театре оперы и балета. РИА Новости Об этом сообщает volga. Редакцию оригинальной постановки Александра Горского создаст Юрий Бурлака, с которым Ногинова уже работала над «Дон Кихотом» в 2019 году.
Художник по костюмам «Эйфории» выпускает книгу
Гости лекции «Секреты профессии художника по костюмам» познакомятся с технологиями создания образа каждого персонажа, а также смогут узнать об особенностях создания костюмов для актеров театра и для актеров кино. Сегодня, работая заведующим костюмерной, а также художником по костюму Государственного ансамбля песни и танца Алтая, он активно сотрудничает с Барнаульским детским академическим хором. Надежда Русс — художник по костюмам, художник постановщик и главный художник цирка братьев Запашных / Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского 2009-2022 год. «Этническая коллекция», концертные костюмы Надежды Бабкиной, вокального ансамбля "Русская песня" и шоу-балета "Живая планета", 2016 г. 6 августа мы проведем онлайн-презентацию программы «Художник по костюму» и вопрос-ответ сессию с приёмной комиссией. Художник по костюмам, лауреат «Золотой маски» Татьяна Ногинова рассказала о работе над спектаклем «Дон Кихот Ламанчский» Людвига Минкуса в Самарском академическом театре оперы и балета.
4 российских модельера, которые создали яркие театральные костюмы
Татьяна Долматовская О карьерном пути В профессию я пришла довольно кривой дорожкой, хотя с детства мечтала стать художником по костюмам. Так получилось, что сначала я окончила Литературный институт, проработала 7 лет в глянце и только потом — c легкой руки Вики Исаковой — сделала свой первый спектакль в театре «Практика» и сериал «Школа» по протекции Коли Хомерики. Затем поехала учиться в University of Arts London непосредственно на художника по костюмам. Другое дело, что в модной съемке люди нужны, чтобы показать одежду, а в кино и театре одежда нужна, чтобы раскрыть характеры людей. Театр позволяет больше условности, свободы, полунамеков, выразительных деталей — камера же требует достоверности, хотя в современном театре все чаще используется видео, и спектакли начинают жить по законам кино. В апреле этого года мы выпускали с Кириллом Серебренниковым оперу «Парсифаль». Из-за ковидных ограничений премьера была без зрителей и вышла в записи — получился полноценный фильм. Мне пришлось «перенастроить» гримеров на киношный лад, так как театральный грим, особенно оперный, очень утрированный.
Затем мы проводим примерки, и вещи обзаводятся хозяевами. Костюмы должны подходить не только каждому персонажу по отдельности, но и сочетаться с костюмами других героев в каждой сцене. Я планирую это во время примерок, но иногда на съемочной площадке мне хочется что-то изменить, улучшить. От двух, если проект камерный, до пяти, если проект более масштабный.
Они получают «Золотые Маски» и прочие театральные премии и, как лакмус, проявляют достоинства любой постановки, но могут подчеркнуть и недостатки.
Но это пугает только не талантливых режиссеров. О кинокумирах, о неблаговидной роли моды в театре, о связи нижнего белья и мантии ее королевского величества, а также почему некоторые театральные директора не любят художницу Севрюкову мы поговорили с ней накануне юбилея. Виктория Севрюкова. Фото из личного архива. За последние два месяца было три премьеры.
И это параллельно ещё с четырьмя запущенными проектами. Есть аналог шахтера Стаханова в юбке? Это - я. Не понимаю, кому я обещала делать двойную дойку за смену, но факт остаётся фактом. И мне так интересно делать что-то новое!
Должно быть астрономическая цифра. Как у летчиков-истребителей, которые на фюзеляжах своих машин фиксировали количество сбитых вражеских самолётов - меня тоже фюзеляж закончился, негде больше галочки ставить. Думаю, больше 400, ну, может, 400 костюмов. А в общей сложности - больше 20000. Это население целого поселка городского типа.
Кто из них оказал влияние? Ольга Кручинина - это мое сказочное детство. Фильм «Каменный цвет», и костюмы хозяйки медной горы решили мою судьбу. Я тогда отчётливо поняла, что не хочу быть артисткой Тамарой Макаровой, игравшей ту самую хозяйку, а хочу быть тем человеком, который все это придумал! Ну и, конечно, фильм «Красное и чёрное» с костюмами Элеоноры Маклаковой окончательно развеял все мои сомнения.
Это тот самый эскиз, который нашим синхронисткам запретили использовать представители Международного олимпийского комитета? Возможно, у них был другой эскиз от другого художника, по которому и сшили купальники для Олимпиады. Мне кажется, мой был очень милый, за что его запрещать-то. Но никто на самом деле не знает, какой именно рисунок запретили и почему. Об этом лучше спросить у тренеров и девочек.
Это же настолько очевидно, что «Калинка», к которой в качестве иллюстрации был выбран медведь с балалайкой — это русская народная музыка. Русский — это национальность, а не принадлежность к стране. С таким же успехом у девушек могла быть татарская, украинская, еврейская музыка — в России множество живущих рядом наций и народностей.
Ты можешь заниматься интерьерным дизайном, делать мебель, перетягивать машины, увлекаться реставрацией, одеждой, а можешь делать галантерею — это все работа с кожей.
Трудно было найти своего покупателя? Товар-то необычный — с упором на историчность. Мы делали кошельки, сумки, клатчи, стилизованные под исторические. Это были не копии, а реплики старинных аксессуаров.
В магазине сумки чаще всего вылизанные, правильные. Понятно, что на фабрике таких отшили несколько тысяч. А если ты покупаешь эксклюзивный эксклюзив, он стоит бешеных денег и быстро выходит из моды. Мы настроились на людей, у которых деньги не бешеные, но душа тоже просит красоты и хочет быть не как все.
Все, что мы привозили на фестивали, практически полностью раскупалось. Но нам хватало, чтобы закупить следующую партию кожи и сделать что-нибудь еще. Мы работали так несколько лет. Потом стало ясно, что мы живем от фестиваля до фестиваля, а хочется как-то жить и между фестивалями.
Я создала группу во ВКонтакте, и там мы стали выкладывать наши работы. Мы не только делали посты о товарах, но также рассказывали о героях, воинах, интересных событиях. Тогда еще рекламы в VK не было. Я просто искала каких-то людей, близких по интересам, писала им в личку, рассказывала о себе и приглашала в нашу группу.
Таким образом, 15 лет назад я вручную собрала три тысячи человек. А дальше люди приходили сами и заказывали изделия. Позже мы организовали выставку «Доспехи, оружие и обереги». Тогда в моей жизни появились еще и исторические украшения.
С этой выставкой мы стали ездить по Краснодарскому краю, по Ставрополью. Путешествовали так пару лет. Я читала ваши посты. Мне запомнился пост о том, что вы делали копии женских украшений, которые были найдены на раскопках в Новгороде, датированные примерно XII-XIV вв.
По-моему, они органично смотрятся и сейчас. Ваше производство основано полностью на ручном труде? Я не стремлюсь сделать какие-либо вещи полностью автоматизированными, чтобы не потерять тепло, которое в них закладывается через человеческие руки. Но в то же время там, где можно использовать автоматизацию без влияния на красоту и функциональность, мы ее используем.
Однако мы стараемся воссоздать красоту, которая была утрачена в веках из-за чрезмерной технологичности. Где-то ручной шов просто обязан быть ручным. Например, оплетка в грубом наивном стиле. Как началась ваша работа в киноиндустрии?
Они искали, кому передать в работу изделия из кожи и меха. Мы попробовали, им понравилось, и мы сделали весь заказ. Тогда у нас в штате было всего два сотрудника. Мы поняли, что нам надо больше.
И с тех пор начали наращивать производство. Потом к нам пришли художники по костюмам фильма «Тобол». Для них мы одели армию джунгар. Это около полсотни человек.
Самый большой из наших заказов был для кино. После этого на нас стали выходить другие серьезные художники по костюмам. Сейчас на счету наших заказчиков, во многом благодаря нашей работе, уже как минимум три «Золотых орла». Поэтому нас передают из рук в руки, поэтому к нам возвращаются, когда берутся за какие-то исторические вещи.
Последние семь лет практически все исторические фильмы, которые вышли на большой экран — это фильмы с нашими работами. Как строится работа с создателями кино? У него есть какие-то эскизы, референсы, то есть примеры других работ, фотографии или еще что-то. Кинематографистам важно, как это будет смотреться в кадре, цветовые схемы, пропорции, композиции.
Один костюм будет сниматься только средним планом, другой будет и так, и так, а для костюма главного героя важны все мельчайшие детали. То есть нюансов много. Все это нам приносят и озвучивают.
Эскизы театральных костюмов и декораций представили на выставке в Доме Поклевских-Козелл
Соответственно, у меня есть четыре дня, чтобы произвести эти костюмы, и основная масса — шьётся. Все девочки шьются — это такая особенность. Фигурное катание — это всё-таки спорт, и это опасный спорт. Поэтому всё должно быть безопасно, удобно, ничего не должно ёрзать, падать. А в такие сроки это очень сложно. Но так как мы работаем уже столько лет, все эти нюансы уже всем знакомы настолько, что всё делается с закрытыми глазами. Сначала участники придумывают, какая будет музыка. Потом они начинают обсуждать идею с постановщиками.
Отправили им меха, а потом получили их обратно в покрашенном виде. Самым «мужским» оказался бобер — глубокий черный цвет и глянцевый блеск идеально подошел для пальто генерала. Черный енот прекрасно вписался в образ Полины. Для Алексея Ивановича решили использовать каракуль. Mademoiselle Blanche меняет наряды — один костюм отделан черной американской норкой BlackGlama, второй, свадебный — роскошным белоснежным песцом. Анна Григорьевна Сниткина одета в экстравагантную накидку с бурым норвежским песцом.
Самым сложным в исполнении был наряд Антониды Васильевны, «грозной и богатой» 75-летней бабули. По замыслу художника по костюмам театра Оксаны Готовской, наряд этой героини, одной из центральных фигур постановки, должен быть самым шикарным. Поэтому помимо канадского песца «Черный бриллиант» накидка и муфта Бабули щедро расшита бисером, бусами и стразами Swarovski. На изготовление накидки и муфты ушло около месяца, одна только ручная вышивка заняла 3 недели. Накидку и муфту Бабули, а также свадебную накидку Бланш, также украшенную ручной вышивкой, мы шили «от и до». Остальные же костюмы мы только дополняли мехом, а изготовлены они были в пошивочном цехе театра и в Салоне Моды «Богема» виртуозами своего дела.
Благодаря их профессионализму костюмы к спектаклю получились просто потрясающие, в стиле «модерн», зародившемся во 2-й половине 19 в. Я получила огромное удовольствие от проделанной работы! Оксана Готовская, художник по костюмам: — Для нас в «Игроке» была первая подобная работа с натуральными мехами. Обычно в костюмах мы, если используем меха, то берем уже готовые изделия: воротники, головные уборы, шубы.
Всё» Художник по костюмам «ЛП»: самое страшное, когда говорят: «Ну, они мужчина и женщина. Раньше мы снимали каждую неделю 12 пар, а сейчас мы снимаем каждые 10 дней по две программы на каждую пару — это 48 костюмов. При этом придумывают они их не в первый день. Соответственно, у меня есть четыре дня, чтобы произвести эти костюмы, и основная масса — шьётся. Все девочки шьются — это такая особенность. Фигурное катание — это всё-таки спорт, и это опасный спорт.
Поэтому всё должно быть безопасно, удобно, ничего не должно ёрзать, падать. А в такие сроки это очень сложно.
Ты придумываешь сказку и играешь в неё столько, сколько захочешь! Меня впечатлил её подход к работе, к материалу, к истории. Сегодня покажу этот пост дочерям Хотя, не знаю, чем это закончится для меня Сейчас девушка одержима модой средневековья.
«Костюм в кино»
Идеи можно черпать отовсюду, просто оглянувшись. Всё, что окружает, может дать вдохновение. Я всегда исхожу из того, что попадается в жизни на пути: оно всегда может пригодиться. Совершенно не обязательно следовать эскизу, изначальной идее. Сама жизнь подсказывает творческие решения, которыми невозможно не воспользоваться. Нужно только услышать эти подсказки, правильно их интерпретировать и умело реализовать.
Не пользоваться ими просто глупо. К тому же, если они удобны для театра и с ними соглашаются актёры. Смотришь на наших мастеров, и рождаются идеи, которые сразу же хочется воплотить. Актёры нам всегда помогают. Для меня они неисчерпаемый источник вдохновения.
Это большое счастье работать с артистами театра. Я никогда в других театрах не видел настолько доброжелательных, понимающих людей на сцене. При том, что у всех не хватает времени, много репетиций, большие объёмы работы. Но все идут навстречу. Мы, безусловно, ходим в Третьяковскую галерею, на выставки, изучаем альбомы по искусству.
Но, скорее, просто для того, чтобы погрузиться в атмосферу. Это часть профессии. Есть множество нюансов, которые необходимо учитывать. Так, например, театральный свет может подчеркнуть или же, наоборот, погубить костюм. К тому же, для актёра костюм — это вторая кожа, в которой он живёт, пока идёт спектакль.
Это одно из средств их перевоплощения, один из элементов игры. На его произведениях лежит отпечаток очень необычного, глубокого взгляда на жизнь. Самая большая трудность — воплотить столь богатый и многозначный психологический материал на сцене.
Мы посвящаем выставку редчайшей профессии — художникам-сценографам, — отметил директор татарсткого государственного академического театра имени Галиаскара Камала Ильфир Якупов. В свою очередь Якупов предложил организовывать подобные выставки в онлайн формате. Это позволит людям, интересующимся и занимающимся сценическим костюмом получать информацию проще. Ведь сегодня обучение по этому направлению можно пройти только в Москве и Санкт-Петербурге.
Выставка «Театральное закулисье» представляет около 70 работ екатеринбургского художника-сценографа и художника по костюмам Нины Рогозиной — эскизы декораций и костюмов, а также сами костюмы и головные уборы. Я родилась в музыкальной семье, отец и три брата — баянисты, гитаристы. Мама очень хорошо пела, и я пела вместе с ней. И в результате вышло так, что я еще и получила факультативно образование на вокальном отделение в институте Петербурга. Поэтому у меня тяга к музыке. Я работала и в драме, но она для меня менее привлекательна, чем музыкальные спектакли», — говорит художник Нина Рогозина.
Но и тут до его зарубежных коллег было как до Луны. Если по лицензиям давнего друга Пьера Кардена шилась одежда в сотне стран мира, а во Франции более 6 тысяч магазинов торговали вещами этой марки, то с брендом Slava Zaitsev этого не произошло. Развернуться в империю моды не получилось… Несколько лет назад Вячеславу Зайцеву поставили диагноз - болезнь Паркинсона. Его самочувствие за последние годы заметно ухудшилось. Сейчас он живет за городом в трёхэтажном особняке, откуда почти никуда не выходит. Руководство Домом моды передал своему сыну Егору. СМИ много раз писали, что Дом моды Зайцева несет колоссальные убытки. У компании скопились огромные долги, в том числе за аренду земельного участка в центре Москвы. От артистов заказов не поступает, мастера кройки и шитья разбежались... Зайцев об этом как будто бы не знал, но об этом знало его окружение... Потом в соцсетях появилось видео тяжелобольного Вячеслава Михайловича. Его снимала семья Гарафутдиновых для TikTok, они выложили ролик на всеобщее обозрение. Давно ходят слухи о напряженных отношениях модельера с единственным сыном Егором, а у сына не менее напряженно с его старшей дочерью Марусей.
Лауреат «Золотой маски» Ксения Сорокина передаст свою премию художнице Саше Скочиленко
российский художник по костюмам, лауреат Государственной премии Российской Федерации, дважды лауреат премии Ника, лауреат премии Золотой орёл, работала над множеством кинокартин., такие, как: Мужики! Надежда Русс — художник по костюмам, художник постановщик и главный художник цирка братьев Запашных / Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского 2009-2022 год. «Этническая коллекция», концертные костюмы Надежды Бабкиной, вокального ансамбля "Русская песня" и шоу-балета "Живая планета", 2016 г. Он способен изменить пластику, стать «родным» или «инородным» Словом, костюм может быть многообразным исходя из режиссерской задачи, видения художника и в итоге таланта его обладателя – актера. – Кем вы больше себя ощущаете – парикмахером, имиджмейкером или художником по стилю?