Илимбетова - Самарский научный вестник как выглядит. Башкирские народные праздники. Праздник по-башкирски называется байрам. Башкирские народные праздники. Праздник по-башкирски называется байрам. это народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весен-них полевых работ. Его еще иногда называют праздником плуга (сабан на татарском языке -плуг и туй - праздник).
Национальный праздник татар и башкир "Сабантуй"
Площадка для проведения сабантуя называется «майдан» у зауральских башкир сам праздник назывался «майдан» , она обычно выбиралась рядом с деревней на открытом месте. Призы в виде полотенцев и платков привязывались на всеобщее обозрение в центре майдана, привлекая людей для участия в состязаниях и для оценки мастерства девушек и молодых снох, которые их сшили. Отдельно состязались кураисты, сказители сэсэны , певцы. Праздник начинался с утра и подчас затягивался до позднего вечера, а участвовало все население, вне зависимости от пола и возраста, социального положения. Каждому хватало место, каждому находилось состязание для проверки своих способностей. Неподалеку в тени деревьев или возле устроенных шалашей, юрт готовилась еда на всех в больших казанах.
Праздник завершался принятием пищи, люди рассаживались рядом со своими родственниками возле котлов, читали молитвы и желали благополучия в будущем, здоровья себе и тучности своему скоту, богатого урожая. Лепехин, И. Георги, в своих работах отметили наличие у башкир такого праздника, как Сабантуй. Например, И. Георги, описывая башкирские быт и нравы, попутно отметил: «Пахотный их праздник Сабантуй во всем, кроме молитв, творимых муллою, сходствует с Анга Соареном черемисским.
Хотя земледелие у них не в чести, однакож в праздник сей съезжается верхом всякая деревня, не исключая ни жен, ни детей, на свои пашни, слушает приносимое муллою моление о плодородии земли и изобилии в траве, и забавляется потом попойкою, пляскою, песнями, ристаниями взапуски и тому подобными». Одним из первых замечательное по своей полноте описание башкирского сабантуя оставил известный исследователь Оренбургской губернии второй половины 18 века В.
Например, И. Георги, описывая башкирские быт и нравы, попутно отметил: «Пахотный их праздник Сабантуй во всем, кроме молитв, творимых муллою, сходствует с Анга Соареном черемисским. Хотя земледелие у них не в чести, однакож в праздник сей съезжается верхом всякая деревня, не исключая ни жен, ни детей, на свои пашни, слушает приносимое муллою моление о плодородии земли и изобилии в траве, и забавляется потом попойкою, пляскою, песнями, ристаниями взапуски и тому подобными». Одним из первых замечательное по своей полноте описание башкирского сабантуя оставил известный исследователь Оренбургской губернии второй половины 18 века В. Черемшанский: «Обычай это сохранился у них, вероятно, еще от времен язычества…Ежегодно, перед наступлением пашни, когда земля освободится от зимнего покрова и растительность обнаружит признаки жизни, избирается хороший, ясный день, в который Башкирцы - всех возрастов и полов - собираются на известное место где-нибудь за селением. Старики предварительно в этот день ходят в мечеть молиться Богу б изобилии в настоящий год урожая хлеба, а молодежь обоего пола, разрядившись в лучшее платье, идет на место назначения; охотники-ездоки садятся верхом на коней, объезжают вокруг деревни и потом отправляются от избранного места на несколько верст в степь, и оттуда уже — по известному сигналу — бросаются все как стрела, с визгом и гиком, скакать к назначенному месту, где ожидает их толпа зрителей всех возрастов и полов, а удальца-скакуна и приз в руках одной из прелестниц, избранной для этого по общему голосу. Скаковой приз состоит обыкновенно из бумажного, шелкового или полотняного — вышитого шелком и разноцветными нитками, платка, который привязывается на столб и отдается в руки женщин и детей. Приз этот достается в собственность тому, кто первый, прискакавши к шесту, сорвет его; но случается иногда, что несколько молодцов вдруг достигают шеста, тогда право на приз дается тому, кто всяких прочих превзойдет силою в борьбе или в стрельбе из лука в цель.
Затем участвовавшие в скачке отправляются в деревню и разъезжают по домам, поздравляя домохозяев с наступлением весны и желая каждому хорошего урожая хлеба, размножения скота, пчел и т. После того вывозят в поле несколько пахотных орудий и начинают веселиться — каждый по своему возрасту. Старики обыкновенно садятся пить кумыз, приготовленный к этому времени, и смотрят на резвящуюся молодежь, которая поет, пляшет, играет на чибизгах прим. К вечеру вся эта суматоха стихает и на следующий день начинаются обычные занятия. Кочевые башкиры с этого времени начинают перебираться на кочевку».
Таким образом в 2024 году нерабочими праздничными днями будут 10 апреля, когда отмечается Ураза-байрам, а также 16 июня — праздник Курбан-байрам.
Напомним, что в этом году Курбан-байрам будет праздноваться в среду, 28 июня.
Кульминацией фестиваля стал Гала-концерт Республиканского праздника «Ашкадар тандары», на котором были представлены самые яркие номера и отрывки из фольклорных композиций. Каждый коллектив показал местный фольклор, особенности народной культуры, систему знаний и быта своего региона. В программе приняли участие и профессиональные артисты Стерлитамакского государственного театрально-концертного объединения. Призовые места были распределены следующим образом: Гран при Заслуженный коллектив народного творчества РБ, народный фольклорный ансамбль «Асанай» рук. Возрастная категория до 16 лет Лауреат I степени Образцовый башкирский фольклорный коллектив «Ак тирма» рук.
Лауреат II степени Образцовый фольклорный ансамбль «Йэйгор» рук. Загитова Лилия Чулпановна , г. Кунакбаева Айгуль Закиулловна , Архангельский район. Возрастная категория старше 16 лет Лауреат I степени рук. Зубаирова Альфия Шамситдиновна , г. Стерлитамак РБ.
В Башкирии рассказали о Дне национального костюма
Народный праздник Сабантуй стал общеизвестным и широко отмечаемым среди многих народов, и особенно среди татар и башкир, в настоящее время Сабантуй отмечается и в крупных городах за пределами Татарстана и Башкортостана и в каждом поселении. Официальным статусом обладает в Башкортостане национальный праздник Сабантуй, который отмечается по случаю окончания весенне-полевых работ. Ежегодно 11 октября отмечается День Республики в Башкортост. Официальным статусом обладает в Башкортостане национальный праздник Сабантуй, который отмечается по случаю окончания весенне-полевых работ. Ежегодно 11 октября отмечается День Республики в Башкортост. Традиционные национальные праздники. Существуют 5 основных праздников у башкир, которые празднуются как издревле и так в настоящее время: Ураза-байрам. Вторая часть праздника состояла из праздничных состязаний – скачек, бега, борьбы на кушаках.
Традиции и культура Башкир
Башкиры – колоритный, самобытный и очень гостеприимный народ, тщательно оберегающий свои традиции и обычаи. Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. Новый год у башкир – Нардуган (Нардуған) проводился два раза в год. Тогда “приходил” к народу “Селлә бабай”. День национального костюма в Башкортостане отмечают с 2020 года. Традиционно башкиры украшают в этот день деревья лентами, серебром, бусами, платками.
Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции
В день праздника мусульмане встают до восхода солнца, съедают на завтрак немного фиников или других фруктов, надевают праздничную одежду и отправляются в мечеть, чтобы совершить праздничную коллективную молитву — намаз. По дороге в мечеть люди приветствуют друг друга словами: «Да ниспошлет Аллах милость свою и вам , и нам! Мусульмане стараются собрать вместе всех членов своих семей, родственников и никуда не выпускать из дома. Потому что, согласно преданиям в этот день в дом приходят души умерших родственников, помолившись в мечети и навестив старших родственников и могилы родных, каждая мусульманская семья собирается за праздничный стол. Ураза — байрам — это праздник сладостей, накануне хозяйки пекут различные национальные блюда, пироги, варят компоты и сиропы.
Более точное название праздника звучит «Хабантуй». Сабантуй бытовал у башкир, живших на западных склонах Урала, у северных и части южных башкир. Название праздника произошло от слова «хабан» - плуг. Слово «туй» - означает праздник, то есть «Хабантуй» - праздник плуга.
Праздник получил своё название «от хлебопашного орудия «хабана», потому что он торжествуется перед начатием пашни. Обычай этот сохранился ещё со времён язычества. Кочевые башкиры в прежнее время, по окончании праздника, начинали готовиться к выезду на кочёвку, а другие к севу. Для празднования сабантуя чаще выбиралась пятница».
Сабантуй отмечали в конце мая- начало июня. Праздник сабантуй справляли в каждой деревне. За несколько дней до празднества молодые люди собирали по дворам призы, украшали праздничный майдан, то есть праздничную площадь. В центре очищенной от камней площади вбивался длинный шест, на вершине которого развевались тканные полотенца, вышитые платки и рубахи.
Участники празднества садились, образуя большой круг. Также в кругу исполнялись песни, пляски, игра на музыкальных инструментах Также в кругу исполнялись песни, пляски, игра на музыкальных инструментах. На празднике большой популярностью пользовались «танцы по кругу», «треножник», «пять ворот». Пляски пользовались огромной популярностью на всех празднествах.
Танцевать учились с детства. Особое значение придавалось скачкам. После скачек взрослые и дети расходились по домам.
Например, зимой запрещено копать землю. Считается, что почва отдыхает в это время, а потому не стоит её беспокоить. Что-либо передавать друг другу, браться за предметы можно лишь правой рукой. У башкир есть поверье, что начинать любое дело следует с правой руки — тогда всё пройдёт успешно. Сдержанно и скромно нужно вести себя в мечети. Интересно, что переступать порог священного места следует с правой ноги, а вот выходить — с левой. Обычаи гостеприимства Во время трапезы башкиры берут пищу тремя пальцами двумя нельзя.
Представители этого народа не употребляют спиртного, не едят свинину. Даже для гостей за столом существует особое правило: хлеб нельзя резать — его можно только разламывать. Уже много веков башкиры придерживаются старинных и, несомненно, чудесных традиций гостеприимства. У этого народа есть даже поговорки о том, что гость — посланник самого Бога, а неподобающе встретить гостя — стыд для хозяина. Хозяева стремятся угостить гостей самым лучшим, что есть в доме. Особое значение уделяется молочным продуктам. Башкиры верят, что если гость попробует молока или сметаны — надои у коров будут ещё больше. На прощание башкиры дарили гостям какие-нибудь сувениры. Сегодня эта традиция уже ушла в прошлое, но если в гости приходит ребёнок, хозяева стараются подарить ему игрушку или сладость.
Гора в Башкирии Куштау. Ассамблея народов Республики Башкортостан. Ассамблея народов Евразии Башкортостан. Республика Башкортостан башкиры. Айлинские башкиры. Башкиры коренной народ Республики Башкортостан. Всемирный Курултай башкир. Всемирный Курултай башкир эмблема. Третий Всемирный Курултай башкир. Мухаметьянов Курултай. Национальный праздник народов Башкирии Сабантуй. Праздник Сабантуй в Башкортостане. Шихан Торатау Башкирия. Торатау Уфа гора. Шихан Торатау озеро. Башкирия Шиханы туризм. Река Юрюзань Салаватский район. Малояз река Юрюзань. Река ай Салаватский район. Салаватский район Республики Башкортостан. Стерлитамакский лесхоз официальный сайт. Стерлитамакское лесничество официальный сайт. Сообщение о Республике Башкортостан. Республика Башкортостан презентация. Презентация на тему Республика Башкортостан. Доклад о Республике Башкортостан. Бурзянский район река Агидель. Река Агидель Уфа. Бурзянский район Республики Башкортостан природа. Республика Башкортостан река белая. Южный Урал гора Ямантау. Гора малый Ямантау Башкортостан. Гора большой Ямантау Башкирия. Гора Иремель в Башкирии. Молодежь Башкортостана. Башкиры молодежь. Йыйын молодежи. Молодежная группа Башкортостан. Традиция Башкиров Национальная Башкиров. Национальные праздники башкирского народа Йыйын. Уральские горы гора Ямантау. Гора Ямантау Башкортостан. Урал гора Ямантау. Ямантау Южный Урал. Конные походы конные Башкирия. Конный туризм Башкирия. Конный тур Белорецкий район Арский. Башкирия конный маршрут Арский камень. Башкирский национальный инструмент курай. Курай национальный инструмент Башкиров. Курай национальный музыкальный инструмент башкир. Башкирский народный инструмент курай. Тенгри турбаза Белорецкий район. Конная прогулка Белорецкий район Кага. Конные походы в Башкирии. Урал Башкирия походы. Зианчуринский район Республики Башкортостан природа. Национальный парк Башкирия Нугуш.
На народных собраниях решались вопросы мира и войны, уточнялись границы родоплеменных территорий, улаживались споры. Завершались народные собрания праздником. На йыйын приглашались жители из других дальних аулов. Делалось это для установления дружеских отношений с другими родами, а также завязывания знакомств. У башкир брак внутри рода был строго запрещен, а знакомства на йыйыне позволяли выбрать невесту из другого рода. Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее.
В Кумертау прошел XIII Курултай башкир по выборам делегатов VI Всемирного курултая башкир
По национальной традиции, у башкиров это золотые и серебряные украшения (кольца, серьги), которые с момента получения подарка считаются исключительно собственностью девушки, а не частью семейного капитала. Праздники Башкортостана — официально установленные в Башкортостане нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. Среди национальных праздников башкир выделяются следующие: Сабантуй — праздник весны и начала посевной кампании, который проводится в конце мая или начале июня. Национальные праздники татар, башкир, казахов, бурятов, удмуртов.