Виновата ли масленица, что народно-христианский сценарий исполняется зачастую в языческой интерпретации?
Масленица: почему сегодня в России её празднуют неправильно
Православная масленица зависит от лунного цикла. По другой версии, Масленица восходит к языческому празднику в честь бога Велеса. Всю неделю на Масленицу полагается печь блины, устраивать застолья и гуляния и ходить в гости, а в воскресенье — сжигать чучело Масленицы.
Почему на Масленицу сжигают чучело, едят блины и при чем тут покойники. История праздничных обычаев
Виновата ли масленица, что народно-христианский сценарий исполняется зачастую в языческой интерпретации? Сжигать чучело Масленицы — чисто языческий обряд, который существовал задолго до того, как Русь приняла Православие. Б. Кустодиев «Масленица (Масленичное катание)». Даже в кулачных боях — традиционном мужском развлечении на Масленицу — фольклористы видят дань язычеству: сила бойцов должна передаться земле. В православном христианстве она стала единственным древним праздником, который признала церковь. У православных Масленица приходится на неделю перед Великим Постом.
Масленица – северная вакханалия?
Масленица при христианстве. Для христианства смысл, который закладывали язычники в Масленицу, не применим. это последняя подготовительная неделя к Великому посту. третий день, среда - Лакомка, остальные названия и значения периода, когда в России пекут блины и сжигают чучело. Православная Церковь усердно боролось с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу. По другой версии, Масленица восходит к языческому празднику в честь бога Велеса.
Масленица: история праздника, значение блинов и смысл сжигания чучела
Согласно православным канонам на неделю перед Великим постом, которая для большинства ассоциируется с Масленицей, мясо уже есть нельзя. Как Масленичная неделя связана с Великим постом? Масленица – один из самых веселых славянских праздников. Но в православной трактовке масленичная седмица — это не столько неделя веселья, сколько неделя подготовки к Великому Посту, прощения, примирения, это время, которое нужно посвятить доброму общению с родными, друзьями, благотворению. Масленица отмечается в течение недели перед Великим постом.
Масленица: как языческий праздник прижился в христианстве?
Она продлится всю неделю. О приметах этого языческого праздника и что, согласно обычаям, нельзя делать в период Масленицы — в материале vtomske. После принятия христианства дату празднования привязали к Пасхе, дата которой каждый год меняется, поскольку исчисляется по лунно-солнечному календарю. В 2023 году Масленица продлится с 20 по 26 февраля. На последний день, 26-е число, приходится Прощеное воскресенье, а 27 февраля начнется Великий пост. Он продлится 48 дней и завершится Пасхой 16 апреля.
Масленица — это шумный и веселый праздник. В былые времена популярными забавами масленичной недели были кулачные бои, катание на санях, лазанье на столб за призом, поедание блинов на время, сжигание чучела, купание в прорубях. Традиционный атрибут народного празднования — чучело Масленицы. Обычно его одевали в разные лохмотья, а в последний день сжигали, что символизировало долгожданное наступление весны. Главным угощением на Масленицу являются блины.
Это связано с верой славян в Солнце как Бога, поэтому появилась традиция печь круглые лепешки, напоминающие по форме небесное светило. Со временем лепешки заменили блинами.
Комоедица — один из древнейших языческих славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: приносили "блинные жертвы" великому Медовому зверю. Древние славяне называли медведя ком отсюда - «первый блин комам», то есть медведям. Третье - смысл. Христианская "масленница" не имеет совершенно никакого исторического или сакрального смысла, это только "неделя перед началом Великого поста". Тогда как языческая Комоедица - это по сути языческий праздник Нового лета. Значение его огромно.
Воскресенье называют целовальником или проводами, прощеным. В этот день люди просят друг у друга прощения за все обиды «вольные и невольные», которые нанесли в течение года. В знак прощения и примирения надо было поцеловать человека. В этот день завершались гуляния. Масленица в вопросах и ответах Традиции Масленичной недели немного различаются в зависимости от регионов, однако смысл и время празднования остаются неизменными. Что же стоит знать об этом празднике? Откуда пошло название? Масленицей праздник назвали из-за большого количества масляной, сытной еды, которые готовили в это время. Всю неделю было принято лакомиться молочными продуктами. Интересно, что даже христианская церковь разрешает на Масленицу вкушать молочную пищу в постные дни среду и пятницу. Существуют и другие названия этой недели: Колодий, Масница, Комоедица. Последнее связано с медведями, которых славяне называли комами. В дохристианские времена, когда праздник отмечали в день весеннего равноденствия, считалось, что именно на Комоедицу просыпались из спячки медведи. Современное название Масленица — появилось примерно в XVI веке. Существует еще одна версия происхождения названия. Масленица — это одно из имен славянской богини Лели. Что едят на Масленицу? Основное блюдо этого праздника — блины: тонкие, ажурные, с начинками или без начинок, соленые или сладкие. Их поливают растопленным маслом, шоколадом или медом, в блинчики заворачивают икру или рыбу, грибы, творог, ягоды. Помимо блинов, на Масленицу заведено лакомиться сыром, рыбными и молочными блюдами. Из напитков наиболее популярен чай, сбитень. Какой это праздник — славянский или христианский В Масленице переплелись славянские православные и христианские традиции. Корни праздника — очень древние, его отмечали задолго до прихода христианства на Русь. По некоторым версиям Масленица и Красная Гора — это разные названия одного и того же торжества, посвященного наступлению нового года, наступления Новолетия. В нем был глубокий космический смысл. Наши предки считали, что Солнце проходит полный цикл развития, похожий на человеческую жизнь. Так, на Коляду, в день зимнего солнцестояния, оно рождается, всю зиму крепнет и развивается, и именно на Масленицу, в день весеннего равноденствия, входит в полную силу, становясь Ярилой. Именно с этого дня ночь начинает отступать, становится короче дня. Это время, когда все живое пробуждается от тяжелой зимней спячки, возрождается. Поскольку этот праздник очень древний, многие его обычаи менялись. Более того — изменилась даже продолжительность и время празднования. В дохристианские времена славяне отмечали Масленицу две недели в середине марта по некоторым версиям — месяц, с середины февраля до весеннего равноденствия.
Катание с ледяных гор. Сначала для создания ледяных горок использовали естественные рельефы местности — пригорки, берега рек, овраги, которые заливали водой. Позднее на центральных площадях городов стали строить деревянные горки, изобрели специальные санки в виде лодки на полозьях. На базарных площадях, возле ледяных горок, разворачивалась ярмарка, шла торговля горячим чаем из самоваров, пирогами и блинами. Тут же располагался балаган театр , собравшихся людей веселили скоморохи. Взятие снежного городка. Люди возводили из снега снежный городок-крепость с башнями и воротами. Участники будущего сражения делились на две группы. Одна группа осаждала крепость, а ее защитники отбивались снежками. Такие снежные баталии тоже проходили весело. Кулачные бои. В последний день Масленицы на базарной площади собирался народ — поглядеть и поучаствовать в кулачных боях «стенка на стенку». Сначала участники делились на две группы и вставали друг против друга. А кончались бои тем, что все дрались в одной куче, не разбирая ни родных, ни друзей. Блины — главный атрибут масленицы. Круглые и горячие, они олицетворяют символ Солнца. Блины в масленичную неделю пекли и поедали в большом количестве. Оставшиеся после праздника блины отдавали нищим или домашним животным. В последний день масленичной недели накануне весеннего равноденствия проводили ритуальные похороны Масленицы-зимы.
Почему на Масленицу сжигают чучело, едят блины и при чем тут покойники. История праздничных обычаев
Когда мы говорим, что людям нравится праздник, то речь идет о ряде традиций. Поэтому если говорить о церковном понимании, то Масленица охватывает последнюю приготовительную неделю к Великому посту и связана с тем, что раз приближается такое строгое воздержание, то делается некоторое послабление в отношении приема пищи. Отказываемся от мяса, мясной пищи уже в мясопустное воскресенье. Затем идет так называемая сырная неделя.
Во время сырной недели сырной седмицы по-церковному можно вкушать молочные продукты, сыр, яйца. От сыра и название — сырная. Какое таинство самое главное в церкви?
Спросили у священника — читайте здесь. Олег Лепешенков: Если мы говорим о том, как были восприняты, осмыслены народные традиции уже христианством, давайте поговорим о том, как относиться к этим традициям сейчас, чтобы получить от них духовную пользу, в том числе при подготовке к Великому посту. Как относиться к традициям Масленицы, чтобы получить духовную пользу?
Иерей Алексий Хатеев: Духовная польза ведь связана с церковной службой. Именно храм — это школа для нас. И то, что звучит в храме, здесь и все уроки, все наставления.
Поскольку духовным импульсом, который еще продолжает действовать и на седмицу сыропустную, являются Евангельские чтения из Матфея о суде, о том, что нужно быть милосердными, что именно это является самым главным показателем, мерилом человеческой жизни. Поэтому тоже можно назвать ее традицией времени Масленицы. Это раздача милостыни, посещение людей, которые нуждаются, больных людей.
Это как раз было бы по-христиански, нравственно. Но нам известна и бытовая сторона. Приготовление блинов, угощение взаимное.
Когда мы говорим о Масленице в историческом разрезе, то мы должны понимать, что это Масленица уже в христианском виде, воцерковленная в какой-то мере. Олег Лепешенков: Уже служащая тем целям, к которым христианство призывает человека. Иерей Алексий Хатеев: Да, отдельно мы ее себе трудно можем представить.
И то, нужно отметить, что помимо правильного, сдержанного и нейтрального проведения Масленицы, с точки зрения церковного учения, есть обычаи, которые совершенно несовместимы с церковностью. Например, кулачные бои, которые были распространены на Масленицу, или сам финал Масленицы, когда в Прощеное воскресенье люди позволяли себе многое, что на следующий день приходилось сильно раскаиваться. И здесь тоже хочется обозначить, что одно дело — Масленица, которая проходит в сельской местности, более привязана к своим народным корням.
Комоедица — один из древнейших языческих славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: приносили "блинные жертвы" великому Медовому зверю. Древние славяне называли медведя ком отсюда - «первый блин комам», то есть медведям. Третье - смысл. Христианская "масленница" не имеет совершенно никакого исторического или сакрального смысла, это только "неделя перед началом Великого поста". Тогда как языческая Комоедица - это по сути языческий праздник Нового лета. Значение его огромно.
Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои , скачки и т. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов [К 1]. Пропп отмечает, что блины были обрядовой едой на поминках , и именно в этом качестве, по его мнению, использовались на Масленицу и в рождественский Сочельник [44] [45]. Причиной поминального использования блинов он считает особую архаичность этого блюда [46]. Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы [47]. Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном, писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют» [47]. По мнению современного фольклориста А. Мороза , нет оснований утверждать, что Масленица — это праздник языческого происхождения. Масленичная обрядность переосмысляет то, что предлагает церковь. В частности, пост понимается традиционной культурой как пищевые ограничения, соответственно, перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается «языческая» суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела. Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд по всей видимости имеет игровые корни [48]. Западные исследователи разделяют аналогичное мнение об истоках карнавала [49] [50]. В Великом княжестве Московском[ править править код ] Первые описания русских традиций Масленицы были оставлены западными путешественниками, посещавшими Великое княжество Московское с XVI века. Также он упоминает Масленицу нем. Faschang в числе праздников, когда простонародью разрешены хмельные напитки [51]. Butterweek , и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства» [52]. Жак Маржерет 1606 год добавляет к этим известиям описание Прощёного воскресенья : Посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся если оскорбили каким-нибудь словом или поступком; встречаясь, — хотя бы никогда прежде не видались, — даже на улице приветствуют друг друга поцелуем. Прости меня, пожалуйста, говорит один; Бог тебя простит отвечает другой.
Поминовение усопших — еще один важный обычай празднования Масленицы. Нужно ходить в храмы, отстаивать службы, посещать могилы ушедших родственников. Печется первый блин, собирается солома для чучела зимы. Возводятся снежные горки и крепости, заготавливаются яства. Вторник — Заигрыш. Начало гуляний и установка праздничного чучела, а также смотрины невест. Среда — Лакомка. В этот день принято принимать гостей. Зятья должны ходить к теще на блины. Четверг — Разгуляй, начало Широкой Масленицы. В этот день принято устраивать кулачные бои. По деревням отправлялись ряженые, которых нужно было щедро угощать блинами — ведь под маской может скрываться и умерший родственник.
Масленица: как языческий праздник прижился в христианстве?
По народным традициям всю неделю Масленицы люди ходили друг к другу в гости, а каждый из семи дней праздника имел своё значение и название. Понедельник — это день встречи Масленицы, когда пекли первые блины, из которых самый первый предназначался предкам. Блин выносили на крыльцо с особым заговором и оставляли на ночь. В этот же день чучело Масленицы наряжали, а затем возили по улицам с песнями и обрядовыми плясками. Вторник — день заигрышей, когда принято было гадать. Про обычай этого дня появилась пословица: «Выбирай мужнин характер по блинам, а женин по пирогам». Какие блины мужчина предпочитает, таков и его характер.
Среда - называлась лакомкой. Во всех хатах и избах накрывались богатые столы. На улицах разбивались палатки с горячими сбитнями безалкогольный напиток из горячей воды, мёда и пряностей , пряниками, пирогами, орехами и другими уличными угощениями. В этот день принято было приглашать в гости зятьёв. Четверг — день назывался «разгуляй». Кулачные бои, скачки на запряженных санях и другие «мужские веселья».
Специально к этому дню строили снежные крепости, которые с шумом пытались завоевать разгоряченные соперники. По православному календарю это день Сретенье встреча , праздник в честь принесения Пресвятой Марией младенца Иисуса в церковь и встречи по дороге со старцем Симеоном. В древнеславянских традициях в этот день встречали новый год. Пекли жаворонков и голубей из теста, детишки зазывали песнями и поговорками солнышко, чтобы оно показалось из — за горы. Пятница была особенно интересна, так как зятья приглашали тещ к себе отведать угощения. Обычай был очень странным, из — за того, что теща, за день до этого должна была принести в дом зятя все ингредиенты, а также сковороду и кадку для приготовления блинов.
В субботу проводились золовкины посиделки. Незамужние женщины звали в гости незамужних подруг.
Таким образом, Масленицу стали отмечать на неделе, предшествующей началу Великого поста, а ее продолжительность сократили до семи дней. При этом дата праздника также потеряла постоянство: поскольку Пасха и Великий пост каждый год приходятся на разные дни календаря, то и Масленица каждый год отмечается в разное время. В русском православном календаре неделя масленицы носит название Сырной седмицы.
Историки отмечают любопытный факт: Масленицу как воплощение языческой культуры не раз хотели запретить с момента крещения Руси. Но каждый раз это вызывало народные недовольства, поэтому праздник и дожил до наших дней. Достоверно известен факт того, что патриарх Московский и всея Руси Адриан 1637-1700 называл Масленицу «бесовским праздником» и хотел запретить его. К счастью, этого сделать ему не удалось, а замечательный народный праздник и сегодня отмечают в нашей стране.
Они писали, что народ пил, гулял и веселился. Почему так вышло? Потому что этот праздник оказался пустующим по нашему уставу.
Масленица, как я уже упомянул, приходится на седмицу перед Великим постом. Гуляние идет целую неделю, не раньше и не позже: только от мясопустной недели один день, последнее воскресенье перед Масленицей до сырной недели воскресенье и последний день Масленицы. Народ в это время, конечно, начинает наедаться перед постом, если говорить языком водителей, «загружаться». Возможно, в это празднование пришло что-то от язычества: гульбища, тризны, обильная еда, проводы зимы, костры, сжигание чучела, кулачные бои. Все эти элементы приходят из разных языческих празднеств. Здесь они сосредоточились именно потому, что эта седмица стала сопутствовать христианскому календарю. Давайте посмотрим те же Святки, которые идут от Рождества Христова до Крещения.
В эти дни тоже можно наблюдать что-то подобное: водят козу, Миланку, сеют-посевают. Но таких гуляний нет. В дни после поста христиане предпочитают воздерживаться. Или Светлая седмица после Пасхи. Похожая неделя, где, казалось бы, позволено отрываться по полной, как на Масленицу. Но никаких гуляний. Да потому что к тому времени уже начиналась посевная.
В старину зять обязан был с вечера лично пригласить маму своей супруги, а потом утром прислать нарядных зватых. Чем больше было зватых, тем большей почестью это считалось. Суббота — Золовкины посиделки Молодые невестки приглашали в гости золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, а если замужем, то в гости приходила замужняя родня. Вечером в субботу сжигали чучело Масленицы: сначала его окружали почётом, а затем выносили за околицу и предавали огню. Есть и другая версия, согласно которой сожжение чучела совершалось всё-таки в воскресенье.
Воскресенье — Прощёное воскресенье, Проводы Главная традиция завершающего дня Масленицы — попросить друг у друга прощения. Люди использовали такие формулировки: «Прости, сыми с меня вину! Клали низкие поклоны, а потом целовались в знак прощения. После обеда верующие люди шли в храм на вечернюю службу, открывающую Великий пост. Вечером поминали усопших, а ещё ходили на кладбище. Согласно одной из них, круглое угощение было похоже на солнце и символически связывалось с божеством солнца Ярило.
По другой версии, блины были поминальным блюдом, а его ингредиенты — мука и вода — символизировали жизнь и перерождение. И именно поэтому первый блин на Масленицу традиционно отдавали нищим, чтобы те помянули усопших. Что нельзя делать на Масленицу Православные каноны накладывают опреде лённые ограниче ния на прихожан в Масленую неделю. Людям, которые готовятся к посту, нельзя есть мясо и любые мясные продукты. Нельзя давать волю гневу и обижать окружающих, то есть наносить вред другим людям. Православная церковь запрещает верующих участвовать в языческих масленичных обрядах, в том числе в сжигании чучела Масленицы.
Блинная неделя и сжигание чучела находятся на втором месте после традиции украшать дома хвойными на Новый год и Рождество. Половина россиян считают Масленицу скорее этнокультурным событием, нежели языческим празднованием.
Масленица в 2024 году: когда праздновать
- Читайте также:
- Масленица: как языческий славянский праздник оказался в православном календаре
- Какого числа отмечается Масленица в 2024 году?
- Ночное дежурство врача, которому не было равных в кругу своих коллег.
- Масленица 2023: когда праздновать самые вкусные и проверенные рецепты блинов
- Как отмечать Масленицу православным верующим и чего нельзя делать в праздничную неделю
Масленица — подготовка к Великому посту
Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый намек на вечность , теплый намек на земную радость , сделан из муки, воды и молока намек на жизнь. Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой». К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои. Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни.
Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы — этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов — они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года. И, наверное, самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России например, в Архангельских краях при проводах Масленицы совершать такое действо: После объезда деревни распорядители праздника — «Масленица» и «Воевода» — раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане.
В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния. Смысл такого «стриптиза» сейчас понять трудно, однако предки влагали в него не только потешный, но и философский смысл. Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу… Вопросы о Масленице: как Церковь смотри на языческую сторону этой недели? Как Церковь смотрит на языческую обрядовую сторону этой недели?
Можно ли вообще христианам участвовать в массовых гуляниях на Масленицу? Однозначно ответить вряд ли возможно, и вот почему. С одной стороны, христианство отвергает большинство философских посылов язычества. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время — линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья.
Также евангельская мысль отрицает идею одушевленности материальной природы, а ведь именно таков был образ мышления у большинства язычников. Вполне естественно, что, столкнувшись с масличными обрядами, Церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов. Поэтому очень долго приходилось бороться с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни, как раньше. Грубо говоря, шла постепенная десакрализация праславянского Колодия.
Но, с другой стороны, Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине особенно в традициях народов Украины и Беларуси , и почитание предков, и любовь к прошлому. Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях? Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись.
Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела. Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного. На это старец ответил: — Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения.
Понятно, что иноки Антония смеялись редко. Но если разрядка нужна была даже монахам, закаленным духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину. Масленица — праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает.
А извратить можно все, что угодно… И если человек знает, что там, куда он идет, будет возлияние, объедуха кстати, это одно из народных названий Масленицы и прочие непотребства, то, конечно, соучаствовать в них однозначно грешно.
Среда, 22 февраля, «Лакомка». Третий день ознаменовывался приходом гостей на блины, а тещи угощали блинами своих зятьев. Примета: чем дружелюбнее теща к зятю, чем больше блинов он съест у нее в доме, тем счастливее будет супружеская жизнь молодых. Также в среду проводились кулачные бои. Готовить просто: нежный блинный торт к Масленице Четверг, 23 февраля, «Разгуляй».
С четвертого дня начинается широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями. Пятница, 24 февраля, «Тещины вечерки». В этот день по традиции зятья должны пригласить своих тещ в дом и угощать блинами. Примета та же: чем дружелюбнее и щедрее будет зять, тем лучше сложится жизнь молодой семьи. Суббота, 25 февраля, «Золовкины посиделки». Невестки в этот день должны позвать в свой дом сестер мужа, угощать блинами и дарить им подарки.
Незамужние родственницы в этот день приходили одни и проводили масленичные гадания на суженого. Воскресенье, 26 февраля, «Прощеное воскресенье».
Вечером воскресного дня совершается чин прощения, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом для совместной молитвы. Испросив друг у друга прощение, они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили св. Четыредесятницу в великих аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до недели Ваий.
Сложившийся на Руси обычай проводить масленую седмицу с блинами вполне соответствует особенностям национального благочестия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном.
Дубровский отмечал [24] , что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной и считал, что масленичные обряды перешли с Власьева дня, когда у Власия «и борода в масле». Волков[ кто?
У белорусов зафиксирована поговорка «На Власа бери ковшом масло» белор. Существует версия, что на встречу Масленицы наложился обряд встречи первого весеннего месяца марта, из-за чего в народных песнях Масленицу называют Авдотьей см. Авдотья Весновка 1 марта [28]. Вероятно на Руси первоначально масленичные действия соотносились с началом нового года, приходившегося на март [29] до 1492 года. Новогодние обряды, связанные с очищением, магией первого дня и культом предков, по мнению Д. Зеленина , могли быть передвинуты также на Чистый четверг последней недели поста.
Саму Масленицу Зеленин считал поминальным праздником, в ходе которого крестьянское сообщество вовлекало своих умерших членов отметить рубежное время накануне поста, поэтому масленичные костры — это «приглашение умерших предков к обильному ужину накануне поста» ср. Большинство обычаев Масленицы, не связанных с культом предков, обнаруживают свои истоки в западном карнавале [30]. Маковский , 1869. В советской этнографии общепринятой была точка зрения, согласно которой Масленица — это связующее звено и граница между зимой и весной [31] , когда «изгоняли, хоронили зиму — богиню мрака и смерти — и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы» [32]. Праздник считали наследием «древнего солярного культа», к реликтам которого относили костры и горящее на шесте колесо [33] [34]. Советский фольклорист В.
Пропп , развивая идеи В. Маннхардта и Дж. Фрэзера , считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ [35]. Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [36].
Для крестьянина, согласно этой концепции, плодородие земли было самым важным, поэтому он пытался на него воздействовать: «что бы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном — об увеличении урожая или приплода» [37].