Итак, Андрей Болконский идет на войну с целью изменить свою жизнь и сбежать от своих проблем. Князь Андрей шел на войну не только для того, чтобы сменить наскучившую обстановку.
Пути исканий князя Андрея в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Почему князь Андрей идёт на войну 1805 года. Болконский участвовал в войне. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем. Первая встреча читателя с Болконским происходит как раз в тот момент, когда Андрей, желая вырваться из наскучившей ему праздной и словно ненатуральной жизни собирается на войну.
После чего для андрея болконского который замкнулся в себе началась новая жизнь
Брат Мэри, Андрей Болконский, приезжает в Лысые Холмы со своей женой Лизой. Герои романа Толстого "Война и мир" Андрей Болконский и Николай Ростов оба прошли испытания войной. Андрей Болконский идет на войну по нескольким причинам. Во-первых, он испытывает патриотические чувства и желает отстоять свою родину. Болконские ссорятся, Андрей спешно покидает имение. Князь Андрей Болконский является сыном влиятельного князя Николая Болконского, генерал-аншефа в отставке. В английской телеверсии «Войны и мира» 1972 года князя Андрея Болконского играет Алан Доби.
Портрет счастливого эгоиста. Андрей Болконский
Андрей Болконский. Andrey Bolkonsky. Однако окончательное нравственное прозрение происходит к Андрею Болконскому после ранения под Бородином (заметим, что на войну 1812 года Болконский идет ради интересов России, а не своих собственных). Важной причиной, по которой Андрей Болконский решил пойти в войну, были его общественные обязанности. Андрей Болконский, один из главных персонажей романа Льва Толстого «Война и мир», идет на войну по нескольким причинам.
Русская литература. 10 класс
Герои романа «Война и мир» — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова — знают порывы ввысь и поддаются влиянию низких страстей, совершают ошибки и пытаются их исправить. Андрей Болконский, персонаж романа «Война и мир» Льва Толстого, решает пойти на войну, потому что он наполнен желанием сбросить тяжелое наследство, которое ему оставил его отец. Главная» Новости» Почему андрей болконский идет на войну.
Почему Андрей Болконский отправляется на войну???
Разочаровавшись в любви Наташи после ее измены с Курагиным, Болконский отправился на войну, несмотря на свою клятву больше никогда не служить. Накануне Бородинского сражения Болконский не сомневался в победе и верил в духовную силу русского народа, который поднялся на защиту Отечества и Москвы. Теперь в Андрее не было того индивидуализма, который был прежде, он ощущал себя частью народа.
Прежде всего, он жаждал сражений и экстремальных ситуаций, а война представляла собой идеальную возможность для испытания своих сил и смелости. Он видел в себе офицера и стратега, и стремился доказать это не только себе, но и окружающим. Во-вторых, Андрей был недоволен образом жизни, в котором он находился до войны. Он не нашел для себя смысла в безделье и прелестях сословия, в котором он рос и из которого происходил. В войне он видел возможность сбросить все обузы и начать жить настоящей жизнью, в которой его решения и действия имели бы реальные последствия. Наконец, Андрей Болконский был проникнут идеалами Просвещения и Французской революции, что повлияло на его решение встать на защиту отечества и принять участие в войне. Он верил в прогресс и преобразование общества, и видел в войне шанс участвовать в этом процессе. Для него война была не просто конфликтом, но возможностью приносить реальные изменения в мир.
Таким образом, решение Андрея Болконского отправиться на войну было мотивировано его желанием самореализоваться, бороться с лишними обузами и участвовать в преобразовании общества. Эти мотивы делают его роль в войне значимой и отображают его сложный и многогранный характер. Влияние семейных убеждений Семейные убеждения имели значительное влияние на решение Андрея Болконского отправиться на войну. Во-первых, отец Андрея, принадлежащий к старинному дворянскому роду, всегда высоко ценил воинскую службу и гордился своим прошлым военными подвигами. Его отец, дед Андрея, служил под командованием Александра Суворова и был награжден за мужество и отвагу. Истории о том, как его предки служили России на поле битвы, стали частью семейной традиции, и Андрей был воспитан в духе патриотизма и служения отечеству. Во-вторых, семейное окружение Андрея всегда способствовало его стремлению к службе. Его мать, женщина сильного характера и высоких моральных принципов, всегда поддерживала сына в его стремлении к самосовершенствованию и служению обществу. Она убеждала Андрея в том, что война — это священное дело, которое требует отваги и преданности. Его сестра, Марья Болконская, также восхищалась военными подвигами и всегда делила отцовскую гордость за семейный род.
Не последнюю роль сыграло и общество того времени, где бравость и служение отечеству считались почётными. Будучи молодым, Андрей восхищался военным подвигам Наполеона Бонапарта и считал, что звание офицера — это вершина военной славы. Он стремился к подобному достижению и решил отправиться на войну, чтобы испытать себя и служить своей Родине. В результате, семейные убеждения, особенности воспитания и общественные идеалы стали основными факторами, определившими решение Андрея Болконского отправиться на войну. Он полностью осознавал трудности и опасности, которые будут ждать его на поле битвы, но его решимость была несокрушима, ведь он стремился следовать семейным традициям и служить своей Родине. Желание пройти испытание Андрей Болконский изображал себя преданным слугой Отечества и стремился к испытанию своих сил и способностей на войне.
Он попадает в адъютанты к Кутузову, помогает решить исход Шенграбенского сражения, защищает Тимохина, едет на прием к императору Францу с доброй вестью о победе русских так ему кажется , участвует в Аустерлицком сражении. Потом делает значительный перерыв в военной кампании — в это время раз и происходит переосмысление его жизни. Затем возвращение в военную службу, увлечение Сперанским, Бородинское поле, ранение и смерть. Разочарования Болконского Первое разочарование пришло к Болконскому, когда он лежал под Аустерлицким небом и думал о смерти.
Увидев своего кумира — Наполеона, стоявшего рядом с ним, Болконский почему-то не испытал от его присутствия того величия, какое считал до этого возможным. Вернувшись домой после ранения, Болконский застает жену Лизу в родах. После ее смерти он осознает, что отчасти виноват в случившемся, в своем отношении к Лизе. Он был слишком горд, слишком высокомерен, слишком далек от нее, и это приносит ему страдание. После всего Болконский дает себе слово больше не воевать. Безухов пытается возродить его к жизни, рассказывает о масонстве, говорит о спасении души в служении людям, но Болконский на все это отвечает: «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие двух этих зол». Готовясь к Бородинскому сражению, князь Андрей болезненно перебирал все события своей жизни, произошедшие с ним. Толстой описывает состояние своего героя: «Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России».
Болконский называет «ложными» образами славу, некогда так волновавшую его, любовь, которую он когда-то не воспринял всерьез, отечество, которое сейчас находилось под угрозой.
Несмотря на то, что ему тоже нелегко проститься с близкими, он тщательно скрывает свои чувства: «Лицо князя Андрея было задумчиво и нежно…Страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить жену, — может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки, остановился у стола, как будто увязывал чехол шкатулки, и принял свое всегдашнее спокойное и непроницаемое выражение». Быть может, если бы князь Андрей смог быть более открытым человеком, не таким сдержанным, если бы он проявил немного нежности к жене, он бы не мучился бы впоследствии угрызениями совести. Но даже с сестрой, княжной Марьей, он не делится своими сокровенными переживаниями.
Княжна Марья при прощании просит брата обратиться к христианским заветам: призывает быть более снисходительным к жене: «Ты подумай, каково ей, бедняжке, после жизни, к которой она привыкла, расстаться с мужем и остаться одной в деревне и в ее положении? Это очень тяжело». Но князь Андрей не хочет даже представить себе положение своей жены, при том, что очень хорошо знает тяжелый характер отца, у которого в имении оставляет жену: «Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах». Но он ошибается, очень скоро он упрекнет себя, что был недостаточно внимателен к маленькой княгине, что он смеялся над ее страхом умереть родами, что, в конце концов, он практически бросил ее, потому что ему надоела семейная жизнь.
Глубоко уважая свою сестру, князь Андрей тем не менее слегка подтрунивает над ней, особенно когда речь заходит об отце: «…Тебе, я думаю, тяжело иногда бывает от характера отца? И, отвечая на его вопрос, княжна Марья, замечательно умная и добрая девушка, дает ключ к пониманию образа князя Андрея: «Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая-то гордость мысли, и это большой грех». Княжна Марья понимает брата, может быть, лучше, чем он сам, и видит в нем гордыню, неумение прощать ни себе, ни другим, высокомерие и прямолинейность.
Портрет счастливого эгоиста. Андрей Болконский
Это - молодой мужчина 27-ми лет с богатым и сложным внутренним миром, умный, склонный анализировать все происходящее. Ему очень хотелось отличиться. Он искал случая отличиться. Он мечтал отличиться. Но случая не предоставилось. Свой Тулон князь Болконский нашел чуть позже, после сражения, на военном совете у Багратиона.
На совете разбирались действия войск и выяснялись причины поражения. Все сходились к очень удобной для командования мысли, что во всем виноваты неумелые действия младших офицеров. Найден был и пример такого "виноватого" - артиллерийский капитан Тушин. И вина Тушина была всем очевидной - при отступлении пушку потерял. И стоял виноватый Тушин и признавал свою вину.
Князь Болконский был на батарее Тушина в момент боя и он отлично понимал, что только благодаря умелым действиям батареи отступление отряда Багратиона было именно организованным отступлением, а не разгромом. Вопреки общему мнению командования на военном совете, князь Андрей вступается за капитана Тушина. При всеобщем молчании он говорит : ". Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными и прикрытия никакого. Защищать своих людей перед начальством - это иногда требует не меньшего мужества и отваги, чем участвовать в сражении с неприятелем.
После этого никого уже не удивляет героическое поведение князя Андрея в Аустерлицком сражении и на Бородинском поле. Разочарования Болконского Вернувшись домой после ранения, Болконский застает жену Лизу в родах. После ее смерти он осознает, что отчасти виноват в случившемся, в своем отношении к Лизе. Он был слишком горд, слишком высокомерен, слишком далек от нее, и это приносит ему страдание. После всего Болконский дает себе слово больше не воевать.
Безухов пытается возродить его к жизни, рассказывает о масонстве, говорит о спасении души в служении людям, но Болконский на все это отвечает: «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие двух этих зол». Готовясь к Бородинскому сражению, князь Андрей болезненно перебирал все события своей жизни, произошедшие с ним. Толстой описывает состояние своего героя: «Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России».
Болконский называет «ложными» образами славу, некогда так волновавшую его, любовь, которую он когда-то не воспринял всерьез, отечество, которое сейчас находилось под угрозой. Раньше ему казалось, что все это великое, божественное, недосягаемое, наполненное глубоким смыслом. А теперь это оказалось так «просто, бледно и грубо». В это время главным для него было избегать двух зол: болезни и угрызений совести. Он выглядел постаревшим, его взгляд помертвел, потух.
Возвращение к жизни началось для князя Андрея с приезда Пьера и разговора с ним на пароме. С этого дня для него началась внешне прежняя, но по существу новая жизнь. Ему захотелось быть среди людей, принять участие в чём-то важном. Знакомство с Наташей и любовь к ней были живой водой для души князя Андрея. Измена Наташи повергла его в тяжелейшие переживания, оскорблённое самолюбие не давало ему покоя.
Князь Андрей искал встречи с Анатолем, чтобы вызвать его на дуэль. Тяжёлое душевное состояние не позволяло ему задерживаться на одном месте. Служба в армии стала для него способом приглушить душевную боль, которая его мучила: "Я еду в армию, зачем? Когда началась Отечественная война, князь Андрей испытывает озлобление против врага: "Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям".
Это новое для него чувство заставило его забыть своё горе. Все силы князь отдаёт своим солдатам. Князь Андрей был хорошим командиром. Он заботился о солдатах и был с ними ласков. Они называли его "наш князь" и любили его.
Отношение к войне у князя Андрея стало теперь совсем другим. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость",- говорит он Пьеру накануне Бородинского сражения. На Бородинском поле князь Андрей был смертельно ранен. На перевязочном пункте он увидел своего заклятого врага - раненого Анатоля Курагина, но не испытал к нему ненависти и презрения. Ему открылась другая истина - любовь ко всем, даже к врагам: "Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив.
Но теперь уже поздно. Я знаю это! Любовь в жизни Болконского Любовь, надежду, веру в светлое будущее Болконскому подарила Наташа Ростова. Герой влюбляется в нее, но продолжает искать смысл жизни. Он вынужден оставить Наташу, уехав в Петербург, но и в новой работе он быстро разочаровался.
Тщеславный индивидуалист должен был слиться с основной массой и пасть на поле брани. Но в процессе работы над романом автор заставил своего персонажа пройти огромный путь эволюции. В сражении под Аустерлицем Болконский переполнен жаждой совершения подвига. Он понимает, что ему предоставляется уникальный шанс. Он берет знамя, представляя себе, что этим поступком спасает русское войско. Но внезапное ранение обрывает его честолюбивые мечты. Величайшее небо, открывшееся герою, приводит его к пониманию, что в сравнении с настоящей жизнью все эти военные баталии ничтожны и бессмысленны. Он возвращается в имение и решает посвятить себя семье. Под влиянием череды событий — ранения, последующего плена и смерти жены Андрей впадает в глубокую депрессию. В это время происходит его первая встреча с дубом, которая наталкивает героя на мысль, что жизнь для него кончена.
Постепенное возрождение к жизни происходит после встречи с Наташей в Отрадном. Болконским овладевает жажда государственной деятельности. Но общение с видным деятелем того времени Сперанским обнажает всю фальшь бюрократического аппарата, и он снова испытывает разочарование. После разрыва с Наташей Болконский вновь идет в армию. По его мнению, только находясь рядом с простыми солдатами, а не в штабе, он сможет принести пользу Отечеству. Став командиром полка, Андрей еще больше сближается с народом, который уважительно называет его «наш князь». Происходит душевное обновление Андрея, главная роль в котором принадлежит простым русским солдатам. Тяжелое ранение во время Бородинского сражения порождает у Андрея страстное желание жить. На перевязочном пункте начинаются его мучительные поиски истины и подведение итогов собственной жизни: «Отчего мне было жалко расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».
В эти минуты к нему вдруг приходит мысль об огромной, всепрощающей любви к людям, которую бы он нес им, если бы продолжил жить. Когда рядом с ним оказывается Наташа, князь Андрей приходит к идеалистическому пониманию любви и смерти: «Любовь есть бог, и умереть — значит, мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Перед самой кончиной ему снится сон, в котором он, испытывая ужас перед смертью, из последних сил борется за жизнь. Но победу одерживает смерть, и Болконский просыпается с пониманием, что это и есть желанное освобождение. С этой мыслью князь покидает этот мир. Толстой проводит своего героя по трудному пути нравственных исканий. Болконский прожил достойную жизнь и принял достойную смерть, покинув этот мир счастливым человеком. Анализируя духовный мир князя Андрея и его деятельность, можно предположить: если бы он не умер, его последующие искания привели бы его к декабристам. Отношение автора к герою Лев Николаевич Толстой характеризуется тем, что почти всегда выражает определенное отношение к своим героям. Возможно, это связано с тем, что писатель очень четко разграничивает понятия добра и зла, что помогает лучше понять поступки его персонажей.
Болконский близок автору хотя бы потому, что свое жизненное предназначение он связывает со служением народу. Он заботится о крестьянах и даже предоставляет некоторым из них свободу, наделив землей. Остальным заменяет барщину оброком. Это качество близости к народу было очень ценно для самого Толстого, совпадающего взглядами со своим героем. Свое положительное отношение к Болконскому Толстой проявляет и в том, что изображает его, как лучшего представителя аристократии. Он наделяет этот образ замечательными чертами дворянина-патриота, готового отдать жизнь за Отчизну. Толстой прекращает путь его исканий геройской гибелью во имя спасения родины. Даже смерть героя связана с мировоззренческой философией самого Толстого. В границах романа писатель возвышает земную любовь со всеми ее ошибками над христианской. В этом заключено противоречие духовных ценностей Андрея, которые так и остались для него до конца не постижимыми.
Продолжить поиски этой истины предстоит его лучшему другу Пьеру Безухову. По его мнению, прообразами князя могли быть два человека. Один из них — молодой офицер гвардейского полка Петр Михайлович Волконский, возглавивший в Аустерлицком сражении атаку резервного батальона. Вторым прототипом он называл князя Дмитрия Николаевича Голицына. Во время войны с Наполеоном этот офицер гусарского полка получил тяжелое ранение в бою под Бородино.
Князь чувствует вину перед маленькой княгиней и понимает, что эту вину ему уже не искупить. После этих событий — Аустерлицкой кампании, смерти жены и рождения сына — князь Андрей «твёрдо решил никогда не служить более в военной службе». Когда началась Отечественная война, князь Болконский идёт в армию по своему желанию, но идет он туда уже не за «Тулоном», а из — за мести. Андрею предлагали службу в свите императора, но он отказался, потому что только служа в армии он будет полезен на войне. Перед Бородино князь сказал Пьеру причину своего возвращения в армию: «Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям». После назначения Андрея командующим полком, он «весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли «наш князь». Им гордились и любили». Накануне сражения Болконский был уверен в победе русских полков, он верил в солдат. И сказал Пьеру: «Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение». На сражении под Бородино полк Андрея Болконского стоял в резерве.
Другой раз он остановился, спросил: — И скоро она родит? Продолжай, продолжай. Dieu sait quand reviendra»[212]. Читайте также: Иван Бунин, "Легкое дыхание": анализ произведения Отношение к императору Монархи не любят, когда им отказывают. И барон Вольдемар заплатил за свой независимый поступок очень высокую цену. Отечественную войну 1812 года он встретил в чине майора. Роковое стечение обстоятельств укрепило и многократно усилило предубеждение государя против Левенштерна. Во-первых, именно этот майор был послан Барклаем к царю с донесением о том, что войска Наполеона заняли Вильно. Военное честолюбие императора было уязвлено. Так неблагоприятное начало войны стало ассоциироваться в сознании Александра I с именем барона. В былые времена гонца, привезшего плохую весть, казнили… Во-вторых, барон в качестве старшего адъютанта главнокомандующего передал цесаревичу Константину Павловичу сначала выговор, а затем — повеление покинуть армию. В-третьих, когда дядя императора герцог Александр Вюртембергский гневно сказал майору: «Я вас изотру в порошок», барон Вольдемар осмелился ему возразить: «Ваше Высочество, я охотно готов пожертвовать собой для службы императора, но еще не сделан тот молоток, который изотрет меня в порошок». В-четвертых, недоброжелатели облыжно обвинили барона в том, что он французский шпион, и государь поверил этой клевете. Накануне Бородинской битвы Левенштерн вместе с несколькими другими офицерами с нерусскими фамилиями под благовидным предлогом был выслан из армии. Барон ценой неимоверных усилий сумел вернуться к армии и отличился в сражении за батарею Раевского, но осадок от оговора остался. Левенштерн не сумел отстоять свою репутацию в глазах Александра I. Не помог даже Кутузов. Отношение к Родине Барон Вольдемар Левенштерн стал командиром армейского партизанского отряда, составленного из двух казачьих полков. Когда начальству требовалось употребить храброго офицера, оно давало поручения Левенштерну и его отряду, который в наши дни назвали бы спецназом. Дела его отряда говорили сами за себя. Барон получил чин подполковника и — лишь после третьего представления — орден св. Георгия IV класса, самую завидную боевую офицерскую награду. К концу кампании его мундир украшали полдюжины русских и иностранных орденов. Однако полковником он стал только в 1815 году, на излете эпохи наполеоновских войн. Ему шел 38-й год… Его товарищи по оружию, по боевой бивачной жизни — князь Сергей Волконский, Александр Сеславин, Лев Нарышкин, Михаил Орлов — сильно его обогнали по службе, вырвались вперед и уже были генералами. Ни о какой блестящей карьере не могло быть и речи. Сожалел ли барон Левенштерн о несбывшемся, укорял ли императора в предубежденном к себе отношении, задумывался ли об изъянах абсолютной монархии, наконец, мечтал ли он написать свое имя «на обломках самовластья»?
ПОМОГИТЕЕ! Почему Андрей Болконский идет на войну 1812 года? Какая это глава в…
И когда он чувствует себя оскорблённым тем, что его ведут всего лишь к военному министру. И когда, выходя из дворца, расстроенный тем, что честолюбивые планы на награду теперь находятся в равнодушных руках военного министра и его адъютанта, он резко меняет склад мыслей: победа в сражении мгновенно представляется ему давнишним, далёким воспоминанием. И когда он в парадной форме, свежий, оживлённый и красивый, с подвязанною рукой раньше не подвязывал — царапина не требовала, а теперь как иначе явить на обозрение всем рану, полученную на поле боя! Как же выразится мой Тулон? Толстой внесёт в портрет героя штрих, резко контрастирующий со всем только что перечисленным. Что же, коли нужно! И в подтверждение своих слов настоит на откомандировании в отряд Багратиона, которому поставлена задача ценой своих жизней спасти русскую армию. Появится нечто заставляющее задуматься: что в натуре Андрея Болконского есть кроме очевидных надменности и неприятности?
И откуда вдруг это в нём? Полагаю, права была Н. Я вспомнил эти слова Н. Хочет, но способен ли он делать что-то не хуже других? В этот момент Андрей Болконский почему-то не вспоминает собственное чувство оскорбления, переросшее в чувство презрения, какое возникло у него в кабинете адъютанта военного министра австрийского императора. И, если вдуматься: чем, собственно, адъютант Болконский в эти минуты отличается от адъютанта австрийского военного министра? Но сама мотивация его возвращения в армию в сложившейся ситуации заслуживает внимания.
После этого захочется понять: на что способен этот себялюбец? Каков он в серьёзном деле? Обыкновенный штабной франтик — как о нём думает Багратион, — посылаемый для получения крестика? Или всё же заурядный непробиваемый эгоист — каким он был все эти годы, — чьё бесстрашие сродни храбрости бесчеловечного Долохова, который тоже везде и всегда помнит только о себе? Очень скоро князю Андрею доведётся встретиться со своим кумиром. И встреча эта выльется в молчаливый поединок двух философий: той, что видит в человеческой жизни высшую ценность, и той, по которой жизнь человеческая, особенно чужая, не стоит ничего. Выставленный в качестве трофея пленников, глядя в глаза Наполеону, на лице которого было сиянье самодовольства и счастия, князь Андрей впервые задумается не о себе, а о ничтожности величия, о ничтожности жизни и о ещё большем ничтожестве смерти, значение и смысл которых не мог понять и объяснить никто из живущих.
Здесь Л. И после этих слов мы поймём, что бесполезными и ничтожными на самом деле показались Андрею Болконскому его собственные самолюбие, интересы, идеи, ещё недавно казавшиеся ему величественными и достойными плодами его незаурядного ума. Но к этому, новому для себя состоянию Андрей Болконский придёт не сразу. И само движение в этом направлении будет отнюдь не прямым. Хотя война, надо признать, не даст ему много времени на раздумья. Принимать решения и действовать придётся без оглядок на свою гордость, привычки, самолюбование. Когда заканчивался бой при Шенграбене, посланный к Тушину с приказом отступить, он вдруг отошёл от своего обыкновения думать о том, что делают другие.
Он решил, что при себе снимет орудия с позиции и отведёт их. За работой, когда два капитана, сведённые вместе войной, молча делают дело, ставшее для них общим, Андрей Болконский даже не заметит, что впервые он не строит планов, как надо себя вести, а, повинуясь совести, ведёт себя так, как надлежит вести себя мужественному и сохраняющему достоинство человеку. Судьбе или писателю было угодно распорядиться так, что спустя короткое время они опять встретятся. Тушин был вызван Багратионом дать объяснение по поводу двух брошенных пушек. И вновь Андрей Болконский действует без оглядок, без свойственного ему самодовольства и тщеславия. Самое примечательное в этой сцене даже не то, что и как говорит Болконский, а то, как воспринимают сказанное им. Князь Багратион смотрит на Тушина и, видимо, не желая выказать недоверия к резкому суждению Болконского, вместе с тем чувствует себя не в состоянии вполне верить ему.
Тушин же обращается к Болконскому, называя при этом его так, как никогда и ни от кого он больше не услышит. Князь Андрей исподлобья смотрит на Тушина, при этом пальцы его рук нервически двигаются, и он, ничего не сказав, отходит от него. Ох, как нелегко, видим мы, Андрею Болконскому переступать через самого себя! А далее настанет черёд Аустерлицкого сражения. Князь Андрей был в этот день дежурным и неотлучно при главнокомандующем. Вот она, казалось ему, желанная минута, день его Тулона или его Аркольского моста. Толстого не знаю, чего больше, — грустной иронии или едкого почти что издевательства над Андреем Болконским.
Во всяком случае, она удивительно точно передаёт внутреннее состояние князя. Сидят, надо полагать, в карете двое: главнокомандующий и капитан-адъютант. Есть здесь вопрос: кто при ком? Но капитан, согласно своему характеру, мысленно почему-то видит, представляет ситуацию, что называется, с точностью до наоборот, будто это не он сидит подле Кутузова, а Кутузов сидит подле него. Если бы рядом с ними сидел, вообразите на минуту, ещё и белокурый и голубоглазый Манилов... Да-да, сиди рядом с Андреем Болконским Манилов, уж тот бы хорошо понял души прекрасные порывы князя Андрея. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляется ему.
Он твёрдо и ясно говорит своё мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берётся исполнить его, и вот он берёт полк, дивизию, выговаривает условие, чтоб уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведёт свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу... Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает всё он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он... Уже упоминаемая мной Н.
А через пятнадцать лет худенький мальчик с тонкой шеей, сын князя Андрея, увидит во сне войско, впереди которого он идёт рядом с отцом, и, проснувшись, даст себе клятву: «Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною... Тщеславие не ради наград, а ради славы — причём генетическое тщеславие, можно ли его счесть правомерным, оправданным? Утро Аустерлица для князя Андрея начинается с того, что он находится в числе огромного количества лиц, составляющих свиту главнокомандующего. Взволнованный и вместе с тем сдержанно спокойный, каким бывает человек при наступлении давно желанной минуты, князь Андрей, само собой, не полковой командир, который прежде всего думает о том, как он будет выглядеть в глазах начальства. Его волнует лишь то, как он будет выглядеть в собственных глазах. Бывают в жизни человека моменты, когда его мечты сбываются. Хотя бы немного.
И дело тут вовсе не в том, что всесильная авторская воля, выстраивая события, может позволить герою осуществить то, о чём он думал накануне. Дело случая — и в руках Андрея Болконского, действительно, окажется знамя. Правда, не то, с каким ему думалось идти впереди войск и сломить всё, что будет перед ним. Куда денутся его снобизм и высокомерие, когда он, чувствуя слёзы стыда и злобы, подступившие ему к горлу, закричит детски-пронзительно? Куда денутся его твёрдая уверенность и силы, когда он, едва удерживая в руках тяжёлое знамя и волоча его за древко, побежит навстречу французам, останавливая своих отступающих солдат? Куда денутся его быстрота и верность соображения, свойственная ему всегда привычка наблюдать и разглядывать всё со стороны, когда из всего происходившего вокруг него он будет видеть лишь одну фигуру рыжего артиллериста с сбитым набок кивером, тянущего с одной стороны банник, тогда как французский солдат тянул банник к себе за другую сторону? Он так и не увидел, чем закончился этот поединок, чем вообще закончилась борьба французов с артиллеристами, взяты или спасены пушки.
И всё вокруг, и, самое главное, в нём самом стало тихо и торжественно. Так и хочется сказать — умиротворённо. В душу этого гордого грешника приходит мир. И не важно, какими дорогами до сих пор ходил он по земле. Важно, что в пути он смог перешагнуть черту, отделяющую время искания ответов и нахождения их. И как я счастлив, что узнал его наконец. Ничего, ничего нет, кроме его.
Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!.. Уверен, Андрей Болконский подхватывает знамя, следуя семейному кодексу и думая прежде всего о том, как он будет выглядеть в собственных глазах. Капитан Болконский не мог поступить иначе, потому что считал: так надо, так положено, так надлежит. Он действовал в соответствии со своим пониманием воинского долга. Поэтому его героизм действительно осознанный. Объективности ради замечу: этот героический эпизод у Л.
Толстого перекликается с эпизодом героического поведения другого героя. Там же, при Аустерлице, тоже согласно семейному кодексу совершает свой подвиг и Берг, твёрдо соблюдающий своё представление о долге и чести. Его героизм тоже осознанный. В породе фон Бергов, как он сам говорит, все были рыцари. Ему было страшно, он имел право уйти с поля боя, но он преодолел страх и не ушёл, взял шпагу в левую руку, когда его ранили в правую, и пошёл вперёд. Зато уж потом Берг показывал всем свою раненную в Аустерлицком сражении правую руку. И тот и другой в конечном счёте явили личную храбрость, находясь в первой линии боя, — что уже немало.
Разный характер ранения? Так это от них обоих нисколько не зависело. Судя по тому, что для перевязки понадобился лишь носовой платок, рана была подобна той, какую князь Андрей получил при победе над дивизией Мортье, за что был награждён орденом Марии-Терезии 3-й степени. Исполнительностью и аккуратностью свежий, розовый, застёгнутый и причёсанный Берг напомнит Молчалина, своей методой продвижения по службе — Скалозуба, но есть в нём и своё, берговское. Оно выявится, когда наполеоновская армия подойдёт к Москве. Русские купцы, ещё вчера втридорога продававшие сено своим, станут жечь его, чтобы не досталось врагу; Наташа начнёт скидывать с подвод вещи семьи, чтобы увезти раненых; Берг останется самим собой — как всегда чистенький и благополучный, он будет озабочен покупкой шифоньерочки для своей любимой жены. Расчётливый рыцарь Берг, очень любящий себя и каждый свой поступок, самоуверенно эгоистичен.
В этом они, Берг и Болконский, схожи. Но, введя этого персонажа в сюжет книги, Л. Толстой доводит до логического конца возможный путь Андрея Болконского, останься он таким, каким был до Аустерлица. Этого, к счастью, не случилось. И хотя истекающий кровью и первое время издававший тихие, жалостливые и детские стоны Андрей Болконский к вечеру даже стонать перестал и затих, совершенно очевидно, что ни один автор не в силах оборвать сюжетную нить жизни своего главного героя а Андрей Болконский — одно из главных действующих лиц книги на исходе первой четверти своего произведения. Так что повествование о его дальнейшей судьбе Л. Толстой, конечно же, продолжает.
Всё начнётся с того, что к нему, лежащему навзничь с брошенным подле него древком знамени знамя уже, как трофей, было взято французами , подъедут три всадника: и это будет, конечно, не кто иной, как Наполеон, сопровождаемый двумя адъютантами. Разум князя Андрея впервые спасует перед чувствами. Андрей Болконский найдёт в себе силы лишь слабо пошевелить ногой и произвести самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон. К утру прозвучат два заключения самого Ларрея, доктора Наполеона: первое — удивительно точный психологический диагноз; второе — к счастью, не подтвердившийся вывод, что вероятнее смерть, чем выздоровление.
Зачем Болконский пошел на войну 1812? Князь Андрей шел на войну не только для того, чтобы сменить наскучившую обстановку. Его цель — прославиться. Возможно, Болконскому хотелось бы повторить судьбу Наполеона, став всемирно известным, именно поэтому он оставляет беременную жену и разлучается с семьей. Что понимает князь Андрей перед смертью? Болконский начинает понимать, что его уход — это возвращение в новый мир.
Андрей перестаёт ощущать связь с этой жизнью, становится отстранённым, все беды и проблемы, которые ранее тяготили его, становятся ничтожными перед лицом того таинственного, что с ним должно произойти. Что дарит княжна Марья князю Андрею? Что подарила княжна Марья Андрею Болконскому? По-моему, перед отъездом Болконского на войну княжна Марья подарила ему маленькую иконку образок, который обычно носили на шее , чтобы она оберегала его во время боя. Что означает мой Тулон? Слово «Тулон» стало метафорически означать момент блестящего начала карьеры никому не ведомого молодого военачальника; так, Андрей Болконский в романе «Война и мир» спрашивает: «Как же выразится мой Тулон? В этот момент Андрей Болконский совершает подвиг: под обстрелом французов он подбегает к тому расстроенному русскому батальону, подбирает упавшее знамя и с криками "Ура! Батальон поддерживает храброго офицера Болконского и следует в бой за ним: "...
Что же заставило Болконского через несколько лет снова отправиться к Кутузову, уже в Турцию, и служить при штабе, удивляя всех своей бурной деятельностью?
Во-первых, после разрыва помолвки с Наташей князь Андрей ищет занятие, на которое мог бы отвлечься от своих переживаний. И работа при штабе для этого подходит, как уже ему знакомая и привычная. Во-вторых, в действующей армии он надеется встретить своего обидчика Анатоля Курагина, который виноват в разрыве Болконского с невестой. Князь отправляется за ним в западную армию, где служит полковником и проявляет себя замечательным командиром — заботится о своих солдатах, и они его тоже любят. Анатоля он не находит до самого ранения под Бородино , но это уже не так важно: князь снова увлекся военной службой, полюбил свой полк и не хочет оставлять его.
Тогда как ранее свадьбе с привлекательной, с прекрасными глазками Лизой почему-то не воспротивился. Не даёт Л. Толстой ответов на эти вопросы. А жаль. Потому что, оставаясь безответными, эти вопросы, во-первых, позволяют признать, что двух почитаемых отцом князя Андрея добродетелей — деятельности и ума — всё же мало для того, чтобы построить счастливую семейную жизнь.
Во-вторых, появившись уже на начальных страницах книги, они заставляют сомневаться, думать, будет ли удачна дальнейшая судьба молодого князя. Впрочем, самого Андрея Болконского в ту пору вряд ли заботит простое житейское счастье. В его душе мы не найдём даже уголка для семейных радостей — несущественны они для усталого, скучающего молодого человека. Андрей Болконский мыслит категориями более для него значимыми: он занят поиском высшего смысла жизни, ищет ответы на глобальные вопросы: что есть он в мире и что есть мир для него? Они одни занимают его мысли. Они имеют для него сугубо сокровенный, а не какой-то там отвлечённо-общественный характер. Вглядевшись в Андрея Болконского, можно увидеть достаточно распространённый тип человека умного, сознающего, что по своему уму он выше многих окружающих, и оттого довольно высокомерного. Хотя, думаю, немалая толика преувеличенного самомнения, излишнего снобизма и непостижимого пренебрежительного отношения к женщинам в Андрее Болконском от его отца. И всё, что есть в тебе надежд и сил, всё только тяготит и раскаянием мучает тебя… Отец мой прав. Даже Пьеру эта тирада кажется дикой.
Замечу, Пьер не единственный, кто почитал князя Андрея за образец совершенства. Много раньше, приступая к книге и обдумывая характер своего героя, сам Л. Таких, схожих с ним умных и высокомерных литературных героев, жизнь которых не избалована обычным человеческим счастьем, XIX век уже знавал. Андрей Болконский как раз тип незаурядного человека, испытывающего горе от ума. Однако одно очевидное выделяет его среди тех же Чацкого, Онегина — время и история предоставляют ему шанс не только проявить себя в салоне Анны Шерер вариант дома Фамусова или на дуэли с приятелем как помним, князь Андрей ищет дуэльной встречи с Курагиным , а оказаться в круговороте событий, с которыми связана судьба России, и рядом с человеком, под началом которого можно найти применение своей натуре. И потому закономерно книга Л. Толстого начинается разговором на злобу дня: о Наполеоне и его политике. Участие князя Андрея в затеянном Пьером разговоре на актуальную по времени и историческую по содержанию тему — конечно, служит завязкой трагического и одновременно эпического конфликта произведения. И одновременно ставит одну из главных в книге проблем — человек и история, в которой отражается всё: философия, современный для героев мир, общество, в каком они живут, время, интуиция, фантазия, ассоциации, боль и счастье, близкие и враги... Будет всё как у Наполеона, но всё будет не так, как хотелось бы!
Всего несколько фраз Андрея Болконского о Наполеоне, брошенных им в помощь Пьеру, растерявшемуся под градом реплик со всех сторон, — и становится ясно, что Наполеон для князя не просто полемическая, политическая фигура. Для него он, прежде всего, человек, наделённый правом двигать, как фигурами при игре в шахматы, историческими событиями, навязывать истории свою волю. Князь Андрей признаёт это право и за собой. Он самолюбиво убеждён, будто способен, с его-то умом, тоже ничуть не хуже Наполеона олицетворять волю истории. До Аустерлица для князя Андрея всё, что было вне его, не имело для него значения, потому что всё в мире, ему казалось, зависело только от его воли. И в своём преувеличивании роли собственной персоны Андрей Болконский мало чем отличался от своего кумира Наполеона. Великий стратег, он, увидав разгромленного Мака, конечно, живо вообразил себе то, что ожидает русскую армию, и, что для него куда важней, ту роль, которую он, Андрей Болконский, должен будет играть в ней. Как истинный философ и аристократ духа он в мыслях тешит себя не званьями и наградами, он больше о вечном, о незаурядном, об общем благе. В юности мы все мечтаем о великом. Так сказать, проявляет реакцию для внутреннего употребления.
И тут же демонстрирует реакцию уже для внешнего употребления — с злобным выражением в лице обрушивается на шутника Жеркова, когда тот, не сдержав глупую улыбку радости, поздравляет австрийского генерала с разгромом союзной армии. Своё радостное чувство от поражения австрийцев сам князь Андрей смог не выказать на людях — тем самым действительно подтвердил, что не глуп. Но не преминул воспользоваться случаем и публично унизить того, кто такое же радостное чувство удержать в себе не сумел. Это у Пьера чувства преобладают над разумом, у Андрея Болконского разум всегда торжествует над чувствами. Поведение Андрея Болконского в этом эпизоде с корнетом замечу, не с каким-нибудь генералом, не с ровней себе, всего лишь с корнетом — событие, конечно, не величественное, при чтении его не захватывает дух, но, как я это вижу, поступок из тех, когда ярко проявляется человеческий характер. Слов нет, легко в доме отца, где ничто не нарушает стройного, привычного порядка, перейдя с русского на французский, всё более и более оживляясь, с умным видом излагая операционный план предполагаемой кампании, представлять, что способен управлять событиями. Другое дело, на поле сражения, где всё без всякого порядка, не по правилам, бессмысленно и отталкивающе страшно, нелепо и просто глупо. В первом же сражении князь Андрей, как известно, отличился: под ним была ранена лошадь, а сам он был слегка оцарапан в руку пулей. В знак особой милости главнокомандующего Андрей Болконский был послан с известием о победе Кутузова над дивизией Мортье к австрийскому двору. Чтобы мысль моя не казалась кому-то неуместной, Л.
Честно говоря, любой человек, будь он даже семи пядей во лбу, думающий прежде всего о впечатлении, какое он произведёт, мало симпатичен. Но князь Болконский, надо признать, не вызывает особых симпатий не только в этом эпизоде, а во многих других, если прислушаться и присмотреться к тому, что он думает и как поступает. Не симпатичен он, и когда дремлет в дороге, а ему вдруг начинает представляться, что русские бегут, что он сам убит. И когда он, проснувшись, вспоминает все подробности победы и своё спокойное мужество во время сражения и, успокоившись, снова задрёмывает. И когда он полагает, что его тотчас по прибытии представят императору Францу. И когда он чувствует себя оскорблённым тем, что его ведут всего лишь к военному министру. И когда, выходя из дворца, расстроенный тем, что честолюбивые планы на награду теперь находятся в равнодушных руках военного министра и его адъютанта, он резко меняет склад мыслей: победа в сражении мгновенно представляется ему давнишним, далёким воспоминанием. И когда он в парадной форме, свежий, оживлённый и красивый, с подвязанною рукой раньше не подвязывал — царапина не требовала, а теперь как иначе явить на обозрение всем рану, полученную на поле боя! Как же выразится мой Тулон? Толстой внесёт в портрет героя штрих, резко контрастирующий со всем только что перечисленным.
Что же, коли нужно! И в подтверждение своих слов настоит на откомандировании в отряд Багратиона, которому поставлена задача ценой своих жизней спасти русскую армию. Появится нечто заставляющее задуматься: что в натуре Андрея Болконского есть кроме очевидных надменности и неприятности? И откуда вдруг это в нём? Полагаю, права была Н. Я вспомнил эти слова Н. Хочет, но способен ли он делать что-то не хуже других? В этот момент Андрей Болконский почему-то не вспоминает собственное чувство оскорбления, переросшее в чувство презрения, какое возникло у него в кабинете адъютанта военного министра австрийского императора. И, если вдуматься: чем, собственно, адъютант Болконский в эти минуты отличается от адъютанта австрийского военного министра? Но сама мотивация его возвращения в армию в сложившейся ситуации заслуживает внимания.
После этого захочется понять: на что способен этот себялюбец? Каков он в серьёзном деле? Обыкновенный штабной франтик — как о нём думает Багратион, — посылаемый для получения крестика? Или всё же заурядный непробиваемый эгоист — каким он был все эти годы, — чьё бесстрашие сродни храбрости бесчеловечного Долохова, который тоже везде и всегда помнит только о себе? Очень скоро князю Андрею доведётся встретиться со своим кумиром. И встреча эта выльется в молчаливый поединок двух философий: той, что видит в человеческой жизни высшую ценность, и той, по которой жизнь человеческая, особенно чужая, не стоит ничего. Выставленный в качестве трофея пленников, глядя в глаза Наполеону, на лице которого было сиянье самодовольства и счастия, князь Андрей впервые задумается не о себе, а о ничтожности величия, о ничтожности жизни и о ещё большем ничтожестве смерти, значение и смысл которых не мог понять и объяснить никто из живущих. Здесь Л. И после этих слов мы поймём, что бесполезными и ничтожными на самом деле показались Андрею Болконскому его собственные самолюбие, интересы, идеи, ещё недавно казавшиеся ему величественными и достойными плодами его незаурядного ума. Но к этому, новому для себя состоянию Андрей Болконский придёт не сразу.
И само движение в этом направлении будет отнюдь не прямым. Хотя война, надо признать, не даст ему много времени на раздумья. Принимать решения и действовать придётся без оглядок на свою гордость, привычки, самолюбование. Когда заканчивался бой при Шенграбене, посланный к Тушину с приказом отступить, он вдруг отошёл от своего обыкновения думать о том, что делают другие. Он решил, что при себе снимет орудия с позиции и отведёт их. За работой, когда два капитана, сведённые вместе войной, молча делают дело, ставшее для них общим, Андрей Болконский даже не заметит, что впервые он не строит планов, как надо себя вести, а, повинуясь совести, ведёт себя так, как надлежит вести себя мужественному и сохраняющему достоинство человеку. Судьбе или писателю было угодно распорядиться так, что спустя короткое время они опять встретятся. Тушин был вызван Багратионом дать объяснение по поводу двух брошенных пушек. И вновь Андрей Болконский действует без оглядок, без свойственного ему самодовольства и тщеславия. Самое примечательное в этой сцене даже не то, что и как говорит Болконский, а то, как воспринимают сказанное им.
Князь Багратион смотрит на Тушина и, видимо, не желая выказать недоверия к резкому суждению Болконского, вместе с тем чувствует себя не в состоянии вполне верить ему. Тушин же обращается к Болконскому, называя при этом его так, как никогда и ни от кого он больше не услышит. Князь Андрей исподлобья смотрит на Тушина, при этом пальцы его рук нервически двигаются, и он, ничего не сказав, отходит от него. Ох, как нелегко, видим мы, Андрею Болконскому переступать через самого себя! А далее настанет черёд Аустерлицкого сражения. Князь Андрей был в этот день дежурным и неотлучно при главнокомандующем. Вот она, казалось ему, желанная минута, день его Тулона или его Аркольского моста. Толстого не знаю, чего больше, — грустной иронии или едкого почти что издевательства над Андреем Болконским. Во всяком случае, она удивительно точно передаёт внутреннее состояние князя. Сидят, надо полагать, в карете двое: главнокомандующий и капитан-адъютант.
Есть здесь вопрос: кто при ком? Но капитан, согласно своему характеру, мысленно почему-то видит, представляет ситуацию, что называется, с точностью до наоборот, будто это не он сидит подле Кутузова, а Кутузов сидит подле него. Если бы рядом с ними сидел, вообразите на минуту, ещё и белокурый и голубоглазый Манилов... Да-да, сиди рядом с Андреем Болконским Манилов, уж тот бы хорошо понял души прекрасные порывы князя Андрея. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляется ему. Он твёрдо и ясно говорит своё мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берётся исполнить его, и вот он берёт полк, дивизию, выговаривает условие, чтоб уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведёт свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу... Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает всё он один. Следующее сражение выиграно им одним.
Кутузов сменяется, назначается он... Уже упоминаемая мной Н. А через пятнадцать лет худенький мальчик с тонкой шеей, сын князя Андрея, увидит во сне войско, впереди которого он идёт рядом с отцом, и, проснувшись, даст себе клятву: «Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною... Тщеславие не ради наград, а ради славы — причём генетическое тщеславие, можно ли его счесть правомерным, оправданным? Утро Аустерлица для князя Андрея начинается с того, что он находится в числе огромного количества лиц, составляющих свиту главнокомандующего.
ПОЧЕМУ АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ ИДЕТ НА ВОЙНУ
Он уже похоронил жену, от которой немного устал к началу романа "Война и мир". Он уже столкнулся с внутренней опустошенностью и разочарованием в любимой Наташе Ростовой, которая предпочла ему Анатоля Курагина. Но вот разразился 1812 год, князь, будучи начитанным и образованным человеком, а так же патриотом, понимает всю важность и неизбежность сражения с армией Наполеоном.
Главное — не приносить никому зла и не требовать к себе участия. Но жизнь князя Андрея круто изменилась: он встретил Наташу Ростову полюбил ее.
Но вдруг происходит то, что князь Андрей не может простить Наташе, — измена. Именно измена Наташи побуждает Болконского вновь пойти на войну, и во время Бородинского сражения он снова получает ранение, на сей раз серьезное. И в этом виновата его чрезмерная гордость. Когда граната упала около него, он не лег на землю, так как думал, что покажет неправильный пример другим офицерам.
Гордость не дала ему спасти себя. Князь Андрей был ранен в живот. И в минуты страдания ему открылось все, чего он раньше не понимал. Тогда он понял, за что и как Бог любит людей.
И он, князь Андрей, тоже любит их всех, не разделяя на близких и врагов. Но теперь уже поздно. Я знаю это!
Толстого "Война и мир", часть первая, том первый Отношение Толстого к Андрею очень сложное наряду со многими положительными качествами в князе Андрее есть нечто такое, что заставляет читателя задуматься о его дальнейшей судьбе. Сцена отъезда князя на войну 1805 года подтверждает это. Во-первых, князь Андрей идет воевать не потому, что считает Наполеона "антихристом", как отзываются о нем в салоне Анны Павловны Шерер. Во-вторых, все его поведение в Лысых Горах, имении его отца, куда он привез жену, ожидающую появления на свет ребенка, свидетельствует о его сложном и во многом противоречивом характере. Несмотря на то, что ему тоже нелегко проститься с близкими, он тщательно скрывает свои чувства, быть может, если бы князь Андрей смог быть более открытым человеком, не таким сдержанным, если бы он проявил немного нежности к жене, он бы не мучался бы впоследствии угрызениями совести. Но даже с сестрой, княжной Марьей, он не делится своими сокровенными переживаниями. Княжна Марья при прощании просит брата обратиться к христианским заветам: призывает быть более снисходительным к жене. Но князь Андрей не хочет даже представить себе положение своей жены, притом, что очень хорошо знает тяжелый характер отца, у которого в имении оставляет жену. Но он ошибается, очень скоро он упрекнет себя, что был недостаточно внимателен к маленькой княгине, что он смеялся над ее страхом умереть родами, что, в конце концов, он практически бросил ее, потому что ему надоела семейная жизнь. Глубоко уважая свою сестру, князь Андрей, тем не менее, слегка подтрунивает над ней, особенно когда речь заходит об отце.
Раньше ему казалось, что все это великое, божественное, недосягаемое, наполненное глубоким смыслом. А теперь это оказалось так «просто, бледно и грубо». По роду своей деятельности Андрею нужно было встретиться с уездным предводителем, каковым был граф Илья Андреевич Ростов. По дороге к Ростовым Андрей увидел огромный старый дуб с обломанными ветвями. Все кругом благоухало и наслаждалось дыханием весны, только этот дуб, видимо, не хотел подчиняться законам природы. Дуб казался Болконскому мрачным и невеселым: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена! Но по возвращении домой Болконский с удивлением заметил, что «старый дуб, весь преображенный… Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно…» стоял на том же месте. Впечатление, которое произвела на него Наташа, было настолько сильно, что он пока и сам не понимал, что произошло на самом деле. Ростова пробудила в нем все прежние желания и радости жизни, радости от весны, от близких людей, от нежных чувств, от любви, от жизни. Смерть Болконского Многие читатели задаются вопросом, почему Л. Толстой уготовил такую судьбу своему любимому герою? Некоторые считают особенностью сюжета смерть Болконского в романе «Война и мир». Да, Л. Толстой очень любил своего героя. Жизнь Болконского была нелегка.
Почему болконские идет на войну
Пьер мрачнел, слушая князя Андрея и думая о том, как его друг заблуждается и как несчастлив. Увлечённый столкновением высказываемых взглядов, он уже забыл о самом предмете спора, потому что в эту минуту, скажем так, жил не тем, что выражали его слова. Простить Наташу Андрей Болконский не может потому, что не понимает её. А не понимает потому, что входить в её положение не приучен, не умеет, не считает нужным. Если прощение есть дар, то князь Андрей лишён его напрочь. Простить — это желать, чтобы другой, тот, кто обидел, оскорбил, поднялся и имел право стоять. Но комплекс высокомерия, присущий князю Андрею, как бес-искуситель, нашёптывает ему, что оскорбление, нанесённое ему, самое большое, непростительное. Простить вообще, да, но не это. Случившимся, нет, не с Наташей, а с ним — его, благородного и умного, предпочли мерзавцу и дураку, — он оскорблён, унижен, раздавлен.
Скрывает это от всех и всё-таки не может скрыть от Пьера. Я не могу… Быть великодушным и тому подобное?.. Это значит любить, но именно любви-то у князя Андрея к Наташе и нет. Дорога к прощению трудна. Чтобы простить по-настоящему, может потребоваться целая жизнь или даже больше, чем жизнь. Андрею Болконскому для этого понадобилась смерть. Но ведь перед смертью он думал о любви, скажете вы. А что ещё оставалось делать ему, отказавшемуся от неё при жизни?
Судьба предопределила ему такой путь, когда его вечно колеблющейся между добром и злом душе пришлось сделать окончательный выбор лишь за мгновенье до смерти. Но это будет позже. Но, если разобраться, он живёт одним — желанием отомстить Анатолю Курагину. Оно и понятно, для гордецов любое поражение, отставание, пребывание в ситуации, заслуживающей снисходительности, буквально хуже смерти. Лишь пожар Смоленска и оставление его, появившееся чувство озлобления против врага заставляют Андрея Болконского забыть свой ужас и позор от нанесённого ему оскорбления. Начинается новый этап его жизни. Что тому причина? Начавшаяся Отечественная война заставляет его, говоря на характерном для советского литературоведения языке, связать свою судьбу с делом спасения родины, то есть начнётся процесс его сближения с солдатской, иначе, народной массой.
Князь Андрей четко выполнит установку автора книги, ведь он не Наташа, от которой можно ожидать какую-нибудь невероятную, даже для писателя, выходку. Эти строки, столь любимые и почитаемые исследователями Л. Хотя, мне представляется, дело обстоит несколько иначе. После Аустерлица отношение князя Андрея к штабистам более чем скептическое. Оно и понятно: сам там был и всё видел собственными глазами. Во-вторых, самое главное, в его поступках начинает сказываться то, что действительно делало эту войну отечественной и проявлялось в русских людях, честных и порядочных. Андрей Болконский после того, как оставили Смоленск, не просто воюет, он защищает больного и старого отца, сестру, маленького сына и любимые, обстроенные и им населённые Лысые Горы, защищает родную землю, защищает родину. Огонь пожара, запалённого купцом Ферапонтовым, чтобы не оставлять зерно врагам, вновь высветит нам обновлённого в который уже раз!
Впервые князь Андрей вроде как бы теряется и не сознаёт, что с ним происходит. На него кричит штабной — Берг. Андрей Болконский Берга словно не слышит. А потом будет эпизод с двумя крестьянскими девочками, забравшимися за сливами в барскую оранжерею. Это позволяет Андрею Болконскому обнаружить, что даже средь войны сохраняется мир, иной мир, живущий интересами, отличными от его. Они, эти чужие интересы, если следовать уму и привычной для него логике, глубоко чужды ему, но что-то свербит на душе. Хотя эта самая чуждость с наглядной отчётливостью проявится буквально тут же, в следующем эпизоде с купанием солдат в пруду. Даже очередное новое чувство не заглушит в нём отвращения и ужаса при виде огромного количества солдат, с хохотом и гиком полоскавшихся в пруду.
Объяснять Пьеру народный характер войны 1812 года ему куда легче, чем отрешиться от проявившегося, как помним, ещё в 1805 году взгляда на солдат как на мясо для пушек. По остроумному замечанию С. Как не дано избежать, отодвинуть от себя череду жизненных ситуаций, где он предстаёт в довольно унизительном для высокого героя и всеобщего спасителя виде. Не зря Л. Это надо ж, помышлять о спасении армии, а спасти какую-то лекарскую жену. Потом покажет, как под Аустерлицем совсем не по-геройски волочит он, едва удерживая в руках, тяжёлое знамя. Ещё позже автор уложит его на лазаретный стол, на соседнем с которым будет лежать Анатоль Курагин, за кем он безуспешно гонялся долгое время. Смертельно раненный, окровавленный, то самое мясо для пушек, каким он видел других, князь Андрей здесь, в палатке лазарета, припомнит и тот грязный пруд по Смоленской дороге, и тела солдат, возбудившие в нём ужас.
Брезгливость куда-то отступила, и было совсем не до смеха. И он, то теряя сознание, то приходя в него, лепечет ей признание в любви. Всё время после жестокого разрыва с Наташей князь Андрей думал, что это он не может простить её, изменщицу. А вышло, что для него встреча с Наташей — единственная возможность при жизни быть прощённым ею. И именно её прощение сделает счастливыми последние часы князя на земле. Здесь, в этот предсмертный час, придёт к нему, вечному эгоисту, короткий, но счастливый миг жизни. И всё же странен в эти минуты князь Андрей, когда в избу, где в бреду и беспамятстве он лежит, ночью, тайно от матери и Сони приходит Наташа. Сначала о всепрощающей любви к людям, в том числе и к врагам, о своих чувствах к Курагину, о любви к ближним.
Философствующий писатель пытается внушить читателю, что здесь Андрей Болконский приходит к великой, по мнению Толстого-мыслителя, идее всеобщей любви. Потом его мысли почти что естественно переходят на Наташу. Разумеется, в это же мгновение он живо представит себе Наташу не так, как он представлял себе её прежде, с одною её прелестью, радостной для себя; но в первый раз представит себе её душу. И он поймёт, в первый раз поймёт что значит умный человек её чувство, её страданья, стыд, раскаянье и всю жестокость своего разрыва с ней. Всеобщая любовь, которой его наделяет писатель, почему-то, как оказывается, не распространяется на Наташу. Но лицо её будет стоять пред ним с силой действительности и даже приближаться. Наташу — врага? Мне кажется, князь Андрей проявил истинное мужество, когда в конце жизни признал свои ошибки, тогда как даже на поле брани проявлял не столько мужество, сколько долг.
Одолел себя. Вот только ни в горячечном бреду, ни наяву с любовью он справиться не сумел. И последний эпизод, на котором я хотел бы остановиться, говоря о князе Андрее, это его сон перед смертью. Так вышло, что жизнь не смогла убедить князя Андрея. Это выпало на долю смерти. Но смерть, она и отнимает у него последнюю возможность любить. Как философ Л. Андрей Болконский перестаёт существовать в соответствии с этой формулой — у него не возникает желания любить Наташу человеческой любовью, он оставляет для неё только божескую любовь.
Князь Андрей умер не от полученной на Бородинском поле раны, а потому что Л. Толстому собственное мировосприятие, каким он наделил героя, лежащего на диване в доме купца Бронникова, было дороже князя Андрея. Толстой не раз говорил, что большой ум — это и большое зло. Он вообще не любил умных и горячих. Из очевидной для него мысли, что ни в каком случае нельзя допустить, чтоб умственная деятельность руководила действиями людей, исходил писатель, создавая образ умного красавца Андрея Болконского, который должен был засвидетельствовать безусловную не только для Л. Толстого истину — человек смертен. Могла ли быть иной его судьба? Ни в коем разе!
Повторю: на Руси от ума одно горе. Сам Л. Толстой не скрывал, что ему достаточно своего собственного суда над самим собой. Его Андрей Болконский тоже признаёт над собой только суд себя самого. Не трудно заметить, что поведение Андрея Болконского строго рассчитанное. И им самим, и Л. Князь Андрей потому и погибает, что нельзя рассчитывать жизнь. Надо жить.
Жизнь — бездна, и её не рассчитаешь. Но ему от начала и до конца представлялось, что весь смысл жизни заключается в поисках ответов на нерешённые вопросы. Только чем больше их возникает у князя, тем яснее становится для нас, что все они навязаны ему писателем. В жизни Л. Толстой, не отличавшийся постоянством взглядов, то и дело менял одну цель на другую, всякий раз безжалостно отбрасывая всё, что этому мешало, пусть даже ранее и дорожил этим. Андрей Болконский, как это совершенно очевидно, наделён подобным качеством в неменьшей мере. Бунин, размышляя о Л. Толстом, писал, что тот видел в смерти конец всем мучениям человека, освобождение от всего низкого и недостойного в человеческом существовании.
Андрею Болконскому было предопределено пройти очищение смертью, тем самым подтвердить высказывания своего создателя на сей счёт. Андрей Болконский — человек настроения, как и сам Л. Толстой, о чём свидетельствуют его современники. Они же писали о Л. Толстом, что по натуре он был дурной человек, который воображал себя героем и любил одного себя. Мережковский даже настаивал, что Л. Толстой никого не любил, кроме себя самого, хотя непрестанно объяснялся в своей любви к людям. Таким он был или нет, не берусь утверждать хотя верно говорят, что великие моралисты — всегда и великие грешники , но созданный им Андрей Болконский всегда занят собой и в то же время считает, что занят человечеством, всем миром.
Для меня несомненно, что Л. Толстой видел в Андрее Болконском натуру, которую преодолевал в самом себе. Как несомненно и то, что как писатель он создавал своих литературных героев, черпая материал из себя, как бы ни были их характеры непохожи между собой. Зачем человеку даны его личные переживания: горести, радости, обиды, поражения и победы? И что собственно для него является горестью, радостью, обидой, поражением и победой?
Проезжая через лес, где всё уже зеленело, только один дуб старым, эдаким сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами, князь Андрей думал: «Жизнь кончена…» Но на обратном пути, увидев, что даже это дерево зазеленело, Андрей решил, что ничего ещё не закончилось в тридцать один год. Теперь Андрей стремится принять участие в тех делах, которые делаются во благо Отечества, осуждает свою эгоистичность, размеренную жизнь, ограниченную пределами семейно-родового гнезда.
Болконский приезжает в Петербург, попадает в круг Сперанского и принимает участие в разработке проекта по отмене крепостного права в России. Сперанский произвёл на Андрея неизгладимое впечатление своим умом, он оказался человеком, умеющим к любой проблеме, любому государственному вопросу найти правильный подход. Но как только Волконский встречает на балу Наташу Ростову, он как бы прозревает. Она напомнила ему о настоящих ценностях жизни. Андрей не только разочаровывается в Сперанском, но и начинает презирать его. Исчезает недавний интерес к государственным делам. Он безумно влюбляется в неё, но что-то говорит ему, что их счастье невозможно.
Наташа тоже любит Болконского, правда он ей кажется сухим, разочарованным, одиноким, между тем как она сама энергичная, молодая, весёлая девушка. Они как два полюса, и их, пожалуй, невозможно соединить. Наташа не понимает, зачем князь отложил их свадьбу на целый год. Этой отсрочкой он спровоцировал её измену. И опять чисто Болконская гордость не позволяет Андрею простить Наташу, понять её. В разговоре с Пьером Болконский сказал: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу». В этот момент перед нами предстаёт тот Болконский, каким мы узнали его в начале романа, такой же жестокий эгоист.
Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает все он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он...
Ну, а потом? Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой!
Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. Аустерлицкое сражение. Князь Андрей ведет батальон в атаку со знаменем в руках Кутузов, сопутствуемый своими адъютантами, поехал шагом за карабинерами.
Проехав с полверсты в хвосте колонны, он остановился у одинокого заброшенного дома вероятно, бывшего трактира подле разветвления двух дорог. Обе дороги спускались под гору, и по обеим шли войска. Туман начинал расходиться, и неопределенно, верстах в двух расстояния, виднелись уже неприятельские войска на противоположных возвышенностях.
Налево внизу стрельба становилась слышнее. Кутузов остановился, разговаривая с австрийским генералом. Князь Андрей, стоя несколько позади, вглядывался в них и, желая попросить зрительную трубу у адъютанта, обратился к нему.
Два генерала и адъютанты стали хвататься за трубу, вырывая ее один у другого. Все лица вдруг изменились, и на всех выразился ужас. Французов предполагали за две версты от нас, а они явились вдруг неожиданно перед нами.
Да, смотрите, он... Что ж это? Князь Андрей простым глазом увидал внизу направо поднимавшуюся навстречу апшеронцам густую колонну французов, не дальше пятисот шагов от того места, где стоял Кутузов.
Сцена отъезда князя на войну 1805 года подтверждает это. Во-вторых, все его поведение в Лысых Горах, имении его отца, куда он привез жену, ожидающую появления на свет ребенка, свидетельствует о его сложном и во многом противоречивом характере. Образ Андрея Болконского в цитатах: внешность, его суждения о войне, смысле жизни, любви, счастье Разделы: Литература Цели урока: - раскрытие нравственного пути искания главного героя, проблемы становления и совершенствования человека — участника исторических событий и жизни народа; - формирование навыков исследовательской работы; - развитие творческого воображения и мышления; - формирование представления о нравственных ценностях; - воспитание любви к художественной литературе.
Слайды 1-3 , портрет Л. Техническая помощь Ход урока 1. Вступительное слово учителя.
Жизнь, в понимании Толстого, истинная, честная и живая человеческая жизнь, всегда означала вечный поиск, ошибки, падения и рядом с ними, неотделимо от них — добрые открытия и озарения, обогащенные души. Такой жизнью жили любимые герои Толстого. Такой была его собственная жизнь.
Толстой всегда стремился проникнуть в самую суть явлений. Так он показал нам чувства человека и его мысли. Но история — это и искания общественной мысли, это жизнь, движения человеческого сознания.
Литература 10 класс Духовное становление личности По роману Л. Толстого Война и мир Отношение Толстого к своему герою очень сложное: наряду со многими положительными качествами в князе Андрее есть нечто такое, что заставляет читателя задуматься о его дальнейшей судьбе. Быть может, если бы князь Андрей смог быть более открытым человеком, не таким сдержанным, если бы он проявил немного нежности к жене, он бы не мучился бы впоследствии угрызениями совести.
Образ Андрея Болконского в цитатах: внешность, его суждения о войне,.
Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно». В Андрее от природы заложено такое качество, как истинно болконская гордость, унаследованная им от отца, от предков. Но он стремится к славе не только для себя, он хочет принести пользу своему Отечеству, русскому народу. В день Аустерлицкого сражения Болконский во время паники на глазах у М. Кутузова со знаменем в руках увлёк в атаку целый батальон. Андрея ранят. Рушатся все его честолюбивые планы.
И только теперь, когда он такой беспомощный и покинутый всеми лежит на поле, он обратил своё внимание на небо, и оно вызвало в нём искреннее и глубокое потрясение: «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Всё это пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». Вся жизнь в один миг промелькнула перед глазами. Болконский по-другому посмотрел на своё прошлое. Теперь Наполеон со своим мелким тщеславием ему кажется ничтожным обыкновенным человеком. Князь Андрей разочаровывается в своём герое. В душе Болконского совершается переворот, он осуждает свои недавние ложные устремления к славе, понимает, что отнюдь не она является главным стимулом человеческой деятельности, что существуют более возвышенные идеалы.
После Аустерлицкой кампании князь Болконский решил никогда больше не служить на военной службе.